Какие медицинские знаки существуют? История и значение медицинских знаков и символов. Эмблемы медицины

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний.

Змея как символ медицины



Змея как символ медицины

Символ змеи у народов мира

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

Змея - символ мудрости и знаний

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.


И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

История эмблемы медиков

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.


Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности - качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.


Красный крест и красный полумесяц

на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Этот символ является официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Синяя "снежинка" - звезда жизни

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).

Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.


05.03.2017

Змея - неоднозначный и сложный символ. В европейской культуре она олицетворяет зло, смерть, хитрость, грех, разрушение, дьявола. В Райском саду Змей соблазнил Еву яблоком, что, в конце концов, привело к грехопадению. Но с другой стороны это животное - символ мудрости, обновления и возрождения жизни. Почему же змея, обвивающая чашу хвостом, стала символом медицины и что она означает?

Частично змей ассоциируют с целительством, возрождением и обновлением, благодаря древнему поверью, что они владеют секретом вечной жизни. Животное меняет кожу для возвращения молодости. Змея, обвивающая сучковатый посох древнегреческого бога Асклепия (Эскулапа), способного воскрешать мертвых, была символом врачевания.

Змея стала медицинским знаком из-за того, что якобы обладает знаниями, недоступными простому человеку. Даже бог Эскулап познавал тайны врачевания у нее особым способом. Для того чтобы спасти жизнь человека, он должен был превратиться в змею, узнать ее секреты и обратно вернуть свой облик. Используя эти знания, он врачевал при помощи трав. На эмблеме изначально был изображен эскулапов полоз, неядовитая змея.

Посох Гермеса («посох вестника») носит название кадуцей. Он имеет на себе не одну, а две змеи. Гермес - посланник богов (в Риме его звали Меркурием), владел крылатым посохом, обладающим силой примирения врагов. Когда вестник решил испытать его, поставив между двумя дерущимися змеями, те сразу заползли на кадуцей и обвили его своими телами. Там они и остались, сосуществуя мирно.

Оба мифологических посоха - Асклепия и кадуцей - применяются для обозначения профессий, связанных с медициной. Всемирная организация здравоохранения со временем заменила посох на своей эмблеме на иглу.

По другой версии змея как символ врачевания появилась в Вавилоне во II веке до новой эры. Первые же изображения чаши со змеей известны с 600 года до н. э. Но первоначально они были раздельными и принадлежали дочери Эскулапа, богине здоровья Гигее. Она держала их в разных руках.

Змея, обвивающая чашу, появилась в XVII веке благодаря знаменитому швейцарскому врачу Парацельсу. В период Средневековья большое значение придавали змеиному яду, как субстрату для изготовления лекарственных препаратов. Парацельс был и врачом и алхимиком, он имел свой интерес к этим животным. Для того, чтобы змеи стали для него ценными, они должны были обладать ядом.

Поэтому на современной эмблеме мы видим кобру. В сочетании с чашей она предупреждает врачей - не навреди. Каждый яд в микродозах может быть лекарством, но при неправильной дозировке он смертелен. У нас в России эмблему медицины называют «Гиппократовой чашей».

Она появилась в стране при Петре I для обозначения военной врачебной части. Ф.Р. Бородулин высказывался насчет ее трактовки: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». Чаша здесь представляет человеческий разум, объемлющий весь современный мир.

В мире много различных эмблем медицины. Они делятся на общие и частные, первые из них знаменуют врачевание вообще, а вторые частные медицинские направления. Знаки красного креста, горящего факела или свечи, сердца на ладони и др., тоже являются символами медицины.

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.

Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача - все больное человечество... их деятельность - ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. Недостаточность публикаций по данной теме, а также разночтения в толковании одних и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса об их происхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования, посвященного отображению медицины мира в малых формах изобразительного искусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет, содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали, ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культуры разных стран и народов.

Изучение возникновения и внутреннего содержания символа - весьма сложное, но увлекательное занятие. Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки.

Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) - условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.

По определению выдающегося русского врача XVIII в. Н. М. Максимовича-Амбодика, автора первого в нашей стране руководства по акушерству "Искусство повивания" (1784 г.), выпустившего также два издания книги "Емвлемы и символы" (1788 и 1811 гг.), "...символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою, руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей".

Эмблема же "...есть остроумное изображение или... картина, очам представляющая какое ни есть... вещество..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении".

Более развернутое определение эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можно понимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символ воплощает идею, а эмблема - условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. "Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа". У древних греков и римлян слово "эмблема" означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала.

В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот - эмблема союза рабочих и крестьян; улей - эмблема трудолюбия; якорь - эмблема надежды; лира - эмблема поэзии и музыки и т. п.

Стара, как мир, символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древности растения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и лев олицетворяли силу и крепость, кедр и ворон - долголетие, лавр и пальма - победу и торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь - символом мира, а два голубя - вечной любви.

Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другими людьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди которых особое место занимают изображения растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика, где каждая эмблема сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском, французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения - лавр, ель и др. - символизируют неизменность и постоянство; роза означает все возвышенное, милость и справедливость.

Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами.

С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

В процессе работы удалось выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий - врачевания. Попытки дешифровать их с помощью какого-нибудь одного метода исследования (исторического, лингвистического или любого другого), как это делалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой и ошибочному разъяснению. Настоящий уровень развития научной мысли характеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первый взгляд далеких друг от друга дисциплин.

Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов.

Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства.

Ценными источниками для изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а также бонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Термин "нумизматика" происходит от латинского слова Numisma - монета. Первые известные в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". В качестве отрасли исторической науки нумизматика развилась только в XV в. На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас.

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

8. змея, обвивающая зеркало;

9. анк Импотеха;

11. горящий факел или горящая свеча;

12. светильник;

14. сердце на ладони и др.

К частным медицинским эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

3. клистира;

4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;

5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);

6. капля крови - эмблема хирургического профиля;

7. ступки, ступки с пестиком - эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;

8. военно-медицинские эмблемы и др.

Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.

Наиболее распространенный символ медицины - чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с VIIIв. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название "Асклепиев уж" (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), в Австрии (у Бадена около Вены), в Германии (у Шлагенбада). Их завезли сюда римляне.

Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данные многочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону во время "священного сна", часто вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так как в их облике якобы представал сам бог Асклепий. Первоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия, т.е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами они превращались в атрибуты очеловеченных божеств. Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей - «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее, отдельные авторы считают, что в эмблеме чаши со змеёй последнее олицетворяет зло. "Изображение змей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящее людям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чего борется медицина", - пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, на мой взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такого гуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея – злой гений была использована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечек римских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи, представляли в образе зла, и т.п.

Что же означает в эмблеме чаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что это сосуд для воды, другие – сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи – сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п.

Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду. Однако человек издревле селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости.

Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша – это сосуд с противоядием. Древние греки термином "фармакос" называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд.

В Древнем мире хорошо знали действие змеиного яда и противоядия. Аристотель – воспитатель Александра Македонского – занимался изучением ядов животного происхождения. Никандр Колофонийский (200-230гг.н.э.) в своём произведении "Териак" описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев – гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30гг. до н.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам.

Известно предание о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучал себя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римом он принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлось приказать рабу убить себя. Противоядие, приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных компонентов. Оно помогало и при укусе змей. Когда Помпей победил Митридата, он прежде всего стал искать рецепт этого противоядия, получившего позже название "митридатикум".

Средство попало и в руки императора Нерона, также боявшегося отравления ядом. Он поручил своему первому придворному врачу Андромаху исследовать состав лекарства. Андромах усовершенствовал рецепт "митридатикума", изъяв оттуда ряд старых и введя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности, увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя из принципа "подобное лечится подобным". Андромах преподнёс Нерону новый рецепт "митридатикума" под названием "териак", сопроводив его поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом Рима Галеном в работу "О противоядиях" и упоминалась им в ряде писем.

"Митридатикум-териак" просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергался критике. Так, в работе "Искусство лечения болезней ожиданием" (1689г.) английский автор Гидеон Гарвей писал: "Лев, медведь, тигр, кошка, волк, собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли бы произвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы "мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум, находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы их ненормальность".

Использование змеиного яда в лечебных целях получило особенно большее распространение в эпоху средневековья, о чём свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе французского "короля-солнца" Людовика XIV "митридатикум" пользовался большим успехом. Также рекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди, чтобы похудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, а затем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью "очищения крови".

Крупнейший французский хирург XVI в. Амбруаз Парэ написал "Трактат о ядах", в котором высказал ценные теоретические соображения в этой области. На памятнике ему в его родном Лавале высечены слова: " Хирург с мрачным лицом насыщает ядом больного".

В настоящее время змеиный яд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессия собирателей змеиного яда.

Таким образом, вполне вероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечение ядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только к сосуду для хранения яда – вряд ли правильно. По моему мнению, значение чаши как символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и было обусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природных явлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чаша превращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудрости жрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручению богов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала) использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиея и очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшалась изнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни.

Ф. Р. Бородулин – один из первых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. По моему мнению, вероятнее всего, чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

Древние мифы были своеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. С веками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблем сохранился до сих пор.

После падения Римской империи, в период средневековья, изображения чаши и змеи долгое время не употреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странах в XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а как общемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университета Ж. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем, высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в её современном виде подали в начале XIII в. аптекари Падуи.

В России эта эмблема под названием "Гиппократова чаша" стала основным медицинским символом также в XVIII в., однако никаких официальных государственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться на различных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г. И. В. Буяльским "Анатомо-хирургических таблицах", большой формат которых позволил дать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; на памятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатома П. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова и др.), жетонах, значках, также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов.

Нередко эмблему "чаша со змеёй" художники изображают произвольно, не учитывая исторически сложившейся традиции. Они изображают змею и слева, и справа от чаши. Такое изображение возможно лишь в том случае, если эмблема располагается в центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Если же эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой в центр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращена вправо и наоборот.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Медицина

У этого термина существуют и другие значения, см. Медицина (значения). Статуя Асклепия (Эскулапа), греческого бога медицины, держащего символический посох Асклепия со спиральной змеёй

Медици́на (лат. medicina от словосочетания ars medicina - «лечебное искусство», «искусство исцеления», и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю») - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

При необходимости противопоставления «народной», «нетрадиционной» медицинам и прочим «практикам» уточняют - общепринятая медицина (либо конвенциональная , от англ. conventional - обычный, традиционный; общепринятый).

Символы

В современном мире наибольшее символическое значение для обозначения медицины получили четыре варианта.

Один из внешних символов медицины с конца XX века - шестиконечная «Звезда жизни». Более древним символом медицины является посох Асклепия, который, согласно преданию, принадлежал великому целителю. Третий популярный знак - красный крест и красный полумесяц; его слава тесно связана с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Четвертый символ медицины - чаша с обвившейся вокруг неё змеёй - связан с Авиценной, который в лечении применял яд змей и древнегреческой богиней здоровья Гигиеей, изображавшейся с чашей и со змеёй.

История

Основная статья: История медицины Череп периода энеолита со следами трепанации, найденный в местечке Чалагантепе (Агдамский район). 5-е тысячелетие до н. э. Музей истории Азербайджана, Баку Изображение на деревянных досках Хеси-Ра, философа, архитектора, придворного библиотекаря и, вероятно, первого официально упомянутого врача в истории Знаменитый греческий врач - Гиппократ Древнеримский катетер

Древний мир

Основная статья: Доисторическая медицина

Первоначально возникновение заболевания рассматривались как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Таким образом, абсолютная беспомощность человека той эпохи перед силами природы в сочетании с непониманием сущности и законов окружающего мира способствовали возникновению ложных представлений о существовании злых духов, способных вселяться в организм человека, а также привели к разработке и применению целого ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и так далее), которые являлись, по сути, зачатками психотерапии. Зарождение и развитие зна́харства и шама́нства на ранних этапах существования человека привело к возникновению понятия лечения как такового. В странах Древнего Востока получила развитие так называемая жреческая, или храмовая, медицина. Значительных успехов достигла медицина в развитых античных государствах: есть исторические документы, донесшие до нас свидетельства современников-очевидцев и труды древнегреческого врача Гиппократа, римского естествоиспытателя Клавдия Галена, александрийских врачей Герофила и Эрасистрата. Кроме того, письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Таким образом, в древнем мире врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной медицины. Немаловажное значение уделялось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Известны дошедшие до наших дней свидетельства успешного (следы восстановления костной ткани в области рукотворных трепанационных отверстий, наличие костных мозолей на сломанных костях и так далее) применения хирургических методов лечения: трепанация черепа, кроме того, описано применение в случае патологических родов или гибели роженицы во время кесарева сечения, а в случае внутриутробной гибели плода - эмбриотомии и так далее. Древнекитайская медицина использовала более 2 000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии. Относительно высокого уровня достигли в Древней Индии анатомия и хирургия.

Древний Египет

Врач, который лечит пациента

Древнеегипетская медицина представляла собой смесь суеверных, доисторических воззрений со строго проверенными наблюдениями и выводами. Врач должен был следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписывались богам и богиням: Осирису, Исиде, Гору, Баст и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов - пастофоров. Они принимали больных в храмах. Преподавание медицины производилось в особых школах.

Гигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (по другим данным - 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, в определённые промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счётчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов фараонов возводились особые пирамиды. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в трёх видах, сообразно общественному положению умершего.

Привычные современному человеку понятия Анатомия и физиология практически отсутствовали в древнеегипетской медицине, а представление о них было идеалистическим. Согласно этим взглядам, телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота (примерно 6,5 граммов), а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть.

Египтянам были известны свойства 700 средств природного происхождения. Были известны опиум и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не очень много. Они употреблялись всегда свежими и подогретыми, а также замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Кроме лекарственных средств применяемых внутрь (через рот) существовал весьма разнообразный выбор: клизмы, тампоны, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Георга Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.

Средние века

Абу Али Ибн Сина - один из наиболее известных средневековых врачей Основная статья: Средневековая медицина

Накопление практических медицинских наблюдений продолжалось и в средние века. Возникли специальные учреждения для лечения больных и раненых, монастырские больницы для гражданского населения (VII век). Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией населения, способствовали возникновению опустошительных эпидемий и обусловили в Европе создание карантинов.

В VII веке в исламских странах начинают активно развиваться науки: учёные исламского мира в числе прочего продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и учёным. Харун ар-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Аль-Мамун основывает в Багдаде Академию, призывает к себе учёных из всех стран. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и других городах.

В 873 году при Ахмаде ибн Тулуне была создана первая крупная государственная больница, предназначенная исключительно для бедных слоёв населения. При поступлении в больницу одежда и деньги сдавались на хранение управителю, а при выписке из больницы пациент получал в качестве последнего рациона одну курицу и один хлеб. Больница включала также отделение для умалишённых.

Арабы находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, так как ислам призывает искать лекарства от болезней и превозносит тех, кто лечит людей. Арабские учёные-медики переводили и изучали сочинения древних медиков. Ибн Зухр (Авензоар) является первым известным врачом, осуществлявшим анатомирование и посмертное вскрытие человека[источник не указан 1529 дней ]. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон, Бактишва (несколько врачей-несториан), Гонен, Ибн аль-Вафид (англ.)русск. (Абенгефит), Ар-Рази, Али ибн Сахль Раббан аль-Табари (Гали-Аббас), Ибн Сина (Авиценна), Альбукасис, Ибн Рушд (Аверроэс), Абдул-Латиф аль-Багдади.

Византийская и арабская медицина обогатила мировую медицинскую науку новыми описаниями симптомов болезней и лекарственных средств. Значительную роль в развитии медицины сыграл среднеазиатский учёный Ибн-Сина (Авиценна).

Медицина в средневековой Западной Европе

Гравюра, изображающая врачей и пациентов Салернской врачебной школы XI-XII век

В средневековой Западной Европе, по сравнению с античностью, эмпирическая наука находилась в упадке, приоритет имели теология и схоластика. Сосредотачивалась наука в университетах. Начиная с IX века, в университетах на территории современной Германии, Англии и Франции, наряду с другими науками преподавалась, в том числе, и медицина. Лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в средние века была Салернская. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Наиболее известной была гигиеническая поэма «лат. Regimen Sanitatis ». К Салернской школе принадлежали врачи духовного и светского звания, а также женщины. Они заведовали больницами, сопровождали армии в походах и состояли при королях и принцах. Только с XIII века у немногих представителей медицины того времени обнаруживается стремление изучать природу болезней путём наблюдений и опытов. Таковы Арнольд из Виллановы и Р. Бэкон. В XIV веке начинается разработка анатомии как науки на основании вскрытий и М. де Луцци (англ.)русск. (1275-1326) издаёт сочинение, содержащее точные изображения органов. Тем не менее, до XV века арабы доминировали в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

Средневековая Русь

На Руси наряду с монастырской медициной продолжала развиваться народная медицина. В XI-XII веках в Переяславе и Киеве, в XIII веке во Львове были созданы больницы. Лекарственным делом в России издавна занимались врачи-эмпирики («ликовци»), аптекари («зелийникы»), костоправы, цирюльники.

Эпоха Возрождения

Значительный шаг в развитии медицины был сделан в эпоху Возрождения (XV-XVIII веках). Швейцарский врач Парацельс выступил с пропагандой медицины, основанной на опыте и знаниях, ввел во врачебную практику различные химические вещества и минеральные воды. А. Везалий описал строение и функции тела человека. Английский врач У. Гарвей создал учение о кровообращении.

В области практической медицины важнейшими событиями XVI века были создание итальянским врачом Дж. Фракасторо учения о контагиозных (заразных) болезнях и разработка первых научных основ хирургии французским врачом А. Паре.

Новое время

Врач, который посещает своих пациентов в 1682 году Операция в семнадцатом веке нашей эры

Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17-18 веков итальянский врач Б. Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда.

С развитием медицины зарождаются в разных странах медицинские учебные заведения. В 18 в. в Российской империи была создана Академия наук (1724 г) и медицинскую коллегию (1763 г) - административные центры в области медицины, а также открыто несколько медицинских школ.

В 1773 году открыт Медицинский коллегиум во Львове, который в 1784 объединился с медицинским факультетом Львовского университета, 1787 - открыта Елизаветградская медико-хирургическая школа. Одним из основных источников, комплектовали слушателей медицинских школ, была Киевская академия, где в конце XVIII века начали преподавать медицину (в 1802 был открыт медицинский класс - первым его преподавателем стал А. Ф. Масловский).

Во второй половине XVIII века - первой половине XIX века были заложены основы военной и морской гигиены. Немецкий учёный Р. Кох стал одним из основоположников микробиологии. Основы экспериментальной фармакологии и токсикологии заложил французский физиолог и патолог К. Бернар. Труды немецкого физиолога Г. Гельмгольца, чешского биолога Я. Пуркине способствовали прогрессу офтальмологии.

В это время увеличивается количество медицинских учебных заведений.

Направления и области медицины

Профилактическая медицина

Основная статья: Профилактическая медицина

Ранее эта область называлась Санитария и гигиена . Имеет целью предупреждения заболеваний, как в отношении одного индивидума, так и в отношении групп, популяций людей.

Выявление и лечение больных людей и предотвращение повторного заболевания одного и того же пациента.

  • Диетология изучает влияние еды и питья на здоровье и болезни, особенно при определении оптимального питания. Диетолог назначает терапевтическую диету при сахарном диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, лишнем весе и расстройствах пищеварения, аллергии, недоедании и опухолях. (иногда ошибочно путают с гигиеной питания).
  • Терапия
  • Хирургия
  • Психиатрия изучает психические заболевания, причины их возникновения, методы диагностики, профилактики и лечения.
  • Педиатрия
  • Геронтология изучает процессы старения живых организмов, в том числе и человека.
  • Кардиология
  • Неврология изучает структуру и функции нервной системы, закономерности развития и возможные патологии, причины заболеваний, методы их предупреждения и лечения.
  • Эндокринология изучает гормоны и их влияние на тело
  • Офтальмология изучает заболевания глазного яблока, его придатков (веки, слезные органы, слизистая оболочка), костных структур и клетчатки, окружающей глаз.
  • Стоматология
  • Урология

Фармакология (фармацевтика)

Основная статья: Фармакология
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармация
  • Фармакология биохимическая
  • Клиническая фармакология
  • Молекулярная фармакология
  • Фармакогеномика
  • Экспериментальная фармакология

Медико-биологические отрасли

  • Анатомия изучает физическое строение организмов. В отличие от микроскопической анатомии - цитологии и гистологии - анатомия изучает макроскопические структуры.
  • Биохимия изучает химические процессы, происходящие в живых организмах, особенности структуры и функции их химических компонентов.
  • Биомеханика изучает структуры и функции биологических систем с помощью механических методов.
  • Биологическая статистика - это применение статистики к биологическим полям в самом широком смысле. Знание биостатистики имеет важное значение в планировании, оценке и интерпретации медицинских исследований. Также биостатистика является основой для эпидемиологии и доказательной медицины.
  • Биофизика - это междисциплинарная наука, которая использует методы физики и физической химии для изучения биологических систем.
  • Цитология занимается микроскопическим исследованием отдельных клеток.
  • Эмбриология изучает раннее развитие организма.
  • Генетика изучает гены и их роль в биологической наследственности.
  • Гистология изучает структуры биологических тканей с помощью световой микроскопии, электронной микроскопии и иммуногистохимии.
  • Иммунология изучает иммунную систему, которая включает в себя врождённый и адаптивный иммунитет.
  • Инфектология изучает инфекции.
  • Комбустиология изучает ожоги и их лечение.
  • Медицинская физика изучает применение принципов физики в медицине.
  • Микробиология изучает микроорганизмы, в том числе простейшие, бактерии, грибы и вирусы.
  • Молекулярная биология изучает молекулярные основы процесса репликации, транскрипции и трансляции генетического материала.
  • Нейробиология включает в себя те дисциплины науки, которые связаны с изучением нервной системы. В основном, нейробиология сфокусирована на физиологии головного мозга и спинного мозга. Некоторые связанные клинические специальности включают в себя неврологию, нейрохирургию и психиатрию.
  • Патология как наука изучает причины болезней, их ход, прогрессию и разрешение.
  • Фотобиология изучает взаимодействие между неионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Физиология изучает нормальное функционирование организма и лежащие в его основе механизмы регулирования.
  • Радиобиология изучает взаимодействие между ионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Токсикология изучает опасные эффекты лекарств и ядов.
  • Сексопатология изучает сексуальное поведение человека.

Отдельные области медицины

  • Авиационная медицина
  • Арктическая медицина
  • Военная медицина
  • Космическая медицина
  • Медицина катастроф
  • Подводная медицина
  • Спортивная медицина
  • Судебная медицина
  • Медицина труда
  • Хрономедицина

Теоретическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область биологии, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Теоретическая медицина основана на логическом медицинском мышлении, подтвержденным научными теоретическими знаниями. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления (из тезисов Райтера Д. В.). Теоретическая медицина - это первый шаг практики (проф. Соловьев В. З.).

Как правило, теоретическая медицина не затрагивает практику медицины в такой степени, в какой она занята теорией и исследованиями в медицине. Результаты теоретической медицины делают возможным появление новых лекарственных средств, более глубокое, молекулярное понимание механизмов, лежащих в основе болезни и процесса выздоровления, тем самым создавая фундамент для всех медицинских приложений, диагностики и лечения.

Практическая медицина

В медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний, для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Доказательная медицина

Основная статья: Доказательная медицина

В современной медицинской науке всё шире применяются критерии доказательной медицины, которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в открытых исследованиях, когда некоторые участники исследования знают, какое именно воздействие получает пациент.

Поскольку вероятность многих заболеваний увеличивается с возрастом, интенсивно развиваются с позиций доказательной медицины такие разделы, как геронтология и гериатрия, изучающие проблемы замедления старения, антивозрастной терапии и профилактической медицины в пожилом и старческом возрасте.

Коды в системах классификации знаний

  • УДК 61
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  • Ветеринария

Где и когда впервые появился медицинский символ - змея, обвивающая чашу с ядом?

Eva love

Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей) . Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея) .






Фома

Чаша со змеей
Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.
Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.
Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.
Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.
Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.
Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.
Видимо стоит упомянуть и две очень распространенные шутливые интерпретации эмблемы «Чаша со змеей» . Первая – девиз медиков: «Хитер, как змей, и выпить не дурак» . Вторая – общенародная с многочисленными вариациями: «Тёща ест мороженное».

Тайна чаши со змеей
В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание. А так как первыми учеными на Земле были медики, то изображение рядом с ними змеи объяснимо.
Но тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, почему именно змея стала символом мудрости и знаний? Ведь змеи, как и все рептилии, значительно уступают высокоразвитым животным.
Во-первых: является ли змея символом знаний вообще или каких-то определенных знаний? Например, если, допустим, первыми учеными на Земле были бы не медики, а физики, то стала бы змея их символом? Или ее все-таки связывали именно с лечением, врачеванием?
И наконец, третий, весьма существенный вопрос: почему змея всегда изображается рядом с чашей?
Надо сказать, что вопросы эти представляют не только академический интерес. Они в какойто степени проливают свет на историю медицины, и не случайно этими вопросами занимались многие серьезные ученые, в том числе и выдающийся российский медик академик Е. Н. Павловский.
Долгое время некоторые историки науки трактовали символ медицины - змею, обвивающую чашу, - как утверждение целебного свойства змеиного яда. В частности, российский исследователь П. Е. Заблудовский считает, что изображение чаши рядом со змеей появилось на рубеже нашей эры и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Однако, по данным академика Павловского, такое изображение появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание.
Возможно, истина лежит посредине. Действительно, точного и узаконенного символа, то есть змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. Более или менее определенным этот символ стал благодаря Парацельсу.
Кстати, символ был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас: современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена нашей стране в 1924 году, а затем уже широко распространилась и за пределами нашей страны. Сама же змея сопровождает медиков издавна.
Легендарный греческий врач Асклепий (у римлян - Эскулап) всегда изображался со змеей, ибо именно благодаря змеям, как рассказывает миф, он стал сначала просто великим врачом, а потом - врачом-богом, покровителем медицины.
Вот что говорится в мифе.
Уже прославленный, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.
Так гласит легенда и так объясняется, почему в храмах, посвященных Асклепию, и на скульптурах самого бога медицины всегда присутствуют змеи. Правда, они обвивают либо посох Асклепия, либо его самого, а не чашу. Единственная дошедшая до нас скульптура, найденная при раскопках Помпеев, изображает Асклепия, держащего в одной руке посох, обвитый змеей, в другой - чашу. Зато дочь Асклепия - богиня здоровья Гигея (отсюда - "гигиена") - начиная с VI века до нашей эры постоянно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Так, быть может, змея в те времена была не символом излечения, а просто символом здоровья? Тогда почему же она у Гигеи всегда рядом с чашей? Нет, просто символом здоровья она не могла быть, тем более что древние очень хорошо знали, насколько опасны эти существа.

Анюта

Символ медицины – змея, обвивающая чашу, появился в XVI веке благодаря знаменитому врачу и алхимику Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Считают, что она либо олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, либо означает, что в этом сосуде и хранили змеиный яд. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 году, а затем широко распространился и за ее пределами.

Svetlana korolskaya

И еще:
В первобытном обществе, когда складывались тотемизм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром,
змея была одним из основных тотемных животных.
С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. (коварства и зла.НО также - бессмертия, мудрости и знаний.)
Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж.
Именно ужики – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают,
что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях.
Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям

Змеи в символах и гербах

Продолжаю тему Год Змеи.

Змея - древнейший символ, многозначный и универсальный.
Змеи являлись носителями и доброго, и злого начала- символом мудрости и защиты, целительства и бессмертия, но и символом смерти и коварства .
В древнегреческой мифологии покровитель врачебного искусства Эскулап (Асклепий) изображался с посохом, вокруг которого обвилась змея, символ здоровья и бессмертия .

Кадуцей -жезл Гермеса (Меркурия), покровителя торговли, обладавшего способностью примирять стал символом торговли и премирия. Вокруг кадуцея обвиваются две змеи.

Важнейшеезначение в Средние века приобрела эмблема Уроборос - змея, свернувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост, - символ вечности.

А свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений, цикличностью времени.
…………..

Есть на земле города, где покровительница года Змея запечатлена на гербах , а значит, эти города находится под ее защитой, и весь год Змеи будут притягивать благополучие и успех.
Гербы разнообразные и очень интересные.
Мексика
Герб Мексики изображает сидящего на кактусе- опунции мексиканского беркута, держащего в клюве змею.

Ниже символически изображено озеро с островом (Тескоко), еще ниже - ветки дуба (республика) и лавра (слава). У ацтеков символы имели религиозные ассоциации. Смысл герба - победа добра над злом.

Герб Мартиники 1766 года

Французский щит из 4 лазурных полей, разделён серебряным крестом. На каждом поле изображена змея (местная гремучая змея) в форме зеркально перевернутой буквы «L». Форма змей объясняется тем, что тогда Мартиника находилась в зависимости от Сент-Люсии, пока та не стала британским владением.

Милан
Старинный герб Милана , принадлежавший двум герцогским родам, правившим городом - Висконти и Сфорца - знаменитое геральдическое изображение.
Герб рода Висконти, Бисцион изображает лазурного змея , держащего в пасти человека.
Согласно легенде, в крестовом походе в 1187 году герцог миланский Оттоне Висконти встретился в поединке с сарацинским принцем. Мавр имел на щите изображение змеи, глотающей ребенка. Оттон победил сарацина, забрал его щит и избрал своим гербом.
По другой версии, дракон в V веке опустошал окрестности Милана, пока не был убит герцогом Умберто Висконти.

Еще толкования этого образа:
На гербе изображензмей , глотающий сарацина (мавра). Символизирует силу и победы города.
Или: на гербе змей, из пасти которого появляется младенец, что символизирует пробуждающуюся силу в сочетании с мудростью.
Когда в 1395 году Висконти стал герцогом, он добавил к бисциону чёрных орлов (герцогство являлось частью Священной Римской империи). Герб стал представлять щит, два золотых поля которого занимали орлы и два серебряных - змеи.

Династия Висконти угасла в середине XV века. На дочери последнего Висконти Бьянке женился Франческо Сфорца, миланский престол перешел династии Сфорца в 1450г.
А герб стал гербом города Милана .
Теперь у Милана другой герб - красный крест Св. Георгия на серебряном поле.
А изображение змея с ребенком использует в своем символе автомобильная фирма Alfa Romeo, созданная в Милане.

Фирма использует сочетание обоих миланских гербов. Это круг, разделенный пополам, в левой половине размещен крест, в правой - змей.
Пружаны
Дочь герцога Сфорца
, ставшая через замужество Великой Княгиней Литовской, привезла герб Бисцион в белорусские Пружаны .
В 1588 году владелица Пружан, Королева и Княгиня Великого княжества Литовского Анна Ягелонка (вдова Стефана Батория, она владела Пружанами после смерти матери - королевы Бона Сфорца), даровала Пружанам Магдебургские привилегии со статусом города, печатью и гербом.

Герб менялся, были варианты с ёлкой и двуглавым орлом, но теперь городу вернули старый герб.
Камник - старинный словенский город в 23 км от Любляны, названием обязан каменоломням и шахтам.
В центре города на холме высятся руины Малого замка XI века. Легенда связывает Малый замок с заколдованной графиней Вероникой - полуженщиной - полузмеей , которая стережет сокровища, спрятанные в замке.

В гербе города - на лазоревом поле дракон поддерживает белую башню с иллирийскими звездой и месяцем, а в башне мы видим женщину - змею.
Гаага, Нидерланды .
Белый Аист, держащий змею
С XV века символом города является аист.


Значение - очиститель от скверны (поглотитель змей, лягушек, червей и прочей «болотной нечисти») и отсюда - охранитель домашнего очага.
Змея на гербе германской общины Шланген - говорящий герб. (Schlangen - означает змеи)

........................
Города России
Ессентуки
Знаменитый курортный город.
Белый крест на гербе - элемент герба Ставропольского края - (Ставрополь - с греческого "город креста").
Поверх креста на гербе золотая чаша, обвитая змеей , с водяными струями, бьющими из чаши; Чаша со змеей символизирует город-курорт, струи символизируют целебные источники: Ессентуки-4, Ессентуки-17, Ессентуки-20.

Над чашей - летящий золотой орел с булавой - символ казачества и власти. Красный цвет фона связан с кубанскими казаками, а лазоревый - с терскими.
Улан-Удэ - столица Бурятии
В золотом поле - рог изобилия, поверх которого Меркуриев жезл с двумя обвивающими егозмеями (кадуцей).

Щит увенчан золотой короной о пяти зубцах, на центральном зубце соёмбо -бурятский символ вечной жизни (солнце, луна, очаг) - круг, сопровождённый внизу полумесяцем, вверху - пламенем о трёх языках, ниже короны - национальный орнамент.
Соль-Илецк -город Оренбургской области.
В XVIII веке здесь была основана крепость Илецкая Защита. Защиту границы символизирует в гербе серебряная башня с зубцами.

В арке башни - змея , обвившаяся вокруг золотой чаши с солью. Чаша и змея символизируют лечебные свойства местных озёр, а серебряные ромбы - кристаллы соляных копей.
Новозыбков – город в Брянской области.
На гербе - золотой жезл Меркурия, обвитый змеями .

Жезл скрещен с зеленым снопом конопли. Не подумайте плохого, в XIX веке Новозыбков был крупным торговым центром, и здесь выращивали коноплю - для изготовления пеньки и конопляного масла.

Тура – город в Эвенкийском районе Красноярского края. Герб довольно экзотичный.
В серебряном поле противоборствуют лазоревый змей и чёрный мамонт.

По мифическому сюжету из эвенкийского эпоса о борьбе Сэли (мамонта) и Дябдара (змея). Там, где проползал, извиваясь в схватке, змей, образовались реки. Там, где ступал тяжёлый мамонт, возникли впадины - озёра и поднялись горы. А Сэли и Дябдар провалились под землю, став духами-охранителями входа в Нижний мир.
Так Земля обрела свой нынешний облик, а на слиянии двух рек - Нижней Тунгуски и Кочечума, возникло эвенкийское стойбище, теперь - городок Тура.
Герб поселка Вольгинский Владимирской области.
Поселок был организован в 1973 году неподалеку от завода для производства средств защиты животных от болезней, рядом с НИИ ветеринарной микробиологии.

На гербе - серебряная фигура, напоминающая очертаниями пробирку, и лазоревая чаша, увитая двумя золотыми змеями -символ врачевания и аптекарского дела. Синий цвет чаши указывает на ветеринарную направленность, а две змеи символизируют и разработку ветеринарных препаратов, и производство фармацевтической продукции.

Город Змеиногорск основан на Алтае в 1736г
На гербе изображены две коронованные змеи, над ними скрещенные кирки, выше - сияющий кристалл.

Герб, напоминает о том, что поселение возникло при руднике.
Пушкин (Царское село)
Герб Царского Села
, официальной загородной резиденции императоров.
На нем по велению Екатерины Великой нарисовали змею, заглатывающую свой хвост. Этот символ мудрости и вечности в 2010 году вернули на городской герб города Пушкина.

Щит четверочастный. В первой и третьей части - в красном поле золотой коронованный вензель императрицы Екатерины I. Во второй и четвёртой частях - в пурпурном поле орел времен Екатерины II, держащий в правой лапе факел с пламенем; в левой лапе -якорь. На груди орла - овальный щит c крестом, окаймленный золотой змеей , проглатывающей свой хвост.
Город Находка
В рассеченном лазоревом и зеленом щите – вписанный золотой якорь, обвитый наподобие кадуцея парой золотых змей .

Якорь – символ порта и мореходства; две скрещенные змеи – символ мудрости, бдительности. А кадуцей и крылышки - символ Гермеса (Меркурия) бога вестей и торговли;
Интересный факт
Змея в России украшала царские печати и деньги. Изображение орла, поймавшего змею, было на денежных знаках генерала Юденича, командовавшего белой армией на северо-западе России.

Города Украины
В гербе города Змиева изображена золотая коронованная змейка.

Харьков
На гербе Харькова Рог изобилия и Кадуцей.

Евпатория
Змея обвивает жезл и чашу, напоминает о здравницах Евпатории

................

Флаг Сицилии
На флаге Сицилии в центре изображение трискелиона (трёх ног, выходящих из общего центра), головы Медузы Горгоны (со змеями вместо волос ), а также трёх змей либо трёх колосьев пшеницы. Три ноги символизируют три крайние точки острова Сицилия.

Тринакрия,
другое название трискелиона (от греч. « треугольник»), является первым названием острова. Цвета флага обозначают города Палермо и Корлеоне.
…………….
Эмблемы со змеей

Змея как символ встречается не только на гербах и флагах стран и городов, но в эмблемах различных организаций.
Ведь Змея может быть символом мудрости и защиты, медицины и обновления .
Противоречивость символа можно объяснить противоречивостью свойств самой змеи: ее яд и убивает и лечит;она может лежать неподвижно, но способна совершить стремительный бросок. Она сбрасывает кожу и омолаживается – значит может жить очень долго, вечно.
Змея - эмблема мудрости – так считали в странах Азии и Африки, где наблюдали жизнь змей, и умели приручать их, добывали от них целебный яд.
Отсюда и античное представление о змее как о символе медицины.
Ценят в змее и ее охранную способность . На Востоке змеи стерегут дом, а на Западе охраняют драгоценности и деньги. (В одном из шведских городов двухметровый удав днем спит, а ночью бдит, поджидая воров).
Эмблема медицины
Вспомним бога медицины Асклепия, вокруг посоха которого обвилась змея , служившая эмблемой здоровья и бессмертия. И "отец медицины" Гиппократ имел подобный посох.

Змея, обвившая чашу , изливающая в нее свой яд на пользу человека- также стала эмблемой медицины.
Этот знак как символ военной медицины , был утвержден у нас Реввоенсоветом в 1924 году. Знак сохраняется в России до сих пор в качестве эмблемы военно-медицинского состава и медицины в целом.
Дочь Эскулапа Гигея , богиня здоровья, часто изображалась, держащей в руке чашу со змеей .


Скульптура Гигеи у Военно-Медицинской Академии в Петербурге. Люблю эту скульптуру.
….
В странах Европы, где змей немного, испытывали страх перед ядовитыми змеями, считали их воплощением опасности.
Европейцы ассоциировали змею с библейской легендой о змии-дьяволе, считали ее символом зла и коварства. Также и в Америке эмблема змеи означает зло.
В этом качестве змея присутствует на гербе Мексики, где орел пожирает змею, то есть добро побеждает зло. А змея обвивающая меч - символ хитрости и коварства.
Но в большинстве эмблем змея – доброе начало , символ мудрости, здоровья, защиты.
Кадуцей -жезл Гермеса (Меркурия) –символ торговли и премирия.
В оккультизме – символ ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом.
Используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины , (ошибочно), по причине его сходства с посохом Асклепия.
Эмблема военных медиков США

........
В эмблему Федеральной Таможенной службы входит кадуцей, перекрещённый с факелом.

Средневековую эмблему победы над злом в виде Божьей десницы, простертой из облака и разрубающей мечом змею, использовали органы советской военной контрразведки «Смерш ».
Огненная змея Аспид является символом кузнецов.

В Новейшее время родились еще несколько «змеиных» эмблем международных организаций.
Эмблема ВОЗ

По аналогии с медицинской эмблемой составлена эмблема Службы защиты растений - змея, обвившая колос .

Так же в новой эмблеме Защитников окружающей среды от атомных взрывов змея, обвивающая чашу и растущую из нее зеленую ветвь на фоне ядерного гриба, служит напоминанием о том, что люди должны быть мудрыми, не допустить атомной катастрофы.
………………….
Источники
http://ru.wikipedia.org/wiki/Змея_в_геральдике
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/pohl/08.php
……………..