Тщеславие православие. Как маскируется тщеславие

Тщеславие и гордость - два брата. Они взаимосвязаны. Тщеславие - начало гордости. Как из зерна мы получаем муку, так из тщеславия мы получаем гордость. Эти пороки неразлучны. Если есть в Вастщеславие - есть и гордость.

Тщеславие - это стремление к бесполезной, земной, суетной славе. Тщеславие, или славолюбие - это стремление к человеческой славе, почету, уважению, к чести.

Само тщеславие происходит из самолюбия. У тщеславного есть желание угодить людям, а не Богу, чтобы иметь среди них уважение, хорошее мнение, похвалу, честь и славу. Пища для тщеславия - похвала, почести, лесть, богатство, знатность, громкое имя, преимущества житейские, естественные дарования и способности. Ещё можно отметить достижения в мирской и духовной жизни.

ПРИЗНАКИ ТЩЕСЛАВИЯ

1. Лесть и желание похвал.

2. Любовь выказывать себя - в делах и словах, стремление быть везде первым на виду.

3. Сильное желание, чтобы на нас обращали внимание — на одежду, на наружность, на естественные дарования, на наши духовные и мирские подвиги, на наши труды.

4. Склонность всех учить, даже, если этот человек и касается ни каким боком той профессии, учить тщеславный будет всех. Обижается, если его мнение не послушают.

5. Желание человеческой славы, почитания, похвал, чинов, наград, незаслуженных повышений в должности.

6. Желание к тому, чтобы все люди считали вас порядочными, добрыми, (не дай Бог, заденут самолюбие - вот тут такое зловоние польётся).

7. Ради славы показное благочестие, молитвы, покорность, смирение, показное постничество - в общем, всё делается напоказ. Вспомните фарисея молящегося в храме: я не такой как все, молюсь, в посте пребываю, десятину плачу и так далее.

8. Превозношение своими естественными дарованиями: внешностью, голосом, сообразительностью, умом, фигурой - всем, что можно выставить напоказ.

9. 3нание наук, искусство в ремесле, научные знания, титулы и прочие достижения.

10. Оскорблением отвечает на оскорбления, обидчив, гневлив.

11. Боязнь упасть в лице других, быть осмеянным.

Что говорят святые отцы о тщеславии:

Антоний Великий

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

Ржавчина съедает железо, а честолюбие - сердце человека, потворствующего этой страсти.

Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия.

Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи.

Избегай тщеславия - и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке.

Авва Исайя.

Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.

Антоний Великий.

Искание славы от людей - доказательство неверия и отчуждения от Бога.

Святитель Василий Великий.

Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали.

Ефрем Сирин

Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией.

Нил Синайский.

Тщеславный человек - идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но, в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Великое дело - отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше - отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами.

Иоанн Лествичник.

Что рождает тщеславие, какие пороки?

Хотелось бы развеять немного сомнения по поводу того, что Православие ограничивает людей. Когда начинаешь говорить о греховных страстях, это людей смущает, обличения мало кто желает слушать, особенно, если дело касается тщеславия. Люди привыкли к похвале, к превозношению, а тут вдруг неожиданно говорят, что всё ужасно. Вы не белые и пушистые, а обычные грешники, как и все. И, наверное, это откровение для многих становится потрясением - и реакция бывает разная. Начинаются претензии - вы ограничиваете людей, желаете им вбить комплексы неполноценности и так далее.

Ну, да ограничиваем их. Почему бы и нет. Мама берет за руку маленького ребёнка, ограничивает его поле движении, чтобы он не попал под машину при переходе дороги. Если бы мама не вела ребёнка за руку, а отпустила бы, то, наверное, вы бы сказали, что мама ненормальная, она не заботится, не следит, она плохо воспитывает ребёнка, она не его не любит.

Наша жизнь наполнена необходимыми ограничениями, без которых многие люди погибли бы. Возьмите технику безопасности - целый талмуд ограничений. Я помню, как мы каждый год пересдавали правила техники безопасности, где море ограничений, ради нашей безопасности. Возьмите правила дорожного движения и попробуйте поехать по встречной полосе - и что будет? Тут, я думаю, дальше не надо объяснять, что ограничения важны в нашей жизни. Спортсмены не смогут достичь хороших результатов, если не будут вести особый режим. Если не будет дисциплины в армии, то такая армия обречена. Об этом давно ещё говорил Суворов.

Примеров море. Так и в духовной жизни есть ограничения. Они касаются наших грехов. Чем больше мы себя оградим от них, тем счастливее будет наша собственная жизнь и жизнь окружающих, тем меньше мы будет страдать от последствий, которые приносят нам грехи в жизни.

Что касается контроля над людьми. Здесь звучал такой вопрос, что, мол, религия создана, чтобы контролировать массы. Я могу сказать обратное. Легко, очень легко манипулировать сознанием человека, живущего в греховных страстях. А Церковь, как раз наоборот, помогает преодолеть страсти, избавиться от них и сделать вас свободными. Я видел в жизни не один раз, как манипулируют людьми, зная их пороки. Вот такой пример. Тщеславие вызывает у людей зависть и соперничество. Посмотрите вокруг, на чём построен бизнес? На тщеславии людей, на их зависти и соперничестве. Михаил Задорнов недавно говорил: «сидит новый русский посреди гостиницы. Стоит аквариум с бегемотом, и новый русский думает: Что бы ещё приобрести, чтобы ему позавидовали друзья, бегемот в аквариуме их уже не удивляет». Из-за таких пороков, как порождаемые тщеславием соперничество и зависть, идёт неплохая торговля. Люди готовы отдать большие деньги только за одно «имя», хотя рядом товар лежит практически такой же, но фирма другая. Разве это не тщеславие?

О многообразном тщеславии

Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особой главе и отделять его от гордости; потому и говорят они, что начальных и главных грехов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостью? Между этими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость - конец.

Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие - собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а это - что будет расточать.

Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому - множество язв, а дверь второму - изобилие трудов.

Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить - побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Всякий человек, который любит показать себя, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.

Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает.

Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и даже с радостью, святым же и преподобным - выслушивать похвалу без вреда.

Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает самого себя (ибо кто не стерпит укоризны от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Иной вид эфиопа, и иной истукана: так и образ тщеславия иной у пребывающих в общежитии, и иной у живущих в пустынях.

Тщеславие людей предпочитаемых делает гордыми, а презираемых - памятозлобными. Тщеславие показывает гневливых кроткими перед людьми.

Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславием, а потом, обратившись и сами поняв, побеждаем его. Я видел некоторых, по тщеславию начавших духовное делание, но, хотя начало было положено порочное, однако, конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль.

Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.

Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворения и дара прозорливости напрасно изнуряют свое тело; но эти, бедные, не знают того, что не сами труды, но смирение есть матерь этих благ.

Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.

Не повинуйся этому внушению, когда оно научает тебя объявлять свои добродетели; "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе свой повредит? " (Матф. 16:26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом, мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Есть слава от Господа, ибо сказано в Писании: прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2:30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лук. 6:26). Явно познаешь первую, когда будешь смотреть на славу, как на вредное для тебя, когда всячески будешь от нее отвращаться, и куда бы ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же можешь узнать тогда, когда и малое что-либо делаешь только для того, чтобы видели тебя люди.

Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая к сему словами Евангелия: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела "(Матф. 5:16).

Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

Когда хвалители наши, или лучше сказать обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и взлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.

О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, исчадие похвал, матерь осуждения, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости - тщеславие; средина - уничижение ближнего, бесстыдное восхваление своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец -отвержение Божией помощи, упование на себя самого, бесовский нрав.

Часто эта страсть получает пищу от благодарения. Она не сразу склоняет нас к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносивших самих себя в своих мыслях. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: "Боже, благодарю Тя..." (Лук. 18:11).

Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо провозвестник будущего грехопадения есть гордость.

Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати.

"Бог гордым противится " (Иак. 4:6): кто же может помиловать их?

"Не чист пред Господом всяк высокосердый" (Притч. 16:5). Кто же может очистить его?

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает обличение, тот разрешился от её уз.

Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?

Гордость есть потеря богатства и трудов. Вопиют, но нет спасающего,потому, что взывали с гордостию; "Вопиют ко Господу, но Он не внемлет им" (Пс. 17:42), потому, что не отсекали причины своего несчастья - гордости.

Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но сей, ослепленный, сказал ему: "прости меня, отче, я не горд." Мудрый же старец возразил: "Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь, я не горд."

Таковым весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительство, и чтение о великих подвигах св. отцов. Может быть, хотя бы через это такие недугующие получат малую надежду ко спасению.

ЕЩЕ О ТЩЕСЛАВИИ

Опытный руководитель, видя пороки ваши, совершенно спокойно будет вами манипулировать. Тщеславный человек усердно будет работать за одну похвалу. Как помню, мне позвонили и сказали, что нужно провести работы в "Константиновском дворце" и за такие гроши! Используя, опять же, «имя» и ваше тщеславие, вами будут просто пользоваться. Или наоборот, зная вашу склонность к сребролюбию, тоже найдут ваши слабые места и будут вас контролировать, будут вами манипулировать от и до, пока вы не выложитесь.

Итак, тщеславие рождает

· зависть и соперничество,

· честолюбие,

· богопротивное человекоугодничество,

· ложь и лицемерие,

· многословие и суесловие, пустословие,

· клевету и осуждение,

· гнев и раздражительность,

· угодливость миру ради почестей,

· самообольщение,

· впадение в духовную прелесть.

Всё это приводит человека к опустошению, к унынию и печали, и даже к полной потере веры во Христа. Похожие грехи рождает и грех гордости. Можно было поговорить о зависти - это ужасный грех. От сребролюбия зависть и от гордости зависть, и от тщеславия зависть - этот порок очень сильно распространен.

Тщеславие - как кактус. С какой стороны не коснись - уколет. Например, красивый у вас голос и вы можете уже подумать мысленно, что вы уникальны, не такие как все. И вот, гордость уже зарождается. Похвали вас на работе - и вот, вы уже голову кверху и не пора бы о повышении зарплаты попросить. И тут начинаются конфликты и увольнения. Или играете и поёте хорошо - и вот тут уже думаете, что вы звезда и думаете на чьё бы вам место встать, кого бы заменить. В Храм сходили разок - и вот тут уже превозношение пред теми, кто не ходит. Поститесь - и вот тут опять превозношение мысленное и так далее. В общем, тщеславие касается абсолютно любой области жизни.

Кто строит свою жизнь на тщеславии - обречён. Это как зимой, помните? Строят такие ледяные домики, вот пойдёт дождик или солнышко засветит, чуть теплее станет и всё, домик заплакал и растаял. Так и тщеславный - не выдерживает он испытаний жизненных, впадает в уныние, в депрессию и другие болезни. Ну, или как песочные домики строят, то же самое получается - дождь пошёл - и нет этого дома. Всё смыло. Так и у тщеславного - вся эта показуха смоется, всё лицемерие вскроется. Если он желает угодить одному и другому - а всем не угодишь - найдутся те, кто не будет подкармливать его тщеславие похвалами. И тут начнётся война.

Как же бороться с тщеславием? Очень кратко скажу. Красивый ты - скажи в сердце своём - слава Богу за эту красоту. Чтобы смирение возникло в сердце, то помни, что есть люди не менее красивые.

Управляешь фирмой - слава Богу за то, что даёт мудрость. Иосиф тоже был управителем, правой рукой фараона, однако, не возгордился этим, а в страхе Божьем, в смирении проводил свою жизнь. Он не забывал благодарить Бога за все благодеяния и за все успехи. Также и Моисей был руководителем, но не терял смирения.

Сильный ты - и тут поблагодари Бога. Не всем даётся сила, и помни о Давиде, который был силен, разрывал пасти львов и победил Голиафа - но не возгордился. Всю свою жизнь он уповал на Бога, за всё всегда благодарил Его. Везде можно найти примеры, чем бы ты не хвалился.

Есть люди, которые имеют большее - и пребывают в смирении. Бывает тщеславие и духовное. Проповедники, особенно новоначальные, очень могут впасть в тщеславие, но и тут легко смирить себя. Вспомни об Иоанне Златоусте. Он смирял себя постами и молитвами, и не кичился, хотя проповедовал многим, проповедовал Силой Божьей. И Апостолы говорили о себе: Чудеса мы творим не своей силой и слово нам посылает Господь, тут хвалиться нечем. Что есть в нас того, что не дал бы нам Бог? И чем ты хвалишься, что не получил от Бога? Сила и мудрость, красота и ораторское искусство, дар молитвы и дар поста. Этот список можно перечислять долго. За что идут похвалы, за всё воздавай славу Богу, за всё благодари, что мы недостойные удостаиваемся Его милости.

При похвале лучше приглядеться и увидеть недостатки свои, нежели питать своё тщеславие. Плохо, если все люди будут говорить о вас хорошо. Намного лучше, если будут часто критиковать! Благодарите за Господа за Его заботу. Он допускает очернять вас, оберегая от тщеславия.

Хвалят вас - благодарите Бога. Ругают - ещё больше благодарите Бога. Поступая так, сохраните себя от тщеславия, гордости и последствий этих грехов. Не ищите славы человеческой, она тщетна и мимолётна. Она разрушает вашу жизнь.

Тщеславие - это чрезмерная вера в собственные способности или в свою привлекательность для других. (тщеславие, википедия).

До XIV века у этого термина не было подтекста нарциссизма, и просто означало тщетность. Связанный термин vain glory теперь часто рассматривается как архаичный синоним тщеславия, но изначально он означал неоправданное хвастовство. Теперь слово «слава » рассматривается, как имеющее исключительно положительный смысл, хотя латинский термин gloria (из которого он происходит) означает хвастовство и часто используется как негативная критика.

В христианской теологии тщеславие заставляет человека поверить, что он не нуждается в Боге. Это своего рода идолопоклонство самому себе: такой человек отвергает Бога, потому что он может рассчитывать на самого себя. Оно, по сути, является одним из самых важных грехов и порождает другие грехи.

Что такое тщеславие: значение этого слова

Тщеславие, является определением того , что напрасно (пустое или лишённое реальности). Это слово связано с ничтожеством, высокомерием, презумпцией, гордостью и является их проявлением. Тщетный человек чувствует себя выше других, будь то интеллектуально или физически.

В этом смысле тщеславие скрывает чувство неполноценности и желание быть принятым другим. Выражая свои достоинства, тщеславный человек пытается доказать, что он лучше других и ожидает аплодисментов и восхищения окружающих.

Хороший способ понять, что это такое - миф о Нарциссе. Самая популярная версия этой истории говорит о том, что Нарцисс был молодым человеком, влюблённым в самого себя. В один прекрасный день, глядя на отражение своего прекрасного лица в озере, он оставался поглощённым и очарованным, неспособным дистанцироваться от образа. В конце концов, Нарцисс умер (он покончил жизнь самоубийством, утонул сам или не смог оставить отражение своего образа, в зависимости от версии), и на его месте вырос красивый цветок.

В религии и философии

Во многих религиях тщеславие в его современном понимании считается формой идолопоклонства, в которой человек уповает на величие Бога ради собственного образа и тем самым становится отделённым и, возможно, со временем, оторванным от Божественной благодати Бога. В христианских учениях тщеславие считается примером , одного из семи смертных грехов.

​ «Все - тщеславие» , цитата из латинского перевода Книги Экклезиаста. Это выражение ещё переводится как «все суета сует» что говорит о конечной бесплодности усилий человечества в этом мире.

Тщеславие - королева всех грехов (Григорий Великий), и это особый грех против Бога. В духовных реалиях он конкретизирует, главным образом в отказе от Истины Веры или Законов Бога, которые интерпретируются и распространяются через Церковь.

В грехе суеты человек фактически отрицает действие Святого Духа как в истинах Веры, так и в нравственной доктрине. С грехом суеты человек прославляет себя сам.

Тщеславие (или поведение) может относиться к таким благам, как:

  • внешний вид;
  • богатство;
  • культура;
  • интеллектуальный потенциал и т. д.

Или к духовным благам (религиозная жизнь, харизма) .

Искушение тщеславия, без согласия разума, не является грехом, поскольку предложение, возможно, сделанное сатаной, может быть очень сильным.

Это может стать , если все своё существование предназначено во славу собственной личности.

Грех суеты может сыграть важную роль в более серьёзных грехах, как в случае физического аспекта, с которым можно соблазнить других похотью (см. Саломея).

1) Тщеславие, предназначенное для прославления Бога, не является грехом:

Матфей (V, 16): «Так светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

2) Тщеславие для обращения соседа не грех:

Если кто-то хочет угодить людям, чтобы привести их к вере, это добродетельно и похвально.

Символизм

В западном искусстве тщеславие часто символизировалось павлином , а в библейских терминах - блудницей Вавилона. В эпоху Возрождения оно неизменно представляло собой голую женщину, иногда сидящую или лежащую на диване. Женщина причёсывает волосы с помощью гребня и зеркала. Зеркало иногда держит демон. Символы тщеславия включают драгоценности, золотые монеты, кошелёк и часто фигуру смерти.

В своей таблице из семи смертных грехов художник Иероним Босх изображает женщину, любующуюся собой в зеркале, которое держит дьявол. За ней открытая шкатулка для драгоценностей.

В фильме «Адвокат дьявола» сатана (Аль Пачино) утверждает, что «тщеславие - его любимый грех».

Такие художественные произведения служат для того, чтобы предупредить зрителей об эфемерной природе юношеской красоты, а также о краткости человеческой жизни и неизбежности смерти.

В психологии

Такой термин, как нарциссизм вместо тщеславия, появился к концу девятнадцатого века с рождением первых психоаналитических исследований. Сегодня нарциссизм и тщеславие ошибочно используются как синонимы.

Когда это называется нарциссизмом, тщеславие приобретает изящно патологическую коннотацию, но настоящее время слово нарциссизм указывает на реальное расстройство личности.

В поведении человека

В поведении человека тщеславие рассматривается как бесполезное и детское самоудовлетворение; отсутствие моральных ценностей; поверхностность, отсутствие серьёзности.

Аналоговый словарь латинского языка объясняет значение этого слова как:

  • нескромность;
  • кокетка;
  • высокомерие;
  • нарциссизм;
  • эгоцентризм.

Из этого слова вытекают такие действия, как: сделать себя красивыми, быть важным, хвастовство.

В своём словаре синонимов философ Никколо Томмасео ставит термин «тщеславие» (в контексте человеческого поведения) в семантическую область гордости вместе с отвращением, презрением. Это тщетное мнение о достоинстве в сочетании с желанием превратить свою заслугу в тщетные и вещи.

Как правило, тщеславие определяется как чрезмерное желание реализовать собственный идеальный образ (совершенный, с точки зрения субъекта).

Концепция тщеславия выражается в греческой мифологии, синтетическим и точным способом, через фигуру Нарцисса - молодого человека, влюблённого в образ самого себя.

Есть два пути чтобы бороться с этим греховным поведением . Одним из способов является обращение к миру, свету и блаженству посредством молитвы и медитации. Когда мир, свет и блаженство спускаются, исчезают гордыня и эго. Это духовный подход. Правда, он требует определённой подготовки.

Существует также практический подход, который достаточно эффективен на обычном человеческом уровне. Предположим, вы хороший певец, и вы очень гордитесь своим голосом. Спросите себя, действительно ли вы лучший певец на земле. Ваш немедленный ответ будет отрицательным, есть много людей, которые поют намного лучше, чем вы.

Если вы учились и стали великим учёным, то можете почувствовать, что у вас есть все основания гордиться. Но если вы будете искренним и спросите себя, являетесь ли вы величайшим учёным на земле, ваш непосредственный искренний ответ будет отрицательным. Есть люди, которые намного превосходят вас в знании и мудрости.

Как можно раздуться от гордости , когда вы знаете, что есть кто-то, кто выше вас в своей области? Мы гордимся собой, так как чувствуем, что достигли чего-то, чего не достигли другие. Но в тот момент, когда мы видим, что есть другие, которые намного превзошли наши возможности, наши достижения бледнеют, и гордыня тоже должна умереть.

Трудность с этим подходом заключается в том, что бороться таким методом с тщеславием можно пять дней или пять месяцев или пять лет, но приходит время и мы забываем о других, которые превзошли нас в нашей области. Снова мы вступаем в невежество и накапливаем наше эго и гордыню.

Затем через некоторое время , возможно, снова появляется искренность. Никто не хочет постоянно обманывать себя. Значит, искренность должна выйти на первый план и помочь нам избавиться от тщеславия которое не является решением ни для чего.

Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих - пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.

Что означает тщеславие?

Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль - великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека - это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.

Тщеславие с точки зрения психологии

Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя ? Существуют признаки тщеславия:

  • удовольствие от лести;
  • стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
  • агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
  • излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
  • эксцентричное поведение.

Что значит тщеславный человек?

Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:

  1. Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
  2. Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
  3. Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
  4. Доминирующая потребность в «звездности» - без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
  5. Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.

Тщеславие - это хорошо или плохо?

У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты - с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

  • помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
  • является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.

Что такое тщеславие с отрицательной стороны:

  • Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
  • Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
  • Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.

Тщеславие и гордыня - в чем разница?

Эгоизм и эгоцентрированность - поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.

Честолюбие и тщеславие - отличия

Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие - между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.

Как избавиться от тщеславия?

Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива - предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:

  1. Прагматизм - качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
  2. Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
  3. Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
  4. Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути - помогают выйти из состояния тщеславия.
  5. Г.Д. Робертс - австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.

Что такое тщеславие в православии?

Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие - один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

  • Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
  • Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
  • Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
  • Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
  • Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: "Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием".

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Священное Писание о страсти

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

Борьба с тщеславием через самопосрамление: Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница – схимонахиня «N». На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано. Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитв...Когда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной. Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: "Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!.." Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: "Нет, нет, не бойся, допусти..." Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха. Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона... Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали. Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: "По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же". Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка. Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: "Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка – желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, – и добавила, – Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк.6,26)". Поклонилась и ушла. Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное – боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни – одного из самых сильных демонов – была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу, и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения».

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я, Архангел Гавриил, послан к тебе". Старец на это отвечал: "Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: "Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: "Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов".

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

1) молчание

2) смиренное о себе думание

3) смиренное говорение

4) смиренное одеяние

5) самоуничижение

6) сокрушение

7) последность – иметь себя во всем последним».

Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к . На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога.

В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Кто такой тщеславный человек?

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.