Идеальные типы социальных действий М.Вебера. Макс Вебер


Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.

Макс Вебер

Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.

Понимающая социология

Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения . Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

  • Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
  • Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?

Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.

Социальное действие

Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:

  • Целерациональное социальное действие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
  • Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
  • Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
  • Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Социальные институты

Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.

Исследование бюрократии

В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Выводы

Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.

Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».

Должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы "клеточкой" социологии, ее "атомом", тем простейшим единством, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.

Вебер четко связывает предмет этой науки с изучением социального действия : "Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие" [Вебер. 1990. С. 602]. Далее, правда, ученый утверждает, что "социология занимается отнюдь не одним "социальным действием", но оно являет собой (во всяком случае, для той социологии, которой мы здесь занимаемся) ее центральную проблему, конститутивную для нее как для науки" [Там же. С. 627].

Понятие "социальное действие" в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается такое человеческое поведение, в процессе которого действующий индивид связывает с ним или, точнее, вкладывает в него субъективный смысл. Стало быть, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

Вслед за этим суждением сразу же следует разъяснение того, что такое социальное действие: ""Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" [Там же. С. 603]. Значит, социальное действие не просто "самоориентировано", оно ориентировано, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет "ожиданием", без которого действие не может считаться социальным. Здесь важно уточнить, кого следует относить к "другим". Конечно, это индивиды, но не только. Под "другими" понимаются "социально общие" структуры, такие как государство, право, организации, союзы и т.д., т.е. те, на кого может и реально ориентируется индивид в своих действиях , рассчитывая на их определенную реакцию по отношению к ним.

Всякое ли действие является социальным? Нет, утверждает Вебер и приводит ряд конкретных ситуаций, убеждающих читателя в справедливости его отрицательного ответа. Например, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие). Если на улице идет дождь, приводит еще один пример "несоциального" действия Вебер, и люди одновременно раскрывают зонты, то это вовсе не означает, что индивиды ориентируют свои поступки на действия других людей, просто их поведение в равной мере вызвано потребностью спрятаться от дождя. Значит, нельзя считать социальным действие, если оно определяется ориентацией на какое-либо природное явление. Вебер не считает социальным и чисто подражательное действие, совершаемое индивидом в толпе как ее "атомом". Еще один образец "несоциального" действия , который он приводит, касается действия , ориентированного на ожидание определенного "поведения" со стороны не других индивидов, а вещественных предметов (явлений природы, машин и др.).

Понятно, следовательно, что социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет "ожиданием" и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его основным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их и иди видов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоятельные реальности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.

Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном. Целерациональное действие - это действие, в основе которого "лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели" [Вебер. 1990. С. 628]. Рациональное по отношению к цели, целерациональное действие - это действия : инженера, который строит мост, спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать военную победу. Во всех этих случаях целерациональное поведение определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения.

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, - это идеальный тип, где «действие» - действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» - действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

§ целерациональное - использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;

§ ценностно-рациональное - понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

§ аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;

§ традиционное - основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Схема 1. Типы социального действия по М. Веберу

Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».



Рационализация, также по Веберу, - форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.

Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.

Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй - с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий - с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй - как бегство от мира, третий - как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.

Весьма важный аспект в творчестве Вебера - изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:

§ легальный , - в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;

§ традиционный - обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;

§ харизматический - основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.

Теория социального действия М. Вебера.

Выполнила:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Биография М. Вебера………………………………………………………..4

2. Основные положения теории социального действия………………………7

2.1 Социальное действие……………………………………………………..7

3. Теория социального действия………………………………………………..17

3.1 Целерациональное поведение…………………………………………..18

3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………………..22

3.3 Аффективное поведение………………………………………………..23

3.4 Традиционное поведение……………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………..29

Введение

Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования - теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни и, прежде всего, в производственной деятельности. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Взаимодействие и отношения складывается на основе действий и поведения человека.

Изучение теории социального действия Макса Вебера, одной из основных концепций социологии, дает возможность на практике выяснить причины взаимодействия различных сил в обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе.

Цель данной курсовой работы – изучение теории социального действия М. Вебера.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть определение социального действия.

2. Обозначить классификацию социальных действий, предложенных М.Вебером.

1. Биография М. Вебера

М. Вебер (1864-1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки и, что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук.

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, в Германии. В 1882 году окончил классическую гимназию в Берлине и поступил в Гейдельбергский университет. В 1889г. защитил диссертацию. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.

В 1904г. Вебер становится редактором немецкого социологического журнала "Архив социальной науки и социальной политики". Здесь выходят его наиболее важные произведения, в том числе и программное исследование "Протестантская этика и дух капитализма" (1905г.). Этим исследованием начинается серия публикаций Вебера по социологии религии, которой он занимался вплоть до своей смерти. Одновременно он занимался проблемами логики и методологии социальных наук. С 1916 по 1919 годы он печатал одну из своих основных работ — "Хозяйственная этика мировых религий". Из последних выступлений Вебера следует отметить доклады "Политика как профессия" (1919г.) и "Наука как профессия".

М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом, как его методологические установки, так и его мировоззрение. В методологическом плане, в сфере теории познания огромное воздействие на него оказали идеи неокантианства, и прежде всего Г. Риккерта.

По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы К. Маркса, побудившие его к исследованию проблем возникновения и развития капитализма. Вообще, он относил Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XIX-XX веков.

Что касается общефилософского, мировоззренческого плана, то Вебер испытал на себе два различных, а во многих отношениях и взаимоисключающих влияния: с одной стороны, философии И. Канта, особенно в юности; с другой, почти в тот же период, он находился под влиянием и был большим почитателем Н. Макиавелли, Т. Гоббса и ф. Ницше.

Для понимания смысла его взглядов и поступков следует отметить, что Кант привлек Вебера, прежде всего, своим этическим пафосом. Кантовскому нравственному требованию честности и добросовестности в научных исследованиях он оставался верным до конца жизни.

Гоббс и особенно Макиавелли произвели на него сильное впечатление своим политическим реализмом. Как отмечают исследователи, именно тяготение к этим двум взаимоисключающим полюсам "(с одной стороны кантовскому этическому идеализму с его пафосом "истины", с другой — политическому реализму с его установкой "трезвости и силы") определило своеобразную раздвоенность мировоззрения М. Вебера.

Первые работы М.Вебера — "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891)-сразу поставили его в ряд крупных ученых. В них он анализировал связь государственно-правовых образований с экономической структурой общества. В этих работах, особенно в "Римской аграрной истории", были намечены общие контуры "эмпирической социологии" (веберовское выражение), которая теснейшим образом связывалась с историей. В соответствии с требованиями исторической школы, которая господствовала в немецкой политэкономии, он рассматривал эволюцию античного земледелия в связи с социальным и политическим развитием, не упускал также анализ форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов.

Большое влияние на формирование его как социолога оказала поездка в 1904 г. в США, куда он был приглашен для чтения курса лекций. В 1904 г. Вебер становится редактором немецкого социологического журнала "Архив социальной науки и социальной политики". Здесь выходят его наиболее важные произведения, в том числе и программное исследование "Протестантская этика и дух капитализма" (1905 г.). Этим исследованием начинается серия публикаций Вебера по социологии религии, которой он занимался вплоть до своей смерти. Одновременно он занимался проблемами логики и методологии социальных наук. С 1916 по 1919 годы он печатал одну из своих основных работ — "Хозяйственная этика мировых религий". Из последних выступлений Вебера следует отметить доклады "Политика как профессия" (1919 г.) и "Наука как профессия". В них нашли свое выражение умонастроения Вебера после первой мировой войны. Они были довольно пессимистическими – пессимистическими, по отношению к будущему индустриальной цивилизации, а также перспективам осуществления социализма в России. С ним он не связывал никаких особых ожиданий. Он был убежден, если осуществится то, что называют социализмом, то это будет, лишь доведенная до конца, система бюрократизации общества.

Умер Вебер в 1920 г., не успев осуществить всего задуманного. Посмертно был издан его фундаментальный труд "Хозяйство и общество" (1921 г.), где подводились итоги его социологических исследований.

2. Основные положения теории социального действия

Теория действия имеет в социологии устойчивую концептуальную базу, на формирование которой оказали влияние различные направления мышления. Для того чтобы дополнить или расширить этот теоретический фундамент с целью дальнейшего совершенствования теории, необходимо исходить из современного уровня ее развития, а также из вкладов классиков, которые сегодня начинают формироваться по-новому. Все это нужно для того, чтобы она была эффективной и не теряла актуальность для будущего. Относительно вклада М. Вебера в становление теории действия среди социологов сегодня возникает полное взаимопонимание. Не вызывает сомнений и то, что предпринятое им обоснование социологии как науки о социальном действии представляло радикальный поворот, обращенный против позитивизма и историцизма, преобладавших в социальных науках в начале ХХ века. Однако большая неясность и несогласованность существует над интерпретацией его взглядов.

2.1 Социальное действие

Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например, в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно претерпеванию) как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.. "Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". А центральной задачей он объявляет объяснение социального действия. По своему качественному своеобразию оно отличается от реактивного поведения, т.к. в его основе лежит субъективный смысл. Речь идет о заранее предусмотренном плане или проекте действия. В качестве социального оно отличается от реактивного поведения тем, что этот смысл соотносится с действием другого. Социология, таким образом, должна посвятить себя изучению фактов социального действия.

Вот как Вебер определяет социальное действие. «Действием» следует называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое – либо природное явление».

ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

«Социология М. Вебера. Концепция социального действия»

Курс 3 Семестр 5

Калиничева Екатерина Геннадьевна

Преподаватель

Буланова Маргарита Вернеровна

Москва 2007

План

Введение

1. Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера

2. Социальное действие как предмет социологии

3. Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии

Заключение

Список литературы

Целью данной работы является изучение концепции и теории одного из самых влиятельных теоретиков социологии Макса Вебера.

М. Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права.

Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

Становление концепции исторической социологии, к которой М. Вебер продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу – сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов .

Поэтому изучение теории социального действия Макса Вебера, одной из основных концепций социологии, дает возможность на практике выяснить причины взаимодействия различных сил в обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе.

1. Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера

Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века - позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.

Особо отметим влияние баденской школы неокантианства, прежде всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер ограничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна, быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки.

В отличие от Риккерта, рассматривавшего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.

Итак, по Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное - извлекаемые из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий» .

Как же им пользоваться? Понятно, что в реальной жизни различные условия приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального типа. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет, во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; и, во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.

Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально-типического - прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. И еще: идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины.

Теория социального действия М. Вебера (стр. 1 из 5)

Это - оригинальная точка зрения исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо перво-наперво выстроить идеально-типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Через конструирование идеально-типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории .

Из его методологических конструкций важна концепция понимания. Он использовал это понятие, заимствованное из герменевтики, как метод не только интерпретации смысла и структуры авторских текстов, но как раскрытия сущности всей социальной реальности, всей человеческой истории. Полемизируя с интуитивистской трактовкой понимания , Вебер утверждал рационалистический характер данной операции: скорее, систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» текста или социального феномена.

Противоречивость этого веберовского понятия обусловила разнонаправленность влияния Вебера: среди его интерпретаторов есть сторонники как более узкого, культурологического (символический интеракционизм), так и более широкого, глобально-социентального (структурный функционализм) толкования термина «понимание».

Также в трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. «Рациональность» – еще одна важная категория введенная Вебером в научную терминологию.

2. Социальное действие как предмет социологии

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений, пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт - наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Наконец, возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы?»

Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей» . Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятия «государство», «сообщество», «семья» т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей» .

«Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Но социолог стремится понять социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений.

Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна «понять» степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием средствами информации или же находясь под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида?

Понятие "социальное действие" — одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие — достаточно сложное явление.

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 124 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Понятие «социальное действие» было введено М. Вебером, который заложил основы теории социального действия. Продолжил затем разработку данной теории Т. Парсонс. Он создал и обосновал теорию так называемого единого социального действия.

Социальное действие – это действие, которое направлено на другого и связанно с ожиданием ответной реакции (действие, имеющее смысл). При этом социальное действие, включая невмешательство или терпеливое принятие, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое поведение других. Оно может быть местью за прошедшие обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. При этом не все преднамеренные действия человека являются социальными, как и не все действия, направленные на другого, можно считать социальными.

Единичное действие в системном функционализме Парсонса – это

простейшая элементарная система действия, служащая отправным

пунктом для конструирования аналитической теории человеческого

Действия применимой к системам любой степени сложности.

Элементами действия является:

1. сектор действия;

2. цель действия

3. элементы ситуац:

а) неконтролируемые (условия ситуации, нормы, ценности, идеи, правила

б) контролируемые (средства, методы, тактика достижения цели).

В любом действии существует оппозиция деятеля и ситуации.

Ситуация всегда ограничивает действие фактора. Выбор цели и средства достижения зависят от активных условий.

Акцент на ситуации требует осмысления взаимоотношения двух неконтролируемых фактором элементов: внешних условий и культурных норм. В этом – одна из главных интриг социологического понимания социальной жизни. В любом действии необходимо различать его замысел, ход и результат.

Таким образом, Т. Парсонс ввел в толкование понятия «социальное действие» два момента детерминирующих его и заставляющих понять социальное действие в качестве элемента более широкой и всеобъемлющей системы – системы человеческого действия вообще. При этом понимание действия все больше сближалось с пониманием поведения человека.

Не все действия человека социальны. То есть, достижение не всякой цели предполагает ориентацию на другого(других). Пример: ученый – естествоиспытатель. Далее. Не всякое воздействие на другого – действие социальное (мнимые социальные действия). Пример: автомобиль, брызги, шофер, пешеход. Еще один пример: дождь, люди, зонты(массово- однородные действия). Или как5 пример: паника в зрительном зале, вызванная пожаром. Действие подражания, заражения общим настроением, внушение – также не социальным (они предмет не социологии, а психологии).

А.Г. Эфен0диев считает, что социальные действия не бывают единичными, дискретными. Думается, что это не совсем так.

Теперь о типах социальных действий.

М.Вебер выделяет четыре идеально- типичных вида действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действия.

Действие целерациональное – действие, которое характеризуется однозначностью и ясностью осознания действующим субъектом своей цели, социально соотнесенной с отчетливо осмысленными средствами, адекватными, с его точки зрения, для достижения поставленной цели. Рациональность цели удостоверяется двояким образом:

1.как с точки зрения рациональности ее собственного содержания

2.так и с точки зрения целесообразности избираемых средств.

Действие ценностно-рациональное – действие, основанное на вере в безусловную ценность(эстетическую, религиозную или любую другую) самого этого действия, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов. Оно всегда подчинено определенным «заповедям» и «требованиям», в подчинении которых действующий индивид видит свой долг.

Действие аффективное – действие, основной характеристикой которого является определяющее эмоциональное состояние действующего субъекта: (захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги).

Его смысл – не в достижении какой-либо «внешней цели», а в определенности(в данном случае чего-то эмоционального) самого этого действия, его характер, одушевляющий его «страсти»(аффекта).

Главное в таком действии — стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, владеющей индивидом: месть, вожделение, желание, гнев и напряжение (что не оставляет места для социокультурного творчества.

Действие традиционное — действие, основанное на привычке, получившее в связи с этим почти автоматический характер; минимально опосредовано осмыслением цели. Представляет собой лишь автоматическую реакцию на привычное раздражение.

Подобно аффективному оно находится «на границе»(а зачастую и з пределами) того, что может названо «осмысленно» ориентированным действием. Противопоставляется целерациональному действию М.Вебер тем не менее закрепляет (сравнительно с аффективным действием) за данным типом действий и более позитивную значимость.По Веберу, собственно социальными действиями являются первые два типа, так как социальное связывается с рассудочной деятельностью. В Парето выделяет так же не логическое действие . Он рассматривает его как вид социального действия. Это действие обусловлено иррациональными психическими установками, эмоциональными устремлениями, инстинктами, а не рациональными соображениями, хотя постоянно прикрывается ими. Обуславливаясь особой логикой чувств, такое действие составляет основную массу всех человеческих действий и играет по Парето, определяющую роль в истории социальной жизни. Вебер считает, что наиболее типичным обществом, в котором имеют место целерациональные действия, является буржуазное общество.

2.2 Социальная связь и социальное взаимодействие.

Если «социальное действие это исходная категория понятийно-категориальной системы социологии, то «социальная» связь и такая её разновидность, как «социальное взаимодействие» является центральной категорией социологии. Именно социальные связи и особенно социальные взаимодействия составляю основание общества как способа жизнедеятельности людей.

Что же такое социальная связь?

56.Понятие социального действия и его типы по м.Веберу.

Социальная связь – это зависимость индивида, реализация через социальное действие как действие, направленное на другого индивида и связанное с ожиданием ответной реакции. Оно является связью индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в тех или иных конкретных условиях места и времени. Исходным моментом для её возникновения, подчеркнем еще раз, является зависимость индивидов друг от друга в процессе удовлетворения их различных потребностей. Социальная связь, говорится в «Российской социологической энциклопедии» действия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели конкретных условиях места и времени. Социальная связь имеет выраженную зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений. Исходным моментом, при возникновении социальной связи является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей:

Социальная связь включает в себя в качестве своих обязательных компонентов: (1) субъект связи (отдельный индивид или группа индивидов); (2) предмет связи (то, по поводу чего связь устанавливается); (3) правила, по которым связь осуществляется (формальные и неформальные).

Существуют различные виды социальной связи: прямые и опосредованные, формальные и неформальные, контакт и взаимодействие. Особо важное

значение имеют два последних вида связи.

Социальный контакт – это связь, нередко случайная, не имеющая существенного значения для жизни людей.

Социальное взаимодействие же – этосистематические регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать ожидаемую ответную реакцию. Важной характеристикой социального взаимодействия являются суть связи, сопряженность взаимных действий партнеров – это любое поведение индивидов, групп индивидов, всего общества, как в данный момент, так и в перспективе. Понятие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Оно имеет как объективную, так и субъективную сторону. «Социальное взаимодействие – любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Понятие (категория) выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Имеет как объективную, так и субъективную стороны».

Можно говорить о трёх видах социальных взаимодействий. Это – социальные отношения (система взаимодействий, скажем, экономических, политических и т.д.), социальные институты (семья, образование и т.д.), социальные общности (совокупности индивидов, находящихся в регулярных и регулируемых отношениях). Иногда говорят еще о формах взаимодействия, подразумевая под основанием для их выделения способ согласованности того, как достичь своей цели. К ним относятся: (1) кооперация – сотрудничество на основе разделения труда; (2) конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание ценностями; (3) конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон (даже война).

Взаимодействия подразделяют еще на прямые и косвенные (кстати, также как и связи).

Социальную связь, включая взаимодействие, можно представить как обмен материальными, моральными, эмоциональными и т.д. услугами. Так трактовали социальную связь, например, Г.Зиммель и Т.Парсонс, а так же Д.Мид, — представитель символического интеракционизма. Им делался акцент уже на то, что любое устойчивое взаимодействие возможно лишь на основе взаимного признания партнерами единых критериев, ценностей, норм, символов.

Важнейшим принципом взаимодействия как социального обмена является принцип, согласно которому все участники обмена предполагают получения вознаграждения в обмен на издержки. Компенсация за блага за то, чтобы снова их получить (получать) – это «пусковой механизм» социального взаимодействия (по Длау – «социального притягивания»), обмен осуществляется на основе договоренности и имеет две формы:

а) диффузный (нежесткий) обмен;

б) договорной обмен.

Следует иметь в виду, однако, что основная масса обмен между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидание взаимности, на основе доверия. В этом отношении диффузный социальный обмен, предполагающий добровольность, доверие к партнеру – это фундаментальная основа повседневной жизни.

Можно говорить об уровнях обмена, об обмене между индивидами и обмене между группами индивидов.

Принципы регуляции социальных взаимодействий,

1. Принцип личностной целесообразности (принцип «минимакса»);

2. Принцип взаимной эффективности интеракции

3. Принцип взаимного признания критериев обмена обоснованными (легитимными) – принцип единого критерия.

4. Принцип социальной дифференциации (несимметричность обмена

— люди разные по своему социальному капиталу). Люди с меньшими капиталами требуют определенного преимущества перед богатыми (компенсация, равенство шансов и т.д.)

5. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий.

Это результирующий принцип.

Джордж Хоманс называл следующие принципы (правила) обмена:

(1) Чем выше взаимодействует данный тип действия, вероятнее всего, что оно, это действие будет повторяться, и наоборот;

(2) Если вознаграждения за определенный тип действия зависит от условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним;

(3) Если вознаграждения велико, то человек готов преодолеть любые препятствия ради его получения.

К. Маркс писал, что 5% не вдохновят бизнесмена, но 300% заставят его пойти на любые преступления.

(4) когда потребности человека близки к насыщению, он все меньше и меньше прилагает усилий для их удовлетворения.

⇐ Предыдущая47484950515253545556Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 651 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, - это идеальный тип, где «действие» - действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» - действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

§ целерациональное - использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;

§ ценностно-рациональное — понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

§ аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;

§ традиционное - основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

3.2 Особые виды социального действия по М.Веберу

Типы социального действия по М. Веберу

Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».

Рационализация, также по Веберу, - форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.

Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.

Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй - с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий - с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй - как бегство от мира, третий - как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.

Весьма важный аспект в творчестве Вебера - изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:

§ легальный , - в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;

§ традиционный - обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;

§ харизматический - основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.

Понятие социологии и «смысла» социального действия. Методологические основы.

Макс Вебер определяет социологию, как науку, которая стремиться истолковать и понять социальное действие. Опираясь на причины и следствия, можно объяснить процесс и взаимодействие социального действия. Объектом такой науки является

Вебер выделяет такие понятия, как «Действие» и «Социальное действие». Итак, рассмотрим эти понятия по отдельности и найдём их различие.

«Действие -это действие человека, которое по отношению к действующим индивидам или действующему индивиду носит субъективный смысл»(см.стр602).

«Социальное действие -это действие человека, которое имеет соотношение с действием других людей и которые ориентированы на него, по отношению к действующему лицу или действующим лицам»

Эти два понятия, которые определяет Вебер имеют существенные различия. На самом деле, этих «разногласия» вот в чём: Например, если взять «действие», то оно не зависимо то внешнего или внутреннего характера, которое «сводится к невмешательству и к терпеливому приятелю» (см.стр602), а «социальное действие», наоборот, включает невмешательство и терпеливое приятие.

Макс Вебер определяет два значения слова «смысл» . Первое : «действительно субъек-тивно предполагаемым действующим лицом в данной исторической ситуации, или приближенным, средним смыслом, субъективно предполагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций» (см.стр603). Второе : «теоретичес-ки конструированным чистым типом смысла, субъективно предполагаемым гипотетическим действующим лицом или действующими лицами в данной ситуации» (см.стр603).

Такая трактовка слова «смысл» заставляет задуматься автора над тем, что она отделяет социологию как эмпирическую науку от догматических наук, таких как: этика, логика и юриспруденция . Это связано с тем, что такую трактовку, которую дал Вебер слову «смысл» не носит «правильный и истинный» смысл, в отличии от этих наук, которые стремятся определить «правильный и истинный» смысл.

Провести чёткую границу между осмысленным и реактивным поведением-нельзя . Потому, что между ними нет связи с субъективно предполагаемым смыслом . В первом случае, действия как такового нет или его можно обнаружить при помощи специалистов. Во втором случае, те переживания, которые «не могут понять те, кому они недоступны»(см.стр603).

По мнению Вебера, всякая интерпретация стремиться к «очевидности». Он определяет виды «очевидного» понимания. Первый -рациональный(логический или математический). Второй - в виде результата «сопереживания и вчувствования — эмоциональ-но и художественно рецептивной» (см.стр604).

Макс В. убеждён в том, что те действия, которые имеют логический или математический «вид» , то есть представляют собой смысловые связи, мы может понятьс большей очевидностью . А те действия, которые ориентированы на «высокие цели и ценности» мы можем понять с меньшей очевидностью.

Автор говорит о том, что существует типологический тип исследований и что все иррациональные смысловые связи (при таком типе исследований) нужно рассматривать, как «отклонение» в отличие от целерационального. Иными словами, «иррациональные факторы(аффекты, заблуждении) поведения могут быть поняты как «отклонение» от чисто рационально сконструированного» (см.стр605-606). Лишь в этом смысле, метод «понимающей» социо-логии «рационалистичен». Нужно сказать, что такой метод нужно понимать только в качестве методического приёма.

Вебер предлагает трактовать материальные артефакты исходя из того, что человек связывает их с изготовлением и применением . Одним словом, человек должен видеть в артефакте либо цель, либо «средство».

Также автор говорит о том, что существуют такие явления, которые вызывают чуждыми смысл. Например, к чуждым смыслу относятся «все процессы или явления (живой или мертвой природы, связанные с человеком или про-исходящие вне его), лишенные предполагаемого смыс-лового содержания, выступающие не в качестве «сред-ства» или «цели» поведения, а являющие собой лишь его повод, стимул или помеху» (см.стр605-606). Вебер даже приводит пример, который доказывают вышеописанную «теорию». В качестве пример он приводит штормовой прилив . Этот пример ярко демонстрирует, что явление не является «средством и целью» поведения, а оно представляет, в данном случае- повод и помеху.

Далее Вебер выделяет виды понимания : «1 ) непосредственным пониманием предполагаемого смысла действия. Это когда мы понимаемсмысл правил, например, 2х2=4. 2) объясняющее понимание. Такой вид можно охарактеризовать, как «понимание» мотивоционно. Есть взять пример, который был в первом случает, то к нему можно задать такие вопрсы: Почему получается именно такое число, а не другое? Кто записал этот пример?» (см.стр607).

Также Вебер говорит о том, что «в науке, предметом которой является смысл по-ведения, «объяснить» означает постигнуть смысловую связь, в которую по своему субъективному смыслу вхо-дит доступное непосредственному пониманию действие» (см.стр608-609). Иными словами, рациональное действие или иррациональное действие мы будем понимать, так как они образуют смысловые связи, а значит они понятные.

Далее в своей работе Макс Вебер даёт такие понятия, как «мотив» и действие «адекватное смыслу» . Итак, что по мнению автора, является мотивом? «Мотив -это смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия. «Действие адекватное смыслу - это единое в своих прояв-лениях действие в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с позиций нашего привычного мышления и эмоционального восприятия ти-пичным (мы обычно говорим, правильным) смысловым единством. «Каузально адекватной - после-довательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой »(см.стр610-611).

«Социологическими закономерностями называются статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно понятному смыслу социального действия, являются (в принятом здесь зна-чении) типами понятного действия» (см.стр612).

Вебер проводит параллели между социологической статикой и статикой и вот, что он обнаружил. Оказывается, что социологическая статика занимается только исчислением осмысленных процессов, а статика , как осмысленные, так и не осмысленные.

Макс В. говорит о том, что для социологии неприемлемо рассматривать индивиды как объединение клеток или совокупность биохимических реакций , так кактакое правило поведения будет не понятным для нас . Очень важен то факт, что для социологии важна смысловая связь действий.

В понимающей социологии существует такой метод-функциональный. Теперь рассмотрим его основные цели : «1. Практическая наглядность и предварительная ориентация 2. Определение того типа социального поведения, интерпрети-рующее понимание которого важно для объяснения опре-деленных связей » (см.стр615).

Вебер определяет социологические законы - представляют собой подтверждение наблюдаемых вероятностей того, что «при определенных усло-виях социальное поведение примет такой характер, ко-торый позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которыми руковод-ствуется действующий индивид» (см.стр619).

Социология не находится в более близком отношении к психологией, чем ко всем другим наукам. Потому, что психология не пытается объяснить какие-то действия человека такими методами, которые будут близки такой науки, каксоциология.

Также автор сравнивает социологию и историю. В отличии от истории, социология «подразумевает под собой» типовые понятия и установление общих правил явлений и процессов . Существуют такие типы понятий, как «средние» и «идеальные».

«Средние типы» , как правило образуются там, где «речь идет о различии в степени качественно однородных, определенных по своему смыслу поведений» (см.стр623).

«Идеальные типы»(чистые) необходимы в социологии по одной простой причине- это выражение «самой большой» смысловой адекватности. Именно этот тип, представляет наличие социологической казуистики.

Существуют некие критерии эвристичности идеальных видов такие как : «чем отчетливее и одно-значнееониконструированы, чем дальше идеальные типы, следовательно, от реальности, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии и классификации» (см.стр623).

«В социологическом ис-следовании, объектом которого является конкретная ре-альность, необходимо постоянно иметь в виду ее отклоне-ние от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения — непосредственная задача социологии »(см.стр624).

По мнению Вебера, социальные действия могутбыть ориентированы : на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем пове-дение других людей . В качестве «других» могут выступать незнакомые люди, множество отдельных каких-то лиц, знакомые .

Стоит отметить, что единообразное поведение многих и воздействие массы на индивида не являются социальным действием , так как такое поведение не ориентировано на поведение других людей, а просто сопровождается «массовой обусловленностью» (по Веберу).

Макс Вебер выделяет четыре типа социального действия : 1) целерациональный , 2) ценностно-рациональный , основанный на вере, 3) аффективный , прежде всего эмоциональным, 4) традиционный ; то есть основан-ным на длительной привычке.

Первый вид целерациональный , пове-дение которого ориентировано на цель, средства и побочные ре-зультаты его действий. Второй тип ценностно-рациональный, имеет такое свойство, как «осознанное опре-деление своей направленности и последовательно пла-нируемой ориентацией на нее» (см.стр629). Третий тип аффективный «находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение» (см.стр628). И последний, четвёртый тип традиционный «нахо-дится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием» (см.стр628).

Далее Вебер определяет «социальное отношение». Итак, по его мнению, «социальное отношение- это поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это» (см.стр630). Признаком такого действия является степень отношения одного индивида к другому. А содержание может быть разным, например, любовь, дружба; сословная, национальная или классовая общность.

Существует «двустороннее» социальное отношение . Оно, как правило, должно соответствовать ожиданиям партнеров . Вот, что об этом пишет в своей книге Вебер: «действующий индивид предполагает (может быть, ошибаясь или в какой-то степени неверно), что определенная установка по отношению к нему (действую-щему лицу) присуща и его партнеру, и на такое ожида-ние он ориентирует свое поведение, что может в свою очередь иметь (и обычно имеет) серьезные последствия как для его поведения, так и для дальнейших отношений между данными индивидами» (см.стр631-632).

Вебер в своём труде утверждает, что «дружба» или «государство» существует . Но что это может значить? А это значит, что люди, которые это наблюдают «предполагают наличие в настоящем или прошлом возможности, которые заключается в том, что на основании определенного рода установки определенных людей поведение их обычно про-ходит в рамках усреднение предполагаемого смысла» (см.стр631).

Смысл социальных отношений может быть установлен на длительный срок в «максимах», которые усреднен-ны или приближенны по своему смыслу. Стороны таких отношений, как правило, направляют своё поведения на своих партнёров.

Содержание социального отношения может быть сформулировано только по взаимному согласию . Но как это происходит? Это происходит так: участники этих социальных отношений дают друг другу заверения, которые будут соблюдать в будущем.Свое поведение он ориентирует на то, чтобы «в свою очередь «соблюдать» соглашение в соответствии с тем, как он понимает его смысл» (см.стр632).

Социология занимается такими типами поведения, которые похожи друг на друга, то есть присутствует некое единообразие . Другими словами, есть такая последовательность действий с типичным идентичным предполагаемым смыс-лом, который повторяется отдельными индивидами.

Если в установке социального поведения присутствует единообразие, то это нравы, по мнению Вебера. Но только в том случае, если такое существование внутри определенного круга лю-дей, которые в свою очередь, объясняется привычкой.

А нравы мы будем называть обычаями, но только тогда, когда привычки укореня-лись в течение длительного времени. Итак, обычай мы будем оп-ределять как «обусловленный интересами» . Это значит, что ориентацией поведения отдельных индивидов должна быть направлена на одинаковые ожидания.

Стабильность обычая построена на том, что существует какой-то индивид, который не ориентирует на него своё поведение. Оно «оказывается вне рамок «приня-того» в его кругу, то есть должен быть готов переносить всякого рода мелкие и крупные неудобства и неприятно-сти, пока большинство окружающих его людей считается с существованием обычая и руководствуется им в своем поведении» (см.стр635).

Также нужно отметить, что существует стабильность констелляции интересов . Она основана на том, что индивид , который «не ориентируется в своем поведении на интересы дру-гих — не «считается» с ними, — вызывает их противо-действие или приходит к не желаемому и не предпола-гаемому им результату, вследствие чего может быть на-несен урон его собственным интересам» (см.стр635).

Вебер в своей работе упоминает такое понятие, как значимость легитимного порядка . Но, что это может значить? А это значит, что социальное поведения, социальные отношения ориентируются на индивида . Этот индивид, в свою очередь, ориентируется на представление о существовании легитимного порядка. Именно это, и будет являться значимостью легитимного порядка.

Содержание социального порядка Вебер определяет, как порядок . Это происходит так, когда поведе-ние индивида ориентируется на отчет-ливо определяемые максимы . Автор говорит о том, что «порядок, устойчивость которого основана только на целерациональных мотивах, в целом значительно стабиль-нее , чем тот порядок, ориентация на который основана только на обычае, привычке к определенному поведе-нию» (см.стр637).

Вебер определил два класса гарантий легитимности, а именно: условность и право.

Легитимность порядка внутри этих классов, которые выделяет автор таковы : 1) чисто аффективно : эмоциональной преданностью, 2) ценностно-рационально : верой в абсолютную зна-чимость порядка в качестве выражения ценностей (например, нравственных), 3) религиозно : верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка.

А теперь разберём подробно, что же Вебер подразумевает под условностью , а что под правом и найдём их различие , если таковы есть.

Итак, условность-это обычай, который считается очень важным в конкретном окружении . И если кто-то из этого окружения будет иметь отклонение, то его ждёт осуждение .

Право- наличие специ-альной группы принуждения.

Литература:

М. Вебер. Основные социологические понятия. // Избр. произв. М., 1990. С. 602-633. (Фрагмент).