Сколько лет юрию гейко. Юрий гейко - дураки, дороги и другие особенности национального вождения

Окончил Московский автомеханический институт (МАМИ), Литературный институт им. Горького. В армии служил офицером -начальником автотракторной службы ракетной площадки в Казахстане. Работал инженером-испытателем на АЗЛК, каскадёром на киностудии, приёмщиком в автосервисе, корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Жена - актриса Дюжева, Марина Михайловна . Гейко - участник кругосветного автомобильного путешествия в 1989 г. "Караван Колумбов", объехал земной шар примерно по 40-й параллели за рулём "Москвича-2141", который много лет стоял в музее АЗЛК, пока завод не разворовали. За это путешествие получил статус "Почётного гражданина г. Коламбуса" (столицы штата Огайо в США). Автор книг автомобильной публицистики, сценариев. Победитель Всероссийского конкурса журналистов “Золотой Гонг-2005” в номинации “Результативность публикации”.

Участник и организатор двух кругосветных автопробегов, первый на "Москвиче-2141" - в 1989 году проходил под названием “Караван Колумбов”, за что Юрий был удостоен звания "Почетный гражданин" города Коламбус, столицы штата Огайо(США). Вторую кругосветку на автомобиле "КИА Спектра" Ижевского производства Юрий Гейко совершил в 2006 году.

Гейко Юрий Васильевич о себе

"Я родился в Москве, в тот день и даже час, когда родился великий Лев Николаевич Толстой (по старому стилю), но спустя ровно 120 лет после него, то есть - 10 периодов. (Период - полная смена клеток человеческого организма - составляет 12 лет.) Сей факт, конечно, ничего не означает, но забавно.

Родился-то в Москве, но схватки у моей мамы начались в поезде, коим она ехала в столицу к своей маме рожать из Выползова, где служил мой отец в авиационном полку. Уговаривали ее проводники сойти в Клину, куда о роженице сообщили телеграфом, туда к станции уж и подводу подогнали, но мама моя была непреклонна, несмотря на то, что уж и воды отошли - довезла сей ценный плод до Москвы, сделала меня полноценным москвичом.

Так колеса вошли в мою жизнь с материнской утробы и навсегда.

Кем я только не мечтал стать в детстве, поделенном двумя военными городками летчиков - Выползовским и Псковским! Но так случилось, что лет в восемь кто-то подарил мне альбом для стихов и тем самым определил мою жизнь - альбом был такой красивый, с золотым тиснением, вензелями, что не начать писать туда стихи было просто невозможно. И я начал - в духе своего времени и воспитания:

“Огонек одинокий горит, Мрачный крестьянин над книгой сидит. Он мечтает о годах, Когда не будет царя никогда...”

А через пару лет вкусил сладость славы, прочитав что-то со сцены псковского дома пионеров.

Читал, правда, много - во вред урокам, наперекор запретам отца, украдкой, даже с фонариком под одеялом. Но именно отец уже по-настоящему определил мою жизнь тем, что заставлял меня вести дневники аж с третьего класса - как же я благодарен ему за это! Считаю это совершенно необходимым для любого человека, стремящегося к совершенству, а уж для того, кто хочет складно излагать свои мысли на бумаге!.. Систематические записи увиденного и пережитого дают зоркость, учат умению вычленить и осознать главное, дневник - главные университеты души.

Отцу же я обязан и знанием происхождения нашей редкой фамилии, эту историю он вычитал в местных церковных книгах, вот как она звучит...

Ехал, якобы, Петр Великий на Полтавскую битву по Украине. Ехал верхом и лопнула у его лошади подпруга. А на горизонте было село. “Что за село? Есть ли там шорники?”- спросил Петр. Никто не ответил и нарекли то село - Попружна. А спустя какое-то время было оно пожаловано помещику под акой-то забытой уже мной фамилией, пусть будет - Коваленко. И пошел от него род на полсела - Коваленки. А остальные полсела - Гейки. Так вот Гейки это те, кого “гейкали”: “Пидь, погейкай - “Гей, хлопче, пидь до мэне!”

Родителям, как это часто бывает в русских семьях, было до фонаря кем я стану - кем хочешь, лишь бы поступил куда-то. Мне же под конец школы захотелось стать журналистом и я купил абонементы в МГУ для поступающих на лекции по русскому, истории и литературе. Отслушал их с огромным интересом, но когда пришел сдавать на журфак документы,- оробел: да какие там все умные да блатные, да с папами-мамами, да уже с публикациями! И с горя я, москвич, поехал с одноклассником Юркой Косенко поступать в Харьковское высшее командно-инженерное училище, на ракетчика.Юрка поступил, а я недобрал один балл, чему страшно расстроился и поехал в выходной на дачу генерала - начальника того училища, чтобы уговорить его меня принять. Генерал, естественно, послал меня по матери.

Вернувшись в Москву, я купил справочник для поступающих в столичные вузы и трижды ткнул карандашом наугад в его оглавление. Выпали МИЭМ (электронного машиностроения), МАМИ (автомеханический) и еще что-то. Поехал с документами в “еще что-то” - здание не понравилось: сарай какой-то, даже внутрь не зашел. МИЭМ слишком роскошным для меня показался, тоже внутрь не вошел. А МАМИ приглянулся, смотрю факультеты: литейный (тогда - самый сильный в Союзе) - на фиг расплавленный металл; двигатели внутреннего сгорания - на фиг бензин и масло; автотракторный (самый классный факультет) - на фиг трактора эти; технология машиностроения - а вот это солидно и непонятно звучит. Подал документы, сдал, поступил.

А поступил - влюбился в автомобиль. Уже на втором курсе начал мотаться с друзьями по гоночным трассам Союза: “Чайка” в Киеве, Бикирниеки под Таллинном, Пирита под Ригой. Тогда же стал “сыном полка” сборной АЗЛК по авторалли, ездил с ней по стране, а, закончив МАМИ, стал инженером-исследователем АЗЛК. Специализировался на прочностных испытаниях кузовов, занимался автоспортом. В 1976 году поступил в Литературный институт имени Горького.

На рубеже своего 33-х летия резко поменял и жену, и профессию - стал журналистом “Комсомольской правды”, в которой проработал 22 года. В 1980 году на съемках фильма “Похищение века”, в котором я исполнял трюки, познакомился с актрисой Мариной Дюжевой. Нас объединили не только первые неудавшиеся браки - Маша (это имя она любила) родилась в один день с моей мамой. Во вторую нашу совместную ночь выяснилось, что и отцы наши родились в один день. Дальше - больше: свадьбы наших родителей случились с разницей в один день! Но Бог продолжил свои намеки - первого нашего сына Мишку она родила в день своего рождения и в день рождения моей мамы. Но когда она родила второго сына - Гришку - в день моего рождения, я понял - это Судьба".

Сочинения

  • Автоликбез. М., 2009.
  • Кайф на колёсах. М., 2009.
  • Водительское мастерство и безопасность. М., 2009.
  • Как нас обманывают. М., 2009.
  • Женщина за рулём и прочая чертовщина. М.,2009.
  • Кое-что из истории. М., 2009.
  • Зима. М., 2009.
  • Советы в чистом виде. М., 2009.
  • Путешествия. М., 2009.
  • Мои друзья, мои герои. М., 2009.

Личный сайт

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юрий Гейко" в других словарях:

    Юрий Гейко Род деятельности: журналист Дата рождения: 28 августа 1948(1948 08 28) (64 года) Место рождения … Википедия

    Гейко фамилия. Известные носители: Гейко, Николай Николаевич (1960 2009) советский российский актёр и режиссёр. Гейко, Юрий Васильевич (р.1948) российский журналист … Википедия

    Юрий Стыцковский Дата рождения: 19 августа 1962 (46 лет) Место рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гейко. Николай Гейко Имя при рождении: Николай Николаевич Гейко Дата рождения: 22 мая 1960(1960 05 22) Место … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додолев. Юрий Додолев Имя при рождении: Юрий Алексеевич Додолев Дата рождения: 17 июля 1926(1926 07 … Википедия

    Дюжева, Марина Михайловна Марина Михайловна Дюжева Род деятельности: актриса Дата рождения … Википедия

    Основная статья: Путин должен уйти Полный список подписавших обращение «Путин должен уйти» находится на сайте кампании и на 8 октября 2011 года составил более 100 тысяч. Согласно сайту putinavotstavku.org, под обращением подписались следующие… … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новая газета (значения). Новая газета Логотип «Новой газеты» Тип выходит 3 раза в неделю Формат общественно политическая газета … Википедия

Книги

  • Азбука водителя. Издание второе, дополненное , Юрий Гейко , Азбука Юрия Гейко - настоящая находка для любого автомобилиста. В ней каждый водитель найдет множество интересного независимо от стажа за рулем. "Азбука водителя" способна заинтересовать и… Категория:

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Юрий Гейко
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:
Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:
Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:
Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Ю́рий Васи́льевич Ге́йко (28 августа (19480828 ) , Москва , СССР) - российский журналист, член Союза писателей России и Союза кинематографистов России , лауреат премий «Лучший журналист России» (1995), «Автомобильный журналист России» (2003), кандидат в мастера спорта по автоспорту .

Биография и научные занятия

Юрий Гейко - участник кругосветного автомобильного путешествия в 1989 году «Караван Колумбов», объехал земной шар примерно по 40-й параллели за рулём «Москвича-2141 », который потом много лет стоял в музее АЗЛК, пока завод не разворовали. За это путешествие получил статус «Почётного гражданина г. Колумбуса » (столицы штата Огайо в США). Вторую кругосветку на автомобиле «КИА Спектра » Ижевского производства Юрий Гейко совершил в 2006 году .

В марте 2010 г. подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти » .

3 февраля 2011 года разместил в своем обращение к своему бывшему сослуживцу Валентину Юмашеву . В нём Юрий Гейко в жёсткой форме раскритиковал итоги деятельности руководителей страны за последние два десятилетия.

Сочинения

Художественные:

"Сайга", повесть. Журнал "Юность", М.,

  • Истопник «Российских далей» (повесть)
  • Истопник «Российских далей» (продолжение)

Рассказы

Публицистика:

  • Как за рулем выжить и выжить, и удовольствие получить. М., 1996
  • Автоликбез. СПб, 2000.
  • Автоликбез (в соавторстве с Вячеславом Варёновым). М., 2002.
  • Автоэнциклопедия. М., 2006.
  • Автоликбез. М., 2009.
  • Кайф на колёсах. М., 2009.
  • Водительское мастерство и безопасность. М., 2009.
  • Как нас обманывают. М., 2009.
  • Женщина за рулём и прочая чертовщина. М.,2009.
  • Кое-что из истории. М., 2009.
  • Зима. М., 2009.
  • Советы в чистом виде. М., 2009.
  • Путешествия. М., 2009.
  • Мои друзья, мои герои. М., 2009.
  • Автоликбез. М., 2010.
  • Автоликбез-2. М., 2010.
  • Дураки, дороги и другие особенности национального вождения. М., 2011.
  • Моя любовь - автомобиль. М., 2011

Напишите отзыв о статье "Гейко, Юрий Васильевич"

Примечания

Личный сайт

Отрывок, характеризующий Гейко, Юрий Васильевич

Только через много лет мне удалось понять, что по-настоящему хотела сказать эта странная мудрая старушка. Но тогда я лишь очень внимательно её слушала, стараясь запомнить каждое слово, чтобы позже ещё не один раз «прокрутить» в своей памяти всё непонятое (но, как я чувствовала – очень для меня важное) и постараться уловить хотя бы крупицы того, что могло бы мне помочь в моём вечно продолжавшимся «поиске»…
– Слишком тяжёлый груз взяла на себя – подломишься… – спокойно продолжала старушка, и я поняла, что она имеет в виду мои контакты с умершими. – Не все люди этого стоят, милая, некоторые должны платить за свои поступки, иначе беспричинно начнут считать, что они уже достойны прощения, и тогда твоё добро принесёт только лишь зло... Запомни моя девочка, добро всегда должно быть УМНЫМ. Иначе оно уже и не добро совсем, а просто отголосок твоего сердца или желания, которое совсем необязательно совпадает с тем, кем по-настоящему является одаренный тобою человек.
Мне стало вдруг не по себе… Казалось, это уже говорила не простая милая старушечка, а какая-то очень мудрая и добрая ведунья, каждое слово которой буквально впечатывалось в моём мозгу… Она как бы осторожно вела меня по «правильной» дорожке, чтобы мне, ещё маленькой и глупой, не пришлось слишком часто «спотыкаться», совершая свои, возможно не всегда очень правильные, «мягкосердечные подвиги»…
Вдруг промелькнула паническая мысль – а что если прямо сейчас она возьмёт и просто исчезнет?!.. Ведь мне так хотелось, чтобы она как можно большим со мной поделилась, и как можно больше чему-то научила!..
Но я понимала, что как раз-то это и являлось бы уже с моей стороны именно тем «получением чего-то даром», о котором она только что меня предостерегала… Поэтому я постаралась взять себя в руки, заглушив насколько могла, свои бушующие эмоции, и по-ребячьему ринулась честно «отстаивать» свою правоту…
– А если эти люди просто совершили ошибки? – не сдавалась я. – Ведь каждый, рано или поздно, совершает ошибку и имеет полное право в ней раскаяться.
Старушка грустно на меня посмотрела и, покачав своей седой головой, тихо сказала:
– Ошибка ошибке рознь, милая… Не каждая ошибка искупается всего лишь тоской и болью или ещё хуже – просто словами. И не каждый желающий раскаяться должен получить на это свой шанс, потому-то ничто, приходящее даром, по великой глупости человека, не ценится им. И всё, дарящееся ему безвозмездно, не требует от него усилий. Поэтому, ошибшемуся очень легко раскаяться, но невероятно тяжело по-настоящему измениться. Ты ведь не дашь шанс преступнику только лишь потому, что тебе вдруг стало его жалко? А ведь каждый, оскорбивший, ранивший или предавший своих любимых, уже на какую-то, хотя и ничтожную долю, в душе преступник. Поэтому, «дари» осторожно, девочка…
Я сидела очень тихо, глубоко задумавшись над тем, чем только что поделилась со мной эта дивная старая женщина. Только я, пока что, никак не могла со всей её мудростью согласиться… Во мне, как и в каждом невинном ребёнке, ещё очень сильна была несокрушимая вера в добро, и слова необычной старушки тогда казались мне чересчур жёсткими и не совсем справедливыми. Но это было тогда...
Как будто уловив ход моих по-детски «возмущённых» мыслей, она ласково погладила меня по волосам и тихо сказала:
– Вот это я и имела в виду, когда сказала, что ты ещё не созрела для правильных вопросов. Не волнуйся, милая, это очень скоро придёт, даже, возможно, скорее, чем ты сейчас думаешь...
Тут я нечаянно заглянула ей в глаза и меня буквально прошиб озноб... Это были совершенно удивительные, по-настоящему бездонные, всезнающие глаза человека, который должен был прожить на Земле, по крайней мере, тысячу лет!.. Я никогда не видела таких глаз!
Она видимо заметила моё замешательство и успокаивающе прошептала:
– Жизнь не совсем такая, как ты думаешь, малышка… Но ты поймёшь это позже, когда начнёшь её правильно принимать. Твоя доля странная... тяжёлая и очень светлая, соткана из звёзд… Много чужих судеб в твоих руках. Береги себя, девочка…
Я опять не поняла, что всё это значило, но не успела ничего больше спросить, так как, к моему большому огорчению, старушка вдруг исчезла… а вместо неё появилось потрясающее по своей красоте видение – будто открылась странная прозрачная дверь и появился залитый солнечным светом дивный город, словно весь вырезанный из сплошного хрусталя... Весь искрящийся и блистающий цветными радугами, переливающийся сверкающими гранями невероятных дворцов или каких-то удивительных, ни на что непохожих строений, он был дивным воплощением чей-то сумасшедшей мечты… А там, на прозрачной ступеньке резного крыльца сидел маленький человечек, как я потом рассмотрела – очень хрупкая и серьёзная рыжеволосая девочка, которая приветливо махала мне рукой. И мне вдруг очень захотелось к ней подойти. Я подумала, что это видимо опять какая-то «другая» реальность и, вероятнее всего, как это уже бывало раньше, никто и ничего мне опять не объяснит. Но девочка улыбнулась и отрицательно покачала головой.
Вблизи она оказалась совсем «крохой», которой от силы можно было дать самое большее пять лет.
– Здравствуй! – весело улыбнувшись, сказала она. – Я Стелла. Как тебе нравится мой мир?..
– Здравствуй Стелла! – осторожно ответила я. – Здесь правда очень красиво. А почему ты называешь его своим?
– А потому, что я его создала! – ещё веселее прощебетала девчушка.
Я остолбенело открыла рот, но никак не могла ничего сказать... Я чувствовала, что она говорит правду, но даже представить себе не могла, каким образом такое можно создать, тем более, говоря об этом так беспечно и легко…
– Бабушке тоже нравится. – Довольно сказала девочка.
И я поняла, что «бабушкой» она называет ту же самую необычную старушку, с которой я только что так мило беседовала и которая, как и её не менее необычная внучка, ввела меня в настоящий шок…
– Ты здесь совершенно одна? – спросила я.
– Когда как… – погрустнела девочка.
– А почему ты не позовёшь своих друзей?
– У меня их нет… – уже совсем грустно прошептала малышка.
Я не знала, что сказать, боясь ещё больше огорчить это странное, одинокое и такое милое существо.
– Ты хочешь посмотреть что-то ещё? – как бы очнувшись от грустных мыслей, спросила она.
Я только кивнула в ответ, решив оставить вести разговор ей, так как не знала, что ещё могло бы её огорчить и совсем не хотела этого пробовать.
– Смотри, это было вчера – уже веселее сказала Стелла.
И мир перевернулся с ног на голову… Хрустальный город исчез, а вместо него полыхал яркими красками какой-то «южный» пейзаж… У меня от удивления перехватило горло.
– И это тоже ты?.. – осторожно спросила я.
Она гордо кивнула своей кудрявой рыжей головкой. Было очень забавно за ней наблюдать, так как девочка по-настоящему серьёзно гордилась тем, что ей удалось создать. Да и кто не гордился бы?!. Она была совершенной крошкой, которая, смеясь, между делом, создавала себе новые невероятные миры, а надоевшие тут же заменяла другими, как перчатки... Если честно, было от чего прийти в шок. Я старалась понять, что же здесь такое происходит?.. Стелла явно была мертва, и со мной всё это время общалась её сущность. Но где мы находились и как она создавала эти свои «миры», пока что было для меня совершенной загадкой.
– Разве тебе что-то непонятно? – удивилась девочка.
– Говоря честно – ещё как! – откровенно воскликнула я.
– Но ты же можешь намного больше? – ещё сильнее удивилась малышка.
– Больше?.. – ошарашено спросила я.
Она кивнула, смешно наклонив в сторону свою рыжую головку.
– Кто же тебе всё это показал? – осторожно, боясь чем-то её нечаянно обидеть, спросила я.
– Ну, конечно же бабушка. – Как будто что-то само собой разумеющееся сказала она. – Я была в начале очень грустной и одинокой, и бабушке было меня очень жалко. Вот она и показала мне, как это делается.
И тут я, наконец, поняла, что это и вправду был её мир, созданный лишь силой её мысли. Эта девочка даже не понимала, каким сокровищем она была! А вот бабушка, я думаю, как раз-то понимала это очень даже хорошо...
Как оказалось, Стелла несколько месяцев назад погибла в автокатастрофе, в которой погибла также и вся её семья. Осталась только бабушка, для которой в тот раз просто не оказалось в машине места... И которая чуть не сошла с ума, узнав о своей страшной, непоправимой беде. Но, что было самое странное, Стелла не попала, как обычно попадали все, на те же уровни, в которых находилась её семья. Её тело обладало высокой сущностью, которая после смерти пошла на самые высокие уровни Земли. И таким образом девочка осталась совершенно одна, так как её мама, папа и старший брат видимо были самыми обычными, ординарными людьми, не отличавшимися какими-то особыми талантами.
– А почему ты не найдёшь кого-то здесь, где ты теперь живёшь? – опять осторожно спросила я.
– Я нашла… Но они все какие-то старые и серьёзные… не такие как ты и я. – Задумчиво прошептала девчушка.
Вдруг она неожиданно весело улыбнулась и её милая мордашка тут же засияла ярким светлым солнышком.
– А хочешь, я покажу тебе, как это делать?
Я лишь кивнула, соглашаясь, очень боясь, что она передумает. Но девчушка явно не собиралась ничего «передумывать», наоборот – она была очень рада, найдя кого-то, кто был почти что её ровесником, и теперь, если я что-то понимала, не собиралась так легко меня отпускать... Эта «перспектива» меня полностью устраивала, и я приготовилась внимательно слушать о её невероятных чудесах...

Юрий Гейко

Дураки, дороги и другие особенности национального вождения

В России две напасти – дураки и дороги.

Гоголь Н. В. 1840 г.

В России главная напасть – дураки на дорогах.

Гейко Ю. В. 1977 г.

Нет, все-таки самая большая напасть в России – дураки, указывающие дорогу.

Гейко Ю. В. 1995 г., 2000 г. 2004 г., 2008 г.

К ЧИТАТЕЛЮ

Дорогие мои читатели!

Автомобилисты вы или пешеходы, неважно, главное – коллеги по жизни. Правда, мне-то уже шестьдесят два. Пора подводить итоги. Они в ваших руках. Это то, что останется после меня. Не считая сыновей.

Эта книга, оказывается, – то, ради чего я появился на этот свет и колесил по нему всю свою жизнь. Вы держите в руках главную книгу моей жизни. И не только автомобильной.

До нее было десятка два «автомобильных» книг. Последняя – «Автоэнциклопедия», вышедшая в этом же издательстве «РИПОЛ классик» в 2006 году. Здесь от нее осталось меньше половины – лучшие главы, не подверженные «старению». Да и то почти все они дописаны и переписаны. Потому что чем выше забираешься, тем дальше видно.

Если жизнь человеческую уподобить дороге, то беды происходят с нами тогда, когда мы оказываемся в ненужное время в ненужном месте. И наоборот – и тогда судьба поворачивается к нам лицом.

Как же оказаться в нужное время в нужном месте и избежать обратного?

Сейчас я пенсионер, черт возьми. Я добился в жизни большего, чем мечтал когда-то юношей, – стал (так говорят другие) лучшим автожурналистом России . И подтверждение этому – три официальных титула лучшего в разных номинациях за 1995, 2003 и 2005 годы. Может быть, я смогу и вам помочь, подсказать, как это сделать?..

Совершенно гениально сказал кто-то из великих: «Чтобы в жизни добиться многого, нужно всего две вещи: заниматься любимым делом, и делать это изо всех сил».

Самое сложное – на что многим несчастным людям иногда не хватает и всей жизни – найти свое любимое дело. И тут уж я дам вам, читатели, совет: пока молоды, беритесь за все, что кажется вам перспективным и интересным. Учитесь играть на гитаре, осваивайте компьютер, пишите стихи, изучайте менеджмент, психологию, историю, структурную лингвистику, займитесь танцами, фотографией, картингом, посещайте театральную студию, секцию карате и т. д. и т. п. И не важно, что сейчас время «узких специалистов», не обращайте на это внимания – вам еще только предстоит им стать, для чего сначала надо найти себя. А это не поздно никогда – ни в тридцать, ни в сорок, ни в пятьдесят. И чтобы найти себя, многое придется перепробовать.

Поэтому не жалейте на это ни сил, ни времени, сгребайте, как бульдозер, широким захватом все интересное, что попадается вам на пути, а там ненужное само отсеется, и останется что-то одно – любимое дело. На всю оставшуюся жизнь.

То ли природа, то ли родители, то ли сам Господь заложили в меня (да и в каждом нормальном человеке должно это быть, чем он и отличается от животного) стремление «жить не горизонтально» – в каждый следующий день, в каждую следующую неделю ты хоть в чем-то, хоть на йоту, но должен стать умнее и совершеннее. В каждый прожитый день ты хоть в чем-то должен иметь «дельту» – приращение себя. Жизнь – это линия восходящая, у кого круто, у кого плавно, но обязательно – вверх. Жить «горизонтально» или «вниз» – не для человека вообще, и не для меня тем более.

Заметьте, я нашел себя по-настоящему в АВТОжурналистике. Хотя в свое время писал прозу, печатался в «Новом мире» и был объявлен советской критикой молодым талантливым писателем , а затем кинокритиком .

Зародившись еще в юности, к сорока годам окрепли и тесно переплелись, сплавились две составляющие моей жизни, которые ее и определили: слово и автомобиль .

Эта книга не о «железках» – моя основная тема не они, а система «ЧЕЛОВЕК – АВТОМОБИЛЬ». Поэтому главное здесь – рассказ о человеке за рулем. Расскажу я и о себе, о том, как определялась моя жизнь. Для того чтобы вам было легче проанализировать и определить свою.

Вообще-то тема «ЧЕЛОВЕК – АВТОМОБИЛЬ» – исчерпаема. Даже если завтра автомобиль будет летать. И похоже, что за тридцать лет ее исследования я по этой теме выговорился до конца.


Однажды после похорон младшего брата я долго бродил по кладбищу, впервые внимательно читая надписи на надгробиях: слезливые, банальные, вымученные. Редко попадались слова, рвущие душу. Их же пишут те, кто остался...

И вдруг я подумал: а что могло бы быть написано на моем камне? Какие бы слова точнее всего передали суть моей жизни? Какие бы слова меня устроили?

Долго-долго в тот день бродил я по городу умерших, перебирая в уме и отбрасывая различные варианты. И наконец нашел – пусть вас это не шокирует:

Он был счастливым человеком.


Читатели!

Я очень хочу, чтобы вы тоже были счастливы. Жили долго, не веря ремарковскому: «Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть». Я хочу, чтобы вы нашли себя. Реализовались. Любили и были любимы. И умерли бы своей смертью.

Именно поэтому я бы издал эту, итоговую книгу даже без единой копейки гонорара. Даже за свой счет, если бы у меня хватило на это денег.


Если честно, то в моей жизни переплелись не две, а три составляющие: слово , автомобиль – и женщина . Моя любимая женщина появляется на этих страницах не часто, но без этого никак нельзя. Я долго без нее не могу. В конце концов, меня к ней тоже привез автомобиль.


Потрясающе на вопрос студентов «Как стать миллиардером?» ответил американский нефтяной магнат, в прошлом техасский ковбой, Хант:

– В жизни мимо каждого проносятся мустанги удачи. И миллиардером становится... кто? – Хант хитро прищурился в зашумевшую ответами аудиторию. – Нет, не тот, кто больше мустангов удачи оседлает. А тот, кто сначала их УВИДИТ! А потом уже вскочит в седло и сумеет удержаться в нем на бешеном скаку жизни и крутых поворотах судьбы. Самое трудное – увидеть. А для этого потребуется опыт всей вашей предыдущей жизни.


Мне было бы интересно сейчас, пенсионером, хотя бы бегло проанализировать, а вам, читатели, на примере моей жизни, надеюсь, полезно было бы проследить, когда и как эти «мустанги удачи», эти составляющие жизни и определяющие ее, входят в нее, растут и крепнут – и несут нас к счастью.


Начнем с автомобиля – он появился в моей жизни первым. Вернее, это был мотоцикл, мощный мотоцикл с коляской какого-то папиного друга-летчика из нашего военного городка Выползово. Того самого Выползово, которое рядом с Бологое, а оба они – посерединке между Москвой и Питером.

Мне годика два с половиной. Кто-то сажает меня в разлапистое резиновое седло. Хорошо помню восторг от дрожи под собой сильного и горячего животного, острый запах бензина и резины.

Но это был не «мустанг».

Второе острое автомобильное воспоминание там же: отец, в погонах, перетянутый ремнями, в блестящих «хромачах», поднимает меня в кабину огромного, зеленого, крепко пахнущего армией и большой, взрослой жизнью грузовика. И мы едем через сосновый лес на станцию – целых тридцать километров! Какой был восторг! Какой праздник! Какое далекое путешествие!

Но и это тоже был не «мустанг».

А определили мою жизнь обычные слова одногруппника по МАМИ (Московский автомеханический институт), друга моего Сеньки Соколова, накануне летних каникул после первого курса: «Юр, тебя родители отпустят на месяц в Ереван? Там чемпионат Союза по ралли будет. Мишка нас обоих возьмет, я с ним говорил». Мишка – Эммануил Лифшиц – сводный брат Семена, член сборной АЗЛК по автоспорту.

Отпускают! Меня родители отпускают!!

И вот – пересечение Каширского шоссе с МКАД. Сажусь в спортивный «Москвич» капитана сборной АЗЛК по авторалли Виктора Щавелева. Сажусь в эту машину, как обычно, как во многие другие машины, не догадываясь, что жизнь моя через несколько секунд перевернется. Щавелев заводит движок, трогается – и!..

Мир расплывается в цветных полосах скорости. Стрелка спидометра упирается в ограничитель. Душа ухает, как на качелях, от каждого обгона потеют ладони. Но страх проходит, когда я уясняю, что Щавелев – мастер. Да какой! Один из лучших в стране! И понятно, что он хочет жить ничуть не меньше меня и едет с большим запасом надежности. После этого от каждого его обгона я испытываю восторг, один сплошной восторг. Я открываю для себя, что в повседневной жизни мы познаем лишь верхушку айсберга под названием: «автомобиль». Даже езда «с ветерком» с лихачом – это езда вслепую: она не дает никакого представления о возможностях автомобиля, ведомого рукой истинного мастера все ближе к той грани, за которой кончается его повиновение.

Я такого нигде не видел

- Юрий Васильевич, почему Вы на свое путешествие отвели именно 80 дней?

Вообще у нас путешествие рассчитано на 70 дней. Десять дней держим в резерве. А 80 дней придумали пиарщики, по аналогии с романом Жюля Верна. И нас, должен сказать, это немного обижает. Ведь у Жюля Верна герои путешествовали на воздушном шаре и другими способами, а мы едем на автомобиле. Что ж мы… не лучше них что ли?

- А правила соблюдаете во время движения?

Правила, конечно, соблюдаем, кроме скоростного режима. Если ехать по правилам, то мы никуда не успеем. Знаки, вы же знаете, ставят порой как попало. «Дурных» знаков просто море! Здесь, кстати, их меньше. В вашем регионе везде есть разметка на дорогах. А разметка - великое дело. Она спасает много жизней, особенно в плохую погоду. Это радует. И дороги здесь не самые плохие в России. Омск и Новосибирск, например, вообще вне конкуренции. Я таких дорог и в Москве не видел. Идеальная чистая бетонка. Но эти дороги, насколько мне известно, в советское время строились в расчете на посадку стратегических бомбардировщиков.

- Приведите пример «дурных» знаков, о которых упомянули?

Ремонт дороги, например. Едешь, а ремонта нет… Таких знаков - десятки. Соответственно выставляется знак «Ограничение скорости». И милиционеры возле этих знаков стоят. А дороги у нас часто такие, что на них трудно соблюдать правила. Трудно «пилить» 40 км в час, когда не понятно, почему такое ограничение скорости установлено и когда оно кончится.

- А могли бы Вы сравнить, как ездят люди в европейской части страны и как у нас?

В Москве народ ездит гораздо профессиональнее, чем в тех городах, которые мы проезжали. В Новосибирске носятся по городу со скоростью 120–130 км в час. Но это, судя по всему, не совсем вменяемые люди. К тому же приходилось встречать очень много примеров неумелого вождения. Люди не готовы здесь к резкому изменению дорожной обстановки. Любая критическая предаварийная ситуация здесь, как правило, приводит к ДТП. В Нижнем Новгороде нас догнали сзади. Удар был сильный, но машина, к счастью, серьезных повреждений не получила. А в Новосибирске девятка рвалась на главную дорогу, как будто никого рядом нет. Машины несутся, а этот на главную дорогу выруливает. Я такого никогда не видел.

А мы говорим - лютуют

- Юрий Васильевич, сколько времени в среднем вы проводите за рулем?

Весь световой день практически. С 8 до 18 часов ведем машину. Я меньше времени рулю, чем Женя, примерно треть всего времени. Меня в путешествии по России сопровождает Евгений Калугин, редактор отдела спецпроектов журнала «За рулем», потому что у меня телефоны и все остальное.

- У Вас есть привычки или приемы, которые помогают вести автомобиль?

Привычки у каждого свои. Вот с Женей, например, у нас разные стили вождения. Я предпочитаю жесткий стиль. Я же спортом когда-то занимался, кандидат в мастера спорта по авторалли, работал каскадером на киностудии. Не скажу, что рискую, сидя за рулем, но КПД у меня выше, чем у Жени. Женя же водит надежнее. Он единственный, с кем я могу спать в машине на ходу. Я вообще не сплю, когда кто-то ведет машину. А с ним могу спать спокойно. А что касается, например, борьбы со сном за рулем, то я никогда с ним не борюсь. Именно по причине сна за рулем у меня погибло много друзей, опытнейших испытателей, с которыми я был знаком по работе на АЗЛК. Поэтому мой принцип - никогда не бороться со сном. Но у меня есть три способа, как его прогнать. Во-первых, поспать. Во-вторых, сесть справа. Тогда сон сразу пропадает. А третий способ для людей с крепким сердцем: две ложки растворимого кофе положить в пол-литровый сосуд, а туда потом тонкой струйкой влить пепси или кока-колы. Поднимается большая шапка коричневой пены. Это все нужно выпить. Глаза сразу вылезают из орбит, сердце колотится, и сон пропадает на час-полтора. Это жесткий способ. Но главное в вождении - постоянная очень острая внимательность. Идешь 120–130… Бабах! Яма! Знака нет. Вы же знаете, что у нас таких ситуаций полно.

- Как Вы считаете, хорошо ли работают инспекторы ГАИ в России?

Я очень внимательно в этот раз смотрел за дорогой. У меня на сайте полно жалоб: татарское ГАИ лютует, башкирское ГАИ свирепствует. Мы действительно видим, что много инспекторов на дорогах. У вас, кстати, меньше. Но ребята работают, а не лютуют. Вы попробуйте соблюдать правила, и вас никто не остановит. Я как-то вел репортаж из Франции. Рассказывал о работе полиции. У них инспектор за смену худеет на два-три килограмма. Он бегает там, как сумасшедший, чтобы пробок не допустить. И наши работают, они делают то, что обязаны делать. Были бы у нас дороги, как во Франции, и знаки, по уму расставленные, мы бы говорили нашим инспекторам спасибо. А так мы говорим, что они лютуют.

Еду ради слушателей

- Это не первое Ваше путешествие вокруг света. Что, на Ваш взгляд, изменилось с тех пор?

Разница гигантская. Во-первых, я постарел на 17 лет. Во-вторых, машина тогда была «Москвич 2141» с двигателем от «ВАЗ 2106». Еще - кусок маршрута «Чита - Хабаровск» мы преодолели на транспортном самолете. Дороги не было вообще.

Журналисты, которые с нами вместе ехали (тогда в путешествие отправилась колонна из десять автомашин - итальянцы, немцы и одна американка), стали миллионерами. Они снимали первые забастовки шахтеров в Кемерове в 1989 году, снимали последствия тайфуна Джули во Владивостоке. Передавали информацию из каждого города, в каком останавливались. Видеоматериал отправляли самолетом на родину, там его монтировали, озвучивали и распродавали по мировым агентствам. Приехали сюда с несколькими тысячами долларов, а уехали миллионерами. А мы были глупые и за пять долларов в день вкалывали, как сумасшедшие.

- Зачем Вы отправились в это путешествие?

Я все это уже видел. И Америку тем же маршрутом проезжал. Ничего нового я там не найду. И денег огромных я за свою поездку не получаю. Бюджет пробега 40 тыс. долларов. Расчет простой: 50 евро на питание в день на человека, 90 евро - гостиница. Бензин, перелеты - все! Лишних денег нет. Я еду только из-за своих слушателей. Хочу взять их с собой в путешествие.

Но если честно, меня уже сейчас тянет домой. Такое ощущение, что прошло уже недели три. Спрессованность событий дает ощущение, что жизнь удлиняется. Я чувствую, что мне 120 лет. Как вспомнишь все, что было…

- В этом путешествии Вам выпало принимать немало подарков. Какой город отличился? И какой подарок для Вас самый ценный?

Самый ценный подарок лежит в машине на полке под задним стеклом. Это детский рисунок. Его мне подарили во Владимире, подошла женщина с дочкой на руках и вручила. Я посмотрел на этот рисунок и понял, что они рисовали его целый вечер. Самый трогательный подарок. А вообще подарков было море. И это море мы уже раздали. Много было всего, начиная от коньяков, кончая тюбетейками. Подарки раздариваем так же активно, как и получаем. Иначе мы не уехали бы.

- Что пожелаете кемеровчанам перед отъездом?

В предыдущих городах я желал автомобилистам запаса сантиметров под картером. А у вас дороги получше. Поэтому желаю запаса тормозного пути!

Жизнь в трех абзацах

Гейко Юрий Васильевич, журналист, член Союза писателей России, Союза кинематографистов России, автор нескольких книг для автолюбителей, выходивших в нашей стране и за рубежом. Лауреат премий «Лучший журналист России» за 1995 год, «Автомобильный журналист России» за 2003 год.

Окончил МАМИ (Автомеханический институт), Литературный институт им. Горького. В армии служил офицером – начальником автотракторной службы ракетной площадки в Казахстане. Работал инженером-испытателем на АЗЛК, каскадером на киностудии, приемщиком в автосервисе, корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Кандидат в мастера спорта по автоспорту. Женат на актрисе Марине Дюжевой.

Участник кругосветного автомобильного путешествия в 1989 году «Караван Колумбов», объехал земной шар примерно по 40-й параллели за рулем «Москвича-2141», который много лет стоял в музее АЗЛК, пока завод не разворовали. За это путешествие получил статус «Почетного гражданина г. Коламбуса» (столицы штата Огайо США).

В России две напасти – дураки и дороги.

Гоголь Н. В, 1840 г.

В России главная напасть – дураки на дорогах.

Гейко Ю. В, 1977 г.

Нет, все-таки самая большая напасть России – дураки, указывающие дорогу.

Гейко Ю. В., 1995 г.

Да, все-таки по-прежнему самая большая напасть России – дураки, указывающие дорогу!

Гейко Ю. В., 2006 г.

Так уж случилось, что моя жизнь сплелась из трех составляющих: писанины (писательской и журналистской), автомобиля и женщины.

Самое раннее ощущение, конечно, от автомобиля. Вернее, мотоцикла.

Мне годика два с половиной. Какой-то дядя, летчик, друг и коллега моего отца, сажает меня в разлапистое резиновое седло. Хорошо помню восторг от дрожи под собой сильного и горячего животного, острый запах бензина и резины.

Второе острейшее ощущение от автомобиля: я – студент-первокурсник Московского автомеханического института. Лето. Пересечение Каширского шоссе с МКАД. Сажусь в спортивный «Москвич» капитана сборной АЗЛК по авторалли Виктора Щавелева – едем на чемпионат СССР 1968 года в Ереван. Я, в качестве мальчика на побегушках, устроился на каникулы через знакомых. Сажусь в эту машину, как обычно, как во многие другие машины, не догадываясь, что жизнь моя через несколько минут перевернется: Щавелев завел движок, тронулся, и!..

Мир расплылся в цветных полосах скорости. Стрелка спидометра уперлась в ограничитель. Душа уходила в пятки от каждого обгона и потели ладони, но до тех пор, пока я в Щавелева не поверил, не понял, что он хочет жить ничуть не меньше меня и едет с большим запасом надежности. После этого от каждого его обгона я испытывал восторг, один сплошной восторг. Я открыл для себя, что в повседневной жизни мы познаем лишь верхушку айсберга под названием: «автомобиль». Даже езда «с ветерком» с лихачом – это езда вслепую, она не дает никакого представления о возможностях автомобиля ведомого рукой истинного мастера все ближе к той грани, за которой кончается его повиновение.

…Измученный восторгами, я проснулся глубокой ночью от визга баллонов. Тело мое, хоть и притянутое ремнем, кидало в разные стороны, спина горела и казалась стертой до крови, – это начались кавказские серпантины. Свет фар прыгал с асфальта на отвесные стены скал и на мгновение исчезал вовсе – в черноте неба и пропастей. Когда до меня дошло, что светлячки на обочине, в метре от колес, вовсе не светлячки, а огни селений на дне долин и ущелий, меня обуял животный, липкий, настоящий страх.

– Что это вы, Виктор Алексеевич, – жалобно спросил я Щавелева, – тренируетесь?

– Да нет, сон разгоняю.

Теперь я понимаю, что шли мы тогда процентов на 60–70 от возможностей машины, что обычный частник шел бы процентов на 10–15, таксист – на 20–30, лихач – на 30–40, не больше.

Та грань, о которой я говорил, за которой кончается повиновение машины, – это 100 процентов ее возможностей. Часто это грань между жизнью и смертью. Ближе всех к ней подбираются, как вы понимаете, чемпионы. И, конечно же, не на улицах городов, не на шоссе, а на специальных перекрытых от движения трассах. Лишь однажды мне посчастливилось оказаться к этой грани близко-близко и навсегда опалить душу счастьем приближения к Абсолюту – несколько скоростных участков я проехал на тренировке с Иваном Астафьевым, заслуженным мастером спорта, многократным чемпионом раллийных и кольцевых трасс, участником супермарафонов века «Лондон – Мехико», «Лондон – Сидней».

Поверьте, автомобиль – мощнейший источник наслаждения в человеческой жизни, стоящий, может быть, на втором месте после Царя наслаждений – секса.

Теперь о третьей составляющей, о любви к женщине, которая упомянута, наряду с автомобилем, в первой же фразе моей книги. Меня к ней в буквальном смысле привез автомобиль: каскадер и актриса – так в красивом, романтическом варианте может звучать начало нашей истории.

До нее я работал испытателем на «Москвиче», рядом с ней стал журналистом. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в многолетней и каждодневной борьбе за эту женщину я стал тем, кем стал – счастливым человеком. Я и теперь, 26 лет спустя, имея с ней двух сыновей, любуюсь ею.

Вот и все составляющие моей жизни. Сначала я, по глупости, пытался разделить их – написал книжку об автомобиле с дурацким названием: «Как за рулем и выжить, и удовольствие получить». Она имела неожиданный успех. Потом написал книжку о Ней, о том, как все у нас начиналось. Эта книжка успеха не имела, потому что она не издавалась, так как написана только для моих сыновей. Но отдельные главы из нее, сплошь связанные с автомобилем, в устном пересказе вызывали неизменный восторг любой аудитории: «Ну прям «Мужчина и женщина» в русском варианте! Чего ты об этом не напишешь?»

И однажды я понял: вот то, о чем лучше меня никто не скажет. И вовсе не потому, что нет водителей, которые ездят лучше меня, их много. И не потому, конечно, что нет писателей и журналистов, которые пишут лучше меня, их тоже достаточно. И уж совсем не потому, что нет мужчин, умеющих любить сильнее, красивее, чем я, – их вообще, наверное, тьма-тьмущая. Но зато очень мало таких, которые совмещают, простите за нескромность, эти три таланта – писать, ездить и любить.

И потому разрешите мне, правда, за ваши деньги, преподнести вам эту книгу с такой надписью:

Автоменталитет россиян

Мой приятель-журналист, проживающий ныне в Швейцарии, раз в три-четыре месяца приезжает в Россию. Не по бизнесу приезжает – только за «ощущением жизни», как он сам выражается. «Понимаешь, символ Швейцарии для меня – холеная корова, пасущаяся на зеленом лугу. Она пасется сегодня, завтра, год, пять, десять лет пасется, жрет, зараза, траву, и ничего вокруг не происходит! Сытое, размеренное и дико скучное бытие!! А здесь, у вас, время спрессовано событиями. Вы за месяц, да даже за неделю проживаете столько, сколько «цивильные нации» за годы!»

С ним трудно не согласиться. Когда я окидываю взором изменения, если так можно выразиться, автомобильного менталитета россиян всего лишь за мою 50-летнюю жизнь, я поражаюсь тому, какой гигантский скачок здесь произошел. Судите сами.

Во времена моей юности иметь собственный автомобиль было все равно что сегодня иметь собственный самолет. В нашем военном городке на окраине Пскова всего на двух человек – владельцев «Победы» и «Волги» с оленем на капоте – смотрели так, как сегодня смотрят на долларовых миллионеров – с восторгом и неприязнью одновременно. Это были годы 50-е.