Тефнут как выглядела. Богиня тефнут

Тефнут и её брата Шу породил из себя прабог Атум. С ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность, и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись двумя почитаемыми там львами. Путём слияния Атума с Ра, Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические связи стать солнечным глазом и через него змеёй уреем. Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". В буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижнеегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.

персонификация вселенской влаги. Её земное воплощение - львица. Центр культа Тефнут - Гелиополь. Согласно мифу творения Тефнут и её муж Шу - первый уровень проявленности Атума-Ра. Их дети - Земля и небо. Иногда Тефнут называют женой Птаха. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с вселенским змеем вечности - Уреем. Она – глаза владыки Космоса.
Тефнут имеет прозвище;хозяйка пламени; и;священная змея на лбу всех богов Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес. Другой её формой выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут - Око Ра удалилась в Нубию. В Египте наступила засуха. Затем по просьбе своего отца Ра, умоленного людьми, вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатхор, Сехмет.


Мифы о Тефнут
Не только сыновья охраняли Ра от злых врагов преисподней, чудовищ мрака и холода. Была у Ра любимая дочь, его собственный глаз, его Око, созданное им самим. Много имен было у солнечной дочери - Ока. В одном месте её называли богиней Тефнут, в другом почитали её как Сохмет, в третьем её звали Хатор. Много разных легенд рассказывали об этой богине, но во всех говорилось о том, как она побеждает чудовищ - врагов отца-Солнца, либо наказывает людей за неповиновение божественному царю.

Вот что рассказывается в одной из таких легенд. Это произошло ещё тогда, когда бог Ра жил на земле и был царем Египта. Поссорилась с ним его дочь - богиня Тефнут и ушла от него в Нубию, в страну Бугем. В образе, львицы бродила она по пустыне, в ярости убивала она людей, и кровь её жертв наполнила все ущелья, и питалась она мясом и кровью. Из глаз её извергалось пламя, дыханием её пасти был огонь, и сердце её пылало от гнева.

Никогда не покидала она пустыни и совсем забыла богиня Египет, родину своего отца Ра. Пожелал Ра вернуть Тефнут из Нубии и поселить её близ себя. Тосковал Ра без дивного Ока своего. Тефнут была любимой дочерью Ра, и при виде её сердце его охватывала радость. Грозная Тефнут была столь могучей, много раз показывала свою мощь и храбрость, и пожелал отец сделать её своей защитницей от злых врагов.

Долго думал Ра, кого послать за дочерью в Нубию, и, наконец, выбор пал на бога воздуха Шу и на бога луны и мудрости Тота. Ра доверял богу Шу, так как он дважды доказал владыке свою преданность. Дважды на Ра нападали враги, и Шу выступал на его защиту и поразил противников. Тот славился своей мудростью, он должен был волшебными словами помочь привести Тефнут в Египет. Без волшебных сил нельзя было укротить грозную богиню.

Для египтян это было благодатное время. Бог Шу при-гонял дождевые тучи, богиня Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи удобрял поля, а бог Ра согревал зем-лю золотыми лучами. Люди благодарили богов за бога-тые урожаи, распевали гимны в храмах, украшали ста-туи цветами, поливали жертвенники пальмовым вином и благовонными маслами. И никто даже не мог поду-мать, что вскоре народ постигнет большая беда.

Причиной несчастья стала обида Тефнут на бога солнца Ра . Гордая богиня дождя как само собой разумеющееся принима-ла от людей жертвенные дары и слушала хвалебные песнопения в свою честь. Однако однажды на холме Бен-Бен зазвучала музыка. Это земледельцы славили солнечного бога Ра за свет и тепло, которые он дарит Черной Земле. И настроение у богини испортилось. Ей показалось, что египтяне слишком много почестей воздают солнечному богу. Ведь она была уверена, что если бы не ее живитель-ная влага, то не проросло бы ни одно зернышко. Мудрый Ра попытался было возразить богине, что и без его солнечных лучей невозможен богатый урожай. Но оскорбленную Тефнут уже нельзя было остановить:

— Что ж, — воскликнула она, — если мои дожди никому не нужны, я навсегда покидаю Та-Кемет!

И превратившись в львицу, Тефнут преодолела серебряную ограду и бросилась бе-жать, оглашая горы грозным рычанием. Она летела, едва касаясь земли, и вскоре исчезла вдали за горизонтом.

Опечаленный побегом богини, Ра погрузился в глубо-кое раздумье. «Что же теперь делать? — думал он, с тре-вогой взирая на берега Нила. — Ведь с ее уходом на землю обрушится засуха, которая погубит всех людей. Нет, во что бы то ни стало надо вернуть людям покой и надежду».

Тем временем на земле началась страшная засуха. Солнце палило нещадно, и жара становилась невыно-симой. К вечеру земля на побережье ссохлась, стала твердой как камень, пожухла трава на заливных лугах, обмелели оросительные каналы. Ночью из пустыни налетел огнедышащий ветер и пригнал тучи раскален-ного песка. Он покрывал сады, огороды, крыши, а пло-довые деревья, еще недавно зеленые и свежие, были похожи на мумии с высохшими ветками.

На главной площади города Иуну стали собираться взволнованные жители. Пронесся слух, что главный кормилец страны, некогда благодатный Нил ссыхает-ся, как раскаленная пустыня.

— О великая богиня Тефнут! Чем мы прогневали тебя?! —в отчаянии голосили люди.

Страдал в своем золотом чертоге, жилище богов, и солнечный бог Ра. После долгих раздумий он принял решение восстановить справедливость. Заняв свое ме-сто на золотом троне, он твердо сжал в руках символы власти и приказал слугам:

— Позовите лунного бога Тота, ибо у него воистину мудрое сердце.

Не прошло и получаса, как перед троном солнечного бога предстал мудрец бог Тот . Он считался покровителем знаний, мудрости, медицины. Все волшеб-ные слова и чудодейственные заклинания были ведомы богу. Ни один египетский писец не приступал к трудам, не помолившись Тоту. При обычном человеческом теле бог обладал птичьей головой ибиса с длинным изогну-тым клювом. Великим знанием светились его блестя-щие глаза, похожие на влажные виноградины.

— Приветствую тебя, Тот, — скорбно промолвил Ра. — Надо ли рассказывать тебе, что произошло?

— Мне все известно, как известно и твое желание, — отвечал Тот с почтительным поклоном. — Ты хочешь, чтобы я уговорил Тефнут вернуться из Нубийской пу-стыни.

— Точно так, — кивнул головой Ра, — но ты также знаешь, что богиня могущественна и своенравна. Она приняла облик львицы, что небезопасно и для смерт-ных, и для бессмертных. Силой ее назад не привести. Одолеть ее гнев можно только умом и хитростью. Поэ-тому я и обратился за помощью к тебе.

— Я исполню твой приказ, — поклонился Тот, — и постараюсь вернуть беглянку.

Сказав это, Тот принял облик маленького павиана и отправился в далекий путь. Он понял, что простыми уговорами делу не помочь. «Кто очень силен, — подумал он, — тот нередко бывает глуп. А если он глуп, то охотно верит в любые льстивые речи». Тот вкрадчи-во промолвил, — я знаю, что ты самая прекрасная и могуще-ственная богиня! Но объясни: почему ты, такая силь-ная, боишься меня — маленькую слабую обезьяну? Подумай сама. Если в дом человека заползет скорпион, человек сразу его убьет. А все потому, что человек, хоть он и сильней скорпиона, все-таки боится, что его ужа-лят. И только владыка зверей лев действительно могуч! Если к его логову приблизится шакал, он даже не глянет на него, потому что не ведает страха. Льву не нужно убивать, чтобы доказать свое могущество. Уби-вает лишь тот, кто не уверен в своей силе.

Эти слова неожиданно возмутили Тефнут.

Не боюсь я тебя, мелкая обезьяна! - взревела львица. - Да и не трону тебя, потому что нет богини могущественнее меня!

- Дело не в этом, — грустно отвечал Тот, — твой супруг Шу сильно тоскует по тебе. А земля Та-Кемет находится в безмолвии. В твоих храмах больше не устраивают торжества, все жрецы облачились в траурные одежды, алтари пусты, музыканты касаются струн, но они не издают божественных волшебных звуков.

Тот не зря считался мастером красноречия: суровая Тефнут понемногу разжалобилась. Чем подробнее Тот описывал ей бедствия, терзающие Та-Ке-мет, тем печальней становилось ее лицо и сжималось сердце от сострадания к людям, с которыми она, осле-пленная гневом, несправедливо по-ступила. На глаза богини навернулись слезы. Она старалась этого не выдавать, но проницательный Тот заметил сразу.

Со скорбным видом он воскликнул:

— Если ты позабудешь свою обиду и вернешься в Та-Кемет, то Нил снова станет полноводным, зазеленеют поля, заколосятся ячмень и рожь! Тефнут, ты — самая прекрас-ная богиня. Люди и боги никогда не забудут, как ужасен твой гнев. Вернись в Та-Кемет! Ведь если ты не вернешься, люди умрут, — продолжал уговаривать павиан Тот.

— А если не останется людей, кто же будет услаждать твой слух музыкой и пением, украшать цветами твои статуи в храмах? Кто будет славить тебя, называя самой вели-кой, самой прекрасной, самой могущественной? Кто пре-вознесет твою несравненную мудрость? Между прочим, о восхитительная владычица воды, ты явила людям свое могущество, но ты пока ничем не доказала свою му-дрость. Так докажи ее и тебя будут славить еще больше!

— Как же мне вернуться? — смущенная речами Тота, спросила львица Тефнут.

— Нет ничего проще, — ответил павиан. — Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинять свои чувства велению рассудка…

Мудрый же, в отличие от глупца, — заключил павиан, — не раб своих чувств, но их господин. Если его осел заупрямится, мудрый хоть и почувствует гнев, однако не даст воли своим чувствам. Он не бу-дет бить осла, а даст ему отдых. Хоть и потеряет время, все равно доберется до города раньше, чем глупец.

Великая Тефнут! — возопил Тот. — Ослепленная праведным гневом, ты ушла из Та-Кемет, люди увидели твое могущество. Но если ты сумеешь победить свой гнев, люди поймут, насколько ты мудра. Помни: нет ничего дороже родины. Даже крокодил, когда он стареет, покидает чужбину и приплывает умирать в род-ной водоем. Лестные доводы умного павиана ока-зали благодатное воздействие на капризную Тефнут. Боги-ня дождя решила вернуться в Та-Кемет. Она уже собралась объявить свое ре-шение Тоту, как вдруг замерла, ее озарило мыслью.

Как! — закричала она, сверкнув глазами. — Я ведь поклялась никогда не возвращаться! Я думала, что нет такой силы, которая заставила бы меня изменить решение. — и вдруг какой-то ни-чтожный павиан чуть не сломил мою волю, разжалобил и едва не за-ставил расплакаться!.. Меня, могучую, непобедимую львицу!.. Да я сейчас растерзаю эту наглую обезьяну! Издавая рычание, от которого содрог-нулась пустыня, она выпустила острые когти и приго-товилась к прыжку. Маленький павиан сильно испугался.

— Богиня! — закричал он. — Вспомни о своей клятве! Ведь ты именем Ра поклялась не причинять мне зла! Тефнут в нерешительности застыла.

— Хорошо, павиан, — прорычала львица после раздумья. — жаль. При-дется сдержать свое обещание. Однако не смей вооб-ражать, что ты взял надо мною верх! Не ты заставил меня вернуться в долину Нила. Это будет моим решением!

— Конечно! — подтвердил Тот. — Я буду идти впереди твоего величества и буду развлекать песнями и плясками. И они отправились в Та-Кемет.

Когда Тефнут вернулась на родину, то совершила торже-ственное шествие по всем городам и селениям. Жители Та-Кемет ликовали: благодатный дождь моментально оживил сухую землю.

Встретилась Тефнут и с Ра. Увидев богиню, солнеч-ный бог несказанно обрадовался. В ее честь был устро-ен пир, который длился много дней. На том пиру был и мудрый Тот, совершивший благое дело не столько для богов, сколько для простых людей.

Этана из города Киш: полет на орле

Зевс громовержец

Орангпендек – лесной человек

Бог Энки

Решетка из сверхпрочной керамики создана на 3D-принтере

Дальнейшее развитие техники находится в прямой зависимости от доступных технологий в материаловедении. Если говорить точнее, многие смелые проекты, возникшие еще...

Остров Сингапур

Сингапур – это и остров и город, и государство. Обязательно стоит посетить "Город льва и храма" – известный центр развлечений в...

Производство водорода на Луне

Группа американских ученых из Национального космического общества и Фонда исследования космического пространства рассказала о способах снижения стоимости колонизации Луны на 90 ...

Пантеон Древнего Египта очень обширен, в этой стране преклонялись множеству богов. Некоторые из них, например Ра, Осирис, Гор, почитались повсеместно, иные имели лишь местное значение. Так, кровавая была покровительницей Мемфиса и Гелиополя, и ее культ был распространен именно в этих городах. Есть в мифологии Страны пирамид и древние боги, которые создали всех остальных. Одной из них является Тефнут, с интересными фактами о которой предлагаем познакомиться.

Внешний вид

Нередко древнеегипетская богиня Тефнут изображалась в виде кошки или львицы, на фресках можно видеть также ее представление как женщины с львиной головой. В этом случае на голове Тефнут располагались огненный диск и священная змея, в руках - анкх и жезл - побег папируса. Изображалась богиня в золотых украшениях, которые носили знатные египтянки той поры. Основные цвета - красный, коричневый, зеленый.

Можно также встретить изображения, на которых Тефнут предстает в облике львицы, повернутой спиной ко льву - своему брату-супругу Шу.

Значение

Нубийская кошка (именно так иногда именовали богиню Тефнут) считалась божеством влаги. Именно по ее воле на землю попадала живительная вода, столь важная для плодородия почв: дожди, роса. Поэтому роль Тефнут в пантеоне была очень значительна, ведь без жидкости все посевы на полях засохнут, а Египет в те времена был прежде всего сельскохозяйственным государством.

Также божеству нередко приписывали функции Ока Ра. Когда солнечный бог совершал свой ежедневный обход горизонта, Око блистало на его голове, это и была Тефнут. Нередко богиню отождествляли с хранительницей Ра Уто.

Семья

Согласно в семью богини Тефнут входили:

  • Ра (Атум) - отец.
  • Шу - супруг и одновременно брат-близнец.
  • Дети - Нут и Геб.

Интересно, что по примеру мифических богов вполне реальные фараоны нередко вступали в близкородственные браки, что приводило к мутациям и вырождению рода. В некоторых мифах мужем Тефнут называют бога-прародителя Птаха (Пта).

и атрибуты

Священным животным Тефнут считалась львица. Также с этим божеством отождествлялись кошки и змеи, которые, однако, не были посвящены исключительно Нубийской кошке. Интересно, что в Древнем Египте львы встречались достаточно часто, но сейчас этих грозных хищников в стране не встретишь. Стихиями Тефнут считались огонь и вода.

Происхождение и место в пантеоне

Богиня Тефнут в Древнем Египте входила в девятку древних богов, в так называемую гелиопольскую эннеаду. Поэтому история богини влаги напрямую связана с мифологическими представлениями о сотворении мира. На территории страны не было единых взглядов на данный вопрос, идейные представления были рассредоточены между тремя крупнейшими религиозными центрами, одним из которых был Гелиополис. Жрецы этого солнечного города так объясняли появление мира и рождение богини Тефнут:

  • Из первоначальной жидкости самозародился бог Атум (Ра).
  • Он создал Бенбен (священный камень) силой своей воли.
  • Стоя на камне, Атум создал первую пару богов - Шу и Тефнут. Они были не только братом и сестрой, но и супругами.
  • От первой божественной пары родились небес) и Геб (земли).
  • Затем Геб и Нут родили еще две пары божеств, которые также были одновременно братом и сестрой и супругами: Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Осирис стал править подземным царством, Исиде приписали функции богини плодородия. Сет был богом пустыни, Нефтида - богиней смерти и врачевания.
  • Немного позднее была создана бесплодная пустыня.

Таким образом и появились 9 божеств, вошедших в эннеаду Гелиополя.

Испытания для египтян

Наиболее известен один из мифов, в котором фигурирует Тефнут. Сюжет его таков. Древние египтяне безбедно жили в долине Нила.

Солнечный бог Ра щедро одаривал свой любимый народ теплыми лучами небесного светила.

Богиня Тефнут обеспечивала регулярное выпадение осадков, отчего земли не утрачивали своей плодородности.

Бог Нила (Хапи) отвечал за разливы великой реки, отчего пашни становились еще более богатыми благодаря чудесному илу.

Египтяне были благодарны своим богам и исполняли для них хвалебные песни, возводили храмы и статуи, приносили пожертвования. Но однажды Тефнут поссорилась со своим отцом - богиня решила, что люди должны благодарить исключительно ее одну. Обратившись в львицу, она покинула Египет, как ей казалось, навсегда, даже великий отец не смог остановить рассерженную богиню.

В долине Нила началась засуха, дожди полностью прекратились. Земледельцы остались без урожая: он погиб под палящими лучами солнца. Почва стала твердой, трава пожелтела и повяла, скоту было нечем питаться, начался его падеж, голод и мор. Потом на египтян обрушились песчаные бури. Именно так начинается миф о гневе богини Тефнут.

Львица стала жить в нападая на людей и разрывая их в клочья. В гневе богиня была страшна, ни один человек, случайно встретившийся с ней, не мог избежать страшной участи. Мясо и кровь людей служили пищей обиженной Тефнут, ее дыхание стало огненным, а глаза извергали языки пламени.

Возращение богини

Ра, который более всех своих детей любил именно богиню живительной влаги, очень тосковал без нее и хотел вернуть. Поэтому он решил направить в Нубию богов, чтобы они помогли вернуть Тефнут. Выбор пал на двух божеств:

  • супруга львицы, Шу;
  • бога мудрости Тота, который нередко изображался с головой ибиса.

Бессмертные приняли облик павианов (эти обезьяны в Египте почитались как священные животные) и направились в нелегкий путь. Грозная львица недружелюбно встретила незваных визитеров, и только мудрость Тота помогла вернуть ее. Бог начал описывать красоты Египта, этого удивительного края, богатого зелеными плодородными лугами, изумительными по красоте храмами и населенного благодарными людьми. Бог вещал, что Тефнут не придется ничего делать, чтобы добыть себе пропитание, ее будут уважать и восхвалять в песнях. Она поддалась на уговоры и вместе с Тотом и Шу направилась домой. Бог мудрости всю дорогу творил магические заклинания, чтобы львица не передумала.

Искупавшись в водах Священного озера, богиня утратила облик львицы и стала похожей на обычную женщину невероятной красоты. Именно в таком виде она предстала перед Ра, который был безмерно счастлив вновь видеть любимую дочь.

По другой версии мифа о возвращении богини Тефнут в Египет, мудрец Тот действовал один. Он не скупился на комплименты силе и могуществу львицы, всячески восхвалял ее и не забывал добавить, как тяжело приходится египетскому народу без любимой покровительницы. Пашни высохли, люди умирают с голода, храмы Тефнут закрыты, а жрецы облачились в траурные одеяния и в отчаянии оплакивают свою богиню. Сердце Нубийской кошки растаяло, гнев ее утих, она дала согласие на возращение.

Почитание богини

Миф о бегстве и возращении богини Египта Тефнут стал причиной появления в стране пирамид. Ежегодно незадолго до половодья египтяне разыгрывали сценку об уходе и возращении богини, чтобы задобрить ее.

Основным центром почитания богини-львицы был Гелиополь. Она отличалась грозным нравом, поэтому все обряды в храмах проводились с главной целью - усмирить ее. До наших дней дошли такие описания религиозных действий:

  • Сначала исполнялся танец, чтобы задобрить своенравную Тефнут. Мелодию для танца старались подобрать спокойную и гармоничную.
  • Потом были подношения вина, которое очень любила суровая львица. Также в качестве жертвы использовалась дичь.
  • Далее жрецы читали молитвы.

Богиня очень любила подношения, поэтому нередко дары ей посылали даже другие боги (а точнее - их скульптурные изображения). Жрецы ставили перед статуей Тефнут небольшие статуэтки Хеха, символа вечности, и Маат - богини справедливого суда. Это символизировало преподнесение дара Тефнут другими божествами. Нередко в качестве подношения выступали водные часы, поскольку Нубийская кошка отождествлялась с понятием времени.

Храмы богини

До наших дней дошли несколько храмов Тефнут, которые помогают понять, насколько значимой она была в египетском пантеоне. Помимо уже упомянутого Гелиополя, местом почитания грозной львицы был Леонтополь, иначе - город львов. Именно здесь располагалось святилище не только самой Тефнут, но и прочих львиноголовых божеств: Сехмет, Махеса. Найденные здесь в изобилии статуэтки бронзовых львов свидетельствуют о том, что эти животные внушали древним египтянам не столько ужас, сколько почтение.

Святилища Тефнут имелись и в Нубии, они дошли до наших дней в лучшем состоянии, но не отличаются таким богатством, как египетские. Также места культа богини находились в Верхнем Египте: в Ком-Омбо, Эсне, Эдфу. А изображения богини ученые обнаруживают во многих гробницах фараонов.

Древнеегипетская богиня Тефнут относится к числу особо почитаемых, поскольку именно она, как полагали жители долины Нила, отвечала за дожди и обеспечивала живительную влагу, без которой нельзя было ожидать богатого урожая.

По древнему мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной.

Шу - египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отждествления Атума с Ра считался сыном Ра.
Шу - бог воздушного пространства разделяющего небо и землю, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.
Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом.
Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода - своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.
Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.


Тефнут , также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка - в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Её земное воплощение - львица. Центр культа Тефнут - Гелиополь.
Согласно гелиопольскому мифу, Тефнут и её муж Шу - первая пара богов-близнецов, порождённых Атумом (Ра-Атумом). С их появлением первоначальное единство сменяет двойственность, в том числе и полов. Их дети - Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут - также дочь Ра, его любимое Око. Эти представления - следствие слияния Атума с Ра, при котором Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца - глазами хозяина неба. Тефнут отождествляется как с лунным, так и (через различные мифические связи) солнечным глазом. Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем).
Известен миф, согласно которому Тефнут - Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в другом варианте - Онуриса), вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы.
Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес, другой её ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут - Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в древнем варианте - Онуриса). вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит. Мент), почитавшиеся в Египте.

Шу, Тефнут, Геб и Нут
Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой. Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.
После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".
В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.
Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.

Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил её вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул (неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.

После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Нут по вечерам рождала звёзды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньей, поедающей своих поросят.
Владыка Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу - воплощение творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает "Пустота" (т. е. воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги умерших маленькие деревянные статуэтки Шу - чтобы покойный не задохнулся в Загробном Царстве, где воздуха нет.
Шу носит на голове страусиное перо: это - иероглифдетерминатив его имени.
Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт солнечный диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский змей Апоп. В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт.