Социальное прогнозирование: формы и методы. Начало социального прогнозирования в зарубежной классической социологии и социальной философии заложили в начале ХХ-го века труды таких известных исследователей, как П

социальный прогнозирование информация экстраполяция

В настоящее время существует около 220 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются не более 10, среди них: фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, анкетирование), публикационные (в т.ч. патентные), цитатно-индексные, сценарные, матричные, моделирование, аналогий, построение графов и т.д. .

Сейчас мы подробнее рассмотрим методы, которые являются наиболее современными и применимыми методами социального прогнозирования, так как они постоянно совершенствуются новыми информационными технологиями и более удобны и практичны в использовании: фактографический метод (экстраполяция), моделирования и экспертизы .

При формировании прогнозов с помощью экстраполяции как правило исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные функциональные системные и структурные характеристики. Экстраполяционные методы являются одними из самых распространенных и наиболее разработанных среди всей совокупности методов прогнозирования.

С помощью этих методов экстраполируются количественные параметры больших систем, количественные свойства экономического, научного, производственного потенциала, сведенья о результативности научно-технического прогресса, характеристики соотношения отдельных подсистем, блоков, элементов в системе показателей сложных систем и др .

Но уровень реальности такого рода прогнозов и соответственностепень доверия к ним в значительной мере обусловливаются аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия "измерителей" по отношению к сути рассматриваемого явления.

Метод эффективен для краткосрочных прогнозов, в случае если сведенья динамического ряда выражены ярко и устойчиво. Ряд динамики (или динамический ряд) представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, определяющих изменение общественных явлений во времени .

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения .

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта .

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия. Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. Метод экспертизы основывается на накопленном опыте, знании особенностей функционирования и развития исследуемых объектов.

Начало методу экспертизы положила книга Трилла «Наука об управлении» (1911). В России наука об экспертизе начала развиваться с 1950-1960 гг.

Метод используется при неопределенности. Экспертиза - это предположение: что надо сделать, чтобы было «то-то»; или «что будет, если…» .

Экспертиза -- итоговое суждение эксперта (или группы экспертов, населения) о динамике показателей анализируемого объекта или об альтернативных вариантах их возможного развития в будущем, которое: объективно, научно обосновано, вероятностно по природе, корректируемо в рамках прогнозного периода по мере поступления новой информации, верифицируемо после завершения прогнозного периода, должно быть четким, ясным, не допускать неожиданных толкований, строго соответствовать заданию на прогноз, быть доказательным и воспроизводимым.

Основные цели экспертизы: повышение обоснованности принимаемых решений на основе заключений экспертов; контроль соблюдения соответствия и/или установления соответствия между характеристиками объекта экспертизы и требованиями, предусмотренными нормативными, нормативно - правовыми и законодательными документами различных уровней .

Экспертные методы прогнозирования наиболее востребованы, они хорошо работают на большие периоды и являются основными для долгосрочного прогноза. Рассмотрим популярные методы экспертизы:

Метод Дельфи является дальнейшим развитием методов анкетного опроса и состоит из нескольких туров последовательного анонимного анкетирования экспертов с обратной связью. Обратная связь осуществляется за счет того, что перед каждым последующим туром опроса экспертам сообщают обобщенные результаты предыдущего тура. Число туров определяется или требуемым уровнем точности, или установленной степенью детализации проблемы. Дельфийская процедура использует только числа .

Метод Дельфи - итерационная процедура, которая позволяет подвергать мнение каждого эксперта критике со стороны всех остальных, не заставляя их фактически сталкиваться лицом к лицу.

Метод Дельфи (другие названия: «Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула») появился в 1950-1960 годы в США для исследования военно-стратегических и военно-технических проблем. Разработан корпорацией RAND, авторами являются О. Хелмер, Т. Гордон, Н. Долки.

Идея метода заключается в том, чтобы создать механизм, обеспечивающий сохранение анонимности точек зрения отдельных лиц и тем самым свести к минимуму влияние красноречивых и обладающих даром убеждать личностей на поведение группы в целом. Все взаимодействия между членами группы находятся под контролем со стороны координатора или руководящего звена, направляющего всю деятельность группы. Координатор регулирует процедуру анализа мнений и сохраняет их анонимность. Групповая оценка вычисляется им путем некоторого усреднения (обычно посредством нахождения среднего значения, или медианы) и доводится до сведения всех членов группы .

Цель метода Дельфи - уменьшить психологическое давление, испытываемое некоторыми людьми при личном контакте, и, следовательно, исключить влияние на конечный результат особо красноречивой или сильной личности. Метод Дельфи, предполагающий анонимность мнений, итерактивную процедуру обработки результатов, управляемую обратную связь, числовые оценки и статистическое определение групповой оценки, является ценным инструментом исследования для разработчиков имитационных моделей.

Основными принципами метода "Дельфи" являются:

ѕ анонимность участников (участники опроса только заполняют вопросники и не взаимодействуют лично);

ѕ процедура анкетирования является многотуровой;

ѕ после проведения очередного тура информация обрабатывается и передается участникам, анонимность сохраняется.

При использовании метода Дельфи достигается большее согласие между групповым мнением и мнениями отдельных членов группы, чем при методах, требующих личных контактов.

Метод мозгового штурма -- основывается на коллективной генерации идей, высказываемых спонтанно участниками различных профессий и специализаций . Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" , в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

ѕ генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;

ѕ анализ и оценка выдвинутых идей.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками .

Метод комиссий (круглого стола) -- группа экспертов многократно собирается с целью прямого обсуждения одного и того же вопроса. В нем организатор экспертизы не руководит обсуждением, а только гарантирует интенсивную работу каждого эксперта. Метод оперативен, однако имеется угроза взаимного влияния мнений экспертов, особенно мнений признанных авторитетов в данной области исследований.

Метод комиссий учитывает осуществление экспертизы в форме свободного обмена мнениями с целью получения общего суждения экспертов. Очная форма общения экспертов существенно сокращает время экспертизы, упрощает приобретение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» -- способом назначения. Обычно это 10--12 человек. Для получения качественного прогноза предусмотрен свободный и очный обмен мнениями между экспертами, то есть открытое общение. Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов и, по возможности, отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается, что» или «говорят, что». Конечно, открытость предполагает не только готовность заявить собственную позицию, но и желание и умение воспринять позицию других экспертов .

В рамках обсуждения проблемы экспертам необходимо следовать принципу психологической безопасности: позиция эксперта и те суждения, которые он высказывает, не должны оскорблять достоинство других экспертов или превращать обсуждение проблемы в способ утверждения собственного превосходства; важно взаимное стремление и готовность экспертов к рассмотрению и решению обсуждаемой проблемы. Задача соотнесения, координирования собственной точки зрения с другими мнениями не всегда решается просто. Поэтому экспертов необходимо обучать межличностному общению, а организаторам процедуры желательно учитывать рекомендации психологов -- специалистов по общению.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом путем постановки вопросов о будущем состоянии объекта прогнозирования и его прогнозного фона. При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом, вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта .

Преимущество метода «интервью»: благоприятная обстановка, изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов.

Метод аналитических докладных записок - самостоятельная работа эксперта над анализом динамики объекта прогнозирования и возможных путях его развития, предполагается, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов.

Сценарный метод - метод построения прогнозного сценария - аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта.

Таким образом, написание сценария - это идентификация логической последовательности событий с целью показать, как исходя из существующей ситуации может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах. Основное значение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление факторов фона и формулирование критериев для оценки целей. В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования .

При разработке сценария, поскольку в ней принимает участие группа специалистов, всегда возникает неопределенность, связанная с субъективностью их суждений. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т. е. чем больше степень согласованности мнений экспертов. Поэтому важным качеством сценария является согласованность мнений экспертов.

Сценарий может быть представлен как в текстовой, так и в числовой форме.

Данный метод базируется на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, предполагает выявление степени влияния новых технологий и техники на темпы развития научно-технического процесса и, как следствие, социальных процессов. Как уже отмечалось выше, имеется тесная взаимосвязь между различными направлениями прогнозирования, порождаемая детерминацией всех существующих в объективной реальности явлений. А поэтому изменения, происходящие в природе или в области техники, могут вызвать серьезные изменения социальной жизни общества, породить в нем как позитивные, так и негативные процессы .

Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования.

Будущее 1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

2. На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический; гносеологический; Логический; нейрофизиологический; Социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия - его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно "проследить" будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование - также вид познания, то само прогнозирование возможно.

Логический аспект - на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем. Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

3. В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Ее создателем считается немецкий ученый Флехтхайм (40-е годы XX в.), который и предложил термин. К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназаров и другие.

4. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе.

Среди них процессы в области: производственных отношений; науки и техники; образования; здравоохранения; литературы, строительства; освоения космоса; международных отношений. Это направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Методы Социального Прогнозирования

Основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция (-логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относительно части объектов или явлений на всю совокупность (множество) данных объектов или явлений, а также на их другую какую-либо часть) в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Во-вторых, этооценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления. В-третьих, этомоделирование прогнозируемых явлений. Все три способа выделяются условно, ибо образуют органич. единство: любая экстраполяция, логич. или статистич., представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка - это прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении, любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку. Все методы прогнозирования представляют собой, по существу, различн. комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Несколько методов относятся к общенаучным, НАПРИМЕР , прогнозирование по аналогии. Прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного и т. д. Практически в арсенал М.с.п. входят все методы социология , исследований - изучение документальных источников и литературы, наблюдение , опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и эксперимент постфактум, моделирование схематич. и математическое. Многие методы относятся к меж- или интернаучным, применяемым в ряде научн. дисциплин, напр., методы регрессионного или факторного анализа , очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Нек-рые методы являются частнонаучн., т. е. относятся лишь к к.-л. одной научн. дисциплине - напр. опросы населения в социологии, проективныетесты в психологии и др. Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватывающей методы научно-технич. и соц.-экономич. прогнозирования, без учета специфики агро-, гидрометеорологических и ряда др. естественно-науч. прогнозов), все методы по степени формализации делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографич.).

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: эк­страполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, мо­делирование и экспертизу является достаточно условной, по­скольку прогностические модели предполагают экстраполя­цию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогно­зов также используются методы аналогии, дедукции, индук­ции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

1. Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнози­ровании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процес­са), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что сле­дующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квад­раты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расче­тах будущей численности населения, его половозрастной и семей­ной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рас­считано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exсel и др.) можно пост-
роить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экст­раполяции как метода прогнозирования в некотором роде ог­раничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного раз­вития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные осо­бенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (умень­шенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструирован­ный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоин­ство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.



3. Экспертиза.

Особым способом прогнозирования является экс­пертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определен­ности параметров, подлежащих изучению.

Экспертиза в контексте исследований по искусственному ин­теллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или пло­хо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело обще­системный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания зада­чи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой зада­чи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготов­ки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знани­ями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здра­вый смысл».

Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяже­нии его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта.

Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется.

Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны.

При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления, другими орга­низациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза.

Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией.

Наконец, завер­шение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в со­ответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

Если исходить из существа разработанных этими авторами концепций, то управление предстает как социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления (управляемой подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы (организации), достижение его поставленной цели

Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами:

1. Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.

2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития организации. Вся деятельность организации должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны.

4. Принцип найма руководителя. В соответствии с данным требованием решается вопрос назначать или выбирать руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач руководителя.

5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

6. Принцип многовариантности управленческих решений. Данный принцип диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде.

Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к неблагоприятным.

8. Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливаться к изменениям внутренней среды организации (фирмы) и внешней среды – потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно техническим изменениям.

9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизацизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

10. Принцип единства руководства. Сущность данного принципа можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель. Знаменитый французский специалист в области теории управления Анри Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать.

При прогнозировании используют качественные и количественные методы исследования. Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным качественным методам прогнозирования относится метод экспертных оценок .

Метод экспертных оценок используется преимущественно в долгосрочных прогнозах.

Прогнозирование осуществляется на основе суждения эксперта (группы экспертов) относительно поставленной задачи. Это неформальные методы. Экспертом выступает квалифицированный специалист по конкретной проблеме, который может сделать достоверный вывод об объекте прогнозирования.

По существу мнение специалиста - это результат мысленного анализа и обобщения процессов, относящихся к прошлому, настоящему и будущему, на основании собственного опыта, квалификации и интуиции.

Используются, если объект прогнозирования и планирования сложен, нов или существует неопределенность его развития.

Экспертные оценки могут быть индивидуальными или коллективными. К методам индивидуальных экспертных оценок относят: *

аналитический метод. Позволяет осуществить логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации и представить данный анализ в виде аналитической записки. Предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта; *

метод «интервью». Позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта; *

метод написания сценария. Основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарий – это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем, чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершенных проводимых работ по прогнозируемому объекту; *

метод «дерева целей». Используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. «Дерево целей» строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях.

К методам коллективных экспертных оценок относят: *

метод комиссий (коллективное совещание). Состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется в виду, что развитие данного объекта не может быть определено другими методами. Проводится опрос экспертов с дальнейшей обработкой материалов опроса. Окончательная оценка опроса выводится либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое, либо как средневзвешенное значение оценки. *

метод «Дельфи» состоит в организации систематического сбора экспертных оценок, их математико-статистической обработки и последовательной корректировки экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его особенности заключаются в анонимности экспертов, многотуровой процедуры опроса экспертов посредством анкетирования, обеспечении экспертов информацией, включая обмен ею между экспертами после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, обосновании ответов экспертов по запросу организаторов. Метод предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности. *

метод мозговой атаки. Целесообразен для определения возможных вариантов развития объекта прогнозирования и получения продуктивных результатов за короткий срок путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность метода состоит в мобилизации творческого потенциала экспертов во время «мозговой атаки» и генерации идей с дальнейшим деструированием (разрушением, критикой) этих идей и формулированием контридей.

К наиболее распространенным количественным методам прогнозирования относятся : *

метод экстраполяции. Это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. По сути, экстраполяция является переносом закономерностей и тенденций прошлого на будущее на основе взаимосвязей показателей одного ряда. Метод позволяет найти уровень ряда за его пределами, в будущем. Экстраполяция эффективна для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво.

Для определения прогноза методом экстраполяции необходимо определить среднегодовой рост за прошедшие годы (формула 1) и экстраполировать на будущие периоды (формула 2).

Среднегодовой темп роста (коэффициент) рассчитывается по формуле :

где - среднегодовой темп роста;

п - число лет между базисным и отчетным годами,

Значение прогнозируемого показателя в отчетном году,

Значение прогнозируемого показателя в базисном году.

Метод экстраполяции :

Если предполагается сохранение прошлых и настоящих тенденций развития на будущее, то говорят о формальной экстраполяции. Если же фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике процесса развития с учетом физической и логической сущности, то говорят о прогнозной экстраполяции. Прогнозная экстраполяция может быть в виде тренда, огибающих кривых, корреляционных и регрессионных зависимостей, может быть основана на факторном анализе и др. Экстраполяция сложного порядка может перерасти в моделирование; *

метод экстраполяции трендов. Для такого вида экстраполяции, как тренд, характерно нахождение плавной линии, отражающей закономерности развития во времени. Тренд – это продолжение тенденции. Закономерности прошлого переносятся в будущее. Применимо в краткосрочном прогнозировании по каждому конкретному показателю (отдельно). Самые применимые методы и самые недорогие. Тренд обычно применяется как основная составляющая прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие, например сезонные колебания.

Экстраполяция на основе тренда включает: ?

сбор информации эмпирического ряда показателя за прошлые периоды; ?

выбор оптимального вида функции, описывающей указанный ряд с учетом его сглаживания и выравнивания; ?

расчет параметров выбранной экстраполяционной функции; ?

расчет прогноза на будущее по выбранной функции.

нормативный метод (интерполяция). Определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Речь идет о прогнозировании достижения желательных состояний явления на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями можно достичь желаемого? Нормативный метод чаще применяется для программных или целевых прогнозов. Используются как количественное выражение норматива, так и определенная шкала возможностей оценочной функции. В случае использования количественного выражения, например физиологических и рациональных норм потребления отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, разработанных специалистами для различных групп населения, можно определить уровень потребления этих товаров на годы, предшествующие достижению указанной нормы. Такие расчеты называют интерполяцией. Интерполяция - это способ вычисления показателей, недостающих в динамическом ряду явления, на основе установленной взаимосвязи. Принимая фактическое значение показателя и значение его нормативов за крайние члены динамического ряда, можно определить величины значений внутри этого ряда. Поэтому интерполяцию считают нормативным методом. Ранее приведенная формула (1), используемая в экстраполяции, может применяться в интерполяции, где У будет характеризовать уже не фактические данные, а норматив показателя; *

методы регрессионного анализа. Исследуют зависимость определенной величины от другой или других, и в будущее переносится эта зависимость. Применяют для объектов, имеющих сложную и многофакторную структуру. Применяют в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. *

метод аналогии. Предполагает перенос знаний об одном предмете (явлении) на другой. Такой перенос верен с определенной долей вероятности, так как сходство между явлениями редко бывает полным. Моделирование и эксперимент обязательно используют метод аналогии; *

математическое моделирование. Моделирование, пожалуй, самый сложный метод прогнозирования. Означает описание экономического явления посредством математических формул, уравнений и неравенств. Математический аппарат должен достаточно точно отражать прогнозный фон, хотя полностью отразить всю глубину и сложность прогнозируемого объекта довольно трудно. Термин "модель" образован от латинского слова modelus, что означает "мера". Моделирование правильнее было бы считать не методом прогнозирования, а методом изучения аналогичного явления на модели.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.

Чем объясняется неопределенность будущего? 2.

Последовательность разработки прогнозов. 3.

Что включает в себя время упреждения прогноза? 4.

Назовите формы предвидения.

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее и др.греч. logos – учение), в широком смысле слова – исследование будущего , представление о будущем человечества . В узком смысле – область знаний о перспективах развития человека и общества . Футурология может быть религиозной, художественной или научной .

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognoses, предвиденье, предсказание), выработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого- либо явления в будущем. В более узком смысле прогнозирование – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками, указаниями условных сроков изменений этого явления . Прогнозирование может осуществляться: на бытовом уровне (народные приметы), в художественной литературе (интуиция, вымысел) или в строгих рациональных формах (научное прогнозирование). Прогнозирование относительно развития социальных явлений называют СОЦИАЛЬНОЕ ПОГНОЗИРОВАНИЕ .

Будущее состояние и развитие общества всегда интересовало человека. Ведь прогнозирование в социальной сфере взаимосвязано с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Однако, возможно ли в принципе социальное прогнозирование?

Существует мнение, что рационального, научного социального прогноза быть не может , так как история, ее развитие подвержены влиянию многих факторов, учесть которые невозможно. Кроме того, в истории имеют место иррациональные, трудно объяснимые и, наконец, случайные явления. Можно согласиться с такими доводами. Действительно, невозможно однозначно утверждать о социальных фактах, событиях и процессах, которые произойдут в будущем – правомерно говорить лишь о том, что может произойти в будущем и насколько это вероятно? Большинство исследователей разделяют именно такую позицию. В 40-е годы ХХ века появилась ПРОГНОСТИКА наука о законах и способах разработки прогнозов . Основная задача прогностики – развитие специальной (частной) методологии прогнозирования для того, чтобы повысить эффективность реальных социальных прогнозов. В проблематику прогностики входит изучение особенностей объекта прогнозирования, способов оценки достоверности прогнозов.

В целом социальное прогнозирование должно содержать в себе ответы на такие вопросы: 1) Что может реально совершиться в будущем ? 2) Когда этого следует ожидать ? 3) Какие реальные формы оно может обрести ? 4)

Какова вероятность появления данного явления? 5) Какие последствия для человека и общества может иметь это событие ?

Типы прогнозов. В теории и практике прогнозированияизвестныразличные типы прогнозов. Можно назвать самые распространенные из них.

1. Поисковые прогнозы - (поиск новых альтернатив, направлений, тенденций).

2. Нормативные прогнозы – (прогнозирование возможности появления новых норм, правил, традиций).

3. Аналитические прогнозы – (поиск вероятных следствий из реальных причин).

4. Прогнозы- предостережения – прогнозирование нежелательного развития социальных явлений.

Различают три основных способа прогнозирования : экстраполяция, моделирование и экспертиза. Однако такая классификация весьма условна, так как прогностические модели представляют экстраполяцию и экспертные оценки, В свою очередь экспертные оценки представляют итоги экстраполяции и моделирования и т.д.

В прогностике применяют различные методы прогнозирования . Это, в первую очередь, общенаучные методы : индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия. Кроме того, весьма распространены методы конкретных наук: статистические, экономические, социологические и др. Иногда несколько методов объединяют вкомплексные методы : 1) Метод экстраполяции (перенесения структуры, тенденций развития одних систем на другие). 2) Метод исторической аналогии (изучение схожих моментов в ходе исторического развития). 3) Метод моделирования (создание искусственных социальных ситуаций, учитывающих основные действующие факторы). 4) Метод сценариев будущего (изучение вероятного развития социальных систем). 5) Метод экспертных оценок (привлечение специалистов из разных отраслей знания для независимой оценки социальных явлений).