Закрой глаза и смотри. Видение мозгом

Не глаза видят, а мозг

Давайте поговорим о зрении. Вы наверняка слышали такое выражение: «Увидеть – значит поверить». Но часто бывает и наоборот: поверить – значит увидеть . Ученым хорошо известно, что сильнейшее влияние на то, что, как нам кажется, мы видим, оказывают образы и идеи, воздействию которых мы подвергаемся предварительно, а также наши собственные мысли и воображение. Этим, вероятно, объясняется, почему именно люди, которые изначально верят в привидения или НЛО, гораздо чаще наблюдают эти самые явления, нежели те, кто в них не верит. Увидеть то, чего нет, может каждый, потому что мозг конструирует и интерпретирует наблюдаемую реальность. Мы видим то, что наш мозг показывает нам, отталкиваясь от информации, получаемой через органы зрения. Картинка, создаваемая мозгом, не всегда является 100-процентным отражением того, на что устремлен наш взгляд. По этой причине мы иногда не можем быть до конца уверены в том, что видим. Да, возможно, вы видели ангела. Но возможно и другое: мозг показал вам ангела, ошибочно сконструировав его образ из куста или другого предмета.

Мозг конструирует и интерпретирует наблюдаемую реальность? Звучит дико, если вдуматься. Разве мы не просто видим вещи, на которые смотрим? Как такое может быть? Большинство людей полагают, что мозг просто и честно показывает нам ту самую картинку, которую видят наши глаза. Но все обстоит не так. В реальности свет падает на сетчатку глаз и по зрительным нервам в мозг идут электрические импульсы. Затем мозг транслирует эти импульсы в зрительные образы, которые вы «видите» у себя в голове. Мозг не отражает и не проигрывает наблюдаемую вами сцену, подобно зеркалу или видеокамере с монитором. Он показывает вам сильно отредактированное и адаптированное описание наблюдаемой сцены. Предлагает вам собственную версию наблюдаемого мира. Можно сказать, что мозг снимает свой собственный фильм по мотивам реальных событий. То, что вы видите, – это не сырая видеосъемка, а художественно-документальный фильм. Мозг оставляет за собой право опускать детали, которые он считает маловажными. Может быть, это и неплохо. Более того, во многих случаях это совершенно необходимо во избежание информационной перегрузки. Вам совсем не нужно видеть каждый лист на дереве и каждую травинку, когда вы гуляете в парке. Это был бы переизбыток информации. Возникла бы непроходимая путаница у вас в голове, что только навредило бы вам. Для того чтобы вы получили представление о парке и могли нормально функционировать, достаточно иметь в голове общую картину парка, именно это мозг и дает вам. Если вам нужны дополнительные подробности, можете сфокусировать глаза и мозг на отдельном листке, отдельной травинке и т. д.

Но дальше начинаются еще более странные вещи. Мозг не только опускает огромное количество деталей, он еще и заполняет бреши образами, которые вы не только не можете видеть, но которых, возможно, вовсе не существует. Например, ваши глаза не могут уследить за быстро движущимся объектом, но мозг решает эту проблему, прикидывая, что могло бы быть полезно вам, и создает свою версию реального мира. Мозг также вставляет в нужные места статичной сцены элементы, которые, по его мнению, там должны быть, поскольку это позволяет вам лучше ориентироваться в окружающей среде. Как известно, такими фокусами славятся иллюзионисты. Даже если они не вполне понимают научную подоплеку происходящего, это не мешает им при выполнении своих фокусов максимально использовать особенности человеческого зрения. Еще раз должен подчеркнуть, что мозг делает все это не ради того, чтобы посмеяться над нами, а по той лишь причине, что в большинстве случаев это позволяет нам функционировать в жизни с максимальной эффективностью.

Мозг не только добавляет недостающие образы, он также обнаруживает шаблоны, закономерности и по ним «соединяет точки». Он делает это автоматически и очень хорошо. Он помогает нам увидеть вещи, которые в противном случае было бы очень трудно распознать. И эта способность мозга является, пожалуй, одной из причин, почему род человеческий до сих пор существует. Подобно многим другим животным, наши доисторические предки полагались на эту способность в целях выживания: она позволяла им не умереть от голода и не оказаться съеденными самим. Без этой способности невозможно было бы увидеть в листве замаскировавшуюся птицу или прячущегося в кустах кролика. Не менее важно было умение вовремя распознать контур крадущегося хищника, это позволяло нашим далеким предкам не попасть ему на обед в краткосрочной перспективе и избежать вымирания в перспективе долгосрочной.

Хотя современным горожанам редко выпадает нужда высматривать прячущегося в кустах хищника, описанная выше особенность зрения продолжает играть свою роль. Например, одна моя знакомая, которая увлекается заплывами на длинные дистанции в Карибском море, объясняла мне, что она не страдает от параноидального страха перед акулами, но вот отношение ее мозга к ним далеко от легкомысленного. Когда она плывет и опускает голову под воду, ее система зрения постоянно сканирует окрестные воды на предмет возможного появления акулы. И мозг зачастую «видит» ее, когда замечает предметы, своим контуром хотя бы отдаленно напоминающие шаблонный образ акулы. В 95 % случаев, как объясняет моя знакомая, мозг ошибается, принимая за акулу предметы, не имеющие ничего общего даже с рыбами.

Майкл Шермер, издатель журнала «Skeptic», многие годы посвятил изучению этой особенности мозга, которую описывает как «тенденцию обнаруживать шаблоны и модели в бессмысленном и бессодержательном шуме». Шермер говорит, что мозг делает это так часто и так хорошо, что его можно было бы назвать «машиной по обнаружению моделей». Это все замечательно, но до той поры, пока процесс обнаружения моделей не выходит за пределы действительности, в результате чего мы начинаем видеть то, чего не существует. И вот тогда мы рискуем навлечь на себя проблемы.

Если, гуляя на закате солнца в лесу, я наткнусь на тень, отдаленно напоминающую тень медведя, мой мозг тут же соорудит весьма подробную и убедительную модель медведя, затаившегося во мраке. Медведя нет, но я его видел! Клянусь вам, я видел его ощерившуюся пасть и горящие злобой глаза! Ладно, если медведь там был действительно, мозг спас мне жизнь, предупредив меня об этом. Но если его не было, то я лишь пережил небольшой испуг. А что, если бы вот так же я был абсолютно уверен, что своими глазами видел бигфута, демона, инопланетянина или бога? Это могло бы без нужды сильно осложнить мне жизнь. Шермер поясняет:

К сожалению, в нашем мозге не сформировалась система обнаружения вздора, которая позволяла бы отличать реальные шаблоны от ложных. В мозге нет системы обнаружения ошибок, которая регулировала бы работу механизма, создающего шаблоны и модели. И поэтому мы нуждаемся в науке, обладающей механизмами саморегуляции.

С одной стороны, способность мозга видеть шаблоны объектов, которых в реальности нет, помогает нам вовремя увидеть шаблоны того, что есть, когда это действительно имеет значение для выживания. С другой стороны, мы должны быть осведомлены об этом феномене, так как он может приводить к тому, что мы верим в то, чего нет, или в то, что является неправдой. И одним только зрением это не ограничивается. К слуху и мышлению это тоже относится. Хорошие скептики понимают, что мозг зачастую создает ложные модели, поэтому мы должны быть крайне осторожными с показаниями свидетелей, которые, к примеру, своими глазами наблюдали НЛО или что-то столь же необычное. В такой ситуации есть все основания проявить скептицизм и потребовать дополнительных доказательств. Может, эти люди что-то видели, может, нет. Но ведь мы с вами уже кое-что знаем о мозге, поэтому следует ли слепо доверяться человеку, который утверждает, что на прошлой неделе видел летающую тарелку или снежного человека? Не нужно думать, что он лжет. Любого из нас, даже обладающего 100-процентным зрением, это самое зрение может подвести. И самый блестящий мозг может прийти к неверным умозаключениям. И самая лучшая память, бывает, подводит.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Глаза не видят, если сердце приказывает ослепнуть Реальность часто оказывается вопросом личного восприятия, а не только объективных фактов. Великий мыслитель Сенека сказал: «Глаза не видят, если сердце приказывает им ослепнуть». Эта мудрость требует, чтобы мы учились

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Почему люди видят сны? Теперь читателю нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид галлюцинацией осуществления какого-нибудь желания. Ид непрерывно стремится к удовлетворению и наяву, и во сне. В часы бодрствования его прямому выражению

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Глава 4. Какими они себя видят?

Из книги Книга стервозной мудрости автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Что они о нас думают и как видят Как эпиграф к теме о мужских вкусах, приведу слова Нинон Ланкло, французской куртизанки, жившей в семнадцатом веке:«Самые лестные признания не те, что делаются намеренно, а те, что вырываются помимо воли…».По большому счету, мужчины думают о

Из книги Неписаный кодекс везунчика. Как стать баловнем судьбы автора Сафин Айнур

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

МУЖЧИНЫ ВИДЯТ ТОЛЬКО «ОБЩУЮ КАРТИНУ» Мужчины предпочитают видеть только «общую картину». Им нравится удовольствоваться лишь небольшим количеством крупных деталей, вдаваться в мелочи они считают ниже собственного достоинства. Например, мужчина не часто дарит своей

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

3. Почему люди видят сны? С учетом всего вышесказанного читателю теперь должно быть нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид с помощью галлюцинации исполнения какого-нибудь желания. Ид стремится к удовлетворению непрерывно, как наяву, так

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Как влюбленные видят друг друга

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Почему женские глаза видят столь много? Миллиарды фотонов света, транслирующие информацию, равную 100 мегабайтам компьютерной памяти, падают каждую секунду на оболочку человеческого глаза. Столь большой объем данных мозг переработать не в состоянии, и поэтому он

Из книги Двадцать великих открытий в детской психологии автора Диксон Волес

Глава 5. Это видят глаза Сногсшибательно! Абсолютно гениально! Это не гиперболы (вспомните, что значит гипербола). Если и есть на свете исследование, выступающее в роли краеугольного камня для развития современных исследований познавательных способностей детей, то это

Из книги Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей] автора Мосс Роберт

Боги видят во сне людей, а люди – богов Для многих людей пребывание на этой планете само по себе является результатом сновидения бога-творца. Индийцы полагают, что Вишну видит наш мир во сне и наш мир будет существовать, пока этот сон не закончится и его главные герои,

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Люди видят во сне богов В древнем мире сновидение выступало в роли еженощного общения с богами, которые могли предстать перед человеком в любой форме. Греки, воспитанные на произведениях Гомера, знали, что боги могут проникнуть в личное пространство сновидца под видом

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Мы чувствуем собственную боль так же, как другие ее видят Открыто переживая боль, мы получаем возможность объяснять свое поведение и, соответственно, выяснять, что о нас думают другие. Наша склонность моделировать себя для других людей настолько сильна, что мы

Есть ли реальные примеры, когда люди умеют видеть сквозь стены или читать, закрыв глаза? Не только в салонах эзотерики, но и на кафедрах ряда научно-исследовательских институтов встречается немало сторонников феномена ясновидения. Однако другие ученые сомневаются в чистоте проведенных экспериментов.
? Ирина закрывает глаза и читает рассказ. Хотя можно было и не закрывать: зрение у девочки практически нулевое. Она хмурится, наклоняет голову, кажется, будто старается что-то рассмотреть, и, наконец, без единой ошибки называет одну букву за другой. Ире – девять лет, еще не так давно ей с трудом удавалось отличить темноту от света. А теперь она «видит» буквы. «Ира делает значительные успехи, на занятиях она многому научилась. И это далеко не предел», – убежден исследователь из США Марк Комиссаров, президент Фонда помощи слепым.

Начать видеть за несколько дней

Незрячая девочка пробует найти стаканчик желтого цвета

Вместе с другими сторонниками феномена «прямого» или «альтернативного», видения Марк не сомневается, каждый человек может напрямую получать визуальную информацию непосредственно сразу в мозг, а не только через глаза. Природа заложила в нас такую возможность, но она спит и ее требуется пробудить, считает исследователь. Марк Комиссаров не единственный, кто занимается в России таким «пробуждением», над этой задачей работают академик Международной академии информатизации (МАИ), доктор философии, автор метода «Формирование альтернативного видения у человека» Вячеслав Бронников, а также академик МАИ, автор программы «Золотой луч» Николай Денисов и ряд других специалистов.

Если открыть новый канал восприятия, то человек с плохим зрением сможет «видеть», читать, рисовать, писать и даже кататься на роликах или играть в футбол … и это все с закрытыми глазами. У каждого человека есть резервы, чтобы научиться «увеличивать» микрообъекты, «приближать» удаленные предметы и воспринимать окружающее пространство объемно, – убежден Вячеслав Бронников. Как говорит Марк Комиссаров, его студенты могут «считывать» данные, держа в руках электронные носители, и смотреть сквозь стены, определяя предметы на расстояниях. Николай Денисов предлагает научить умению видеть будущее и прошлое.

Ребенку до двенадцати лет, как правило, хватит нескольких занятий, – убежден Комиссаров. А вот людям во взрослом возрасте потребуется приложить немало труда. Ведь дети верят в чудеса, а взрослые руководствуются своим жизненным опытом, подсознательно предубеждены, что видеть без участия глаз невозможно.

Если удастся преодолеть это предубеждение, то человек, по уверению Комиссарова, начнет получать информацию прямо в мозг. Только не в визуализированных образах, а просто человек будет знать содержание книги, кто находится перед затворенной дверью или спрятался в темном переулке. Пробудить у взрослого эту способность Комиссаров обещает за пять дней семинара. Ровно за такой же срок предлагает «возродить» «прямое видение» и академик Николай Денисов: вначале обучить различать буквы, а затем определять, о чем написано в книгах, «видеть» изображения и предметы на различном расстоянии.

А метод Бронникова позволяет людям начать видеть с закрытыми глазами после года обучения. И предварительно они должны пройти курсы: «Экология духа» и «Внутреннее видение». По убеждению Вячеслава Михайловича, если сразу начать развивать «альтернативное зрение», то у человека может случиться инсульт: «Без правильной предварительной нарушается техника безопасности, поскольку во время видения сильно сжимаются сосуды мозга. Вот почему мы сначала развиваем кровообращение мозга человека, а только потом – видение».

М. Комиссаров просит девочку описать, что она видит впереди себя (это стою я с фотоаппаратом). Девочка во всех подробностях описывает мою одежду, обувь.

Марк Комиссаров, наоборот, о здоровье участников семинара не беспокоится: «Для этого у нас оснований просто нет, так что техника безопасности здесь не нужна. В основе применяемой мной методики находится гипотеза, что в человеческом мозге имеется центр информационного восприятия (ЦИВ), способный воспринимать любую информацию напрямую из окружающего мира, без участия органов зрения». Комиссаров предлагает своим студентам выполнить несложные упражнения: например, закрыть и назвать, какого цвета листы бумаги, определить, животных, нарисованных в книжке для детей. Основная цель таких тренировок – «разбудить» ЦИВ и побудить мозг человека начать верить в свои возможности.

В тихом омуте…

Последователи теории возможности поступления информации непосредственно через мозг убеждены, что резервы человеческого организма используются далеко не на 100 процентов, а, значит, спящие таланты можно «разбудить». Нужно ли это каждому?

Практикующие «прямое видение», ищущие ответ на вопрос: как видеть с закрытыми глазами, – уверены, что всем это необходимо. Ведь, чтобы наш мозг мог принять правильное решение, важно, чтобы он получал извне верную информацию. А органы чувств в качестве посредников между окружающим миром и мозгом могут ведь ее и исказить. Когда же информация поступает в мозг напрямую, она значительно объективнее. В результате мы будем в состоянии поставить правильный диагноз больному ребенку, узнаем, когда нас обманывают, будем четко понимать, чего нам опасаться.

Противники данных методик обеспокоены, что человеку придется платить чрезмерно высокую цену за использование резервов организма. Они опасаются, что человек даже может сойти с ума во время обучения «альтернативному видению». Резервы у нашего мозга и тела действительно колоссальные. Например, если за вами мчится бешеная собака, вы сможете перескочить через забор высотой 3 метра. Но, если с целью тренировки начнете прыгать ежедневно через столь высокую преграду, будете применять допинг, то это приведет к негативным последствиям.

Доктор биологических наук, директор Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской Академии Наук Святослав Медведев обращает внимание, что если постоянно использовать резервы организма, это нанесет психическому здоровью человека сокрушительный удар. Святослав Всеволодович вспоминает, как в 2005 году проводились исследования способностей юных учеников Бронникова, и поведение детей показалось коллективу института очень странным. «Они убеждали, что видят через закрытую дверь. Им предлагали повторять движения, которые выполнял с другой стороны двери наш сотрудник. Совпадений ноль. Ребята заверяли, что умеют смотреть телевизор с закрытыми глазами. Не подтвердилось. Но невозможно заставить 20 ребят в возрасте семи лет обманывать так уверенно. Девочки и мальчики на самом деле искренне поверили в свои способности».

Святослав Медведев комментирует, что хорошо видящие обычным зрением люди рискуют нанести вред психике после таких тренировок: они начинают уходить в мир иллюзий и фантазировать, именно это и случилось с учениками Бронникова.

Другой случай, если с органами зрения наблюдаются серьезные проблемы, тогда развитие новых способностей наоборот приветствуется. Житель Москвы Александр Левит ничего не видел с самого рождения. Врачи поставили диагноз, что его болезнь неизлечима, но родители мальчика постоянно искали нетрадиционные методики для восстановления зрения. В девять лет Сашу привели к Вячеславу Бронникову. Через несколько месяцев мальчик научился описывать предметы, через 12 месяцев – свободно ориентировался в пространстве, ходить по городу. С того времени минуло более 16 лет, зрение у Саши по-прежнему далеко от идеального (зрение 40 – 50%), но, он говорит, что этого достаточно, чтобы жить полноценно и не испытывать трудностей. Для Саши ответ на вопрос: как видеть с закрытыми глазами, – найден. Современные методики улучшили его восприятие мира.

Как наблюдают авторы методик, у одних незрячих людей получается «видеть» после нескольких занятий, другие достигают результат через несколько месяцев, но чаще требуется несколько лет тренировок. «У человека, который никогда не видел, в мозге не присутствуют визуальные образы, – комментирует Марк Комиссаров. – Оттого даже с проявившимися способностями они не могут распознать изображение, которое поступает в мозг по новому пути. Поэтому требуется большая работа, чтобы создать в мозге слепого человека визуальные образы. Таким образом, как у человека с нормальным зрением они создаются с помощью глаз с момента рождения».

Комментарий эксперта: Святослав Медведев: “Могу уверенно сказать, что на сегодняшний день доказательств «альтернативного видения», то есть видения без света, нет. Во всяком случае, во время экспериментов, проводимых в 2005 году в Институте мозга человека, не было зафиксировано ни одного случая подобного видения. Тогда мы исследовали учеников Бронникова. Детям надевали на глаза специальные очки с закрепленной на стеклах фольгой и незасвеченной пленкой. Действительно, некоторые ребята видели и читали. Как выяснилось, у всех них засветилась пленка. А те, у кого пленка осталась незасвеченной, – не видели ничего. Значит, детям был нужен свет, и речь идет не об «альтернативном видении», а о хорошо развитом внимании.

В рамках нашего исследования Вячеслав Бронников занимался с женщиной, которая в семилетнем возрасте лишилась зрения. Без результата! Но при этом методика Бронникова интересна. Хотя бы тем, что людям слабовидящим и слепым, но с потенциальными возможностями видеть она позволяет усиливать обработку поступающего визуального сигнала и преобразовывать его в изображение. Что, кстати, и произошло в случае с Александром Левитом, у которого, несмотря на отсутствие зрения с рождения, были рецепторы, то есть потенциально он обладал ресурсами для видения”.

Не верю!

Столь удивительное явление, как «альтернативное зрение», конечно же, не осталось без внимания ученых, их экспериментов и исследований.

Сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова, Лаборатории нейрофизиологии ребенка профессор Александр Шеповальников написал заключение о методике Комиссарова: «Отдельного внимания заслуживает родившаяся слепой Ольга М. (15 лет), без ошибок определявшая на расстоянии 50-60 см 6 цветов бумаги формата А4 после 20-минутного обучения».

Заметный резонанс вызвало исследование в Санкт-Петербурге академика РАН, известного специалиста по головному мозгу Натальи Бехтеревой. В 2000 году она руководила обследованием семи подростков 10 – 17 лет, обучавшихся по методу Бронникова. «Я заверяю, что обучавшиеся видеть без помощи глаз, в действительности имеют способности читать неизвестные им ранее тексты и производить другие действия, для которых требуется зрение. Результаты показали, что у человека, обучаемого методу, не требуется наличие каких-либо особых свойств, значит, сформировать новое виденье мира для людей, которые видят слабо или не видят вовсе, возможно», – прокомментировала академик Бехтерева в ноябре 2000 года в своем выступлении на Международной конференции «Итоги тысячелетия», состоявшейся в Петербурге. В тот момент многим подумалось, что это авторитетнейшее заключение положит начало новому развитию метода.

Но не все ученые были единодушны в признании результатов исследования: ряд ученых явление признали, другие же остались с убеждением, что на лицо неверная трактовка результатов экспериментов. К явлению «прямого видения» такое неоднозначное отношение сохраняется и по сей день.

Скептики утверждают, что объясняет «прямое видение» просвечивающая повязка, которую надевают на глаза. «Дочка рассказала мне дома, что в маске были щелочки и она подглядывала», – сообщила мама 6-летней Ксюши. На что Марк Комиссаров, обучавший девочку, ответил, что это просто мозг Ксюши пытался объяснить удивительные способности, и девочка решила, что она подглядывала. Ведь Ксюша смогла видеть всё настолько ясно, и ей с трудом верилось, что она смотрит не глазами.

Заметим, что «видящие» дети одинаково поворачивают и наклоняют головы. Вот почему возникло мнение, что именно таким способом ребята подглядывают. Внести ясность в спор Марк Комиссаров надеется после завершения исследований, которые идут совместно со специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова.

Итак, если данный метод все-таки найдет поддержку в академических кругах, тогда начнется его изучение. И кто знает, возможно, тогда придут ответы на многие неясные вопросы: где в области мозга находится центр восприятия информации, как получается у детей с повязками на глазах видеть, почему при полностью покрытой голове видение исчезает, наконец, почему дети в повязках все-таки наклоняют головы…

Для справки:

Исторические хроники зафиксировали немало сведений о людях, умеющих видеть без участия глаз. В прошлом веке благодаря своей способности к «прямому» видению получил известность писатель-индус Вед Мехта. Он ослеп в 3 года, но это не помешало ему впоследствии ездить на велосипеде, путешествовать по Америке, ходить в турпоходы, не прибегая к помощи других людей. Вед Мехта утверждал, что не нуждается в трости, так как прекрасно «видит». А после Первой мировой войны доктор из Франции Жюль Роман провел серию исследований с людьми, потерявшими зрение, а также слепыми от рождения. И пришел к выводу, что они действительно могут «видеть». В 1960 году американская пресса рассказывала о 14-летней Маргарет Фус, отлично видевшей с завязанными глазами. Ученые исследовали способности девочки. Они накладывали ей на глаза повязку из специальной изоляционной ленты, в которой невозможно было подглядывать. Несмотря на это, Маргарет читала взятые наугад статьи их газет и журналов, точно называла предметы, которые ей показывали.

Еще не так давно по историческим меркам о мозге говорили как о «черном ящике», процессы внутри которого оставались тайной. Достижения науки последних десятилетий уже не позволяют заявлять об этом столь же категорично. Однако по-прежнему в области исследования мозговой деятельности куда больше вопросов, чем однозначных ответов.

Распознать в этой, имеющей космические численные параметры и находящейся в постоянном движении системе механизмы, которые можно было бы соотнести с тем, что мы называем памятью и мышлением, крайне сложно. Порой для этого приходится проникать непосредственно в мозг. В самом прямом физическом смысле.

Создан ли нейромашинный интерфейс, позволяющий парализованным людям управлять роботом-манипулятором?

Да, такой интерфейс создан. Особенно интересны в этой связи работы нейроинженера Джона Донохью из Университета Браун (штат Род-Айленд). В возглавляемой им лаборатории разработана технология BrainGate , помогающая парализованным вырваться из «тюрьмы» своего тела. Чаще всего паралич наступает не в результате поражения головного мозга, а по причине нарушения коммуникации между головным мозгом и периферийной нервной системой - например, из-за повреждения спинного мозга. Если моторная кора цела и функционирует, в нее вставляется небольшой чип с золотыми электродами. Чип считывает сигналы, поступающие от нужных групп нейронов, и преобразует их в команды для компьютера. Если к компьютеру подсоединена роботизированная рука-манипулятор, то достаточно пациенту подумать о том, как он поднимает свою руку, и робот тут же выполнит задуманное движение. Таким же способом парализованный человек может управлять набором текста на компьютере или перемещать курсор по экрану. Единственное неудобство состоит в том, что из верхней части черепа торчат провода, однако это мелочь по сравнению с полной неподвижностью. В будущем, мечтает Донохью, электронный чип, имплантированный в мозг, будет управлять не компьютером, а мышцами тела пациента через систему электростимуляторов, которые будут вживлены в мускулатуру.

Что бы там ни говорили защитники живой природы, но экспериментировать над мозгом макак и крыс исследователям пока никто не запрещал. Однако когда речь идет о мозге человека - живом мозге, разумеется, - эксперименты на нем практически невозможны по соображениям права и этики. Проникнуть внутрь «серого вещества» можно лишь, что называется, за компанию с медициной.

Провода в голове

Одним из таких шансов, предоставленных исследователям мозговой деятельности, стала необходимость хирургического лечения тяжелых случаев эпилепсии, которые не поддаются медикаментозной терапии. Причиной заболевания становятся пораженные участки срединной височной доли. Именно эти области необходимо удалить методами нейрохирургии, однако прежде всего их надо выявить, чтобы, так сказать, не «отхватить лишнего».

Американский нейрохирург Ицхак Фрид из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) еще в 1970-х стал одним из первых, кто применил для этой цели технологию введения непосредственно в кору головного мозга электродов толщиной 1 мм. По сравнению с размером нервных клеток электроды имели циклопические размеры, однако даже такого грубого инструмента было достаточно, чтобы снять усредненный электросигнал от некоторого количества нейронов (от тысячи до миллиона). В принципе, для достижения чисто медицинских целей этого было достаточно, но на каком-то этапе инструмент было решено усовершенствовать. Отныне миллиметровый электрод получал окончание в виде разветвления из восьми более тонких электродов диаметром 50 мкм. Это позволило увеличить точность замеров вплоть до фиксации сигнала от сравнительно небольших групп нейронов. Были также разработаны методы, позволяющие отфильтровать из «коллективного» шума сигнал, посылаемый одной-единственной нервной клеткой мозга. Все это было сделано уже не в медицинских, а в чисто научных целях.

Именные нейроны

Объектом исследований становились люди, ожидавшие операции по поводу эпилепсии: пока внедренные в кору мозга электроды считывали сигналы от нейронов для точного определения зоны хирургического вмешательства, попутно проводились весьма интересные эксперименты. И это был тот самый случай, когда реальную пользу науке принесли иконы поп-культуры - голливудские звезды, чьи образы легко узнаваемы большинством населения планеты. Сотрудник Ицхака Фрида - врач и нейрофизиолог Родриго Киан Кирога - демонстрировал испытуемым на экране своего ноутбука подборку широко известных зрительных образов, среди которых были как популярные личности, так и знаменитые сооружения, вроде оперного театра в Сиднее. При показе этих картинок в мозге наблюдалась электрическая активность отдельных нейронов, причем разные образы «включали» разные нервные клетки. Например, был установлен «нейрон Дженнифер Энистон», который «выстреливал» всякий раз, когда на экране возникал портрет этой актрисы романтического амплуа. Какое бы фото Энистон ни демонстрировали испытуемому, нейрон «ее имени» не подводил. Более того, он срабатывал и тогда, когда на экране появлялись кадры из известного сериала, в котором актриса снималась, пусть даже ее самой в кадре не было. А вот при виде девушек, лишь похожих на Дженнифер, нейрон молчал.

Исследуемая нервная клетка, как оказалось, была связана именно с целостным образом конкретной актрисы, а вовсе не с отдельными элементами ее внешности или одежды. И это открытие давало если не ключ, то подсказку к пониманию механизмов сохранения долговременной памяти в человеческом мозге. Единственное, что мешало продвигаться дальше, - те самые соображения этики и права, о которых говорилось выше. Ученые не могли разместить электроды ни в каких других областях мозга, кроме тех, что подвергались предоперационному исследованию, да и само это исследование имело ограниченные медицинской задачей временные рамки. Это весьма затрудняло поиски ответа на вопрос, действительно ли существует нейрон Дженнифер Энистон, или Брэда Питта, или Эйфелевой башни, а может быть, в результате замеров ученые случайно натыкались лишь на одну клетку из целой связанной друг с другом синаптическими связями сети, отвечающей за сохранение или узнавание определенного образа.

Игра с картинками

Как бы то ни было, эксперименты продолжились, и к ним подключился Моран Серф - личность крайне разносторонняя. Израильтянин по происхождению, он попробовал себя в роли бизнес-консультанта, хакера и одновременно инструктора по компьютерной безопасности, а еще художника и автора комиксов, писателя и музыканта. Вот этот-то человек со спектром талантов, достойным эпохи Возрождения, взялся создать на основе «нейрона Дженнифер Энистон» и ему подобных нечто вроде нейромашинного интерфейса. В качестве испытуемых и на этот раз выступили 12 пациентов медицинского центра им. Рональда Рейгана при Калифорнийском университете. В ходе предоперационных исследований им внедрили в область срединной височной доли по 64 отдельных электрода. Параллельно начались эксперименты. Сначала этим людям показали 110 изображений поп-культурной тематики. По итогам этого первого тура были отобраны четыре картинки, при виде которых у всей дюжины испытуемых четко фиксировалось возбуждение нейронов в разных частях исследуемого участка коры. Далее на экран выводились одновременно два изображения, наложенных друг на друга, причем каждое обладало 50%-ной прозрачностью, то есть картинки просвечивали друг через друга. Испытуемому предлагалось мысленно увеличить яркость одного из двух образов, чтобы тот затушевал своего «соперника». При этом нейрон, отвечающий за образ, на котором сосредотачивалось внимание пациента, выдавал более сильный электрический сигнал, чем нейрон, связанный со вторым образом. Импульсы фиксировались электродами, поступали в декодер и превращались в сигнал, управляющий яркостью (или прозрачностью) изображения. Таким образом, работы мысли вполне хватало, чтобы одна картинка начинала «забивать» другую. Когда испытуемым предлагалось не усилить, а, наоборот, сделать один из двух образов бледнее, связка «мозг - компьютер» вновь срабатывала.

Что такое пластичность мозга?

Из каких отделов состоит и как выглядит мозг в разрезе, наука знает давно. Однако о механизмах мышления и памяти до сих пор известно немного.

Пластичностью мозга называется потрясающая способность нашего органа мышления приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Если мы обучаемся какому-либо навыку и интенсивно тренируем мозг, в области мозга, отвечающей за этот навык, появляется утолщение. Находящиеся там нейроны создают дополнительные связи, закрепляя вновь полученные умения. В случае поражения жизненно важного участка мозга он порой заново развивает утраченные центры в неповрежденной области.

Светлая голова

Стоила ли эта увлекательная игра необходимости проводить опыты над живыми людьми, тем более имеющими серьезные проблемы со здоровьем? По мнению авторов проекта - стоила, ибо исследователи не только удовлетворяли свои научные интересы фундаментального характера, но и нащупывали подходы к решению вполне прикладных задач. Если в мозге существуют нейроны (или связки нейронов), возбуждающиеся при виде Дженнифер Энистон, значит, должны быть и мозговые клетки, отвечающие за более существенные для жизни понятия и образы. В случаях, когда пациент не в состоянии говорить или сигнализировать о своих проблемах и потребностях жестами, непосредственное подключение к мозгу поможет медикам узнать о нуждах больного от нейронов. Причем чем больше ассоциаций будет установлено, тем больше сможет сообщить о себе человек.

Может ли мозг видеть без глаз?

То, что мы считаем зрением, есть на самом деле интерпретация мозгом электросигналов, генерируемых массивом светочувствительных клеток - палочек и колбочек, расположенных на внутренней стороне сетчатки. У сетчатки высокое разрешение - около 126 мегапикселей, если приблизительно выразить его в параметрах, в которых оценивается матрица цифрового фотоаппарата. Однако в строение глаза заложена масса несовершенств, и окончательная картинка - это все-таки результат вычислений, проведенных мозгом. Именно мозг «заботится» о том, чтобы зрительное восприятие создавало нам максимальные удобства при ориентации в пространстве. Но, как выясняется, даже если мозгу предложить картинку куда более низкого разрешения и даже если устройством «ввода» будет не глаз и не светочувствительные клетки, мозг и тогда сумеет нас сориентировать. Доказательство тому - работы американского ученого Пола Бач-и-Рита. Создав матрицу низкого разрешения (144 маленьких золотых контакта), на которую подавалась видеокартинка с разверткой в виде электросигналов разной интенсивности, он приложил контакты... к языку испытуемого, лишенного зрения. Поначалу электросигналы создавали лишь ощущение неприятного пощипывания, но некоторое время спустя мозг научился распознавать в этих раздражителях упрощенные очертания окружающих предметов.

Однако внедренный в мозг электрод, пусть даже 50 мкм в поперечнике, - это слишком грубый инструмент для точной адресации конкретному нейрону. Более тонкий метод взаимодействия с нервными клетками уже отрабатывается, хотя трудно сказать, когда нечто подобное может быть широко применено в отношении человека. Речь идет об оптогенетике, которая предполагает преобразование нервных клеток на генетическом уровне. Одними из пионеров этого направления считаются Эд Бойден и Карл Диссерот, начинавшие свои работы в Стэнфордском университете. Их замысел заключается в том, чтобы воздействовать на нейроны с помощью миниатюрных источников света. Для этого клетки, разумеется, необходимо сделать светочувствительными. Поскольку физические манипуляции по пересадке светочувствительных белков - опсинов - в отдельно взятые клетки относятся к области практически невозможного, исследователи предложили... заражать нейроны вирусом. Именно этот вирус внедрит в геном клеток ген, синтезирующий светочувствительный белок. У этой технологии есть несколько потенциальных применений. Одно из них - это частичное восстановление зрения глаза с пораженной сетчаткой за счет сообщения светочувствительных свойств сохранившимся несветочувствительным клеткам (есть успешные опыты на животных). Получая вызванные падающим светом электросигналы, мозг вскоре научится работать с ними и интерпретировать их как изображение, пусть и худшего качества. Другое применение - работа с нейронами непосредственно в мозге с помощью миниатюрных световодов. Активируя разные нейроны в мозге животных с помощью пучка света, можно проследить за тем, какие поведенческие реакции эти нейроны вызывают. Помимо этого, «световое» вмешательство в мозг в будущем может иметь и терапевтическое значение.

Возможно ли эмулировать головной мозг человека с помощью компьютерной программы или создать компьютер, аналогичный мозгу?

Пока такого аналога не существует, однако наука движется в этом направлении. Надо понимать, что хоть электронные вычислители нередко называют «мозгом», в реальности ЭВМ и мозг конструктивно не имеют практически ничего общего. Кроме того, если компьютер является творением человеческого разума и принципы его работы специалистам досконально известны и описаны до последней запятой, то до полного понимания того, что происходит под черепной коробкой, наука невероятно далека. Задача ученых, задействованных в проекте Blue Brain , профинансированном правительством Швейцарии и осуществляемом в сотрудничестве с корпорацией IBM, заключается, таким образом, не в том, чтобы создать электронного конкурента мозгу. В конце концов, многие специализированные задачи типа математических расчетов компьютер давно делает несравнимо лучше, чем наше «серое вещество». Цель проекта, в котором используется мощнейшая вычислительная техника, - создать компьютерную 3D-модель происходящего внутри мозга и затем с ее помощью проверять различные гипотезы, связанные с его работой. Мозг человека состоит из 100 млрд. нейронов, а количество возможных комбинаций, могущих возникнуть при их соединении, превышает число атомов во Вселенной, поэтому браться за задачу таких масштабов исследователи пока не решились. Речь идет лишь о построении модели нейронной колонки неокортекса крысы. Колонка состоит «всего лишь» из 10 000 нейронов, образующих между собой 30 млн синаптических связей. Модель строится на основе наблюдений за реальным мозгом, и в ней отражается индивидуальное поведение каждого нейрона. При этом мультипроцессорный искусственный «мозг» нуждается в колоссальном количестве электроэнергии, а потребляемая мощность мозга человека - всего 25 Вт.


Вердикт вынесен:
Мозг - это процессор с последовательной обработкой изображения
18.11.1999. www.eetimes.com
Со времени появления машинного видения в 60-е годы, ведутся дебаты о том, какая организация процессорной обработки лучше: параллельная или последовательная? Исследователи, моделируя визуальные процессы в мозге, наблюдали параллелизм обработки в нейронных структурах, однако оставалось неясным, каким образом представлялась визуальная информация. Группа исследователей University of Iowa сделала смелое заявление, что они окончательно решили вопрос о том, как видит мозг. Теоретически и экспериментально впервые было показано, что мозг человека обрабатывает изображение последовательно, переключая внимание очень быстро от объекта к объекту .
Однако согласно новой теории, многие задачи мозг выполняет параллельно, например координация мышц при беге в парке с одновременным слушанием щебетания птиц. То есть мозг работает как процессор с параллельной обработкой при восприятии информации разного рода. Но когда поступают на обработку задачи, включающие однородную информацию, например восприятие изображения, мозг, очевидно, работает в режиме временного разделения, что означает фокусировку внимания на одном объекте и переключение внимания на другой объект так быстро (за 1/10 сек), что человек не успевает осознать это и ему кажется, что объекты сравниваются одновременно .
Это напоминает компьютер: при одновременной работе миллионов транзисторов которого на функциональном уровне осуществляется последовательный режим, т.е. выполняется одна команда в единицу времени. Таким же образом работает и мозг на функциональном уровне: визуальная информация обрабатывается последовательно при параллельной работе нейронов .

Зрение показывает только то, что мы уже видели?
10.01.2003. Извести
Зрение не снабжает человека объективной информацией об окружающем мире - оно показывает нам то, что мы не раз уже видели. Визуальная информация, обрабатываемая мозгом , - условный рефлекс, постепенно вырабатываемый в течение жизни, считают ученые Дэйл Первз из Университета Дьюка (США) и Бью Лотто из Института офтальмологии Лондонского университетского колледжа.
Исследователи в середине 90-х годов занялись решением давней проблемы неизбежной необъективности получаемых мозгом зрительных стимулов. Можно подобрать много примеров полной иллюзии глубины, яркости, цвета и движения, которые отнюдь не подтверждаются измерением тех же самых объектов с помощью линейки и других физических инструментов. Наш глаз не может, например, отличить светоотражающую, но слабо освещенную поверхность от тусклой, но освещенной ярко.
Основная идея книги, написанной этими двумя учеными, в том, что единственный способ обойти принципиальную неполноту визуальной информации - статистический подход, обобщение предыдущего опыта. То есть мозг обрабатывает полученное на сетчатке изображение, основываясь на том, что раньше значили подобные картинки. Так, методом проб и ошибок составляется примерная статистическая таблица: что могло бы значить то или иное изображение и с какой вероятностью. Все, что мы в настоящий момент видим, определено полученным ранее мозгом распределением вероятностей того, чем именно вызвано появляющееся на сетчатке изображение. Значит, и ошибки, и иллюзии зрительного восприятия имеет смысл обсуждать с тех же статистических позиций.

Пространственный код для цветного зрения
07.02.2003 Новости Науки
Ученые из Техасской медицинской школы в Хьюстоне считают, что они поняли механизм распознавания цветного изображения мозгом . Исследования проводились, правда, на макаках, однако ученые уверены, что ситуация у человека не должна отличаться принципиально.
Исследователи регистрировали интенсивность кровообращения в специфических группах клеток в процессе показа животным различных цветов. Поток крови менялся в зависимости от цветовой гаммы, на которую смотрели макаки. Пик активности для одного и того же цвета всегда приходился на один и тот же участок мозга, т.е. каждому цвету четко соответствовала одна и та же группа клеток .
В результате исследователям удалось получить что-то типа пространственной карты цветовой палитры. Причем группы клеток, отвечающие за определенный цвет, выстраиваются строго в том же порядке, что и спектр видимого света . Например, участок мозга, на который приходился пик интенсивности кровообращения для красного цвета, располагался рядом с пиком оранжевого цвета, а тот в свою очередь - рядом с желтым, и так далее.
Экспериментаторы считают, что мозг использует некую пространственную кодировку для распознавания цветов.
Кстати, известно, что отнюдь не все люди видят цвета одинаково, существуют дальтоники, например, или люди, которым сложно отличить темно синий цвет от черного. По всей видимости, тут речь идет о неком дефекте кодировки или размывании граней соседних пиков.

Мозг подобен радиоприемнику
08.01.2003. solvay-pharma.ru
Мозг в каком-то смысле действует подобно радиоприемнику с частотной модуляцией.
Таков вывод израильских нейрофизиологов из Вейцмановского института в Реховоте. Они изучали специфические клетки в нервной ткани крыс, колеблющиеся с определенными частотами. Как оказалось, мозг использует эти клетки в качестве эталонов частоты и с их помощью интерпретирует поступающие сигналы .

Мозг видит эмоции обеими половинками
16.01.2003. NTR.ru
Бельгийские ученые выяснили, что мозг воспринимает эмоции обеими половинами , хотя доминирующая роль остается за правой. Также стало ясно, что левая половина мозга расшифровывает буквальное значение эмоционального сообщения, а правая половина расшифровывает тон , с которым было сделано сообщение - его просодию.
Открытие это основывается на результатах измерения скорости движения крови в тканях мозга. Увеличение скорости предполагает возрастание активности в данной зоне, потому что в активном состоянии клетки мозга потребляют больше кислорода и глюкозы, переносимых кровью. Чтобы узнать, когда и где возрастает кровоток, ученые измерили скорость потока крови в левой и правой средних мозговых артериях. Они попросили 36 участников, подключенных к ультразвуковым датчикам, определить эмоции, выраженные в нескольких предложениях. Добровольцы должны были либо проанализировать буквальное значение слов, либо эмоцию, с которой эти слова произносятся. Каждое предложение выражало лишь одну эмоцию или же было нейтрально, дикторы произносили эти предложения также либо эмоционально, либо нейтрально. По мере прослушивания предложении участники эксперимента делали пометки в списке, где перечислялись эмоции.
Исследователи обнаружили, что когда испытуемым давалось указание сосредоточиться на значении произнесенных слов, то значительно возрастала скорость потока крови в левом полушарии мозга . Но когда внимание переключалось на то, как эти слова произносятся, скорость кровотока значительно вырастала в правом полушарии , но при этом она не спадала и в левом – что позволяет предположить, что в идентификации эмоций оба полушария играют свои роли.

Взор, затуманенный мозгом
xTerra.Ru по материалам BBC News
Человеческий мозг фильтрует воспринимаемую глазами информацию.
Доказательства основываются на прежде уже известных опытах, построенных на восприятии испытуемыми набора вертикальных и горизонтальных линий. Каждый человек с нормальным зрением способен различать линии до того момента, пока пробел между ними не станет меньше определенной величины. После этого набор линий воспринимается как размытое пятно - из-за ограниченных возможностей глаза, как считалось раньше.
Также ученым была известна любопытная ситуация, возникающая в процессе тестирования - после того, как испытуемым в течение нескольких секунд демонстрируется набор из вертикальных или горизонтальных линий, при последующей демонстрации им значительно легче различать линии, перпендикулярные только что увиденным .
Этому феномену было найдено объяснение: за восприятие вертикальных и горизонтальных линий отвечают разные группы нейронов коры головного мозга. Таким образом, если, например, в первом случае работали нейроны, ответственные за восприятие вертикальных линий, то на следующей демонстрации они уже "устают", а нейроны, отвечающие за горизонтальные линии, напротив, более "свежие".
Однако после того как ученые из Миннесоты продемонстрировали испытуемым набор линий с пробелом, недостаточным для различения, а затем показали ясно различимые линии, направленные параллельно предшествующим, испытуемым было так же сложно различать линии . По словам доктора Шенг Хи, это происходит потому, что мозг настраивается на восприятие первой картинки и не пропускает часть информации , которую глаз воспринимает при созерцании второй.
Мозг, таким образом, ограничивает остроту зрения .
Итак, часть информации, поступающей по зрительным каналам восприятия, удерживается в мозге . Какими "соображениями" при этом он "руководствуется" - это уже следующий вопрос. Ученые говорят, что это открытие вносит вклад в понимание процесса взаимосвязи зрения и сознания , приближая к раскрытию новых тайн сознания.

Видеть мозгом возможно!
03.11.2004. NTR.ru
Скептики, не желающие признавать теорию эволюции Дарвина, обычно апеллируют к человеческому глазу. Даже сам создатель теории отмечал: трудно поверить в то, что столь сложный живой прибор создан в ходе естественного отбора путем проб и ошибок. Однако ученым из Европейской лаборатории молекулярной биологии удалось выстроить стройную системы эволюции человеческого глаза, подтвердив ее строгими научными изысканиями.
Ученые установили, что светочувствительные клетки глаза - "палочки" и "колбочки" - на начальной ступени своей эволюции располагались прямо в головном мозге (конечно, не человека и не его предков, эта стадия была задолго до появления млекопитающих). Однако светочувствительные клетки в мозге человека присутствуют до сих пор - они играют важную роль в суточном цикле человеческой активности.
С течением времени часть этих клеток переместилась и образовала отдельный орган - глаз. По мере его совершенствования глаз научился не просто определять наличие света, но и формировать сложные картины окружающего мира.
В мозге содержатся также два разных вида светочувствительных клеток . У большинства примитивных существ один из видов клеток мигрировал в глаза, а второй остался в составе мозга. У человека все произошло наоборот - в глаза "переселился" второй тип, и именно из них образовались и палочки, и колбочки.
Свои выводы ученые подтвердили на примере "живого ископаемого" - морского червя Platynereis dumerilii, который практически не изменился за 600 миллионов лет своего существования. Проанализировав мозг червя, они нашли в нем клетки второго типа, уже разделившиеся на "палочки" и "колбочки", сходные с человеческими.
-------

Ученые научились читать человеческие визуальные восприятия
25.04.2005 Membrana
Юкиясу Камитани из вычислительной лаборатории неврологии в Киото, Япония, и Френк Тонг из университета Принстона, США, использовали систему магнитно-резонансной съемки и специальную программу, чтобы определить - какие картинки видел испытуемый .
В серии опытов добровольцам показывали одну из восьми картинок, на которых были полосы ориентированные различным образом. В этот момент снималась магнитная томограмма мозга. Оказалось, в ней есть небольшие отличия, зависящие от той или иной картины перед глазами.
Авторы исследования сумели написать программу, которая выявляла такие отличия и в следующих опытах, когда испытуемым давали эти картинки в случайном порядке, машина точно определяла - на что человек смотрел.
В том случае, если показывалось две картинки одновременно, человека просили сосредоточить своё внимание на одной из них. И этот выбор испытуемого также удавалось определить по анализу магнитно-резонансных изображений.
Кроме того, в ряде опытов людям показывали две картинки последовательно, но первую - в течение долей секунды, так, что человек не успевал идентифицировать ее .
Компьютер, однако, четко показывал какие именно картинки видел испытуемый, в том числе - определял реакцию мозга на изображение, которое сам человек не успевал осознать .

Слепая женщина определяет цвета одежды на ощупь
15.10.2005. MEMBRANA

Она слепая с рождения. Левый глаз ничего не видит вообще - он искусственный. В правом глазу у неё осталось лишь 1,5% от нормального зрения. Инвалидность подтверждена документами. А сама женщина демонстрирует невероятную способность – лишь трогая руками ткани, определяет их цвет.
Субботним вечером 7 октября 12 миллионов немецких зрителей наблюдали по телевизору своё любимое и очень популярное в Германии шоу ZDF "Спорим, что..?" ("Wetten, dass..?"). Героиня передачи, 48-летняя Габриеле Симон (Gabriele Simon), в прямом эфире трогала рубашки и футболки руками, после чего безошибочно определяла их окрас. Например, говорила, что вещь красная в белую полоску. В присутствии гостей студии – а это были Антонио Бандерас (Antonio Banderas) и Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones) - Габи правильно назвала цвета всех четырёх предложенных ей ведущим шоу Томасом Готтшальком (Thomas Gottschalk) предметов одежды. И всё это притом, что для большей убедительности на невидящие глаза Симон была надета повязка. Как же так?

1

Прямое видение можно развить в себе, и нужно это делать. Только так, «увидев», можно понять - что это такое. Без сомнения прямое видение заложено в каждом из нас как и многие другие скрытые способности. Его можно рассматривать и как Божий Дар и как наказание – всё зависит от того, какому человеку и как это даётся.
За уже долгие годы практики я видел людей, которым прямое видение нужно было только для того, чтобы образно и не только говоря «видеть прикуп» в игре в жизнь, и тех, кто был поставлен жизнью-игрой в такое положение, когда им нужно было не медля искать выход в «тёмной комнате, где его нет». Также много людей, для кого прямое видение было последним шансом на выздоровление от тяжелейшей болезни. К третьим оно приходит само и они не знают, что с этим делать или как от этого избавиться. Четвёртым «просто интересно» и «от нечего делать».

Помогая открывать людям прямое видение сталкиваешься больше с проблемами этического плана, чем с трудностями самого процесса. Поэтому, прежде всего мне хотелось бы сказать следующее. Прямое видение – это мощнейший инструмент, заложенный в нас от природы. И, скорее всего не случайно он открыт не для всех. По моему глубокому убеждению, и в результате наблюдений вполне ясно, что во благо человеку прямое видение даётся только для благих же целей. А именно – собственного выздоровления, лечения окружающих, самопознания и самосовершенствования. И чаще всего не даётся просто так. Нужна реальная мотивация, упорный труд, время и определённые самоограничения. Особенно это касается людей взрослых, с зашлакованным организмом, слабой энергетикой и не сильно добрыми мыслями. Поэтому «увидеть прикуп» удастся вряд ли, не тратьте время, но вполне можно научиться видеть, что он и не нужен, как и сама игра.

Для правильного механизма открытия и развития прямого видения нужна сильная и положительная внутренняя энергия. На наших курсах мы учим её развивать, аккумулировать и направлять. Но эта энергия не совместима ни с нечистыми помыслами, ни с дурными действиями. Потому и вопрос, которым задаются многие из начинающих обучение прямому видению, вопрос «о дьявольской или божественной природе предстоящего самоизменения» как бы отпадает сам собой.
Другой момент, о котором хотелось бы сказать – это безопасность. Не пытайтесь обучаться прямому видению самостоятельно! Его не так сложно открыть, как научиться им управлять. Часто на курсы приходят люди с уже открытым видением, и задача состоит в том, чтобы они научились его закрывать. Самостоятельные активные занятия холотропным дыханием, медитацией, любым другим методом активации сверхсознательной функции мозга без контроля учителя часто приводят к такому эффекту. Это серьёзная патология и избавиться от неё бывает не всегда просто. Сейчас продаётся много литературы, видеокассет, дисков с практически любыми направлениями от аутогенной тренировки до даосской йоги. Их можно посмотреть, но не стоит по ним заниматься. Правильная передача любой методики может происходить только в присутствии учителя, несущего за это ответственность.
Следующий вопрос – что даёт развитие прямого видения. Для людей больных – слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, да собственно говоря для любого больного человека, ещё не до конца потерявшего веру в своё выздоровление – это реальный шанс помочь себе. Я не буду перечислять те многочисленные случаи «внутреннего прозрения» слепых и другие успешные случаи лечения и выздоровления людей. Информацию об этом вы без труда найдёте на официальном сайте нашей Академии и в прессе.
Для людей, имеющих тягу к самосовершенствованию, саморазвитию, мучительно ищущих ответы на принципиальные жизненные вопросы, развитие прямого видения – это возможность выхода на качественно новый уровень мировосприятия. Это управляемая работа с внутренним экраном, моделирование любых сложных ситуаций, виртуальное прогнозирование событий, умение видеть объекты тонкоматериального мира в различных диапазонах, видение окружающего мира с закрытыми глазами, профессиональная диагностика и лечение заболеваний, проблем и ситуаций. А такие эффекты, как улучшение памяти и естественное оздоровление организма можно воспринимать как побочные. Представьте птицу, бьющуюся об оконное стекло. А затем это окно открылось. Многие из обучавшихся на курсах приводили мне почему то именно этот пример ощущения. Однако я должен ещё раз повторить, что не всем и не всё удаётся легко и без труда. Труд, время и неизбежные самоограничения – к этому нужно быть готовым.
Ещё один момент – терминология. Представьте себе аудиторию обычного нашего курсового занятия. К примеру художник, биофизик, экстрасенс, бизнесмен из "новых русских", юрист, математик, ребёнок 10-15 лет, домохозяйка, пенсионер 70 лет. Кстати говоря – вполне обычный состав. При этом нужно объяснять то, что не имеет ещё научного объяснения и быть понятым. Приходится больше прибегать к образам и полагаться на развитие ощущений, чем пытаться логически что либо объяснить. Это неизбежно и закономерно. Здесь главное – это выполнение задачи и результат, Тем более, что в таких сферах, как прямое видение, как, может быть, нигде больше основная передача – вне учения, основной смысл – вне слов. Отчасти это относится и к тексту этой страницы.
И ещё. По мнению нашего выдающегося нейрофизиолога Академика Натальи Петровны Бехтеревой: «... происходит вот что: при «прямом видении» информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит – пока не ясно. Надо изучать». Тысячи лет назад люди владели этим способом видения. Как и почему случилось так, что нам по крупицам приходится восстанавливать древние знания для возрождения себя, как Человека Сознательного? Но быть может само изучение и освоение прямого видения быстрее нам даст ответ на этот вопрос?