Сделать ложку из дерева. Как делают деревянные ложки (37 фото)

ДЕРЕВО - очень благородный материал, оно даже в виде изделий продолжает давать людям ТЕПЛО.

Захотелось рассказать вам всё, что сам уже успел освоить. Вы наверно подметили - очень увлекательное и интересное занятие резьба по дереву. Когда это не просто резьба, а изготовление красивых резных изделий, нужных в нашем быту - это приносит ещё большее удовлетворение, отдыхаешь и телом и душой, и стрессы хорошо снимает. Начнём с заготовки дерева. Я особо не заморачиваюсь на этот счёт, потому что всё, что приходится резать, в основном мелочёвка, а значит можно работать с сырым материалом. Особенно это относится к ложкам. Раньше, в старину, привозили на лошадке из леса осину. Старались выбирать прямослойную - осина очень хорошо и ровно колется и в радиальном и тангенсальном направлениях. Есть у осины и ещё одно очень замечательное свойство – однажды распаренная и высохшая, она становится, как кость, её в дальнейшем не коробит и она не трескается. Затем на месте производства хлыст распиливался на чурочки. Дальше подмастерья садились бить баклуши (да да, выражение "бить баклуши" пошло именно отсюда), т.е. топором чурочки раскалывались на брусочки, из которых резчики уже вырезали ложку. Я конечно поступаю ещё проще. На любой пилораме покупаю несколько досок на 40, 30, и 25 мм. Из этих досок на циркулярке пилю нужное количество брусочков. Дальше вступает в дело лобзик Makita. Лобзиком выпиливается форма ложки, т.е. вид сверху. Дальше топориком на тюльке с выколотым сегментом грубо отёсывается форма ложки. Затем на простеньком приспособлении, состоящем из доски с прибитой дощечкой при помощи струга более основательно прорабатываются формы ложки и при помощи полукруглых стамесок начерно выбирается черпало.Это приспособление в шутку называем "самолёт", потому как очень сложное. Дальше ложечным резцом начисто выбираем черпало и приступаем к шлифовке. Шлифую тремя шкурками - крупной, средней и мелкой. Крупной удаляются следы от струга и стамесок, ей можно шлифовать в любом направлении, а вот средней и мелкой шкуркой шлифовка ведётся только вдоль волокна древесины, иначе останутся царапины. На фото ложки вырезаны из липы. Липа конечно очень мягкий материал, но я больше люблю работать с осиной и ольхой. Тополь тоже идёт в дело. Липа даёт очень сильный ворс, который тяжело шлифуется, а потому нужны дополнительные технологические операции – после каждой шлифовки, горячей клеевой водой (1:20) при помощи губки смачиваем наше изделие. После этого ворс на ложке поднимется, и благодаря клею, после просушки останется в поднятом состоянии. Теперь можно шлифовать. Повторив эту операцию несколько раз, получаем прекрасно отшлифованное изделие.










Если твёрдо решили заняться ложками, самое время запастись хорошей тюлькой. Желательно из комлевой части, ещё лучше, если она будет свилеватая - дольше прослужит. У меня берёзовая, высотой 42 см, и диаметром 25 см. Можно и помассивней - лучше будет гасить удар. Если тюлька сырая, то закрасьте масляной краской или клеем ПВА торцы и срежьте с неё кору, что бы при высыхании она не растрескалась. Выберете сегмент, как на фото и обязательно снимите большую фаску. Фаска делается для того, что бы на ложке не оставались вмятины.

В свободное время тюлька так и стоит в кухне, размеры соответствуют табурету, если положить сверху мягкую подушечку, то на ней можно сидеть. Ещё на ней удобно рубить мясо, только после рубки мяса, поверхность тюльки хорошо очистите и засыпьте крупной солью. И ещё, рубить мясо и дерево лучше с разных сторон тюльки.

Теперь сделаем себе "САМОЛЁТ", рус-фанэр так сказать. На это Вам потребуется кусок доски 1500х150х40 мм. Размеры произвольные. По фото Вы поймёте, что к чему. К доске на саморезы приверните брусочек, он будет неподвижной губкой импровизированных тисков, а второй, такой же брусочек будет подвижной губкой. Ну и конечно, что бы это заработало, понадобится струбцина, ещё лучше иметь 2 струбцины.

Вместо "самолёта" можно вот такую скамью соорудить. Вначале я так и хотел сделать, и в очередной раз убедился "нет более постоянного, чем временное".

Ну вот, рабочее место, можно сказать, подготовили. Теперь поговорим о инструменте. Если ориентироваться на ложки и ковши, то Вам понадобятся следующие инструменты:
Самый главный инструмент древодела, будь то бочар, плотник, столяр -топор. Нет более универсального инструмента, чем топор. В умелых руках он при случае может заменить долото, тесло, стамеску, скобель, струг и молоток, но вот топор заменить нельзя ничем. Вам потребуется топор средних размеров и веса, или чуть меньше. Лучше купить на базаре с рук топор совковых времён, желательно, что бы он издавал характерный, чистый звон. Это говорит о качестве калёного металла. Топор необходимо тщательно заточить. Я топоры обычно точу бархатным напильником, затем на наждачной бумаге, под которую подложено зеркало, и окончательно довожу на войлочном круге с пастой ГОИ. Можно использовать и другую пасту, например для правки бритв или алмазную.

Следующим инструментом будет струг. Струг заменяет нож, при этом позволяет без особого напряжения срезать с заготовки большое количество древесины. Как я уже говорил выше, струг можно купить или сделать самому.

После струга возьмём в руки полукруглую стамеску. Стамесок для начала можно приобрести всего две - одна в работе, вторая на подхвате. Я использую в основном широкие стамески - ширина лезвия 25 мм. У покупных стамесок, как правило,пластмассовые, неудобные, скользкие ручки. Я обычно такой инструмент дорабатываю - сначала нужно молотком треснуть по ручке, снять её с покупной стамески и сделать новую, красивую и удобную, из брусочка дуба, бука или ореха. Размеры брусочка 75х40х40 мм.Затем в брусочек с торца вколачивается кусочек стальной, латунной или медной трубки, диаметром примерно 14-16 мм (зависит от хвостовика стамески) и длиной приблизительно 15-20мм, вколачивать нужно по центру и ближе к основанию. Затем внутри трубочки сверлится отверстие диаметром на 1 мм меньшим диаметра хвостовика стамески. Стамеска зажимается между двух деревянных прокладок в тиски и на хвостовик наколачивается подготовленный брусочек. Ну а дальше обрабатываете брусочек по руке, придав ему удобную форму. Есть у меня друг, профессиональный резчик - это я у него присмотрел форму ручки для стамески. Сделал, очень понравилось.

Следующим инструментом в Вашей работе будет ложкорез. Им окончательно вырезается "черпало". Я специально при съёмке подложил под ложкорезы лист в клеточку, что бы Вы получили представление о размерах инструмента. Ложечных резцов лучше иметь два - один побольше, и с более отлогим радиусом, второй поменьше и с более крутым радиусом изгиба. Маленький я в основном использую при изготовлении совсем маленьких ложек, там, где нельзя подлезть большим.

Ещё иногда в работе бывает необходим нож. Нож должен быть удобным и очень острым. Сам я редко пользуюсь ножом при изготовлении ложек - в основном стругом. Тем не менее нож у резчика должен быть под рукой всегда.

И ещё понадобится щётка-смётка. Сразу возьмите за правило ни когда не сдувать пыль и стружку, а только убирать при помощи щётки и ветоши.

В дальнейшем, когда Вы перейдёте от ложек к изготовлению более крупных и объёмных изделий, как ковши, корыта - Вам понадобятся ещё два инструмента. Полукруглый скобель - разновидность струга для вогнутых поверхностей, и полукруглое тесло. Но об них мы поговорим позже.

А это инструмент, который использую в работе. Инструмент кстати тоже самодельный, если что и покупаю, то обязательно довожу до ума. Своего рода тоже хобби.

Ещё люблю ножи делать, может немного неказисты, но настоящие, рабочие лошадки.

Это заготовки на полукруглые тесла, кую из рессор.

А это моя рабочая тюлька - в ней специально выколол сегмент, в который удобно помещать ручку ложки при отёсывании баклуши. Ну и готовые тесла и мои топоры.

Итак, рабочее место подготовили и с инструментом разобрались. Дальше начинается творческая работа - нам предстоит сделать эскиз будущей ложки, а затем по этому эскизу сделать картон (шаблон). Эскиз делаете в натуральную величину. Для первой работы можете взять что-нибудь попроще.

Эскизы необходимо сделать двух видов - сверху и сбоку. Затем, согласно эскиза, вырезаете шаблон из тонкого, прочного листового материала (картон, металл, пластик).

Шаблон делаем только один - вид сверху. Чем прочнее материал шаблона, тем дольше он прослужит.
Сначала вырезаем вид сверху. Я делаю это обычно при помощи лобзика Makita.


Инструкция

Итак, приступим к заготовке баклуш. Напилите несколько чурбачков длиной 25 см и диаметром до 10 см. Идеальный материал – береза, но сгодится и любое плодовое дерево с твердой древесиной.

Расколите чурбачок пополам. Аккуратно обтешите его, чтобы получилось полукруглое утолщение с одной стороны и сужающаяся ручка - с другой. Этот грубоватый образ ложки и есть баклуша. Готовить баклуши было принято осенью, а долгими зимними вечерами из них уже без спешки мастерили красивые ложки .

Ножом подравняйте форму так, чтобы она стала изящной и обрела плавность линий. При работе ножом старайтесь направлять движения от себя.

Углубление в ложке сделайте при помощи полукруглой стамески. Выбирайте древесину от края к центру. Помните о технике безопасности. При случайном сходе с заготовки стамеска должна пойти в сторону, а не на вас.

Периодически подносите ложку ко рту, чтобы понять, насколько удобной она получается. Подрезайте заготовку в тех местах, где требуется. Слишком глубоко резать нет необходимости.

Если баклуша была предварительно хорошо подсушена, то изготовленную ложку можно отшлифовать наждачной бумагой. Но свежая древесина гораздо легче режется.

Окончательная обработка ложки включает пропитку олифой или же льняным маслом. Это рекомендуется сделать после окончательного высыхания древесины. Если вы уверены в своем художественном вкусе, то можете также расписать готовую деревянную ложку, что придаст ей совершенно законченный вид.

Видео по теме

Обратите внимание

Деревянные ложки. Деревянная ложка – это не только удобный и привычный всем столовый прибор, но и стильный аксессуар. Кроме того, это настоящий символ России. Вырезанные из первоклассного экологически чистого массива древесины липы, надежные и прочные, деревянные ложки олицетворяют несгибаемый и основательный русский дух.

Полезный совет

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Расписные деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.

Источники:

  • деревянные ложки своими руками

Кто из нас не заглядывался на расписные деревянные ложки, которыми пестрят все ярмарки для иностранцев. Да и русскому человеку иметь дома такую ложку приятно. А хотите научиться, как ее изготовить самостоятельно? Для этого достаточно иметь несколько свободных часов и боевой настрой.

Вам понадобится

Инструкция

Возьмите брусок-заготовку. Если у вас в руках брусок круглой формы (к примеру, ветка дерева), обстругайте его ножом вдоль волокон так, чтобы привести к форме прямоугольника. Если вам повезло и заготовка уже имеет прямоугольную форму - просто нарисуйте на ее широкой стороне контур вашей будущей ложки.

Роспись деревянных ложек для детей 5-7 лет на тему: Хохлома

Расписывание хохломской росписью деревянных ложек и лопаток гуашью, с применением ватных палочек.


Полукарова Светлана Сергеевна, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ «Росток», Воронежская обл, п.г.т. Анна.
Назначение: Масстер – класс рассчитан для детей 6-7 лет. Роспись по дереву даёт познакомиться с секретами художественных ремесел и развить мелкую моторику рук, их чувствительность. Данный предмет можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на 8 марта, а так же для выставки.
Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи:
Видеть особенности хохломской росписи, познакомиться с новой композицией узора: изображая закругленную ветку с ягодами; рисовать узор на желтом фоне.
Упражнять в поворотах руки при рисовании завитков в разных направлениях, закрепить умение пользоваться ватными палочками для рисования маленьких кружков.
Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме.
Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек
Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Материалы и инструменты: деревянные заготовки - ложка и лопатка; альбом, простой карандаш, ластик, гуашевые краски(красная, желтая, зеленая, черная, белая), баночка с водой; кисти белка № 2, 4, 6; ватные палочки.



Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!
Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
1. Рисуем на бумаге эскиз ложки и лопатки.



2. По нарисованному эскизу выпиливаем предметы из дерева.



3. Далее продолжаем работать с бумажными эскизами. Разукрашиваем нарисованные изделия желтой гуашью.


4. Заранее продумываем рисунок росписи на бумаге. Рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью.


5.Далее когда эскиз готов мы проделываем ту же самую работу с деревянными изделиями. Покрываем желтым цветом с обеих сторон.



6.Торцы прокрашиваем красной гуашью.


7. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью. На лопатке рисуем 3 круга кистью № 2. На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.


8.На ложке ватными палочками делаем цветочки синим цветом

.
9 . На лопатке листочки – это примакивание кисточки №6. На ложке рисуем кистью №2 листики смородины.


10.Рисуем завитки черной краской, кистью №2.


11. Оформляем на лопатке усики. Ватной палочкой черной краской ставим тычки.


12. Украшаем белой краской листочки и смородинки на ложке.


13. Рисуем на ручках красную кайму.


14. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.



15. Полезные советы:
- сушите ложку после росписи не меньше восьми часов.
- если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли, обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов.

Трудно найти более незаменимый столовый прибор чем ложка. Ей можно есть, резать, использовать как мерную посуду и в воспитательных целях, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения. А еще ведь это музыкальный инструмент!

На Руси и в скандинавских странах исторически ложки делали из дерева. В нашей стране столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской области. В конце позапрошлого века в Семеновском районе над изготовлением ложек трудилось около 7 тысяч человек и выпускали они более трех миллионов ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека.

Численность населения Российской Империи на тот момент составляла 129 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы 43 года. Посему в каждой деревне практически в каждом доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к лету телеги и грабли, но и резали для семейных нужд ложки.

У меня был выбор: поехать в Семенов и снять производство сувенирных хохломских ложек или же найти умельца и посмотреть на современные ложки для каждодневного пользования. Умелец, конечно же, нашелся, причем все в той же Нижегородской области.

ЛОЖКА - ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. асссигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. асссигнаций тысяча.

Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля. Статья настолько самодостаточна, что если я приведу ее полностью, то и рассказывать больше нечего будет. Так что давайте смотреть картинки и слушать нашего сегодняшнего рассказчика.


Вот и он - освоивший множество профессий, но остановившийся на ложкарном ремесле Леонид Хазов. Он действительно зарабатывает на жизнь изготовлением ложек и деревянной посуды, так что сделать о нем материал было вдвойне познавательно. А между делом я узнал много нового и интересного про этот старинный промысел.


Начинается все прозаически. Леонид берет колоду-кряж и щепит ее пополам, а потом еще на несколько полешек. Количество зависит от диаметра колоды и предполагаемого количества ложек. Одно полешко - одна ложка.


Как говорит мастер, изготовить ложку при наличии ножа и желания может любой человек. Да, первая ложка может быть страшненькой и больше походить на кривую лопатку, но функции свои выполнять сможет. Даже при ремесленном изготовлении ложек на продажу используется довольно простой набор инструментов, который можно обнаружить в любом, наверное, доме.

Я отвлекаюсь на рассказ, а на картинке топором выбирается спуск к будущему черпалу. Все же знают строение ложки? Черпало, держало и перемычка.


В качестве сырья подойдет практически любое лиственное дерево. Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород. Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха. На Руси делали ложки даже из привозной пальмы и стоили они в десять раз больше обычных.

Сейчас на фото ложка в стадии, которая называется «баклуша». Эту работу делали подмастерья, а мастера доводили эти заготовки-чурбачки до ума.


С помощью шаблона на баклушу наносится контур будущей ложки. В зависимости от предназначения они бывают круглыми, овальными, плоскими, объемными. А у декоративных ложек форма ограничивается только фантазией мастера.


У каждого мастера есть свой пользующийся стабильным спросом фирменный продукт, который он делает массово на поток. У ножевиков есть определенные виды ножей, у кузнецов сувенирные цветы и подковы, не исключение и ложкари. Леонид еще лет двадцать назад скопировал советскую столовую ложку и с небольшими изменениями и усовершенствованиями эта форма так и осталась основной.


Зажав заготовку в тиски, Леонид выбирает древесину из будущей ложки. Кстати, в отличие от остальных видов резьбы по дереву, ложки режутся из сырой древесины и сушатся уже в готовом виде. Некоторые мастера специально хранят кряжи в высокой траве, так дерево не высыхает.


Топором придается форма задней части ложки.


Можно и дальше работать топориком и стесывать баклушу по бокам до придания задуманной формы, можно взять ножовку, а можно и электролобзик, что быстрее всего. Этот этап можно выполнить и с помощью ножа или стамески, вопрос только в количестве потраченного времени.


Береза практически не уступает в прочности дубу, а живет в качестве ложки намного дольше - дуб трескается. Как видите, даже при такой уже достаточно деликатной операции мастер не спешит браться за нож, а орудует топором.


Последние взмахи топором. Традиционная русская сувенирная ложка больше напоминает полусферу: глубокая, объемная и не очень удобная в использовании, похожая на половник или черпак. Тут же формы более приближены к современным классическим овальным ложкам.


До этой стадии всю работу мог сделать не очень квалифицированный подмастерье. В принципе, еще десять минут работы ножом и у вас в руке окажется вполне пригодная к использованию ложка. Вот тут-то и начинается работа мастера. Ложка должна быть не только функциональна, но и красива.


В начале поста я упоминал о производительности семеновских мастеров. На самом деле где-то в цифрах путаница, либо людей работало меньше, либо резали они не только ложки. По данным на 1905 год в Балахнинском уезде Нижегородского уезда было около 1400 ложкарей и производили они 13 миллионов ложек, т.е. 25 ложек в день на человека. Эти цифры уже похожи на правду.

Леонид говорит, что один может сделать пятьдесят ложек за два-три дня, а в артелях весь процесс был разбит на этапы и разделен между работниками, что сокращало время на производство.


Впрочем, и Леонид предпочитает делать партии поэтапно: сначала заготавливает баклуши, потом обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку. Считается, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее 13 раз. Не проверял, можете посчитать сами.


Ручка готова, осталось выскрести черпало. Толщина стенок 3-4 миллиметра, если делать тоньше, ложка будет легче и может быть красивей, но прослужит меньше. Чем аккуратней снято лишнее, тем проще будет потом шлифовать.


Как и в любом ремесле, времени на творчество остается мало. Если дело тебя кормит, то надо изготавливать шаблонные изделия, с реализацией которых точно не возникнет проблем. У Леонида хорошо налажен сбыт, его продукцию можно встретить в Москве и некоторых крупных российских городах. Но, конечно же, ему хочется делать что-то новое, пробовать какие-то приемы, вырезать что-то необычное. Иногда везет и поступают такие заказы, а иногда сделанное приходится продавать самому.


Вот так за разговором родилась очередная ложка.

В старину со сбытом была примерно такая же ситуация. Меньше всего получали ложкари, резавшие под хозяина, потом шли те, кто сдавал ложки купцам оптом, а самый высокий доход был у тех, кто торговал своими ложками сам.


Наши ложки оправляются на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. Как раз пока делается партия ложек, предыдущая успевает высохнуть.

Закончим исторический экскурс. Мало кто догадывается, но спрос на деревянные ложки упал только после Второй Мировой. Тогда ее вытеснили оловянные и металлические ложки, а вместо «Ложкосоюза» было организовано объединение «Хохломская роспись».


Пока ложки сохнут, мы посмотрим на инструменты. Давно уже заметил, что чем прямее у человека руки, тем невзрачнее инструмент. Точнее, нет, не так. Чем прямее руки, тем меньше человек гонится за марками и внешним видом и тем больше ценит функциональность.


А у Леонида часть инструментов вообще самодельные. Ножи сделаны из полотна пилы, так называемая быстрорезная сталь. А много их не потому, что ломаются часто, просто Леонид готовится вести мастер-классы по резьбе и ножики будет раздавать ученикам.


А вот клюкарза из обоймы подшипника. Сталь там тоже хорошо подходит для подобного инструмента, так что остается только найти подшипник с подходящим диаметром, распилить его и приварить хвостовик. Ну и не забыть заточить конечно же.


По моей просьбе Леонид показал процесс заточки на примере полукруглой стамески. Сначала выводится угол и стесываются зазубрины на крупном камне. Тут главная хитрость не перегреть металл, может отпуститься закалка и инструмент будет испорчен.


Далее стамеска или нож затачиваются на мелком камне с постоянной подачей воды. Кромка затачивается до появления равномерного заусенца с противоположной стороны. Это если стамеска, с ножом чуть хитрее, там точить надо с двух сторон. А потом это все полируется на кожаном круге с пастой ГОИ. До убирания этого самого заусенца.

Рабочему инструменту редко требуются первые две процедуры, обычно хватает правки на коже.



Заусенец с внутренней стороны поправляется мелкой наждачной бумагой, накрученной на деревяшку подходящего диаметра. По необходимости опять шлифуется на коже. В общем-то, то же самое, что и при заточке обычных ножей.


Вернемся к нашим ложкам. Раньше считалось, что у ложек три сорта обработки: лицевой, очень хороший и хороший. Мы будем делать лицевую ложку, мы ж не халтурщики какие-то!


Можно шлифовать наждачкой вручную, можно воспользоваться станком. Не знаю, чем шлифовали наши предки, но в Скандинавских странах для этих целей использовали специальный сорт хвоща.


Очень быстро ложка принимает ухоженный вид и прямо-таки просится, чтобы ее скорее доделали и положили рядом с тарелкой.



Но торопиться не стоит. Кроме того, что ложка ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки, есть еще один нюанс.


При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Это не критично в руках, но очень неприятно во рту. Поэтому после шлифовки ее мочат и сушат, а потом еще раз шлифуют. И так несколько раз.


Вот теперь ложка почти готова. Ее ручку можно украсить резьбой, а можно какой-нибудь надписью. К примеру, именем или поговоркой.


Тут тоже есть маленькая хитрость: чтобы надпись получилась ровной писать надо задом наперед, с последней буквы к первой.


И заключительный штрих - ложка пропитывается в обычном льняном масле. Более массивные изделия погружаются в масло и находятся в нем какое-то время, но ложки достаточно просто помазать кисточкой, они настолько тонкие, что пропитываются насквозь.

Примерно сутки ложки сохнут и впитывают масло, потом протираются салфеткой и все, они готовы радовать своего нового хозяина.


От деревянной посуды, как и от всех деревянных вещей, сделанных руками, исходит какое-то тепло. Теперь у меня есть две ложки, думаю сделать миску или тарелку, а то и целый сервиз


Даже в наш век высоких технологий старинная деревянная ложка всё так же незаменима и актуальна. У такой ложки очень много плюсов – она не изменяет качество и вкус продуктов, изготовляется из экологически чистого материала, не обжигает и ею просто приятно есть. Изготовить деревянную ложку своими руками сможет даже начинающий резчик, при наличии минимального набора инструментов.

Ложка может быть сделана из разных пород дерева, но в данной статье ложка будет изготовляться из клена. Такая ложка будет довольно долговечна, после мытья не мохрится и не растрескивается.


Инструменты, которые понадобятся для изготовления ложки:

  • ножовка по дереву;
  • рашпиль;
  • полукруглая стамеска;
  • топорик;
  • наждачка;
  • напильник по дереву;
  • карандаш и линейка.

Делаем деревянную ложку своими руками


Для изготовления ложки нужно взять бревно и расколоть или распилить его пополам.


Затем с помощью карандаша нанести контур ложки на одну половинку бревна.


Ножовкой из половинки бревна по контуру вырезать ложку.


Затем, при помощи топорика нужно срезать острые грани, а потом грубо сформировать черпак.


После этого топориком необходимо создать угол наклона с той стороны, где будет находиться углубление черпака, а потом у основания ручки.


То место, где черпак переходит в ручку, нужно закруглить напильником.


Затем доработать наждачкой, предварительно одетой на какую-либо круглую палочку.




Теперь с помощью полукруглой стамески нужно вырезать углубление в черпаке, постоянно проверяя толщину, чтобы не сделать ложку слишком тонкой.



Затем внутренняя часть ложки дорабатывается наждачкой, которую лучше всего закрепить на конце деревянной заготовки, закругленной с торца.

После того, как окончательная шлифовка завершена, нужно обработать ложку, чтобы повысить ее долговечность. Для этого нужно погрузить деревянную ложку в растительное масло, которое должно быть теплым, благодаря чему ложка будет защищена от влаги, а также после мытья не будет мохриться.


Многих интересует вопрос – из какого дерева чаще всего изготавливаются ложки? Очень часто ложки делают из березы, осины, ольхи и липы, так как они очень удобны в обработке. Ложка, сделанная из дуба, может быстро треснуть, а ясеневая будет ворситься. Не рекомендуется делать ложки из хвойных пород деревьев, так как там присутствует смола, которая придает горьковатый привкус. Хорошую ложку можно сделать из фруктовых деревьев, но очень важно, чтобы дерево было хорошо просушенным.