Тарас бульба анализ произведения. Сочинение “Тарас Бульба” – сюжет, герои, проблематика

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Проблема личного выбора и гуманизма.

Пейзажные описания в повести

Литература

7 класс

Тарасенко Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Цели урока:

образовательная: обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, дать понятие о народном герое и героической повести, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса;

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, логическое, критическое, ассоциативное мышление;

воспитательная: воспитать патриотические чувства, любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.

Тип урока: закрепление изученного материала, обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: стандартный.

Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение) , исследовательский, проблемное изложение.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Педагогические технологии и методики: личностно-ориентирован-ное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо ( RWST ).

Межпредметная связь: история, основы общественных знаний.

Оборудование и наглядность: Мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, колонки) ; программное обеспечение Microsoft Office 2013 (приложение - PowerPoint ; проигрыватель Windows Media // Flv Player. Иллюстративное приложение « Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Видеофрагменты из кинофильма «Тарас Бульба» (режиссёр Владимир Бортко, 2009); книжно-иллюстративная выставка «О Гоголь , наш несравненный Гоголь !...» ; портрет писателя.

Дида ктический материал: дискуссионные и концептуальные карты опроса; диалоговые карточки (Приложение 2) .

Литературный ряд: Произведения Н.В. Гоголя. Литература об авторе. (Список прилагается)

Предварительная работа: разработка темы урока и диалоговых карточек, подбор видеофрагментов, текстового и иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по творчеству Н.В. Гоголя.

Ожидаемые результаты: учащиеся пополнят сведения об авторе и исторической эпохе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST ; расширят словарный запас.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Анализ текста по главам. 3. Рефлексия. Подведение итогов. 4. Работа над жанровым своеобразием повести . 5. Домашнее задание.

Ход урока

Литература.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 классов. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 223с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – 3-е изд., доработ. - Алматы: Атамұра, 2012. – 128 с.

Гоголь Н.В. Тарас Бульба: повесть/ Н.В. Гоголь. – М.: Дет.лит., 2013.-187 с.

Индивидуальные карточки на знание текста

Карточка №1

Прочитайте текст повести. Подумайте, в чем своеобразие этого описания и с какими картинами живописи можно сравнить его.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки (васильки); желтый дрок (степное растение) выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Карточка № 2

Прочитайте вслух «Речь о товариществе». Подумайте, какие мысли в ней важны вам и сегодня.

«… Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а! .. -сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната (польский крупный помещик), который желтым чеботом (сапогом)своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать… Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Карточка № 3

Как встретил Тарас своих сыновей?

Восстановите текст повести «Тарас Бульба»:

- А поворотись-ка, …! Экой ты … какой! Что это на вас за … подрясники? И этак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два … молодца, еще смотревшие …, как недавно выпущенные семинаристы. …, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась … . Они были очень смущены таким приемом отца и стояли …, потупив глаза в землю.

- Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас …! Экие …! таких … еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

- Не смейся, не смейся, батьку! - сказал наконец старший из них.

- Смотри ты, какой …! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, …! (…)

- Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись, - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не … . Добрый будет … ! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали … . - Добре, сынку! Вот так … всякого, как меня … : никому не спускай!

Проверьте себя по тексту. Верно ли вы вставили пропущенные слова? Подготовьте с одноклассниками инсценированное чтение.

Карточка № 4

1. Какое впечатление произвела речь на козацкие сердца? Перескажите близко к тексту Гоголя, включив в свой рассказ словосочетания: «разобрала сильно такая речь», «до самого сердца», «потупив седые головы», «слеза тихо накатывалася в старых очах».

2. С какими словами погибли на поле брани Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Кукубенко?

Карточка № 5

Кто и в связи с какими событиями произнес: «А что, паны?.. Есть ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?»

Карточка № 6

Какие чувства передает нам Гоголь, описывая смерть Андрия? По каким приметам мы догадываемся об этом?

« Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

Карточка № 7

Прочитайте фрагмент сцены казни Остапа. Подумайте, о чем заботится в последние мгновения жизни Остап. Как это перекликается с речью о товариществе?

«… Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон…

Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут!.. козаки!..»

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и … Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества…

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, – ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его.

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, – казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа.. Но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Карточка № 8

Чем объяснить такое настроение Тараса?

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

Карточка № 9

Найдите в десятой главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?

КК (Концептуальная Карта)

Параметры

Первая глава

Десятая глава

Внешний портрет

Внутренний (психологический портрет)

Поступки

Карточка № 10

О чем заботится Тарас в последние мгновения своей жизни? Как это перекликается с речью о товариществе?

«…Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.

«Попалась ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.

Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, – кричал он, – горку, что за лесом: туда не подступят они!

Но ветер не донес его слов.

Вот, пропадут, пропадут ни за что! – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:

К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его. (…)

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! …

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

Карточка № 11

Что привлекало Гоголя в истории Украины Х I XVII веков? Объясните происхождение названия «Запорожская Сечь».

Карточка № 12

Как описывает Тараса Бульбу Н.В. Гоголь? Какие художественные средства использует автор для описания его портрета?

Элементы портрета героя

Художественные средства

Карточка № 13

Выпишите из текста описания элементов интерьера светлицы в доме Тараса и комнаты прекрасной полячки.

Светлица Тараса

Комната полячки

Карточка № 14

Сопоставьте образы сыновей Тараса Бульбы

Остап

Андрий

Портрет

Отношение к родителям

Отношение к учебе в бурсе

Поведение в бурсе

Первый бой

Сцена гибели

Выводы:

Повесть «Тарас бульба» очень примечательна не только в цикле «Миргород», но и во всём творчестве Николая Гоголя. Для начала следует сказать, что в сам цикл входят весьма разноплановые повести: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». События всех этих произведений разворачиваются на Украине. И «Вий», и «Тараса Бульбу» можно назвать фантастическими, но «Вий» имеет скорее мистическую направленность, тогда как повесть «Тарас Бульба» относится к произведениям на историческую тематику. Для более глубокого раскрытия темы «Тараса Бульбы» следует подробнее проанализировать произведение.

На первый взгляд может показаться, что тема этого произведения ограничивается лишь фразой «борьба козаков за свою родину». Но это не совсем так. Безусловно, этот аспект присутствует, но помимо него есть и другие.

Борьба за родину

Эта тема является основной: козаки сражаются и с поляками, и с татарами, хоть этот эпизод не описан в тексте произведения. Запорожцы едут в Польшу не просто от скуки или чтобы размяться и закалить в боях молодых воинов. Козаки глубоко оскорблены тем, как католические священники относятся к христианским праздникам, тем, что из ряс шьют наряды, что запрягают простых христианских верующих в телеги, унижая человека: «…ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Эти известия вызвали бурную реакцию среди запорожцев, воспряли они духом, и, подгоняемые жаждой справедливости и боевым азартом, стали собираться в поход. Ни один из запорожцев не высказал недовольства, даже мысли о том, чтобы остаться на Сечи, среди гулянок и драк, ни у кого не могло возникнуть: «… и старые, и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу».

В боях козаки показали себя храбрыми и бесстрашными воинами, готовыми сражаться до последнего, чтобы не посрамить чести родного края. Умирая, все они произносили несколько слов о том, что ценили больше всего: о воле и Отчизне. Например, раненый Балабан произносит перед смертью: «Пусть же цветёт вечно земля Русская!», а Кукубенко благодарит товарищей, заканчивая речь фразой: «путь же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Благодаря образам этих запорожцев, читатель понимает, что каждый козак искренне любил родную землю. Каждый запорожец на Сечи - настоящий патриот, так как всегда готов был отстаивать в первую очередь свободу и независимость Отчизны, и только потом думать о себе.

Борьба за то, что дорого

Говоря о теме повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать о теме борьбы за веру, которая связана с темой борьбы за Отчизну. Сам Тарас Бульба ставит христианскую веру превыше всего. «Он считал себя законным защитником православия» - так описывает Бульбу автор. Для старого козака понятие «верующий христианин» синонимично определению «порядочный человек» – не случайно молодых людей, которые пришли на Сечь, спрашивали об их вероисповедании. Вера у козаков перерастает из простых отношений с Богом в некий символ единства, то, чем объединены все запорожцы. Именно поруганная вера служит причиной такого скорого решения о нападении на поляков.

Андрий Бульбенко, поначалу представляется неким вероотступником и дезертиром, ведь он предал своих, перейдя на сторону врагов. Неправильным было бы утверждение, что младший сын Бульбы вовсе не заботился о последствиях своего поступка. Он решил сражаться с поляками из-за любви к дочери пана. Девушка, пленившее его сердце, была настолько ему дорога, так много значила для молодого козака, что Андрий отрёкся от сформированной системы ценностей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!…нет у меня никого!». Андрий осознанно делал выбор, он понимал, что в лучшем случае никогда больше не увидит панночку, а в худшем – увидит её смерть. Он борется за то, что было ему дорого – за свою любовь, совершая рискованный поступок.

Значимой является сцена убийства Андрия. Напомним, что его убивает Тарас Бульба. Это произошло на поле боя, когда Бульба-старший увидел сына в составе польского войска. Козака охватил гнев и отчаяние: его родной сын предал ту любовь, которую воспитывал и воспитал в нём отец – любовь к Отчизне и христианской вере. Это стало слишком большим ударом для старого запорожца, не вписывалось в его картину мира. Убивая сына, Бульба убивает возможность к ренегатству как таковую. Он показывает, что выстроенные им ценности оказываются превыше кровных уз.

Заключение

Как можно заметить, тема произведения Гоголя «Тарас Бульба» не ограничивается лишь борьбой за родной край. Борьба понимается автором как нечто большее, чем просто сражение. Человек должен отстаивать свои интересы, а также то, что представляет для него ценность. Возможно, во время этой борьбы он погибнет, но всё равно до самого последнего вздоха останется Человеком.

Описание идеи и заключение, сделанные в этой статье, могут быть использованы учениками 6-7 классов при подготовке реферата или сочинения «Тема повести «Тарас Бульба»».

Тест по произведению

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьезные проблемы, которые не перестают быть актуальными и в наши дни. Приведенный ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Краткий анализ

Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема - Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция - В центре сюжета - непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка - возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка - трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Эпос.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

Тема

Основная мысль , которую автор хотел передать в своей повести - это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего, это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такую важную проблематику как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев - Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями - практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень четко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Главные герои

Жанр

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести , для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета все-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением, как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объем, в нем присутствуют характерные признаки эпической прозы: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Вывод напрашивается сам собой - по своему направлению историческая повесть «Тарас Бульба» относится к эпосу, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.