Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания.

Бог Верхнего и Нижнего Нила, его приливов, приносящих плодородие, бог изобилия, отец богов. Давал продовольствие и воду для людей и жертвоприношений богам. Разлив Нила называли приходом Хапи, который регулировал уровень воды в реке. Своими поклонниками почитался больше, чем Ра.

Генеалогия. Муж богини царской власти Нехбет.

Местоположение. Как бог изобилия связан с Осирисом.

Атрибут. Ростки папируса (символ Северного Нила) и лотос (символ Южного Нила).

Иконография. Изображался в виде бородатого мужчины с синим или зеленым телом и с женской грудью (как бог, дающий питание), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове часто с ростками папируса и лотоса.
Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой" Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.Эта река и ее Бог являлись для египтян источником неиссякаемой энергии. Нил - река, дающая жизнь жителям Египта. Его воды не только орошали посевы, но и удобряли землю во время широких разливов. Вот почему однажды Нил стал не просто рекой, но божеством, которому поклонялись и у которого просили помощи в голодные годы.

Представители этого знака - натуры очень страстные и импульсивные. Девиз всей их жизни - лучше сделать и не жалеть, чем не сделать и жалеть. Им подходят любые профессии, где не надо сидеть целый день на рабочем месте, можно перемещаться и легко менять род деятельности.

Сверхъестественная способность людей Нила - это дар целительства. Если попробуете, то сможете снимать руками головную боль и избавлять от сглаза и негативной энерии. Обычно рядом с вами люди чувствуют себя хорошо и спокойно. Ваше биополе несет в себе огромный положительный заряд.

Характер: жизнерадостный и терпеливый. Вы легко адаптируетесь к любой среде. Вы очень проницательны, поэтому к вам тянутся люди. Ваши советы - всегда попадают в самое ядрышко.
Вы всегда оказываетесь там, где нужна ваша помощь. Но осторожнее! Из-за этого вами часто пользуются. Предательства вы не прощаете, впадаете в ярость и действуете импульсивно. Ваши суждения безапелляционны.

Вас можно назвать страстной особой: во все, что бы вы ни делали, вы бросаетесь с головой. Вы - глубоко семейный человек. К своим близким относитесь с особой нежностью. Стараетесь их поддержать добрым словом и вдохновить на новые подвиги.
Бог Нила. Космическое божество, почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", податель влаги и урожая. Отец Хапи - первобытный океан Нун. Бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта (его атрибуты - лотос, эмблема Верхнего Египта). Хапи почитался во всем Египте, но центром его культа было ущелье Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подземного царства (дуат) выходят "ключи Нила" и южная оконечность острова Элефантины. Изображался жирным человеком с большим животом и женской грудью, на голове - тиара из папирусов, в руках - сосуды с водой. Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хапи. Иногда Хапи отождествляли с Амоном (Амон-Хапи).
Источник -

Древний Египет и его Боги.

Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Бог Нила - супруг богини Нехбет, покровительницы Верхнего Египта. Это пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями. Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Иногда различают две ипостаси Хапи - богов северного и южного Нила. В том случае когда Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе из лилий и лотосов. Хапи отожде ствляется с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог плодородия.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой" Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.

Солнечный и лунный год. Рождение детей Нут

После того, как мир был сотворен, и Шу разделил небо и землю, на земном престоле, знаменовав начало Золотого Века, воссиял владыка богов Ра. Он жил в Гелиополе, ночью спал в цветке лотоса, а по утрам взмывал в небеса и в облике сокола летал над своим царством. Иногда он опускался слишком низко, и тогда начиналась засуха. Так было изо дня в день, из года в год.

В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном - 360. Бог Тот, властелин времени, разделил год на три части и каждой из них дал название: сезон Половодья, сезон Всходов и сезон Урожая. Так возникли времена года.

Затем Тот поделил каждый сезон на четыре части, по 30 дней в каждой, и появились месяцы. Первым месяцем в году стал первый месяц Половодья - месяц Тота; он начинался в день летнего солнцестояния. За ним следовали остальные месяцы: Паофи, Атир, Хойак, Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути, Пахон, Пайни, Эпифи и Месори.

Бог Солнца был очень ревнив. Узнав, что хотя Шу по его приказу отделил небо от земли, Нут по ночам всй равно сожительствует с Гебом, Ра пришел в неистовство и наложил проклятие на все 360 дней солнечного года: отныне Нут ни в один из дней не могла родить детей.

Небесная богиня в отчаянии воззвала к Тоту, моля. о помощи. Выслушав мольбу Нут, Тот обещал ей помочь.

Но как было исполнить обещанное? Уж кто-кто, а Тот лучше всех знал, что никому. из богов не дано отменить проклятие, наложенное богом Солнца. Любые заклинания и чародейства бессильны перед Словом Ра. Да и возможно ли осмелиться па такое - противоречить владыке? Гнев его страшен.

Но Тот недаром слыл мудрейшим из богов: после долгих раздумий он всё-таки нашёл, как поступить. Если проклятия снять нельзя, значит, остаётся одно: создать новые дни, па которые проклятие Ра уже не распространялось бы.

В облике ибиса Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет для развлечения. А ради азарта, чтоб интересней было играть. Тот и Луна поставили на кон 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости без труда одержал победу, и Луне волей-неволей пришлось расплачиваться.

Выигрыш Тота составил ровно 5 суток. Он забрал их у Луны - с тех пор лунный год длится всего 355 дней, - и присоединил к солнечному году, который отныне стал равен 365 дням. Выигранные у Луны 5 дней Тот назвал "те, что над годом": пять предновогодних дней не причислялись ни к одному из месяцев.

Разница между продолжительностью календарного года (30х12+5=365 суток) и астрономического солнечного (365 1/4 суток) не учитывалась в древнеегипетском календаре. Поэтому каждые 4 года начало календарного года и, соответственно, календарные даты всех праздников сдвигались на 1 день, "отставая" от солнечного года. Таким образом, первый день первого месяца Половодья совпадал с днем летнего солнцестояния (22 июня) и началом подъёма воды в Ниле 1 раз в 1460 лет (юлианских., = 1461 григорианский год). В течение этого цикла каждый календарный день 1 раз совпадал с каждым из дней солнечного года; Весенние праздники приходились на осень, летние - на зиму и т. п. В 238 г. до н.э. греческий царь Египта Птолемей III предпринял попытку привести в соответствие календарное и астрономическое летоисчисление, издав указ о введении високосного года, - но эта реформа встретила решительный отпор со стороны жречества и не удалась.

Такой календарь с "блуждающим" годом был официальным, административным. Наряду с ним существовал "народный" календарь, в котором месяцы. и дни отсчитывались по сельскохозяйственным периодам, и к ним же приурочивались праздники (подъема воды, начала жатвы, урожая и др.). (Приведённые выше названия месяцев даны по празднествам и относятся к "народному" календарю). В официальном календаре месяцы названий не имели и обозначались числительными, а исторические события датировались по годам царствования правящего фараона (напр.: "Год царствования его величества владыки Двух Земель Небмаатра - да живёт он, да здравствует и да благоденствует! - десятый, день шестнадцатый второго месяца Урожая").

Пять новых дней - "тех, что над годом" - Тот сразу же посвятил Ра: не станет ведь бог Солнца проклинать, как он прежде проклял все 360 дней, и дни, посвященные ему самому! И, конечно, он умилостивит свой гнев после столь щедрого верноподданного подарка!

Тот не обманулся в своих расчётах. Владыка его простил, и богиня неба отныне могла рождать по одному ребёнку в каждый из пяти- предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй - Хора Бехдетского, в третий - Сета, в четвёртый - Исиду и в пятый - Нефтиду.

Так появились на свет четыре младших бога Великой Девятки - дети Неба. А во все последующие годы, когда наступали созданные Тотом дни, Нут рождала звёзды.

Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп - злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский - сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями.

Но чаще всего злые силы и исчадия, стремясь уничтожить Солнце, нападают на Ладью Вечности в облике змей. Однако Ра и его спутники неизменно повергают врагов. Одного из злодеев - гигантского разноцветного змея - Ра убил под священной сикоморой Гелиополя, приняв обличье Великого Кота.

И всё же среди змей у бога Солнца есть не только недруги. Кобра-урей сама истребляет врагов Ра своими испепеляющими лучами. Змей Мехен-та защищает Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы Фиванского некрополя, в которых покоятся усопшие фараоны.
Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце
На 36-м году земного царствования Ра-Хорахте солнечный бог пребывал в Ну-бии, и с ним было его бесстрашное войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу. Об этом узнал Хор, сын Ра и Нут, покровитель города Бехдета.

Ра плыл в своей Ладье <...> И Хор Бехдетский был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте:

Я вижу врагов, злоумышляющих, против своего могучего владыки!

Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так стремительно обрушился на демонов мрака, так забушевал против них, что перебил всё полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.

Торжествующий Хор вернулся в Ладью отца и пригласил Ра-Хорахте и его дочь Астарту, богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество отправился.

Владыка мира и его свита долго созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал Тоту:

Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо!

Но не всех врагов Ра истребил Хор в египетской земле. Много ещё осталось злоумышлявших против властелина. Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов, укрылись в водах Хапи, и оттуда, из засады, снова напали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики <...> Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага.

После этой блистательной победы, уже второй по счёту, Хор снова принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджет как двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья, и Хор одержал ещё много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение - в номе Мерет. Хор Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов) и увёл 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.

Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий - Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил его за ноги по (ному Мерет) и вонзил своё копье в его голову и спину. Но элодей всё-таки спасся: обратился в ревущего змея и вошёл в землю в этом городе (Мерет), и его больше не видели.

После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахте велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта - как память о подвигах Хора.

Сказание об истреблении людей

Не одни только демоны отваживались выступать против великого солнечного бога. Когда Ра, благополучно процарствовав, наконец) состарится, сделался дряхлым, и могущество его ослабло; тело его стало серебром, члены - золотом, волосы - истинным лазуритом, против бога Солнца ополчились люди. Узнав о мятеже, который замыслил народ Египта, Ра призвал свою свиту и приказал богам:

Пусть явится сюда моё Око - богиня Хатхор. Позовите также Шу, Тефнут, Геба и Нут вместе с отцами и матерями, которые были со мной, когда я покоился в Нуне, а также самого Нуна. Только смотрите, приведите их тайно, чтоб люди не увидели этого. Пусть они придут и скажут, как нам бороться с мятежниками.

Боги незамедлительно исполнили волю своего владыки. Вскоре Нун, Шу, Тефнут, Геб и Нут явились по зову Ра в Великий Чертог - земной дворец солнечного бога. Увидев сидящего на престоле Ра, они пали ниц к изножию трона. Нун спросил:

Скажи, о владыка, что случилось?

Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око против оскорбивших тебя!

Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему. когда оно сходит в образе Хатхор (т.е. нет в мире силы, способной противостоять могуществу твоего Ока в образе Хатхор).

Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда. Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.

Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сохмет. Она отправилась в пустыню, разыскала людей и, едва увидев их, свирепо зарычала. Шерсть на её загривке встала дыбом, в глазах засверкал кровожадный блеск. Полная ярости, Хатхор-Сохмет набросилась на людей и принялась безжалостно их терзать, убивая одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса.

Решив, что люди уже достаточно наказаны и что отныне они уже больше никогда не осмелятся роптать на солнечного бога, а тем более восставать против него, Ра сказал дочери:

Ты уже совершила то, ради чего я тебя послал. Довольно их убивать! Уходи с миром.

Но грозная богиня не послушалась отца. Оскаля окровавленные клыки, она свирепо прорычала в ответ владыке мира:

Осилила я людей, и сладостно в моем сердце! Я хочу уничтожить их всех, хочу досыта напиться кровью этих непокорных богам смутьянов!

Силён я над ними как царь в их истреблении (т. е. я - царь, и только я один вправе решать, надо их истреблять или нет), - возразил мудрый солнечный бог. - Оставь людей в покое. Они уже достаточно наказаны.

Но упрямая Хатхор-Сохмет не пожелала внять словам отца. Ей очень понравилось убивать людей и пить их кровь. Жажда мести и охотничий азарт заглушили в ней голос разума. Свирепая львица вновь набросилась на людей. Люди в ужасе обратились в бегство вверх по Великой Реке, а богиня преследовала их и беспощадно убивала.

Ужаснулся и Ра, видя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл. Бог Солнца кликнул свою свиту:

Позовите мне быстробегущих гонцов, до помчатся они подобно тени тела! - отдал он приказ.

Тотчас же гонцы были приведены перед лицо Ра. Бог Солнца сказал:

Отправляйтесь на остров Элефаптипу и принесите мне как можно больше красного минерала диди.

Гонцы доставили диди. Тотчас Ра в сопровождении свиты отправился в Гелионоль. Там он разыскал мельника и велел ему растолочь красный камень в порошок, а его служанкам приказал намолоть ячменя и сварить пиво.

Когда пиво было готово, слуги бога Солнца наполнили им семь тысяч сосудов и намешали в пиво толчёного красного порошка диди. Получился напиток, по цвету очень похожий на кровь.

О, как прекрасно это, [ибо] спасу я [этим] людей! - воскликнул Владыка Всего Сущего. - Боги! Возьмите сосуды, отнесите их в то место, где она убивала людей. Разлейте это окрашенное пиво на полях, в долине Реки. Повеление Ра было незамедлительно исполнено. Наступило утро. Пришла Хатхор в образе Сохмет, оглядела место вчерашнего побоища и, увидав великое множество кроваво-красных луж, обрадовалась. Охваченная жаждой убийства, лютая богиня бросилась пить мнимую кровь. Пиво пришлось ей по вкусу; она лакала и лакала его до тех пор, пока не захмелела настолько, что взгляд её сделался мутным, и она уже не могла различать людей. Тогда Ра подошёл к дочери и сказал.

...

Без реки Нил Египет был бы безжизненной пустыней. Египтяне отлично это понимали, поэтому с глубоким почтением относились, как к самой реке, так и божеству, олицетворяющему её. Отвечал за Нил бог Хапи.

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Как изображали бога?

Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.

Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.

В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.

Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.

Как почитали Хапи?

Обиталищем бога считалось ущелье Гебель-Силсилэ, расположенное у первых порогов Нила. Вблизи этого места находится остров Элефантин. В древности именно здесь располагался центр культа Хапи.

Чтобы обеспечить стабильные ежегодный разлив Нила, жрецы проводили специальные ритуалы. Неоценимую помощь им оказывал «нилометр» – измерительный прибор, позволяющий предсказывать уровень прибывающей воды. В Древнем Египте религия нередко шла рядом с наукой.

Хапи часто прославляли в гимнах. Его праздником считался день разлива Нила. Активное участие в торжествах принимал фараон. Во время праздника приносились тысячи жертв в виде сосудов, наполненных маслом, вином или молоком. Их бросали в реку с пожеланиями урожайного года.

В египетской мифологии трудно найти более положительного персонажа, чем Хапи. Возможно, именно по этой причине он практически не известен современной массовой культуре, отдающей предпочтение «плохим парням».

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.
Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил
Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.
Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.
Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами" Амоном, Осирисом, но чаще всего-с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.
В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом
О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую воде.
Роса его спускается с небес...
Если медлит он, дыханье прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он - и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от смеха,
Зуб каждый усиленно жует. "
Приносящий хлеба, обильный пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.
Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.
Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.

Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании . Например, игры в древнем Египте — Сакральные истоки игр древности – Сенет из древнего Египта, шахматы, нарды и ряд других игр .

Обратимся к священному Нилу – Хапи :

Происхождение имени Хапи неизвестно , возможно ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи , там, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. Он дружил с Гебом (богом земли) и с «повелителем Непер» (богом зерна).

Разнообразие других отличительных черт Хапи , менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте , его украшали изображениями папирусов и лягушек , которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами , которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами связанными с богом Хапи . Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама .

Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет (что означает «любимая »). Тем не менее, Нил был связан с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте . Ею была богиня Нехбет , а в Нижнем Египте богиня Уаджит . Через некоторое время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном , жена которого Наунет была создана в первичных водах, вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады .

Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана . В большинстве своём, культ Хапи был на Элефантине . Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов Элефантины был в наличии специальный измерительный прибор «нилометр », с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды.

Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила :

Вскармливающий стада

Могущественный образ всего

Никто не может жить без него

Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях

Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно,

Спустившись с небес ».

Рис. 2. На рисунке слева показан фараон, сидящий на троне. В основании трона находится прямоугольник с символическим изображением, обозначающим понятие – союз, объединение . В центре изображения в виде буквы Т иероглиф — Sma объединять . Справа этот фрагмент показан в увеличенном масштабе. «В период XIX династии , Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающего Верхний и Нижний Египет . Это изображение так же является отдельным иероглифом , означающим «союз ». Этот символ часто вырезали в основании трона на котором сидел фараон . ».

КОММЕНТАРИЙ:

Тот, кто говорит: «Такого не может быть, такое не может случиться»,- да взглянет он в Сокровенное. Каждый день Бог заботиться о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения . (из «Поучений Анхшешонка » I тыс. до н.э. ) .

Приступим к нашим исследованиям. Обратимся к оригинальным древним египетским артефактам с изображением Хапи . Один из известных артефактов – это Рельеф с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта из Храма Амона в Луксоре. XIX династия, XIII в. до н.э.

Рис. 3. Рельеф с изображением Хапи (небесного Нила) – объединителя Верхнего и Нижнего Египта. Храм Амона в Луксоре . XIX династия, XIII в. до н. э. Каирский музей.

Совместим это изображение на Рельефе с матрицей Мироздания.

Рис. 4. На рисунке показан результат совмещения Рельефа – с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта с матрицей Мироздания. Изображение совмещалось с матрицей в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. А – область расположения двух священных Тетрактисов . В верхнем и нижнем треугольнике – Тетрактисе располагается по 10 позиций (кружочков) матрицы Мироздания. В – горизонтальной скобкой показано местоположение вертикальных иероглифических записей на Рельефе. Вершина пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания совместилась с «узлом » на Рельефе, который затягивают между собой два «образа » Хапи . «Узел » и вершина пирамиды Нижнего мира матрицы обведены жирным кружком. Ниже на рисунке это место Рельефа («узел ») будет показано в увеличенном масштабе. Хорошо видно точное совмещение всех основных деталей изображения на рельефе с матрицей Мироздания. Из этого следует очевидный вывод, что изображение на рельефе делалось на основе «базиса — шаблона », в качестве которого выступала матрицы Мироздания. Изображение Рельефа мы видим, а «базис — шаблон », который относился к сакральным знаниям жрецов, становится нам «виден » только после совмещения Рельефа с матрицей Мироздания.

Рис. 5. На рисунке в увеличенном масштабе показан «узел », который затягивают между собой два «образа » Хапи .

Рис. 6. Известны древние египетские рисунки, на которых в качестве «Объединителей » Верхнего и Нижнего Египта изображался не Хапи (небесный Нил ), а Гор и Сет . Сюжет рисунков был аналогичен. На рисунке Гор слева, а Сет справа.

Совместим с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическую запись «Имени » Хапи (небесный Нил ).

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическая запись «Имени » Хапи (небесный Нил ). Вверху рисунка записана фраза «О, творец света, приходящий из темноты … » из гимна, который приводился выше. Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила : «О, творец света, приходящий из темноты , Вскармливающий стада, Могущественный образ всего , Никто не может жить без него , Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях, Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, Спустившись с небес ». Из этого текста становится ясно, что для жрецов древнего Египта бог Хапи был «творец света, приходящий из темноты ». Следовательно, река Нил , которая давала жизнь живым существам на земле Египта, был «сделан » жрецами земным аналогом «небесного Нила — Хапи ». Фактически люди одновременно покланялись изначальному божественному Хапи и его земному аналогу – реке Нил . Поэтому мы можем рассматривать иероглифическую запись «Имени » Хапи в матрице Мироздания как «Поток света небесного Нила — Хапи ». Этот «свет » «нисходит » из Верхнего мира в Нижний мир матрицы Мироздания или из «Невидимого мира », который египетские жрецы называли в гимне темнотой . Слева показан иероглиф Sma Sema (Сма или Сема ), который переводится – союз, объединение , и фактически является окончанием «Имени » Хапи . Тогда вся запись Hapi Sma — переводится – Хапи объединитель . Объединитель двух миров – Верхнего и Нижнего мира матрицы Мироздания!! Говорить, что Хапи объединитель Верхнего и Нижнего Египта исходя из положения «Рельефа » на нашем рисунке не совсем корректно, так как из нашей работы — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта в разделе «Египтология » нам известно, что в представлениях жрецов «Верхний Египет » располагался выше 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания , а «Нижний Египет» простирался ниже от этого уровня . И еще одно существенное примечание. Если мы обратимся к нашей работе — Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания в разделе «Авторские статьи », то увидим, что именно с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже располагались следующие миры: В древнем Египте – «Нижний Египет », в Германо-скандинавской мифологии царство Одина (Асгард, Валгалла ), в Ведах древней Индии – царство Господа Брахмы , в греческой мифологии – царство верховного Олимпийского бога Зевса ! Удивительное ли это совпадение?! Скорее мы видим пример преемственности сакральных знаний мудрецов древности из разных стран и народов .

«Небесные реки»

«Небесные реки» , аналогичные Хапи — Нилу «текут » на «землю » в религиозных традициях разных народов.

В славянской жреческой книге – «Велесова Книга » — «РА РЕКА» течет с 24-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания . Об этом мы рассказывали в статье на сайте — Сакральный смысл первой главы Велесовой книги Прославление Великого Триглава , в разделе «Древние славяне », рисунок 10.

Пространство Верхнего мира матрицы Мироздания с 24-го и ниже в Индуизме является пространством Сада Шива (Всегда благой Господь Шива) Мантра Ом Намах Шивайя для обращения к Господу Шиве в матрице Мироздания , раздел «Молитвы и мантры », рисунок 11.

Господь Шива , который «выше на четыре уровня » в матрице Мироздания Господа Брахмы , знаменит тем, что принял на свою «голову » сокрушительный поток небесной реки Ганги :

Рис. 8. Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива , Бхагиратха , Парвати (супруга Шивы ) и бык Нанди (ездовое животное – вахана Господа Шивы )».

Таким образом, нам становится ясным, что поскольку – «В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю …», то в начале времен Ганга «протекала » выше 24-го уровня Верхнего мира матрицы мироздания .

Древние египетские вазы из алебастра для благовоний

Рис. 9. Парфюмерная ваза из алебастра . Гробница Тутанхамона. Каирский музей.

Рис. 10. Парфюмерная ваза из алебастра. Египет.

Рис. 11. На рисунке показано фронтальное изображение алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона . Каирский музей.

Совместим изображения египетских алебастровых ваза с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания будет «узел образа » Хапи .

Рис. 12. На рисунке показан результат совмещения фронтального изображения алебастровой вазы для ароматических веществ из гробницы фараона Тутанхамона с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Справа и слева от вазы на столе стоят фигуры двух «образов » Хапи шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

Рис. 13. На рисунке показан результат совмещения изображения алебастровой вазы для ароматических веществ (рисунок 10) с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Видно, что изображение вазы хорошо совместилось с матрицей Мироздания, которая очевидно, была «шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. К сожалению, мы не смогли найти фронтальное изображение этой вазы. По этой причине читателю придется «мысленно » совершить поворот изображения во фронтальное положение. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

В начале статьи мы говорили, что мудрецы древности для сохранения своих сакральных знаний о божественном Мироздании все обустраивали на территории древнего Египта так, чтобы можно было с помощью земных «вех » найти по аналогии тайные знания о «небесах ». Например, в сакральном «Невидимом мире » матрицы Мироздания было два Египта Верхний и Нижний Египет . Точно также на земле «появились » два Египта – Верхний и Нижний и Номы Верхнего и Нижнего Египта . В настоящей работе мы нашли подтверждение нашей рабочей гипотезе. В небесах – божественный Хапи, а на земле «появился » или был выбран аналог — река Нил . Причем в реке Нил течет вода, а Хапи в «Невидимом мире» «течет » с небес как оживотворяющий и поддерживающий все божественный свет . Существенно то, что «Невидимый мир » первичен и выступает в роли главного по отношению к «Видимому миру ». «Процессы » идущие в «Невидимом мире » приводят к изменению «процессов » в «Видимом мире ».

Подтверждением этого служит рисунок 4, на котором видно как два «образа » Хапи затягивают между собой «узел » на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания . Этот «узел » также затягивается на средней части иероглифа Сма (Sma) , который, в свою очередь, вписан или «связывает » 1-ый, 3-ий и 5-ый уровни «вершины » пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания , а стопы двух выставленных ног «образов » Хапи опираются на нижнюю часть иероглифа Сма (Sma) . Поэтому фактически получается, что два «образа » Хапи «связывают », «подвешивают » или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах ,

Один комментарий: “Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания”

    Вот читаю сейчас строки «Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании» и невольно думаю: насколько измельчала наша человеческая цивилизация. Осколки былых знаний раскиданы повсюду. Отдельные айсберги, правда, сохранились. Тем не менее, практически все, что «творится» в нашей общечеловеческой культуре, все, что в ней продуцируется, это пустышки. Как так произошло?! Где тот момент, когда люди отвернулись от истинных знаний?!
    Как замечательно вы объяснили сюжет с Шивой, который 100 небесных лет держал на голове Алакнанду (Гангу)!!!
    «Два «образа» Хапи «связывают», «подвешивают» или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания» – так «кто» же такой Хапи? Если матрица Мироздания – это «определенная конфигурация божественных энергий», тогда получается, что иероглифическая запись «Имени» Хапи Сма (Hapi Sma) фактически описывает характер взаимодействия «энергий — света» в области перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания?!