Общая характеристика психологии как науки. Основные отрасли психологии

Особенности индивидуума зависят от егоспособа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельностиобусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие обеспечивает человеку специальный орган, который называется он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в основу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.

Личность - это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид - конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Отличие личности от индивида. Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек.

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения.

Свойства личности:

1)социализация - личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу

2)зрелость - личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики

3)самосознание - личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого

5)привилегированность - чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида - необходимость признания обществом. Основной мотив, определяющий деятельность индивида - это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

Основные характеристики личности. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.


Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.

Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важный мотив поведения это убеждения. Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны - здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки).

В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают).

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:

1) О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности.

2) О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими - они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий.

В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным сенсорные функции: обоняние и т.п. ВПФ - высшие психические функции имеют свое строение и свойство происхождение, так же они произвольны, социальны, опосредованы.

Личность (по Бажович) - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка».

Внутренняя позиция - это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. Его психоаналитическая теория.

Теория З. Фрейда:

Личность включает в себя структуру компонентов: ид, эго, супер эго.

ИД - от латинского слова «оно». По З. Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго - от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача - разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности - это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни.

Одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. Третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив - осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личностными потребностями или интересами, в третьих - на основе чувств.

При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для



ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(англ. psychological characterization ) - форма изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении , деятельности , особенностях личности , материалы, собираемые путем систематического наблюдения , проводимого в различных жизненных ситуациях). См. .

Х. п. м. б. использована в качестве вспомогательного метода в различных исследованиях: психологическом, социологическом, педагогическом, мед. и др. В этих случаях Х. п. составляется в соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь существенные для решения поставленной в исследовании задачи.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    характеристика психологическая - совокупность сведений об индивидуальных особенностях личности. Х. – содержит конкретные данные об изучаемом (его поведение, деятельности психических особенностей). Х. – может быть использована как вспомогательный метод в изучении личности. Но… …

    Психологическая совместимость - Психологическая совместимость характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… … Википедия

    Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. refractarius упрямый. Категория. Характеристика нервного процесса. Специфика. Затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за предыдущим.… … Большая психологическая энциклопедия

    Психологическая совместимость - в авиации характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости»,… … Энциклопедия техники

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - – характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психологическая совместимость Энциклопедия «Авиация»

    психологическая совместимость - в авиации — характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости» … Энциклопедия «Авиация»

    ХАРАКТЕРИСТИКА - литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь

    Представляет собой описание психологических особенностей труда следователя, на основе которого определяются: требования, предъявляемые к его профессионально значимым психологическим качествам, критерии профессиональной пригодности к следственной… …

    Мораль и право связаны неразрывно. Право призвано утверждать в жизни общества добро и наказывать зло, устанавливать справедливость и устранять несправедливость. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.… … Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя , Шадриков Владимир Дмитриевич. Рассмотрены различные подходы к описанию нормального (психически здорового) человека отечественных и зарубежных психологов. Проанализированы идеологические, теоретические и методологические… Купить за 339 руб
  • Психологическая наука в России ХХ столетия. Проблемы теории и истории , Брушлинский Андрей Владимирович, Анцыферова Людмила, Знаков Виктор Владимирович, Кольцова Вера Александровна, Олейник Ю. Н., Абульханова-Славская К. А., Тугайбаева Б. Н.. В книге дана общая характеристика психологической науки в России XX века и на этом фоне проанализированы некоторые основные линии развития в психологии личности, всоциальной психологии и…

Психология как наука о психических процессах, протекающих в человеке, позволяет рассмотреть особенности поведения человека в его общественной и личной жизни. Они имеют исключительно большое значение в обеспечении безопасности лично этого человека и окружающих его людей.

Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т.е. в прошлом опыте (память). Обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер).

Неповторимое сочетание психологических особенностей – характера, темперамента, особенностей протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности – все это индивидуальность человека.

Психологическая характеристика темперамента определяется свойствами:

    сензитивностью , которая определяет наименьшую силу внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции, и скорость возникновения этой реакции;

    реактивностью , т.е. степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий или неожиданный звук и т.п.);

    активностью , под которой понимается степень энергичности воздействия на окружающий мир и преодоления препятствий, т.е. целенаправленность и настойчивость в достижении целей;

    соотношением реактивности и активности , т.е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных обстоятельств или от стремлений человека;

    темпом реакций , т.е. скоростью протекании психических процессов: скоростью движений, темпом речи, находчивостью, скоростью запоминания и т.п.;

    пластичностью и в противоположность ригидностью , т.е. легкостью приспособления человека к внешним воздействиям и, наоборот, инертностью и косностью в поведении, суждениях, привычках;

    экстраверсией и противоположное интроверсией , т.е. тем, от чего зависят суждения и поступки человека: от внешних впечатлений в данный момент (экстраверсия) или от образов и мыслей о прошлом и будущем (интроверсия);

    эмоциональной возбудимостью , т.е. тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Преобладающее проявление тех или иных свойств позволяют определить тип темперамента.

Сангвиник – в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы. Это – повышенная реактивность, повышенная активность, что определяет возможность дисциплинированности, высокий темп реакций, высокая пластичность поведения, экстравертивность.

Холерик – в основе лежит сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения тип нервной системы. Для холерика характерны высокая реактивность и активность с преобладанием реактивности, быстрый темп реакций. Несдержан, вспыльчив, нетерпелив. Менее пластичен, чем сангвиник, более ригиден, отсюда большая устойчивость и постоянство интересов.

Флегматик – в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. У флегматика малая реактивность, малая эмоциональная возбудимость, высокая активность, замедленный темп реакций, малая пластичность и большая ригидность, преобладание интроверсии. Это определяет невозмутимость, выдержку, самообладание, слабое реагирование на внешние раздражители.

Меланхолик – в основе лежит слабый тип нервной системы. Малая реактивность, пониженная активность, медленный психический темп, высокая ригидность, интровертность – вот характеристика меланхолика. Он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца, если возбудится, то долго не может успокоиться, взяться за другую работу.

Под характером понимается совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяется отношениями личности к этим обстоятельствам.

Выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Кроме того, в структуре характера как целостной организации его свойств различают системы свойств, определяющих различными отношениями личности.

    Свойства, выражающие отношение к другим людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.).

    Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность или безответственность и т.п.).

    Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами и т.д.).

    Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т.д.).

Психические свойства личности необходимы для организации профессионального отбора, для обучения, для воспитания. Они важны также для прогнозирования поведения человека в повседневной жизни и в критических ситуациях, когда действия и поступки человека определяют создание и развитие опасности для окружающих или, наоборот, недопущения и ликвидации опасности.