Склад и складские помещения. Как выбрать склад — виды складов и их классификация

Огромные объемы современного промышленного производства привели к необходимости концентрации продукции при помощи специальных элементов инфраструктуры, именуемых складами. Это общее название мест для хранения, которые могут подразделяться на базы, терминалы и собственно хранилища.

Что такое склад?

Складские помещения требуются любому предприятию, выпускающему какую-либо продукцию, торговой компании или любой хозяйственной структуре. Чем крупнее фирма, тем выше роль склада в общем комплексе помещений.

Современный склад - сложный многомерный объект как с управленческой, так и с технической точки зрения. Складирование осуществляется на любом этапе производства - от добычи сырья до этапа окончательной реализации продукции. Поэтому разновидностей таких помещений существует великое множество, и поневоле требуется классификация складов. Для уяснения этого нужно понимать, как устроен и работает склад.

Поговорим о его структуре

Склад - не просто помещение, где весь груз свален вперемешку. Он обладает собственной структурой, часто довольно сложной. Склад делится на зоны различного назначения и с разным оборудованием. Рассмотрим основные из них:

  • Зона выгрузки-погрузки (одна или две раздельные). Там расположены площадки, непосредственно обслуживающие транспорт. Требования к ним зависят от вида этого транспорта.
  • Зона приемки, отделенная от других. Там принимают грузы и направляют к местам хранения. Эта зона наиболее автоматизирована.
  • Зона хранения с предназначенным для этого оборудованием.
  • Сортировочная зона, где принимают заявки на перемещение и транспортировку груза.
  • Прочие помещения (бытовые, хозяйственные, административные).

Как выбрать склад?

Рынок очень изменчив, для эффективной работы компании часто ищут новые складские помещения. Грамотный выбор хранилища - важная хозяйственная задача. Решая ее, следует предусмотреть наиболее оптимальную технологию обработки груза, а также определиться с необходимой площадью. Излишки квадратных метров для хранения приведут к дополнительным расходам, что нерационально.

На чем следует в первую очередь заострить внимание, выбирая складские помещения для производственных нужд? Важнейшими параметрами следует считать площадь здания и его объем, высоту и площадь каждой зоны, число, расположение и оборудование ворот, а также размеры места, на котором транспорт может маневрировать.

При этом главное - определиться с размером помещения. Это важно для максимально эффективного использования объекта. Для оценки различных технологических решений в складском хозяйстве применяются нормативные коэффициенты. Реальные показатели должны стремиться к установленным нормам, в противном случае эффективность работы склада будет снижена.

Кто должен этим заниматься?

Лучше всего доверить выбор склада специалистам, имеющим опыт и необходимое образование. Это профессионалы довольно узкой специализации, и позволить себе иметь их в штате могут лишь самые крупные компании. Остальным можно порекомендовать прибегнуть к услугам специализированных фирм, выполняющих такие проектировочно-расчетные работы.

Затраты на оплату их услуг в итоге окажутся на порядок ниже убытков, понесенных вследствие неправильного выбора склада и его планировки.

Классификация складов в логистике

Для упрощения задачи следует определиться, по какому критерию выбирать помещение. Виды складов и их классификация различны по отношению к отдельным областям и участникам логистической системы, по функциональному назначению, по принадлежности к определенной форме собственности, по технологической оснащенности или ассортиментной специализации, по режиму хранения, виду складского здания или складирования, по типу транспортных связей или в зависимости от общего масштаба деятельности.

Если площадь более пяти тысяч квадратных метров, существующая классификация складов позволяет считать такой объект терминалом.

Имеются специальные склады для хранения товаров, вывозимых и ввозимых на территорию нашей страны. На них предусмотрены особые правила хранения, которые регламентирует Таможенный кодекс. Особенностью их является отсутствие налогов и пошлин на товары на период хранения.

Как классифицируют в РФ складские помещения

Разные компании, специализирующиеся на оценки недвижимости коммерческого характера и логистике, имеют собственные системы классификации. Ведущими в мире признаны системы лондонской компании Knight Frank, также стоит принять во внимание продукт группы РМС (Санкт-Петербург). Последняя классификация складов - результат отечественной разработки, учитывающей требования российских покупателей и арендаторов, а также особенности различных регионов нашей страны.

Данная классификация предусматривает 4 категории. Обозначение их ведется при помощи латинских заглавных букв.

Высший уровень - склад класса А

К классу А относятся современные одноэтажные здания, построенные из высококачественных материалов по предписанным технологиям. Требования к таким складам следующие: помещение должно иметь высоту от 8 метров и выше для беспрепятственного размещения многоуровневых стеллажей, ровные полы с отсутствием дефектов и имеющие антифрикционное покрытие.

Обязательно наличие пожарной сигнализации и автоматизированной системы пожаротушения (порошкового либо спринклерного типа), возможности регулировать температурный режим, автоматический ворот с гидравлическим пандусом (регулирующимся по высоте) и тепловая завеса.

Также непременные требования - присутствие совмещенных со складом офисных помещений, видеонаблюдения, охранной сигнализации, центрального кондиционирования и выделенной линии интернета. Склад класса А должен обладать удобным подъездом (желательно вблизи центральной магистрали) и площадкой, достаточно просторной для маневрирования большегрузных автопоездов.

Другие типы складов

Под складом класса В существующая классификация подразумевает многоэтажное капитальное строение с высотой потолков в пределах от 4,5 до 8 м, бетонными либо асфальтными полами без покрытия, оборудованное противопожарной системой, пандусом для разгрузки, охраняемой территорией и необходимыми телекоммуникациями. На территории склада подразумеваются также офисные помещения, а температурный режим обязан поддерживаться в диапазоне от +10 до +18 °С.

Складом класса С именуется утепленный ангар либо производственное помещение капитального типа, имеющее высоту 3,5-18 м и полы без покрытия (бетонные, асфальтные или из плитки). Ворота такого склада находятся на нулевой отметке, то есть заезд транспорта осуществляется внутрь помещения. Температурный режим обязан поддерживаться зимой в интервале от 8 до 14 градусов Цельсия.

Самые щадящие требования - к складам, имеющим класс D. Под такой склад разрешается использовать помещения подвалов, объектов гражданской обороны, а также ангары и неотапливаемые здания производственного назначения. Понятно, что цена аренды или покупки склада в основном зависит от его класса.

Западная система

Классификация складов, разработанная упомянутой британской компанией, вобрала в себя многолетний мировой опыт. Для работы в условиях российской действительности она адаптирована несколько хуже отечественной, но большинство ведущих фирм, специализирующихся на оценке коммерческой недвижимости, придерживаются именно ее принципов.

Рынок недвижимости складского типа развивается стремительно. Его участникам необходимо выработать единые критерии в оценке объектов как уже построенных, так и только проектируемых. Приведенная ниже система может стать ее основой.

Назначение и классификация складов, согласно ей, подчинена основному критерию - наличию в помещении условий для хранения определенной продукции. Все складские помещения разбиты на 6 классов. Самый высокий - А+, самый низкий - D (классов C+ и D+ не существует). К классам А и А+ требования жестче, чем к аналогичным в отечественной классификации.

В чём же отличия?

Разница между классами А и А+ наблюдается в требованиях к высоте потолка (10 и 13 м соответственно), шагу колонн и ширине пролетов, нагрузке на пол, площади застройки, количеству и системам оборудования ворот. Различия также касаются таких моментов, как присутствие автоматизированной системы товарного учета, электроподстанции, ограждения, охраны и парковки.

Принимаются во внимание уровень благоустройства территории, наличие отдельной железнодорожной ветки. В целом большая часть складских помещений, которым по принятой в компании РМС классификации присвоен класс А, по западным меркам заслуживают лишь класса В или В+.

Следует помнить, что классификация функции складов по любой системе носит достаточно условный характер. Чтобы определить реальную стоимость приобретения или аренды склада, необходимо учесть гораздо большее количество важных производственных параметров.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными (distribution centers) и логистическими центрами (logistics centers).

Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Существует различная классификация складов.


По критериям

  1. По размерам : от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
  2. По высоте укладки грузов : в одних груз хранится не выше человеческого роста , в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
  3. По конструкции : размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
  4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим , например, температура, влажность.
  5. По количеству пользователей : склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).
  6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
  7. По возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
  8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.
  9. По месту в процессе движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:
    • склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
      • склады готовой продукции предприятий-изготовителей;
      • склады сырья и исходных материалов;
      • склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;
    • склады на участке движения товаров народного потребления:
      • склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы ;
      • склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы .

Западная классификация

На Западе существует определенная классификация складских помещений, которая отражает и упорядочивает весь спектр требований, в соответствии с которыми и строятся склады определенного уровня.

В России же четкой классификации, утверждённой на законодательном уровне, пока нет.

Но для упорядочивания данного вопроса и определения единых критериев оценки складских помещений для всех участников этого рынка в нашей стране международная консалтинговая компания разработала и предложила свою классификацию складских помещений.

Согласно этой классификации все складские помещения делятся на 6 классов: А+, А, В+, В, С, D.

Соответствие склада тому или иному классу носит рекомендательный характер и зависит от многих факторов:

  • месторасположение;
  • этажность;
  • высота;
  • пролет;
  • наличие инженерного оборудования (вентиляция, отопление и прочее оборудование, позволяющее создавать определенные климатические условия);
  • наличие охранных систем и систем пожаротушения, видеонаблюдения;
  • высота расположения полов и наличие антипылевого покрытия;
  • наличие определенного количества ворот докового типа, погрузочно-разгрузочных площадок, регулируемых по высоте;
  • наличие площадок для маневрирования и стоянки грузового и легкового автотранспорта;
  • наличие офисных, вспомогательных помещений и строений;
  • наличие ограждения территории с круглосуточной охраной и многое другое.

Склад класса А+


Складские помещения класса «А+»
— высшая категория складов согласно общей классификации. Такие помещения отвечают самым высоким требованиям складского хозяйства. Склад категории «А+» своего рода президентские апартаменты среди помещений этого предназначения.

Характеристики складских помещений класса A+ :

  • Тип здания. складские помещения класса «А+» представляют собой одноэтажные здания единого объема. Они построены из легких высококачественных металлоконструкций и предназначены специально для складских нужд. Высота потолков должна обеспечивать складирование в шесть-семь ярусов (не менее тринадцати метров).
  • Внутренние конструкции. Здания, как правило, прямоугольной формы без колонн, либо с колоннами. Шаг колонн не менее двенадцати метров и расстоянием между рядами не менее двадцати четырех метров.
  • Покрытие пола. Ровный бетонный пол располагается на уровне одного метра двадцати сантиметров от земли. Он должен обеспечивать нагрузку не менее пяти тонн на квадратный метр. Имеется антипылевое покрытие.
  • Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса «А+» в обязательном порядке оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
  • Температурный режим. Температурный режим регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза и обеспечивается системой кондиционирования.
  • Системы безопасности. Складское помещение оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения. Все сигналы дублируются в соответствующие чрезвычайные службы.
  • электроснабжение обеспечивается собственной автономной электроподстанцией. Отопление поступает за счет собственного теплового узла. Имеются горячее и холодное водоснабжение и канализация.
  • Склады класса «А+» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на пятьсот квадратных метров склада. Ворота оборудованы погрузочными площадками регулируемой высоты.
  • Офисные и подсобные помещения. На территории склада имеются офисные помещения, конференцзал, комнаты отдыха, пункты питания и другие необходимые помещения.
  • Телекоммуникации. Связь и передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Есть доступ в Интернет.
  • Системы контроля и учета. Данные системы разграничивают доступ сотрудников, обеспечивают контроль за движением грузов. Производится учет пропускного режима.
  • Прилегающая территория. Территория склада круглосуточно охраняется. Отдельное внимание уделяется благоустройству и освещению территории.
  • Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование. Отдельно оборудуются стоянки легкового автотранспорта.
  • Железнодорожное сообщение. Наличие отдельной железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению. Желательно наличие ж/д рампы.
  • Расположение. Складское помещение располагается непосредственно у крупных транспортных магистралей, либо имеет хороший подъезд протяженностью не более 4 км.

Склад класса А

Складские помещения класса «А» отвечают высоким требованиям логистики. От складов высшего класса они отличаются немногим. Различия в основном заключаются в площади самого помещения и высоте потолков. Играет роль также расположение склада относительно магистралей. Склады класса «А» — это профильные сооружения, призванные обеспечить наилучшие условия хранения любых типов груза.

Характеристики складских помещений класса A :

  • Тип здания. Помещения складов класса «А» — это одноэтажные и однообъемные здания из металлоконструкций или сендвичпанелей. Они построены после 1994 года специально для использования в качестве складских помещений. Высота потолков составляет не менее десяти метров, что позволяет организовать многоуровневое хранение грузов.
  • Внутренние конструкции. Шаг колонн в складских помещениях класса А составляет не менее 9 метров и расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Площадь застройки не более 55%.
  • Покрытие пола склада. Ровный бетонный пол имеет антипылевое покрытие. Высота от земли составляет 1,2 м. Полы обеспечивают нагрузку не менее 5 тонн на кв. м.
    Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса «А» оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
  • Температурный режим. Температурный режим в складах класса А обеспечивается системой кондиционирования и регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза.
  • Системы безопасности. Складское помещение класса A оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения.
  • Электроснабжение и коммуникации. Склады данного класса оснащены собственной автономной электроподстанцией. Отопление обеспечивается за счет собственного теплового узла. Подведено горячее и холодное водоснабжение и канализация.
  • Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса «А» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на семьсот квадратных метров площади. Ворота оборудованы docklevelers — погрузочно-разгрузочными площадками c регулируемой высотой подъема.
  • Офисные и подсобные помещения на складах А класса. На территории склада имеются офисные помещения, комнаты отдыха персонала, туалеты, душевые, иные служебные помещения.
  • Телекоммуникации. Передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Обеспечение телефонной связью осуществляется собственной АТС.
  • Системы контроля и учета на складах класса A. На территории склада действует пропускной режим, система учета и доступа сотрудников. Все движения грузов регистрируются в автоматизированной системе учета грузов.
  • Прилегающая к складу территория. Благоустроенная территория с достаточной степенью освещенности. Территория клада круглосуточно охраняется.
  • Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование.
  • Железнодорожное сообщение. Желательно наличие железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению.
  • Расположение. Складское помещение располагается вблизи крупных транспортных артерий и имеет подъезд, обеспечивающий движение большегрузного транспорта.

Складские помещения класса «B+» — категория B+ объединяет складские помещения, построенные или переоборудованные под выполнение задач хранения различных типов грузов. Категория «В+» — своего рода люкс в классификации складских помещений. Сооружения данной категории имеют ряд преимуществ, таких как приемлемая стоимость в сочетании со всеми необходимыми условиями складского хозяйства.

Характеристики складских помещений класса B+ :

  • Тип здания: Складские помещения данной категории были построены или переоборудованы из сооружений промышленного назначения. Они представляют собой одноэтажные здания с высотой потолков не менее 8 метров. Это позволяет расположить стеллажи для хранения грузов многоуровневым принципом.
  • Внутренние конструкции: Шаг колонн должен обеспечивать беспрепятственную транспортировку груза внутри склада и удобную закладку на хранение. Площадь застройки составляет от 45 до 55 %.
  • Покрытие пола: Антипылевое покрытие бетонного пола обеспечивает снижение пыльности во внутреннем пространстве. Допустимая нагрузка на 1 кв. м. не менее 5 тонн. Расстояние до земли не менее 1 метра.
  • Склады класса «В+» оснащены системой вентиляции, система кондиционирования является желательным условием.
  • Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью отопления и системы вентиляции. В помещениях этого класса поддерживается постоянный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия хранения.
  • Системы безопасности: Система противопожарной безопасности дополняется гидрантной системой пожаротушения, что обеспечивает надежную защиту от огня. Нередко применяется система порошкового пожаротушения.
  • Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение может происходить как от общих источников энергии, так и силами собственной автономной электроподстанции.
  • Обязательно наличие пандуса для грузовых машин. Ворота докового типа расположены из расчета не менее одних на тысячу квадратных метров склада.
  • На территории склада имеются подсобные помещения, помещения для персонала, туалеты, душевые. Офисные помещения располагаются либо в здании склада, либо в пристройке.
  • Телекоммуникации: Телефонная связь, системы телекоммуникаций, обеспечивающие работу электронных систем и средств автоматизации.
  • Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, учет прибытия-убытия сотрудников.
  • Прилегающая территория:
  • Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта непосредственно у складского помещения, возможно наличия мест отстоя вблизи территории.
  • Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции или наличие собственной ж/д ветки.
  • Расположение:


Складские помещения класса «B»
в полной мере можно считать оптимальным решением для компаний, умеющих считать свои деньги и в то же время пользоваться благами цивилизации без ненужных излишеств. Хранение грузов на складах этой категории выгодно и в то же время надежно. Склады отвечают современным требованиям.

Характеристики складских помещений класса B :

  • Тип здания: Складские помещения данной категории были вновь построены или реконструированы для выполнения задач хранения. Они представляют собой, как правило, многоэтажные здания с высотой потолков каждого уровня от 4 до 8 метров. Транспортировка на верхние этажи обеспечивается грузовыми лифтами.
  • Внутренние конструкции: Особых требований не предъявляется.
  • Покрытие пола: Полы покрытия не имеют. Полы могут быть как бетонными, так и асфальтными. Расстояние до земли не менее 1 метра.
  • Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса «В» могут быть оснащены системой вентиляции, которая должна обеспечивать эффективное проветривание до 90% помещения.
  • Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью системы отопления. В помещениях этого класса поддерживается постоянная температура хранения и допустимый уровень влажности.
  • Системы безопасности: Безопасность грузов обеспечивается системой сигнализации. Имеется система гидрантного пожаротушения и противопожарная сигнализация.
  • Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение обеспечивается за счет общей электросети.
  • Разгрузочно-погрузочные конструкции: Для обеспечения удобства погрузки-выгрузки имеется пандус для большегрузного транспорта. Грузовые лифты располагаются из расчета не менее одного на 2 000 кв. м. Грузоподъемность каждого не менее 3 тонн.
  • Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения. Офисные помещения располагаются в непосредственной близости к территории склада.
  • Телекоммуникации: Стационарная телефонная сеть, локальная сеть между рабочими местами.
  • Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, автоматизированный учет движения грузов.
  • Прилегающая территория: Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
  • Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта как непосредственно у складского помещения, так и вблизи территории.
  • Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции.
  • Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.

Склад класса C


Складские помещения класса «C»
— это, чаще всего, утепленный ангар или капитальное производственное помещение, с высотой потолков не менее четырех метров. Здания могут быть любой этажности. Главное в случае многоэтажных строений — наличие грузовых лифтов в необходимом количестве. Полы — бетонные или из асфальта, покрытие отсутствует. Обязательным условием для складских помещений категории «С» является наличие ворот на нулевом уровне, для обеспечения заезда грузового транспорта внутрь помещения. Климатический и температурный режим поддерживается системой отопления и вентиляцией. Поддерживаемая температура составляет от +8 до +14 градусов по Цельсию. Посещения данной категории имеют, как правило, систему водоснабжения и канализации. Противопожарная безопасность обеспечивается пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Организуется охрана периметра и контрольно-пропускной режим на территории склада. Склады класса «С» находятся на небольшом удалении от основных автомагистралей, к ним ведут качественные дороги-сателлиты, обеспечивающие беспрепятственное движение большегрузного транспорта. Вблизи складских помещений имеются стоянки для грузовых автомобилей и места для их маневрирования. Склады данного класса наиболее распространены на территории России. Стоимость аренды — невысокая, но арендатору зачастую самостоятельно приходиться оплачивать водоснабжение и электричество.

Склад класса D

Складские помещения класса «D» — пожалуй, самые непритязательные в плане требований к их оснащению. Под склады данной категории используют подвальные помещения, объекты гражданской обороны, ангары, производственные помещения и прочие нежилые и технические площади. Требования здесь предъявляются минимальные. На таких складах должно быть освещение, обеспечиваться постоянная температура и уровень влажности. Складские помещения должны иметь удобный для грузового автотранспорта подъезд и ворота для осуществления погрузки и выгрузки. Безопасность обеспечивается сигнализацией. Для предупреждения пожаров устанавливается пожарная сигнализация, система и средства пожаротушения. Данные склады используются в основном для непродолжительного хранения небольших партий различных грузов. Плюсом складских помещений категории «D» является небольшая арендная плата. Складские помещения этого класса могут находиться как в городской черте, в промышленных зонах, так и на достаточном удалении от основных магистралей.

Назначение и функции складов

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Но кроме хранения многие организации используют склады как удобные места для выполнения и других видов работ. Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, добавляющих ценность продукту, а не являются чистыми центрами затрат.

Основные функции склада

  1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
  2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.
  3. Преобразование материальных потоков. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида потоков: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.
  4. Сокращение затрат на перевозку . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию, т.е. объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы материальные ресурсы от разных поставщиков. Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории.
  5. Предоставление услуг . Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
    • подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
    • проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
    • придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
    • выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка );
    • доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;
    • транспортно-экспедиционные услуги;
    • услуга «запасы, управляемые продавцом » и др.

Цель складирования – оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат. Эти цели подразумевают выполнение ряда задач, например:

  • надежное хранение материальных ресурсов в необходимых условиях и с минимальными повреждениями;
  • обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;
  • минимизация затрат при высоком качестве операций;
  • эффективный контроль за перемещением материалов;
  • быстрое выполнение складских операций;
  • возможность хранения всего ассортимента необходимых материалов;
  • обеспечение безопасных условий работы и др.

Склад - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших , где выполняются работы по приемке, подсортировке, хранению, фасовке, отпуску товаров.

Виды складов

К числу организаторов оптового оборота относятся также склады, которые по характеру выполняемых функций подразделяются на:

  • подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов товаров. Сюда относят склады оптовых торговых баз и розничных организаций. Основная функция таких складов заключается в приемке товаров по количеству и качеству, подсортировке и подготовке товаров к отпуску и отправке в розничную торговую сеть. Товар хранится на таких складах непродолжительное время;
  • транзитно-перевалочные склады служат для хранения грузов в связи с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой. Обычно размещаются на железнодорожных станциях или водных пристанях. Здесь происходит приемка грузов, краткосрочное хранение и отправка грузов тарными местами;
  • склады гарантированного хранения обеспечивают срочное, ответственное хранение товаров различных товаровладельцев;
  • транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые в основном на узловых станциях крупных магистралей;
  • склады-отели обеспечивают срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев;
  • склады сезонного хранения осуществляют обработку и хранение товаров сезонного хранения (картофель, овощи);
  • накопительные склады принимают от промышленных предприятии мелкие партии товаров, а затем направляют их в районы потребления в виде более крупных партии.

Оптовые склады и базы используют в основном средние и крупные предприятия. Такая форма может встречаться в нескольких вариантах.

1. Складские помещения, офис и демонстрационный зал располагаются в одном помещении. Этим вариантом пользуются обычно средние по размеру предприятия. Для их работы и объема товарооборота не требуется больших площадей, поэтому такие площади могут быть и в самом городе. Этот вариант является более экономичным, так как:

  • покупатель не несет дополнительных транспортных расходов для переезда;
  • упрощается документооборот, поскольку нет необходимости выписывать дополнительные накладные;
  • легче управлять товарными запасами и их пополнением на
  • складах;
  • сокращается время ожидания на выполнение заказа;
  • сам продавец несет меньше расходов на обслуживание, так как у него одно помещение (а не несколько).

2. Складские помещения территориально удалены от демонстрационного зала и офиса (для крупных предприятий).

3. Складские помещения находятся, как правило, за пределами города, так как они требуют специальных помещений, большей площади, подъездных путей, потока транспорта и т.п. Кроме того, въезд грузовому транспорту в центр города запрещен, и это может сказаться на возможности доставки и отгрузки больших партий товара. Поэтому офис и демонстрационный зал обычно находятся в центре города, а склады — на окраине, хотя это не всегда удобно.

Возможно сочетание первого и второго вариантов, т.е. оперативный склад находится в одном здании с демонстрационным залом и офисом в черте города, а основной склад с большими товарными запасами — за пределами.

Обычно такой вариант используют крупные фирмы, и у них при таком варианте появляется возможность обслуживать разные категории покупателей (при покупке небольших партий товар отпускают с оперативного склада, при крупных партиях — с основного склада).

Все рассмотренные формы оптовой торговли могут использоваться в сочетании, особенно крупными предприятиями (и склады, и торговые центры, и оптовые рынки).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современное предприятие независимо от рода деятельности, так или иначе, связано со складским хозяйством.

Роль и значение складского хозяйства значительно возрастают в сфере действия рыночных отношений. Предприятиям становится экономически не выгодно, а иногда и невозможно иметь крупные запасы материальных ресурсов. рынок склад терминал оптовый

Если до перехода на оптовую торговлю со складских предприятий продукция доставлялась потребителям в среднем 2-3 раза в квартал, то в новых условиях хозяйствования доставку продукции необходимо осуществлять не менее 2-3 раз в месяц, а в некоторых случаях и чаще. Вот почему исследование по теме «Назначение, функции и классификация складов» актуально в настоящее время, и представляет особый интерес.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

* Назначение складов.

* Функции складов.

* Классификацию складов.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Назначение складов

В российском законодательстве под складом понимается специализированное здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, обработки, хранения и выдачи грузов по назначению.

Складское хозяйство -- это отдельный объект, обычно состоящий:

Из капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);

Вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);

Системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канализация);

Системы дорог и стоянок на территории склада;

Системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);

Парка подъемно-транспортного оборудования;

Специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов;

Персонала склада.

Склад - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз. Они предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли.

Склад - это не только камера хранения, а полноценное производственное подразделение.

Склад - это любое место, где хранятся запасы материалов при прохождении через цепь поставок. Склад должен рассматриваться как интегрированная составная часть цепи поставок, поскольку его характеристики напрямую влияют на эффективность транспортной и распределительной деятельности, определяют возможности управления запасами и др.

Товарный склад - организация, осуществляющая хранение и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности.

В некоторых предприятиях склады -- самые непривлекательные и грязные помещения, из которых работники с переменным успехом пытаются извлечь нужные товары. Положение и зарплата заведующих складами чуть выше положения и зарплаты уборщиц. В результате предприятия получают от складов такую отдачу, которую заслужили.

Склады являются важными звеньями технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли они служат фундаментом, поэтому склады предприятий, намеренных опережать конкурентов, требуют современной организации, современных технологий и квалифицированных кадров.

Склады -- это аккумуляторы резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объемов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.

В экономической деятельности используется множество разновидностей складов. По назначению можно выделить следующие виды:

1. производственные -- склады сырья, комплектующих, материалов, цеховые склады готовых изделий, заводские склады готовой продукции;

2. транзитно-перевалочные -- склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для кратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой;

3. таможенные -- склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки;

4. досрочного завоза -- склады в районах, доставка товаров в которые возможна лишь в определенные периоды года;

5. производственные, транзитно-перевалочные таможенные досрочного завоза сезонного хранения -- склады для товаров сезонного характера;

6. резервные -- для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств;

7. оптовые распределительные - склады, снабжающие товаропроводящие сети;

8. коммерческие общего пользования -- склады, обслуживающие любых владельцев товаров;

9. розничные -- склады торговых предприятий.

Склады различаются условиями хранения -- общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища, фруктохранилища, склады-холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов и др.). На складах создают необходимые условия для хранения с учетом физико-химических свойств товаров. В ряде случаев на складах имеются мощности по расфасовке, упаковке, тестированию и другим операциям.

Такие термины, как "склад", "распределительный центр", "логистический центр", "терминал", почти взаимозаменяемы.

Распределительный центр - это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки.

Логистический центр - место хранения более широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя.

Терминал - складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта.

Наиболее общим термином является понятие "склад", под которым понимают сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

Под складом понимается здание (сооружение), оснащенное специальным технологическим оборудованием, средствами механизации и автоматизации, предназначенное для приема, размещения и хранения поступивших товаров, подготовки их к производственному потреблению и отпуску потребителям.

Склады - это основа резервов материальных ресурсов, нужных для регулировки объемов спроса и поставок, а также согласованности скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителя к потребителю.

Современный склад - это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

Склад (или совокупность складов) вместе с обслуживающей инфраструктурой образуют складское хозяйство.

Складское хозяйство - это материально-техническая база снабжения, от которой зависят качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Создаются склады в начале и в конце материальных потоков и предназначены:

* для накопления необходимых запасов топлива, сырья, материалов, изделий и т. п. и бесперебойного обеспечения ими всех потребителей;

* для обеспечения сохранности всех материальных ценностей;

* для осуществления рациональной организации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ с минимальными затратами труда и денежных средств;

* для целесообразного использования складских площадей и объемов и эксплуатации внутрискладского оборудования;

* для осуществления необходимой подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению;

* для организации централизованной доставки материалов и изделий к местам потребления;

* для содействия точному расходу материалов согласно установленным нормам и эффективному использованию отходов и тары;

* для своевременного выявления и мобилизации излишних материальных ценностей, не используемых для производственно-хозяйственных нужд предприятия;

* для обеспечения предприятия необходимой информацией о наличии запасов материальных ценностей, их поступлении и расходе.

Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:

* обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

* координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

* обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

* уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

* создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

* увеличение географического охвата рынков сбыта;

* обеспечение гибкой политики обслуживания.

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков - входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т. д. Исходящий поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов.

На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.

Получается, что склад является одним из основных элементов логистической системы, ее интегрированной составной частью. Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов и потребителей.

Сравнение качества складских помещений к европейским, к сожалению, не в пользу российских складов. Условия работы в России и в других странах разные, и даже категории складских помещений различны. В России даже то, что сдается, сдается с недоделками. Они устраняются, но на это требуется время, и недоделки не влияют на размер арендной ставки. Даже если по какой-то причине на складе не работает несколько доков, вместо основного электроснабжения используется резервное, это никак не влияет на ставку.

Российская практика работы складов сегодня такова: если есть площади и возможность начать операции то это уже большое достижение. На Западе такого не может быть в принципе: там очень велика конкуренция. А в России рынок складских помещений молод, и арендаторам приходится мириться с неидеальными условиями, потому что лучшие найти сложно.

По мнению участников ежегодной специализированной конференции для профессионалов рынка складской недвижимости, качество строительства и сервиса российских складских комплексов уступает европейскому. У нас используются самые дешевые материалы. Если требуется более качественная отделка, то, как правило, арендатор должен сам искать подрядчика, который выполнит работы, либо оговаривать повышенные требования на этапе переговоров предаренды, что, соответственно, повышает арендную ставку.

Так как объем предложения складов большой площади в аренду остается на крайне низком уровне, на рынке продолжается ситуация дисбаланса спроса и предложения.

Рынок складской недвижимости остается лидером по инвестиционной привлекательности среди всех секторов коммерческой недвижимости. Бурный рост рынка обусловлен сравнительно низким уровнем затрат по реализации проектов и высоким уровнем спроса на качественные склады. Несмотря на большое количество ежеквартально вводимых новых площадей, спрос по-прежнему превышает предложение.

1.2 Функции складов

Необходимость складов диктуется различием и неравномерностью циклов производства и потребления, особенностями функционирования транспорта.

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д.

Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов.

Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:

* подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

* проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

* придание продукции товарного вида, предварительная обработка;

* выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент -отсрочка);

* доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;

* транспортно-экспедиционные услуги;

* услуга «запасы, управляемые продавцом» и др.

5. Выравнивают интенсивность материальных потоков в соответствии со спросом потребителя. Выравнивание интенсивности материальных потоков предполагает, что склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса путем маневрирования размерами соответствующей партии поставки. Интенсивность материального потока устанавливается потребителем, т.е. каждым последующим звеном логистической системы. Поэтому если рассматривать логистическую систему в целом, то основным диктующим звеном становится конечный потребитель.

6. Обеспечивают концентрацию и хранение запасов. В распределительной системе хранение товаров необходимо для выравнивания сезонных колебаний в потреблении и гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.

7. Сглаживают асинхронности производственного процесса. Сглаживание асинхронности производственного процесса - функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства. Речь идет о выравнивании асинхронных моментов между технологическими и организационными процессами, а также между отдельными рабочими операциями производственного процесса.

Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, заключающееся в содержании и обеспечении сохранности запасов участниками логистического канала. Под понятием "складирование" обычно понимается совокупность следующих операций:

· размещение товаров;

· количественная и качественная сохранность запасов;

· учет запасов;

· обновление запасов.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

1.3 Классификация складов

В экономической деятельности применяется большое количество разновидностей складов.

1) В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на:

Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).

В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др.

2) В зависимости от типа здания или сооружения различают:

Открытые - это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям.

Полузакрытые - это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1--3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей.

Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными.

Специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

3) По сфере действия и месту размещения склады делят на:

Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.

Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.

Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката.

4) В зависимости от степени огнестойкости различают:

Несгораемые (огнестойкие) склады сооружаются каменными, железобетонными и металлическими.

У полусгораемых (трудносгораемых, полуогнестойких) складов подвержены сгоранию деревянные перекрытия и кровля. К ним относят и хорошо оштукатуренные или глубоко пропитанные огнезащитными составами деревянные складские сооружения.

Сгораемые (неогнестойкие) - это незащищенные деревянные складские сооружения и устройства.

5) Склады различаются условиями хранения на:

Склады общего назначения,

Резервуары,

Сейфы для опасных веществ,

Специализированные,

Склады-хранилища.

6) По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

Склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

Склады хранения, обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

Склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

Склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

Специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

7) По отношению к функциональным областям логистики:

Снабженческие;

Производственные;

Распределительные.

8) По отношению к участникам логистической системы:

Склады производителей;

Склады торговых компаний;

Склады транспортных компаний;

Склады экспедиторских компаний;

Склады логистических операторов.

9) По форме собственности:

Собственные;

Арендуемые.

10) По принадлежности материального потока:

Закрытые склады;

Открытые склады.

11) По ассортиментной специализации:

Специализированные (сырье, материалы и комплектующие, различные виды готовой продукции и т.д.);

Универсальные;

Смешанные.

12) По режиму хранения:

Не отапливаемые;

Отапливаемые;

Склады-холодильники;

Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом.

13) По технической оснащенности:

Не механизированные;

Механизированные;

Автоматизированные;

Автоматические.

14) По виду складирования:

С напольным хранением;

Со стеллажным хранением;

Смешанного хранения.

15) По наличию внешних транспортных связей:

С причалами;

С ж/д подъездными путями;

С автодорожным подъездом;

Комплексные.

16) По масштабу деятельности:

Центральные;

Региональные;

Местные.

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D».

Эта классификация позволяет оценить склад по важнейшим потребительским качествам.

Склад класса «А»

Современное одноэтажное складское здание. Построено по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Инфраструктура и особенности:

* ровный пол с антипылевым покрытием;

* высокие потолки (не менее 8 метров);

* система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;

* регулируемый температурный режим;

* автоматические ворота докового типа с регулируемым гидравлическим пандусом и тепловыми завесами;

* система центрального кондиционирования;

* система охранной сигнализации и видеонаблюдения;

* оптико-волоконные линии связи;

* офисные площади при складе;

* автономная электроподстанция и тепловой узел.

Склад класса «B»

Капитальное многоэтажное здание, как правило, реконструированное. Инфраструктура и особенности:

* асфальтовый или бетонный пол;

* невысокие потолки (от 4,5 до 8 метров);

* пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения;

* температурный режим от +10 до +18 °С;

* пандус для разгрузки автотранспорта;

* телефонные линии МГТС;

* офисные площади при складе;

* охрана территории склада.

Склад класса «С»

Капитальное производственное помещение или утепленный ангар. Инфраструктура и особенности:

* пол - асфальт, бетон или бетонная плитка;

* высота потолков от 3,5 до 18 метров;

* ворота на нулевой отметке (машина заходит внутрь помещения);

* центральное отопление (температура зимой от +8 до +14 °С).

Склад класса «D»

Подвальное помещение, объект ГО, неотапливаемое производственное помещение или ангар.

Сегмент качественных складских комплексов классов «А» и «В», согласно классификации, разработанной ведущими компаниями на рынке недвижимости России, в Петербурге и пригородах пока недостаточно развит. Большинство предлагаемых складских помещений - перепрофилированные производственные корпуса заводов/фабрик, не соответствующие современным стандартам, относимые к уровню «С» и «Д».

На конец 4 квартала 2011 года в Санкт-Петербурге функционировал 51 качественный складской комплекс (классов «А» и «В»), площадью 1,42 млн. кв. м. В 2012 году введено качественных складских объектов совокупной площадью складов около 170 тыс. кв. м.

По данным АРИН, среди действующих качественных складских комплексов наиболее широко представлены складские объекты арендуемой площадью 10-30 тыс. кв. м и до 10 тыс. кв. м - на них приходится по 35% от общего числа складских комплексов. Крупные складские комплексы арендуемой площадью свыше 70 тыс. кв. м составляют 8%.

Начиная с 2010 года наблюдается тенденция к увеличению количества заключенных сделок по аренде секций площадью свыше 3 000 кв. м.

По данным экспертов АРИН, в 2011 году уровень арендных ставок заметно вырос и вернулся на уровень 2008 года. На конец 2011 года средние арендные ставки составили в классе «А» 486 руб./кв. м/мес., в классе «В» - 432 руб./кв. м/мес. (с учетом НДС, оплаты операционных и коммунальных расходов).

1.4 Проблемы рынка и пути их решения

Главными барьерами, сдерживающими развитие рынка складской недвижимости, специалисты считают размытость классификации складских помещений, отсутствие соответствующих общепризнанных стандартов качества, а также отсутствие цивилизованного рынка земли и дефицит участков, обеспеченных соответствующей инфраструктурой.

Отсутствие единой, согласованной характеристики складов классов типа A, A-, B не позволяет с точностью определить количество существующих и строящихся объектов той или иной классификации. Сегодня определены лишь общие параметры и характеристики, которым должны соответствовать качественные складские помещения, предлагаемые в аренду. Так, для класса A одним из наиболее важных параметров является местоположение склада: удобные подъезды, расположение комплекса не должно затруднять передвижение автотранспорта, желательно наличие железнодорожной ветки; на прилегающей к складу территории должна быть возможность свободного размещения автотранспорта и расширения границ склада для динамично растущих клиентов.

На данный момент к классу A специалисты относят только вновь построенные объекты, так как при реконструкции невозможно учесть все необходимые нюансы: склад должен быть одноэтажным с высотой потолков не менее 14-16 метров, иметь современные системы безопасности и офисные помещения. Внутреннее оснащение здания зависит от специфики бизнеса клиента. Склад становится основой логистического процесса, частью бизнеса любой дистрибюторской и производственной компании. У каждой фирмы свои специфические требования к оснащению здания, поэтому главная цель арендодателя - обеспечить клиента любыми необходимыми условиями, оборудованием или услугами. У одних арендаторов в структуре есть отдел логистики, и все, что им необходимо - пустое, готовое, качественное помещение с системой пожарной безопасности, ровным полом и возможностью дальнейшего расширения; другим клиентам нужен весь спектр услуг в области логистики. Большое значение имеет группа товаров, для которых предназначен склад.

Желательно, чтобы к площадке была подведена железнодорожная ветка, близкое расположение к аэропорту. Должна иметься возможность подключения к любым коммуникациям: электрическим мощностям, канализации, газопроводу и т.д.

Другая не менее сложная проблема - подключение к инженерным сетям. Острый дефицит энергомощностей в столичном регионе сказывается и на рынке складской недвижимости. На практике нередки случаи, когда компании, купив в непосредственной близости от Москвы землю под застройку логистическими центрами, длительное время не могут провести электричество. Кстати, именно из-за проблем с инженерией некоторым компаниям пришлось свернуть свои проекты.

По мнению специалистов, стоимость строительства одного квадратного метра качественного складского комплекса составляет около $350-500. Плюс затраты на оформление земли, согласования, проведение коммуникаций, разработку и внедрение бизнес-процессов, маркетинг и управление объектом. При этом себестоимость строительства напрямую зависит от масштаба проекта. Строительство склада площадью 10 тыс. кв. м. не всегда рентабельно, а строительство логистических парков на 70-100 тыс. кв. м. сегодня может быть одним из самых выгодных инвестиционных вложений в коммерческую недвижимость, считают специалисты.

Одним из путей решения проблем нехватки складских помещений, можно рассматривать постройку целой сети логистических центров по всей России, а не только в Москве и Подмосковье. Несмотря на то, что это потребует времени, это позволит использовать меньше земельного фонда в дефицитной зоне.

Глава 2. Практическая часть

К основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:

1) Грузооборот склада (т):

Г = То/Сcр,

где То - товарооборот за период, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

2) Себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):

где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т.

Рассмотрим на примере.

Сумма эксплуатационных расходов за год на данном складе равна 960 тыс. руб. А грузооборот за этот же период составил 4800т. Определить себестоимость складской переработки.

С = 960 000/4800 = 200руб/т.

3) Коэффициент использования складской площади:

а = Sпол / Sобщ,

где Sпол - полезная площадь склада, кв. м;

Sобщ - общая площадь склада, кв. м.

Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.

Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:

36% - при высоте склада 3,5 м;

48% - при высоте склада 5 м;

60% - при высоте склада 7 м.

Задача. На склад пришло 50 двухосных вагонов грузоподъемностью 20 т. Складское помещение площадью 1000кв. м. и высотой складирования 5 м. Поместиться ли груз из этих вагонов на складе?

При нашей высоте 5 м полезная площадь составляет 48%.

Sпол = 1000кв.м.*0,48 = 480м.

Емкость склада = 480*5 = 2400 куб.м.

1 вагон = 42 условных поддона.

1 условный поддон = 1куб.м.

Объем груза = 50*42*1 = 2010 куб.м.

Да, этот груз поместиться на складе.

4) Оборот склада:

ПО = Т / t xp ср,

где t xp ср - среднее время хранения грузов на складе;

Т - период времени.

t xp ср = t*q /Q.

5) Пропускная способность склада:

Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По,

где Е - емкость склада, т.

Е = Sпол * у,

где Sпол - полезная площадь под складирование;

6) Уровень механизации складских работ:

У = Рм / Робщ,

где Рм - количество механизированных процессов;

Робщ - общее количество технологических процессов.

7) Оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительности оборота:

Ко = О/ Т*Qобщ,

где Q - количество продукции, отгруженной за период времени Т;

Qобщ - общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

8) Определение потребности в складской площади и емкости складов. Она рассчитывается по формуле:

где Sn - потребность в складской площади (емкости);

N - норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q - товарный запас, подлежащий хранению на складе.

Рассмотрим на примере.

Товарный запас, подлежащий хранению на данном складе, равен 900 тыс. руб. Норматив складской площади 0,5кв.м/тыс.руб. Нужно определить потребность в емкости склада.

Sn = 900*0,5 = 450кв.м.

9) Определение потребности в конкретных объемах строительства может осуществляться по различным методикам.

При этом сначала определяют максимальный товарный запас, но каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле:

Qmax =ОК/365С,

где Qmax - максимальный запас товаров в условных вагонах;

О - годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.;

К - коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2 - 1,3.

С - средняя стоимость одного вагона товаров, млн. руб. Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. При этом исходят из того, что для хранения товаров, уложенных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, - 40 м2.

10) Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800х1200х1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6м3) вмещает шесть условных поддонов. Располагая данными о площади склада и соответствующими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

где Sn - потребная площадь для хранения товаров, м2;

Q - необходимый объем хранения, м3;

К1 - коэффициент неравномерности поступления товаров;

K2 - коэффициент использования объема складских помещений;

h - высота складских помещений.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров.

11) При определении грузовой площади холодильника учитывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и условных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле:

Sхол = Qзап/Nh

где Sхол - грузовая площадь холодильника, м;

Qзап - запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны;

N - нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3;

h - высота укладки товаров, м.

12) Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле:

Lфр = nl + (n - 1)l1,

где Lфр - длина фронта погрузочно-разгрузочных работ;

n -количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу;

l - длина транспортной единицы, м;

l1 - расстояние между транспортными средствами, м.

Заключение

Склад является одним из основных элементов логистической системы, ее интегрированной составной частью. Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов и потребителей.

Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, заключающееся в содержании и обеспечении сохранности запасов участниками логистического канала. Под понятием "складирование" обычно понимается совокупность следующих операций: размещение товаров; количественная и качественная сохранность запасов; учет запасов; обновление запасов.

В настоящее время роль складов изменилась, сейчас они рассматриваются скорее как промежуточное звено, через которое материальный поток преобразуется и перемещается как можно быстрее, что обосновывает расширение круга операций в складской деятельности.

К основным функциям склада относятся: формирование ассортимента внутрискладского потока в соответствии с заказом клиента; обеспечение концентрации и хранения запасов; сглаживание асинхронности производственного процесса; утилизация партии отгрузки; предоставление услуг.

Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением. Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам: назначению, видам или степени родственности хранимых материалов; степени механизации складских операций, типу здания или его конструкции; сфере действия и месту размещения; степени огнестойкости, возможности доставки и вывоза груза, местоположению и т. п.

Среди малого и среднего бизнеса наиболее популярными в настоящее время являются складские помещения до 500 кв.м. Однако их доля в общем объеме предлагаемых качественных площадей является недостаточной, так как собственники предпочитают работать с крупными арендаторами.

Ориентация на крупных арендаторов - вполне обоснована: в настоящее время растет спрос на крупные склады 1000-2000 кв.м и более 3000 кв.м, в основном, со стороны логистических операторов, крупных торговых сетей, иностранных производственных фирм.

Предпочтения по местоположению склада зависят от масштабов бизнеса и направлений его деятельности. В целом по рынку определенных предпочтений по районам нет, за исключением важности близости к КАД и ее развязкам (для крупных компаний), а также на крупных магистралях при выезде из города, обеспеченных железнодорожными ветками.

Сектор современных складов в Санкт-Петербурге недостаточно развит и будет расти в ближайшей перспективе. Кроме того, рассуждая о современной модели транспортно-логистического бизнеса, соответствующей мировым аналогам, можно подчеркнуть, что нашим рынком все больше принимается тенденция разделения на инфраструктурную и операторскую составляющие, в рамках единой интегрирующей деятельности.

Для создания сети транспортно-логистических центов в РФ уже давно сформированы предпосылки. Сегодня транспортным распределительным центром страны является Москва, хотя при этом большинству грузовладельцев, особенно с Урала и из Сибири совершенно не выгодно организовывать перевозки через столицу, но они все же вынуждены это делать. Создание сети транспортно-логистических центов в Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Уфе и других регионов РФ способно кардинально решить эту проблему, снизив не только стоимость перевозок, но и сократив время, затрачиваемое на перевозку.

В последние 1-2 года рынок качественных складов Петербурга находится в стадии оживленного роста. Однако, поскольку рынок стал развиваться лишь недавно, наблюдается явный дефицит складских площадей.

Недостаток качественных складов побуждает вновь пришедшие в Петербург или расширяющие деятельность компании строить склады для своих нужд. Особенно это характерно для крупных торговых сетей, которым нужны распределительные центры.

Очевиден возросший интерес инвесторов к вложениям в складские проекты в Петербурге - заявленные ими масштабные проекты требуют очень крупных вложений. Кроме того, возрос интерес иностранных инвесторов и логистических операторов к складской недвижимости города. Новые проекты реализуются при их активном участии.

Большинство крупных складских комплексов сегодня строится на территории развивающихся промзон в северо-западной части города («Конная Лахта», «Парнас»), южной («Шушары», «Предпортовая», «Юго-Западная», «Горелово»), юго-восточной («Нева», «Рыбацкое», «Металлострой»). Причем наиболее крупные складские объекты строятся и проектируются именно в южной части города - вдоль Московского, Пулковского и Красносельского шоссе.

Список использованной литературы

1. Кузьмина Т.С. Складское хозяйство в логистической системе: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

2. В. М. Григоренко учебное пособие Логистика складирования, ИНЖЭКОН, Санкт-Петербург, 2011.

3. Савин В.А. Склады: Справочное пособие.- М.: Дело и Сервис. 2001.

4. Экономика, организация и управление материально-техническим снабжением. Под ред. Г.П. Иванова. М.: Экономика, 2007.

5. Волгин В.В. Склад, практическое пособие, Москва, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные функции складов в логистической системе. Проблемы эффективного функционирования склада. Собственный склад фирмы. Выбор места расположения склада. Система складирования как основа рентабельности работы склада. Складская грузовая единица.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Виды распределения, строение и уровни логистических каналов. Формы доведения товара до потребителя. Распределительные центры, их задачи и функции; назначение склада. Структура и схема движения материальных, финансовых, информационных потоков ООО "Феликс".

    контрольная работа , добавлен 13.03.2015

    Напряженность, мощность, ритмичность, структуру материальных потоков. Два типа запасов. Основные факторы, влияющие на суть и значение складирования. Основные функции и задачи складов в логистической системе. Складские комплексы, грузовые терминалы.

    реферат , добавлен 29.11.2016

    Основные понятия, задачи, функции склада. Требования, применяемые к оборудованию. Виды оборудования для хранения товаров, для перемещения грузов, сортировки, упаковки. Характеристика поддонов и стеллажей. Классификация подъемно-транспортного оборудования.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2010

    Критерии отбора посредников в избирательном сбыте. Основные функции, выполняемые оптовой торговлей. Понятие и сущность мерчендайзинга. Сущность и функции розничной торговли. Основные виды логистики. Формы оптовой торговли: транзитная и складская торговля.

    презентация , добавлен 04.04.2014

    Склад как главный элемент логистических систем. Функции и задачи складского хозяйства, выбор складского помещения. Эффективность функционирования складов, методы определения их месторасположения. Условия создания независимых распределительных центров.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Роль, функции и классификация складов в процессе товарного обращения. Особенности устройства и технической планировки склада оптового торгового предприятия. Мероприятия по совершенствованию устройства и планировки товарного склада ООО "Качество жизни".

    курсовая работа , добавлен 21.03.2013

    Склады: определение, виды, функции, проблемы. Логистический процесс: цели и система складирования и складской переработки продукции как основа рентабельности работы склада; критерии оценки эффективности системы, минимизация времени и материальных затрат.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2011

    Характеристика рынка продаж чая в России. Разработка системы адресного хранения на складе оптового торгового предприятия ОП ООО "Торгинвест". Логистический процесс цепи поставок. Формирование графика взаимодействия наемных транспортных средств и склада.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2016

    Этапы логистического процесса на складе, показатели его эффективности и результативности. Выбор оптимального решения о пользовании услугами наемного склада. Расчета грузооборота, при котором торговому предприятию безразлично наличие собственного склада.

Многие промышленные предприятия недооценивают важность складского хозяйства, рассматривая его, как второстепенное по отношению к производству. В результате такого подхода нарушается качественное движение материальных потоков, и компания терпит убытки.

Склады – это накопители материальных ресурсов, которые нужны для того, чтобы смягчать колебания поставок и спроса, а также синхронизировать скорость потоков сырья и готовой продукции. Материальный поток на всех стадиях своего движения – от источника сырья до конечного потребителя товара – нуждается в специально обустроенных местах для хранения и перераспределения запасов. Это могут быть собственные склады компаний, арендованные склады или склады логистического оператора, которые являются складами ответственного хранения . Таким образом, склад представляет собой один из самых важных элементов логистической цепочки. В связи с этим, в настоящее время существует большое количество видов складов, предназначенных для решения тех или иных логистических задач.

Основной параметр, по которому классифицируются склады, – это их назначение. В зависимости от него, можно выделить следующие виды складов.

  • Производственные – они размещаются на предприятиях для хранения сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий.
  • Транзитно-перевалочные. Располагаются возле железнодорожных станций, портов, аэропортов, автомобильных терминалов для краткосрочного хранения грузов при их перевалке между различными видами транспорта.
  • Таможенные. Предназначены для хранения импортных или транзитных грузов, ожидающих таможенной очистки.
  • Оптовые распределительные. Склады, которые осуществляют снабжение товарных сетей.
  • Розничные. Являются складами торговых предприятий.
  • Резервные. Склады, осуществляющие хранение запасов на случай чрезвычайных ситуаций.

Для решения этих и других задач, строятся склады, отличающиеся друг от друга размерами, конструктивными схемами и прочими характеристиками. Так, площадь складов может измеряться от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч квадратных метров. Высота укладки грузов также может быть различной – если в некоторых складах все располагается максимум на высоте человеческого роста, то в других груз может подниматься на 25 и более метров.

В зависимости от конструкции, склады бывают:

  • закрытые – они расположены в отдельных помещениях;
  • полузакрытые, конструкция которых предусматривает наличие одной, двух или трех стен;
  • открытые, которые размещаются на специально оборудованных площадках.

Также на складе могут быть созданы специфические условия для хранения определенных грузов – например, температура, влажность и так далее. Различаются склады и в зависимости от степени механизации операций. Данный показатель определяет следующие типы складов:

  • немеханизированные;
  • склады с комплексной механизацией;
  • автоматизированные;
  • автоматические.

Одним из важных признаков склада является возможность ввоза или вывоза грузов посредством железнодорожного или водного видов транспорта. Классификация по данному признаку различает такие склады, как:

  • пристанционные – расположены на территории железнодорожной станции;
  • припортовые – расположены на территории морского или речного порта;
  • прирельсовые – имеют подъездной путь для подачи ж/д вагонов;
  • глубинные – склады, доставка на которые из порта или станций производится автомобильным транспортом.

Широта ассортимента хранимых грузов также является важным показателем, характеризующим склад. Могут быть:

  • специализированные склады, предусмотренные для хранения только одного типа грузов;
  • склады со смешанным ассортиментом, где могут храниться несколько типов грузов;
  • универсальные склады, предназначенные для большинства типов грузов.

Огромное количество различных типов складов говорит об их необходимости для решения широкого спектра задач во многих сферах деятельности человека. Для промышленных предприятий склад является важной составляющей технического процесса. Что касается торговых организаций, то для них склад – это фундамент успешной деятельности. Поэтому современные склады должны соответствовать самым серьезным требованиям по организации складского процесса, располагать новейшими технологическими решениями и квалифицированным персоналом.