Символ мироздания в буддизме. Восемь благих символов

В буддизме, как и в любой другой религии, существуют религиозные символы, означающие какие-либо проявления всеобщей жизненной энергии или же аспекты учения. В отличие от символов других культов, символы буддизма имеют двойное значение – одно из них относится к обществу и истории, а другое непосредственно связано с духовной составляющей (обычно это просветление).

Благие символы буддизма

Среди символов буддизма выделяют восемь самых благоприятных (ещё их называют благими). Для буддистов они являются тем, что приносит покровительство небес и, соответственно, защищает от разного рода жизненных напастей. Их значение для буддистов огромно.

Символ буддизма Божественный Благой Зонт олицетворяет собой духовную защиту Будды, которую он распространяет на всех живых существ. На грубом материальном уровне Зонт представляет собой символ благородства, богатства и уважения. Для обычного человека это имело определённое значение — чем больше зонтов несли слуги человека, тем выше был его статус в обществе.

На духовном уровне Зонт являлся оберегом для всех от их жизненных страданий, от всяческих препятствий, болезней, в том числе умственных. Жёлтый либо белый цвет Благого Зонта символизирует духовную власть Будды. Купол Зонта представляет собой мудрость, а украшения в виде бахромы или оборок – то, как проявляется в этом мире сострадание ко всем живущим на Земле.

Золотые Рыбки на самом деле не сделаны из золота, просто их чешуя сверкает на солнце так, что ослепляет своим сиянием. Это два священных золотых карпа, которые на Востоке считаются практически божествами. Для общества они имеют значение настоящих природных богатств, изобилия, благополучия земных и водных просторов. Так как Рыбок пара, то они ещё считаются символом верности супругов и их долгой жизни.

На более тонком уровне Рыбки символизируют достижение духовных богатств, и освобождения от границ и рамок земного существования. Рыбы плавают свободно в речных и океанских водах – подобно им, достигший настоящего просветления человек безгранично свободен и счастлив.

Драгоценная Ваза или Ваза Изобилия являет собой символ процветания, долгой счастливой жизни и реализации задуманного. Это золотой церемониальный сосуд, украшенный изображениями лотоса и инкрустированный драгоценными камнями. Горлышко Вазы запечатано пробкой из дерева, что способно исполнить любые желания, и обвязано шелковым шарфом из мира богов. Считается, что Драгоценная Ваза всегда полна, вне зависимости от того, сколько оттуда было взято.

На духовном уровне Ваза является средоточием духовных достоинств и добродетелей, а также символом воплощения в жизнь благих намерений и желаний. Ещё Ваза имеет значение как умиротворение, посему эти церемониальные предметы обычно зарывают на территории храмов.

Цветок Лотоса – это, пожалуй, самый известный из всех символов буддизма, он знаком даже тем, кто не имеет никакого понятия об этом учении. Это символ совершенства, святости и духовной чистоты. Довольно часто последователей Будды изображают находящимися на цветке лотоса – это иллюстрация их причастности к святости.

Подобно тому как цветок лотоса вырос из грязи и мути болот, пребывая при этом чистым и незапятнанным, адепт буддизма, который искренне следует пути своего Учителя, способен очиститься физически и духовно, и, кроме того, избавиться от привязанностей, накладываемых на человека этим миром.

Цветок Лотоса, в том числе, является символом независимости от Сансары – бесконечного круга жизней и смертей, посему имеет большое значение для последователей буддизма.

Белая Раковина – это непременный атрибут всех древнеиндийских богов, при помощи которого они провозглашали победу над врагами. Звук раковины отпугивал злых демонов, вселяя в них ужас перед мощью богов. Это символ великого гласа Дхармы.

Завиток Белой Раковины повернут не в левую, как у обычных моллюсков, а в правую сторону. Согласно учению буддизма, чтобы приобрести правый завиток, моллюск должен подряд прожить пять жизней кем-то из обычных существ.

В буддизме Раковина имеет значение как символ распространения учения буддизма и его превосходства над остальными культами. Звук Раковины разносится во всех направлениях – также и учение буддизма беспрепятственно проникает во все уголки Земли, обретая своё истинное значение.

Символ Бесконечного Узла представляет собой связь всех живых существ и всего, что происходит во Вселенной. Узел не имеет ни начала, ни конца – это символ абсолютно полного обретения человеком всех мудростей и достоинств.

Узел может иметь разную форму – это может быть свастика, которая располагается на груди Будды, или завиток счастья, который носит Кришна. Ещё Узел может иметь форму бриллианта, который замыкается со всех его углов. Кроме того, контуры Бесконечного Узла буддисты видят в значении тех отметин, что расположены на капюшоне кобры. На духовном уровне буддизма Узел – это бесконечное сострадание ко всему живому и самая наивысшая степень мудрости.

Знамя Победы или Стяг Победы – на материальном уровне символизирует победу над препятствиями и врагами, над невежеством и всем ложным, что вообще существует в мире. Знамя Победы существовало ещё во времена древнеиндийских королей и представляло собой цилиндрической формы полотнище с эмблемой, прикреплённое к деревянному столбу.

Для буддизма Стяг Победы – это символ превосходства Будды над всеми демонами и богом иллюзий Марой, а также над всей мировой злобой и агрессией. Считается, что учение Будды победило неведение и смерть, так как он смог достичь божественного просветления и вырваться из круга Сансары.

Последним восьмым благим символом является Колесо Дхармы. Он имеет значение как символ перемен и постоянного движения вперёд. Это Колесо является средством передвижения для Владыки мира Чакравартина. Его показывают с восемью спицами, ступицей с тремя либо четырьмя завитками и ободом, украшенным лентами и цветами лотоса. Спицы – это восьмеричный путь Будды, ось колеса представляет собой нравственность как основу. Завитки на ступице – это преодоление желания, злости и невежества (если их три) или символы учения о Четырёх Истинах (если их четыре).

Восемь спиц разрубают на своём пути все помехи, не дающие добраться до истинного просветления. В все восемь качеств должны быть правильными – это воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, усилие, осознание и созерцание. Чем быстрее движется Колесо Дхармы, тем быстрее происходит духовный рост человека, если он следует восьмеричному пути.

Существуют другие, менее важные в глобальном смысле буддистские символы. Это мандала, являющая собой модель Вселенной, где обитают божества, мантра – мистическая звуковая формула, способная повлиять на материальный мир, и ступа – священное ритуальное сооружение, представляющее собой модель мироздания и тело самого Будды. Также в буддизме прижились индуистские символы – маска иллюзии Ванаспати, свастика, закручивающаяся в правую сторону, чакра, в индуизме бывшая символом силы богов, а также всем известная мантра сострадания ОМ или , имеющая значение абсолютного слога. Так что символика буддизма не появилась на пустом месте.

Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов (санскр. aṣṭamaṅgala; тиб. bkra shis rtags brgyad): золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви. Изображения Восьми Благоприятных Символов часто встречаются в буддийских монастырях, многие верующие держат их в домах, как символы благополучия и процветания.

Восемь Благоприятных Символов очень древние, они встречаются также в индуизме и джайнизме.

В северной традиции буддизма получила развитие символическая передача Учения. Каково значение буддийских символов? Без понимания их смысла символы становятся просто украшениями, красивыми картинками и безделушками. Рассмотрим значения Восьми Благоприятных Символов и поразмышляем над их смыслом.

Золотые рыбы

Две золотых рыбки – это символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны. Достижение Нирваны в буддийских сутрах сравнивается с достижением Того Берега. Что значит "тот берег"? Здесь есть этот берег. "Этот берег" означает грубый мир, Мир Страстей. Также можно сказать, что это мир шести путей. Далее, наше подсознание имеет тесную связь с Миром Форм и непосредственное отношение к нашему перерождению, и его называют океаном перерождений. Того, кто отплыл в этот океан, вновь и вновь сносит в Мир Страстей, – так снова и снова происходит повторение процесса перерождений. Где же находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Если у нас много мирских желаний, при попытке достичь Того Берега они станут непреодолимым препятствием, подобно бушующим волнам в океане. А для святого, вошедшего в этот океан перерождений, не возникнет препятствий, поскольку он одержал победу над собственными мирскими желаниями. Поэтому золотые рыбки (санскр. suvarṇa matsya, тиб. gser nya, букв. золотая рыба) – это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики. А почему две рыбки? Не является ли это подсказкой, что в духовной практике для нас важно не только накапливать заслуги добродетельными поступками тела, речи и мыслей, но и развивать мудрость?

Есть и другие интерпретации. Золотые рыбы – это две реки Индии: священный Ганг и Ямуна – его самый длинный и полноводный приток. Таково до-буддийское толкование древних символов. В древней символике эти сливающиеся в одну реки олицетворяли правый и левый канал в тонком теле человека.

В древнем тексте под названием "Арьямангалакутанама-махаяна-сутра" глаза Будды образно сравниваются с двумя золотыми рыбками.

Раковина

Белая раковина, у которой спираль закручена вправо – это весть о Просветлении Будды, а также благая весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды. Раковина (санскр. śaṅkha, тиб. dung – букв. раковина; тиб. dung dkar g.yas "khyil, dung dkar g.yas su "khyil ri can – букв. белая раковина со спиралью, закрученной вправо) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук.

В природе часто встречаются раковины с левосторонней закруткой спирали, поэтому редкие раковины с правосторонней спиралью в сознании людей ассоциировались с особенными признаками, и они считались священными. Направление закручивания их спирали связывалось с направлением движения по небу небесных светил: солнца, луны, планет и звёзд.

Подобно тому, как звук раковины распространяется во всех направлениях, так и Учение Будды распространяется повсеместно, побуждая живых существ пробудиться ото сна неведения. Однако одни существа улавливают в этих звуках смысл, другие же из-за своих омрачений ничего не понимают.

Драгоценный сосуд

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, тиб. gter gyi bum pa, букв. кувшин с сокровищем) – это символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. "Кумбха" на санскрите означает горшок для воды, кувшин, поэтому у драгоценного сосуда соответствующая форма. Крышку сосуда венчает большая драгоценность, это означает, что перед нами драгоценный сосуд. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). По поводу содержимого сосуда есть две интерпретации. Первая – внутри нектар бессмертия. Вспомним, что на тханках такой сосуд с эликсиром бессмертия держит и Будда Амитаюс, и Мандарава – ученица Падмасамбхавы, реализовавшая с Гуру Ринпоче уровень видьядхары бессмертия. ("Они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти". Из жизнеописания Мандаравы.) Однако Учение Будды говорит нам: ничто не вечно в Трёх Мирах, вечна только наша изначальная природа – состояние за пределами рождений и смерти. Практиками долгой жизни практикующий может устранить препятствия для жизни и продлить жизнь. Таким препятствием может быть недостаток жизненной энергии. Продление жизни приобретает особую ценность, если человек практикует для достижения Освобождения, накапливает заслуги и мудрость, совершенствуется в святой любви и сострадании, и поэтому нужен многим живым существам.

В эзотерическом смысле нектар бессмертия означает непрерывность сознания. Обретение непрерывности сознания позволит вам без искажений перенести знания и опыт этой жизни в свою следующую жизнь. Вы сможете на собственном опыте познать, что такое стекающий сверху нектар бессмертия, когда достигните ступени удовольствия из процесса радость-удовольствие-тишина-лёгкость. Благодаря нектару бессмертия сознание становится ясным и непрерывным.

Согласно другой интерпретации, драгоценный сосуд – это сосуд, наполненный драгоценностями. Сколько бы их не брать из сосуда, драгоценный сосуд не опустошается от этого. Что олицетворяют такие драгоценности? Это благое воздаяние за те добродетельные поступки, которые мы совершаем. Если мы накапливаем хорошую карму, мы обязательно пожнём плоды счастья. И ещё о значении чинтамани. Драгоценность, исполняющая задуманное, является атрибутом Будды Ратнасамбхавы и семейства Ратна. В Мир Ратнасамбхавы попадают существа, накопившие заслуги с помощью сильной воли. Значит, параллельно с добродетельными действиями, нам следует укрепляться в терпении, стойко перенося возвращение плохой кармы за наши неблагие деяния, совершённые в прошлом. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное.

Лотос
Цветок лотоса (санскр. padma; тиб. pad ma, букв. лотос) – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы.

Если лотос – белого цвета, тогда он также символизирует духовную чистоту, святость. Однако такой лотос на санскрите называют "пундарика", а словом "падма" обозначают розовый лотос. Розовый лотос символизирует Спасителя, а значит и самого Будду.

Лотос корнями уходит в ил, стебель его проходит сквозь толщу воды, а лепестки лотоса поднимаются над водой, они чисты и открыты солнцу. Сознание святого свободно от загрязнений, – три корневых яда не могут отравить ум просветлённого подобно тому, как мутная вода не может удержаться на чистых лепестках лотоса.

Колесо Дхармы

Золотое колесо (санскр. cakra; тиб. "khor lo, букв. колесо) с восьмью спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Восемь спиц этого колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь.

Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона. Первая проповедь Будды, после достижения им Совершенного Пробуждения, получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы". Четыре Благородных Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона.

Знамя Победы

Знамя Победы (санскр. dhvaja, тиб. rgyal mtshan) символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары. Знамя установлено на вершине горы Меру (Сумеру).

Сумеру, или вселенская Гора Совершенства, как считается, нерушима, пока существует наша Вселенная, включающая Мир Страстей и Небеса Брахмы. Знамя Победы установлено на вершине горы Меру, – разве это не символ, что Учение Будды нельзя уничтожить, поскольку оно есть Закон Вселенной?

Бесконечный узел

Бесконечный узел (санскр. śrīvatsa (?), тиб. dpal be"u) имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды. Здесь можно добавить, что для достижения состояния Будды необходимо идти бесконечно длинным путём Махаяны. Путь бодхисаттвы неизмеримо долог, он не ограничивается несколькими кальпами.

Также есть предположение, что бесконечный узел – это отражение более древнего символа, состоящего из двух переплетающихся змей. Змея – очень древний символ кундалини, возможно, пришедший в Индию из Древнего Египта. Вполне вероятно, что переплетающиеся змеи символизировали движение кундалини по правому и левому каналам тонкого тела, и тогда бесконечный узел имеет отношение к чандали.

Зонт

Драгоценный зонт (санскр. chattra, тиб. gdugs – букв. зонт от солнца, тиб. gdugs mchog – букв. драгоценный зонт, высший зонт) – символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления до достижения нами природы будды.

В Индии зонт от солнца традиционно был символом защиты, а также царского величия. Поскольку зонт держат над головой, естественно, что он символизирует почёт и уважение. Светские правители имели зонты из павлиньих перьев. В религиозном сознании защита от непогоды связывалась с защитой от загрязнений, пороков и страстей, препятствующих духовному развитию. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя или палящих лучей солнца, так и драгоценный зонт защищает нас от препятствий на пути к Пробуждению.

В тибетском варианте форма зонта была заимствована из индийского и китайского прототипов зонта от солнца. Она состояла из деревянного каркаса со спицами и шёлкового купола, по краям которого шла оборка или бахрома. Деревянный черенок зонта красили в золотой или красный цвет, шёлк был белым, желтым, красным или разноцветным. В Тибете зонт указывал на статус его владельца: зонт считался и символом светской власти (зонт из павлиньих перьев), и символом духовного могущества. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали тринадцать зонтов.


Траши тагье (тиб.)
Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов: Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотой Дхармачакрой - Колесом Учения; небесное божество Индра принес белую раковину для провозглашения истинного учения; земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия; другие божества принесли Будде двух золотых рыбок, цветок лотоса, знамя победы и драгоценный зонт [Чемитдоржиев 2010: 48-49].

Все эти восемь символов стали Символами Дхармы (санск. Учение Будды), указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей.Поскольку мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья, эти символы называют также Восемью символами удачи.

Драгоценный Зонт

Драгоценный зонт - (тиб. дуг) символ царственного величия и защиты, богатства, власти и социального статуса. Даруемая драгоценным зонтом прохлада защищает от палящих лучей страданий, непреодолимых несбыточных желаний, неврозов и вредоносных сил.

Драгоценная Ваза

ВАЗА- (тиб.бумпа) – символ тайного сокровища, хранилище нектара благополучия, здоровья и долгой жизни. Из нее неисчерпаемым потоком сыплются драгоценности, давая тому, кто развивается на духовном пути, защиту от нищеты и безвременной смерти.

Раковина белая

Раковина белая- (тиб. дунгкар), символ вибрирующего звучания Дхармы, пробуждающего существ от сна неведения . Достигая ушей существ,с разными способностями и предрасположенностями, звуки Учения Будды резонируют с внутренней природой будды существ, открывая всем путь к освобождению, побуждая прислушаться к лучшему в себе, задуматься, а впоследствии вступить на Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы) .

Победоносное знамя

Победоносное знамя (тиб.гьялцен) – знак военного превосходства. Означает победу над страданием , смертью и невежеством.это символ победы над всеми внутренними и внешними ограничениями, преодоления всех препятствий - главным образом, это две завесы: пять мешающих чувств (и их комбинации) и жесткие идеи.

Пара золотых рыбок

Пара золотых рыбок (тиб. сернья) – символ бесстрашия и радости, с которыми рыбка плывет в океане сансары, самостоятельно выбирая направление своего движения и не боясь страданий. Символ легкости и удачности перерождений бодхисаттвы в мирах сансары (санск.; обусловленного существования) и способность радостно и беспрепятственно скользить по ее волнам.

Цветок лотоса

Колесо Дхармы

Литература

  • Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012. с.243-245.
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы//Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
  • Буддизм Ваджраяны Южного Средневолжья. СамГУ (на правах рукописи).

5 (100%) 2 vote[s]

Символы буддизма. Редкие предметы тантрических практик Тибета. Буддизм одна из древнейших мировых религий культуры Востока, признан самыми различными народами с совершенно разной культурой и традициями.

Распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бутане, Вьетнаме, Сингапуре, Малайзии и других странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Рассказывать тему буддизма и вдаваться в тонкие подробности и различия философского учения «Просветлённого Будды» мы не будем, вся суть обзора сводится к очень редким и необычным антикварным предметам религиозного культа Тибетский буддизм, и краткого описания.

Символы буддизма. Серебряный Тибетский Будда, иногда и он не обходится без сексуального наслаждения

Морские ритуальные белые раковины были использованы еще в незапамятные до буддийские времена. Почти все традиционные Индийские герои обладали своей собственной раковиной, используемой как боевой рог.

Например раковина Девадатта, принадлежавшая Арджуне, главному герою Махабхараты, издавала мощнейший звук, приводивший в ужас врагов.

Раковина — это символ богатства, силы и величия, ее всепроникающий звук разгоняет злых духов, предотвращает природные бедствия, усмиряет опасных существ. Одним из главных атрибутов Вишну была раковина Панчаяна, символизирующая акт создания из первичных вод.

Звучание ее также имело глубокий смысл — издаваемый звук похож на священный звук Аум (Ом), от которого все произошло. Внутренние пропорции раковины представляют собой загадочную Божественную Пропорцию (или Золотое Сечение), являющейся идеальным выражением порядка и красоты нашей вселенной.

Классическая пурба это трехгранный кинжал с коротким лезвием и массивной, богато украшенной рукояткой.

Тройное лезвие пурбы означает победу над основными мешающими чувствами - гневом, неведением и привязанностью, а также контроль над прошлым, настоящим и будущим.

Как высшее оружие, иссекающее ненависть и гнев и наносящее удар по демоническим препятствиям, пурба проявляется в своей наиболее насыщенной и символичной форме как Ваджракилая с тремя головами, шестью руками и нижней частью тела в виде пылающего трёхстороннего лезвия острого кинжала.

Символы буддизма. Ритуальный символический нож в форме полумесяца, отсекающий неведение. Лезвие символизирует мудрость. В тибетском буддизме существует 17 форм изогнутого ножа. Пламенный нож дигуг защитника Дордже Бернагчена увенчивает рукоять с золотым центральным ядром и половиной Ваджра , украшают языки пламени и пасть мифического животного – макары указание на мощь и защиту.

Дигуг символизирует в целом отсечение главного корня обусловленного существования — неведения и иллюзии эго, является проявлением мужского принципа — активности (поэтому обычно находится в правой руке). Атрибут активной мудрости многих Йидамов.

Символы буддизма. Главный символ тантрического буддизма, или ваджраяны , откуда и происходит его название. В древнем индуизме ваджр - скипетр бога-громовержца Индры.

В буддизме ваджр представляет несокрушимую силу и символизирует неизменную и неразрушимую природу Просветленного ума, чистую истину Дхармы. Ваджр — мужской символ, аспект сострадания, блаженства и искусных средств на пути к Просветлению.

Как ритуальный предмет, ваджр бывает нескольких видов. Самые распространенные — пятиконечный и девятиконечный ваджр. У первого пять концов с одной стороны представляют пять омрачений, которые очищаются в пять видов мудрости.

Центральный шарик символизирует, что в состоянии Просветления между ними нет разницы с точки зрения абсолютной истины. Девятиконечный ваджр символизирует девять путей Древней тибетской школы (Ньингма).

Старинный Тибетский антикварный навесной замок в виде карпа, необычность формы замка с первого взгляда приковывает своим вниманием глаза.

Тибетская маска сделанная из человеческого черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре.

В Тибете капала зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями, но в данном случае мастера в этой ритуальной маске сделали исключение.

После того, как Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов: Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотой Дхармачакрой – Колесом Учения; небесное божество Индра принес белую раковину для провозглашения истинного учения; земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия; другие божества принесли Будде двух золотых рыбок, цветок лотоса, знамя победы и драгоценный зонт (Чемитдоржиев). Так трактует легенда.

Все эти восемь символов стали Символами Дхармы, указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Эти символы называют также Восемью символами удачи, поскольку Мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья. Они также считаются самыми лучшими и могущественными талисманами.

Если обладать всеми восемью символами, то обязательно придет полная удача – от духовной гармонии до материального благополучия.

Но можно приобрести какой-то один, в котором по вашему мнению Вы нуждаетесь больше всего.

У Вас конечно же возник вопрос: «Как выбрать именно тот благоприятный предмет?»

Самый «благоприятный предмет» для Вас надо выбирать, прислушавшись к внутреннему голосу. Для этого посмотрите на восемь рисунков, изображающих «благоприятные предметы», и выберите тот, который нравится больше всего. Позвольте свободно течь своим мыслям, но не раздумывайте слишком долго – пусть это будет интуитивная реакция.

Символ Золотое колесо учения с тысячью спиц или еще его называют «Колесо Драхмы» – символ дарования освобождающего Учения Буддой. Будды вращают золотое колесо Дхармы во всех мирах, чтобы помогать существам избавиться от неведения, источника всех страданий. Это колесо обычно изображается с восемью спицами и символизирует достижение спокойствия мудрости и ума.

Такой талисман подойдет для тех, кто находится в поисках родственной души, способной дать счастье и мудрость.

Этот символ генерирует энергию терпимости и гармонии. Его лучше располагать в северо-восточном углу дома.

Пара золотых рыб – Двойная рыба – символизирует независимость, неприятие условностей, раскрепощенность. Этот символ - символ бесстрашия и радости, с которыми рыбка плывет в океане сансары, самостоятельно выбирая направление своего движения и не боясь страданий. Символ легкости и удачности перерождений бодхисаттвы в мирах сансары и способность радостно и беспрепятственно скользить по ее волнам.

Пара рыб – прекрасная защита от несчастных случаев, злых помыслов и косых взглядов. К тому же талисман принесет столь необходимое вам материальное процветание.

В лавках экзотических товаров этот «благоприятный предмет» чаще всего продают в виде брелков и кулонов. Можно их носить и в бумажнике – тогда самым мощным направлением воздействия пары рыб станет защита вашего благосостояния от мошенников и пустых трат.

Символ Пара золотых рыб является прекрасной защитой от несчастных случаев, косых взглядов и злых помыслов. Кроме этого талисман принесет еще и материальное процветание.

Победное знамя – символизирует активность, энергию, общительность, победу учения Будды над невежеством и смертью. Это символ победы над всеми внутренними и внешними ограничениями, преодоления всех препятствий – главным образом, это две завесы: пять мешающих чувств (и их комбинации) и жесткие идеи.

Победоносное знамя – знак военного превосходства. Означает победу над страданием, смертью и невежеством.

Талисман Победное знамя несет удачу в виде счастливого случая, которым только нужно суметь воспользоваться. Его надо помещать туда, где по вашему удача более желательна: в машине, в офисе, дома

За этим талисманом не обязательно отправляться в магазин экзотических товаров. Вы сами можете смастерить себе красивый флажок, главное, чтобы в нем сверху вниз присутствовали три цвета – алый, зеленый и белый.

Бесконечный или Мистический узел – символизирует уравновешенность, единство мудрости и сострадания, преданность и гармонию.

Бесконечный узел – символ бесконечности интеллектуального познания и внеконцептуальной глубины Учения Будды (Дхармы). Он демонстрирует взаимозависимость всех обусловленных вещей и явлений, проявляющихся в мире, а также единство, недвойственность проявлений и пустоты.

Мистический узел изображают на кулонах и других ювелирных изделиях, на предметах декоративно-прикладного искусства (шкатулках, вазах, ширмах), вышивают на одежде, вплетают в узор ковров. Используете ли вы его для оформления интерьера или в качестве аксессуара туалета – работать он будет одинаково хорошо.

Этот символ иногда называют «узлом счастья». Он притягивает энергию здоровья и долголетия, оберегает от разочарований в людях. А еще гарантирует долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Драгоценный белый зонт – символизирует защиту от негативных влияний, он привлекает энергию всеобщего уважения и успеха. Такой зонтик лучше разместить в доме по диагонали от входной двери, чтобы препятствовать всякому негативу.

Драгоценный зонт – символ царственного величия и защиты, богатства, власти и социального статуса. Даруемая драгоценным зонтом прохлада защищает от палящих лучей страданий, непреодолимых несбыточных желаний, неврозов и вредоносных сил.

Зонтик подразумевает защиту от негативных влияний. Кроме того, он – эмблема достоинства и высокого ранга (зонтик на Востоке всегда держали над вельможами в знак почтения к ним). Этот «благоприятный предмет» привлекает энергию успеха в карьере и всеобщего уважения – при условии, что он красный или пурпурный и сделан из чистого шелка.

Символ Белый цветок лотоса – символизирует сдержанность и симпатию, чистоту учения. Цветок Лотоса указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь.

Лотос – образ чистоты и совершенства. Его энергия способствует ощущению покоя и умиротворенности, предотвращает измены и предательство, направляет мысли к благим целям. Приобрести картину или какую-нибудь вещицу с изображением лотоса – не проблема, а наибольшую пользу она принесет, если вы поместите ее в гостиной или спальне.

Этот талисман лучше расположить в гостиной или спальне.

Белая раковина закрученная по часовой стрелке – символизирует музыкальность, романтичность, эмоциональность. Это символ вибрирующего звучания Дхармы, пробуждающего существ от сна неведения. Достигая ушей существ, с разными способностями и предрасположенностями, звуки Учения Будды резонируют с внутренней природой Будды существ, открывая всем путь к освобождению, побуждая прислушаться к лучшему в себе, задуматься, а впоследствии вступить на Путь Бодхисаттвы.

Для привлечения «удачи репутации» лучше разместить этот символ в южной части дома, а чтобы наладить любовные дела – в юго-западной.

Позитив несет лишь та раковина, у которой внутренняя поверхность светлая. Это прекрасный талисман для тех, чья работа требует умения ладить с людьми и кому на пользу известность.

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания (ваза) – символизирует изысканность, щедрость и рассудительность. Это символ тайного сокровища, хранилище нектара благополучия, здоровья и долгой жизни. Из нее неисчерпаемым потоком сыплются драгоценности, давая тому, кто развивается на духовном пути, защиту от нищеты и безвременной смерти.

Хрустальная или фарфоровая ваза – резервуар для накопления хорошей энергии. Если красивую вазу наполнить ценными предметами (украшениями или денежными купюрами), она будет привлекать богатство.

Любой благоприятный символ, помещенный в вазу, будет усиливать свое действие.

Фарфоровая или хрустальная ваза – сосуд для накопления позитивной энергии. Если такую вазу наполнить ценными предметами, то она привлечет богатство. Если поставить в нее сосновую ветку – то это обеспечит счастливую жизнь семейной пары.

Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012. с.243-245.

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы//Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.