Пропавшие подводные лодки ссср. Экипаж найденной в Черном море подлодки "Щука" четыре дня боролся за жизнь.Полный список погибших

Михайлов Андрей 15.05.2013 в 17:00

Гибель, точнее, неожиданное исчезновение подводной лодки "Эридис" французского флота в свое время вызвала большой резонанс в мире. Трагедия произошла ранним утром 4 марта 1970 года. Несмотря на то, что место ЧП было установлено почти сразу, субмарину не могли найти почти два месяца. И это не единственная загадочная деталь этой катастрофы.

Вообще о погибшей французской субмарине "Эридис" написано почему-то очень мало. Вспомним - о гибели российского "Курска" написаны десятки книг и снято несколько документальных фильмов. Один из самых известных снят известнейшим французским журналистом Жан-Мишелем Карре. А поводом и основой для фильма, между прочим (и это признает сам автор фильма), стал материал, опубликованный в "Правде.Ру" через три года после гибели "Курска".

Во время проведения Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов "Море зовет!", который проходит в Санкт-Петербурге, автору этих строк довелось побеседовать с бывшим командиром третьей по счету атомной подлодки Франции, контр-адмиралом Жаном Мари Матэ. Однако и адмирал не раскрыл каких-то особенных тайн об "Эридис", отличных от тех, которые содержатся в весьма немногочисленной открытой прессе. Хотя Жан Мари Матэ совершенно справедливо отметил, что подводники, будь они какой угодно национальности и государственной принадлежности, все равно всегда остаются героями. Национальность у них как бы одна и вытекает она из профессии, трудной и опасной на всех флотах мира.

Но все-таки почему гибели субмарины "Эридис" уделено так мало внимания в прессе, книгах и кино? Ведь исчезновение и гибель этой подлодки в Средиземном море было в свое время тоже мировой сенсацией…Тайна тайн. Впрочем, кое-какую информацию мы все-таки нашли. Пришлось прибегнуть к помощи переводчиков с французского и залезть в архивы российского, точнее, советского ВМФ (наши военные тоже исследовали эту катастрофу). Ну, и основательно перелопатить франкоязычный и русскоязычный интернет. И вот что мы выяснили.

"Эридис" (по нашему - "Эвридика") принадлежала к дизель-электрическим подводным лодкам класса "Дафне", которых для ВМС Франции, было построено 11 единиц, и все они носили имена мифических богинь, нимф и дриад. Подводные лодки этого класса строились также для ВМС Испании, Португалии, Южно-Африканской Республики и Пакистана. Полное подводное водоизмещение подлодки составляло чуть более тысячи тонн, длина около 58 метров, на ней было 12 торпедных аппаратов (кстати, это немного больше, чем на любой российской подлодке этого класса).

Согласно исторической справке, которая есть в русскоязычных первоисточниках, субмарина S-644 "Eurydice" была заложена в июле 1958 года на верфи "Direction des Constructions et Armes Navales" в Шербуре. Спуск субмарины на воду состоялся 19 июня 1960 года, а 26 сентября 1964 года лодку ввели в состав ВМС Франции. Ее подводная служба была обычной для подлодок Франции: боевая подготовка экипажа в базе и в море, патрулирование у южных берегов Франции и Северной Африки, сопровождение гражданских судов с важными для Франции грузами. За акваторию Средиземного моря "Эридис" никогда не выходила.

Ранним утром 4 марта 1970 года "Эридис" вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего "Эридис" держала связь с базовым патрульным самолетом "Атлантик", вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. Море было вроде бы поначалу довольно спокойным. Интересно, что с самолета несколько раз видели бурун от перископа "Эридис", когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. Связь была нормальной. Но вдруг рано утром, в 7.13 по местному времени, любые сообщения с борта "Эридис" как-то очень резко прекратились! Самолет "Атлантик" полностью потерял радиолокационный контакт с лодкой…

В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. Очень быстро, почти сразу же после обрыва связи, лодку начали искать не только флотские самолеты, но и корабли противолодочной обороны. Французский флот направил в море все, что только было возможно на тот момент: надводные корабли "Сюркуф", "Дюпер", "Пикар", "Вандея", "Алерт", "Араго", "Жан Шарко" и шесть тральщиков, а также подводные лодки "Дафне" и "Дорис", самолеты и вертолеты. Спасательные силы в предполагаемый район пропажи "Эвридис" поспешили со всего Средиземного моря. В поисках приняли участие и итальянцы, которые направили в район поисков четыре тральщика, и американцы, которые выслали на помощь военное спасательное судно "Скайларк".

Достаточно быстро был определен приблизительный район гибели "Эридис" площадью четыре квадратные мили. Было установлено место, где патрульный самолет "Атлантик" наблюдал субмарину во время последнего сеанса связи. Спустя некоторое время рядом с этим местом было обнаружено большое пятно соляра, а несколько позже и клинья, куски фанеры и перфокарту с кодом "Эридис". Это были останки субмарины и вместе с тем доказательства страшной правды: подводная лодка погибла. Далее к работе подключились эксперты, было проведено идентификационное исследование дизельного топлива, взятого из пятна, обнаруженного в море. Оказалось, что соляр имеет высокое содержание серы и это как раз характерно для топлива, использовавшегося на "Эридис".

Спустя четверо суток с момента начала поиска руководство французского флота объявило "Эридис" и 57 членов ее экипажа погибшими. Офицеры, находившиеся на спасательных судах, сняли фуражки, а корабли всего флота Франции в одно и то же время включили тифоны - устройства, дающие громкий и отнюдь не радостный звук. Этот своеобразный салют был своеобразным прощанием с субмариной…Уже несколько позже, после анализа показателей сейсмографов береговых геодезических лабораторий, было установлено, что в 7.28 четвертого марта они зарегистрировали взрыв. А наложения пеленгов на зону взрыва с различных сейсмостанций позволило определить точное место, где произошла трагедия. Но что тоже является некой тайной, саму подводную лодку долгое время обнаружить не удавалось! Поднялась, можно сказать, волна общественного недовольства.

Родственники погибших подводников требовали любой ценой найти подводную лодку и установить причину ее гибели. Правительство Франции обратилось к США с просьбой оказать помощь в поиске "Эридис". В Тулон спешно прибыло американское спасательное судно "Мизар", успешно зарекомендовавшие себя при поисках подводной лодки "Трешер" и потерянной у Паломареса водородной бомбы. И лишь 22 апреля, более чем чере полтора месяца после гибели субмарины, американцами были обнаружены и идентифицированы несколько крупных обломков "Эридис", разбросанных на глубинах от 600 до 1100 метров…

Подводная лодка «К-129», бортовой номер «574», с тремя баллистическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпедами, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.
Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку - тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.
В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 - назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 - направленных для стажировки.
Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь - на командный состав. И это действительно были специалисты высокого класса.
Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелько и начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.
В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию, а 8 марта не вышел на связь. В тот день К-129 должна была дать контрольное радиодонесение - короткий сигнал. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает: «В соответствии с боевым распоряжением В. Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги». В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой. Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция».
В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров. Удаление от Камчатки - около 1230 миль.
В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов.
Корабли и суда день и ночь утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом - хотя бы следы катастрофы. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей.
Государственная комиссия, возглавляемая дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии, заместителем Председателя Совета Министров СССР по оборонной промышленности и вооружению Леонидом Васильевичем Смирновым, в состав которой входили представители ГК ВМФ, судостроительной и ракетной промышленности, после тщательного изучения всех материалов и обстоятельств никаких недостатков и существенных замечаний в подготовке подводного корабля к выполнению боевого задания не обнаружила. Были сделаны выводы, что гибель К-129 произошла из-за потери плавучести подводной лодки с невозможным удержанием ее на безопасной глубине, в следствии поступления воды, при движении под РДП (устройство для работы дизельного двигателя под водой) через поплавковый клапан, что привело к быстрому погружению корабля на запредельную глубину более 5000 м.
30 июля 1968 года подводная лодка К-129 (проект 629А) соответствующим приказом была исключена из состава Военно-морского флота.
На территории базы подводных лодок в Вилючинске заложили камень для установки памятника, который через несколько лет все же был открыт.

Памятник экипажу К-129 в Вилючинске. Камчатка.
Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось: «признать умершим».
Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.
В июне 1968 года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъему «К-129». Их интерес был очевиден: получить доступ к советским баллистическим ракетам, шифрам, кодам, системам связи, управления, технологиям строительства прочного корпуса и т.п.
Этому поспособствовал и тот факт, что Советский Союз не заявил официально о гибели своей подводной лодки с указанием предположительного района катастрофы. В результате К-129 стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.
Операция «Дженифер»
Для начала необходимо было обнаружить погибшую субмарину и произвести ее обследование. Эта миссия была возложена на атомную подлодку для специальных операций USS «Halibut» (Палтус). Бывший ракетоносец был модернизирован, на нем был установлено океанологическое оборудование: боковые подруливающие устройства, якорное устройство с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазная камера, дальние и ближние боковые сонары, а также глубоководный буксируемый модуль «Fish», оснащенный фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.
Американцы знали приблизительные координаты гибели К-129, этому поспособствовали, по их сведениям, данные с акустических станций системы SOSUS. При прослушивании записи звуков сделанных гидрофонами этой системы, удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.
Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы.
Даже зная координаты катастрофы, экипаж «Хэлибат» потратил несколько недель на поиски. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. И снова дни томительного ожидания.
И вот однажды на стол командира лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. Это была К-129. После ее обнаружения «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи кадров советской субмарины, лежащей на пятикилометровой глубине.

Снимок К-129

Камера запечатлела пролом шириной в десять футов (около трех метров) сразу за рубкой. Кроме того, оказались сильно поврежденными две кормовые ракетные пусковые установки в ограждении рубки. У них были сорваны крышки. Ближняя к корме шахта сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой осталась только третья пусковая установка - та, что ближе к носу.

Разрушенные пусковые установки К-129
Один фоторяд запечатлел скелет моряка, в ограждении рубки, облаченного в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. Тысячи крохотных морских червей роились в останках подводника.
К-129 легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5" с.ш. и 178°57" в. д. (по другим данным - 40°6" с. ш. и 179°57" в. д.). Точные координаты местонахождения К-129 до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения К-129, «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.

Примерное место гибели К-129
Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.
Гломар Эксплорер
Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой
четырехъярусной надстройками.

Glomar Explorer

Почти треть судна занимал «Лунный бассейн»
размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой , он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями (Размеры «Лунного бассейна» указывают на то, что американцы изначально не планировали поднимать лодку целиком (длина по КВЛ - 99 метров)).
По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна «MV Hughes Glomar Explorer» с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.
Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.
В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих
устройств (корабля, захвата и баржи).

Проекция глубоководного захвата Clementine
В течение двух лет, пока шло строительство и
испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач.
После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватами и монтажными конструкциями.
Баржу притопили, над ней встал «Гломар Эксплорер», водолазы запустили моторы которые открыли створки крыши (внешний вид баржи напоминал плавучий дом). на Эксплорере открылись створки «лунного бассейна» и из него на баржу были выпущены гидравлические подъемные устройства с помощью которых глубоководный захват Clementine массой 2000 т был перемещен в «лунный бассейн».

После 4 июля 1974 года «Гломар эксплорер» вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». По прибытию на место началась уникальная операция по подъему фрагмента К-129. В океанские воды стала опускаться колонна которая собиралась из двадцати метровых труб которые свинчивались между собой, на конце этой колонны находился захват Clementine. Свинчивание 5 км колонны заняло несколько дней (общая масса собранной целиком колонны составила 4000 т). Наконец, утром 29 июля захват оказался в 70 м от лежащей на дне субмарины. С помощью подруливающих устройств установленных на раме захвата, он был опущен на лодку. Раскрытые «клешни» сжались, обхватив корпус лодки. Начался подъем (общий вес поднимаемого груза
(захват+фрагмент лодки) составил 3129 т).

Проекция захвата Clementine с корпусом К-129


Здесь необходимо пояснить, что корпус лодки был разломлен на несколько фрагментов, и американцы изначально планировали поднять только носовую (наиболее для них ценную) часть К-129, длиной около 43 м, а не всю лодку как отмечается в некоторых изданиях. На это указывает и несовпадение длины «лунного бассейна» (61 м) с длиной подводной лодки (длина по КВЛ - 99 метров).
Однако когда лодка поднялась на высоту около километра от дна случилось непредвиденное – поднимаемый фрагмент разломился, в захвате осталась только носовая часть лодки длиной 10 м.
Остатки «добычи» были благополучно введены, через раскрытые створки в «лунный бассейн».
Через несколько дней «Гломар эксплорер» взял курс к Гавайским островам до которых было около 700 миль. 16 августа, пройдя 500 миль судно сделало остановку чтобы освободиться от поднятых не нужных, и радиоактивных фрагментов, пройдя еще 130 миль «Гломар эксплорер» снова остановился, для того чтобы захоронить найденные в поднятом фрагменте лодки тела шести моряков.
Их тела были помещены в один контейнер, который, с соответствующими почестями и под Гимн СССР был опущен в океан.
В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков, которых удалось опознать по документам: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.
В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа К-129.
(На YouTube размещен видеоролик в котором писатель-маринист Н. Черкашин утверждает, что американцы хотели передать тела погибших моряков Советскому Союзу но советское руководство якобы отказалось, при этом в качестве доказательства своего заявления он не приводит ни свидетелей ни документы. Из анализа операции «Дженифер» которая проводилась в строжайшей тайне становится ясно, что вряд ли американцы сделали заявление типа: «Советские, мы тут на днях вашу подлодку подняли, нашли тела ваших парней, себе их возьмете?». К тому же они планировали повторить операцию, чтобы поднять рубку с баллистическими ракетами поэтому «светиться» было не в их интересах Так, что необоснованные заявления г.Черкашина оставим на его совести).
Об операции «Дженифер» советские спецслужбы узнали только после утечки информации которая попала в американскую прессу (Здесь нужно пояснить, что советские разведывательные суда «засекли» «Гломар эксплорер» который занимался подъемом лодки, и некоторое время находились возле него, но не поняв чем занимаются американцы, ушли).
20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что Центральному разведуправлению (ЦРУ) США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели К-129, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: «Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу».
Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена.

Вероятные причины гибели К-129

Первая причина - столкновение в подводном положении с американской атомной субмариной «Суордфиш» («Меч-рыба») которая следила за К-129. В пользу этой версии выдвигается то обстоятельство, что вскоре после исчезновения нашей субмарины «Суордфиш» добралась до японского порта Йокосука и в обстановке чрезвычайной секретности приступила к ремонту носовой части и рубки с перископами и антеннами. Такие повреждения атомарина могла получить только при столкновении с другим кораблем, причем находясь под ним (Американцы повреждения на «Суордфиш» объясняют столкновением с айсбергом прим. ).
Вторая причина - (эту причину выдвигают американцы) взрыв водорода в результате утечки из аккумуляторной ямы (аккумуляторная яма находилась как раз под пробоиной).

Заключение
(критика версий)
Наличие трупа моряка в ограждении рубки однозначно говорит о том, что в момент гибели лодка находилась в надводном положении таким образом она не могла столкнуться с субмариной «Суордфиш». К тому место расположение пробоины это так же подтверждает. По месту расположению пробоины можно скорее предположить, что К-129 столкнулась с надводным судном.
Что касается второй причины – гибели лодки от скопления водорода, она также не состоятельна. Все расчеты показывают что взрыв водорода не мог привести к таким большим разрушениям какие имелись на К-129. Этот вывод также подтверждается статистикой: за все время эксплуатации подводных лодок во всем мире ни одна лодка не погибла от взрыва водорода.

Подводная лодка К-129 после переоборудования по проекту 629А. Фото Николая Баймакова, предоставлено автором

В нашей предыдущей публикации мы достаточно обстоятельно показали, почему американская атомная подводная лодка (АПЛ) «Суордфиш» (USS Swordfish, SSN-579) не имеет отношения к гибели советской подводной лодки К-129 в марте 1968 года (см. «Кто виновен в гибели К-129», «НВО» от 24.11.17). В действительности в ночь с 24 на 25 февраля 1968 года, когда К-129 покинула акваторию Авачинской губы и, приняв подводное положение, двинулась на юг, слежение за советскими военно-морскими силами на подходах к военно-морской базе (ВМБ) Петропавловск-Камчатский в ходе своей 70-суточной миссии осуществляла другая американская многоцелевая субмарина - АПЛ «Барб» (USS Barb, SSN-596) типа «Пермит». Однако она не смогла зафиксировать выход К-129 и слежение за ней не устанавливала. В то же время после начала поисковой операции пропавшей К-129 именно АПЛ «Барб» обнаружила выход группы советских кораблей и донесла об этом своему командованию.

Согласно полученному заданию, К-129 двигалась на юг по 162-му меридиану до 40-й параллели, после чего повернула на восток. Движение вдоль 40-й параллели имело целью свести к минимуму вероятность обнаружения подлодки американской базовой патрульной авиацией, поскольку в ВМС США была установлена так называемая бесполетная зона между параллелями 39 и 41 градусов с.ш. с целью избежать помех в работе между самолетами P-3 «Орион», вылетающими с авиабазы Адак (о. Адак, Алеутские острова), и самолетами, вылетающими с авиабазы Барберз Поинт (о. Оаху, Гавайские острова).

В полночь 26 февраля К-129 передала радиодонесение (РДО) в режиме сверхбыстрого действия. Силами пунктов радиоразведки США в западной части Тихого океана РДО было зафиксировано и определена его принадлежность к советской подводной лодке № 722. Но само РДО расшифровано не было, и американские специалисты посчитали, что его передала возвращавшаяся из очередного выхода в море К-129. Ошибка была вызвана тем, что К-129 с бортовым № 722 была ранее зафиксирована в море в ходе ее контрольного выхода, и усугублена тем, что АПЛ «Барб» не обнаружила выход К-129 на боевую службу.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАЦИИ «АЗОРИАН»

Несмотря на сокрытие в свое время советским правительством факта гибели К-129 и особые меры секретности, принятые американской стороной и сопровождавшие операцию по ее подъему, сегодня в свободном доступе имеется довольно обширный материал, проливающий свет на катастрофу. Кроме того, к настоящему времени рассекречена и опубликована часть материалов, в том числе и некоторое количество фото- и видеоматериалов из архива специальной операции «Азориан» (Project Аzorian; ранее длительное время в зарубежных и отечественных источниках некорректно упоминалась под названием «Дженнифер»).

Длительное время наиболее вероятными первопричинами гибели лодки рассматривались:

– столкновение при плохой видимости с надводным судном (кораблем) с последующим поступлением воды через пробоину внутрь прочного корпуса;

– провал подлодки вследствие ошибок экипажа либо аварийного происшествия внутри подводной лодки по аналогии с ситуацией, возникшей на борту подводной лодки С-80 проекта 644 в январе 1961 года, когда принятые меры по аварийному продуванию, даче полного хода и перекладке рулей на всплытие оказались запоздалыми и неэффективными.

По мнению многих командиров и командиров электромеханической боевой части (БЧ-5), служивших на подводных лодках проекта 629, субмарина К-129 погибла из-за непреднамеренного провала за предельную глубину. Дело в том, что для своего водоизмещения подлодки проекта 629 имели недостаточную энерговооруженность, что не позволяло экипажу применять энергичные противоаварийные маневры, доступные другим дизельным лодкам.

В то же время для подлодок проекта 629А существующими в то время нормативами предписывалось не менее 90% времени боевой службы находиться в подводном положении или на перископной глубине. Осложняла ситуацию необходимость иметь заряд аккумуляторных батарей не ниже 2/3 номинальной емкости для обеспечения в любой момент немедленной предстартовой подготовки, которая вынуждала командиров или часто производить зарядку аккумуляторных батарей, или использовать для движения дизель. Принимая это во внимание, становится очевидным, почему большую часть времени лодки этого проекта находились в режиме РДП – очень сложном и опасном режиме, требующем от ходовой вахты непрерывного напряжения сил и неослабного внимания.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Статистика известных аварий с подводными лодками в послевоенный период только лишь подтверждает версию о внутренней причине гибели К-129. Ни одна из лодок, имевших под водой столкновения с другими подводными лодками, обстоятельства которых достоверно известны, не погибла. Но в то же время известно о гибели многих субмарин, провалившихся на глубину без воздействия извне: советская C-80 (1961), американская «Трешер» (USS Thresher, SSN-593, 1963), израильская «Дакар» (INS Dakar, 1968) и др.

Интересное совпадение: за два дня до гибели К-129 официально было объявлено об окончании другой безуспешной поисковой операции по поиску без вести пропавшей на переходе из Портсмута в Хайфу израильской подводной лодки «Дакар». Лодка затонула 25 января 1968 года в Средиземном море и была обнаружена лишь в мае 1999 года на глубине около 3 тыс. м. Точная причина гибели до сих пор не установлена. Вероятными считались три версии: как основная – провал подводной лодки за предельную глубину погружения по техническим причинам, не исключая человеческого фактора; воздействие противолодочного оружия со стороны советских кораблей 5-й оперативной эскадры или столкновение с неустановленным надводным судном (кораблем). После рассекречивания данных расследования, осмотра корпуса затонувшей субмарины с помощью подводного робота Remora 6000 и подъема на поверхность рубки «Дакара» родственникам погибших были предоставлены материалы для ознакомления, из которых следовало, что внешнее воздействие на лодку исключалось.

Также можно отметить еще одно трагическое совпадение: погибшая С-80 была головной дизельной ракетной подводной лодкой с крылатыми ракетами проекта 644, а К-129 при начале модернизации назначалась головной дизельной ракетной подводной лодкой с баллистическими ракетами с подводным стартом проекта 629А. Обе они погибли со всем экипажем, обе при этом легли на дно и обе впоследствии были обнаружены и подняты.

ПОИСКОВАЯ ОПЕРАЦИЯ И ДАННЫЕ АМЕРИКАНЦЕВ

10 марта 1968 года после объявления тревоги по флоту была задействована разведывательная авиация, в том числе и переброшенная с Северного флота. С аэродромов Елизово и Буревестник было выполнено более 280 вылетов самолетами Ту-95РЦ и Ту-16Р.

Только лишь 14 марта в операцию по поиску погибшей К-129 включилась группа судов, которой командовал недавно назначенный заместитель командира 29-й дивизии подводных лодок (дипл) капитан 1 ранга Валентин Иванович Бец. Входившие в состав группы СБ-43, ледокол «Вьюга», спасательное судно СС-23 и два океанографических исследовательских судна первыми направились по маршруту развертывания. В последующие сутки к ним присоединились другие корабли и подводные лодки. Тем не менее совместные поиски с воды никаких результатов не принесли и никаких признаков пропавшей лодки обнаружено не было.

Рассекреченные к настоящему времени материалы операции «Азориан», а также свидетельства и воспоминания участников событий, проливающие свет на обстоятельства гибели К-129, дают основания для опровержения предположений, согласно которым гибель лодки была внезапной и скоротечной.

Советские источники однозначно свидетельствуют, что несостоявшееся плановое РДО с борта К-129 было назначено в ночь с 7 на 8 марта, а днем 8 марта командование дивизии и флота уже было оповещено об отсутствии связи с К-129. Так, командир 29-й дивизии контр-адмирал Виктор Ананьевич Дыгало впоследствии вспоминал, что, когда он находился дома вместе с сослуживцами и их женами по случаю празднования 8 Марта, его срочно вызвали по телефону в кабинет к командующему 15-й эскадрой контр-адмиралу Якову Ионовичу Криворучко на совещание, где обсуждались возможные причины потери связи с К-129.

В то же время американские источники дают следующую информацию: звуки взрывов на борту К-129 были зафиксированы кабельным судном «Альберт Дж. Майер» (USNS Albert J. Myer, T-ARC-6) 11 марта 1968 года в восточной части Тихого океана из точки с координатами 29 градусов 32 минуты с.ш. и 147 градусов 06 минут з.д., то есть на расстоянии в 1730 морских миль от места гибели К-129. Судно осуществляло плановые работы по обследованию гидрофонов, установленных на морском дне. Первое акустическое событие было зафиксировано около полуночи с 11 на 12 марта по местному времени (около 12:00 11 марта по Гринвичу), второе – через 6 минут после первого. Записи с гидрофонов системы SOSUS в период с 1 по 15 марта никаких конкретных результатов не дали, поскольку система имела слабые возможности по фиксации кратковременных акустических событий, а предназначалась для накопления, обработки информации и выявления длительно шумящих источников.

Однако в ведении ВВС США имелась и другая система, собирающая акустическую информацию. 1 апреля 1948 года была запущена в действие система наблюдения за ядерными взрывами под управлением Центра технических применений ВВС США (Air Force Technical Applications Center – AFTAC). Система имела в своем распоряжении космические и воздушные датчики обнаружения факторов ядерных взрывов, а также сейсмические и подводные акустические. Подводная составляющая в Тихоокеанском регионе была развернута у побережья атолла Эниветок (архипелаг Ралик), атоллов Мидуэй, Уэйк и острова Оаху (Гавайские острова). Центр AFTAC получил в свое распоряжение и гидрофоны системы SOSUS центра наблюдения, расположенного на острове Адак.

Специалисты американской военно-морской разведки 14 мая провели совещание с руководством центра AFTAC по вопросу исследования информации, связанной с двумя акустическими сигналами, зафиксированными 11 марта. Специалистами AFTAC были вычислены точные данные о времени фиксации этих сигналов различными пунктами. Мидуэй: 12:14:30Z – 12:20:28Z, Адак: 12:18:56Z – 12:24:55Z, Уэйк: 12:30:12Z – 12:36:10Z, Оаху: 12:33:22Z – 12:39:20Z, Эниветок: 12:40:30Z (Z – символ приведения времени по Гринвичу. – И.К.).

Сравнение данных с четырех пунктов наблюдения AFTAC и пункта наблюдения SOSUS, проведенные в техническом центре AFTAC, дали место источника акустических событий с точностью в 2 морские мили: 40 градусов 06 минут с.ш. и 179 градусов 57 минут з.д. 9 июня для проверки расчетов была взорвана контрольная серия из четырехкилограммовых зарядов в северной части Тихого океана, показавшая точность полученных данных.

В 2009 году техническими специалистами были детально проанализированы записи акустических событий, сделанные 11 марта 1968 года системой наблюдения AFTAC. Их вывод сводился к следующему: двум основным акустическим событиям продолжительностью 155 секунд с интервалом в 6 минут, которые можно определить как взрывы ракетных шахт № 2 и № 3 в подводном положении, предшествовали еще три акустических события в 11:58:58Z, 11:59:43Z, и 11:59:47Z. Каждое из них состоит из энергетических импульсов длительностью 0,7, 1,5 и 0,7 секунды соответственно. Эти кратковременные импульсы были локализованы внутри прочного корпуса, поскольку не имели «акустического портрета» характерного для подводного взрыва, который более продолжителен за счет эффекта «пузырькового импульса» и легко идентифицируется операторами SOSUS. Характерных звуков разрушений прочного корпуса наподобие тех, что фиксировались при идентификации записей системы SOSUS в период поиска пропавшего американского атомохода «Скорпион» (USS Scorpion, SSN-589), обнаружено не было. Все это может говорить о том, что подлодка К-129 проваливалась на глубину с уже частично затопленным прочным корпусом.

Таким образом, при сопоставлении информации от советской и американской сторон можно сделать важное предположение, ранее не рассмотренное и не обсуждавшееся специалистами: К-129 как минимум трое суток до момента затопления 11 марта находилась в аварийном состоянии с невозможностью передать РДО и сигнал об аварии. Предполагать же, что американская сторона сфальсифицировала дату обнаружения акустических сигналов в точке гибели К-129, веских оснований нет. Во-первых, дорогостоящее и затратное прикрытие и легендирование операции прикрытия поиска и подъема лодки закончилось в 1974 году, а, во-вторых, нет как такового смысла фальсифицировать эту дату в рассекреченных документах.

ЦРУ ИДЕТ ЗА СОВЕТСКИМИ СЕКРЕТАМИ

Решение о поиске затонувшей советской подводной лодки было принято летом 1968 года. Имеющееся в распоряжении ВМС США поисковое судно «Мицар» (USNS Mizar, T-AGOR-11), с помощью которого были обнаружены затонувшие американские атомные подлодки «Трешер» и «Скорпион», для поиска К-129 не годилось, поскольку работа этого судна в точке гибели К-129 однозначно нарушала секретность всей операции.

В то же время в распоряжении военно-морской разведки США находилась атомная подводная лодка специального назначения «Хэлибэт» (USS Halibut, SSN-587), предназначенная для поиска затонувших объектов. Лодка прошла программу испытаний и уже имела опыт поиска затонувшего советского вооружения с помощью управляемых аппаратов «Фиш» (Fish) в марте 1968 года. Использование подводной лодки хотя и имело меньше шансов на обнаружение К-129, но полностью обеспечивало скрытность поисков.

В ходе поисковой операции, получившей кодовое название «Бархатный кулак», подлодка «Хэлибэт» в августе 1968 года все же обнаружила обломки К-129 и сделала около 22 тыс. фотоснимков. Советская подлодка с сильно деформированным и переломленным корпусом лежала на правом борту, кормовая часть, начиная с 5-го отсека, находилась в 100 м от носовой части.

При сопоставлении информации о взрывах на борту с имеющимися фотоматериалами видно, что часть ограждения рубки К-129 в месте расположения ракетных шахт сильно повреждена, обшивка рубки вывернута далеко в стороны, а шахты № 2 и 3 выше палубы надстройки как таковые отсутствуют, угадываются лишь нагромождения бесформенных металлических конструкций. Боеголовки и сами ракеты внутри шахт тоже отсутствуют. Из этого можно сделать следующий вывод: уже на запредельной глубине внутри шахт произошел взрыв ракетного топлива, что привело к разрушению шахт и кормовой части ограждения боевой рубки.

Аналогичная ситуация произошла на борту подводного ракетоносца К-219 проекта 667АУ из состава 19-й дипл Северного флота в октябре 1986 года с похожей по конструкции жидкотопливной ракетой Р-27У. Проникшая через неплотность неисправной верхней крышки забортная вода привела к созданию избыточного давления внутри шахты, в результате чего были раздавлены баки с топливом и окислителем. При смешивании компонентов произошел взрыв. После затопления К-219 со всеми остальными ракетами произошло то же самое, но через некоторое время. Осмотры глубоководными обзорно-поисковыми роботами комплекса «Лортодромия» в 1987 году затонувшей К-219 показали, что все шахты, в которых оставались ракеты, имеют разрушения. Таким же образом, как и в случае с К-219, понадобилось колоссальное давление вокруг погружающейся ниже предельной глубины К-129, чтобы произошло поступление воды в шахты и разрушение топливных баков ракет. Сами шахты имеют сопоставимый с прочным корпусом запас прочности, и поэтому они сначала потеряли герметичность от забортного давления, а полностью были уничтожены от взрыва топлива и окислителя.

В то же время шахта № 1 хоть и имела повреждения от взрывов в шахтах № 2 и 3, но ее крышка оставалась в закрытом положении с прижатым кремальерным замком, что свидетельствовало о нахождении боеголовки ракеты внутри шахты. Этого факта оказалось достаточно, чтобы Центральное разведывательное управление (ЦРУ) приняло решение о дорогостоящем подъеме части корпуса длиной 42 м.

Кроме моноблочной боеголовки Р-21 в поднимаемой части также находились:

– две торпеды 53-56 с атомным специальным боевым зарядным отделением (АСБЗО);

– две торпеды СЭТ-53М;

– комплект секретной боевой и эксплуатационной документации в секретной части, находящейся на 1-й палубе 4-го отсека;

– аппаратура связи, в том числе и аппаратура ЗАС (засекречивающая аппаратура связи) в рубке связи, объединенной с постом ЗАС на 1-й палубе 2-го отсека.

Пост СПС (связь повышенной стойкости) с шифровальной аппаратурой и шифрокодами располагался в 5-м отсеке. Часто повторяемое в различных публикациях свидетельство, что по просьбе командира К-129 при модернизации корабля пост СПС был перенесен из 2-го отсека в 4-й для увеличения площади командирской каюты, является не чем иным, как художественным вымыслом. Перенести в другой отсек боевой пост, имеющий допуск к документам с грифом «СС» (совершенно секретно) и «ОВ» (особой важности), по своему усмотрению и без рабочих чертежей от проектанта судоремонтный завод действующими регламентами уполномочен не был. Шифропост находился в 5-м отсеке в соответствии с проектной документацией конструкторского бюро – проектанта.

По свидетельству американской стороны, в момент подъема произошли разлом захватов и разрушение поднимаемого корпуса. В захватах остался только 1-й отсек с торпедным боезапасом.

Впрочем, о составе вооружений и секретов, попавших в руки американцев, нет никаких достоверных сведений. В то же время капитан «Хьюз Гломар Эксплорер» (Hughes Glomar Explorer) впоследствии под присягой свидетельствовал, что его судно сделало шесть операций по опусканию захватов, и лишь две из них были тренировочными.

Останки советских моряков, обнаруженные внутри корпуса подлодки, были захоронены с борта судна «Хьюз Гломар Эксплорер» 4 сентября 1974 года примерно в 90 морских милях к юго-западу от острова Оаху, в точке с координатами 18 градусов 29 минут c.ш. и 157 градусов 34 минуты з.д.

Анна ТРОФИМОВА

На борту были 47 молодых мужчин со всего Союза.После того как власти Крыма обнародовали списки экипажа, журналисты разыскали родственника единственного крымчанина с советской подлодки, найденной крымскими аквалангистами в районе Тарханкута, сообщает ВГ .

"Щука" мешала фашистам вывозить награбленное добро - охотилась на немецкие суда и топила их, пока не попала под обстрел быстроходных немецких кораблей. С пробоиной в жилом отсеке она залегла на дно, экипаж, слабея от недостатка кислорода, безуспешно пытался запустить моторы. 17 февраля 1944 года с "Щуки" пришел последний радиосигнал. 69 лет спустя ее на глубине 52 метра случайно обнаружили водолазы. Сенсационная находка породила массу вопросов: почему ее нашли только сейчас, кто являлся членами экипажа, и правда ли, что внутри "щуки" сухо. С помощью специалистов попробуем на них ответить.

Почему подлодку нашли только сейчас?

Почему? Ну, эта не последняя, еще целых 16 подлодок в Черном море числятся пропавшими без вести, - рассказывает Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. - А 52 метра - большая, техническая глубина. В тот квадрат мы пришли, чтобы продолжить начатые в прошлом году поиски палеоследов на дне Черного моря - тогда мы наткнулись на целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов и в этом году вернулись, чтобы отснять видео. Вдруг мы зафиксировали объект. Оказалось, что это единственная воевавшая в то время в Черном море "щука" проекта Х-бис номер "Щ-216". Всего "щук" было построено 41, 36 затонули в сражениях, и ни одна в целости не сохранилась. Эта может быть первой. Еще одну нашли в Черном море, возле острова Змеиный, но торпеды в таком состоянии, что там страшно даже ластой двинуть!

Лодка мешала фашистам вывозить награбленное

В черноморском флоте был целый дивизион, состоящий из "щук" разных типов, в 1944 они препятствовали войскам Вермахта, вывозившим награбленное добро в порты Румынии и Одессы, - рассказывает Воронов. - Базировались в Феодосии и Грузии. "Щ-216", по данным сайта submarine-at-war.ru, 3 июля 41-го перешла в Севастополь, в августе - в Феодосию. Потопила румынский транспорт "Карпати" и повредила германский танкер "Фируз". 16 февраля 1944 года она торпедировала один из немецких транспортов, и после этого она на связь не вышла. Ее атаковали два военных немецких судна, наши хотели залечь на дно и переждать, пока они уйдут, но, увы, немцы попали. Вторая наша подлодка передала, что слышала в этом районе 34 взрыва глубинной бомбы, а после на поверхности моря появились большое масляное пятно, папиросные пачки, обрывки одежды и книги. В 12 дня 17 февраля на следующий день немцы передали, что затоплена советская подводная лодка,

Экипаж "Щуки" - кто они?

По словам председателя Рескома по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, командиром подлодки был сочинец, капитан III ранга Григорий Карбовский, ровесник первой в истории России субмарины "щука", выпущенной в 1904 году. Экипаж - 47 молодых мужчин со всего Союза, преимущественно россияне, а комендор - единственный на корабле крымчанин Николай Иванович Нудьга, родившийся 18 сентября 1923 года в селе Борогань Раздольненского района, беспартийный. Родственников героически погибших моряков уже ищут с помощью специальных баз данных.

Если она целая и сухая - это будет чудо

Заместитель председателя Совета Министров Крыма Азиз Абдуллаев в свое время на камчатке в Авачинской бухте командовал взводом по обслуживанию подводных кораблей. По его мнению, в шести отсеках субмарины действительно может быть сухо, но это при очень большом везении.

Надо учитывать, что резинки на крышках люков не могли сохраниться за столько лет, соленая вода ведь - среда агрессивная. А если герметики уже не было, могла сохраниться только мягкая нержавейка, из нее делают корпус субмарины. - сообщил Азиз Рефатович, добавив, что экипаж потопленной лодки мог продержаться еще 3-4 дня пока не кончился кислород.

Капитан 1 ранга Анатолий Югов, командовавший в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины считает, что на "Щуке" сейчас все может быть так, как на момент гибели экипажа.

Когда лодка в море, все переборки задраены, и в случае аварии их моментально герметизируют. Другое дело, что швы могла "побить" коррозия, и тогда вода, возможно, стала просачиваться. Но случаи, когда подлодки поднимали и находили останки моряков, реальны, в 1968 году нашу подлодку американцы подняли с глубины 5 тысяч метров.

Журналист Леонид Пилунский, служивший в 70-е капитаном подводного научного аппарата "Гидронавт I", наоборот, уверен, что "Щука" не уцелела.

Мне очень трудно поверить, что в лодке за 70 лет остались не затопленными все отсеки, кроме одного. Зная хорошо, как устроена подлодка, я вам говорю, что это фантастика. Трубопроводы пронизывают всю лодку от кормы до носовой части, где расположены торпедные аппараты, поэтому за семь десятилетий она была бы давным-давно затоплена полностью.

Родственник крымчанина с "Щуки" живет в Евпатории.

Молодого человека зовут Андрей Нудьга, и он очень хочет, чтобы Николай Иванович оказался его прапрадедом.

Да, я почти уверен, что это мой родственник, все совпадает! Бабушка и дедушка мои рассказывали, что один из наших, родственник по линии деда, после войны числился пропавшим без вести. Я с вами сейчас говорю, и мурашки по коже! - возбужденно говорил нам в трубку Андрей. Он пообещал вечером сходить к дедушке, чтобы выяснить все точно.


Субмарина типа "Щ" (Щука)

Советская дизель-электрическая подводная лодка. За всю историю субмарин этого типа было построено 86 единиц.

Скорость - надводная 13 узлов (25 км.ч.), подводная 8 (15 км.ч.);
- Предельная глубина погружения 90 метров;
- Автономность - 20 суток;
- Длина 58,8 метра;
- Ширина 6,2 метра;
- Вооружение - торпеды и 45-мм. артиллерийское орудие на палубе.

ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

1. Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., командир корабля.

2. Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.

3. Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.

4. Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3.

5. Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.

6. Савин Павел Андрианович (ошибочно, Андреянович), 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы ПБ "Нева".

7. Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.

8. Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ "Щ-207".

9. Белоусов Степан Трифонович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.

10. Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.

11. Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.

12. Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.

13. Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков.

14. Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.

15. Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.

16. Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.

17. Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.

18. Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.

19. Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.

20. Ефимов Герман Агафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.

21. Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.

22. Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.

23. Самойленко Виктор Иванович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

24. Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

Сама по себе идея подводной лодки появилась ещё в XV веке. Пришла эта идея в гениальную голову легендарного Леонардо да Винчи. Но, опасаясь разрушительных последствий такого скрытного оружия, он уничтожил свой проект.

Но так всегда и бывает, если идея уже существует, то рано или поздно человечество ее воплотит. Уже больше полувека подводные лодки бороздят моря и океаны. И, конечно, периодически попадают в аварии. Особенную опасность в данном случае представляют атомные подлодки, оснащенные ядерными силовыми установками. Об их крушениях и поговорим.

USS Thresher

Первой затонувшей атомной подводной лодкой в истории стала американская USS Thresher, погибшая в уже далеком 1963 году. Построена она была тремя годами ранее и являлась первой в своем роде подлодкой типа «Трэшер».

10 апреля USS Thresher вывели в море, чтобы провести тестовые глубоководные погружения и проверить прочность корпуса. Около двух часов лодка погружалась и периодически передавала данные о состоянии своих систем в штаб. В 09:17 USS Thresher перестала выходить на связь. Последнее сообщение гласило: «… предельная глубина… ».

Когда ее нашли, то оказалось, что она развалилась на шесть частей, а все 112 челнов экипажа и 17 исследователей погибли. Причиной гибели лодки называют заводской брак в сварке корпуса, которые не выдержал давления, треснул, а попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание электроники. Расследование установит, что на верфях, где USS Thresher обслуживали был предельно низкий контроль качества, а кроме того, могли происходить сознательные диверсии. Это и стало причиной гибели подлодки. Ее корпус до сих пор покоится на глубине в 2560 метров к востоку от мыса Кейп-Код.

USS Scorpion

За всю историю Военно-морские силы США окончательно и бесповоротно потеряли всего две подлодки. Первой была упомянутая выше USS Thresher, а второй - затонувшая в 1968 году USS Scorpion. Подводная лодка затонула в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Буквально через пять дней после аварии она должна была вернуться на базу в Норфолк, но на связь не вышла.

На поиски USS Scorpion отправились 60 кораблей и самолетов, которые нашли немало интересного, в том числе затонувшую немецкую подлодку времен Второй мировой войны. Но вот искомая лодка обнаружилась только спустя пять месяцев на глубине в 3000 метра. Весь экипаж из 99 человек погиб. Причины катастрофы до конца неизвестны, но есть версия на что на борту лодки могла взорваться одна из торпед.

USS San Francisco


А вот случай с американской лодкой USS San Francisco - это как раз история чудесного спасения. 8 января 2005 года в 675 километрах к юго-востоку от Гуама произошло столкновение. На глубине 160 м San Francisco столкнулась с подводной скалой.


Скала пробила балластные цистерны, так что судно могло очень быстро пойти на дно. Но общими усилиями команды удалось сохранить плавучесть и поднять USS San Francisco на поверхность. Корпус оказался не пробит, да и ядерный реактор не пострадал.

При этом были и жертвы. Девяносто восемь членом экипажа получили различные травмы и переломы. Помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен умер от повреждений головы на следующий день.


Перейдем к советским подлодкам. Подводная лодка К-8, которая погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года, стала первой подобной потерей советского флота.

Причиной гибели стал пожар в рубке гидроакустиков, который начал быстро распространяться по воздуховодам и угрожал уничтожить все судно. Но спас простой человеческий героизм. Когда моряки из состава первой смены главной энергетической установки осознали, что огонь продолжает распространяться, они заглушили ядерные реакторы и задраили все двери в другие отсеки. Сами подводники погибли, но не дали огню уничтожить подлодку и убить остальных. А ядерный реактор не сделал в океан радиационных выбросов.

Выживших моряков принял на борт болгарский теплоход «Авиор», который как раз проплывал неподалеку. В борьбе с пожаром погиб капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов и 51 член его экипажа.

К-278 «Комсомолец»


Вторая затонувшая советская атомная подлодка. К-278 «Комсомолец» тоже сгубил пожар, который вспыхнул на ее борту 7 апреля 1989 года. Огонь нарушил герметичность лодки, которая быстро наполнилась водой и пошла ко дну.

Моряки успели отправить сигнал о помощи, но из-за поврежденной электроники, его смогли принять и расшифровать только с восьмого раза. Некоторым членам экипажа удалось выбраться и выплыть на поверхность, но они оказались в ледяной воде. В результате катастрофы погибли 42 моряка, а выжили - 27.

К-141 «Курск»


О загадочной гибели подводной лодки «Курск», странном поведении российской власти и вопросах, на которые пока никто не дал ответы, мы уже писали более детально. Поэтому сейчас остановимся на основных моментах.

2 августа 2000 года в 11:28 системы крейсера «Петр Великий» зафиксировали сильный хлопок, вслед за которым судно немного встряхнуло. «Курск» участвовал с крейсером в учениях Северного флота и спустя шесть часов должен был выйти с ним на связь, но пропал.


Спустя почти двое суток подлодку найдут на глубине 108 метров, уже на дне. Погибли все 118 членом экипажа. Причины гибели «Курска» и сейчас остаются до конца не ясны, так как официальная версия о пожаре в торпедном отсеке, вызывает слишком много вопросов.

Украина вне конкуренции

Если какой-то вывод и можно сделать из всех этих историй, так это понять, что работа у подводников суровая и опасная. А с любой опасной работой украинцы справляться умеют. Поэтому, несмотря на то, что пока у нас подводного флота нет, это дело времени. Как только у Украины появятся свободные ресурсы на его создание и развитие, он будет создан.

А уж крепких моряков, чьи предки-казаки доплывали на чайках аж до Турции, а отцы и деды служили на советских подлодках, у нас найдется в достатке. В героях у Украины обычно недостатка нет.