Окатоличивание православия. Чем отличается православие от католицизма? Вероучения в католицизме

Католицизм как одно из главных направлений в христианстве окончательно сформировался в результате первого крупного раскола (разделения церквей) в христианстве в 1054 Распространен он в основном в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.

Он имеет много общего с православием (вера в два источники вероучения - Священное Писание, Священное Предание, в божественную Троицу, спасительную миссию церкви, в бессмертие души, загробную жизнь) и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к стремительному изменению социальной деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основными догматами католицизма, отличающие его от других течений в христианстве, с догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство добилось только в 1870 Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой мощных феодалов, усиливали политический излив.

Еще один догмат католицизма о "чистилище" - принятый в 1439 г.. На Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очистка дат осуществляется путем различных испытаний, Родные и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище", ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, но и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме положение об особой роли духовенства, по которому человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно обладать особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, написанную на латыни, которой не обладает большая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются только "телом Божиим" (хлебом), то духовенство - его кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Богом. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая-догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о своих мыслях и поступках; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь позволяет католической церкви влиять на общество, особенно на женщин.

Вероучение утверждает, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество наград, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Многие своеобразного есть и в католическом культе, которому присущи пышность и торжественность. Богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровыми песнопениями. Происходит оно на латинском языке. Считается, что во время литургии (мессы) происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Именно поэтому вне таинством евхаристии (причастия), а значит - вне церкви спасение невозможно.

Очень большую роль играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство заимствовало его в древних религий, Богородицу почитали как Богиню-мать. Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной девой Марией, которая Родила от Святого Духа ребенка Иисуса, Сына Божия. В католицизме почитание Богородицы возведен в догмата, а ее культ какой-то мере даже отодвинул на задний план культ Бога-Отца и самого Христа. Католическая церковь утверждает, что в деве Марии женщины имеют свою заступницу перед Богом, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе (Эфес, 431) состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г.. Было принято доказательство о ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, но и телом. Даже сформировался специальный теологический направление - мариология.

Значительное распространение получил культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви была провозглашена до 20 тыс. Святых и почти 200 тыс. Блаженных. Этот процесс оживился в последние десятилетия. Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 святых и 496 блаженных, а Пий XII провозглашал ежегодно в среднем по 5 святых и 40 блаженных.

Католическая идеология чрезвычайно подвижная. Это четко прослеживается в решениях второго Ватиканского собора, который пересмотрел немало представлений, перестали соответствовать задаче сохранения религии, принял 16 документов, в которых раскрыта сущность современного католического модернизма.

Соборная конституция о литургию позволяет упрощения многих обрядов и их приспособления к условиям. В частности, разрешено часть мессы проводить не на латыни, а на местном языке с использованием национальной музыки; рекомендуется больше времени отводить проповедям, а богослужение проводить несколько раз в день, чтобы лица, занятые на производстве, могли посетить их в удобное время.

Собор вынес рекомендации о включении в католического культа элементов местных религий, сближения с другими христианскими церквями, признание таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. В частности, признано действительным крещение католиков в православных храмах, а православных - в католических. Католикам Китая разрешалось поклоняться Конфуцию, чествовать по китайскому обычаю своих предков и тому подобное.

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет международный центр управления - Ватикан и главу церкви - Папу Римского, которого выбирают пожизненно. Еще в 756 г.. На небольшой территории современной Италии возникла церковная государство - Папская область. Она просуществовала до 1870 г.. В процессе объединения Италии она была включена в Итальянского государства. После Первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI в 1929 заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папская государство - Ватикан. Ее площадь - 44 га. Имеет все государственные атрибуты (герб, флаг, гимн, вооруженные силы, деньги, тюрьму), дипломатические отношения со 100 странами мира. При папе существует правительство (римская, курия), который возглавляет кардинал - статс-секретарь (он и министр иностранных дел), а также совещательный орган - синод. Ватикан руководит 34 международными политическими внецерковной объединениями, координирует деятельность многих газет и журналов, учебных заведений.

Вражеские католицизма религиозные учения называли ересями, а их сторонников - еретиками. Церковь вела с ними чрезвычайно жестокую борьбу. Для этого введен специальный церковный суд - инквизицию. Тех, кого обвиняли в отступничестве от учения церкви, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, приговаривали к сожжению на костре. С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании. Утвержденный ею перечень "религиозных преступников" был таким большим, что мало кто из людей не попадал под его действие (не только еретики, но и те, кто защищал и прятал их).

Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов выше. Возглавляет католическую иерархию Священная коллегия кардиналов. Кардинал - высшая, духовная лицо после папы. Некоторые из них постоянно живут в Риме и возглавляют ватиканские учреждения, другие находятся в разных странах, где от имени Вата кану руководят местными организациями. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана есть государственный секретариат. Он знает дипломатическими делами со странами, с которыми Ватикан отношения. Постоянные послы - папские нунции. Италия и Ватикан также обмениваются послами. При отсутствии постоянных дипломатических отношений Ватикан направляет временных представителей - легатов.

Ордена монахов действуют по особым уставами, имеют строго централизованную структуру. Возглавляют их генералы, генеральные магистры, которым подчинены провинциалы (провинциальные приоры), магистры, а магистрам - аббаты и Конвентуальных приоры. Над всеми ними главенствуе генеральный капитул - собрание руководителей разных рангов, которое происходит раз в несколько лет. Ордена подчинены непосредственно Папе Римскому, в какой бы стране они ни находились. Одним из первых среди них орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурийським. Особым влиянием пользовался он в X-XI вв. Сейчас бенедиктинцы существуют в странах Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-XIII вв. возникло много монашеских орденов. Среди них важное место принадлежит так называемым нищенским орденам; францисканском, основанном в XVIII в. святым Франциском - 27 тыс. человек; доминиканском - 10 тыс. человек. Чтобы вступить в ордена кармелитов, августинцев, следовало отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Орден францисканцев получил определенные привилегии от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В его руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев (братьев-проповедников), основанный в 1215 Домиником, был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения ХII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.

В 1534 возник орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Игнатием сальных (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Будучи одной из воинствующих организаций католической церкви, преследовал ученых, пресекал свободомыслие, составлял индекс запрещенных книг, способствовал закреплению неограниченной папской власти. Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность), зарекаются в абсолютной покорности Папе Римскому, даже мысленно не могут подвергать сомнению его вимоги1. Устав ордена гласит: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения орден иезуитов разработал нормы морали. Иезуитский орден отличается от других тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить монастырский одежду. Они могут быть и тайными членами ордена. Поэтому данные о его численность приблизительные (до 90 тыс. Человек).

Сейчас существует около 180 монашеских орденов. Объединяя почти полтора миллиона монахов, они играют важную роль в осуществлении политики Ватикана, миссионерской деятельности.

Вся территория распространения католицизма делится на области (архиепархии). В настоящее время благодаря странам Африки и Азии количество их растет. В крупных епархиях есть викарные епископы (помощники епископов). В странах с большим количеством епархии и с автономией национальной церкви старший над всеми епископами - запас. При отсутствии такой автономии каждый епископ непосредственно подчинен Рима.

Учреждения Ватикана объединяют 9 конгрегаций, с трибуналы и несколько секретариатов. Конгрегации - своеобразные министерства, возглавляемые группой кардиналов (3-4 чел.) И главой - префектом. Важнейшие из них; Конгрегация священной канцелярии и Конгрегация пропаганды веры (осуществляет миссионерскую деятельность в основном в странах Азии, Африки). Это самый богатый конгрегация, которая получает различные дотации от бизнесменов-католиков, даже представителей других религиозных направлений (баптисты) на создание сети семинарий, университетов, школ, в которых воспитывают местное население в духе католического вероучения. Конгрегация имеет свое издательство, богадельни, школы.

Католичество успешно "вписалось" в индустриальное и постиндустриальное общества. Адаптация церкви к условиям зрелого капитализма был основан Папой Львом XIII в в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулированы отношение католической церкви к новым реальностям индустриального общества в конце XIX - начале XX в. Она осуждала классовую борьбу, провозглашала неприкосновенность частной собственности, покровительство в отношении лиц наемного труда и тому подобное.

Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX в., Повлияли на деятельность Папы Иоанна XXИИИ. В попытках предотвратить угрозу гибели человечества в ядерной войне большую роль сыграла поддержка католической церковью принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, поддержал совместные действия верующих и неверующих в защиту мира. Более дальновидную и реалистичную позицию Ватикан начал занимать и по проблемам Африки, Латинской Америки, Азии. Своевременное отграничения от классического колониализма благотворно повлияло на распространение католицизма в странах Африки, Латинской Америки.

Адаптация католичества к реалиям постиндустриального общества, учета социальных процессов; развернувшиеся в последней четверти XX в., связанные с именем Папы Иоанна Павла II, в деятельности которого четко прослеживаются три направления: первое касается внутренней политики церкви; второй - социальным вопросам; третий - внешней политики. В внутрицерковной политике он придерживается традиционных позиций: категорически осуждает разводы, аборты, попытки уравнять в правах женщин-монахинь со священниками, участие деятелей церкви в политической деятельности и тому подобное. Папа резко осудил тенденции к плюрализму, которые проявлялись в иезуитском ордене. Согласно его указаниям, Конгрегация по делам вероучения (в прошлом - инквизиция) осудила отдельных иезуитов США, Швейцарии, Германии, Нидерландов. В то же время на заседаниях Папской академии в Ватикане на чествовании столетия со дня рождения выдающегося ученого Альберта Энштейна с речью выступил сам Иоанн Павел II, признав ошибочным и несправедливым осуждения своего времени Галилео Галилея инквизицией.

Без внимания католической церкви не остается и семья. Широкий круг ее проблем рассматривает передача "Семья и вера", рассчитанная на супругов, родителей и детей. В них сформулированы взгляд католической церкви на причины кризисных явлений в семье, отчуждение детей от родителей.

В конце 50-х годов начинается переориентация европейской политики Ватикана: идею "малой Европы" меняет стремление к расширению "объединенной Европы". С приходом на престол Иоанна Павла II в основу такого понимания был положен тезис о совместных христианские, корни европейских наций. Для пропаганды концепции "неоевропеизму" используется трибуна ЮНЕСКО, международные культурные форумы.

Европа, согласно утверждениям Папы Римского, - комплекс наций, которые стали таковыми благодаря евангелизации. Внутреннее единство Европы является не только культурной, но и социальной необходимостью. Европе относится и ведущая роль в мировом контексте, благодаря ее специфической культурной традиции и неисчерпаемости сил. В настоящий Европе не существует противоречий между Востоком и Западом, она - единственная семья народов с различными взаимодополняющими особенностями. Сближение, интеграция европейских наций должны развиваться одновременно и в религиозном, и в культурном аспектах.

Для обоснования неоевропеизму Иоанн Павел II создал собственную концепцию нации. На переднем плане в ней - народ, потом отечество, религия, искусство, национальная культура. Европа, объединенная общностью происхождения, культурной истории и традиций, ценностей и фундаментальных основ организации жизни, может спастись от внутренних опасностей и апокалиптических конфликтов.

Европейская: культура основана на большой наследии -иудейський, греческой, римской, христианской. Но это наследие переживает глубокий кризис. Поэтому создание "новой Европы" связано с надеждой на религиозное возрождение. По словам Иоанна Павла II, "возрождение в христианском духе является одним средством спасения Европы". В 1985 г.. Папа издал энциклику "Апостолы славян", основная мысль которой заключается в необходимости объединения европейских стран на основе христианской культуры. Путь к единству между Востоком и Западом, утверждает Ватикан, в объединении христианских Церквей во вселенскую церковь и общей евангелизации, суть которой - установление прежде всего морального превосходства католической церкви. В этом четко прослеживаются политические цели. Пропагандируя единство Европы, Иоанн Павел II подчеркивает преимущество римско-католической церкви, поскольку "апостолы славян" якобы Работали с благословения и под контролем Пап Николая I, Андриана II и Иоанна VIII, будучи подданными Великой империи. Исторические документы свидетельствуют, однако, что Кирилл и Мефодий обращались в Рим оставь по дипломатическим вопросам.

80-е годы XX в. стали этапными для католицизма. На Чрезвычайном синоде епископов, посвященном 20-летию II Ватиканского собора, были проанализированы церковные дела за 20 лет после собора в контексте эволюции современного общества. Среди проблем были названы осложнения отношений церкви с миром. Богатые страны узнали секуляризм, атеизм, практический материализм. Этим вызвана, глубокий кризис фундаментальных нравственных ценностей. В развивающихся странах, царят бедность, голод, нищета. Синод пришел к выводу, что стремление к обновлению только внешних структур привело к забвению церкви Христа. В декларации "Призыв бога ко всем людям" синод призывает всех (не только католиков) к участию в создании "цивилизации солидарности и любви", потому что только путем религиозного возрождения можно преодолеть апокалиптический состояние современной культуры.

Католический теолог Карл Ранер так оценивает современное положение католической церкви: "Сегодня от церкви можно слышать много заявлений от имени" духа "II Ватиканского собора, которые не имеют ничего общего с этим духом. В современной церкви царит слишком большой Консерватизм. Церковные власти Рима, кажется больше подвержены возвращения в добрые старые времена, чем к реальному пониманию ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление к созданию широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества ".

После провозглашения государственной независимости, в Украине началось возрождение католических общин и храмов, несколько оживились отношения с Ватиканом.

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. Охарактеризуйте главные догматические и канонические различия между

католицизмом и православием.

2. В чем проявлялись особенности борьбы католической церкви с ересями?

3. Чем отличается отношение католической и православной церквей к тенденциям в развитии человечества?

4. Насколько, по вашему мнению, соответствует структура, система управления католической церковью требованиям централизации и свободы национальных религиозных образований?

5. Какими были позиции католических общин на разных этапах истории Украины?

Темы рефератов

1. Социально-политические ориентации в католицизме.

2. Католические монашеские ордена: история и современность.

3. Социальная доктрина католицизма, этапы ее развития.

4. кариологии как направление католической теологии.

5. История папства.

6. Понтификат Папы Иоанна Павла II.

7. Католицизм в Украине.

Литература,

Долгом Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Гергей Е. История папства. - М, 1996..

Войтыла К. Иоанн Павел II в. Любовь и ответственность. - М., 1993.

Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. - М., Брюссель, 1992.

Иоанн Павел II. Единство в многообразии. - М., 1994.

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. - Львов: Светильник, 1995.

Католицизм. Словарь. - М., 1991.

Карташов AB Вселенские соборы. - М., 1994.

Ковальский Я.В. Папы и господа. - М., 1991.

Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. - М., 1998..

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. - М., 1994.

Церковь и социальные проблемы: энциклика "Сотый год". Международная научная конференция. - Львов, 1993.

Сегодня наряду с православием и протестантизмом католицизм по праву считается одним из наиболее масштабных движений внутри христианской церкви . Возникнув ещё на заре христианской эпохи , спустя две тысячи лет он раскинул свои ветви по всему земному шару , получив известность как за счёт мощной организационной структуры, так и за счёт принципов вероучения .

Колыбель католичества

Сам термин "католицизм" возник ещё в первом веке нашей эры — уже тогда, невзирая на гонения со стороны цезарей, христианство стало постепенно распространяться по Римской империи . В переводе с греческого "katholikos" означает "всеобщий, вселенский" . Будущее подтвердило прозрачную этимологию этого слова — впоследствии католицизм стал "играть первую скрипку" как внутри христианского вероучения , так и на мировой политической арене .

Окончательно данное вероучение оформилось лишь в 1054 году после разделения христианской церкви на православную и католическую. С тех пор католицизм стал активно насаждаться в странах Европы и Америки . Невзирая на то, что впоследствии от него откололось множество самостоятельных религиозных движений (баптизм, лютеранство, англиканство), впоследствии католицизм получил известность как наиболее мощная ветвь христианской религии .

С 60-х годов в рамках католицизма принимается ряд мер по модернизации канонических догматов , а также ватиканской централизованной политики. В настоящее время Ватикан демонстрирует своим примером яркое сочетание светской и церковной власти : руководя всеми католическими организациями мира, город-государство обладает всеми атрибутами "державы в миниатюре" : флагом, гербом, гимном и даже телеграфом и почтой.

Католицизм настоящего времени не имеет ничего общего с инквизицией, охотой на ведьм, и борьбой с "ересями" — всё это осталось далеко в прошлом . Неудивительно, что на сегодняшний день число католиков в мире достигает почти миллиарда человек . Сегодня католики составляют большую часть верующих в странах Восточной Европы, Латинской Америки, и Австралии — и их число продолжает постепенно увеличиваться .

Католический культ

Католицизм обладает централизованным аппаратом управления , характеризующийся единой системой управления: вся власть сосредоточена вокруг главы церкви — ей является преемник апостола Петра Римский папа . Он непогрешим в вопросах веры и является прямым наместником Христа на земле . Вместе с коллегией кардиналов и синодом епископом папа являет собой верховный управляющий орган всей католической церкви.

Католические храмы богато украшены : взор любого верующего привлекают искусно изваянные статуи, красочно расписанные изображения святых … Богослужения, проводимые по латинскому обряду , отличает постановочная театральность: они проходят под органную музыку . В отличие от тех же православных церквей, в католических храмах можно сидеть — прихожане подчас шутят, что это служит достаточным доводом для того, чтобы посетить воскресную мессу.

Вопросы веры

Католики полагают, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына . Помимо этого, их характеризует вера в чистилище — промежутке между раем и адом. Источником веры у католиков является не только Священное Писание , но и Священное Предание . Что касается признаваемых католиками таинств , то их всего семь . Крещение совершается слева направо . Также в рамках католицизма существует учение об индульгенциях , иными словами, о снятии с кающегося грехов после обязательных причащения, исповеди, и молитвы.

Также католиков характеризует горячее почитание девы Марии . Парадоксально, но факт: католические священники обязательно соблюдают целибат . Возможно, этим и обуславливается строгое разделение в данном вероучении мирян (обычных прихожан) и клира (священников) — они причащаются отдельно друг от друга .

Также для данного вероучения характерен разветвлённый культ святых : они удостаиваются особого места в церковной иерархии . Католичество отличается почитанием всевозможных святых реликвий — начиная от гвоздей , которыми, по преданиями, был прибит к кресту Иисус Христос, и заканчивая плащаницей , на которой в своё время отпечатался его лик.

На сегодняшний день католицизм снискал внимание европейской молодёжи главным образом за счёт адаптации к проблемам современности . Католические организации прибегают к помощи интернета и телевидения для пропаганды своего вероучения. Благодаря этому они умудряются собрать многочисленные пожертвования для миссионерской деятельности, помощи безнадёжным больным и детям из малообеспеченных семей . Словом, католическая церковь настоящего времени является продолжательницей славных христианских традиций двухтысячелетней давности.

Католицизм – христианское вероисповедание, имеющее свои особенности и отличия от православия и протестанства. Католики считают свою веру чистой и истинной, берущей свое начало непосредственно со времени существования Иисуса Христа – Божьего Сына и основанной им первой христианской общины.

Что такое католицизм?

Католицизм это - одно из самых крупных ответвлений в христианской религии по числу приверженцев. Наибольшее распространение католичество получило в странах Западной Европы и Латинской Америки. В переводе с лат. catholicismus – вселенский, всеобщий, можно сказать, что представители католицизма видят в своей конфессии всеобъемлющую истинность и универсальность - «кафоличность». История появления католицизма относится к первоапостольным временам – I в. нашей эры. Самый расцвет католичество получило в Римской империи. Устройство католической церкви:

  1. Небесный глава – Иисус Христос. Земной глава всей Католической епархии – Папа Римский.
  2. Римская курия – главенствующий административный орган, включающий в себя Святой престол в лице Папы и суверенное город-государство Ватикан.

Для католицизма, как и для всей христианской религии характерны следующие обрядовые таинства или священнодействия:

  • соборование;
  • миропомазание;
  • крещение;
  • исповедание;
  • причащение;
  • венчание;
  • священство.

Чем отличается православие от католицизма?

Православие и католицизм - казалось бы, одна религия - христианство, но в обоих ответвлениях есть свои особенности и отличия:

  1. Католическая церковь верит в непорочное зачатие Марии, через снисхождение и принесение благой вести. В православии – Иисус рожден от брака Марии с Иосифом.
  2. В католичестве Божественная энергия любви едина и является общей для Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Православная доктрина видит в Святом духе любовь между Отцом – Сыном, Богом и людьми.
  3. Католицизм позиционирует Папу Римского как наместника Иисуса Христа на Земле. Православие признает Единым Главой только Иисуса Христа.
  4. Самый любимый и торжественный праздник христиан – Великая Пасха в католичестве рассчитывается, опираясь на александрийскую пасхалию, а православие на григорианскую, отсюда разница в две недели.
  5. Католическая церковь обязывает к обету безбрачия и монахов и священнослужителей, в православной целибат лишь для монахов.

Протестантизм и католицизм - различия

Протестантизм – относительно молодое направление в христианстве, возникшее с легкой руки видного христианского богослова XVI в. Мартина Лютера, который выступил и подверг критике католических священников, пытавшихся наживаться на своих прихожанах путем продажи индульгенций. Самое главное отличие протестантизма от католицизма в том, что авторитетом для протестантов является Библия, тогда как в католичестве не менее важны устои и традиции.

Другие особенности, отличающие эти два течения:

  1. Большая часть протестантских церквей против поклонения святым, целибата и принятия монашества в отличие от католичества.
  2. В протестантизме сформировано множество течений с консервативными и либеральными взглядами (лютеранство, баптизм, англиканство). Католичество - устоявшееся, консервативно устроенное христианское течение.
  3. Протестанты не верят в «мытарства» души и прохождение чистилища. Католики это - верующие, что существует чистилище – место, где душа очищается от грехов.

Смертные грехи в католицизме

Католическая церковь видит человека беспомощным, слабым, подверженного порокам и грехам, без любви и опоры на Бога. не считается смертным, а лишь искажающим человеческую природу. Главными или считаются семь:

  • зависть;
  • гнев;
  • похоть;
  • чревоугодие;
  • гордыня;
  • уныние;
  • алчность.

Как принять католицизм?

Религия католицизм считается самым крупным христианским ответвлением по численности прихожан, число которых растет с каждым днем. Что делать человеку, принявшему в свое время православие, но желающему перейти в католическую веру, потому что здесь он находит больше ответов на свои вопросы и душа получает больше откликов? Процесс перехода многоплановый и зависит от искреннего желания и стремления верующего. Принятие католичества происходит следующим образом:

  1. Беседа со священником и заявление о намерении принять или перейти в католическую веру.
  2. Подтверждение решимости следования за Божественным и глубокая личная преданность Иисусу Христу.
  3. Принятие и исповедование содержимого Никейского символа веры, как единственно истинного.

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ

обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот характер четко выразили папы и собор в Триденте (1545-1563). Понятие католического появляется ок. 150 после Р. X. и свидетельствует о том, что, в др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. Классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и omnium. Несмотря на это, уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). Философия католицизма, Philosophia perennis, в развивается неосхоластикой и неотомизмом. Католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

КАТОЛИЦИЗМ

(от греч. καϑολικός – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является иерократии ( духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв. – боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое идеи теократии отражает тот , что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных историч. условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства.

Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о "Граде божьем" и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является действенным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения – Священного писания и Священного предания – К. фактически уделяет первое преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. приоритета "предания" состоит в том, что благодаря ему К. получил истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств. класса, менять их в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий.

Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все "греховно по своей природе", души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К. – в стремлении усилить прямую судьбы мирян от духовенства, укрепить об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси , Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств. силами. Придавая исключит. значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат. победе добра, т.к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви.

Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести всех наук "...в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. К. фальсифици-ровала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод. строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквинский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (см. томизм) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К.

К. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т.д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т.п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения установл. формы, безотносительно к духовным устремлениям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается.

Важной особенностью К. является свойственное ему духовенства как особо привилегиров. обществ. группы, важной опоры господств. класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего и руководство духовной жизнью феод. общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое , как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в королевской власти во Франции (1309–77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит. положения с эпохи Реформации. Тем не менее, борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и нар. движениями К., создает в 1540 орден иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ. классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств. империализма. Эта новая роль К. получила яркое в 1870, когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости. Политика папы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т.п.

В совр. мире К. открыто вторгается в политич. , пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. , искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций – "Католическое ", "Мирской апостолат" и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы.

Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. империалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.).

Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ. наук, в художеств. лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т.п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку.

Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит. распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали " учение", т. н. католический . Несмотря на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион. познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. , выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии.

Вся совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит. рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунистич. деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, "марианские" союзы, руководимые иезуитами ("Легион Марии", "Синяя армия Марии" и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т.п.).

Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с пмпериалистич. реакцией вызвали глубокий в католич. лагере. Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы.

Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т.ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций ("Католическое действие", орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т.п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а "...все и всяческие религиозные организации..., как органы буржуазной реакции, защите эксплуатации и одурманению рабочего класса" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371–72).

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, М., 1952; его же, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; его же, Юридический , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, Франкский период, там же; Коровин Ε. Α., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен Α., Ватикан. Католическая церковь – оплот мировой реакции, пер. с англ., М., 1948; Шейнман M. M., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.–Л., 1948; его же, Идеология и Ватикана на службе империализма, [М. ], 1950; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в., М., 1958; его же. Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Katholische Weltanschauung und modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K. Galling, 2 Aufl., Bd 3, Tübingen, 1959; Algermissen Κ., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., Politischer Katholizismus als theologisches Problem, Münch., 1951; Loewenich W., Der moderne Katholizismus. Erscheinung und Probleme, Witten, 1956; Adam K., Das Wesen des Katholizismus, 12 Aufl., Düsseldorf, 1957; Mоllnаu К. Α., Aus dem Schuldbuch des politischen Katholizismus, В., 1958.

Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός - всеобщий, вселенский) - одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления - западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.

В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. - “и Сына”), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную людей стремиться к высшей цели - Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.

Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, которого составляют , святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь . Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.

Католическая церковь представляет собой особый институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ - папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная . Католицизм, как и , признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние , священство, брак , соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7-12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15-16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище - промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950- догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).

Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.

Философию католицизма составляет разнообразных школ и течений, таких, как , католический , учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм , персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской , ат. н. неосхоластические течения - суарезианизм, и неотомизм - к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является - учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе “христианизации” аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность - стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII “Aetemi patris” (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии - системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962-65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как “ассимилирующий неотомизм”, т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на философии католицизма оказало Аврелия Августина (4-5 вв.). Августинизм, игравший в 5-13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое концепции Бога (Бернар Клервоский , Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), “двойственной истины” (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве допол

нения к “сверхразумной теологии” (теологии откровения) разработал естественную теологию.

Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. “новой теологии”, которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с - с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); “социальные” теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества “земного” и “небесного”, а потому осуществляют поиски “сакрального” в различных сферах жизни социума.

Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы.

Католицизм (от греч. «всеобщий», «вселенский») - крупнейшая ветвь христианской церкви, одна из крупнейших мировых религий.

Католицизм, как полностью оформившееся вероучение, сформировалось в І тыс. н.э. на территории Западно-Римской империи, а после раскола 1054 г. и отделения православного христианства оно легло в основу новой, полностью самостоятельной конфессии - Римо-католической церкви. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и восточную, подчеркивая ее всемирный характер. Всю историю христианства, предшествующую расколу 1054 года, Римо-католическая церковь рассматривает как свою. Католическое вероучение восходит к временам первых апостолов, то есть к І в.н.э.

Вероисповедальная основа католической включает в себя:
1. Священное писание - Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание - решения всех (в этом состоит одно из основних отличий от православия) вселенских соборов и труды отцов церкви II - VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин. Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. В Катехизисе Католической Церкви они изложены более популярно.

Основные догматы католицизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея спасения через испове́дание веры,
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея искупления,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Характерные только для католицизма.
- филиокве исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына,
- идея о Непорочном зачатии Девы Марии,
- догмат о Её телесном вознесении,
- учение о чистилище,
- догмат о непогрешимости главы церкви - папы Римского.

В основе католического культа лежит семь главных обрядов-таинств:
- . Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха". Осуществляется путем через возлияние воды на голову.
- Миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты. У католиков, в отличие от православных, осуществляется не сразу после крещения, а примерно с семи лет.
- Причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения - вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина. Некоторые видные католические теологи (например, св. Августин,) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.
- Покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их. У католиков для покаяния существуют специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у православных покаяние осуществляется с глазу на глаз.
- Брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа. У католиков венчание совершается навсегда и представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью, при котором священник выступает простым свидетелем. У православных же, венчание ассоциируется не с контрактом, а мистическим духовным союзом (союзом Христа и Его Церкви). Свидетелем у православных выступает не священник, а весь «народ Божий».
- Елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
- Священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни. В католицизме священник действует "в образе самого Христа", а считают его лишь помощником епископа, который, в свою очередь, уже действует в образе Христа.
Ритуалы в православии и католицизме почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

Главное богослужение в католицизме называется месса (от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в конце службы), оно соответствует православной литургии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. На нем совершается таинство евхаристии. В 1962—1965 годах всекатолический II Ватиканский собор упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, мессу. Служение ведется на латинском и национальных языках.
Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (определенного святого или значимого события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника — Пасха и . Католики держат пост в субботу и воскресение.

Отличия в обрядах между католиками и православными

Православные молятся, обращаясь лицом только на Восток. Для католиков это непринципиально.
У католиков двоеперстие, в то время, как у православных - троеперстие.
Католики крестятся слева направо, православные наоборот.
Православный священник может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат, то есть строгий запрет на брак.
Католики используют для причастия квасной хлеб. Православные - пресный.
Католики опускаются на одно колено и крестятся каждый раз, проходя мимо алтаря. Православные - нет.
У католиков, кроме икон, допускаются и статуи.
Устроение алтаря в этих двух конфессиях различно.
Православные монахи не состоят в Орденах. Католики - состоят.
Православные священники обязательно носят бороду. Католические - крайне редко.

Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной в Католической церкви обладает Папа Римский. Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом. Глава церкви также является:
- Наместником Христа на Земле.
- Главой Вселенской Церкви.
- Главным Епископом всех католиков.
- Учителем веры.
- Интерпретатором христианской традиции.
- Непогрешимым. Это означает, что выступая от лица Церкви, Папа изначально защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины.
Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов.
Римская курия - административный аппарат католической церкви. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол.
Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник и епископ. В клир входят только мужчины.
Все католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Иерархия католического клира подразумевает также наличие многочисленных церковных степеней и должностей, таких как:
Кардинал, архиепископ, примас, митрополит, прелат, аббат.
Различают белое духовенство (священников, служащих при епархиальных храмах) и чёрное духовенство (монашество). В отличие от православного монашество не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Наиболее крупные объединения католических монахов на сегодняшний день: иезуиты - 25 тыс., францисканцы — 20 тыс., салезианцы — 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы — 8 тыс.

Римо-католицизм исповедуют около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г. Это примерно 3/5 от всех христиан планеты.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах, в частности, это: , Португалия, Бельгия, Венгрия, Словакия, Словения, Ирландия, Мальта и др.. Всего в 21 Европы католики составляют большинство населения, в , Нидерландах и — половину.
В Западном полушарии является господствующей религией во всей Южной и Центральной , а также в и на Кубе.
В католики преобладают на и в Восточном Тиморе. Есть они во , Южной Корее и Китае.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков
На Ближнем Востоке много католиков проживает только в Ливане, небольшая община существует также в Ираке.

Существуют также 22 восточнокатолические церкви. Они пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом, но пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви. Грекокатолики проживают в , Белоруссии,
Отношение католической церкви к другим религиям

Католическая Церковь ведёт экуменический диалог с другими христианскими церквями, которым занимается Папский совет по содействию христианскому единству. В 1964 г. параллельно с работой Собора состоялся визит папы римского в Константинополь, где папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 г., что явилось важным шагом к сближению двух ветвей христианства. Папа Иоанн Павел II (избран в 1978 г.) лично сделал очень многое для налаживания диалога Ватикана с мусульманами и .

Отношение католицизма к бизнесу весьма характерно для всех традиционных религий. Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи все же различали два разных типа экономической деятельности:

1.Производства продукта для продажи. Осуждалось, но незначительно.

2.Торговля продуктами или выдача займов. Осуждается церковью.

Отношение католицизма к медицине и со времен средневековья претерпело значительные изменения. Папа Иоанн Павел II, например, даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео , используя это для призывов к устранению препятствий к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром. В то же время, католическая церковь предостерегает против некоторых направлений современного естествознания.