Основные формы правления государства. Форма правления: понятие и виды

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти .

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

      президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

      имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

      имеет право вето на законы, принятые парламентом;

      по должности является главнокомандующим;

      является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

      президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

      имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

      не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

      представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

      в своей деятельности не зависит от партий;

      не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

      играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

      кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

      кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

      каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика . Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

Форма правления - это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Еще Аристотель попытался разработать классификацию государств по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. В настоящее время современная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. Не менее важно при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения: исторические традиции, национальная психология, религиозность и т.п.

Различают две основные формы правления - монархическую и республиканскую .

Монархическая форма правления - (греч. monarchia - единовластие)- весьма древняя форма правления. В этой форме правления верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, цезарь, фараон);

наследственный порядок преемственности верховной власти;

представительство государства монархом по своему усмотрению;

юридическая безответственность монарха;

монарх не избирается народом;

монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрассигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.)

Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем сохраняя свои традиционные черты.

Абсолютная монархия -эта такая форма правления, при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу - королю, царю, фараону, императору. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная - принадлежала царю, который являлся наместником и служителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра I государь - “самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен” См.: Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”, М: Проспект, 2000, с.169 . Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха - источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом. В настоящие время к абсолютным относятся некоторые монархия Среднего Востока (Саудовская Аравия и Оман).

Ограниченная монархия- эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительным органом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции - Национальное собрание. Возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая .

Парламентская (конституционная) монархия-эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему государству (Испания, 1981 г.).

Эта формы монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. На пример по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

парламент избирается народом;

правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);

в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

Лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви - Великобритания).

В настоящие время парламентарными монархиями являются практически все монархи Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония и другие.

Дуалистическая монархия-это промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентарной монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего “третьего сословия”).

Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

своими указами (декретами) он социальные сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

король имел право вето (только отлагательного) по отношению к законам парламента;

назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается монархом);

имел право роспуска парламента;

имел право назначение даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871--1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Республика (в переводе с латинского - общенародное дело) См.:Словарь иностранных слов - 19-е издание, М, 1990, с. 441

Это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Республик, как и монархий, существует огромное количество. Источником власти в республиках является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет - один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается высший законодательный орган - парламент и в некоторых случаях - президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком - для предотвращения возможной узурпации власти.

Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принципы разделения властей - разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, когда различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы; правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение; судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.

Парламентская республика. Здесь сильна законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Таким образом, выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента, и правительства.

В парламентской республике может быть предусмотрена должность президента, однако он не имеет таких широких полномочий (прежде всего - в отношении парламента и правительства), какие имеет президент в президентской республике, и в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой государства, но не главой правительства; он не ответствен за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается (одно из немногих исключений - Болгария), чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом. Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, который подчинен главе правительства.

Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства - премьер-министра (в Германии этот пост именуется «федеральный канцлер», а государство называют в литературе иногда канцлерской республикой). Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству или отдельным его членам, и тогда они уходят в отставку. В зависимости от того, удается ли сформировать партийное большинство в парламенте, так же, как и в случае с парламентарными монархиями, возможно, говорить о парламентаризме и министериализме.

Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие государства.

Президентская республика. Эта форма правления характеризуется тем, что президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому иногда она по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, так как в ней существуют два основных центра власти - парламент и президент.

В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему представительному органу - парламенту, который издает законы, а исполнительная - правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть, последняя не несет перед ним ответственности. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти (только лишь в случае совершения преступления, грубого нарушения конституции), если депутаты не согласны, например, с проводимой правительством политикой.

Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность, президент может самостоятельно смещать членов правительства. Как правило, президент избирается всенародным голосованием. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом.

В президентской республике у президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела, является главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключать мир, объявлять войну и т. д. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты, которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны.

Президентская республика - достаточно распространенная форма правления. Президентскими республиками являются США, многие государства Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.), Африки (Зимбабве, Нигерия и др.), Азии (Филиппины и др.).

Парламентская и президентская республики - две основных разновидности данной формы правления. Каждая имеет и свои достоинства, и свои недостатки.

К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффективное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразований, вывода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею.

Преимущества парламентской республики можно усмотреть в больших гарантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал демократии, поскольку среди органов государства отсутствует единоначальный орган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсутствуют объективные предпосылки установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток парламентских республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правительственные кризисы.

Во многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентской республик с тем, чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным даже говорить о «промежуточной» форме правления - полупрезидентской (или смешанной) республике, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления.

Существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. Таким образом, именно формирование, а в еще большей степени - ответственность правительства - фактор, который юридической наукой считается ключевым в разграничении разновидностей республиканского правления.

У президента по конституции могут быть широкие полномочия, но на практике он может некоторыми не пользоваться. В полупрезидентской республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть, или же существует так называемый административный премьер, который лишь координирует деятельность отраслевых органов управления.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом не предусмотрена.

Иногда вообще трудно провести грань между парламентской и президентской республикой (Турция, Шри-Ланка, Перу, Россия, Украина и др.). В определенных случаях возникает по существу новая форма республики: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присущи ни президентской, ни парламентской республике.

Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако, необходимо иметь в виду два момента.

Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме правда, на ограниченной территории: как правило, это были города-республики.

Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный политический режим.

В ряде стран тропической Африки, там, где оказались особенно сильны монархические традиции, известно такое явление, как «монократические республики» . Формально там провозглашено разделение властей, но власть президента практически не ограничена и реально совсем немногим отличается от абсолютной монархии. Власть приобретается, как правило, нелегитимным способом (узурпируется). Очередные выборы президента, если таковые проводятся (к примеру, в соответствии с Конституцией Малави президент находится в своей должности пожизненно), носят декоративный характер. Президент может являться руководителем единственной политической партии, а то и создателем официальной и единственно допускаемой государственной идеологии (например, Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Туре, Заир при президенте Мобуту и др.). Смена президента происходит в результате военного переворота или естественной его смерти.

По этой же причине - огромной и фактически неограниченной власти президента - многие государства Латинской Америки получили названия «суперпрезидентских» республик. Возникшие после второй мировой войны так называемые «социалистические» или «народно-демократические» республики фактически являлись формой диктатуры генерального секретаря и центрального комитета соответствующей коммунистической партии.

В условиях военных режимов создается президентско-милитарная республика. Это хотя и временная, но не такая уж редкая форма: со времени возникновения независимых государств в Латинской Америке, Азии, Африке, Океании, а также, хотя и в меньшей степени, в Европе произошло около 700 удавшихся военных переворотов. В отдельных странах такая форма правления существовала на протяжении более 10 лет (Алжир, Нигерия и др.), а в некоторых из них военное правление, перемежаясь с гражданскими режимами, охватывалось значительным периодом существования независимого государства (Нигерия, Пакистан и др).

Таким образом, после рассмотрения различных форм правления возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельности государственного аппарата. Проблема формы правления - это, прежде всего, проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями. Выше уже говорилось о трудностях, возникающих при проведении четких границ между абсолютной и дуалистической, между дуалистической и парламентарной монархиями, между парламентскими, полупрезидентскими и президентскими республиками. Кроме того, в форме правления конкретных государств иногда сочетаются монархические и республиканские принципы.

Ранее речь шла о выборax монархов в Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии, а ведь выборность (в противоположность наследованию) главы государства- важнейший признак именно республиканской формы правления. Известны также республики с пожизненными президентами. В свое время такая ситуация, характерная для монархий, имела место, к примеру, в Центрально-Африканской Республике, в Тунисе. Функционирование высших органов власти в современных западных конституционных монархиях и в парламентских республиках принципиально не различается.

В развитых странах различия между монархией и республики практически не имеют значения; по степени демократичности порядка управления та же монархия Великобритании мало чем отличается от республики Франции. Однако в развивающихся государствах эти различия могут быть принципиальными.

Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

Критерии формы правления

Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

Формы правления государства: монархия

Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Рассмотрим несколько видов монархии:

1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

Формы правления государства: республика

При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.

организация высших органов государственной власти, порядок их образования, их взаимоотношения между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Принято различать две Ф.п. - монархическую (монархию) и республиканскую (республику).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному выборному органу, различаются монархическая и республиканская Ф.п. (см. Монархия, Республика).

При монархической Ф.п. носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.

На современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.

Современные республики можно разделить на два вида: президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США, парламентарной - Греция, Германия.

Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полупрезидентская республика (см. Республика смешанного типа). Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.

РФ - президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

Порядок образования;

Степень участия населения в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре-дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики - США.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.

История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.