Тепе-кермен - гора и пещерный город. Пещерный город тепе-кермен Пещерный город тепе кермен как добраться

Тепе-Кермен располагается на высоте в 540 м над уровнем моря и возвышается на 250 м над окрестными долинами. С городища можно полюбоваться живописными пейзажами долины реки Кача и виднеющимися вдалеке куполами Крымской обсерватории, а от расположенного на соседней скале Кыз-Кермена этот пещерный город отделяет лишь глубокая балка. У местных жителей существует любопытная легенда о разрушенной взаимосвязи этих двух скальных замков. Когда-то их владельцы решили породниться, но то ли невеста, то ли жених оказались настолько упрямы, что не решались сделать первый шаг и прийти в соседнюю крепость. Специально для встречи придумали соорудить мост между замками, который повис над оврагом. Но девушка, вспомнив о былых обидах, убила жениха, бросившись затем в пропасть, а мост был разорван. Так, согласно крымским легендам, была разрушена взаимосвязь этих двух пещерных городов .

Виды, открывающиеся с высоты Тепе-Кермен

Западный и северо-западный склоны Тепе-Кермен заросли лесами. На юго-западе гора совершенно недоступна из-за обрывов, высота которых местами достигает 12 м. Лишь в северо-восточной части существует единственная тропа для восхождения к этому пещерному городу, название которого переводится как «гора-крепость», что вполне оправдывает себя уже при первом взгляде на эту неприступную скалу.

Тепе-Кермен - самый настоящий «мёртвый» город, о существовании которого нет исторических упоминаний и чьё прежнее название стёрлось в веках. История не сохранила иных наименований этого пещерного поселения, а ведь как и другие крымские пещерные города-крепости, Тепе-Кермен возник примерно в 6 веке как укрепление на границе с византийскими землями. В 10-11 веках город разрастается, становится более заселённым, здесь появляются наземные храмы, от которых время не оставило почти никаких следов. Археологи полагают, что расцвет этого пещерного города пришёлся на 11-14 века, когда он являлся крупным центром культурной и хозяйственной деятельности в долине реки Кача. Из-за постоянного вторжения татар к концу 14 века жизнь в городе постепенно угасает, а Тепе-Кермен превращается в очередного молчаливого свидетеля канувших в Лету времён. Правда, после разрушения города ещё некоторое время (вплоть до 16 века) здесь существовал небольшой пещерный монастырь.

Общая площадь Тепе-Кермен сравнительно невелика и не превышает 1 га. Тем не менее, на таком участке сосредоточено множество искусственных пещер. На Тепе-Кермен их не менее 250-ти, самых разных по размерам, форме и назначению. Одни пещеры использовались под хозяйственные нужды, в некоторых располагались культовые сооружения, включая погребальные комплексы. Многие из пещер на Тепе-Кермен многоярусные (достигают до 6 ярусов), а местами образуют целые комплексы из 2-3-4-х подземных помещений. В верхние ярусы пещер можно попасть исключительно с плато. Нижние ярусы пещер чаще всего становились загонами для содержания скота. Их здесь около 200, что склоняет исследователей к мысли, что это был город скотоводов.

В пещерах западной части города располагались преимущественно казематы и бойницы для отражения вражеских атак.

На Тепе-Кермен встречаются также и небольшие пещерные монастырские комплексы.

Многие пещеры удивляют потрясающей акустикой и экзотическими архитектурными декорациями. Немало из них, подобно обычным помещениям, закрывались деревянными дверьми и сохранили следы перегородок, которые разделяли одно подземное помещение на несколько внутренних комнат. Большая часть таких искусственных сооружений высечена на отвесных сторонах скалы. Многие из них соединены вырубленными в тех же скалах лестницами, которые можно заметить, даже находясь у подножия Тепе-Кермен. Из этих пещер открывается живописный вид на долину.

На самом же плато пещеры больше похожи на подвалы, которые скрывались входными люками. Некоторые из них служили своеобразными цистернами для сбора дождевой воды, которая, скорее всего, была единственным источником живительной влаги в этом городе.

Известно, что жилые постройки здесь, как и в подобных городах-крепостях, были двухэтажными, а их крыши укрывала красная черепица.

Среди наиболее известных сакральных сооружений Тепе-Кермен - расположенная в пещере на северо-восточной окраине плато церковь с сохранившимся необычным алтарём, датируемым примерно 8-9 веками. Храм небольшой и вытянут не вдоль оси, в направлении алтаря, а по направлению «север-юг». Так принято не у христиан, а у караимов, что является очередной загадкой Тепе-Кермен, ведь следов обитания этого народа здесь не найдено. Алтарь окружали 6 (уцелели лишь три) расположенных полукругом колонн. В стенах высечены кресты, а в юго-восточной части можно заметить следы вырубленных в полу гробниц, над которыми заметны остатки настенных надписей на греческом языке. Есть у этого пещерного храма и свой особый секрет, о котором непременно поведают экскурсоводы. В пещере есть своеобразное окно, секрет которого заключается в том, что в пасхальные дни солнечные лучи, попадающие через него внутрь храма, проявляют на противоположной стене очертания креста.

Помимо этого, на Тепе-Кермен встречается ещё несколько пещерных храмов. Среди пещер нижнего яруса располагается ещё одна известная пещерная церковь. В ней сохранились ризница и надпись, содержащая несколько букв древнееврейского алфавита. Существовали здесь и наземные церкви, среди которых наибольший интерес представляют руины на южной окраине города. Эта небольшая часовенка сложена из массивных каменных блоков. Археологи полагают, что когда-то она относилась к единому масштабному храмовому комплексу.

Из-за небольшой площади городища грандиозных работ по его исследованию не проводилось, и поэтому Тепе-Кермен сохранил ещё немало тайн. Однозначно определить тип этого поселения почти невозможно. Можно утверждать, что одним из основных занятий жителей этого пещерного города было скотоводство, но говорить о том, чем же в действительности был Тепе-Кермен, сложно. Существовал ли здесь настоящий пещерный монастырь (о чём свидетельствует наличие множества храмов), была ли оборонительная крепость (следов оборонительных сооружений так и не было найдено) или же просто величественный феодальный замок - нельзя сказать однозначно. Существует даже предположение, что на Тепе-Кермен располагался большой некрополь, что подтверждает и обилие найденных склепов с останками.

Одна из любопытных достопримечательностей Тепе-Кермен - Солнечный Камень, напоминающий менгир в форме солнечных часов, на самом деле являющийся сводом рухнувшей пещеры. Он располагается прямо над пропастью в юго-западной части плато. Эзотерики считают, что в нём хранится вся энергетическая мощь этого пещерного города Крыма, а легенды гласят, что в нём заключена душа великого колдуна древности.

Располагается этот пещерный город Крыма в 7 км от Бахчисарая. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного монастыря Качи-Кальон нередко предлагают и посещение расположенного в Качинской долине Тепе-Кермен.

Можно осуществить не менее увлекательное путешествие к этому пещерному городу и от Чуфут-Кале , пройдя по тропе мимо старинного караимского кладбища и через лес до горы-останца, на которой и располагается Тепе-Кермен.

Можно добраться и на рейсовом автобусе Бахчисарай-Синапное, маршрут которого проходит и мимо Качинского навеса, служившего стоянкой древнего человека , затем мимо величественной скалы с пещерным монастырём Качи-Кальон, и мимо Девичьей крепости - Кыз-Кермен, сразу за которой уже можно заметить и очертания Тепе-Кермен. Выйти нужно на остановке Кудрино. За сосновым лесом располагается туристическая стоянка, а от неё ведёт тропа на плато.

Смотрите фотографии пещерного города Тепе-Кермен в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Рекордсмен книги рекордов Крыма гора Тепе-Кермен является не только любопытным геологическим объектом, но и выдающимся археологическим памятником, включающим в себя уникальный пещерный город.

Гора-обманщица

В Качинской долине между селами Машино и Кудрино находится необычная гора под названием Тепе-Кермен. Усеченный конус правильной формы имеет высоту 544 метра и являет собой единственный пример подобных образований в Крыму. Неслучайно в 1999 году гора была занесена в книгу «Крым. Книга рекордов». Очертания горного образования точно такое же, как и у действующих вулканов Камчатки, Индонезии и Японии. На самом деле, Тепе-Кермен не вулкан, а гора-останец, обособившийся от Внутренней гряды. За обманчивую форму гору и прозвали обманщицей.

Геометрические очертания вершины Тепе-Кермен напоминают треугольник. Одна сторона каменной призмы представляет собой прямоугольный обрыв северо-восточного направления, вторая - обрыв северо-западного направления. Что интересно, каждый из них совпадает с разломом земной коры.

Горное образование удивительно живописно. На фоне гор Главной гряды Тепе-Кермен напоминает таинственный остров, тонущий в туманно-сиреневых далях, вблизи же, воображение поражает контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал.

Романтичные очертания горы вдохновили однажды известного русского живописца К.Ф. Богаевского. Зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили основой для его картины «Жертвенники». На одном из эскизов изображены две пирамидальные вершины Тепе-Кермена и, на втором плане — Кыз-Кермена. Рисунок был назван «Алтари в пустыне», также как раздел стихотворного сборника поэта М.А. Волошина и одноименного стихотворения. В нем есть такие строки

Я поставлю жертвенник в пустыне

На широком темени горы.

Поэт описывал языческое поклонение Солнцу, а художник увидел в строгих очертаниях Тепе-Кермена подобие древнего алтаря. В окончательном варианте картины художник значительно отошел от первоначальных зарисовок. Он изобразил не две, а три одинаковые вершины, похожие на вулканообразные пирамиды. Так, реальный пейзаж послужил основой для создания фантастического мира.

Крепость на горе

В переводе с крымско-татарского Тепе-Кермен означает «Крепость на горе». Это же имя носят руины средневекового города, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Когда-то это был неприступный замок, за стенами которого местное население укрывалось от вражеских войск.

Многочисленность религиозных сооружений Тепе-Кермена дала повод исследователям считать крепость монастырем. Однако сегодня преобладает мнение, что на Тепе-Кермен, это типичный феодальный замок. По мнению некоторых исследователей, он имеет черты так называемых «малых городов».

Городище существовало с VI по XIV века. Наибольшего расцвета оно достигло в XII—XIII веках. Гибель поселения связывают с набегом золото-ордынцев в 1299 году.

Осмотр пещерного города весьма интересен. Словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину разнокалиберные отверстия. Встречаются однокомнатные, двух, трех и даже четырехкомнатные «квартиры». Верхние пещеры, расположенные у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через выдолбленные амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на неприятеля. На плато встречаются высеченные в скале цистерны для хранения воды и погреба. Пещеры нижнего этажа использовались для хозяйственных целей и в качестве загонов для скота.

Пещеры имеют овальную или округлую форму. На стенах можно увидеть перекрещивающиеся борозды вырубки, сделанные киркой.

В незапамятные времена пещеры имели вход с деревянной дверью и окна. Некоторые из них были связаны между собой лестницами и переходами. Внутри можно встретить ямки для очага и что-то вроде лежанок.

На юго-западной стороне скала имеет уступ, нависший над лесистым склоном горы. Двигаясь в южном направлении, можно встретить самую большую пещеру. Перед ней расположена терраса, ведущая к входу в виде дверного проема. Напротив входа — выступ с нишей, по обе стороны — две нитеобразные выемки. Исследователи считают, что эта пещера была дохристианским храмом, позднее преобразованным в христианский.

Набравшись смелости и пройдя по самой кромке скалы можно добраться к аккуратно высеченным пещеркам со входом в виде дверного проема. Скорее всего, они служили таинственным культовым целям.

Тепе-Кермен - рекордсмен по количеству вырубленных пещерных сооружений. Их насчитывается около 300, что чрезвычайно много для небольшой по площади горы (около 18500 кв.м). Этот феномен связан с относительной легкостью обработки известняков, из которых состоит гора. Многочисленные трещины и разуплотнения известняков в зоне тектонического нарушения ослабили прочность горных пород и тем самым облегчили вырубку пещер.

Несмотря на огромное количество пещер на вершине горы, жизнь в средневековом замке была сосредоточена на плато Тепе-Кермен. Сегодня жилая территория замка плотно заросла колючими кустарниками, деревьями, и древняя застройка едва просматривается. Когда-то на плато стояли двухэтажные здания с пристройками и навесами. Рядом были оборудованы зерновые ямы, бассейны для сбора и хранения воды, имелось несколько церквей и часовен. В подтверждение этому при археологических раскопках были найдены обломки черепицы, осколки пифосов, амфор, поливных тарелок и мисок XII - XIV веков. Населяли же Тепе-Кермен средневековые крымские греки.

В северо-восточной части вершины Тепе-Кермен вырублена христианская с тремя уцелевшими колоннами. Храм возник приблизительно в VIII - IX веках. Это относительно большой пещерный храм. Длина его составляет 10,5 метров, ширина — от 4,2 до 5,4 метров. Интересна форма помещения, она вытянута не направлению к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть помещения. Молящиеся размещались полукругом перед алтарем, окруженным шестью грубо высеченными колоннами. На наружных стенках предалтарной преграды высечены рельефные кресты. Выступ в глубине алтаря служил жертвенником. У юго-восточной стены храма можно обнаружить две высеченные в полу гробницы, над ними — остатки греческой надписи, в углу — баптистерий (крещальня) представляющий собой каменный ящик с крестообразной выемкой. В пещере, расположенной ниже церкви, исследователи начала века находили много человеческих костей. Скорее всего, в этом месте находилась усыпальница или как ее еще называют костница. Следуя древней традиции, сюда складывали кости, вынутые из гробниц.

Пещерный храм имеет свои загадки. Долгое время исследователи не могли объяснить назначение оконного проема неправильной формы. Тайна была раскрыта случайно. В день празднования Пасхи, когда восходящее солнце осветило противоположную стену пещеры, на ней появилась четкая тень креста.

На плато есть еще несколько пещерных и наземных церквей. Одна из них, расположенная у южной оконечности городища, представляет собой небольшую часовню с полукруглой алтарной апсидой. Стены ее сложены из массивных каменных плит длиной до 2,5 метров и шириной до 1,3 метра. Исследовавший ее в 1969 году Д.Л. Талис считал, что это часть монументального религиозного комплекса.

Я рада, что снова пишу о Крыме. Туристический маршрут в этом году разрабатывали таким образом, чтобы сначала ознакомиться с достопримечательностями Юго-Западного Крыма. Затем, продолжая автопробег по трассе Севастополь-Ялта-Симферополь, посетить "Храм Солнца" в самой южной части Крыма и завершить путешествие по горному Крыму знакомством с урочищем Демерджи. Потом нежились на побережье Азовского моря в Восточном Крыму, как в прошлом году. Отпуск всего две недели, и очень хотелось провести его эффективно, с яркими и незабываемыми впечатлениями.


Исключительно живописные места Юго-Западного Крыма находятся несколько в стороне от самых популярных туристических маршрутов. Однако они представляют собой интереснейший с культурно-исторической точки зрения регион. На территории Крымского лесостепного предгорья в Бахчисарайском районе сохранились древние пещерные поселения (города) – одни из самых впечатляющих сооружений давно минувших эпох. Это своеобразные музейные комплексы под открытым небом. Пещерные города начинали строить еще потомки тавров и скифов. За многие столетия не раз менялся этнический состав населения и статус пещерных городов. Временами такие поселения становились важными административными и хозяйственно-культурными центрами целых регионов, возле которых проходили основные торговые пути.


Особенностью пещерных городов является тот факт, что об этих уникальных памятниках крымской истории, существовавших еще на рубеже новой эры, нет ни единого прямого упоминания в летописных документах вплоть до XIV века, а то, что было написано о них после, лишь предположения, догадки и констатация уже покинутого и заброшенного состояния пещер, которое можно наблюдать и сегодня современным туристам. В этом, наверное, и заключается притягательный магнетизм и волнующий воображение интерес к миру далеких предков, оставивших после себя загадочные руины и уникальные постройки. Посещение пещерных городов Крыма не оставляет равнодушными ни романтиков, ни искателей острых ощущений и приключений, ни просто туристов, тем более, проходит оно в окружении красивейших и неповторимых природных ландшафтов с дальними, захватывающими дух перспективами.

Первый день нашего путешествия

Мы решили начать знакомство с пещерными городами Крыма с Тепе-Кермен . Почему не с Чуфут-Кале или Баклы? Во-первых, понимали, что за короткое время невозможно посетить все пещерные города Крыма, некоторые из них "будут ждать нашего приезда" до следующих лет, а те, которые мы посетили в этом году, возможно, повторного посещения, так как не все удалось посмотреть. Во-вторых, поселение Чуфут-Кале возникло в более позднее время, предположительно с середины XIV века, соответственно является наиболее изученным историками и археологами. В-третьих, так изначально задумывался наш туристический авто маршрут.


На машине к Тепе-Кермен нужно ехать через село Машино и, проехав от села еще около 1,5 км, свернуть влево, на грунтовую дорогу. До долины реки Качи через Бахчисарай мы добрались уже поздним вечером, когда стемнело. Искать платный ночлег в ближайших селах не стали, хотя знали, что в этом районе есть туристические базы. Когда свернули на грунтовую дорогу и через несколько метров поняли, что она сильно размыта, в темноте легко застрять или разбить машину, оставили идею заночевать у самого подножия Тепе-Кермен. Мы выбрали место непосредственно рядом с грунтовкой, благо там никто по ночам не ездит. Разбили палатку, детей отправили спать в машину рядом. Ночное небо было в тот день особенно восхитительным: ясное, яркое, переполненное звездами и звездными туманностями. Я не успевала загадывать желания, так часто приходилось ловить взглядом падающие звезды. Недалеко от поверхности земли пролетали светлячки, крошечные тельца которых в темноте светились зеленым, словно точечные фонарики. Из Машино доносился незатихающий лай собак, который прерывал сон. Наутро, проснувшись, мы окончательно приняли решение идти пешком по грунтовой дороге до Тепе-Кермен. Местные жители, конечно, ездят по раздолбанной и глубоко размытой колее, но мы не рискнули.

От нашей временной стоянки рядом с грунтовкой до места, с которого непосредственно начинается подъем на Тепе-Кермен, было около 2-3 км. К Тепе-Кермен можно пройти пешком и из Бахчисарая, от Ханского дворца, мимо турбазы "Привал", и через Михайловское лесничество. Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточному склону, остальные склоны труднодоступные или неудобные. Это мы проверили на себе. С одной стороны, осваивать тропы без проводника увлекательно, ощущаешь себя "первопроходцем", а с другой стороны, даже при подробном описании пути в интернете можно ошибочно выбрать другую тропу и потерять время и силы. В некоторых безлюдных и труднодоступных местах Крыма вообще небезопасно, поэтому помощь проводника считается обязательной.


Конечно, Тепе-Кермен не относится к таким местам, однако нас угораздило свернуть на тропу восточнее основного подъема. Поняли мы это, когда уже на 2/3 преодолели подъем. Дальше лезть, особенно с пятилетней дочкой, не захотелось, учитывая, что до этого приходилось чуть ли, не ползком, на четвереньках преодолевать неустойчивый и скатывающийся под ногами грунт. Мы спустились и нашли основную тропу, до которой не дошли немного меньше километра. Там же дежурили работники заповедника, собиравшие плату за вход на Тепе-Кермен.


С этого места подъем осуществляется по раздваивающейся тропе. Левее она круче, по ней мы поднимались. Приходилось цепляться за корни деревьев, поэтому желательно взять с собой палку, чтобы можно было опираться. Однако эта тропа показалась нам гораздо легче той, по которой мы полезли вначале. Обратно спускались по тропе справа, она самая удобная. В нашей семье после всех "петляний" даже забавная присказка появилась: "Если вы экстремал, то забирайтесь на Тепе-Кермен с юго-запада или юга, если почти экстремал, то на развилке по основному подъему выбирайте левую тропу, если не экстремал, то держитесь правее. А если вы вообще не любите прикладывать усилия, то оставайтесь дома перед телевизором".

Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является наименее исследованным, несмотря на свое удачное расположение и близость к населенным пунктам. Поселение представляет собой трехуровневую систему пещерных сооружений на вершине горы-останца, бывшей составной частью Внутренней гряды Крымских гор. Размещаясь на самом скромном по площади плато, всего 1,2-1,3 га, городище Тепе-Кермен имеет около 250 хорошо сохранившихся пещерных помещений разного назначения: погребального, культового, хозяйственного и оборонительного. По насыщенности искусственными пещерами Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену.


Северо-восточный склон Тепе-Кермена занимает некрополь, первые погребальные сооружения которого ученые относят к VI-VII вв. нашей эры. Конструкция некоторых склепов состояла из одной или нескольких погребальных камер и дромоса, вход в склепы закрывался плитой. Такой вид захоронений существовал еще в тавро скифской традиции. Кстати, среди вещей, раскопанных на месте Тепе-Керменских захоронений, нашли нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н.э. в виде стилизованного изображения барана. Вполне возможно, эта вещица – амулет, принадлежность скифской или более поздней скифо-сарматской культуры. Что самое интересное, на соседнем с Тепе-Кермен плато Хыс-Хулен-Бурну археологами было обнаружено поселение, сегодня называемое Кыз-Кермен. Это место нечасто посещается туристами, хотя имеет очень давнюю историю. При археологических раскопках здесь нашли остатки скифских укреплений, датируемых IV в. до н.э.- II в. н.э., просуществовавших до вторжения готов в Крым в III в. н.э..


Весьма загадочным является то, что на плато Хыс-Хулен-Бурну практически нет искусственно высеченных пещерных сооружений в отличие от их изобилия на Тепе-Кермен. Это предположительно говорит о том, что для местного этноса Кыз-Кермен было не характерным высекание искусственных пещер для проживания. Скорее всего, изначально на плато Хыс-Хулен-Бурну находились хорошо укрепленная крепость и развитое городище с высоким статусом, а соседнюю возвышенность Тепе-Кермен использовали исключительно для захоронений.


Все это дает основание предположить, что Кыз-Кермен и Тепе-Кермен были составляющими единого древнего культово-административного центра, а пещерное поселение на Тепе-Кермен возникло позднее, по версии археологов и историков в VI веке нашей эры. Расцвет же пещерного города Тепе-Кермен пришелся на период с IX по XIII вв. н.э., возможно, когда влияние культовых слоев, населявших Хыс-Хулен-Бурну, стало переходить к культовым слоям, населявшим Тепе-Кермен.


Может быть, это произошло в результате переселения на Тепе-Кермен монахов раннего христианства, которые в скалах высекали пещеры, превращая их в храмы, кельи и святые места, монастырские комплексы, отсутствующие в скифской культуре. Скифы высоко ценили только места своих захоронений и в основном поклонялись могилам своих умерших со всей страстью и преданностью. Древнегреческий историк Геродот удивлялся отсутствию у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили.


Местное, коренное и пришлое, смешанное и многокомпонентное, состоящее из аланов, сарматов, готов, скифов, население горных районов, среди которых были еще сильны традиции язычества и влияние раннего тавро скифского культа, стало приобщаться к христианскому культу. Особенно быстро распространялось христианство среди крымских готов. Авторитет монахов и ранних христианских монастырей возрастал, что нашло отражение в изменении характера захоронений на Тепе-Кермен. На территории некрополя северо-восточного склона появляются надгробные камни с изображением креста, датированные VIII-X вв. н.э.. Постепенно склепы некрополя переходят в могильники с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами, характерными для греко-византийского периода.


Среди множества крымских легенд, существует сказание о Кыз-Кермене и Тепе-Кермене. Согласно этой легенде, некогда Кыз-Кермен (в переводе с тюркского "Девичья башня") был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала дочь-красавица. А князь и его войско соседней возвышенности Тепе-Кермен, непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, подчиняя жителей окрестных поселений. Чтобы наладить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь и молодого наследника замка Тепе-Кермен. Молодые согласились, но между ними возник спор. Молодой наследник замка Тепе-Кермен потребовал, чтобы невеста пришла к нему в замок, но она была горда и своевольна, и считала, что жених должен явиться к ней первым. Старейшины порешили устроить встречу на нейтральной территории. Они соорудили мост через овраг-пропасть между Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, приглашая будущих возлюбленных в сопровождении подчиненных дружин встретиться на нем. Но дойдя до середины моста, девушка, вспомнила старые обиды, нанесенные ее народу, сгоряча выхватила нож и убила жениха. Дружина, находящаяся при расправе над молодым наследником Тепе-Кермен, вмиг зарубила девушку, затем между враждовавшими друг с другом дружинами разгорелась потасовка, мост обрушился и все упали в обрыв.


В этой легенде с глубоким сакральным смыслом можно провести любопытные параллели, связанные с историей развития данного региона. Тюркское название Кыз-Кермен ассоциируется с народностью, ранее поклонявшейся Деве – главному божеству матриархата. Этот народ, поддерживающий культ Девы, изначально проживал на данной территории. Жених с Тепе-Кермен в легенде символизирует новый культ, патриархат. Возможно, он берет начало с вторжения готских племен в исследуемую область, которые, как в древности и полагалось, грабили священные захоронения местного населения с целью наживы, а с появлением нового вероисповедания на Тепе-Кермен стали его последователями. Та, единственная, искусственно созданная пещера в обрыве плато Хыс-Хулен-Бурну, была высечена уже в период существования монастырского комплекса на Тепе-Кермен. Это наглядно следует из внутренних деталей и обустройства пещеры, а также ее направленности в сторону Тепе-Кермен, что тоже символично. Скорее всего, в ней проживал монах-отшельник из монастыря на Тепе-Кермен. Чтобы посетить эту пещеру на Кыз-Кермен, надо рискнуть спуститься по стертым ступеням в обрыве скалы, что по описаниям очевидцев доставляет такую сильную и неповторимую гамму эмоций, намного превосходящую, чем, целый день лазания по Тепе-Кермен и Эски-Кермен. Эта пещера, как своеобразная монашеская жертва женственности (чему? или чего?, совершенно неважно по причине одного и той же морфемы-окончания) – бессмысленный или совершенно исключительный аскетический подвиг на грани хрупкости высокой жизни и искушающего смертельного лика перед неотвратимой пропастью?

Но вернемся к описанию пещерного города Тепе-Кермен, чья хозяйственная направленность видна сразу. Большинство пещер использовалось для всесезонного содержания скота, поэтому это поселение часто называют "городом скотоводов". В скальных помещениях, предназначенных как хлева и загоны, насчитывается большое количество вырубленных в стенах и на полу разных видов кормушек. Простые скотоводы проживали в одних и тех же помещениях с животными. Загоны с кормушками и каменными петлями привязи продолжаются небольшими прямоугольными нишами или овальными комнатками с входными проемами. Некоторые входы находятся сразу за кормушками, оснащены подрубками под деревянные рамы и пазами для засовов. Такие ниши и комнатки служили спальнями для людей, которые закрывались на ночь в этих скромных уголках, а животные теплом своих тел согревали их от холода. В пещерах можно наблюдать около стенные или напольные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений.

На плато городища ведут главные северо-восточные ворота. В древности здесь была построена дорога в три марша. Остатки от нее при желании можно проследить на заросшем лесом склоне. На Тепе-Кермен ученые выделяют три храма. Один из них располагался у главного входа, от него осталась комната с полукруглыми арочными нишами в стене и с вырубными могилами и костницами. Скорее всего, это церковное помещение было частью многокомнатного комплекса. В метрах пятидесяти к северу, на втором ярусе была вырублена церковь с ризницей. Попасть в нее можно, не поднимаясь на плато. В неприметном с тропы храме у восточной стены располагалась алтарная апсида, а южная стена имела вход в скругленное помещение, определенное учеными как ризница. Вдоль стен церкви были устроены скамьи, а в полу и нише стены - могилы. Здесь же можно увидеть надпись на греческом языке и изображение с древнееврейской надписью (возможно оставленное неким караимом при посещении церкви в более позднее время). Считают, что эти две церкви появились на последних этапах жизни пещерного города, в XIII-XIV вв. н.э..

Визитной карточкой Тепе-Керменской обители является церковь с крещальней (баптистерием). Ее возникновение большинство относит к VIII веку нашей эры, однако некоторые ученые датируют ее первыми веками христианства. Особенностью храма является его поперечное расположение с вынесенной внутрь алтарной преградой. Гайдуков Н.Е.: "Храм в плане вытянут, но не с запада на восток, как это бывает обычно" (примеч. авт. у христиан), "а с севера на юг" (примеч. авт. как у караимов). Еще одна загадка Тепе-Кермен. Уж не намек ли это на времена укрепления Хазарского каганата в Юго-Западном Крыму и ослабления Византийского влияния? Тогда еврейские надписи можно связать с проживанием караимов на возвышенности Тепе-Кермен в поздний период существования пещерного города и использование ими церкви в своих целях, а потом они переселились на более укрепленный Чуфут-Кале после золотоордынского нашествия в Крыму.


С одной стороны, археолог А.Л. Якобсон отмечал, что архитектурное решение с поперечным расположением нефа было характерно для византийского востока, в отличие от столичного византийского стиля. По другой из версий в церкви с баптистерием изначально стояла перегородка, отделяющая помещение с крещальней. Это может свидетельствовать в пользу древнего происхождения храма, т.к. в ранние времена христианства некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях. По этому поводу высказывается П. Бабенчиков, исследовавший церковь в 1940 году: "В старину вся восточная часть пещеры до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной".

Что же на самом деле скрывает Тепе-Кермен? Пещеры горы-останца разного происхождения: отчасти они относятся к христианскому монастырю, отчасти к укрытиям караимов, отчасти к хозяйству феодального замка X-XI вв., может быть и то, и другое здесь существовало одновременно? Как считает Гайдуков Н.Е.," это вообще характерно для Крыма - возможность жить сообща, всем вместе, относительно не стесняя других". (Путеводитель по пещерным городам Крыма).


Обзор пещерного города Тепе-Кермен мы закончили к трем часам дня. Вернувшись к машине с толстым налетом придорожной пыли, я поняла для себя, что вторую ночь хотела бы провести в гостиничном номере и обязательно с горячим душем. Поэтому, мы стали собираться в Баштановку, чтобы выяснить, где пообедать и найти платный ночлег.

Официальные сведения
Средневековый город-крепость в

Бахчисарайском районе Крыма ,

в 7 км юго-восточнее Бахчисарая. Высота 544 м

Общие сведения о Тепе-Кермен (по опубликованным источникам)

Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымско-татарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (töpe - холм, вершина, kermen - крепость). Тем же именем называют и остатки средневекового города-крепости (по другим источникам - монастыря) Тепе-Кермен, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Площадь пещерного города около 1 га.

Фактически городом он не являлся, а был, скорее, крепостью-замком, на территории которого население округи укрывалось от войск неприятеля, что и объясняет отсутствие источников воды.

Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер - более 230-ти. Есть пещерная церковь XII-IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

До сих пор не ясно, из какого источника брали воду жители города. Колодцы на территории Тепе-Кермена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

Тепе-Кермен - это одинокая конусовидная гора, на которой селились люди, напоминает по форме вулкан. Она была частью Внутренней гряды, которая постепенно разрушается, и осталась в виде одинокого «крымского Везувия» высотой 543 метра над уровнем моря. Тепе-Кермен , с тюркского означает Вершина-Крепость , видна издалека..

Считается, что крепость на этой горе начали строить в VI веке. На ничтожной площади в 1,4 гектара вырублены около 250 пещер самого разного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. После похода на Тепе-Кермен остается впечатление, что город перенасыщен пещерами, что скала истончена и вот-вот распадется от этих бесконечных, съедающих ее полостей в шесть ярусов. Со всех сторон горизонта гора похожа на террикон шахты, а с востока выглядит огромным кораблем, рассекающим прозрачный воздушный океан.

Стенами здесь перекрыли только самые ответственные участки плоскогорья, где нет обрывов и куда враг смог бы легко пролезть по склону. Там же, для надежной обороны, выдолбили пещеры-казематы. Караульное помещение на юго-западе плато могло служить основанием специальной дозорной башни.

В отличие от Чуфут-Кале, Тепе-Кермен был слишком неудобным для нормального, хотя бы для сносного быта. Здесь нет колодцев. Жителям приходилось собирать дождевую воду по системе желобков в специальные каменные цистерны. Город продержался недолго и то лишь как военная крепость. На плато видны остатки каких-то зданий. В центральной части городища археологи откопали фундаменты четырехкомнатного дома, у стен которого остались конической формы вырубки IХ-Х веков для установки глиняных бочек (пифосов).

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в северо-восточном обрыве скалы. Храм прямоугольный, с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. В полу вырублены могилы.

Есть у пещерной церкви своя особая примета – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермен . Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

На «носу» плато Тепе-Кермен остался одинокий вертикальный камень, от которого падает тень на площадку. Раньше это была большая пещера со сводами…

Тепе-Кермен – самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Случайными находками можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...

Пещерный город Тепе-Кермен в Крыму – пожалуй, весьма значимый и примечательный объект подобного рода на территории полуострова в целом и в окрестностях древней ханской столицы в частности. Среди других таких комплексом, расположенных в Бахчисарайском районе, он может быть и не наиболее посещаемый, но занимает почетное место благодаря живописному виду скалы, где высечены его помещения, потрясающе красивой местности Качинской долины.

Археологи, проводившие изыскания в границах древнего городища, склонны считать его главным пунктом этих мест, сравнивая со своеобразной столицей проживавших здесь аланов и других народов, подчинявшихся и признававших власть местных правителей. К сожалению, история достопримечательности известна недостаточно хорошо, но раскопки на ее территории и расчистка многочисленных сооружений продолжается. Можно говорить о том, что в ближайшее время будут открыты все загадки этого удивительного места!

Где находится городище в Крыму?

Находится пещерный город Тепе-Кермен в южной части полуострова, на территории Бахчисарайского района. Расположен он в пределах чарующе прекрасной долины, рядом с селом Кудрино, в 7 км юго-восточнее . По пути до памятки туристы проезжают удивительный и монастырь Качи-Кальон.

Тепе-Кермен на карте Крыма

История возникновения города в пещерах

Появление Тепе-Кермен историки и археологи относят примерно к тому же времени, что и возникновение другого известного пещерного города – , то есть к концу VI — началу VII вв. Сооружение его связанно было со стремительным продвижением византийцев в Северную Тавриду. В первые столетия существования он был преимущественно крепостью, где располагался многочисленный, сильный гарнизон из гото-аланов.

Несколько позже здесь было высечено большое число жилых помещений и религиозных сооружений, а само городище в одинокой горе, возвышающейся над Качинской долиной, жители обнесли крепостной стеной. Но произошло это не ранее Х века после того, как большинство земледельческих поселений в округе пали под ударами предположительно хазар, включивших Тепе-Кермен в состав каганата.

Как и другие археологические , Тепе-Кермен достиг наивысшего развития и могущества во времена Хазарского каганата, хотя большинство его населения составляли христиане. В XI столетии, после падения государства хазар в Крыму и установления византийского владычества, возвышение пещерного центра продолжилось, а к концу века он стал одним из самых густонаселенных на полуострове.

Но благополучие города было недолгим. Уже в XIII веке он, как и большинство пещерных и наземных населенных пунктов, был захвачен и разрушен войсками ордынского хана Ногая. После этого комплекс пришел в полный упадок, в течение последующих десятилетий был постепенно оставлен большинством жителей, к концу XIV столетия оказался заброшенным и никогда больше не возрождался.

Некоторое время в обезлюдевшем Тепе-Кермен продолжали функционировать христианские церкви, использовавшиеся жителями окрестных деревень. Когда в 1475 г. Крымский полуостров оказался под властью Османской империи, турки окончательно разрушили святыни христиан, после чего начался период полного забвения, продолжавшийся почти 500 лет. В 1969 г. городище было заново открыто Д. Талисом, начавшим проводить археологические раскопки.

Чем интересен Тепе-Кермен?

Сейчас пещерный город Тепе-Кермен в Крыму, как и другие интересные места на территории полуострова, является достопримечательностью и туристическим объектом, привлекающим массу посетителей. Нынешний древний полис – это около 250 гротов и пещер, высеченных в 3 яруса, занимающих общую площадь немногим более 1,2 га. Он второй по величине среди себе подобных в регионе – после , количество пещер которого достигает почти 300 единиц.

До сегодня сохранились две дороги, ведущие к городищу, использовавшиеся жителями с глубокой древности. Северная, бывшая некогда главной и довольно оживленной, сохранила даже следы от колес повозок, глубоко в нее врезавшиеся, остатки ворот и крепостных сооружений. Руины эти вызывают смешанные чувства – с одной стороны, это едва ли не единственные наземные строения Тепе-Кермен, что плохо вписываются в общий пейзаж, с другой – они поражают монументальностью даже в столь плачевном состоянии.

Большинство сооружений имеет жилое, хозяйственное и религиозное назначение, стены их часто испещрены трудно различимыми надписями на греческом языке и иврите, но отдельные фрагменты все же можно прочесть.
Интересно, что на его территории пока не найдено ни одного колодца, но зато здесь встречаются десятки желобов и бассейнов, высеченных на ровной плоскости, предназначенных, по всей видимости, для сбора дождевой воды. На склонах горы, немного ниже основных сооружений, неплохо сохранился некрополь с многочисленными склепами и надгробными плитами, оказавшийся, к большому сожалению, совершенно разграбленным.

Самые интересные объекты Тепе-Кермен представлены остатками трех церквей, сейчас от них остались лишь фундаменты и небольшие участки стен, а интересны они как единственные наземные здания городища. Они имеют небольшую площадь и условные названия, относящиеся к началу ХХ века, но это самые яркие памятки пещерного комплекса. Две из них – «церковь с баптистерием» и «церковь с ризницей» — сохранились несколько лучше, третья, разрушенная до основания, не имеет даже условного наименования.

Как добраться до пещерного города?