Бизнес с Китаем: таможенные пошлины и налоги. Ввоз товара из китая, его учет, налоги

Внешнеэкономическая деятельность весьма прибыльна, но вместе с тем требует внимательности, аккуратности, а также действий, одобренных Законодательством РФ. В противном случае могут возникнуть проблемы, которые полностью исключат возможность получения хорошей конверсии. Самый страшный момент – это, конечно, таможенное оформление. Страшно оно потому, что таит в себе массу неясных подводных камней, справиться с которыми, кажется, практически невозможно. Но так ли страшен «черт», как его малюют? Можно ли самостоятельно разобраться с таможенным оформлением и работать со спокойным сердцем? Можно, и данная публикация призвана разъяснить все неясные моменты в этом вопросе.

Важный нюанс: данная статья ориентирована на индивидуальных предпринимателей или лиц, официально зарегистрировавших ООО . В противном случае без проблем ввезти на территорию РФ крупные партии товара не представляется возможным. Это просто незаконно, и у вас не будет всех доступных инструментов, чтобы сделать это. Фабрика Манимейкеров на страницах сайта предлагает массу товарных идей, которые можно осуществлять без проблем с таможенным оформлением, когда даже на небольшой партии можно хорошо заработать. Просим принять это во внимание во избежание непонимания и неправильной трактовки информации.

Фабрика Манимейкеров на страницах сайта предлагает массу товарных идей , которые можно осуществлять без проблем с таможенным оформлением, когда даже на небольшой партии можно хорошо заработать.

Просим принять это во внимание во избежание непонимания и неправильной трактовки информации.

Виды таможенного оформления

  • Самостоятельная подача декларации, что нас и интересует больше всего
  • Подача декларации с помощью представителя, то есть таможенного брокера
  • Ввоз продукции/товаров посредством контракта представителя/брокера

Мы будем разбираться с самым первым пунктом и со всеми аспектами максимально детально. Если понять специфику, то в дальнейшем сложностей не возникает.

Виды растаможки

Нужно в рамках нашего повествования (мастер-класса) рассказать о 2-х основных видах «растаможки»:

  • На границе
  • По мосту прибытия товара

Суть не меняется: все равно придется заполнять одинаковый пакет документов, платить пошлины, в противном случае, товар получен не будет.

Разница в том, что во втором случае следует задействовать еще одну процедуру, которая носит название «Таможенный транзит». Он может быть открыт в любом месте пересечения товаром границы, а закрыт - в любом удобном для вас месте на территории РФ. Вопросами, связанными с открытием транзита, занимается перевозчик (экспедитор, другими словами). Эту тему следует освещать отдельно, но кратко пометим, что по этим вопросам стоит договариваться с поставщиком, а он - с представителями перевозчика.

Как только товар прибудет в удобное для вас место, например, в город Санкт-Петербург, вам и придется осваивать роль декларанта, о чем мы и будем говорить дальше.

Начальный этап

Прежде всего, нужно определиться с теми товарами, которыми вы планируете в дальнейшем торговать. Это принципиально важно, и далее будет разъяснено почему.

Есть свои нюансы в оформлении, скажем, партии сотовых телефонов и партии печатных станков.

Тем не менее, важно понимать единый алгоритм таможенного оформления.

Шаг 1. Выбор товара

Начинаем с того, что выбираем какой-то определенный товар. Для примера возьмем гипермаркет Aliexpress.

Выбрали мы товар - часы с креативным дизайном (ссылка). На основании его мы и будем с вами виртуально проходить все этапы таможенного оформления:

Шаг 2 - выход на продавца

Следующим шагом будет выход на связь с продавцом. Наша приоритетная задача на этот момент - запросить официальное техническое описание.

Большинство продавцов на Алиэкспресс обладают всевозможными сертификатами, разрешениями, дипломами. Даже, если этого нет, то они всегда могут составить ОФИЦИАЛЬНОЕ техническое описание на фирменном бланке (присутствие синей печати обязательно).

Шаг 3 - составление запроса

Следующий шаг - написание непосредственно запроса. Напишите продавцу письмо в рамках интернет-магазина (см. рисунок 2), а в нем (в письме) перечислите следующие информационные категории:

Внимание: общение с продавцом происходит исключительно на английском языке, поэтому следует подготовить шаблон запроса. Можно использовать наш вариант:

Hello!
I want to buy from you the (…). It is important for me to receive your official document, technical description.
Please fill the following items. I also want you to do this on the official form and seal.
1. Trade name
2. Field of application
3. Purpose
4. Materials
5. Parameters
6. Other important information that you possess
Thank you, I am sure that we will have a pleasant cooperation

Подготовка документов

Имеют место быть 2 варианта пересечения товарами границы:

  • Вместе с вами, когда вы их непосредственно и ввозите
  • Без Вас, когда вам отправляет заказ продавец

Второй вариант более распространенный, тем не менее, оговоримся, что перечень документов тот же, просто вам придется быть требовательными и настоятельными в том, чтобы ваш поставщик грамотно все оформил. Возможно, вам долго придется общаться в чатах, просить продемонстрировать весь пакет документов вам лично.

Не пренебрегайте этим моментом, так как от этого зависит, будут ли ввезены товары в страну, а, значит, получите ли вы свою прибыль и не потеряете ли деньги, потраченные на закуп.

Что же требовать у продавца (либо у себя, если вы сопровождаете товар):

    Во-первых, товарно-транспортную накладную , которая будет действительна при международной перевозке выбранного вами типа:

  • Во-вторых, обязательно затребуйте инвойс. Его также называют счетом-фактурой, счетом-проформой. Проконтролируйте, чтобы в бумаге продавец уточнил следующую информацию:

    • Порядковый номер документа
    • Дата составления
    • Почтовые адреса, как покупателя, так и продавца (физический, юридический)
    • Банковские счета и реквизиты обоих контрагентов (продавец-покупатель)
    • Номер и дата заключения договора (внешнеторгового)
    • Присутствие описания упаковки, тары, к примеру, номер контейнера
    • Артикул, бренд, модель товара, лучше всего код ЕТНВЭД
    • Стоимость за единицу
    • Общее количество товара
    • Итоговая стоимость закупки
    • Полные (по возможности) сведения об изготовителе, стране

    Важный совет: попросите продавца распечатать инвойс на цветном принтере. Парадоксально, но факт - это вызывает у работников таможни больше доверия.

    В-третьих, поставщик обязан предоставить вам упаковочный лист (на нем также присутствует синяя печать). В этом листе он (продавец) указывает следующую информацию:

    • Вес и брутто (с/без тары)
    • Количество единиц товара
    • Число грузовых мест
    • Опять-таки описание упаковки
    • Инфо о весе и стоимости того или иного упаковочного типа

    Важный совет: не допускайте, чтобы продавец писал упаковочный лист лишь на ведомом только ему языке (китайском то есть). Настаивайте на дополнении английским (в случае чуда - русским) - он международный, и его поймут на таможне. Представьте себе «радость» пограничников, которым придется расшифровывать иероглифы. Торопиться явно никто не будет.
    Лучше всего попросить отправить вам документ по почте (электронной) и заблаговременно сделать, на всякий случай, перевод на русский язык.

    В-четвертых, вспомните, на какую сумму вы планируете (или уже сделали) закуп. Если она (сумма) превышает 50 000 долларов, то вы обязаны открыть паспорт внешнеторговой сделки.

    Да, сегодня факт присутствия паспорта сделки на таможне подтверждается в автоматическом режиме, так как из базы данных Центробанка РФ поступают сведения прямиком в таможенные органы, но лучше подстраховаться.

    В-пятых, если вы везете товар сами (да, даже, если и нет, все равно, если будете посещать таможню, оформлять декларацию, будете их предъявлять), подготовьте следующие бумаги:

    • Свидетельство о государственной регистрации с ИНН
    • Свидетельство о постановке на налоговый учет с КПП
    • Статистическая справка, в которой указываются ОКПО и СОАТО (юридический адрес обязателен)
    • Справка из банка с указанием счетов, как рублевых, так и валютных
  • В-шестых, проконтролируйте, чтобы, в случае необходимости, вы могли апеллировать такими документами, как:

    • Счета, выставленные за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, складские услуги и прочее. Это может быть необходимо, только тогда, когда эти затраты не включены в условия поставки.
    • Страховой полис, также только тогда, когда страховка не была включена в итоговую договорную сумму. Существует общее правило, которое прописывает сумму независимой страховки - 1,1 от величины всей стоимости товара.
  • В-седьмых, правила Алиэкспресс предполагают 100% предоплату за товар, и это логично, тем более, что действует система защиты покупателей. В ы должны приготовить документы, подтверждающие факт оплаты. Они могут понадобиться как при личной перевозке товаров и таможенном оформлении так и при «радостной встрече». Если Вы платили с карт (Виза, Мастер Кард), посредством системы PayPal и так далее, то можно добиться выписки с банковского счета, так как карты, как правило, привязаны к нему, не принимая в расчет виртуальные виды.

    Некоторые товарищи делают скриншоты с систем Вебмани и Киви, кто-то выписку делает собственноручно, а потом - заверяет ее у руководителя и главбуха или у себя, если он ими и является.

Разрешительные документы на перемещение товара через границу

Тут нужно «плясать» от вида заказанного товара. Из «песни» слов не выкинешь, но так как Фабрика Манимейкеров взялась максимально полно раскрыть вопрос, мы перечислим разрешительные документы на перемещение товара через границу. В случае с нашими часами 99%, что они не потребуются - всегда остается 1%, когда речь идет о нашей таможне.

В целом же, перечень таков:

  • Декларация/сертификат безопасности/соответствия. Обычно требуется для товаров, которые напрямую взаимодействуют с человеком. Весьма размытое понятие, но именно такое оно и есть.
  • Ветеринарный сертификат, который должен выдаваться товарам, способным заразить животных
  • Фитосанитарный сертификат для той продукции , которая опасна для Матери-Природы
  • Специальные разрешения государственных органов. Эта тема обширная, и ее надо освещать в отдельной статье. Конечно, часов это не касается, а вот, если вы решите привести нунчаки, то может возникнуть подозрение, что вы планируете открыть культ ниндзя, поэтому придется просить разрешения у великого МВД.
  • Сертификат происхождения может пригодиться, если на ввозимую продукцию есть льготы/квоты по стране происхождения.

Несколько слов о брендах

Об этом нужно заранее договариваться с поставщиком. Понятное дело, что народ жаждет модных и престижных марок. Возможно, вы даже затаили желание заказать что-то эдакое.

Примечание: на Алиэкспрессе уже давно запретили указывать модные марки, и хитрые продавцы всячески исхитряются, замазывая на фотографиях черным маркером все подобные лого.

Предупредите поставщика, чтобы этих самых надписей не было видно, особенно, на коробках (либо другом виде упаковки). Представители правообладателей не дремлют и ждут подобных партий товаров на границах.

Проверить названия/марки/бренды можно, скачав реестр отсюда http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109:2010-09-09-06-26-44&catid=13:2008-10-16-13-51-15&Itemid=1814 ! Изучите коды товарной номенклатуры, которые находятся под защитой интеллектуальной собственности. Предупрежден - значит, вооружен.

Ваше право - выбрать так называемый «параллельный импорт», но тут опять-таки могут возникнуть большие проблемы, ведь лицензионные отчисления за возможность пользоваться торговой маркой - это не что иное, как часть структуры таможенной стоимости товара.

Что влияет на таможенную стоимость товара?

Этот вопрос волнует всех предпринимателей, которые на свой страх и риск решили самостоятельно пройти «от и до» процедуру таможенного оформления.

Откровенно говоря, не существует четкого определения, что, возможно, очень расстраивает, но факт остается фактом. Таможенные сотрудники бодро формируют стоимость, оперируя такими документами, как:

  • Прайс-лист продавца
  • Дополнения по условия продажи
  • Ведомость банковского контроля может сыграть свою роль, если товар уже ввозился ранее по контракту
  • Копия (переведенная) экспортной декларации, либо, как вариант, письмо, объясняющее ее не предоставление
  • Комментарии продавца по поводу образования/формирования цены
  • Заключенные договора с третьими лицами
  • Документы из бухгалтерии по проведению ранее уже ввозимого аналогичного товара
  • Ценовая информация с внутреннего рынка страны

Специфика первого таможенного оформления

Да, большинство сложностей связано именно со сбором пакета документов. Более того, многие предприниматели отказываются от закупок на Алиэкспресс только потому, что боятся, что продавец не сможет предоставить в полном объеме все бумаги.

На самом деле, продавец так же заинтересован в сделке, как и вы, поэтому в подавляющем большинстве ситуаций все проходит гладко, с учетом того, что у крупных компаний, каких немало в гипермаркете уже налажена схема оптовых отправок.

Вам еще окажут всяческую информационную поддержку.

Если же вы сейчас находитесь на пороге первого таможенного оформления, то рекомендуем вам также заранее подготовить дополнительный пакет документов:

  • Решения об учреждении общества
  • Устав/копию устава предприятия
  • Приказ с печатью о назначении на должность бухгалтера и директора
  • Выписка из Государственного реестра
  • Заверенные копии паспортов бухгалтера и директора
  • Свидетельство о собственности
  • Предоставление свидетельства из регистрационной палаты
  • Бухгалтерский баланс (предполагается последний отчетный период), отметка налоговой службы обязательна
  • Доказательства оплаты счетов за несколько последних месяцев аренды
  • Непосредственно, сам договор аренды нежилого помещения

Очень часто возникают сомнения: а вдруг все это не понадобится. Ответ на такую реплику может быть только одним, апеллирующим к факту - если что-то идет не так, товар задерживается на таможне, а за каждый день «капает» пеня. Комментарии, как говорится, излишни. Лучше заранее сформировать универсальный пакет документов.

Все о таможенных платежах

Кроме «препонов» в виде неприятия документов, с такой тщательностью собираемых, людей еще больше страшит вопрос: сколько же придется отдать таможне за ввоз товаров. Конечно, хочется, чтобы все взяли и отдали бесплатно, но на практике такого не случается, вопросы растаможки превращаются в Ад, который, кажется, не имеет границ.

Зачем нужно платить

Это вопрос риторический, так как полная и своевременная оплата при ввозе может быть хоть какой-то гарантией, что товар все же будет ввезен.

Также стоит трезво смотреть на приоритеты российской таможни, которая работает для того, чтобы наполнять федеральный бюджет.

Куда и как платить?

Большинство таможенных платежей исчисляются в евро, самой стабильной валюте. Тем не менее, в таможню платежи обязаны поступать в рублях, вот почему в абсолютно каждой таможенной декларации вы увидите соответствующую графу, которая призвана описывать курс валюты. Последний может колебаться, но будет считаться действительным тот, который был актуален в день регистрации декларации.

Решение Комиссии Таможенного Союза (http://www.tsouz.ru/KTS/KTS15/Pages/P_246.aspx) постановило, что каждая страна самолично определяет счет, на который поступают все платежи.

Следовательно, ВЫ ОБЯЗАНЫ УЗНАТЬ ТОЧНЫЕ НА 100 % РЕКВИЗИТЫ СЧЕТОВ , КУДА БУДЕТЕ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ПЛАТЕЖИ.

Приложение *:

Пример подсчета стоимости нашего товара: часов с мультяшным рисунком (исходим из того, что продавец указывает реальную стоимость на отправлении)

Что мы имеем: партию товара, общей стоимостью 85 471 рубль
Классическая адвалорная ставка: она составляет 10% от стоимости товара, следовательно, 8 547,1 рубль
НДС, налог на добавленную стоимость: он составляет 18% от указанной стоимости, так получаем: 15 384, 78 рублей
Итоговая стоимость адвалорной ставки вместе с НДС: 23 931,88 рублей

* Примечание: реальная стоимость может колебаться в ту или иную сторону, плюс, дополнительные расходы индивидуальны, в зависимости от пограничного контроля. Но общая картина именно такова.

Подаем таможенную декларацию

С 1 января текущего 2014 года все декларации заполняются в электронном виде. Порядок ее заполнения можно тщательно изучить по ссылке, опираясь на решение Комиссии - ничего сложного там нет - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149157/ .

При заполнении декларации вы должны обязательно использовать классификаторы, кода. Узнать свои можно здесь - http://expertft.ru/klassifikatory/ . То есть, вы определяете код ТН ВЭД, от этого уже будет формироваться таможенная стоимость, уровень обложения пошлиной.

Таможенная декларация составляется заблаговременно, после чего вы берете все документы, о которых мы писали в самом начале публикации и отправляетесь к сотрудникам таможни. Будьте уверены, они вас уже ждут.

Если декларация составлена верно, то оговаривайте возможность ее подачи.

Важный совет: все переговоры оптимально начинать вести, особенно новичкам, еще до завершения товаром таможенного транзита, до его прибытия в пункт назначения, а еще лучше - заблаговременно, до пересечения отправлением таможенной границы РФ. Это нужно для получения форы для исправления возможных ошибок.

Как узнать код ТН ВЭД быстро?

Для того, чтобы оперативно, уже прямо сейчас ознакомиться со своими кодами, можно воспользоваться в режиме онлайн удобным сервисом: http://www.tks.ru/db/tnved/goods . Просто выберите из перечня подходящие вам товары, перечень ключевых слов (или одно слово, например, как у нас, часы) и получите коды:

Там же на этой странице (после того, как вы определитесь с кодом), вы увидите маленький значок с процентом, а именно, значением импортной пошлины:

Выводы

Суммируя всю изложенную выше информацию, можно сделать следующие выводы:

  • Самостоятельно пройти процесс растаможки можно
  • Следует обращать крайне пристальное внимание на сбор полного пакета документов
  • Важно четко проговаривать с поставщиком перечень бумаг, которые тот должен подготовить, постоянно мониторить процесс

Если представить все этапы в виде простой схемы, то мы увидим следующую картину:

Фабрика Манимейкеров готова выслушать любые вопросы по описанной теме в комментариях и дать развернутые ответы, поскольку в рамках одной статьи сложно учесть все нюансы, ввиду того, что у каждого товара разная специфика ввоза.

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

В 2006 году я основал компанию, которая помогает малому и среднему бизнесу с импортом и логистикой. Мы организовываем поставки из Китая, решаем вопросы с таможней, налогами и валютным контролем. Я зарабатывал как посредник, а теперь говорю бизнесменам: «Посредники не нужны! Вы можете организовывать импорт сами».

Я расскажу о своём опыте и опыте моих клиентов. Возможно, для вашего бизнеса достаточно работы через оптовиков или посредников - я не знаю. Но хочу рассказать вам об альтернативе.

Как российский бизнес получает китайские товары

Существует три варианта, как бизнесмен может купить китайский товар.

Через оптовиков. Российские оптовики самостоятельно выбирают и закупают товар, доставляют его в Россию и потом продают мелким оптом предпринимателям.

Через посредников. Предприниматели обращаются к посредникам с просьбой что-то купить в Китае. Посредник находит этот товар у разных производителей, и предлагает предпринимателю выбрать, у кого именно закупать. Потом посредник помогает организовать перевозку товара со склада в Китае до склада в России, чтобы всё было по закону.

Посредники бывают белые и серые. С белыми главная проблема - соотношение качества и цены: за хорошую работу берут слишком много; малому бизнесу не по карману. С серыми, которые возят товары полулегально, выше риски.

Самостоятельный импорт. Предприниматель сам проходит все этапы закупки товара: от переговоров с китайским поставщиком до таможенного оформления.

О нем мы и расскажем.

ВЭД - это внешнеэкономическая деятельность

В статье речь пойдет об официальном импорте, ВЭД. Например, когда вы официально ввозите в Россию из Китая контейнер шин - это импорт. Если же вы заказываете чехлы на Алиэкспрессе как частное лицо в малых объемах, не заплатив таможенные пошлины, а потом продаете с наценкой - это не импорт, а теневое предпринимательство. О нем мы рассказывать не будем.

Почему импортировать надо самому

На импорте вы можете сэкономить деньги и время, но дело не в этом. Всё дело в возможностях: вы сможете стать посредником для других фирм; запустить собственное производство в Китае или в России - всё, на что у вас хватит духу.

Я расскажу вам несколько историй.

Владелец бутика пережил кризис за счёт гибкого подбора ассортимента. Сначала он возил товар из Китая небольшими партиями - так называемым «сборным грузом», потому что на целый контейнер не хватало денег. Он сам находил лучших поставщиков, качественные и уникальные вещи - такого ему не предложил бы ни один посредник. Бизнес рос, и через год ему хватило денег, чтобы заполнить четыре контейнера в месяц. Тогда он решил заняться пошивом одежды под своим брендом в Китае. Сейчас он отшивает тестовые партии футболок для конкурсов в Инстаграме, а я слежу, что будет дальше.

Владелец компьютерных магазинов производит технику из китайских комплектующих. Компания DNS сначала освоила самостоятельный импорт, потом открыла производство в Китае. Теперь она шагнула еще дальше: под Владивостоком построила завод, на котором собирают компьютеры, ноутбуки, телефоны и много чего ещё под брендом DEXP из китайских запчастей. Они готовятся сделать следующий шаг: некоторую бытовую технику уже собирают из российских комплектующих.

Маленький магазин шин стал официальным представителем китайского бренда в России. Сначала они открыли один салон шиномонтажа и продавали шины в розницу. За четыре года выросли до пяти магазинов. На пятый год объем импорта стал таким большим, что китайский производитель сделал их официальными представителями своего бренда в России. Теперь они продают шины оптом.

Самостоятельный импорт - это не про экономию на каждой бумажке, а про развитие бизнеса: вы получите возможности и сразу придумаете, как их использовать. Но про экономию всё же поговорим.

Самостоятельный импорт дешевле

Вы знаете, что самому печь хлеб дешевле, чем покупать его в магазине (особенно, если печь партиями). С импортом то же самое: самостоятельно заполнить таможенную декларацию дешевле, чем через посредника. Вы сэкономите на каждом этапе, на каждой бумажке.

Ниже налоги. Логисты на форумах часто жалуются, что таможня дерет с них деньги: сложное определение стоимости, корректировки, обеспечение. Но жалуются на это только логисты. Как думаете, почему?

Для логиста пошлина - это дополнительные расходы, а для собственника - экономия. Предприниматель платит налоги на прибыль, и увеличивать себестоимость товара в его интересах. Чем больше собственник заплатит на таможне, тем с меньшей базы будет платить налог на прибыль. А так как налог почти всегда выше ставки пошлины, собственник на таможне экономит.

Дешевле перевозки. Если вы обратитесь к линейному перевозчику напрямую, он запросит 850–950 долларов за доставку 40-футового контейнера по маршруту Циндао - Владивосток. Посредники за эту же услугу попросят 1200 долларов. Для знатоков - без терминальных расходов. Если избавитесь от посредника, сэкономите 250 долларов на каждом контейнере.

На сборном грузе тоже можно сэкономить. Если у вас недостаточно товара для заполнения целого контейнера, вы можете перевезти его вместе с товарами других компаний. Каждый заплатит за занимаемый объём. Чтобы найти соседей по контейнеру, существуют специальные сервисы. Они продают место по цене 150$/м3, в то время как логистические компании берут за ту же услугу 300–400$/м3.

Дешевле оформление бумаг. Чтобы заполнить декларацию под печать брокера на партию из 3–5 товаров, посредник потребует минимум 15–20 000₽. Но торговаться может и до 30, и до 60 000₽. Если вы подаете вторую декларацию через того же брокера, 80% работы уже выполнено, но он снова потребует те же суммы. Чтобы подать декларацию самостоятельно, вы потратите 100₽ - столько стоит использование канала ЭД2 для передачи документов на таможню.

Без доплат на таможне. Тарифы таможни для маленьких грузов и больших не отличаются - тариф единый для всех. Зато внимания маленьким грузам уделяют меньше: таможне не интересно их слишком долго проверять, потому что на них не закроешь план по отчислениям в бюджет. Если вы импортируете сами маленькими партиями, то таможню будете проходить без придирок и доплат.

Дешевле валютные переводы. Посредники берут 2-10% комиссии от суммы перевода. Но банковские расходы составляют 0,15-0,2% от суммы и 50$ за транзакцию. Даже без игры с курсами посредники получают неплохой навар.

Обычно за поставку одной партии посредник берет не меньше 50 000 ₽. Даже если вы возите раз в месяц, даже если сборные грузы - вы всё равно заплатите посреднику 50 000₽. Примерно столько же стоит штатный логист. Наверняка он даже у вас уже есть, его просто надо обучить. Тогда его зарплата будет окупаться тем, что вы не будете больше платить комиссии посредникам.

Самостоятельный импорт под контролем

Я не знаю, как с работой справится ваш логист: может быть он будет делать всё вовремя и аккуратно, а может быть нет. Но по крайней мере вы сможете это контролировать. Если же вы нанимаете компанию-посредника, вы не контролируете ничего.

Большинство посредников работают «как карта ляжет». Лишь некоторые компании используют в поставках проектное или процессное управление: когда у каждого процесса есть срок и ответственный сотрудник. Как правило, это крупные логистические операторы, которые берут большую комиссию; с такими малому бизнесу работать невыгодно. Остальные просто реагируют на изменение оперативной обстановки: что-то произошло - бегут спасать ситуацию. С ними каждая поставка становится приключением.

Чтобы убедиться, проведите эксперимент: запросите у посредника ставку на перевозку груза из Циндао во Владивосток. Ставки линий известны и не меняются, все логисты их знают, маршрут есть, вид перевозки определить не сложно - значит, ответ можно получить в течение минуты. Как бы не так! В реальности, если вы получите ответ за день, то вы общаетесь с профессионалами, каких мало.

Я часто вижу, что посредники готовят документы, звонят агенту или букируют контейнер в последний момент. «Времени ещё вагон!» - говорят они. В итоге разгорается пожар, а потом они рассказывают потрясающие истории о героизме и находчивости логистов. Конечно, не подвиг ли вытащить пару контейнеров из порта, когда всё стоит уже пару недель? Кто же мог подумать, что подавать заявку на перевозку и заказывать справку надо с запасом?!

Если вы сами организуете перевозку, вы не распыляетесь на десятки разных проектов, готовите документы вовремя - так вы избежите простоев и сэкономите несколько дней. Когда вы управляете своим грузопотоком, вы меньше закапываете денег в товар, то есть снижаете неликвидный товар на складе.

В следующей статье расскажу, как найти и проверить поставщика в Китае.

P.S. Импорт - это не страшно.

Для подачи декларации необходимо определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) товара, заполнить декларацию, а также предоставить всю разрешительную документацию. Последняя зависит от того, какой именно товар растаможивается. В большинстве случаев достаточно обычного сертификата соответствия (если вы везете не детские, не медицинские товары, не продукты и не «сложные товары», которые должны пройти обязательную сертификацию).

Как платить? Сначала оплачивается таможенная пошлина, затем — НДС, потом — таможенный сбор. Если вы подакцизная компания, то ко всему вышеперечисленному придется прибавить еще и акцизный сбор.

Этап 1 — Декларация

Передвижение всех грузов международной торговли регулируется различными договоренностями. Например, в ООН есть специальный протокол, согласно которому большинство стран мира договорились классифицировать товар. В России эта классификация называется ТН ВЭД — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Чтобы растаможить товар и ввести его в обращение на территории Таможенного союза (на 01.02.2015 в ТС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения), необходимо, прежде всего, определить так называемый код ТН ВЭД.

Собственный код ТН ВЭД присваивается любому продукту, товару или изделию. Он устроен «от общего к частному»: сначала идет группа, потом — подгруппы, потом — те или иные классификации, и в конце — собственно товары. Товары распределяются по правилу: чем сложнее изделие, тем к более высокой группе оно относится. Если вы импортируете два вида товаров — ручку и пенал, то весь товар будет ввозиться и растаможиваться по классификации пенала, потому что он — технически более сложное изделие, чем ручка. Присвоением ТН ВЭД могут заниматься специально обученные люди. Вы можете иметь такого человека в штате или обратиться к таможенным брокерам или транспортным компаниям, которые осуществляют международные поставки «под ключ».

Некоторые начинающие бизнесмены пытаются на первых порах делать это самостоятельно. Первое время им это удается делать, но рано или поздно они натыкаются на грабли.

Я бы не советовал экспериментировать с кодами ТН ВЭД. Есть товары, которые кодируются неоднозначно, и в этих случаях предпринимателю может грозить административная и уголовная ответственность.

Если вы закодируете товар неправильно и подадите такую декларацию, а таможня установит это постфактум (таможня имеет право проверять товар в течение 3-х лет после выпуска декларации), вас могут обвинить в перевозке через границу незадекларированного товара, то есть контрабанды. А наказание контрабандистам предусмотрено и в Административном, и в Уголовном кодексе.

Этап 2 — Растаможка

Для всех стран Таможенного союза требования растаможки одинаковы. Формально для прохождения таможни достаточно подать правильно оформленную декларацию, приложить определенный комплект документов, которые требуются для груза, и ждать решения таможенного органа.

Плюс многолетнего опыта международной торговли в том, что ты можешь подавать декларации заранее, заранее согласовывать те или иные спорные позиции. Ведь иногда таможенники сами не знают, как правильно задекларировать тот или иной товар. И на этот случай у них есть своя внутренняя система, которая называется СУР — система управления рисками. Эта система в конечном счете и решает, что нужно сделать с декларацией и товаром. В некоторых случаях можно сразу выпустить товар в свободное обращение, в других — произвести досмотр или запросить дополнительные документы, проверить компанию на офшоры и пр. Это то, что делают таможенники, руководствуясь внутренними нормативными правилами таможни. По идее, эти правила тоже должны быть едины, но иногда на разных таможнях они отличаются. И таможни порой с одним и тем же товаром поступают по-разному, потому что по-разному трактуют эти правила.

Есть таможни специализированные и есть таможни общего профиля. В числе специализированных, например, акцизный пост, где проходят все акцизные товары. Или таможни, которые специализируются на определенных товарах: продуктах питания или цветах. Потому что цветы таможить 2-3 дня — непростительная роскошь, они могут просто завянуть.

«Плохие» и «хорошие» таможенные посты — это посты, с которыми у вас сложились «плохие» или «хорошие» отношения.

Большинство таможенных постов находятся на границах России. Но есть исключения: Рязанская таможня, Московская таможня, например. Ты можешь выбрать любую таможню, в зависимости от логистики. Можешь выбрать Владивостокскую таможню, а затем везти товар в Москву, можешь выбрать таможню в Брянске, а потом везти товар на Ямал. Но поскольку разные таможни, как я уже говорил, по-разному трактуют те или иные нормативы, то растаможка на одной таможне может стоить в разы дороже, чем на другой. Это вызвано тем, что существует понятие «профиль риска», который у каждой таможни отличается. Если товар, который вы заявляете таможне, стоит дешевле, чем «профиль риска» по нему, то таможня задаст безумное количество вопросов — почему вы ввозите этот товар дешевле. Например, если вы везете 3 ящика ручек стоимостью 1 руб. 20 копеек, то это нормально, а если вы везете контейнер ручек стоимостью 1 руб. (ниже «профиля риска»), то это таможню может насторожить.

На каждый товар есть нетарифное регулирование — сбор документов для получения определенной сертификации для каждого товара. Например, все детские товары, которые ввозятся на территорию РФ, должны быть сертифицированы специальным образом. Для этого в большинстве случаев в специальные сертификационные органы надо предоставлять образцы товаров — чтобы получить сертификат, что товар безопасен для использования детьми. Однако часто ты можешь получить сертификат без предоставления товара, без тестирования товара. Например, на основе фотографий.

У нас был случай, когда контрабандой посчитали блокноты. Они простояли на таможне четыре месяца. Причина — низкая стоимость. У нас на тот момент был крупный долгосрочный контракт с компанией из Китая, поэтому нам сделали большую скидку на эти блокноты. А на таможне сказали, что эти блокноты так дешево стоить не могут. Чтобы вызволить партию товара, пришлось собирать кучу документов, поднимать электронную переписку с представителями китайской компании и показывать письма, в которых было прописано, что мы купили эти блокноты именно по той цене, какую заявили на таможне.

Был и другой случай. Мы растаможивали промышленный котел через Санкт-Петербург. Котел был более 7 метров высотой и весил несколько тонн. Но на таможне нам сказали: «Ребята, по данным нашего кода, ваш котел на самом деле стоит в два раза дороже, чем вы заявили. Поэтому мы предлагаем вам заплатить в два раза больше таможенных пошлин». А «в два раза» означало сотни тысяч долларов. Мы начали выяснять, почему так произошло, и выяснили: раньше через эту таможню провозили какой-то котел с определенной стоимостью. И на основе этих данных таможенники рассматривают и остальные котлы. Мы же тоже заявили по ТН ВЭД наш котел как котел, но тот котел весил 5 килограмм. Соответственно, в пересчете, сравнивая стоимость 5-килограммового котла и нашего, получается, что наш будет стоить в разы дешевле. И мы очень долго с этим разбирались, предоставили огромное количество документов и решили этот вопрос в досудебном порядке в нашу пользу.

Этап 3 — Оплата пошлин

Таможенные сборы можно разделить на три большие части. Если мы не платим акциз, то с остальных товаров платится пошлина (в России на 95% товаров это от 0 до 20% от стоимости контракта), НДС (0%, 10% или 18%) и собственно таможенный сбор — это маленькая величина, не превышающая 0,5% от стоимости контракта.

Если брать по максимуму, то формально сбор должен составлять не более 45% стоимости контракта. Но в реальности на таможне придется оставить больше денег, потому что существуют специфические пошлины, которые платятся не от стоимости контракта, а за определенную единицу измерения товара. Есть пошлины, которые платятся за объем двигателя, так растаможиваются все автомобили. Есть пошлины за килограммы, так растаможиваются текстиль или мебель. Поэтому зачастую разница между ценой на фабрике и ценой в странах Таможенного союза достигает не менее 70%, а в некоторых случаях может быть и вовсе 200% (ротанговая мебель из Индонезии или недорогой холодильник из Китая).

Константин Бушуев , сооснователь компании Xiao Long Group , эксперт по бизнесу с Китаем

Отечественные и заграничные предприниматели с каждым годом всё больше проявляют интерес к импорту китайской продукции. И это очевидно, ведь импорт из Китая приносит ошеломительные доходы за короткие сроки. Специалисты прогнозируют, что спрос на китайскую продукцию со временем будет только расти, так как товар из Поднебесной всегда отличался низкой стоимостью и быстрым распространением по мировому рынку. В этой статье мы рассмотрим самые важные аспекты перевозки импортного товара.

Порядок оформления товара

Компания, принявшая решение самостоятельно организовывать импортные поставки из Китая, рано или поздно сталкивается с рядом нюансов. Сначала, кажется, что нет ничего проще поиска производителя в режиме «онлайн» и ведения с ним переговоров по электронной почте.

Для осуществления таких операций не обязательно владеть китайским – достаточно знать английский язык на среднем уровне. Но чтобы не стать жертвой недобросовестного производителя, нужно знать, как привезти товар из Китая с выгодой для себя.

Основной критерий поиска сотрудничества

Главным критерием поиска является стоимость импортируемого товара. Как правило, в описании к товару производитель указывает три латинские буквы, обозначающие условия доставки. Например, FOB (Free on Board), что в переводе с английского означает «пошлина оплачена». В этом случае производитель сам оплачивает таможенные расходы на товар, а после того, как он благополучно пересёк границу, покупатель берёт ответственность за его сохранность на себя.

Аббревиатура EXW означает, что продавец освобождается от обязанностей только тогда, когда продукция введена в распоряжение.

Внешнеторговый контракт с китайской стороной

Иногда импортные условия китайских партнёров не удовлетворяют интересы российской стороны, поэтому, внешнеторговому контракту стоит уделить особое внимание. Помочь в решении этого вопроса поможет юрист или ваш персональный брокер.

Поставщик обязан приложить перечень документов к отправляемому товару:

Сертификаты качества.

Техпаспорт.

Таможенные бумаги (при необходимости).

Заключительный этап импортной сделки

Последнее, что должен сделать заказчик, это выбрать способ поставки товара. Определиться с логистикой и выбором транспорта помогут специализированные транспортные компании. В случае обращения к ним заказчик снимает с себя ответственность за оформление всех необходимых документов, так как данным вопросом оперируют работники компании.

НДС: в какой валюте производится расчёт

Отправляемый из Китая товар в обязательном порядке облагается НДС. Налог определяется в зависимости от стоимости продукции и таможенной пошлины, выплачивается в долларах. Транспорт, табачные изделия, алкогольные напитки и косметические средства облагаются потребительским налогом, помимо основного. Процент налоговой ставки зависит от того, к какой категории относится товар. В среднем она составляет 17% на продукцию промышленного назначения и 10% на товар сельскохозяйственного характера.

В некоторых ситуациях возможен возврат налога. Как правило, это происходит при перевозке продукции, созданной с целью стимуляции экспорта. Если заказываемый вами товар относится к данной категории, перед оформлением возврата вам всё равно придётся оплатить налог. НДС возвращается в течение 120 календарных дней.

Таможенное оформление товара из Китая

Наряду со стандартным пакетом документов, обязательных для осуществления перевозки товара, иногда приходится прикладывать дополнительные:

Сопутствующие договоры, если к сделке имеют отношение посторонние третьи лица.

Специальную декларацию.

Платёжные квитанции (в том числе и комиссионные).

Лицензии (если таковые имеются).

Бумаги, подтверждающие заключение сделки.

Калькуляционные и другие виды документации, которые имеют прямое отношение к сделке.

Если товар относится к особой категории, заказчик должен предоставить техническую характеристику товара и его образцы. Такие документы оформляются официально и должны быть заверенными печатью.

Пошлины за импорт

Из Китая разрешается вывозить товар весом до 50 кг, стоимость которого не превышает 2000$. В случае если через границу перевозится продукция идентичного характера на сумму 2000$, у таможенника могут возникнуть вопросы. Учитывая то, что таможенник сам решает, к какой категории относится товар – к коммерческой или личного использования, нет никакого смысла переубеждать его в обратном. Чтобы не возникало непредвиденных ситуаций на таможне, нужно знать, по каким критериям таможенник определяет характер продукции:

  1. Товар не пригоден для ежедневного использования. Например: 10 пар одинаковых пальто, ящик косметических средств идентичного назначения.
  1. Особенности ассортимента. Если товар насчитывает предметы разных габаритов, придётся за него заплатить пошлину.
  1. Систематический ввоз товара из Китая в Россию. Чем чаще лицо принимает товар из-за границы, тем больше у таможенников будет возникать вопросов.

Если импорт товара осуществляется самолётом, квотная стоимость будет составлять до 8400$. В случае превышения нормы пошлина насчитывается в размере 30% от стоимости продукции.

Популярные товары для импорта

За последние два года спрос на китайскую пищевую продукцию значительно упал по причине низкого качества. Но наряду с этим вырос спрос на товары промышленного характера – начиная мелкой бижутерией, заканчивая транспортными средствами.

Самыми популярными импортными товарами из Китая являются:

Детская продукция.

Косметические средства.

Авто и запчасти к ним.

Электротехника.

Если вы приняли решение самостоятельно заняться данным вопросом, импорт из Китая в Россию требует регистрации компании в качестве ВЭД-участника. Мы же рекомендуем поберечь нервы и обратиться за квалифицированной помощью к нашим специалистам. Мы берём на себя решение всех документальных и таможенных вопросов. Всё, что требуется от нашего клиента – это оплатить услугу и дождаться оглашения результатов.