«Идем на взлет»: Как понять, что ребенок готов к школе. Как понять, что ребенок готов начать ходить

Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) – то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.

Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в 8 лет в первом классе скучно, другие – что в 6,5 трудно.

Кто прав? Ответ простой. Правы родители – именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.

Кратко о созревании мозга

Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в 6-8 лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов – мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.

Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.

Организационные вопросы

Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?

Кто будет забирать ребенка

Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать - кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего 3 урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.

Дорога до школы

Прекрасная школа во дворе – редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее – чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).

Кружки и секции

Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе - от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).

В 6,5 или в 7,5?

Если у вас сын, наверняка вы думаете про армию. Желание отдать мальчика в школу пораньше, чтобы у него был запасной год, можно понять. Увы – если ребенок не готов, спешка может испортить отношение к учебе.

На что обратить внимание

Умеет ли ребенок себя обслуживать

Ответ на этот вопрос важнее, чем знание букв и цифр. Сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли сам сложить в мешочек уличные ботинки, упаковать в пакет теплые штаны, кофту, шапку, шарф, варежки и все это разместить в раздевалке? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если замешкался в столовой? Найти дорогу до кабинета, если прозвенел звонок, а он еще в раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Сам найти спортзал? Справится ли девочка со школьным унитазом: сможет ли мочиться, сидя на корточках, или вы разрешите ей садиться на общий унитаз? Не забудет ли мальчик застегнуть ширинку после туалета? Это важные моменты.

Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается

Понятно, в классе обращаться надо к учительнице, подняв руку. А если ребенок потерял ботинок в раздевалке? Он точно не растеряется? Не пойдет ли домой из школы по лужам в туфлях? Он сообразит, что делать, если потерял телефон или портфель? Если его в коридоре хватает за рукав чужая учительница и говорит: “Пойдем-ка со мной, ты без сменки” – он знает, как себя вести? Ребенок знает номера телефонов родителей наизусть?

Если вы решили, что ребенок пойдет в школу в этом году

Есть несколько навыков, с которыми у детей чаще всего бывают проблемы в первом классе. Их вы еще успеете развить в ребенке.

Умение концентрировать внимание на том, что говорит учитель.

Способность понять и запомнить задание, которое дает учитель.

Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно, в нужный момент (то есть открыть тетрадь, взять ручку и писать, например). Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы “держать” тело, писать, доставать из портфеля то, что нужно, и поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.

Говорит игровой педагог Женя Кац:

Процесс обучения в школе построен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью и выполнять какие-то действия по заданию другого человека. На своих математических занятиях с детьми 6-7 лет я предлагаю детям игры, в которых надо внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова.

Три игры на концентрацию внимания и на умение слушать и слышать взрослого от Жени Кац:

Кар, мяу, ква

Взрослый говорит «кар-кар» – и надо 2 раза помахать руками, как крыльями.

«Мяу, мяу, мяу, мяу» – надо 4 раза потереть носик «лапкой».

«Ква, ква, ква» – 3 раза подпрыгнуть.

А что надо сделать, когда взрослый говорит «кар, кар, кар, мяу, ква, ква»?

Шаг вперед, два шага назад

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните два раза, потом пройдите пять шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите четыре больших шага и шесть маленьких.

Стоп - один, стоп - три

Игра отлично тренирует способность “включать внимание” по команде взрослого и при этом слышать, что именно взрослый сказал, и выполнять нужное действие.

Дети бегают до тех пор, пока взрослый не скажет «стоп». «Стоп, три!» – встаем на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. «Стоп, один» – встаем на одну ногу. «Стоп, четыре» - на обе руки и обе ноги.

Самое главное. Хочет ли сам ребенок в школу?

Если мечтает и просится, то, отказывая ребенку, вы уничтожаете его мотивацию.

Если не хочет, попытайтесь разобраться, почему. Хочет еще ходить в детский сад или быть с мамой дома? Напуган старшими братьями и сестрами? Ему не нравится здание и двор школы рядом с домом? Просто боится нового? Разобрались? Тогда решайте – еще год с мамой или в садике, семейное обучение или работа с детским психологом.

Окончательное решение принимаете вы, несете ответственность тоже вы; но желания ребенка учитывать важно – ему еще учиться целых 9 или 11 лет.

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.


6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.


8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!

Правильное кормление новорожденного – важная и ответственная задача. Необходимо четко понимать, чем можно кормить малыша на той или иной стадии роста, для обеспечения его организма всеми необходимыми веществами. Переломным моментом в системе кормления считается время, когда малышу начинает не хватать материнского молока, и наступает пора вводить в его рацион другие продукты. Как понять, что ваш ребенок готов к прикорму, и каким образом лучше приучать малыша к новой пище, мы узнаем далее.

Первым признаком, на который стоит ориентироваться каждой маме, показывающим готовность ребенка к расширению его рациона питания, является возраст. Раньше считалось, что ребенка можно начинать прикармливать уже в 3 месяца, приучая его к новой пище. Такой системы придерживались наши мамы и бабушки, определяя наступление зрелости ребенка этими временными рамками.

Медицина не стоит на месте, в том числе особенно активно ведутся исследования в плане развития и формирования детского организма. Ученым, ведущим свою деятельность в данной области, опытным путем удалось доказать, что наиболее приемлемым для введения прикорма считается возраст малыша равный 5-6 месяцам. В это время организм прошел первую стадию роста, и он полностью готов к освоению новых продуктов.

Кроме того, считается, что кормление грудным молоком дает малышу максимальную пользу и перебивать такое питание посторонними примесями в 3-4 месяца нецелесообразно.

Признаки готовности малыша к прикорму

Помимо возраста ребенка, существует еще масса других признаков, показывающих маме, что пора уже вводить прикорм. Их необходимо знать, ведь организм каждого человека развивается своими темпами, и ввод дополнительного питания по возрасту ребенка, не всегда является верным решением.

Врачи выделяют следующие признаки, которыми следует руководствоваться новоиспеченными мамам:

  • Возраст. Этот признак мы подробно разобрали выше, и единственное уточнение, которое необходимо донести до читателей, касается недоношенных деток. В их случае прикормка начинается позднее, чем у других детей. Так, например, если ребенок появился на свет раньше положенного на 3 недели, введение прикорма нужно отложить на 3 недели позже от положенных сроков.
  • Способность уверенно держать голову и сидеть. Это необходимо для того, чтобы новорожденный мог четко выразить свою заинтересованность в приеме пищи или отказе от нее, наклонами корпуса и головы. Таким образом, вы не будете перегружать его организм лишней пищей.
  • Вес. Считается, что оптимальный вес новорожденного, который располагает к введению в рацион дополнительной пищи, должен превышать первоначальный в два раза.
  • Отсутствие рефлексов, связанных с выталкиванием пищи. Они выражаются движениями языка, которые не дают попасть в рот малыша посторонним предметам. Для проверки наличия подобных рефлексов покормите новорожденного водой с ложечки. Если он не выталкивает ее, значит, можно постепенно приучать малыша к прикорму.
  • Ребенок постоянно голодный, и ему не хватает молока, выделяемого материнской грудью.

Обратите внимание! Малыши, появившиеся на свет раньше положенного, должны набрать массу, в 2,5 раза превышающую исходную, после чего их также можно прикармливать.

Родителям не стоит дожидаться появления всех вышеперечисленных признаков. При появлении первых из них можно обратиться к педиатру, который даст точное заключение о готовности ребенка к освоению новых продуктов.

Основные правила прикормов

При приучении грудничка к прикорму мамам следует руководствоваться следующими правилами:

  • каждый новый продукт должен вводиться в рацион не чаще, чем 1 раз в 10 дней;
  • кормление необходимо осуществлять лишь по просьбе самого малыша. Если он не хочет есть, не заставляйте его принимать новую пищу;
  • каждый продукт следует вводить раздельно; комбинировать различные ингредиенты можно после того, как он уже попробовал их отдельно;
  • прикорм не является заменителем грудного кормления. Главная цель прикорма – разнообразить рацион и приучить к новым продуктам.

Малышам до года не стоит давать в пищу следующие продукты:

  • лимон, апельсин, грейпфрут и другие цитрусовые;
  • коровье или козье молоко;
  • манную кашу в больших количествах;
  • рыбу;
  • сахар.

При возникновении аллергической реакции продукт исключается из рациона. Стоит отметить тот факт, что если у ребенка выявилась аллергическая реакция на коровье молоко, то она, скорее всего, проявится и при употреблении в пищу говядины. Для уточнения ситуации и выработки оптимального рациона питания лучше всего обращаться к педиатру.

С какого возраста учить ребёнка чтению? Как понять, что малыш готов к достаточно трудному, требующему мобилизациимногих качеств, процессу? Мнений по этому поводу много. Скорее всего, всё здесь индивидуально. Всегда были бегло читающие четырёхлетки и с трудом складывающие слоги в слова девятиклассники. Малыш сам подскажет, когда уже пора.

Что думают специалисты

В общем случае считается, что кроха «созрел» если:

  • он уже достаточно хорошо говорит предложениями, связно и доступно излагает свои мысли; при невыполнении этого условия у детей могут возникнуть проблемы с развитием речи - при обучении чтению (особенно настойчивом) искусственно активизируются совсем другие участки головного мозга, чем те, что должны в соответствующем возрасте способствовать появлению речи, навыкам общения; есть и печальные примеры - малыши, обучавшиеся по кубикам Зайцева до того, как начали говорить, и в результате получившие задержку речевого развития;
  • у ребёнка хорошо развит фонематический слух: он легко определяет, из каких звуков состоит слово, может выделить общий звук в нескольких словах (например, шоколадка, кошка, камыш), умеет находить на картинке изображения предметов, названия которых начинаются на определённую букву;
  • у малыша отсутствуют логопедические проблемы, которые мешают правильному чтению и формированию фонематического слуха;
  • ребёнок уверено ориентируется в пространстве: знает, где право\лево, верх\низ: это необходимо для того, чтобы малыш не читал слова наоборот, справа налево.

Некоторые дети достигают таких «высот» уже к 3-4 годам, другие же дозревают только к школе. В любом случае, обучать ещё неготового ребёнка - значит, напрасно тратить время и нервы. Так можно только навредить малышу, отбить у него интерес к чтению на всю жизнь, затормозить развитие других навыков и способностей. Лучший вариант в некоторых случаях - заняться не самим чтением, а подготовкой к погружению в этот процесс: развитием речи и фонематического слуха, устранением логопедических проблем.

Сигналы для родителей

Мой старший сын в три года знал буквы и звуки. Сегодня это уже не редкость, многие дети и в более раннем возрасте уверенно называют каждую единицу алфавита. Но когда он вдруг начал спрашивать, что написано на встречающихся нам по дороге вывесках и просить найти в интернете мультики про слоги (для общего развития иногда включали ему такие ролики ненадолго), стало понятно: время пробовать учить его чтению настало. Начинали осторожно, потихоньку, но процесс пошёл очень быстро и легко. Интерес не ослабевал - наоборот, только увеличивался. В результате к 3,5 годам он уже по слогам читал имена детей на бейджах своих одногруппников в секции фигурного катания. Ну, и, конечно, мимо уличных вывесок сын тоже спокойно не мог пройти.

К слову, у младшего такого интереса не возникло до сих пор (ему 4 года). Буквы знает, слоги простые складывает, слова-слоги читать научился, но на вывески не заглядывается, помочь прочитать сложное слово не просит, к занятиям (очень коротким и редким) относится без особого энтузиазма. Все дети действительно очень и очень разные, у каждого свой «талант». События форсировать не стоит.

Мои дети - смышлёные и любознательные, но всё-таки разные.

Малыши часто сами дают родителям знать, когда они готовы учиться чтению. Эти сигналы важно распознать и не оставить без внимания, тогда все объяснения лягут на благодатную почву. Итак, скорее всего, ребёнок уже созрел, если:

  • периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает»: пересказывает знакомую сказку или сочиняет что-то своё, методично водит пальчиком по строчкам;
  • создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;
  • наизусть знает много стихов и может спеть несколько песен;
  • с лёгкостью выучил все буквы и звуки;
  • обладает богатым словарным запасом;
  • с удовольствием слушает сказки и рассказы в родительском исполнении, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;
  • легко подбирает несколько слов на определённую букву;
  • с интересом занимается с родителями чтением: уроки доставляют ему удовольствие, малыш сам задаёт вопросы, пытается прочесть вывески на улице.

4-летний кроха может прямо попросить маму или папу научить его читать. Но даже в этом случае, чтобы не отбить его стремление, действовать надо осторожно: учить малыша в игре, используя интересные яркие пособия, не перегружать его информацией, не делать первые занятия долгими (максимум 5-15 минут). Ну а как быть, если школа уже не за горами, а ребёнок так и не горит желанием браться за освоение важного навыка? Его можно заинтересовать, но это тема уже для совсем другой статьи.