Как написать егэ по русскому на 100. Как сдать егэ

Большая часть школьников имеет довольно поверхностные представления о том экзамене, который им предстоит сдавать. Редко доводится встретить выпускников или их родителей, в полном объёме владеющих информацией о процедуре сдачи ЕГЭ, несмотря на то, что в настоящее время большое количество информации можно найти в Интернете.

Относиться к ЕГЭ нужно как к предстоящей работе. Для этого следует узнать об этом экзамене как можно больше и тщательно к нему подготовиться.

Как подготовиться к экзамену?

Начинать подготовку следует как можно раньше. Усиленные занятия требуются примерно за год до сдачи. Подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку несложно, для этого достаточно:

  1. Составить график занятий. Для подготовки рекомендуется уделять как минимум час каждый день;
  2. Изучить структуру КИМ, которые будут представлены на экзамене;
  3. Приобрести несколько сборников с теоретическим материалом, а также с практическими заданиями. Повторив теорию по определенному разделу языка, рекомендуется выполнять ряд заданий по соответствующему разделу;
  4. Отмечать для себя наиболее труднорешаемые задания, повторять соответствующий теоретический материал, после чего снова к ним возвращаться;
  5. Подбирать примеры из литературных произведений для защиты своей позиции при написании сочинения. Лучше всего выбирать примеры, охватывающие сразу несколько проблем, которые могут затрагиваться авторами;
  6. По возможности подключить к процессу преподавателя, посетить курсы ОГЭ /ЕГЭ. Это позволит получить наиболее полную консультацию по вопросам, которые вызывают затруднения (как правило, наибольшие затруднения вызывает написание сочинения);
  7. Изучить: правила поведения на ОГЭ/ЕГЭ, правила заполнения бланков, «пороговый» балл. Это позволит избежать ненужных ошибок, не связанных непосредственно с заданием КИМ;
  8. Посещать различные Интернет-ресурсы по вопросам подготовки и проведения ОГЭ/ЕГЭ, в том числе форумы, где можно обсудить процедуру ОГЭ/ЕГЭ;
  9. По возможности писать «пробные» ОГЭ/ЕГЭ. Подобные «пробники» позволяют ученику оценить уровень своих знаний на протяжении подготовки.

Примечание: посещение различных курсов ОГЭ/ЕГЭ помогает:

  • «разложить по полочкам» уже имеющиеся знания;
  • закрепить имеющийся теоретический и практический материал;
  • подготовиться к заданиям повышенной сложности, которые не всегда даются без специальной подготовки.

Что еще требуется для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку?

Помимо формирования умения справляться с заданиями из различных разделов языка, рекомендуется также проводить работу в следующих направлениях:

  • развивать мотивацию к успешной сдаче экзамена (как говорится, мысли материальны);
  • вырабатывать положительное отношение к экзамену. Хороший настрой позволит чувствовать себя комфортнее, сосредоточиться на задании;
  • тренировать чувство самоконтроля (нельзя заставить человека делать то, чего он не хочет, поэтому нужно учиться контролировать себя самому);

Это поможет экзаменуемым лучше справиться как с подготовкой к ЕГЭ по русскому , так и со сдачей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Фоксфорд.Медиа

Время

Начало. Просмотрите задания и убедитесь, что все они вам хорошо знакомы. Это успокоит и даст понимание, что ничего страшного нет, ведь вы решали подобные задания.

Черновик. Старайтесь выполнить тестовую часть на черновике за первые полчаса. Решайте задания по порядку, не мечитесь от одного к другому. За первые 10 минут прорешайте 5-6 заданий, потом вернитесь к первым трём и перепроверьте себя. После этого беритесь за седьмое задание. В начале экзамена волнение ощущается наиболее сильно, так что не бойтесь потратить время на проверку первых заданий.

Обратите внимание на задание № 22, где нужно найти предложения, которые соответствуют или не соответствуют содержанию текста. Рядом с каждым из пяти вариантов ответа напишите номер предложения из текста соответствующего содержания и ставьте «+» при совпадении и «−» при несовпадении. Так вы не упустите какие-то детали (и, соответственно, избежите ошибки) и сэкономите время, потому что при переносе ответов в бланк вам не придётся перечитывать весь текст.

Чередуйте работу с тестом и сочинением по схеме:

Решение тестовой части → написание сочинения на черновике → проверка ответов в тестовых заданиях и занесение их в бланк → редактирование сочинения и переписывание его на чистовик.

Чистовик. Начинайте переписывать сочинение на чистовик не позднее, чем за полчаса до окончания экзамена, даже если не дописали, например, вывод. Черновик не проверяется, поэтому лучше сдать незавершённое сочинение в бланке, чем получить ноль баллов за полный текст, который вы не успели переписать.

Задания

Самые дорогие. В ЕГЭ по русскому языку больше всего баллов приносят следующие задания:

5 баллов - задание №8, грамматические нормы;

4 балла - задание №26, средства выразительности;

2 балла - задание №16, пунктуация в сложносочинённом предложении и предложении с однородными членами.

Набейте руку на выполнении этих «ценных» заданий. Если допустите ошибку в заданиях № 9–15, потеряете всего 1 балл, а за правильное решение задания №8 заработаете 5.

Особенности. В 2019 году изменился формат заданий №9–12 - помните, что теперь в ответе может быть 2, 3 или 4 номера.

Обратите внимание на новое тестовое задание №21. При его выполнении лучше объяснить постановку указанного знака препинания (запятой, тире или двоеточия) в каждом предложении текста, а затем выбрать номера предложений, в которых это объяснение совпадает. При этом помните, что может быть не одна версия ответа: в двух предложениях тире между подлежащим и сказуемым, а в трёх других - при обособленном приложении. В бланк же нужно внести только один вариант ответа - по своему выбору.

Также обратите внимание на задание №23, где требуется определить типы речи. По результатам 2018 года с ним справилось немногим более 40% выпускников. Научитесь отличать повествование от описания и рассуждения - так вы получите конкурентное преимущество на экзамене.

Исключения из правил. Выучите исключения из правил - они встречаются в каждом тесте и их нетрудно запомнить. Используйте методику изучения иностранного языка: повесьте список слов к определённому правилу на видных местах - в ванной, на кухне, у компьютера. Через несколько дней замените их на слова по другой теме.

Действуйте по алгоритму. За несколько месяцев до ЕГЭ уже нет времени запоминать все правила. Найдите толковое пособие или учителя, который поможет усвоить алгоритм решения каждого задания.

Рассмотрим, как работает самый длинный алгоритм - последовательность вопросов, - на примере задания с «н» или «нн».

Полная или краткая форма слова перед нами?

Если полная и есть суффиксы «ова-ева» или «ственн», то пишем «нн».

От чего образовано слово: от существительного или от глагола?

  • От существительного - от какого? Если основа оканчивается на «н», добавляется второе «н». Если основа не на «н», смотрим на суффикс. Суффиксы «-ин-», «-ан-», «-ян-» - с одной, «-онн-», «-енн-» - с двумя, но тут есть исключения: «ветреный», например.
  • Если мы определили, что слово образовано от глагола, то смотрим, есть ли приставка, определяем вид глагола, находим зависимое слово. Если что-то из этих трёх пунктов обнаружили - приставку, совершенный вид или зависимое слово - пишем «нн», если нет - «н».
  • Если полная форма, рассуждения закончились.

Если краткая форма , и мы можем заменить глаголом или добавить зависимое слово - перед нами причастие, пишу «н»: окно занавешено - (занавесили), (мной). Если глаголом не заменить, например, «девушка рассеянна» - нельзя заменить на «рассеяли» - это не причастие, а прилагательное. Значит, рассуждаем по схеме полной формы.

Ошибки

Внимательность. ЕГЭ - это не сложный экзамен, больше баллов набирает не везунчик, а самый внимательный. Когда вы приступаете к заданию, сформулируйте его тему. Если это проверка на знания безударных проверяемых гласных в корне, то варианты с чередующимися гласными (рос-раст, клан-клон) нужно исключать.

Поймите, что от вас требуется указать в ответе: выписать слово или номер предложения, в котором оно встречается. Подчеркните в формулировке задания то, что вы должны найти. До 30% баллов теряется из-за того, что задание было прочитано невнимательно и ответ был дан не на тот вопрос.

Черновик. В черновике коротко отмечайте, почему вы выбрали именно этот вариант и пришли именно к такому ответу. При проверке это поможет понять, был ли правильным ход ваших мыслей, когда вы решали это задание.

Сочинение

Задание №27 - сочинение, которое проверяет умение высказывать своё мнение на основе прочитанного текста. За это задание можно получить максимум 24 балла. О том, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому, у нас есть .

Проблема. В сочинении по русскому основная задача - увидеть проблему. Точное определение проблемы может принести вам 8 баллов. Старайтесь как можно проще сформулировать вопрос, с помощью которого будете раскрывать проблему.

Например: «Чем ценна для нас дружба? Над этой проблемой размышляет автор»; «Как отличить истинную любовь от притворной? Этот вопрос в центре внимания автора».

Позиция . В 2019 году основная часть сочинения - комментарий к проблеме, поднятой в тексте, а не аргументы. Для этого вам нужно обозначить своё мнение о позиции автора: согласиться с ней или нет. Обычно в ЕГЭ не предлагают текстов, с которыми хочется категорически не согласиться, но, соглашаясь с автором, необходимо пояснить свою точку зрения: «Я согласен с автором, потому что без дружбы сложно жить на свете».

До начала ЕГЭ осталось меньше двух месяцев. Что можно сделать за оставшееся время, чтобы получить как можно более высокие баллы для поступления в хороший вуз? Многие стараются заработать их за счёт ЕГЭ по русскому языку. Ведь это единственный экзамен, результаты которого обязательны для поступления в любой вуз на любую специальность.

Какие ошибки чаще всего совершают в ЕГЭ по русскому языку? На что обратить внимание при подготовке? Будущим выпускникам советует Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы школы № 1251, руководитель исполкома Ассоциации учителей русского языка и литературы :

Тренируйтесь по открытому банку заданий

Не стоит тратить деньги на дорогие пособия по подготовке к ЕГЭ. Используйте открытый банк заданий ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. Все первые задания точно будут оттуда.

Больше читайте (желательно произведения целиком, а не краткое изложение содержания)

Старайтесь находить время для чтения художественной литературы. В сочинении, которое предлагается в последней части ЕГЭ по русскому языку, нужно подтвердить свои мысли примерами из прочитанных произведений. К тому же чтение тренирует грамотность и умение излагать мысли, расширяет лексический запас.

Учитесь комментировать проблему с опорой на текст

Обратите внимание на работу с текстом и сочинение. Чаще всего баллы теряются из-за неправильного комментирования и аргументирования заявленной в тексте проблемы. Многие начинают увлекаться творчеством и теряют связь с опорным текстом, думая, что от них требуется сочинение в духе свободного размышления. Это роковая ошибка! Ученик прочитал текст, обозначил проблему, а потом отложил его в сторону и начал заниматься сочинением, творить. Говорить «про жизнь», вместо того чтобы показать, что проблема, которая им была обозначена, действительно наличествует в тексте, что она не выдумана. Хотя в описании задания напоминается, что работа, написанная без опоры на текст, не оценивается, всё равно об этом забывают. Обращение к данному тексту и умение им оперировать — важная составляющая при оценке работы.

Приводите аргументы правильно

Также стоит потренироваться и в умении аргументировать свою позицию с опорой на литературные произведения. Возникают парадоксальные вещи. Дан текст, например, о годах Великой Отечественной войны. Понятно, война — вроде бы уже совершенно далёкое явление, и дети, вместо того чтобы привести аргументы из художественных произведений, начинают переносить смыслы, тему подвига и геройства на современную жизнь. Получается юмористичная история. Даже приводя собственные аргументы в защиту своей точки зрения, показывая свою начитанность и кругозор, нельзя отступать от содержания данного текста.

Соблюдайте структуру и формат текста

Учтите, что сочинение на ЕГЭ по русскому языку совсем другого формата, чем выпускное сочинение или творческая работа, предлагаемая во Всероссийских проверочных работах. Сочинение на ЕГЭ по русскому языку имеет совершенно чёткую структуру. К предложенному тексту надо заявить проблему, написать комментарий, обозначить авторскую позицию, выразить своё согласие или несогласие с ним и привести аргументы из литературы, которые отвечают данной проблеме. Тем, кто мало читал, с последним придётся туго.

Приучитесь медленно и вдумчиво читать текст и задания

На самом экзамене не жалейте времени на то, чтобы прочитать текст 2-3 раза, пусть вы даже потратите на это 15-20 минут. Это время точно не будет напрасным. И потом оправдается высокими баллами. Поверхностное чтение текста часто приводит к серьёзным ошибкам. Ведь всё основано на тексте: и первые задания после него, и сочинение. Бывает, что ребята приходят на апелляцию, настаивая на том, что задания к тексту были неправильно сформулированы. Но после внимательного прочтения текста оказывается, что их претензии необоснованны.

Не торопитесь на экзамене

На экзамене отслеживайте точность простановки ответов в бланке, чтобы они соответствовали заданиям. Множество обращений на горячую линию Общественной палаты по поводу ЕГЭ в прошлом году было из-за ошибок в оформлении. Многие проставляли правильные ответы на черновике и не успевали перенести в бланк. Им казалось, что за 5 минут до конца экзамена они успеют это сделать. Но начинали спешить. И получалось, что ребёнок, начиная, скажем, с 6 задания, сползал в простановке верных ответов ровно на строчку вниз. Обидно. Но, к сожалению, апелляция по таким случаям невозможна. Даже если в черновике всё верно. Исправить ничего нельзя.

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.


На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).


Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.


Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.


Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.


Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.


То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.


Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.


Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:


  • Яндекс. ЕГЭ,

  • Решу ЕГЭ,

  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;

  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.


  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.

  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.

  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.

  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».

  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Как сдать русский на максимальный балл

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:


  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;

  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;

  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.


В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:


  • используйте КИМы как черновик,

  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;

  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;

  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;

  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;

  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;

  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;

  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;

  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;

  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;

  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.


Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:


  • правильно определить поднятую автором проблему,

  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),

  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.


Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.


После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуля, да ещё самостоятельно? С полной ответственностью утверждаю: можно.

Только давай сразу определимся – что значит «с нуля», то есть какой именно «нуль» имеется в виду. Для этого попрошу тебя ответить на три вопроса.

1. Ты понимаешь русскую речь?

3. Ты умеешь связывать слова в предложения, а из предложений строить тексты, хотя бы небольшие?

Итак, ты ответил на все три вопроса утвердительно? Значит, всё не так уж плохо! По крайней мере, маленький фундамент для уже есть – и я не шучу, поверь. Кстати, теоретически для выполнения некоторых заданий ЕГЭ требуется лишь хорошее владение русской речью: предполагается, что с ними можно справиться, даже не зная ни одного правила.

Но не обольщайся: основная часть заданий всё-таки требует систематического повторения (а если «с нуля» — то изучения) большинства тем школьного курса русского языка.

Если ты интересуешься, как подготовиться к ЕГЭ с нуля, значит, адекватно оценив свои знания по русскому языку, решил, что они «нулевые». Неважно, почему: часто болел, много ленился, долго гулял… Нулевые так нулевые. Главное, что ты всё же задумался о том, как сдать ЕГЭ – и это отлично! Постараюсь тебе помочь.

С чего начать?

Для начала разберись, что это за зверь такой – ЕГЭ по русскому языку. Зайди на сайт ФИПИ (fipi.ru) и скачай там последнюю демоверсию экзамена.

Словник и словарик паронимов тебе пригодятся позже, кодификатор и спецификацию можешь почитать потом на досуге. Сейчас тебе нужна именно демоверсия — точнее, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. Выполни тест, сверься с ответами – оцени, насколько твои знания «нулевые». Приблизительно такие же задания будут на настоящем экзамене. Теперь ты знаешь, над чем работать.

Постарайся найти школьные учебники русского языка с 5 по 11 класс, а также пособия для подготовки к ЕГЭ. Сейчас таких пособий море – и в печатном виде, и в электронном. Выбирай такие, в которых есть примерные экзаменационные тесты – и чем больше, тем лучше. Я обычно рекомендую выпускникам пособия Н.А. Сениной или И.П. Цыбулько (не исключено, что эти авторы тебе знакомы со времён ).

Предварительная работа сделана? Теперь запасись терпением: подготовка к ЕГЭ – дело непростое.

Планируем самостоятельную подготовку к ЕГЭ

Конечно, в идеале твоя подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проходить под руководством учителя или репетитора. Но ты решил готовиться к ЕГЭ самостоятельно – а значит, попробуем спланировать работу вместе. Без планирования не обойтись – здесь важна система.

Прежде всего, разберись с режимом дня: выдели себе время для занятий. Подумай, сколько раз в неделю ты сможешь заниматься. Твоё занятие должно состоять из двух частей – теоретической и практической. Сначала изучаешь теорию по определённой теме, потом выполняешь тестовые задания в формате ЕГЭ. Теоретический материал ищи в учебниках, тесты – в пособиях по подготовке к ЕГЭ.

Если доверяешь мне, могу предложить материалы нашего сайта. Обещаю со временем опубликовать теорию и практику по всем направлениям подготовки к ЕГЭ. Но кое-что у нас уже есть.

Разделов, которые тебе предстоит повторить (или изучить с нуля) не так уж и много. Можешь скопировать их список прямо с нашего сайта, отпечатать – и ставить «галочку», если тема изучена. Неплохо было бы периодически возвращаться к пройденному материалу – чтобы не забыть. Вот эти темы (обрати внимание: кликабельные ссылки означают, что материал по теме есть на нашем сайте; эти темы выделены курсивом ).

Перечень тем, которые включены в ЕГЭ по русскому языку

Фонетика. Орфоэпия

Лексика

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

Словообразование

Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.

Морфология

. Морфологические нормы (образование форм слова).

Орфография

И .

Правописание суффиксов различных частей речи.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание* . Нормы согласования. Нормы управления.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения с деепричастием.

Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.

Пунктуация

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Речеведение

Речь. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.

* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, больше не входят в ЕГЭ. Этот материал можно использовать как дополнительный.

Если будет трудно…

100 баллов на ЕГЭ я тебе, конечно, гарантировать не могу (хотя всё возможно). Но обещаю, что при условии регулярных занятий по этой методике результат будет достойным.

Однако какой-то материал может оказаться для тебя слишком сложным. Не расстраивайся, такое часто бывает: учишь, учишь тему, а она не даётся – и всё тут!

Лучший помощник – школьный учитель: если сформулируешь вопрос правильно, думаю, он не откажет в помощи.

Кстати, я тоже не откажусь тебе помочь. Если возникнут вопросы или затруднения, пиши мне на почту [email protected] (с пометкой «ЕГЭ с нуля» ) или обращайся ко мне прямо с сайта через форму обратной связи (она в самом низу этой страницы). Чем смогу, помогу! Готовлю выпускников к ЕГЭ с 2004 года – и с нуля в том числе. Возможно, и тебе окажусь полезной.

Итак, приступаем к занятиям! Главное, поверь: при желании и настойчивости подготовиться к ЕГЭ можно – даже с нуля! Успехов тебе, я в тебя верю.

Светлана Басенко, администратор сайта

Материалы