Парусники предприятия. Технические характеристики — парусник «МИР

Парусное учебное судно «Мир» – учебный трехмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).

Судно построено в 1987 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.

Под флагом СССР, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Мир» 01 декабря 1987 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки – морской порт Ленинград.

Первым капитаном парусника «Мир» был назначен Виктор Антонов. В разные годы капитанами этого судна также служили (в хронологическом порядке): Валерий Зорохов, Сергей Тимошков и Юрий Галкин. В настоящее время капитаном парусника «Мир» является Андрей Орлов.

В период с 1989 по 1991 год судно «Мир» находилось на балансе Балтийского морского пароходства.

В 1991 году парусник передан в управление Ленинградского высшего инженерного морского училища, впоследствии переименованного в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, а затем в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

В мае 2014 года распоряжением Росморречфлота от 26.05.2014 № АД-207-р парусное учебное судно «Мир» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».

Судно построено на класс: KM AUT2 special purpose ship

Основные характеристики: Водоизмещение 2984 тонны. Длина судна наибольшая (с бушпритом) 108,6 метра, ширина судна наибольшая 14 метров, высота грот-мачты 49,5 метра, осадка 6,6 метра. Количество парусов 26 единиц.

Общая площадь парусов 2771 м2. Мощность двигателя 2419 кВт. Скорость 11,6 узлов (официально зарегистрирована максимальная скорость движения парусника под парусами – 21 узел, поэтому судно «Мир» считается самым быстрым парусником в мире). Количество спецперсонала (курсанты, преподаватели) 144 человека. Экипаж 46 человек.

На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.

Парусник «Мир» является символом Санкт-Петербурга и гордо несет это звание через моря и океаны. Совершая заходы в иностранные морские порты, экипаж парусника участвует в различных мероприятиях, связанных с популяризацией русского языка среди иностранных школьников; доносит российскую позицию по важным международным вопросам до простых людей на всем пути своего следования.

Важной страницей в истории парусника «Мир» является его участие в международных парусных регатах.

Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год). Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.

В 1991 году парусник принимал участие в 7-й международной регате «Hochsee Race Der Deetadt Bremerhafen» и занял итоговое первое место.

В 1992 году, в рамках участия в международной гранд регате «Коламбус-92» («Grand regatta Columbus-500»), посвященной пятисотлетнему юбилею открытию Америки, парусник «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Один из главных призов экипажу вручил Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.

В 1993 году парусник одержал победу в регате «STA Netherlands Feeder Race».

В 2005 году победа в регате «Santander Tall Ships’ Regatta - 2005».

В 2007 году парусник «Мир» принял участие в регате «Welt Pokal regatta 2007», где занял первое место в общем зачете.

В 2010 году судно приняло участие в парусной регате «Исторические моря 2010» (Historical Seas Tall Ships Regatta 2010), которая собрала под своими парусами крупные парусные суда с экипажами из многих стран и впервые за 50 лет своего существования проводилась в Эгейском и Черном морях.

30 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась в дальнее плавание парусника «Мир», учебного судна Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, которое продлится до ноября 2013 года. В 2013 году участие парусника в регате «Lycamobile Mediterranean Tall Ships Regatta 2013».

31 января 2014 года пришло учебное парусное судно «Мир» Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. В 2014 году, в период проведения зимних игр 2014 года, судно побывало в морском порту Сочи. Это событие стало одним из наиболее запоминающихся моментов для гостей и участников игр в Сочи. В том же году парусник принял участие в Черноморской регате больших парусников 2014 «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014» по маршруту порты Варна, Новороссийск, Сочи и Констанца.

Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки, как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк, и других морских порта мира.

28 апреля 2015 года состоялась торжественная курсантов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в их первое в жизни учебное плавание на борту парусного учебного судна «Мир». В мае парусник «Мир» в рамках учебного рейса , где принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне. 15 мая в ходе своего рейса (Норвегия). 03 июня , где пробудет до 06 июня. 11 июня , где пробудет до 14 июня. 13 июня Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко совместно с врио губернатора Архангельской области Игорем Орловым и ректором ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергеем Барышниковым высокопоставленного гостя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх провел на судне церемонию открытия именной аудитории в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. 14 июня и начал совершать морской крестный ход на Соловки. 17 июня в рамках историко-мемориальной экспедиции и духовно-патриотического похода (известный как «Соловки»). 24 июня снова , где пробудет до 27 июня. 15 июля с целью участия в одном из этапов престижной Международной регаты «The Tall Ships Races 2015» – «Гонка больших парусников 2015», где пробудет до 18 июля. 28 июля Гонок больших парусников («The Tall Ships Races 2015») из порта Кристиансанд (Норвегия) в порт Ольборг (Дания). 19 августа для участия в крупнейшем международном параде кораблей «Паруса Амстердама» (Sail Amsterdam), где пробудет пять дней. 31 августа в международном парусном фестивале «Sail de Ruyter 2015», который проходил в порту Влиссинген (Нидерланды), куда парусник прибыл 27 августа. 28 сентября с иконой Святого равноапостольного князя Владимира на борту возвратится в родной порт Санкт-Петербург. 28 сентября в Санкт-Петербург. 19 ноября курсантам ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, принимавшим участие в учебном походе, торжественно нагрудные знаки.

05 апреля 2016 года на паруснике плановый ремонт, а 06 апреля судно отправится из Калининграда в Санкт-Петербург. С 15 апреля более 130 курсантов Государственного университета морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова на паруснике учебную практику. 16 апреля из морского порта Большой порт Санкт-Петербург в первое учебное плавание текущего года. 03 мая в порт Гамбург, где пробудет семь дней. 14 мая в норвежский порт Ларвик, где принял участие в праздновании Дня Конституции Королевства Норвегия. По окончании визита судно направится в морской порт Варнемюнде (Германия), куда планирует прибыть 23 мая. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и премьер-министр Федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Эрвин Зеллеринг 25 мая , находящийся до 29 мая в морском порту Варнемюнде (Германия) в рамках празднования «Russland TAG 2016». После завершения визита отправится в морской порт Травемюнде (Германия). 15 июня в морской порт Большой порт Санкт-Петербург и пришвартовался у набережной Лейтенанта Шмидта с целью смены курсантского состава для прохождения морской практики. В соответствии с расписанием плавания, 18 июня, после смены состава курсантов и пополнения запасов, парусник Санкт-Петербург с новым курсантским составом и отправился в морской порт Делфзейл (Нидерланды), куда ориентировочно прибудет 29 июня. 30 июня в морской порт Делфзейл (Нидерланды) для участия в торжественном параде парусов в рамках открытия Международного парусного фестиваля «DelfSail 2016», который покинет 03 июля. 06 июля в морском порту Антверпен (Бельгия), где с 07 по 10 июля состоится официальное открытие Гонок больших парусников («The Tall Ships Races 2016»). Парусник участие в официальном открытии Гонок больших парусников («The Tall Ships Races 2016»), которое прошло в морском порту Антверпена (Бельгия) в период с 07 по 10 июля. 22 июля в морском порту Лиссабон (Португалия). Судно успешно завершило первый этап Гонки больших парусников («Tall Ships Races 2016»), финишировав первым в своем классе. 28 июля в морском порту Кадис (Испания), завершив второй этап Гонки больших парусников регаты «Tall Ships Races 2016». 19 августа в Сочи, где пробудет 10 дней. 11 сентября парусник в рамках первого этапа «СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016» порт Констанца и направился в Новороссийск, куда прибыл 14 сентября. По результатам первого этапа гонки в классе А первое место. 19 сентября стартовал второй этап Черноморской регаты больших парусников «SCF Black Sea Tall ships regatta 2016». 21 сентября в Сочи, где пробудет до 25 сентября. 08 октября парусник, на борту которого проходили плавательную практику курсанты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, в порт Сочи и завершил учебное плавание 2016 года. 19 октября парусник покинул акваторию Черного моря и транзитом прошел пролив Босфор. 16 ноября прибыл в Бремерхафен, где пробудет до 29 мая. Парусник станет самым ярким участником ежегодного красочного морского праздника «SeeStadtFest 2017» наряду с яхтами из разных стран мира. 08 июня в Ольборг (Дания) для участия в городском фестивале «Aalborg Regatta 2017», где пробудет до 11 июня. Затем отправится в Ден-Хелдер (Нидерланды), куда планирует прибыть 22 июня. 22 июня в Ден-Хелдер для участия в крупнейшем фестивале парусных судов «Sail Denhelder 2017». Стоянка в Ден Хелдере продлится до 25 июня. Затем парусник отправится в Санкт-Петербург. 05 июля в Санкт-Петербурге парусника поднялась новая смена курсантов отраслевых учебных вузов. 13 июля в порт Котка, Финляндия, где присоединился к престижной регате The Tall Ships Races 2017. 17 июля в Таллинн в рамках международной парусной регаты «The Tall Ships Races», который покинул 18 июля и направился в финский порт Турку. 19 июля в порт Турку, который покинет 23 июля. 29 июля в порт Клайпеда, где завершился очередной этап гонки в рамках Международной парусной регаты больших парусников 2017 года на Балтийском море (The Tall Ships Races 2017). 01 августа третий завершающий этап регаты больших парусников «The Tall Ships Races 2017» по маршруту Клайпеда (Литва) - Щецин (Польша), который 05 августа. Стоянка в Польше продлится до 08 августа. Затем парусник отправится в Варнемюнде (Германия) для участия в регате «Hanse Sail 2017». 23 августа в порт Кале, где будет находиться до 26 августа. 30 августа в морской порт Гавр, гле примет участие в празднике Grandes Voiles du Havre вместе с десятками других крупнейших фрегатов из различных стран мира. 14 сентября в морской порт Фредрикстад (Fredrikstad), Норвегия, где будет находиться до 17 сентября. После этого вернется домой в Санкт-Петербург. 29 сентября в Санкт-Петербурге торжественное празднование юбилея парусника, которому исполнится 30 лет. 29 сентября в Пассажирском порту Санкт-Петербург состоялась торжественной встречи и празднования юбилея парусника. 03 октября в очередной учебный рейс. Плавательная практика для новой смены курсантов, 132 воспитанников ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, рассчитана на два месяца. 27 октября во французский город Бордо (Bordeaux), где пробудет до 07 ноября. 23 ноября в морской порт Калининград. 30 ноября навигацию текущего года.

По сообщению от 29 марта 2018 года в межнавигационный период 2017-2018 проведено плановое докование, ремонт электро-механического оборудования и систем. Корпус парусника полностью зачищен и покрашен, подводная часть обработана антиобрастающим покрытием, что улучшит ходовые качества судна и увеличит скорость хода. 24 мая в морской порт Бремерхафен (Bremerhaven), чтобы принять участие в фестивале парусных судов SeeStadtFest - Landgang Bremerhaven. 01 июля участие в морском фестивале в Вильгельмсхафене, после завершения которого вышел из немецкого морского порта и взял курс на страны Северной Европы, где планирует принять участие в этапах регаты The Tall Ships Races 2018. 17 июля первый этап международной парусной регаты Tall Ships Races. 11 сентября в родной порт приписки – морской порт Большой порт Санкт-Петербург. 12 сентября в морском порту Большой порт Санкт-Петербург на борт парусника «Мир» поднялась новая третья смена курсантов ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова» – 132 студента, которые будут проходить плавательную практику на фрегате до 15 ноября. С 21 по 23 сентября с визитом в Таллине.

Основные технические характеристики Парусного судна «МИР»

Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,6 м,
* Длина корпуса — 79,4 м * Ширина наибольшая – 14,0 м
* Полная высота борта (от линии киля до палубы по центру корпуса) – 10,65 м
* Максимальная осадка – 6,6 м
* Валовая вместимость: (общий объём всех помещений судна, кроме топливных и балластных
цистерн) — 2257 рег.т.
* Чистая вместимость (объём коммерчески эксплуатируемых помещений): 677 рег.т.
Регистровая тонна — еденица объёма — 2,83 м³ (100 фут³)
* Порожнее водоизмещение — 2984 т,
* Дедвейт (полезная нагрузка — запас топлива, воды продовольствия, масса экипажа и т.п.) — 761 т
* Высота грот мачты от поверхности воды – 49,5 м
* Силовая установка — два дизельных двигателя по 570 л.с. (2х419 кВт)
* Два электро-генератора по 320 квт и один 400 квт.
* Экипаж — постоянный штатный — 55 чел. (включая до 140 курсантов — 199 человек)
* Запас пресной воды – 300 т
* Запас топлива — 194 т
* Скорость под двигателями — 11 узлов.
* Скорость под парусами (максимальная, официально зарегистрированная) — 21 узел (38.9 км/ч)
На настоящее время Организацией Учебно-парусных судов SAIL TRAINING INTERNATIONAL ORGANIZATION признан самым быстрым парусником в мире.

Корпус
Корпус парусника — стальной, сварной, трёхпалубный, со сплошными палубами.
Корма — транцевая, выпуклая, с ахтерштевнем открытого типа. Руль — полый, балансирного типа.
Винт — регулируемого шага, при ходе под парусами, для уменьшения сопротивления, лопасти винта приводятся во флюгерное положение.
Носовая оконечность — классической, клипперной формы.
На судне используются якоря Холла массой 1500 кг и брашпильное якорное устройство. Длина цепи позволяет становиться на якорь на глубине до 100 м. Скорость подъёма якорей — 10 м/с. На носовой и кормовой оконечностях установлены швартовые шпили.
На верхней палубе расположены три одноярусные надстройки. Их мостики имеют вынесенные к бортам крылья, на которых находятся спасательные средства. На мостике кормовой надстройки — ходовая штурманская рубка (капитанский мостик), откуда осуществляется управление кораблём, ниже в надстройке располагается учебная штурманская рубка (учебный кабинет), походные каюты капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской. В 2016 году ФГУП «РОСМОРПОРТ», новым судовладельцем ПУС «МИР» проведены серьезные работы по модернизации и реконструкции ходовой и учебной штурманских рубок. Значительно увеличена площадь и укомплектовано самым новейшим радио-навигационным оборудованием, созданы 6 учебных штурманских столов для практических занятий курсантов и трейнизов. На главной (первой закрытой) палубе находятся общий салон, каюты и кабинет капитана и старшего помощника, 5 одноместных кают для старшего и 10 для среднего руководящего состава. Там-же находятся помещения медицинской службы, кают-компания и учебные классы. Так же на главной палубе или в помещениях твиндека (нижней закрытой палубы) — 14 двух- или трёхместных кают для рядового штатного экипажа. На твиндеке расположены двенадцатиместные кубрики для курсантов и хозяйственные помещения — мастерская, такелажная, парусная, тросовая, хозяйственная кладовые, камбуз с холодильниками и комнаты отдыха. Окраска корпуса корабля — белая, с продольной голубой полосой. Княвдигенд (выступающая часть носовой оконечности) и корма украшены золоченым орнаментом. Бархоуты — продольные усиления обшивки покрыты золоченной краской.

Рангоут

Весь рангоут парусника — стальной, сварной, пустотелый. Главная колонна мачты соединяется с её продолжением с помощью фланцевого соединения. Таким образом традиционное членение верхней части мачт на собственно стеньги, брам- и бом-брам-стеньги соответственно, становится весьма условным и определяется по месту, положения реев, марсовых площадок и салингов. Реи на кораблях этой серии, в отличии от традиционных парусников с прямым вооружением, выполнены не подъёмными, а закреплены на постоянной высоте на бейфутах. При помощи брасов реи могут свободно вращаться в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на угол до 60o в обоих направлениях. Все три мачты наклонены к корме под уголом 2o.

Высота мачт от КВЛ (конструктивной ватерлинии)
фок — 49,2 м,
грот — 49,5,
бизань — 48,4 м.
Размер основных элементов рангоута (длина и диаметр соотв.)
Бушприт — 23 м, 700 мм,
Фокмачта — 25,5 м, 700 мм,
Гротмачта — 25,8 м, 700 мм,
Бизаньмачта — 23,0 м, 550 мм.
Фока- и грота- реи — 23,7 м, 450 мм.

Такелаж
Весь стоячий такелаж выполнен из стальных тросов.
Ватер- и мартин-штаги бушприта — окрашенные в белый цвет стальные цепи.
Бегучий такелаж из синтетических тросов различных оттенков — своего для каждой группы такелажа — для облегчения работы при большом количестве снастей.

Рангоут
Стоячий черного цвета. Бегучий — светло-бежевого, брасы — тёмно-бежевого цвета.
Современные материалы позволяют делать такелаж достаточно тонким с сохранением прочности. Это можно видеть на многих фотографиях реальных парусников, где большая часть снастей становится практически неразличимой на фоне моря и неба.

Паруса
Корабль «Мир» имеет полное крабельное парусное вооружение — т.е. на всех мачтах установлен полный комплект прямых парусов, а на бизань-мачте отсутствует самый нижний парус. Между мачтами установлены косые паруса -стаксели, обеспечивающие манёвренность корабля. Паруса для всех современных парусных судов изготавливаются их специальных синтетических тканей, имеющих повышенную прочность и устойчивость к воздействию морской воды и
ультрафиолетового излучения. Таким материалом служит — дакрон.

С развитием скоростного торгового клипперного флота постепенно стали уходить в прошлое большие, неудобные в оперативном управлении паруса, подобные тем, что несли тяжёлые линейные корабли до середины XIX века. Вместо сплошных марселей и брамселей появились разрезные, состоявшие из двух отдельных полотнищ, каждое из которых подвешивалось на собственной рее. Первым это новшество было применено на американском четырёхмачтовом чайном клипере «Грейт Рипаблик» — самом большом в истории деревянном корабле с длиной корпуса 101,5 м, и высотой мачт — 69 м. При этом исчез и способ уменьшении площади паруса при помощи взятия рифов — на их место пришли продёрнутые сквозь парус по высоте леера, рабочие концы которых через систему блоков проводятся вдоль мачт вниз на кофель-нагельные планки, установленные около мачты. На паруснике «Мир» разрезными являются только марсели.

Паруса (площадь в м2)
Общее количество парусов — 26 шт.

Косые паруса
От фок-мачты к бушприту:
летучий кливер* — 64,3 м2
бом-кливер -71,3 м2
кливер -72,5 м2
мидель-кливер — 79,3 м2
фор-стень-стаксель -71,7 м2

От грот-мачты:
грот-стень-стаксель -120 м2
грот-брам-стаксель -78 м2
грот-бом-брам-стаксель -72 м2

От бизань-мачты:
крюйс-стень-стаксель -67,2 м2
крюйс-брам-стаксель -60,4 м2
крюйс-бом-брам-стаксель -58,2 м2
задняя бизань (контр-бизань) -154 м2

Прямые паруса
Фок-мачты:
фок -201,5 м2
нижний фор-марсель -111,8 м2
верхний фор-марсель -113,1 м2
фор-брамсель -114,2 м2
фор-бом-брамсель — 111,5 м2

Грот-мачты:
грот -201,5 м2
нижний грот-марсель -111,8 м2
верхний грот-марсель -113,1 м2
грот-брамсель -114,2 м2
фор-грот-брамсель -111,5 м2

Бизань-мачты:
нижний крюйс-марсель -100,8 м2
верхний крюйс-марсель -91,2 м2
крюйс-брамсель -106,6 м2
крюйс-бом-брамсель -75,7 м2

Итого общая площадь парусов — 2647 м2

* Летучий кливер (не растягиваемый по фалу, а поднимаемый непосредственно за верхний шкотовый угол паруса) поднимался достаточно редко, только при маневрировании с самым слабым ветром.


Спецификация и схема парусов
Паруса: А -летучий кливер, Б — бом-кливер, В — кливер, Г — мидель-кливер, Д — фор-стень-стаксель, Е — фок, Ж — нижний фор-марсель, И — верхний фор-марсель, К — фор-брамсель, Л — фор-бом- брамсель, М — грот-стень-стаксель, Н — грот-брам-стаксель, О — грот-бом-брам-стаксель, П — грот, Р — нижний грот-марсель, С — верхний грот-марсель, Т — грот-брамсель, У — фор-грот- брамсель, Ф — крюйс-стень-стаксель, Х — крюйс-брам-стаксель, Ц — крюйс-бом-брам-стаксель, Ш — нижний крюйс-марсель, Щ — верхний крюйс-марсель, Э — крюйс-брамсель, Ю — крюйс-бом- брамсель, Я — задняя бизань




План корпуса и палубы

боковые проекции и вид сверху

1 — бушприт
2 — подбушпритная сетка
3 — бакштаги бушприта
4 — горловины вентиляционных люков подпалубных помещений
5 — швартовый шпиль
6 — вентиляционные головки
7 — палубные клюзы якорных цепей
8 — винтовые фрикционные стопоры цепей
9 — электрический брашпиль
10 — рында
11 — кофель-нагельные планки
12 — табло-боксы для бортовых ходовых и сигнальных огней
13 — люк для погрузки продовольствия на камбуз
14 — короб вентиляционной шахты камбуза
15 — контрольно-измерительные приборы внутренних коммуникаций
16 — ящик с песком
17 — спасательные плоты ПСН-10
18 — вентиляционная головка
19 — контейнер для сигнальных флагов
20 — кран для спуска мотоботов, 2 шт
21 — малый мотобот, 2 шт
22 — кожух дымовой трубы
23 — выхлопные отверстия дымовой трубы
24 — трап-балка 25 — забориный трап
26 — гирокомпасы, 2 шт
27 — штурманский мостик
28 — авторегистратор параметров рейса
29 — мостик верхней штурманской рубки
30 — компас
31 — антенна спутниковой навигационной системы
32 — вентиляционная головка
33 — вытяжной кожух
34 — кормовой электрический шватовый шпиль
35 — кнехты
36 — скамьи
37 — кормовой флагшток
38 — гакабортный огонь
39 — опоры для установки навигационных антенн
40 — контейнер
41 — вентиляционный дефлектор
42 — бизань-мачта
43 — трап на штурманский мостик
44 — трап на мостик кормовой рубки
45 — аварийный радиобуй
46 — штурвал
47 — опоры для установки ледовых прожекторов
48 — световой люк
49 — крышки сходных люков
50 — грот-мачта
51 — крановая стрела
52 — большой мотобот
53 — скобяной трап
54 — запасной якорь
55 — фок-мачта 56 — киповые планки
57 — выстрелы для шкотовых блоков
58 — передняя надстройка
59 — средняя надстройка
60 — нижняя штурманская рубка
61 — верняя штурманская рубка
62 — мостик вокруг нижней рубки
63 — кормовая надстройка 64 — опора гика бизани
65 — мартин-гик 66 — цепные ватер-штаги
67 — буксирные клюзы
68 — якорь Холла

Теоритический чертеж корпуса праусника «Мир»

Проекции «бок» и «корпус» теоретического чертежа парусника «Мир».На чертеже показаны силуэты килевой рамы и полный набор шпангоутов, необходимый для постройки модели. Показан контур кормового транца, линии верхней и главной палуб, линия слома поверхности корпуса на корме. КВЛ — конструктивная ватерлиния. Контур подводной части кормы и силуэт рулевого пера.


Марсовые площадки и салинги

на чертеже показаны марсовые площадки и салинги учебного парусного судна «Мир». Вид сверху и сбоку. На планах марсов показаны отверстия для проводки снастей такелажа парусов.
Сочленения мачт со стеньгами и стеньг с брам-стеньгами — фланцевые. Устройство ноков реев в двух проекциях.
контуры краспиц под марсовыми площадками.
Наделки на мачтах и стеньках для крепления и проводки тросов бегучего такелажа. Путенс ванты под марсовыми площадками.

Бушприт

Наклонная рангоутная мачта, выступающая вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов - кливеров и стакселей.

Кофель-планки брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами

Судовое радионавигационное оборудование

— Магнитные компасы
— Гирокомпасы
— Радиолокационная станция (тоже — РЛ) — 2 шт
— УКВ радиотелефонная станция
— Радиостанции, установленные на спасательных средствах
— Эхолот для промера глубин
— Лаг (тоже — ЛГЭ) — система контроля пройденного расстояния
— Средство автоматической радиолокационной прокладки курса
— Приемник-индикатор радионавигационных систем
— Ультракоротковолновая радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом) — 2 шт
— Радиоустановка промежуточных и коротких волн (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ (узкополосной букврпечатью))
— Судовая земная станция системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствиях)
— Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ (Космическая Система Поиска Аварийных Судов)- Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking)
— международная спутниковая поисково-спасательная система, оповещения о бедствиях и местоположении радиобуев
— Приемник службы НАВТЕКС (англ. NAVTEX - „NAVigational TEXt Messages“) международная автоматизированная система оповещения
— Приемники расширенного группового и цифрового избирательного вызовов
— Приемник коротковолновой буквопечатающей аппаратуры
— Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС (Aвтоматическая идентификационная система) поиска и спасания — 2 шт
— УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи — 3 комплекта
— Аппаратура автоматической идентификационной системы
— Упрощенный автоматический регистратор данных рейса
— Судовая система аварийного и охранного оповещения
— Командно-трансляционное устройство
— Система опознавания судов и дальнего слежения за ними
Автоматическая система контроля состояния вахтенного помощника капитана

Спасательное оборудование и малые плавсредства корабля
Полный комплект индивидуальных спасательных жилетов на каждого члена экипажа и пассажиров
— Набор спасательных кругов вдоль леернонго ограждения
— Полный комплект (до 20 шт) надувных 10-местных спасательных плотов ПСН-10
— Два малых стационарных надувных мотобота с кранами для спуска на крыльях второй надстройки.
— Большой стационарный мотобот на крыше носовой рубки.
— Полный комплект страховочного снаряжения для работы на высоте

Экипаж

В высший руководящий состав штатного экипажа корабля входят:
* Капитан — Орлов Андрей Валентинович (с 2012 года и по настоящее время)
* Капитан наставник — Антонов Виктор Николаевич
* Старший помощник капитана — Котляров Вячеслав Александрович
* Старший механик
* Старший учебный помощник капитана

Офицерский состав:
* Помощник капитана по электронике
* 2й помощник капитана
* 3й и помощник капитана
* 4й помощник капитана
* Помощники капитана по хозяйственно-административной части (5й помощник)
* 2й механик
* 3й механик
* 4й механик
* Инженер электрорадионавигатор
* судовой врач (хирург)
* Старший инструктор

Члены экипажа:
* Сменные мотористы — 3 чел
* Сменные электрики — 3 чел
* Парусный мастер
* Электрорадионавигатор
* Механик рефрижераторных установок
* Электромеханик
* Токарь-слесарь
* Старший вахтенный матрос — 3 чел.
* Матрос 1 класса — до 8 человек
* Машинист прачечной
* Заведующий продовольствием
* Шеф-повар
* Повара — 3 чел.
* Пекарь
* Старший буфетчик
* Буфетчик-официант — 3 чел.
* Старший матрос-уборщик
* Руководители практики — до 8 человек
* Курсанты, рактиканты — до 132 чел.
* Пассажиры — до 12 человек

Смотрите документальный фильм телекомпании Russia Today «В НАДЕЖДЕ НА ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»



Что такое SAIL TRANING? Sail Training – это увлекательное приключение, больше чем морская практика. В период плавания участники, которых также называют трейнизами (от англ: trainee), сталкиваются с различными вызовами, физическими и эмоциональными, что помогает им обрести уверенность в себе и чувство ответственности. Практика в море развивает принятие окружающих, вне зависимости от их социального и культурного статуса, а также способность идти на контролируемый риск. Те, кто проходят практику по программе Sail Training на учебно-парусных судах отмечают, что этот опыт меняет их жизнь в позитивном ключе. Sail Training International – международная некоммерческая организация, проводящая международные мероприятия и объединяющая двадцать девять национальных ассоциаций Sail Training International во всем мире.

Прошедшие выходные оказались богаты на события. Помимо удалось побывать на учебном парусном судне "Мир". Экскурсию организовала oksa_sun - спасибо ей за это.

Парусник "Мир" пришел в Петербург на зимовку в октябре прошлого года и простоит у причала на Васильевском до апреля. В апреле он возьмет на борт курсантов Макаровки и на несколько месяцев пойдет в Европу для участия в различных фестивалях и международной регате. Оказывается, в плавание может отправиться любой желающий но, разумеется, за деньги. Цена вопроса - порядка 100 евро с человека в сутки, включая питание. Никакой подготовки не требуется.


Судно может взять 200 человек. Экипаж - 50 человек. К ним раньше обычно добирали 145 курсантов и 5-6 преподавателей. Сейчас берется 90-100 курсантов, что позволяет оставить резерв для пассажиров, которые платят и позволяют судну пополнить бюджет. Туристы - в основном немцы. Живут в таких же кубриках, что и курсанты. По желанию могут принимать участие в аврала и прочих работах на судне. Обычно желающих находится много. Альтернатива - сидеть в баре и бухать со скоростью 2 евро за 20 г алкоголя.

Команда делится на 3 вахты. Каждый член экипажа знает свое место в расписании и, то есть, условно говоря, где ему следует находиться в штатном режиме и за какую веревку тянуть. Если нужно работать со всей громадой парусов, капитан подает команду "Парусный аврал!!!" и все три вахты одновременно вылетают наверх. Каждая вахта знает весь такелаж, где находятся точки крепления парусов и т.д. Для аврала действует уже другое расписание, система отработана и все знают куда бежать и что делать.

Самое высокое место на судне, куда можно забраться - бом-брам-рея, 49 метров от ватерлинии.

Узнал между прочим, что скоро Петербург перестанет быть по-настоящему морским городом. После строительства Западного диаметра КАД высокие суда, в частности, "Мир", не смогут заходить в Неву как сейчас. А вот третий в мире по длине пролета мост Большой Бельт в Дании строили исходя из высоты мачт нашего парусника "Седов", чтобы не запереть его в Балтике.

Судно было построено в 1987 г. в Польше (одновременно по одному проекту построили 5 одинаковых судов). Считается самым быстрым парусным судном в мире (21 узел = 38,9 км/час). Водоизмещение "Мира" - около 2,5 тысяч тонн. Площадь парусов - 2,5 тыс кв. м. На судне имеется 2 двигателя по 500 л.с. и дизель-генератор. Судно берет в плавание 300 тонн воды, автономное плавание - до 2 месяцев.

Основные технические характеристики судна из Википедии

Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,6 м
Ширина наибольшая – 14,0 м
Максимальная осадка – 6,6 м
Мощность двигателей – 2х570 л.с.
Высота грот мачты – 49,5 м
Площадь парусов – 2771 кв.м
Экипаж (включая 144 курсанта) - 199 человек
Запас пресной воды – 300 т
Место постройки: Гданьская судоверфь (код проекта - B810/02)
Главный конструктор: Зигмунд Хорен

15.06.2017 11375

“Пруссия” - это пятимачтовый парусник с цельностальным корпусом. Ранее он был самым большим в мире кораблем с прямыми парусами, а также единственным пятимачтовым парусником этого класса мирового торгового флота. Парусный корабль построили в 1902 году по заказу гамбургской судоходной компании “Лайеш”. Гамбург является портом приписки парусного судна. В отличие от многих других, парусник “Пруссия” никогда не был оснащен вспомогательными двигателями. Длина корабля - 147 метров, ширина - 16,3 метра, водоизмещение - 11 150 тонн, объем судна - 5 081 рт (регистровых тонн), площадь парусов - 6 806 метров в квадрате, годы эксплуатации - с 1902 по 1910.


“Франс II” - французский пятимачтовый парусный корабль. Этот парусник считается одним из самых больших в истории судостроения. “Франс II” был заложен на верфях “Chantiers et Ateliers de la Gironde” во французском городе Бордо в 1911 году. Длина парусника - 146,20 метров, ширина - 17 метров, водоизмещение - 10 710 тонн, объем судна - 5 633 рт, объем парусов - 6 350 метров в квадрате.


“R.C.Rickmers” - немецкий пятимачтовый парусный корабль, а также служил в качестве торгового судна. Длина парусника составляет 146 метров, ширина - 16,3 метров, водоизмещение - 10 500 тонн, объем судна - 5548 регистровых тонн, площадь парусов - 6 045 метров в квадрате.


Шхуна “Томас У. Лоусон” - единственный семимачтовый парусник в мире. Он был спущен на воду в городе Куинси в 1902 году. Известный судовладелец Дэон Кроули очень хотел создать самый большой парусник во всем мире, и посему он стал вдохновителем и автором идеи его строительства. Длина парусника составляет 144 метра, ширина - 15 метров, водоизмещение - 10 860 тонн, объем судна - 5 218 рт, площадь парусов - 4 330 метров в квадрате, валовая вместимость шхуны “Томас У. Лоусон” составила 5,218 (брт), что на 137 (брт) было в то время больше, чем у пятимачтового барка “Пруссия”, которого ввели в эксплуатацию за несколько месяцев до шхуны “Томас. У. Лоусон”.


Ройял Клипер - это пятимачтовый четырехзвездочный круизный парусник, который был построен по образу и подобию “Пруссии” (1902 - 1910). Макет парусника разработал Зигмунт Хорен - польский специалист по корабельным устройствам, а сам парусник приняли в эксплуатацию в 2000 году. Самый длинный парусник в мире вмещает 227 пассажиров. “Royal Clipper” может развивать скорость до 20 узлов. Длина корабля - 134,8 метров, ширина - 16,5 метров, водоизмещение - 5 061 тонна, объем судна - 4 425 рт, площадь парусов - 5 202 метра в квадрате.


“Потоси” - пятимачтовое парусное торговое судно, которое было построено в 1895 году по заказу гамбургской судоходной компании “Лайеш”. Маршрут парусника проходил между Германией и Чили. Длина парусника - 132,1 метр, ширина - 15,1 метр, водоизмещение - 8 580 тонн, объем судна - 4 026 рт, площадь парусов - 4 700 квадратных метров.


Копенгаген “Кобенхавн” - последний пятимачтовый барк, который был построен в 1921 году шотландской верфью “Рэмэдж энд Фергюсон” по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене. Длина барка - 131,9 метров, ширина - 15 метров, водоизмещение - 7 900 тонн, объем судна - 3 901 рт, площадь парусов - 4 644 квадратных метра.


“Франс I” - один из самых крупных пятимачтовых барков. Парусное судно было построено в 1890 году. Это был первый французский парусный грузовой корабль и второй в мире в эту эпоху. Длина корабля - 133 метра, ширина - 14,9 метров, водоизмещение - 7 800 тонн.


“Вайоминг” - шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, которая была построена в основном из канадской сосны. В то время это был верх совершенства деревянного судостроения. Вайоминг - крупнейшее в мире цельнодеревянное судно. Длина корабля - 137 метров, ширина - 15 метров, водоизмещение - 8 000 тонн, объем судна - 3 731 рт, площадь парусов - 3 700 метров в квадрате.


“Грейт Рипаблик” – самый большой деревянный клипер XIX века. Он был построен знаменитым американским судостроителем Дональдом Маккеем. Клиперу “Грейт Рипаблик” не было равных по своим размерам. Большинство американских клиперов XIX века имели длину около 70 метров и считались самыми большими в мире, английские клиперы были в среднем около 60 метров. Длина же “Грейт Рипаблик” составляла 101,5 метров, Ширина клипера – 16,2 метра, водоизмещение – 4556 тонн. Высота грота “Грейт Репаблик” достигала 70 метров. Общая площадь парусов - 6070 квадратных метров.


“Викинг” - четырехмачтовый стальной барк, который был построен в 1906 году в Копенгагене. Это самое большое парусное судно, когда-либо построенное в Скандинавии. Длина Викинга - 118 метров, ширина - 13,9 метров, водоизмещение - 6 300 тонн, объем судна - 2 959 рт, площадь парусов - 3 690 метров в квадрате.


“Седов” - это четырехмачтовый барк, который был построен в 1921 году под именем “Magdalene Vinnen II”. С 1936 года название поменялось на “Kommodore Johnsen”. А в 1945 году барк был передан СССР Великобританией и был переименован в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. На сегодняшний день “Седов” - это один из самых крупных в мире парусных учебных судов. Длина - 117,5 метров, ширина - 14,6 метров, водоизмещение - 7 320 тонн, объем судна - 3 556 рт, площадь парусов - 4 192 метра в квадрате.


“Юнион” - это учебное парусное судно Перуанского флота. У парусника - четырехмачтовый стальной корпус. Юнион был построен в 2014 году судостроительной компанией Shipyard Marine Industrial Services Перу, известной также как SIMA. Длина барка составляет 115,75 метров, ширина - 13,5 метров, водоизмещение - 3 200 тонн, площадь парусов - 4 324 метров в квадрате.


“Крузенштерн” - это четырехмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построен был в 1925-1926 годах в Германии. При спуске барк носил имя Падуя, но в 1946 году он перешел в собственность СССР и был переименован в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Порт приписки судна - Калининград. Длина парусника - 114,5 метров, ширина - 14,4 метров, водоизмещение - 5 805 тонн, объем судна - 3 064 рт, площадь парусов - 3 900 метров в квадрате. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции. Клуб путешествий Михаила Кожухова предоставляет уникальную возможность не просто посетить Крузенштерн, а отправиться в путешествие на .


Памир - это многомачтовое парусное судно. В свое время мировую популярность приобрели многомачтовые парусные суда, которые получили неофициальное название “летающие «П”. Эта серия парусников была построена в конце XIX века по заказу германской судоходной компании “F. Laeisz”. Барк “Памир” - один из них. Длина судна - 114,5 метров, ширина - 14 метров, водоизмещение - 3 910 тонн, объем судна - 3 020 рт, площадь парусов - 3 800 метров в квадрате.


“Хуан Себастьян де Элькано” - это учебное судно Военно-морских сил Испании. Оно используется как тренировочная база курсантов Военно-морской академии. Элькано - это крупнейшая из шхун мирового учебного флота. По типу парусного вооружения “Элькано” относится к топсельным (марсельным) шхунам, на фок-мачте он несет четыре прямых паруса и три косых, на остальных трех мачтах – только косые паруса. Судно было спроектировано и построено на верфи «Эчеварьета и Ларинага» в Кадисе, а спущено на воду 5 марта 1927 года. Шхуна была названа в честь Хуана Себастьяна де Элькано (1476-1526), первого моряка, который совершил кругосветное плавание. Длина судна - 113 метров, ширина - 13 метров, водоизмещение - 3 670 тонн, объем судна - 2 464 рт, площадь парусов - 3153 метров в квадрате.


“Эсмеральда” - это учебное парусное судно чилийских ВМС постройки середины XX века. Оно было заложено на кадисской верфи в 1946 году, и шесть лет спустя судно продано Чили в рамках погашения долга Испании перед этой страной. 12 мая 1953 года судно спустили на воду, а 15 июня 1954 года был поднят чилийский флаг. Длина судна - 113 метров, ширина - 13 метров, водоизмещение - 3 673 тонн, объем судна - 2 400 рт, площадь парусов - 2 935 метров в квадрате.


“Мир” - это учебный трехмачтовый корабль, фрегат по принятой классификации учебных судов или “корабль” по парусному вооружению - судно с полным парусным вооружением, который принадлежит Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург), а с 2014 года - “Росморпорту”. “Мир” был построен на верфи Гданьска в 1987 году. Длина судна - 109,6 метров, осадка 6,6 метра, общая площадь парусов 2771 метров в квадрате, высота средней мачты - 49,5 метров. Вмещает до 200 человек.


“Надежда” - это учебный трехмачтовый корабль. Судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат. В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «РОСМОРПОРТ». Длина судна - 109,4 метра, ширина - 14 метров, водоизмещение - 2 297 тонн, площадь парусов - 2 768 метров в квадрате.


Учебное парусное судно “Дар Молодежи” - это польский трехмачтовый учебный парусник, фрегат. Он был построен на Гданськой судоверфи имени Ленина и спущен на воду в 1982 году. Наследник легендарных парусников “Lwоw” (“Львов”) был спущен на воду в Англии в 1869 году, один из первых стальных парусников. Длина - 108,8 метров, ширина - 13,94 метра, водоизмещение - 2 946 тонн, объем судна - 2 384 рт, общая площадь парусов - 3 015 метров в квадрате.


“Паллада” - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как барк, в прессе иногда называется фрегат), принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток). Длина - 108,6 метров, ширина - 14 метров, водоизмещение - 2 284 тонн, общая площадь парусов - 2 771 метр в квадрате.


“Херсонес” - учебный трехмачтовый фрегат (корабль с полным прямым парусным вооружением), учебная база Севастопольского филиала Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (порт приписки - Севастополь). Длина фрегата - 108,6 метров, ширина - 14 метров, водоизмещение - 2 987 тонн, общая площадь парусов - 2 770 метров в квадрате.


“Либертад” - это учебное парусное судно аргентинских ВМС. Он был построен в 1950-х годах на верфи «Рио-Сантьяго» вблизи Ла-Платы и стал одним из крупнейших парусников мира. Первый выход в море был совершен в 1962 году. Прошел более чем 800 тысяч морских миль (1,5 миллиона километров), посетил около 500 портов в более чем 60 странах. Длина судна - 103,7 метров, ширина - 13,8 метров, водоизмещение - 3 765 тонн, общая площадь парусов - 3 652 метра в квадрате.


“Америго Веспуччи” - итальянское учебное парусное судно. Трехпалубный парусник “Америго Веспуччи” - реминисценция линейного парохода-парусника 50-60-х гг. ХIХ века. Оно было спущено на воду в феврале 1931 года в Неаполе. Длина судна - 100,6 метров, ширина - 15,56 метров, водоизмещение - 4 146 тонн, объем судна - 3 545 рт, общая площадь парусов - 2 580 метров в квадрате.


“Стадсраад Лемкуль” - это трехмачтовый норвежский парусный корабль, барк, 1914 года постройки. Приписан к порту Берген. Он является самым старым и самым большим парусным судном в Норвегии. Длина судна - 98 метров, ширина - 12,6 метров, водоизмещение - 1 516 тонн, объем судна - 1 701 рт, общая площадь парусов - 2 026 метров в квадрате.


“Яхта Eos” - это трехмачтовая шхуна с бермудским парусным вооружением. Шхуна является одной из крупнейших частных парусных яхт в мире. Она принадлежит медиа-магнату, миллиардеру Барри Диллеру, супругу модельера Дианы фон Фюрстенберг. Длина яхты составляет 92,92 метров, ширина - 13,47 метров, водоизмещение - 1 500 тонн, общая площадь парусов - 3 600 метров в квадрате.


А я бы с радостью писал вам письма,

К ак бы не старались моторные суда раз навсегда взять преимущество над парусниками, это им не удаётся. Есть ряд причин, по которым парусники всё ещё нужны, и в ближайшие годы они вряд ли сойдут со сцены. Тот груз, который не обязательно доставлять очень спешно, куда выгоднее отправить под парусом. Выучка молодого моряка, полученная под парусом, «въедается» крепче.

В «ручной работе», связанной со снастями, и в риске авралов лучше создаётся команда. И, наконец, ещё достаточно людей, для которых романтика – не пустой звук.

Именно поэтому всё ещё ходят по морям сотни и тысячи парусных судов – от крохотных яхт до круизных лайнеров. Некоторые из них имеют вспомогательные машины, но основным движителем остаются полотнища на мачтах. С десяткой крупнейших судов, продолжающих свою деятельность, вас познакомит эта статья.

Ну а тот, кто захочет увидеть этих красавцев не только на фото, пусть готовится: с 30 апреля по 27 мая 2014 года пройдет легендарная SCF Black Sea Tall Ships Regatta. Значительная часть маршрута черноморской парусной регаты пройдёт вдоль побережья России, а потому у жителей и гостей Сочи, Новороссийска и других городов будет возможность полюбоваться на десятки великолепных судов. Участвовать будут парусники длиной свыше 40 футов, и уже сейчас подали заявки свыше 20 команд из разных стран. Среди них будет и гордость российского флота: «Мир», «Седов», «Крузенштерн», «Надежда» и «Паллада». Кстати, все они входят в ТОП-10 крупнейших парусных судов мира.

Viking

Открывает ТОП-10 самый старший из больших парусников. Четырёхмачтовый барк «Викинг» спущен на воду в 1906 году, использовался как грузовое судно (хотя уже тогда большую часть фрахта получали моторные суда), перевозил в основном пшеницу. После полувековой рабочей истории стал учебным судном, но начиная с 1966 года в море уже не выходил, поскольку теперь на нём учат лишь коков. Тем не менее, поскольку корабль остаётся в составе флота, парусное вооружение сохранил и способен совершать эволюции (что и проделывает по праздникам в городе Lilla Bommen), его можно причислить к действующим судам.

Этот трёхмачтовый корабль (т.е. судно с полным парусным вооружением) зачастую называют фрегатом, хотя это и не совсем верно. Просто сливаются в нашей памяти нынешнее учебное судно (порт приписки – Владивосток) и легендарный исследовательский фрегат, в честь которого оно было названо. Построен нынешний корабль в Гданьске в 1989 году и является одним из самых быстроходных парусников мира: 18,7 улов. Дизельная установка общей мощностью 1140 л.с. служит только для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Движимый машиной, корабль развивает всего 10 узлов.

Постоянный экипаж – 51 человек, но «Паллада» регулярно принимает 144 практикантов. Корабль совершал кругосветное плавание, и кроме учебных заданий участвовал в научно-исследовательских миссиях.

«Дар молодёжи» тоже построен в Гданьске, в 1982 году. Также использовался как учебное судно, и совсем недавно выведено из состава флота, став мемориалом. Тем не менее, все функции полностью сохранены, поэтому пока что о корабле можно говорить как о действующем судне. «Дар молодёжи» много раз участвовал в международных регатах и неоднократно побеждал (в Японии, Канаде, Португалии). Постоянный экипаж 37 человек, 136 практикантов. Скорость до 17, 8 узлов, мощность машин 1500 л.с.

Так же, как и «Паллада», «Дар молодёжи», «Мир» и другие суда, вошедшие в рейтинг, «Надежда», построена в Гданьске и является учебным судном. Приписана к Владивостоку, российский флаг поднят в 1992 году. Регулярно совершает учебные плавания, в том числе и дальние, двигаясь со скоростью до 17,6 узлов. Иногда парусам помогают машины мощностью 1222 л.с. Экипаж 50 человек, 143 практиканта.

Однотипный с «Надеждой» и «Палладой», корабль «Мир» построен на той же польской верфи в 1987 году по проекту Зигмунда Хорена. Считается едва ли не самым быстрым парусником мира, поскольку не раз подтверждал скорость 21 узел. Выиграл множество регат, в том числе престижнейшую мировую гонку, посвященную 500-летию открытия Америки. Экипаж 55 человек, 144 курсанта. Корабль «Мир» нечасто можно видеть в Санкт-Петербурге, где он приписан: чаще всего трёхпарусный красавец находится в море, причем кадеты на нём обучаются не только российские, но и из других стран, в т.ч. Англии и США. Парусам помогают двигатели можностью 1550 л.с., но не с винтами, как на большинстве однотипных судов, а с водомётами.

Построенное в Испании и спущенное на воду в 1953 году, это судно подняло флаг ВМС Чили в 1954 году и ходит под ним до сих пор. Esmeralda, как и большинство парусных гигантов, является учебным судном, зачастую – дипломатическим. Нередко участвует в парусных регатах, много раз совершало трансатлантические экспедиции. Постоянный экипаж – 300 человек и 90 курсантов. Благодаря удлиненным пропорциям корпуса и немалой площади парусов, является хорошим ходоком, однако не столько рекордным, сколько способным длительное время поддерживать высокую среднюю скорость. Отличается своеобразным топсельным вооружением, благодаря чему узнаваема более чем в 300 посещенных ею портах.

Разделяя 4-5 места с чилийской баркентиной Esmeralda по длине и ширине, Juan Sebastián Elcano все-таки может быть поставлен строчкой выше в силу своей большей парусности. В остальном это весьма схожие суда, хотя испанское построено намного раньше – в 1927 году. До сих пор оно служит базой для обучения гардемаринов, а в военные годы становилось вспомогательным боевым кораблём. Названо в честь знаменитого мореплавателя, возглавившего экспедицию Магеллана после смерти старшего соратника. Баркентина совершила огромное количество разнообразных походов, в том числе и кругосветные.

Крузенштерн

Называющийся ныне в честь знаменитого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна, прежде барк ходил под другим именем и с иным назначением. При постройке, оконченной в 1926 году, судно было названо «Падуя» и было частным грузоперевозчиком. В этом качестве прослужило несколько лет, пока не было введено в состав военного флота фашистской Германии. В 1946 году по репарациям перешло в собственность СССР, получило новое имя. Служило экспедиционным океанографическим судном, обеспечивало морскую практику курсантам ВМФ. Затем приняло вымпел рыболовецкого флота с портом приписки Рига. С распадом Союза сменило порт приписки на Калининград и вновь вошло в состав военного флота, а потом опять подняло рыболовецкий вымпел.

Для первой четверти 20 века такая постройка была довольно обычной, и «Падуя» — лишь один корпус из серии Flying-P-Liner. Однако сейчас более ни одно судно из серии не сохранилось. Для своего времени являлось одним из лучших ходоков, да и сейчас под парусом развивает внушительные 17 узлов, под машиной (мощностью 2 х 1000 л.с.) – около 10 узлов. Постоянный экипаж 70 человек, курсантов – 120. Совершило несколько кругосветных плаваний, успешно участвовало в различных международных регатах.

па

Спущен на воду в городе Киле в марте 1921 года. Сначала назывался Magdalene Vinnen II, по имени дочери владельца. На то время был четвёртым по размеру парусником мира. Как торговый корабль ходил В Южную Америку и Австралию. В 1936 году сменил владельца, получил имя Kommodore Johnsen и стал учебным судном. Во время Второй мировой войны стал военным судном, занимался снабжением войск. После войны по репарациям перешло к СССР. Прошло ремонт и вновь вернулось к учебной деятельности, наставляя военных моряков (до 1966 принадлежал ВМФ). С 1975 по 1981 прошел капитальный ремонт и модернизацию ввиду огромного износа, затем вернулся в строй и ныне базируется в Мурманске. Регулярно участвует в регатах, в 1991 и 1995 годах выигрывал престижнейшую гонку «Cutty Sark» Tall Ships’ Races. Под парусом развивает до 18 узлов, двигаясь только с машинами мощностью 2176 л.с. – 10 узлов.

Претерпел немало приключений не только в плаваниях: в 2000 году был арестован во французском Бресте за долги российского правительства, но благополучно освобождён. В 2012-2013 годах судно с более чем 90-летней историей совершило своё первое кругосветное плавание. С 1928 по 1999 год считался крупнейшим в мире действующим парусником.

После 70-летнего лидерства барка «Седов» эстафету принял пятимачтовый корабль Royal Clipper. Автор его проекта – Зигмунд Хорен, тот же, что выстроил и ещё несколько судов из ТОП-10. За образец был взят корабль начала 20 века «Пруссия», и тогда некоторое время считавшаяся первой в мире. Но в отличие от неё, исполнявшей только грузовые функции, Royal Clipper изначально строился как круизное судно. Принадлежит компании Star Clippers вместе с двумя другими крупными парусниками — Star Clipper и Star Flyer. Летом, как правило, путешествует по средиземноморью, зимой – на Карибах. В межсезонье совершает трансатлантические круизы. Помимо парусов, под которыми развивает около 20 узлов, оснащен вспомогательным дизельным и электрическим двигателями (скорость с машиной – 8 узлов). Экипаж из ста человек обеспечивает приятное плавание для 227 пассажиров. Некоторые считают его не только самым большим из действующих, но и красивейшим из когда-либо построенных парусных судов.