Казаки в беларуси история. Кто такие казаки? «Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях»

Тайны Беларуской Истории. Деружинский Вадим Владимирович

Кто такие казаки?

Кто такие казаки?

Начнем с того, что казаки - это этнос, а не сословие. Причем в самой статье «Кобринские казаки» было выделено крупно в рамочке: «Казак - с тюркского языка означает «вольный человек»». (Должен попутно отметить, что сколько существует всяких казачьих атаманов, генералов и полковников - столько же имеется разных, порой самых экзотических представлений о происхождении казаков, то есть они у каждого свои. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную книгу, но сама эта тема - уже не история Беларуси.)

Выскажу лишь некоторые (подчеркиваю - некоторые) представления об истоках казаков. Как считает ряд российских лингвистов и историков, слово «казак» происходит от названия страны Хазария или Козария: так называли жителей этой страны, располагавшейся от Крыма до Северного Кавказа и берегов Каспия. (Видимо, те же истоки у названий Казань и Казахстан, который с 1995 года называется Kazakstan - «страна казаков».)

Хазары-козары были группой кочевых тюркских племен (смешанных частично с сарматами), умело державшихся в седле. Но казаки как воины впервые упоминаются в летописях под 1395 годом, причем Л. Н. Гумилев, как и другие российские историки, считал, что основную часть войска Мамая в Куликовской битве составляли именно казаки (народы Дона и Северного Кавказа).

Украинские казаки формировались в Запорожье (буквально «За порогом Руси») из русифицированных тюрок и беглых русинов, жили по законам тюрок - ведь казацкие обычаи являются тюркскими обычаями Хазарии. Российские же казаки формировались из тюркских племен, присягнувших московским царям. В царской России «казак» означало национальность - причем казаков не считали не только русскими, но даже славянами.

Это не должно удивлять. Например Донское казачье войско (столица - Новочеркасск) - это исторически войско народа черкасов, и в XIX веке донские казаки еще говорили на своем черкасском языке (не путать с черкесским). Историки из числа самих казаков полагают, что казаки происходят от готов (кстати, так думал и Адольф Гитлер, называвший казаков «более высокой расой, чем славяне»). Свою дорусскую историю казацкие историки возводят к великой стране Готланд, существовавшей на Дону в начале I тысячелетия и ранее. Мне эта концепция кажется «сыроватой» уже потому, что в таком случае Хазарию-Козарию следует прежде всего называть прямой наследницей Готланда - но этот тезис историки не принимают (правда, о Хазарии вообще мало сведений сохранилось, это страна-загадка).

После революции казаки стали опорой антисоветского движения, поэтому власти СССР стремились лишить казаков своего лица, своей сути. В первые годы советской власти в паспортах в графе «национальность» казакам так и писали - «казак». Однако в рамках задачи ликвидации казачества такую запись запретили, а все казачество насильно записали «в русских». Именно на этой почве возникло у нынешних казаков массовое заблуждение: они считают себя «русскими» и «славянами», хотя были в прошлом славяноязычными тюрками или - как говорят казацкие историки - готами (а казаки Дальнего Востока - это буряты и монголы).

В годы войны атаман Петр Краснов добивался отделения Казарии от России - с созданием независимой страны казаков. Казаки во время Великой Отечественной войны отличились коллаборационизмом. Так, в июле 1943 года была создана «1 -я казачья кавдивизия Вермахта» под командованием немецкого полковника фон Паннвица, в феврале 1945 года преобразованная в 15-й казачий корпус СС численностью 25 тысяч человек.

Сегодня об этом не принято вспоминать, так как в России увлеклись обвинениями в адрес украинцев: дескать, те служили в СС. На самом деле в дивизию СС «Галичина», сформированную в апреле 1943 года во Львове, было зачислено 19 тысяч человек (причем 3 тысячи ее солдат тут же перебежали к партизанам бандеровской УПА, воевавшей с немцами). А вот 29-я русская дивизия СС (сформированная на базе РОА генерала Власова) имела 20 тысяч солдат. Казаков в СС воевало еще больше - 25 тысяч.

Так что «главными» эсэсовцами с территории СССР были не украинцы. Как равно несправедливы обвинения в том, что только украинцы сегодня «пытаются обелить своих эсэсовцев» - то же самое делают в России. 15-й казачий корпус СС сдался англичанам, а те по просьбе Сталина всех казаков-эсэсовцев отправили в СССР, где их почти всех казнили. Сегодня центральные газеты России с надрывом пишут о злодействе англичан, отдавших «невинных пленных казаков» на расправу Сталину. Пишут, дружно забывая, что эти казаки вообще-то служили в СС. Как гласит пословица, «в чужом глазу соринку вижу, в своем - полено не замечаю»…

И вот в 1990-е годы, после краха СССР, началось возрождение казачества, этот этнос мало-помалу снова обретает свой национальный облик.

Теперь становится понятным, почему в Беларуси никогда не было казаков. Вовсе не потому, что тут народ жил «по старинке», как пишет Маргарита Савчук (я так и не понял, что хотела сказать этой фразой журналистка). А потому, что в Беларуси никогда не было кочевников. Нет кочевников - нет и казаков.

Другой важный нюанс заключается в том, что существенную часть денег, вырученных от продажи трофеев, казаки, согласно строгой традиции, отдавали православной церкви. В этом плане Беларусь всегда кардинально отличалась от России и Украины: у нее не было единой религии. Католики и униаты были примерно равны своей численностью, а к ним надо добавить значительную общину иудеев. Неясно, каким христианским храмам следовало бы отдавать трофеи «беларуского казачества»: католическим или униатским? Если в Западной Украине казаки поголовно были униатами, то о существовании католических казаков истории неизвестно. Как видим, даже сама католическая вера препятствовала у нас формированию казачьих войск. Еще труднее представить иудея-казака, отдающего часть награбленного синагоге.

Кроме того, литвины-беларусы, в отличие от казаков Украины и России, никогда не промышляли набегами. Не секрет: главным источником доходов казаков Сечи и Дона (а также крымских татар) являлся разбой в землях соседей. У нас же народ всегда жил только своим трудом, ничего ни у кого не отнимал. История не знает случаев, чтобы наши предки устраивали разбойные набеги на украинцев, поляков, латышей, словаков или московитов. Наш менталитет иной, ему противна сама мысль создавать свое благополучие за счет наворованного у других. Это очень важно, так как, например, Запорожская Сечь в период своего расцвета являлась фактически объединением разбойников, где казак - это «лихой человек», промышляющий разбоем.

Ну и главное: казаки, в отличие от других войск, снаряжались за собственный счет - за что в качестве награды полностью освобождались от налогов. Борис Алмазов, внук донского казака и автор книги «Прощайте и здравствуйте, кони! » (1978 г.), писал:

«Казаки не платили никаких податей и жили значительно богаче, чем русские крестьяне, но в отличие от крестьян должны были служить все поголовно. Если в крестьянских семьях из двух сынов служить шел один, из пяти - двое, то казаки служили все. Причем официально казак считался на службе двадцать лет, из них четыре года служил действительную вдали от дома. В случае войны на службу призывалось все мужское население».

Думаю, теперь читатели поймут, почему Чаусы (регион земледельцев) не были никакой «казачьей столицей Литвы». Казаки в те времена не земледельцы, а вольные кочевники степей (в том числе Запорожья). Поэтому в период феодализма власти в принципе не могли облагать их налогами и податями, как крепостных крестьян или других вассалов (т. е. земледельцев). У властей оставался только один вариант реализации своего главенства над казаками: пусть они подати не платят, но отдают их в виде воинской службы. Везде по степям Украины (где, кстати, были «казацкие татары» или «татарские казаки») и России кочевые племена и стали записывать в «казаков» - по роду их отношений с Властью: так все кочевники (включая бурятов Даурии) стали казаками. Кстати, бурятом был и знаменитый атаман Григорий Семенов, который спрятал не найденное до сих пор «золото Колчака» (точнее - часть этого золота).

Но у нас-то все по-другому! Наши крестьяне были не кочевники, а землевладельцы - и были землей привязаны к своим сеньорам в лице магнатов или шляхты. Понятна ситуация, когда царь Алексей Михайлович стал захватывать Беларусь и отбирать у шляхты ее крестьян. У себя в Московии он беглых крестьян сажал на кол, а тут не только приветствовал такое бегство, но и велел из беглых крестьян создать нечто вроде «беларуского казачьего войска» (якобы аналогичного казачьему войску Золотаренко в составе его армии). Но эта затея длилась недолго (менее полугода) и по своей сути являлась химерой той войны. Ведь в мирное время ни Москва, ни Вильня не собирались освобождать наших крестьян от податей. Они - не кочевники, никуда со своей земли не денутся. Кстати, после окончания той войны все выжившие «казаки Поклонского» вернулись к своим господам, ибо бежали к Поклонскому они сами, а вот их участки земли, хаты, скотина, семьи - все осталось во владениях помещиков.

Так что «на пустом месте» казачье войско создать невозможно, тем более из оседлых крестьян, уже являющихся чьими-то вассалами. Само понятие «беларуское казачество» - это смысловое недоразумение, подобное, например, столь же фантастическому «новгородскому казачеству» или «псковскому». Никакого «беларуского казачества» не существовало и за 122 года нашего пребывания в составе царской России. Даже царизм не нашел нужным и возможным создавать здесь казачество.

В летописях упоминаются многотысячные полки «польских королевских казаков», служивших в армии Стефана Батория. Но это не поляки - а украинские казаки. В Польше тоже не было степей и кочевников, потому не появилось и свое казачество.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Августовские пушки автора Такман Барбара

КАЗАКИ! 5 августа французский посол в Петербурге Палеолог проезжал мимо казачьего полка, отправлявшегося на фронт. Его командир, увидев на автомобиле французский флажок, наклонился с седла, чтобы обнять посла, и попросил разрешения провести перед ним свой полк. Посол

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»? Наиболее устойчивым стереотипом в отношении Гражданской войны в России является противостояние «белых» и «красных» - войск, лидеров, идеи, политической платформы. Выше мы рассмотрели проблемы установления

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Казаки, казаки В старом русском государстве было, формально говоря, два казачества: казаки служилые, входившие в число государевых служилых «по прибору», и вольные, не очень многочисленные. Впрочем, вольное казачество до определенной степени также находилось на

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Казаки Хотя первоначально казаки не находились в таком привилегированном положении, как добровольцы из Средней Азии, тем не менее их легионы были официально признаны частью вермахта. Очень скоро казаки привлекли внимание немецкого командования как наиболее

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Казаки И все же символом нового общества, образовавшегося на широких равнинах Приднепровья, стало совершенно необычное сословие, которое могло появиться только на дальнем пограничье,- казачество.Слово «казак» тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т. е.

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

3.Казаки Необходимость охраны границ московского государства требовала больших сил. И для этих целей московские государи использовали казаков. При Иване IV городовые казаки становятся также поместными, но в отличие от последних, постоянными войсками. Они были

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Русская армия 1914-1918 гг. автора Корниш Н

Казаки Казаки разделялись на две большие группы: стеновые и кавказские. Последние делились на Кубанское и Терское казачьи войска, а к первым относились Донское, Сибирское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 2 [вычитано, современная орфография] автора

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

КАЗАКИ Выступившая из Москвы неприятельская армия скоро всецело поступила на попечение казаков, окружавших, провожавших ее до самой границы и далее и надоевших ей на этом долгом пути до такой степени, что вскоре французская нация, а за нею и вся Европа, без ужаса не

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Вступление О чем эта книга и кто такие казаки Казаки считают себя народом. Когда-то давно вошедшим в состав многонационального русского народа, привнеся в него особую казачью культуру, ставшую часть национальной.Поэтому все, что вы прочтете в этой книге, именно записано,

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а также чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Царь Алексей Михайлович

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20-и тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 человек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Могилёв

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Зимой 1654 г. началось контрнаступление Радзивилла, Поклонский стал усиленно добиваться новых пожалований себе и своим командирам. Правительство скупо ответило на эти просьбы, чем вызвало разочарование шляхтичей. Об этом стало известно Радзивиллу, и он начал посылать «прелестные» письма. Правда, позже, в январе 1655 г., когда положение на фронте ухудшилось, царь удовлетворил просьбы Поклонского, но уже было поздно. 3 февраля войска Радзивилла подошли к Могилеву, а в ночь с 5 на 6 февраля Поклонский изменил своему народу и русскому правительству и с частью мещан, шляхты и несколькими казаками своего полка перешел на сторону Польши, чем помог Радзивиллу изнутри овладеть внешней частью Могилева - Большим городом. Защитники Могилева отступили в цитадель, так называемый Малый город, и здесь отражали нападение поляков до 1 мая 1655 г.

Михаил Радзивилл

Поход войск Золотаренко под Могилев, в силу чего Радзивилл вынужден был снять осаду и уйти за Березину, значительно увеличили влияние наказного гетмана на белорусские дела и развитие казачества. Среди защитников Малого города были белорусские казаки, к ним Поклонский и Радзивилл писали специально «прелестные» письма. В одном из них Поклонский пишет: «Пан Павле (наверно, Окуркович, новый полковник) и все казаки полку моего!». Полк белорусских казаков продолжал существовать и после измены Поклонского.

В июле 1655 г. полк стоял в Чаусах и двух войтовствах Могилевского уезда, служивших базой, во главе с наказным полковником Матвеем Старинским. В состав территории кого полка входили еще города Чериков и Пропойск с окружающими селами. После Матвея Старинского «чаусовским» полковником был К. Дяченко.

Комплектование казацких полков шло за счет белорусского населения. Поредевший за зиму корпус Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли добрую половину казацкого корпуса, двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. К осени казаки вышли на Неман и Западный Буг.

В 1656 г. белорусский полк в составе Войска Запорожского значительно расширил свою территорию и приобрел характер, близкий к украинским полковым единицам, он состоял из 19 сотен, многие из которых имели не территориальный, а гарнизонный характер (стояли постоем).

В состав территории Белорусского полка теперь входил не только Могилевский уезд - его исходная база, но и целый ряд новых волостей и войтовств. В одних из них зимой 1654 - 1655 гг. они лишь брали приставство, другие были тогда под управлением Золотаренко, а некоторые присоединились позже. В 1656г. целых три могилевские сотни, базировались в Могилеве и пригородах.

Казаки Белорусского казачьего полка

До нас дошли фамилии сотников, подписавших в 1656 году жалобу царю: «Корней Ондреев, сотник Чаускии; Петр Прядчен. сотник Могилевский; Василь Иванов Сулим, сотник Могилевский; Александро Козловский, сотник Горский; Харитон Жуковский, сотник; Василь Дроздснко, сотник Заболоцкий; Петр Василевич, сотник Городенский; Кузьма, сотник Акулинский; Андрей Конюшевский, сотник Гроденский; Иван Войтехов, сотник Святозерский; Игнат Слиский, сотник; Яцко Офонасьев, сотник Улановский; Кондрат Прокопов, сотник Рагозинский; Дмитрей Офонасьев, сотник Белявицкий; Гаврило Шмойленко, сотник Черековский, Вербеский и Пропойский; Гелияш Зазерский, сотник Чечерский; Сергей Проневский, сотник Меженский и Смоленский; сотник Хоритон Зубов».

Прокормление полк в январе 1657 году имел из двух войтовств: Благовидского и Путковского, на которые имел царские грамоты. После сдачи Старого Быхова, Белорусский (Чаусовский) полк стал пользоваться еще и доходами Осоветского войтовства. В этих войтовствах казаки ликвидировали шляхетские поместья, а таким образом и повинности на шляхту. Государственные повинности в своих войтовствах полк брал также в свою пользу.

Белорусы - казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому никаких налогов и не выполняли повинностей. Все это шло им «на прокормление» за военную службу. Такие казаки для укрепления своего хозяйства захватывали пустые волоки, которых и это время появилось немало.

Белорусские крестьяне и мещанская беднота поступив в полк, кормилась за счет доходов полка или приставством, а также садилась на пустые волоки или пашню.

Казаки считали себя государевыми служилыми людьми. Все они пользовались правом варить для себя хмельные напитки и широко практиковали это не только для себя, но и для продажи населению.

город Чаусы

Судились казаки своим полковым судом, имевшим право выносить даже смертные приговоры. Это свое право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего существования до ликвидации.

В 1656 г. закончилась война России с Польшей. Русское правительство, обеспокоенное военными успехами Швеции в Польше, начало с ней войну.

Казацкий плацдарм в Белоруссии получил значительные размеры и грозил превратиться на длительное время в фактор воздействия на белорусские дела, казачество сильно мешало царскому правительству в проведении им в Белоруссии крепостнической политики.

Процесс вытеснения казаков из Белоруссии шел разными путями. Сильный удар по казакам в Белоруссии был нанесен уже после смерти Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г. Царское правительство без консультации с гетманом приказало своим воеводам вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава местное белорусское население, оставив его дома.

Полковой администрации было крепко-накрепко наказано никого больше в казаки не писать. В августе 1657 г. воеводы оршанский, борисовский, мстиславский, шкловский, кописский и минский, царские ратные люди в полном военном снаряжении двинулись на села, в которых стояли постоем и жили дворовые казаки. У них отбирают деревни, «з домов насильством выгоняют и подданья (податей) из них, як з мужиков требуют, чюприны (хохлы) режуть».

В начале 1658 г. царское правительство потребовало от гетмана, чтобы казаки очистили Быхов и ушли в "черкасские городы... Да и в Чаусах полковнику быти не у чего..".

Грамота еще раз совершенно ясно подтверждает, что Белорусский (Чаусовский) полк был самостоятельной полковой административно-военной единицей, не подчинявшейся воеводам и состоявшей из местных казаков - белорусов.

Переяславские статьи

6-я и 15-я из новых статей касались казачества в Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии ныне и впредь залогам черкасским не Сыть».

Кто же из казаков белорусских, старо-быховских и чаусовских назовется «Войском Запорожским», тех выслать с их пожитками в «Черкасские городы».

Согласно 15-й статье, гетман должен вывести казаков на Запорожье.

Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития.

Но белорусы - казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба, а не украинскую Барабуля или Картопля.

Кроме Белорусского (Чаусского) полка на территории Белоруссии в порядке отпочкования возникли хотя и на короткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда "полками". Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса – полковником, который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка.

В Игумене Мурашко дислоцировался в течении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы.

На территории Беларуси для решения боевых задач входили и дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках свое­образное воплощение того, к чему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XV-XVII вв. изменений в производствен­ных отношениях.

Немало людей, уходили из родных мест в поисках средств к жизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел в начале южное направление, затем с учетом расширения Русского государства к южному вектору прибавился восточный и северо-восточный вектор. Казаки выходцы с белорусских земель дошли до Аляски расширяя и охраняя границы державы.

Казаки взяли на себя роль защитников веры и отечества, они сделались в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, стали бессмертными в глазах многих поколений и с этим именем вышли на страницы славянской или вообще, мировой истории.

Казачество в последнее время довольно часто попадало в СМИ. Кто называл казаков пророссийской пятой колонной, кто напоминает, что исторически никаких «белорусских казаков» не было. Были только в Украине и в России. «Наша Нива» собрала информацию о казацких общинах, действующих на территории нашей страны, и выяснила, что они собой представляют.

В отличие от России, казачество и белорусское государство почти не взаимодействуют (во всяком случае, официально). В России даже звания генералов казакам вручает полномочный представитель президента. У нас же казаки выдают себе звания сами. За пределами казачьей общины их чины не значат ничего. Казацкий полковник ни в коем случае не ровня полковнику армейскому или милицейскому. Казацкий чин - это просто оценка для своих.

Чины выдаются на Советах атаманов, или Великих кругах. На этих кругах присутствуют представители всех общин, входящих в объединение. На этих же кругах принимаются образцы формы, у каждой белорусской казацкой общины своя, и награды. По большому счету, каждая община может выбрать себе любой образец формы и любое количество наград. Все равно они стоят чего-то только внутри своего объединения.

В Беларуси, как и в России, казаки активизировались во время перестройки. Ранее в СССР не очень поддерживали такую самоидентификацию. Первые объединения появились в середине 90-х. Одним из них было ОО «Белорусское казачество»

«Мы смотрим глазами президента»

С 1995 года и по сегодняшний день «Белорусское казачество» возглавляет верховный атаман, казачий генерал Николай Улахович - бывший военный, вышел в запас в чине полковника.

Николай Улахович, руководитель РОО «Белорусское казачество» - организации, которая поддерживает Александра Лукашенко.

Даже на пенсии он имеет серьезную хлебную должность: сегодня он работает в «Минском областном потребительском союзе».

«В 1654 году по приказу царя [Московского, Алексея Михайловича, во время войны России с Речью Посполитой] был создан Первый казачий полк в Беларуси. Возглавил его казацкий полковник, православный шляхтич Константин Поклонский. Вот с тех пор и пошли казаки в Беларуси», - говорит Улахович.

По его словам, «Белорусское казачество» насчитывает сегодня около 1,5 тысячи активных участников, хотя удостоверений за 20 лет деятельности было выдано около 10-15 тысяч.

Казаки делятся на две категории: родовые и приписные. Первые - это те, кто имеет предков-казаков. Вторые - те, кто решил в казаки «записаться», не имея никаких корней.

В феврале 2014 года двух казаков вообще исключили из объединения с довольно серьезной формулировкой: «За нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики в отношении части коренного населения Республики Беларусь». Одним из них был сотник Андрей Морозов.

«Морозов выступил против крещеных евреев. А ведь это большая группа людей, которая смешалась давно с белорусами», - объясняет Николай Улахович.

Сам Морозов говорит, что высказывался против принятия гражданина Израиля в казачество. Он вообще полагает, что казаки - небольшая отдельная нация, вроде поморов или мордвы. Улахович считает такую позицию неприемлемой.

«Мы сословие, а не нация. И в Беларуси, и в России хватает тех, кто считает, что казаки произошли от скифов, и это такая малая народность. Я против такой позиции».

Кроме того, Улахович категорически против любой коммерческой деятельности в рамках казачьего движения. Иначе, говорит он, не сохранишь казацкий дух. Сохранить тот же дух помогает и православие. Людей другого вероисповедания в «Белорусское казачество» просто не принимают.

Почти каждый казак имеет чин. «Это не воинское звание. Что за казак без чина?» - комментирует Улахович.

Получить чин можно за участие в общественной деятельности или за выслугу лет. Но при этом надо занимать соответствующую должность в общине. То есть чин полковника обычному казаку, если он не глава районной или городской организации, дадут вряд ли. При этом любой чин может получить и женщина.

Сам себя Улахович называет «народным генералом». По его словам, свой чин он получил от казаков на Большом круге. Кроме него, есть еще два генерала. И больше не будет.

«Мы остановили практику раздавать генеральские чины. Решили, что генерал должен быть один - верховный атаман», - сообщает Улахович.

«Белорусское казачество» - сообщество абсолютно провластное. Этого не скрывает и ее руководитель. «Я председатель Белорусской патриотической партии, поддерживающей президента. Я был членом одного из штабов Лукашенко во время выборов 1994 года, - говорит Улахович. - А как смотрит президент, так смотрим и мы. На ту же Украину мы смотрим глазами президента. Наша основа - служба государству, несмотря на собственные суждения».

В общем, Улахович осторожен в высказываниях. Даже пожелания озвучивает осторожно.

«Государство недооценивает потенциал нашего казачества. Мы бы с радостью принимали большее участие в общественной жизни», - намекает он.

«Бабы - бесноватые животные»

Другое общественное объединение, «Всебелорусское объединенное казачество», возникло в 1997 году. Во главе его стал казачий генерал Николай Еркович, верховный атаман.

«Еркович пришел к нам в 1997 году по рекомендации одного российского друга-казака. Сам себя предложил руководству. Мы от такого предложения отказались. И он создал свою общину - «Всебелорусское объединенное казачество». Потом некоторые из наших казаков перебежали к нему», - рассказал Николай Улахович.

Точное количество участников «Всебелорусского объединенного казачества» неизвестна. Но член объединения, казацкий полковник Евгений Макаренко, заявляет, что у них около 10 000 казаков по всей Беларуси.


Евгений Макаренко (с иконой, впереди), казачий полковник ОО «Всебелорусского объединенного казачества» - более радикальной структуры.

В общем, структура общины похожа на «Белорусское казачество»: те же чины, те же общие собрания казаков по кругам. Правда, по словам Макаренко, без высшего образования офицерский чин у них не получишь.

«Всебелорусское объединенное казачество» сотрудничает с ОО «Русь» (общественным объединением русских в Беларуси, которое находится в тесных отношениях с организацией «Русь молодая», тесно связанной со структурами, которые финансируют пророссийские силы в странах бывшего СССР). В «Руси» даже существует нечто вроде казацкой фракции. Она имеет название «Казаки Святой Руси» и часто принимает участие в разного рода мероприятиях.

При этом, если верить Евгению Макаренко, «Всебелорусское объединенное казачество» поддерживает идею о том, что казаки - это отдельная нация со своими традициями. Казацкую форму, или «справу», как они ее называют, Макаренко считает национальным костюмом, таким же, как вышиванка у белорусов.

«Казаки - один из четырех основных древних [русских] этносов. Остальные три - великороссы, белорусы и малороссы», - говорит Макаренко.

Стать казаком в этой общине можно также или по рождению, или приписным. Приписные должны выдержать испытательный срок: от 6 месяцев до года. Национальность особой разницы не имеет. Главное, опять же, православная вера.

«Мы считаем, что католическая церковь - одна из сестер наших, но сестра, которая сбилась с пути. Католик служит не Богу, а его заместителю на Земле - Папе Римскому. А мы служим Господу Богу! - говорит Макаренко. - Детям с самого рождения мы доносим такое мнение, что они принадлежат не себе, а Богу и Отечеству».

В общем, по версии Макаренко, много казаков вышло из «Белорусского казачества» именно потому, что там начали увлекаться «экуменической верой».

Картина мира у самого Евгения Макаренко довольно проста. В Украине воюют «антифашисты» (ДНР и ЛНР) с «фашистами». Порошенко управляет США. А белорусские националисты хотят устроить Майдан в Минске.

«К националистам мы относимся резко негативно. Национализм - это раковая опухоль общества. То, что они нам насаждают, это же даже не белорусский язык», - возмущается Макаренко.

В Европе, по его мнению, вседозволенность и гей-парады, и нам туда не надо. А избиение российскими казаками участниц панк-группы Pussy Riot казачий полковник поддержал и рассказал почему.

«Не путайте женщину и бабу. Женщин бить нельзя. А баб - можно и даже нужно. Потому что женщины - светлые существа, равные мужчинам. Они несут в себе образ Божией Матери, - объясняет Макаренко. - А бабы - бесноватые животные».

Казачьего генерала Бакланова, который был направлен на подавление восстания 1863 года, Макаренко считает героем. К Шкуро, казаку, который был офицером Вермахта, у него отношение неоднозначное: с одной стороны, он действительно герой, говорит Макаренко, но его деятельность в вермахте не поддерживает.

«Мы с большим уважением относимся к генералу Вермахта фон Панвицу. Это был командир казачьего корпуса Вермахта. Он был очень достойным офицером. Когда его казаков выдали СССР, он решил остаться с ними, и в результате его повесили. Я понимаю про Вермахт, но даже к врагам нужно относиться с уважением, тем более к таким, кто уважал казачество», - уточняет Евгений Макаренко.


«Военно-патриотические сборы» в Гродно, с участием инструкторов центра «Казачий Спас». «Казачий спас» многие считают самой пророссийской структурой.

«Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях»

«Ваша община, так называемые независимые СМИ, распространяет о нас ложь. Наши материалы извращаются, информация целенаправленно искажается», - говорит Петр Шапко, руководитель центра «Казачий спас». - Я вашей газете не доверяю».

Именно «Казачий спас» часто проводит молодежные военно-патриотические сборы, которые потом называют в СМИ пророссийскими». Сам Шапко это отрицает.

«В политику мы не лезем. Мы православные люди и патриоты своей Родины. Мы не хотим, чтобы из молодежи вырастали наркоманы. Мы выступаем за нормальное мужское воспитание для мальчиков и женское - для девушек. «Казачий спас» - это центр, который действует в рамках ОО «Город без наркотиков». Военно-патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений нашей деятельности. Мы активно работаем с молодежью, проводим лекции, экскурсии, занимаемся профилактикой наркомании, - объясняет Шапко. - Среди наших членов хватает тех, кто был и в «Белорусском казачестве», и во «Всебелорусском объединенном казачестве». Но люди оттуда вышли, так как нам не давали там работать».


Руководитель центра «Казачий спас» Петр Шапко отвергает обвинения в пророссийской деятельности

Сам Шапко пришел к казачеству после воцерковления. Предков из казаков он не знает, но считает, что казацкая кровь у него есть. В общем, себя и своих соратников Шапко называет новой волной казачества. Например, чинов в «Спасе» нет. Как нет и верховного атамана.

«Мы против того, чтобы в современном казачестве существовали эти звания. Само наличие этих звезд, орденов и медалей превращает казачество в ярмарку тщеславия. А казак должен служить. Мы видим развитие казачества как мужской общины, которая потом может влиться в систему территориальной обороны Республики Беларусь», - говорит Шапко.

Попасть в «Казачий спас» не так просто. Можно принимать участие в мероприятиях, но, чтобы считаться полноценным членом общины, нужно пройти испытательный срок: от 1,5 до 3 лет. Во время него претендент должен принимать активное участие в жизни клуба. Православие - также один из важных критериев.

Правда, число членов «Казачьего спаса» Шапко назвать отказался. Обвинения в пророссийской деятельности Петр Шапко опровергает, называет это политическим заказом: «Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях. Это ложь. Даже управление по борьбе с организованной преступностью проверяло нас после тех публикаций. Никаких нарушений законодательства не нашли», - говорит он.

Такие дела.

Разного рода казацких объединений в Беларуси много. Точное количество их неизвестно. Считают себя казаками многие, но активных участников «казачьего движения» не так много. Цифры 10-15 тысяч - явное преувеличение. Часто отдельные объединения формируют те, кто по разным причинам не прижился в крупнейших казачьих сообществах.

Так, например, тот сотник Морозов с соратниками создали белорусский «филиал» Стародубского казачьего полка, а некий Сергей Новиков вместе с отцом Владимиром создали «Миротворческую казацкую гвардию». Евгений Макаренко утверждает, что «Казацкая гвардия» вообще позиционирует себя масонской организацией.

Что интересно, масонами «Гвардию» называет и информационный портал БПЦ sobor.by.

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а так же чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20 тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 че­ловек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Главной целью Республиканского общественного объединения "Белорусское казачество" является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. Основой возрождения казачества в нашей стране является православное христианство - вера наших предков.

В 2002 году Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил настоятеля прихода прот.Игоря Коростелёва нести послушание духовника РОО "Белорусское казачество". В обязанности духовника входит ведение постоянно действующего семинара "Православие, возрождение казачества и современность". Цель семинара - воцерковление казаков для активного участия их в жизни церкви, регулярной исповеди и причастия, катехизация.

Каждое мероприятие проводимое казаками начинается с молитвы.

П ри принятии присяги казак лобызает стяг объединения и крест православного священника. Для кадетского казачьего класса средней общеобразовательной школы №101 один раз в две недели священник Александр Пронин в рамках внеклассной воспитательной работы проводит занятия по Закону Божьему. В приходских помещениях регулярно проводятся собрания казачьих атаманов и другие необходимые для жизни объединения мероприятия.

Казаки несут приходские послушания:

  • Охрана порядка в большие церковные праздники.
  • Участие во встречах высоких гостей.
  • Подготовка храмовой территории к Пасхе и Рождеству Христову.

ИЗ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО КАЗАЧЕСТВА

Д евятого октября 1995 года Министерство юстиции Республики Беларусь зарегистрировало Республиканское общественное объединение "Белорусское казачество". Что же такое белорусское казачество? Было ли оно когда либо? Почему возникли мысли о возрождении казачества, кто сегодня является казаками у нас в Беларуси? Много вопросов. Попробуем ответить на них. Казак слово тюркское, означающее вольный, свободный, свободолюбивый.
В ХIV-ХV веках в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, борьбы между Полоцким и Киевским, а также другими князьями, обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало последних искать свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с панами - магнатами - шляхтой, владевшими землей и привилегиями, как в Польском королевстве, так и в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ), мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука - в широкие днепровские степи (в т.ч. его притоки Сож и Припять). Только там он становился вольным человеком, казаком. С течением времени все больше народа искало спасения от преследований, и в ХIV-м веке в степях бассейна Днепра собралось много казацкого люду. Как видно из исторических источников, 25% выходцев из земель современной Беларуси, "будем называть их белорусами, 10% из земель современной России и 65 % из современной Украины составили Днепровское казачество, или Запорожское казачество, т.е. "за порогами Днепра".
П ервым историческим документом, свидетельствующим о казачьей службе государству на территории ВКЛ (в т.ч. и на территории современной Беларуси), была грамота Великого князя Витовта, в которой шла речь о казаках на территории нашей Родины еще в 1395 году. Казачество не есть явление, исключительно принадлежащее Речи Посполитой. Казак бывает там, где крестьянин и мелкая шляхта не имеют возможности избавиться от угнетения и опеки панов - богачей. Одновременно с Днепровским (в историческом плане) возникает Волжское и Донское казачество на юге Московского княжества. Но если борьба последних имела причины политико-социальные, днепровские, или запорожские, казаки, включавшие в себя и выходцев из Беларуси, кроме того, со своими угнетателями боролись по причинам религиозным и национальным. Ведь казаки были православными, а поляки несли нам иную, католическую культуру. Размещаясь по окраинам государства, казаки принимали на себя защиту своей Родины от извечного южного врага - турков и татар. Эта функция вначале и возлагалась государством на казаков. В связи с этим казаки принимались на государственную службу как социальный слой служилых людей, живущий по границам государства и охраняющий его.
Н аши предки казаки-белорусы несли казачью службу и жили на территории нашей родной земли, о чем свидетельствуют и сохранившиеся названия населенных пунктов: Казакове, Атаманская, Казачья протока и др.
П ропасть между казаками и государством, которому они служили - Речи Посполитой, была необычайно глубока, ибо в основе ее лежали разные религии и культуры. Эти противоречия часто приводили к казачьим восстаниям и беспощадной борьбе с польской шляхтой. Исторические источники сохранили нам имена казаков - белорусов, мужественно сражавшихся за православную веру и независимость Родины. Так, нам известны имена казаков Луженко из Белынич, Ходорченко с Гомельщины казачьих атаманов Ильи Гаркуши и Миколы Гаркуши, руководителей казачьих восстаний, казачьего полковника Федора Гаркуши, командовавшего казачьим загоном. Последним посвятил свои стихи Владимир Кораткевич - "Черная баллада Гаркуши".
Р азвернувшаяся вооруженная борьба в середине ХVII века между казачеством и Речью Посполитой и последовавшие войны, в которых участвовали против последней Россия и другие европейские монархии, в конце концов привела к ее окончательному разделу в 1795 году между Пруссией, Австрией и Россией. Земли Беларуси, которая стала так называться в 18 веке по указу императрицы Екатерины II, и Украины вошли в состав Российской империи, которой стали служить и запорожские казаки, в том числе и белорусские.
А нализ данных, содержащихся в исторических документах и выполненный в разное время белорусскими, украинскими, польскими и российскими представителями исторической науки, подтверждает факт нахождения на территории современной Беларуси формирований Запорожского казачества. Эти же исторические данные свидетельствуют о казачьих формированиях чисто белорусских. Так, в 1654-1656 г.г. по указу российского царя Алексея Михайловича были сформированы Могилевский казачий полк под руководством полковника Константина Поклонского и Чаусский казачий полк, командовал которым полковник Иван Нечай.
В разное время создавались и иные казачьи формирования в Беларуси. Позже, когда границы Российской империи передвинулись далеко на запад и казаки оказались внутри страны, Запорожское казачество вместе с белорусскими полками было реорганизовано в Черноморское с центром в Анапе, где участвовали в борьбе против турок и присоединении к Российской империи земель Новороссии (ныне входящих в состав Украины). По выполнении этой задачи казаки были направлены русским царем на Северный Кавказ, где они стали основой Кубанского казачьего войска.
С ложившееся в средние века казачество, являясь частью нации, имело свои отличия и в культуре, и в социальном предназначении. Казак с детства воспитывался на православных традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Казак - человек служивый, всегда готовый с оружием в руках защищать свой народ и свою страну. Казачество, в том числе и белорусское, едино в своем предназначении и готовности к служению Отчизне. "За веру, за царя и за Отечество" - в этом лозунге вся идеология казачьего служения. Наша Родина имеет трудное историческое прошлое. Белорусские земли входили в состав разных государств (Великое Княжество Литовское, Польское королевство, Речь Посполита, Российская империя). Православный белорусский народ подвергался ополячиванию, влиянию чуждой ему католической культуры. Сейчас мы имеем возможность жить в суверенном независимом государстве, равном среди равных в мировом сообществе. Но такое государство могут сохранить и обеспечить его существование мужественные, сильные и преданные люди, несущие в себе на генетическом уровне любовь к Родине и готовность к государственной службе. Такой общественной силой может и должен стать социально-культурный слой белорусского казачества.
В Беларуси немало людей, готовых к служению Родине. В первую очередь, это казаки. Как не пытались за годы советской власти вытравить из памяти людской исторические корни и сделать нас не помнящими родства, казаки никогда не забывали своих предков и их славные подвиги во имя Господа нашего Иисуса Христа, любимой Родины и белорусского народа. Сегодня в Беларуси живут потомки белорусских казаков, знающие своих предков и несущие в душе верность Родине и казачьим традициям. Остались у нас после увольнения с военной службы и казаки, выходцы из казачьих регионов братской России и Украины. На этой базе и произошло объединение белорусских казаков в общественную организацию.

Г лавной целью Республиканского общественного объединения является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. Основой возрождения казачества в нашей стране является православное христианство, вера наших предков, и христианские ценности. Нашими задачами является создание условий для возрождения белорусского казачества. Белорусское казачество не просто когда-то было. Оно есть. Казаки живут среди нас.