Что является предметом философии? Предмет и объект философия. Основной вопрос философии

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Часть 1. Основы метрологии

Метрология, стандартизация, сертификация

Ирина Геннадьевна Попова

Периодические издания

Дополнительная

  1. Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд – во стандартов, 1985. – 256 с.
  2. Коротков В.П., Тайц Б.А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств.- М.: Изд-во стандартов, 1978. – 352 с.
  3. РМГ 29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения»
  4. Сергеев А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос. 2000
  5. Зайдель, А. Н. Погрешности измерений физических величин /
    А. Н.Зайдель; ред. Ж. И. Алферов. – Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1985.
  6. Рабинович С.Г. Погрешности измерений. –Л.: Энергия, 1978. 262 с.
  7. Худсон Д. Статистика для физиков. /Пер. с англ. В.Ф. Грушин; ред. Е.М. Лейкин. – М.: Мир, 1970. 193 с.
  1. Измерительная техника
  2. Метрология – приложение к журналу «Измерительная техника»
  3. Известия высших учебных заведений. Приборостроение
  4. Автоматика и Телемеханика / Automation and Remote

Борис Моисеевич Кербель

Учебное пособие

Редактор: Р.В. Фирсова

Технический редактор:

Подписано к печати___ Формат 60х84/32.

Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2.

Плоская печать. Усл. печ. л. ___. Уч. изд. л. __ .

Тираж __ экз. Заказ_____

Отпечатано в ИПО СТИ НИЯУ МИФИ

636036, Томская обл., г. Северск,

пр. Коммунистический, 65.

Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляда у человека в более продуманную систему. Разумеется, можно прожить без философии, но если стремиться выйти за узкие рамки обыденных представлений, то без философии не обойтись. В ней воплощен опыт человеческого сознания мира, искания истины, творческих удач. Философия-это свободное мышление.

Стихотворение Х.Калау «Развитие»

От дубины до атомной бомбы:

Кто? Кого? За что?

От вожака до президента:

В чьих руках власть?

Кто решает?

От костяшек счетов до

компьютера:

Кто извлекает пользу?

От идолопоклонничества до

Марксизма:

Чем жив человек?

Насколько на самом деле

Отдалились мы от царства зверей

Зависит от наших ответов.

Философия («любовь к мудрости»от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость) – особый вид теоретической деятельности (что такое мудрость и как с ней подружиться).

Сущность философии: философия – это учение о наиболее общих принципах объяснения мира и человеческой деятельности.

Развитие теоретического мышления и становлении философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительной стадии классовых отношений, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.



Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знания, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах.

Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Развитие практической деятельности человека пред­полагает совершенствование его способности предви­дения, основанную на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, пости­жении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоя­тельств и внутренних условий, характерных для опре­деленных областей и общностей.

К важнейшим момен­там, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и, прежде всего, появле­ние абстрактных понятий, является важным свидетель­ством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

Философия формирует онтологические, гносеологические и мировоззренческие положения относительно природы-общества-мышления (это и является объектом философии)

Сложность в том, что философия одновременно является наукой и мировоззрением.

Философия - это общая наука. Ее отличие от частных в том, что непосредственно с предметом она не работает. Она лишь описывает предмет, объясняет закономерность и дает прогнозы на будущее.

Философия возникла в развитом классовом обществе. Философские системы Востока и Запада чрезвычайно отличны разным предметом философии.

Объект философии – объективная действительность вокруг нас, которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и мышление).

Предмет философии - тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это разные точки зрения на объект философии).

Предмет философии – это всегда ответ на вопросы общества. Например, в Древней Индии главным вопросом был: «Как жить, чтобы уменьшить страдания?». В то время в Индии имела место кастовая система, в которой, например, люди из низшей касты шудра не могли изменить своего социального положения. Количество социального горя было велико, следовательно, предметом философии стал вопрос «Как жить?». В Китае на первый план выходили проблемы социального устройства общества (борьба за власть, хаос в общественной жизни), следовательно, предметом философии был вопрос о порядке в обществе. В Античной Греции рабы могли получить свободу, уровень социального горя был низок, соответственно, предмет философии – онтология, мир вокруг.

Предмет философии – всегда ответ на окружающую обстановку. Гегель говорил: «Философия – это визитная карточка эпохи», иначе говоря, философия – это эпоха, схваченная в мыслях.

Немного о науке как таковой

Если рассматривать определение науки ad hoc , т. е. применительно к данному случаю, данной конкретной ситуации, то в содержательном плане науку можно определить как знание, пости-гающее реальность на уровне закона , т. е. предельной сущности познавае-мой реальности, ибо за законом уже нет никакой реальности.

Форма (структура) научного знания включает:

  1. принципы;
  2. законы;
  3. категории;
  4. понятия.

Принцип - исходное, базисное положение, фундамент науки. Как правило, конкретная научная система стремится свести количество принципов, необходимых и доста-точных для формирования ее теоретического каркаса, к минимуму. Прин-цип - это свернутое до предела знание, которое в своем развитии, развер-тывании образует все «тело» науки, обусловливает ее параметры, специ-фику, качество.

Категория - это философское, предельно общее понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания. Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Специфика философских категорий заключается в их всеобщем характере: «бытие», «количество», «ка-чество», «закон» и т. д.

Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие философии

Философия - это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия - это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Замечание

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия - это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Замечание

Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото-рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по-знающего субъекта (человека).

Предмет и объект философии

Введение

Объект науки - это фрагмент реальности, который исследуется именно этой наукой. Напри-мер, экономическая реальность есть объект изучения экономической тео-рии, социологии, социальной философии, истории. Понятно, что каждая из наук берет свой срез экономической реальности, но в принципе они изучают одно и то же.

Предмет науки - это объект науки, данный нам через призму ее категориально-понятийного аппарата, специфическое, присущее только данной науке видение ее объекта. Предмет науки - это какая-либо специфическая область реальности, препарированная и презентированная субъекту посредством категориаль-но-понятийного аппарата науки. Предмет науки - это результат исследовательских действий.

Объек-т философии как науки - реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.

Предмет философии - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Замечание

Предмет и объект изучения философии постоянно изменяется: они одновременно и сужаются, и расширяются. Сужаются потому, что философия все время освобождается от проблем, не входящих в ее компетенцию. Если, скажем, в эпоху античности фило-софия - это синкретичное знание фактически обо всех проблемах миро-здания (от космоса до медицины), то уже в Новое время мы обнаруживаем достаточно четкую дифференцированность наук. Отмеченная тенденция к сужению предмета философии реально су-ществует. Именно поэтому, например, из структуры философского знания выделились и обрели самостоятельность в качестве нефилософских дис-циплин формальная логика, психология.

Но одновременно предмет фило-софии расширяется: обнаруживаются все новые грани, стороны реально-сти, требующие философского осмысления. Так появились отрасли фило-софского знания, имеющие свою четкую предметную область:

    • аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
    • семиотика (учение о знани-ях и значениях);
    • философская герменевтика (учение о понимании и ин-терпретациях).

Структура философии как науки

По этому вопросу нет единой точки зрения.

Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

    1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
      • о сущности бытия (метафизика);
      • о фор-мах бытия (материя, движение, пространство, время);
      • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
    2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема - проблема истины);
    3. социальная философия (философское учение об обще-стве):
      • философия экономики, политики, культуры, истории;
      • философская ан-тропология.

Замечание

Подобная теоретическая схема - «иде-альный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существова-нии множества философских школ и направлений этот инвариант посто-янно деформируется, например:

  • философия М. Хайдеггера - это по пре-имуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно под-чиненный характер;
  • феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гно-сеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познаватель-ного процесса;
  • постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сво-дят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии - учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов прак-тически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема - проблема истины.

Кроме того, основной вопрос онтологии - что есть бытие - понимается различными философами ради-кально противоположным образом: в марксистской философии бытие ин-терпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени мате-рии, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» - бытие субъекта здесь и теперь.

Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив-но убежден (и это тоже нормально), что истина - в его собственной кон-цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес-смысленно.

В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль-ных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о пре-красном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.


Введение

1. Предметное самоопределение философии. Предмет и объект в философии

2. Эволюция представлений о предмете философии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872–1970), "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". И сегодняшнее значение философии в том, "что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384–322 до н.э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др. 1

В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как"… наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру". 1

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н.э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии – мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?

Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии – это учение о добре и зле.

Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ – Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII–XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX–XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии – это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.).

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

Пытаясь очертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истинно философских проблемах так:"… в чем смысл жизни, если он вообще есть? Если у мира цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленные вопросы?… действительно ли природой управляют какие-то законы, или мы только так думаем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок?… разделен ли мир на две в корне различные части – дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как это видится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики – кучка химических веществ, соединенная вместе хитроумным образом? Или, наконец, человек таков, каким он представляется Гамлету, в основе своей благородный, с безграничными возможностями. А может быть человек – все это вместе?… Существует ли один жизненный путь – хороший, и другой – плохой, или не имеет значения как мы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это такое или как нам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назвать мудростью, или то, что Нам кажется таковой, – просто пустое сумасшествие?"

Эти вопросы являются частью нашего жизненного мира. Именно поэтому мы изучаем философию.

1. Предметное самоопределение философии. Предмет и объект в философии

Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной "двойственности" ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания. В конкретных философских системах эти две стороны философии могут сочетаться самым различным образом.

Выступая как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как к некоему идеалу, хотя сама философская рациональность внутри философии понимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чем отличается философия от науки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо определить, как понимается здесь понятие "наука"? Отвечаем: "Самым традиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука – это, прежде всего естествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплекс называется точными науками". Дискуссии о критериях научности применительно к философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логиков и методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мы ранее обозначили как "конец классической философии" и которая поставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.

Кроме того, философия – многосистемное и многофункциональное образование, которое при решении тех или иных проблем оборачивается к ним одной из своих сторон. Этими сторонами выступают конкретные философские концепции. Единая цель, объединяющая все философское знание, – выяснение сущности бытия и человека, а также взаимоотношения между миром и человеком, между человеком и обществом – достигается различным образом, что создает целостную палитру представлений, хотя каждая из философских концепций претендует на единственно правильное понимание проблемы.

Прежде всего, это связано со сложностью вычленения собственного предмета философии, поскольку в философию долгое время включались знания о самых различных сторонах бытия, и эти знания позже становятся объектами специальных наук. "Философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем как нищего выбросили на улицу". Однако наряду с "отпадением" от философии ряда специальных дисциплин происходит как бы процесс "очищения" ее собственного предмета, который П.В. Алексеев удачно обозначил как процесс "предметного самоопределения философии". 1

Философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле на протяжении всей истории предмет философии, как справедливо отмечает П.В. Алексеев, оставался стабилен. "Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание". 2

Для философии всегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначения Человека, размышление о его месте в мире, о его отношениях с миром и с другими людьми и т.д. В этом плане философия отвечала на "запросы" эпохи, выступая самосознанием культуры.

Наиболее четко предметная область философии представлена у И. Канта. Прежде всего, он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.

Первый он обозначает как "школярскую" философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.

Однако, кроме этого, существует философия как особая наука о последних целях человеческого разума, которая придает ценность всем другим видам знания, выявляя их значение для человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком". 1

Кант формулирует основные вопросы, на которые должна отвечать это философия в ее всемирно-историческом значении.

Обрисовав в общих чертах существо философии, место, время и условия её зарождения, перейдем к более подробной её характеристике, к выявлению природы философского знания, его предмету, строению и функциям.

Родившись от брака мифологии, протонауки и искусства, философия сохранила черты всех перечисленных способов освоения мира. Недаром известный английский философ Бертран Рассел (1872-1970) , называл философию «ничейной землей», разместившейся между наукой, религией и искусством. О сходствах и различиях между философией, с одной стороны, и наукой, религией и искусством, -- с другой, мы поговорим немного позже. Для начала же отметим, что философия, как и наука, обладает собственным объектом и предметом исследования.

Объектом в науковедении принято считать фрагмент, часть действительности, на которую направляется познавательная активность субъекта, в роли которого выступают как отдельные ученые, так и научные коллективы. Предмет – это то, что изучается в объекте . Предмет выделяется исследователем внутри объекта. Это необходимо потому, что объект зачастую настолько обширен и глубок, многосторонен и богат, что изучать его во всех нюансах и подробностях и трудоемко, и бессмысленно. Исследователя, как правило, интересует не весь объект, а только самое важное, основное в нём, и именно вот эти, наиболее фундаментальные стороны объекта и составляют предмет науки.

Например, объектом физики является вся природа (слово «физика» происходит от греческого слова «фюсис» -- природа), а её предметом «простейшие и вместе с тем наиболее общие и фундаментальные свойства материального мира». Объектом социологического знания является как общество в целом, так и отдельные реально существующие общества (американское, японское, российское, нигерийское и пр.), а предметом социологии принято считать наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества. Социолог, в отличие от этнографа, выносит за скобки индивидуальные особенности отдельных обществ, обращая основное внимание на существенные черты, присущие всем или большинству обществ.

Аналогичным образом обстоит дело и в философии. Объектом философии является весь мир, вся действительность , как материальная, так и духовная, социальная. Тогда как предмет философии составляют наиболее важные, глубинные, самые общие и универсальные свойства и закономерности как мира в целом, так и отдельных сфер бытия. К числу последних относят природу, общество, человека, познание.

Следует отметить, что важные закономерности нередко не совпадают с закономерностями общими, универсальными . Например, то, что представляется важным для одного философа для другого может не иметь совершенно никакого значения. Например, для позитивистов вопросы о смысле жизни, о существовании Бога, первичности материи или сознания полностью лишены смысла, тогда как для большинства других философ отмеченные вопросы рассматривают в качестве центральных тем философии. И это неудивительно, ведь само слово «важное» предполагает оценку, выбор между «значимым» и «несущественным», и выбор этот делает каждый человек самостоятельно. Иными словами, важность проблемы определяется на основе субъективного мнения отдельного лица или же коллектива, общества в целом. А вот термины «общее», «универсальное» носят в большей степени объективный , нередко статистический характер . Например, такие свойства мира, как материальность, развитие представляются общими свойствами Вселенной, но для отдельного философа они могут быть маловажными, а потому он может ими не интересоваться, а сосредоточиться, допустим, на проблеме специфики трансцендентного мира. Эта последняя будет для него очень важной, тогда как атеист сочтет её псевдопроблемой.

Однако, как правило, философ решает не те проблемы, которые важны только для него, а те, которые имеют значение и для него, и в то же время для многих людей . Например, проблема своеобразия трансцендентного (потустороннего, божественного) мира имеет значение для всех религиозно настроенных людей, для всех, кто признает наличие трансцендентной реальности. Таким образом, решая проблему для себя, философ решает её для других или за других, и эти другие могут принять или отвергнуть решение, предложенное конкретным философом, в зависимости от того, насколько это решение обоснованно, насколько оно совпадает с их интуитивным предвидением.