К механизмам социализации личности относятся следующие понятия. Механизмы социализации: социально-психологические, по Фрейду и универсальная классификация

Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим:

В данном случае мнение классика психоанализа Зигмунда Фрейда на механизмы социализации личности частично совпадает, но и частично отличается. Давайте разберемся. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию , идентификацию , чувство стыда и чувство вины .

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные моменты социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины , по мнению Фрейда, являются негативными, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Великий американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер, в свою очередь, акцентировал внимание больше внимание на другом, а именно:

  • стадия подражания и копирования , на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;
  • игровая стадия , на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;
  • стадия игровых игр , на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

Напоследок давайте рассмотрим более универсальную классификацию: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный механизм.

Традиционный механизм. Усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм. Проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования. Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Стилизованный механизм . Проявляется в рамках субкультуры, где субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Межличностный механизм . Проявляется в социализирующем влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т.д.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью разных механизмов. Есть несколько подходов к рассмотрению механизмов социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард (1843–1904), считал подражание основным механизмом социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер (1917–2005) механизмом социализации считал прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина (р. 1935) в качестве механизмов социализации рассматривает идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский (1924–2006) – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Концепция социализации, предложенная А.В. Петровским, рассматривает процесс социального развития личности как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-истори­ческие условия, вторая – закономерности развития в рамках референтной общности. Поэтому в его концепции две модели: в первой он описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, во второй – периоды возрастного развития личности.

Ученый считает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминированы извне социальными причинами. Даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе.

Развитие личности может быть понято в обоих случаях как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение «макрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция). Смена микрофаз характеризует развитие внутри каждого из возрастных периодов.

Любой период начинается фазой адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья фаза вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которое в случае успешной социализации решается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.

А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастной аспект социального развития личности.

К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации также относятся:

– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Но и на более поздних этапах онтогенеза возможно запечатление образов, ощущений и т.п.;

– экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

– подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Это один из путей произвольного и чаще – непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Кроме того, выделяют такие психологические механизмы социализации, как имитация, идентификация, стыд и чувство вины. Имитация – это осознанное стремление копировать определенную модель поведения, сходный механизм – подражание; стыд и чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное как с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, так и с реакцией других людей.

Первые два механизма являются позитивными; последние – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Доминирование негативных механизмов, наказаний может привести к защитным фиксациям. Фиксация – защитная символическая тактика поведения, которая позволяет избегать страдания. Обычно она формируется случайно при попытке справиться с затруднением и, в случае успеха, автоматически воспроизводится при актуализации сходной потребности. Когда фиксированные формы поведения оказываются неуместными, сам человек не может их изменить, а наказания только усиливают фиксацию. Так, наказание за проявление агрессивности только усиливает агрессивность. Опыт не идет на пользу. Человек не замечает противоречащих сигналов (защитное сопротивление) или неправильно их истолковывает (рационализация). Фиксации недостаточно подвижны (ригидны) и значительно осложняют социализацию.

К универсальным социально-педагогическим механизмам социализации относят:

1. Традиционный механизм социализации (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность этого механизма социализации проявляется и в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными – производственными, общественными, клубными и др. структурами, а также средствами массовой коммуникации. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами организаций и групп, с которыми человека взаимодействует, а сверстники могут выступать и носителями возрастной субкультуры. Но общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Влияние названных механизмов опосредствуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, коллективу сверстников, значимым людям и пр. Поэтому выделяется как специфический и рефлексивный механизм социализации человека. Рефлексия – это внутренний диалог нескольких видов (между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д.), который происходит наедине с собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Но соотношение роли механизмов социализации у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей различно. Например, в условиях крупного города действует институциональный и стилизованный механизмы. Для людей-интровертов важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Процесс социализации, по мнению А.В. Мудрика, в целом можно представить как совокупность четырех составляющих:

1) стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств в жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2) относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

3) относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни (Мудрик А.В., 2001).

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институализованных образовательных системах, в последнее время предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности – в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовала от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.

Результатом социализации является социализированность. Отечественный исследователь А.С. Волович (1993) на основе анализа работ западных ученых по содержанию этого понятия пришла к выводу, что социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным «предписаниям», вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания, институциональные или групповые экспектации или требования коллектива к члену данного общества.

Но социализированность имеет мобильный характер в связи с изменчивостью общества. Социальные изменения могут превратить сформированную социализированность в неудачную (переезд из региона в регион, из страны в страну и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» – изменение ставших неадекватными ценностей, норм, отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. По мнению американского ученого К.К. Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации.

Поэтому ряд исследователей по-другому трактуют социализированность. Она рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и др. личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Такой подход американский ученый А. Инкельс называет «заглядыванием вперед». Представители этого подхода считают, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

В работах М. Райли и Е. Томаса представлен еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они полагают, что сложности в социализации возникают тогда, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Ученые считают, что человеку необходимо осуществлять ролевые замещения или перестройку ценностных ориентаций, т.е. находить соответствие между своими ценностями и выполняемыми им социальными ролями, т.е. индивид должен стремиться в случае неуспеха в социализации к перераспределению самоэкспектаций и научиться оставлять предшествующие роли.

Некоторые ученые отмечают, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих требования и предписания. Социализированность человека должна основываться на усвоении не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. Так, американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивает, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

Таким образом, в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

От названных компонентов зависит успешность социализации человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы = механизмы социализации. Подразделяются на: социально-психологические механизмы, социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

- Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

- Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.


- Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека:

Поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;

Каким образом познавать окружающий мир (природный и социальный);

Каких морально-этических ориентиров придерживаться;

Как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Процессы социализации . Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Этапы социализации: семейное детство (до 5-6 лет), детсадовское детство (у ребенка формируется типичная социальная черта и характер), школьное детство (дает знания, необходимые для жизни в обществе), юность (проф. Самоопределение), взрослость (с 20 лет) организация своей жизни внутри культуры), зрелость (может менять культуру), старость (от 70 лет)

Социализации: передача культуры через социальные институты; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

Социализации - специальные общественные организации, предназначенные для передачи и усвоения необходимого общественного опыта: семья, внеобразовательные культурные центры, государственные образовательные институты, СМИ

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микросреды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это, как уже отмечалось, - агенты социализации. Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида .

Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а, следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

Систематического анализа и четкой классификации социально-психологических механизмов социализации в психологической науке нет. Одни ученые до механизмов социализации относят подражание, внушение, убеждение, заражение. Другие - социальную фасилитацию, конформизм, соблюдения норм. Третьи - усвоение стандартов поведения, принятия групповых норм, чувство стыда, самоконтроль, социальный обмен. По мнению Г. Тарда, механизм социализации охватывает имитацию, идентификацию, руководство .

По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)

стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.).

Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной суггестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

осознанные (убеждение, групповые экспектации, воздействие авторитета)

неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация).

Социальное окружение действует на индивида не только непосредственно, примерами, поведением, соображениями отдельных людей, групп, но и через книги, средства массовой коммуникации, установленные в обществе законы, правила, нормы, моральные ценности.

Одновременно социальная среда - это также и предметы труда, культуры, науки, которые входят в плоть и кровь жизни человека и являются ее непременными атрибутами.

Различные составляющие социума неравноценные и имеют неодинаковое влияние на индивида в разные периоды его становления. С одной стороны, здесь большое значение играют особые возрастные периоды в жизни человека, а с другой - различные экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия и катаклизмы общества, действие стабилизации и деструктивных факторов в нем .

Относительно изменений в психике человека они могут происходить медленно и постепенно, что является соединительным с так называемыми эволюционными изменениями, которые характеризуются количественными, качественными и структурными преобразованиями психики личности.

Однако наряду с такими медленными изменениями фиксируются бурные, быстрые и глубокие революционные преобразования, связанные с кризисными периодами развития и становления индивида.

В общественных науках, в том числе и в социологии, таким сдвигом человека соответствует понятие «социальный переход» индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью к определенным внешним воздействиям, что приводит к нарушению равновесия, появлению новых потребностей и т.д.

В современной психологии не сложилось на сегодняшний день единого мнения по поводу кризисных периодов или возрастных кризисов. Определенная часть психологов считает, что кризис - это ненормальное, мучительное явление, результат неправильного воспитания, другие видят в кризисах конструктивную функцию и считают их закономерными, неизбежным явлением, которое обусловливается биологическими факторами, в частности половым созреванием.

Так, 3. Фрейд подчеркивал, что кризис - это результат разногласий между сексуальным развитием и общественными ограничениями . К. Левин связывал кризисные периоды в жизни человека с изменением его социального статуса . Л. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития. Он отмечал, что в критические периоды не прекращается конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что она вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности .

Переход к высшей возрастной фазе нередко вызывает замедление темпов развития личности, что дало возможность Л. Выготскому выдвинуть гипотезу об отсутствии совпадения между тремя составляющими созревания человека в подростковом возрасте - полового, общего и социального.

Кризис, по мнению Т. Титаренко, это продолжительный внутренний конфликт по поводу жизни в целом, ее смысла, основных целей и путей их достижения. И переживания человеком кризиса тесно связано со степенью осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с его способностью к рефлексии . Соответствующий возрастной кризис готовится изнутри, время его прихода определяется тем, насколько человек усвоил все то, что надо было освоить на этой возрастной ступеньке.

Г. Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях:

первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других;

второй - с чувством безопасности и опасности;

третий - характеризуется восприятием времени (достаточно ли его, или не хватает);

четвертый - ощущением физического спада .

Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям.

И. Томан, соглашаясь с определением кризиса как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течение короткого времени, анализирует его (это понятие) как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации .

Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни (то есть меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей). Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития.

Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст (14-15 лет) и ранний юношеский возраст (16-17 лет) относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным (переходным) периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. п. не рассматриваются отдельно.

В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», т.е. такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями .

Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным.

Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида:

  • 16-22 года - это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости;
  • 23-28 лет - этот период самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое он занимает или хотел бы занять в жизни, этому периоду свойственна резкая смена жизненного курса;
  • 29-32 года - период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей и возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?»; это чрезвычайно трудный период, которому свойственна эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроения;
  • 33-39 лет - в этот период семейная жизнь теряет свое обаяние и люди отдают предпочтение работе, которая способствует достижению серьезных результатов в профессиональной сфере; вместе с тем и достигнутое кажется недостаточным;
  • 40-42 годы - это сложный переходный период: достигнутые результаты кажутся недостаточными, возникает ощущение, что жизнь проходит зря; к такому депрессивному душевному состоянию прилагаются ухудшение здоровья, признаки утраты молодости;
  • 43-50 лет - это новое равновесие; в этом возрасте большинству людей присуща стабильность, возможно творческий подъем; деятельность, обычно очень продуктивная;

после 50 лет - период зрелости, когда человек пришел к соглашению с собой; вместе с тем вновь встает вопрос о смысле жизни и ее ценности, о том, что сделано и что осталось сделать, это период, когда человек старается избегать любых конфликтов; производительность труда может быть высокой благодаря опыту в работе .

Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь (от рождения до смерти), такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет (это критические периоды в жизни ребенка); 8 - 9 лет (этот период характеризуется творческим подъемом); 12-15 лет (это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир); 55-60 лет (это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности).

Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода.

Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту , а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами , то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет .

Э. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, т.е. на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других.

Г. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию.

По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей.

Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой.

К. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин .

В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция (намерение). Интенциональность личности проявляется в течение жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.

Первая фаза продолжается до пятнадцати лет и характеризуется отсутствием у человека каких-либо целей, развитием в основном физических и умственных способностей индивида.

Вторая фаза длится до двадцати лет и отвечает периоду юности, когда человек осознает свои потребности, способности и интересы, планирует большие изменения, связанные с выбором профессии, партнера, смысла бытия.

Третья фаза продолжается до сорока пяти лет и отвечает зрелости человека. В этот период ставятся четкие цели, достигается стабильность на профессиональном уровне и в личной жизни, принимаются решения о создании собственной семьи и рождении детей.

Четвертая фаза длится до 65 лет. В этот период человек подводит итог прошлой деятельности, пересматривает цели с учетом своего профессионального статуса.

Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи, с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены) или разочарования (цели оказались недосягаемыми) .

А. Милтс решает вопросы развития и становления личности в обществе путем разрешения проблемы гармонии и дисгармонии личности. Гармонию автор рассматривает как понятие, которое охватывает проблему согласования между природой, обществом и человеком, которое предусматривает взаимное соответствие, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений.

Понятием «дисгармония» сказывается нехватка согласованности, проявление диспропорций, антагонизм, хаос, потеря равновесия, деградация, несоответствие предметов и явлений или их несоответствие имеющейся норме, образцу, ритму. Часто данное понятие сочетают с характеристиками драматических или трагических проявлений в человеческой жизни.

Здесь ученый справедливо ставит вопрос о том, всегда ли трагизм и драматизм - это разрушительная или опустошительная сила, разве они не способствуют появлению великих достижений культуры и не обогащают внутренний мир человека, и имеем ли мы право в любой ситуации утверждать, что там, где есть согласованность, то это хорошо, а где этого нет - плохо?

Спор, который длится тысячелетиями, о том, кто настоящий владелец природы, общества и человека - дисгармония или гармония, хаос или порядок вовсе не закончена.

Дисгармония вносит обеспокоенность, тревогу, изъедает, мучает и грызет человеческие души, в то же время та же дисгармония порождает прекрасное. В связи с этим высказывалась мысль: для того, чтобы создать яркую звезду, нужен хаос.

Нельзя не согласиться и с другим утверждением: формирование нового общества предусматривает переход к доминанте гармоничного сочетания природы, общества и человека, которое вовсе не означает, что драматическое и трагическое полностью исчезнут - они воплотятся в великие ценности человеческой культуры и человеческих отношений .

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.

Столяренко Л.Д., например, выделяет четыре основных психологических механизма - имитация, идентификация, чувства вины и стыда - и два универсальных - интериоризация и экстериоризация. К этому списку она добавляет еще подкрепление.

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных, а также других людей, с которыми они тесно связаны.

Интериоризация - процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я».

Экстериоризация - вынесение вовне результатов умственных действий.

Подкрепление - поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие - нет.

Имитация и идентификация - позитивные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей.

Французский социальный психолог Тард Г. считал основным подражание. Американский ученый Бронфенбренер У. механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

С точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. Подробную классификацию механизмов социализации привел Мудрик А.В. Механизмы социализации делятся на:

  • 1. Психологические и социально-психологические
  • 2. Социально-педагогические

Психологические и социально-психологические механизмы включают в себя:

  • - Импринтинг (запечатление ) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
  • - Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
  • - Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
  • - Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
  • - Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социально-педагогические механизмы социализации включают в себя:

  • - Традиционный механизм социализации (стихийной) - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
  • - Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
  • - Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
  • - Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому межличностный механизм социализации выделяют как специфический.

При сопоставлении различных механизмов социализации первое, что бросается в глаза, то, что все психологические и социально-психологические механизмы за исключением рефлексии характерны для младенческого и раннего детства. Они представляют собой процессы в основном неосознаваемые, усвоение необходимого социального опыта происходит непроизвольно.

В младенчестве основным и, наверное, единственным механизмом является импринтинг. По мере взросления к нему добавляются экзистенциальный нажим, подражание и идентификация. Все это сопровождается подкреплением.

По мере взросления набор механизмов расширяется. К психологическим и социально-психологическим добавляются социально-педагогические механизмы, простейшим из которых является традиционный в силу своей неосознанности и ограниченности агентов социализации семьей и близкими людьми. Агентами социализации называются институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации.

Институциональный и стилизованный механизмы более сложные. Они начинают функционировать в тот момент, когда расширяется круг общения человека и к числу агентов социализации добавляются специальные социальные институты, деятельность которых направлена непосредственно на социализацию личности (школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения), различные организации, для которых социализация не является приоритетной задачей или представители той или иной субкультуры. Но, если стилизованный механизм не является определяющим и зависит от значимости для человека носителей этой субкультуры, то институциональный механизм представляется важнейшим из всех. Он обеспечивает человеку основу социализации, так как именно этот механизм «включается», когда человек начинает активно взаимодействовать с обществом и окружающими его людьми, не входящими в число близких родственников. И действует институциональный механизм социализации на протяжении всей жизни человека.

Но самым непростым механизмом социализации из всех является, наверное, рефлексия. Он затрагивает огромную область самосознания личности. Это настолько обширная и сложная для понимания и восприятия тема, что при современном уровне развития общества серьезно рефлексировать может только очень и очень ограниченный процент людей.

Резюмируя все вышесказанное, можно заключить, что социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно. Так, в условиях села, малого города, поселка существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы.

Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации.