Как преподавать грамматику английского языка интересной. Грамматика комплексная, как обед

Грамматика английского языка для начинающих кажется чем-то неподъемным. Артикли, местоимения, глаголы – английский язык располагает огромным количеством правил, которые перенести на русский не так-то просто. Отсюда возникают сомнения, а стоит ли вообще начинать? Стоит ли нырять в грамматику английского языка без определенной уверенности, что сможешь ее освоить? Нет, с таким настроем, далеко уплыть в изучении у вас точно не получится. А потому важно отбросить все сомнения и стереотипы. Поверьте, грамматика английского языка может быть изучена самостоятельно и в самые короткие сроки. От вас требуется лишь постоянство и усидчивость, а со всем остальным мы вам поможем.

Для начала давайте разберемся, что собой представляет грамматика этого языка. The English grammar или английская грамматика – это свод всех правил, которые касаются предлогов, приставок, частей речи, видов английских глаголов и их времен, членов предложения и так далее.

Простыми словами, все, что есть в английском языке, и есть его грамматика. Соответственно, частый вопрос о том, как выучить грамматику, имеет очень простой ответ: чтобы выучить грамматику английского языка, вам нужно просто выучить этот язык. Конечно, разобрать все нюансы в одной статье не получится. Да что там, даже книги, в которых вам обещают показать всю грамматику английского языка с нуля с упражнениями, по сути, обо всей грамматики вам никогда не расскажут. А потому мы собрали лишь самые основные правила, которые лучше всего подойдут для новичков.

Как можно выучить английскую грамматику, не зная даже правил произношения. Начнем именно с них. Правила чтения букв в английском – тема достаточно обширная, так как при определенном сочетании их произношение может меняться. Однако не будем уходить слишком глубоко и рассмотрим стандартное произношение букв , которых в английском, кстати говоря, 26. При освоении темы произношения особое внимание уделяется транскрипции, которая, как правило, указывается в квадратных скобках:

Буква Транскрипция Произношение
1 A a эй
2 B b би
3 C c си
4 D d ди
5 E e и
6 F f эф
7 G g джи
8 H h эйч
9 I i ай
10 J j джей
11 K k кей
12 L l эл
13 M m эм
14 N n [ɛn] эн
15 O o [əʊ] оу
16 P p пи
17 Q q кью
18 R r [ɑː] а
19 S s эс
20 T t ти
21 U u ю
22 V v ви
23 W w [‘dʌbljuː] дабл-ю
24 X x экс
25 Y y уай
26 Z z зед

Грамматика английского языка: артикли

При изучении грамматики английского языка может возникнуть много путаниц с , так как аналогов на русском языке у них нет. Артикли, как правило, употребляются с существительными для того, чтобы показать, идет ли речь о каком-то конкретном предмете (та сумка) или неопределенном ((какой-то) человек). Всего различают 3 вида артиклей:

  1. Нулевой артикль или его отсутствие:
  1. Неопределенный артикль a / an, который используется, если вы не обращаете внимания на какую-то определенную вещь, а просто говорите о предмете в целом. Неопределенный артикль также используется, когда вы впервые упоминаете собеседнику о какой-то вещи:

Заметьте, что если существительное или прилагательное, которое его описывает, начинается с согласной, используется артикль «a», а если с гласной – «an».

  1. Определенный артикль the, выражающий конкретные предметы:

В речи они встречаются постоянно, поэтому обязательно их запомните.

Существительные в английской грамматике

Грамматика английского языка с нуля очень часто начинается с существительных . Возможно, это происходит потому, что существительные в английском языке имеют много общего с русскими. Например:

  • они также делятся на собственные и нарицательные:
  • могут меняться по числам, образуя множественное число с помощью окончания -s (-es):
  • имеют падежи, хотя их количество ограничивается всего двумя:
  • выполняют роли всех членов предложения, примеры:

Разница же заключается в том, что, в отличие от русского языка, английские существительные не изменяются по родам. Его имеют только местоимения.

Грамматика английского языка: местоимения

Местоимения в английском делятся на 9 подгрупп, однако наиболее популярными по праву являются личные местоимения. Они изменяются по падежам, временам и числам:

Грамматика английского языка: глаголы

Глагол в английском – это, пожалуй, основная часть речи. Он может быть личным и безличным. К личным относятся те глаголы, которые используются со всеми лицами и во всех временах. Они могут употребляться и в действительном, и в страдательном залогах:

К безличным относятся герундий, инфинитив и причастие:

И правильные, и неправильные глаголы имеют 3 формы. Правильные образуются следующим образом:

Неправильные же имеют 3 индивидуальные формы, которые нужно заучить, например:

Все эти формы знать необходимо, так как с помощью них происходит образование видовременных глагольных форм.

Помимо этого, глаголы имеют три наклонения:

Особое внимание стоит уделить модальным глаголам. Модальные глаголы – это глаголы, которые не используются самостоятельно. Они необходимы, чтобы показывать отношение говорящего к какому-то действию. Одними из наиболее употребляемых модальных глаголов являются:

should (следует) You should stop drinking alcohol. (Тебе нужно бросать пить.)
can (может) Every person can achieve everything he dreams about. (Каждый человек может достичь всего, о чем мечтает.)
must (должен) The pupils must wear uniforms here. (Здесь ученики обязаны носить форму.)
have to (надо / приходится) I have to wake up early because of work. (Мне приходится рано вставать из-за работы.)
need (нужно) I need you like no one else. (Ты мне нужен, как никто другой.)
used to (раньше) I used to watch this cartoon when I was a child.

((Раньше) Я смотрел этот мультфильм, когда был ребенком.)

Грамматика английского языка: прилагательные

Прилагательное в английском обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Простыми словами, оно употребляется для описания предметов и лиц. По своему строению прилагательные делятся на 3 группы:

Использоваться эти и другие прилагательные могут в 3 степенях сравнения:

Грамматика английского языка: наречия

Описательная функция характерна и для наречий , которые отвечают за выражения признака действия. Оно бывает нескольких видов:

Они тоже могут иметь степени сравнения:

Грамматика английского языка: числительные

Числительные , как и в русском, бывают количественными и порядковыми:

За исключением первых 3-х цифр, остальные порядковые числительные образуются с помощью -th (-eth). На английском порядковые числительные могут писаться с помощью цифры и последних двух букв окончания: second – 2 nd , ninth – 9 th , sixteenth – 16 th и так далее.

Грамматика английского языка: междометия

Нельзя не отметить независимую часть речи, использование которой помогает передать эмоции и свои ощущения, а именно междометия. Их можно поделить на 3 группы:

Служебные части речи

Служебные части речи английской грамматики употребляются достаточно часто. Рассмотрим некоторые из них:

  • Союзы связывают члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. По строению они делятся на:

По своим функциям они подразделятся на сочинительные и подчинительные:

  • Предлоги используются не реже, чем союзы. По своему строению они делятся на точно такие же группы:

Помимо своего основного предназначения, предлоги всегда используются со следующими глаголами:

  • Еще одной служебной частью речи являются частицы. Частиц в английском языке целых 5 видов:

Грамматика английского языка: порядок слов в предложении

Предложения в английском бывают утвердительными, отрицательными и вопросительными. Строятся они следующим образом:

По этим таблицам составляются предложения в любом времени.

Грамматика английского языка: времена

Временных форм же в английском 12. Образуются они с помощью 3 времен и 4 временных видов:

Времена / Виды Simple (Простое) Continuous (длительное) Perfect (совершенное) Perfect Continuous (совершенное длительное)
Past

(прошедшее)

V2 to be (в прошедшем) + V-ing had + V3 had + been + V-ing
Present (настоящее) V1 to be (в настоящем) + V-ing have / has + V3 have / has + been + V-ing
Future

(будущее)

will + V1 will be + V-ing will + have + V3 will + have + been + V-ing

Зная эти формы, вы сможете образовывать любые предложения.

Грамматика английского языка: виды предложений

Кстати, о предложениях. Как и в русском, английские предложения делятся на простые и сложные. Сложные же подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Стоит заметить, что, несмотря на то, что в основном предложения в английском полные, допустимо употребление и неполных предложений. Как правило, такой вариант используется в разговорной речи, поэтому это скорее уже практическая грамматика английского языка:

Это были основные правила грамматики. Конечно, уместить сюда весь материал, увы, невозможно. Однако, зная хотя бы упомянутые правила английского языка, вы уже будете вполне уверено чувствовать себя во время разговора. Что касается разговоров. Сборник упражнений по английскому или другой вариант дескриптивной информации – это, конечно, хорошо. Однако, поверьте, практическая грамматика английского языка по своей эффективности не сравнится ни с чем. Общаясь, изучающие язык могут научиться гораздо большему, нежели сидя за книгой. Поэтому не стесняйтесь общаться с носителями.

Просмотры: 299

Большинству из нас занятия английским языком приносят радость — по крайней мере, пока дело не доходит до грамматики. Признаемся честно: мы ненавидим грамматику. И все же к ней можно подобрать ключик! Помогут вам в этом советы 10 полиглотов и практикующих лингвистов.

К изучению грамматики можно применить закон Паркинсона*.

Общение — вот наша с вами цель. Мы учимся не ради того, чтобы преуспеть в упражнениях по грамматике. Грамматика усвоится, если вы будете работать на достижение целей.

Я смотрю на язык как на шифр. У каждого языка свой шифр. Чтобы взломать шифр, нам нужно вычислить его закономерности. Это — ключ. Как только вам удастся взломать шифр, язык раскроется перед вами и все станет легко и просто.

Давайте я приведу пример анализа и раскрытия шифра. Рассмотрим следующую последовательность целых чисел, которую называют числами Фибоначчи:

0 1 1 2 3 5 8 13…

Вместо готового объяснения я дам вам подсказку: соседние числа, взятые в пару, объединяет конкретная и простая закономерность. Вычислили ее? Если нет, попробуйте еще раз, оно того стоит.

Ну как, вы нашли решение? Чувствуете некое удовлетворение?

Теперь представьте, что я просто дал вам следующую формулу:

F n = F n — 1 + F n — 2

с начальными значениями F 0 = 0, F 1 = 1.

Вам нужно только подставлять числа в формулу, и вы получите последовательность. Вы поняли принцип последовательности Фибоначчи, вам его разъяснили. В первом же случае вы вывели его сами. Если вы это сделали, ваш мозг предпринял усилие, чтобы найти закономерность. Это усилие имеет особую ценность, поскольку формирует важнейшие нейронные связи.

Я очень практичный человек, и я должен быть на сто процентов уверен в том, что смогу спокойно общаться на языке, который учу. Чтобы добиться этого, я отсекаю лишнее и концентрируюсь только на том, что пригодится мне для общения. Я выбираю тексты, которые удовлетворяют моим интересам, и пытаюсь интуитивно понять грамматику, слушая, как говорят носители языка. Не распыляться — вот мой метод.

А результаты метода Луки, что называется, налицо:

Не правда ли, прекрасный результат? Особенно если учесть, что речь идет об одном из самых сложных языков в мире.

Грамматика подобна клею, который удерживает слова вместе. Чрезвычайно важно знать ее хорошо.

Слушайте на повторе аудиозаписи с речью носителей языка. Упражнения (имитативные , подстановочные , трансформационные) будут полезны как для знакомства с грамматическими конструкциями, так и для отработки их воспроизведения.

Также необходимо следить за грамматикой в разговорах с носителями языка.

Таким образом, слушайте, повторяйте, запоминайте, а затем применяйте на практике изученную грамматику — желательно не в отрыве от контекста (отдельно глагольные окончания или частицы), а осмысленно (предложения, диалоги, монологи), и, если получится, в общении. Это сделает процесс изучения языка не только более продуктивным, но также практически ориентированным и интересным!

В моем понимании, правила грамматики помогают навести порядок в языке. Если вам пока еще негде наводить порядок, они вам не нужны.

Однако когда вы доберетесь до среднего уровня, купите хороший учебник грамматики и начинайте наводить порядок в том, что уже успели выучить.

Грамматика — если вы взялись за нее в нужный момент — начинает заполнять пустующие места в паззле, и это поистине увлекательный процесс! Вас ждет столько озарений, столько интересного! Такая грамматика не наставляет, а объясняет. Для меня это как глоток свежего воздуха, я начинаю по-новому наслаждаться языком.

Могу дать вам совет, как учить грамматику. Не учите.

Бегите от советов заниматься грамматикой, как принято — в классе или по учебнику. Это скучно, жалко и убивает все удовольствие от изучения языка. Вместо этого слушайте язык и говорите на нем, с каждым днем все больше и больше.

Когда научитесь говорить и думать на этом языке, вот тогда уделите время грамматике. Сверяйтесь с грамматикой по ходу изучения языка, но не начинайте с нее.

Не сводите изучение языка к оттачиванию грамматики, особенно если хотите говорить свободно. Вы потратите кучу денег, сил и времени, и все без толку.

Вместо этого читайте и слушайте. Многократно встречая одни и те же грамматические конструкции в живой речи, вы автоматически их «подцепите». К примеру, если вы тысячу раз увидите какой-то глагол в форме прошедшего времени, то и сами начнете произносить его правильно.

Грамматика может пригодиться, когда вы начинаете учить язык с нуля: полезно пролистать учебник базовой грамматики, чтобы составить представление о языке. Она также может сослужить вам хорошую службу, когда вы говорите и пишете на высоком уровне и хотите отточить ваши умения, дабы избежать малейших ошибок. Однако одно только знание правил грамматики не сделает из вас мастера слова.

Мое мнение таково… Изучение грамматики? Лучше не придумаешь!

Спорно? Не знаю. Но это жизненно необходимая штука! Интересно: мы не можем общаться без грамматики, но во время беседы мы ее не замечаем. Так что это теория, не практика.

Я бы посоветовала для начала определиться, к какому из двух типов учеников вы относитесь:

  1. Отважный практик, готовый с головой броситься в диалог, не страшась ошибок? В таком случае не обращайте особого внимания на грамматику, пока не найдете то, что вас «зацепит».
  2. Интроверт-перфекционист, который продумывает предложения целиком, прежде чем произнести их вслух, потому что боится сказать что-то не то и попасть в глупое положение? Для вас, мой друг, грамматика — это дар свыше, это самая настоящая дорожная карта, по которой проложен ваш маршрут! Сначала выучите основы иностранной грамматики (нюансы подождут своего часа), удостоверьтесь, что понимаете грамматику своего родного языка, и найдите сходства и различия между ними. Этот метод не раз срабатывал с моими студентами и послужил источником многих озарений.

А для тех, кто готов к восприятию английской речи на слух, предлагаем советы по изучению грамматики опытного, хоть и слегка эксцентричного преподавателя английского языка с сайта engvid.com по имени Ронни (доступны английские субтитры):

Обсудить эту тему в школе Skyeng

первый урок бесплатно

Оставить заявку

20736

Вконтакте

  1. Главный совет: практика, желательно ежедневная . Отрабатывайте полученные знания по максимуму на занятиях с преподавателем английского, а затем самостоятельно переводите тексты с русского на английский, выполняйте упражнения из учебника и Интернет-ресурсов, старайтесь чаще употреблять разнообразные грамматические конструкции в разговорной речи. Доведите навык их использования до автоматизма.
  2. Не ограничивайтесь примерами из одного учебника . Недостаточно отрабатывать грамматику исключительно по упражнениям из пособия, по которому вы занимаетесь. Придумывайте свои примеры употребления артикля, времен, активного и пассивного залогов, а также проходите онлайн-тесты на разных сайтах. Много разнообразных тестов можно найти на сайтах и .
  3. Используйте хорошие современные пособия по грамматике , например Essential Grammar in Use или GrammarWay. С ними можно работать как самостоятельно, так и с преподавателем. Учебники содержат понятные таблицы, поясняющие то или иное правило, а также упражнения, которые помогут совершенствовать грамматические навыки и довести использование конструкций до автоматизма. При помощи таких пособий вы поймете, как легко выучить английскую грамматику. Чтобы выбрать наиболее подходящее пособие, ознакомьтесь с особенностями каждого из них в статье « »
  4. Не обязательно зубрить наизусть правила в том виде, в каком они представлены в учебнике, главное — понять и запомнить правильное употребление той или иной конструкции.
  5. Неважно, учите ли вы английский с персональным преподавателем, на курсах или самостоятельно, уделяйте время самообучению . То есть, помимо уроков, занимайтесь языком ежедневно хотя бы 30 минут, это позволит вам быстрее и легче освоить английский в целом и грамматику в частности.
  6. Читайте вслух книги на английском языке . Лучше всего выбирать специальные пособия для изучающих английский, где в конце текста приведен список слов для изучения и даны вопросы на понимание смысла текста. Отвечая на них, вы закрепите в памяти прочитанную информацию и пополните свой словарный запас грамотно построенными фразами. Чтение англоязычных текстов — хороший способ увидеть «вживую» практическое использование грамматики английского языка.
  7. А вы хотите знать, как изучать грамматику английского языка с носителем бесплатно? Это возможно. Только обучение будет специфическим: мы советуем вам взять уроки письма у знаменитых авторов . Сделать это просто: берете книгу на английском языке и начинаете ее переписывать. Занятие довольно монотонное, зато вы сможете не только увидеть грамматические конструкции, но и употребить их на практике в письменной речи. Что написано пером не только топором не вырубишь, но и хорошо откладывается в памяти. Кстати, именно поэтому мы рекомендуем выполнять упражнения на грамматику не только в виде онлайн-тестов, но и переписывать их себе в тетрадь, так включается в работу механическая память.
  8. Слуховая и зрительная память — ваши главные помощники в обучении. Слушаете англоязычную песню или смотрите видео на английском? Обращайте внимание, как используют грамматические конструкции носители языка . Выписывайте некоторые фразы с артиклями, предлогами, периодически перечитывайте их. Постепенно у вас в памяти отложится правильный вариант употребления той или иной конструкции.
  9. Замечательный сайт предлагает вампрекрасные видеоролики , которые помогают разобраться с грамматикой. Несомненное преимущество ресурса — легкая подача материала и объяснения носителей языка.
  10. Попробуйте пользоваться словарем . Он примечателен тем, что дает примеры использования слов, но вы можете использовать его по-другому. Например, вы учите время Present Continuous: введите в окошко программы “I am writing” (можно любой другой часто употребляемый глагол). Программа тут же выдаст вам несколько сотен примеров, содержащих эти слова. Так вы увидите, в каком контексте, с какими наречиями, в каких случаях чаще всего употребляется время Present Continuous.
  11. Для мобильных устройств создано большое количество приложений, которые помогут легко выучить английскую грамматику. Используйте их, чтобы ни одна свободная минута не пропала даром. Например, программа для Android неплохо помогает отработать грамматику и проверить свои знания, не требуя при этом доступа в Интернет. А еще больше полезных бесплатных приложений вы найдете в статье « ».
  12. Советуем подписаться на группы для изучающих английский язык в социальных сетях, в том числе и на наши сообщества: и . Ваша новостная лента пополнится не только фотографиями пушистых котиков и забавных приколов, но и полезными сведениями — разнообразными таблицами, поясняющими грамматику английского языка в легкой форме .
  13. Наши преподаватели написали для блога engblog.ru более 180 статей по грамматике. Мы разбили все темы на уроки по уровням, создав , который, несомненно, станет отличным подспорьем для изучающих язык.
  14. Можно учить грамматику в стихах , рифмованные формулировки легко запоминаются. Попробуйте выучить , это не просто легко, но еще и весело! Выучив неправильные глаголы, вы сможете свободно оперировать временами английского.
  15. У вас есть типичные грамматические ошибки? Почитайте статью-лайфхак, которая поможет понять их и избавиться от них навсегда: « ». А также используйте советы, представленные в статье нашего преподавателя « ».
  16. Есть мнение, что современные жители Америки используют в основном три времени группы Simple, упрощая жизнь себе и окружающим. Поэтому некоторые студенты не считают нужным изучать и употреблять другие времена. Это неправильный подход к изучению английского языка. Иностранцы поймут, о чем вы говорите, но, согласитесь, несмотря на недавние изменения в правилах русского языка, намного приятнее услышать «один кофе», чем «одно кофе». Грамотного человека уважают в любой стране .
  17. Избавьтесь от психологических зажимов : некоторые люди так боятся ошибок, что пытаются обойтись простыми предложениями, избегают употреблять разные времена и т. п. Это в корне неправильный подход: только отрабатывая свои знания в процессе общения с преподавателем или носителем языка, вы сможете понять, что усвоили хорошо, а над чем нужно поработать. Смело бросайтесь грудью на амбразуру учить английский через Скайп в нашей школе. Грамотные преподаватели помогут вам научиться не задумываясь употреблять даже самые сложные грамматические конструкции.

Скажу честно, я считаю, что нет ничего проще английской грамматики. Трудности с грамматикой - чаще всего естественный результат того, что с самого начала не сформировалась точная и однозначная система значений: будь то построение и употребление времен, артикли, страдательный залог или косвенная речь.

Данная статья, прежде всего, адресована тем, кому так или иначе приходится самостоятельно разбираться в премудростях английской грамматики.

Не боясь, что меня могут упрекнуть в примитивизме, я попытаюсь не научным языком рассказать о грамматике английского языка.

Tenses Forms (Временные формы глаголов)

Я не ставлю своей целью объяснить формы построения времен. Другими словами, здесь Вы не найдете таблиц построения утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Для этого достаточно открыть любой грамматический справочник.

Речь пойдет о понимании того, как пользоваться английскими временами, которые, на первый взгляд, кажутся такими не похожими на русские. Структурно, может быть, и нет. Однако, присмотревшись поближе, Вы без труда найдете много общего, поймете, что точно так же выразили бы свою мысль по-русски.

О чем общаются друг с другом англичане, американцы и другие носители английского языка. О четырех вещах:

  • о регулярном;
  • о том, что в процессе;
  • о результатах;
  • и о том, что, к сожалению, хоть уже и принесло какие-то результаты, но окончания действия пока не видно.

И самое главное - все эти четыре ситуации могут произойти и в настоящем, и в прошлом и в будущем. Попытаемся переложить слова песни на русский способ отношения к жизни:

Simple - "все просто, без затей" - регулярные, повседневные действия в настоящем, прошлом и будущем:

  • Present - "обычно завтракаю" - I usually have breakfast;
  • Past - "когда учился в школе, всегда завтракал в 7 утра" - When I was at school, I always had breakfast at 7 am;
  • Future - " в отпуске буду спать до 9" - I will sleep until 9 am when I am on holiday. Регулярно? Очень даже!

Continuous - процессы, "все течет, изменяется" - какой-нибудь процесс:

  • Present - "сейчас рассказываю Вам о том, что английский выучить легко"- I am telling you now that English is easy to learn;
  • Past - "вчера пыталась объяснить это студентам на семинаре с 5 до 7 вчера"- I was trying to explain this to my students since 5 to 7 pm yesterday;
  • Future - "с 26 по 28 сентября буду делать тоже самое на конференции где-нибудь в Воронеже"- I will be doing the same thing at the conference in Voronezh from 26 to 28 September.

Perfect - "все готово" - результаты:

  • Present - "только что получила письмо от своих коллег", "недавно закончила писать статью"- I have just got an e-mail from my colleagues/ I have finished writing this article recently. Когда начала? На самом деле не имеет значения, ведь здесь важен результат. Важно не "когда", а "уже", только что, совсем недавно, и вот, пожалуйста, результат;
  • Past - "успела сделать что-то одно до того, как случилось что-то другое, или к определенному времени". Давайте что-нибудь из бытового: "успела приготовить ужин до того, как семья вернулась с работы";
  • Future - "успею сделать что-то одно, до того, как случится что-то другое, или к определенному времени". Из личного: "надеюсь, что закончу эту книгу к концу лета".

Perfect Continuous - "молодцы, отличный результат, но продолжаем работать дальше" - если же результаты получены, а действие или проект не закончены, то варианты будут такими:

  • Present - "я учу английский уже 3 года" (для оптимистов скажу, что процесс изучения языка бесконечен, всегда есть следующий этап даже при хороших результатах);
  • Past - такая вариация в устной речи встречается редко, но ведь мы не только говорим, но и пишем... Пример для размышлений: "Вы простояли в очереди два часа, прежде, чем Вас приняли";
  • Future - этот случай - просто раритет, но, наверняка, и на Ваш век придется когда-нибудь его употребить. А в принципе ситуация не так сложна "Вы простоите в очереди два часа, прежде, чем Вас примут".

Таким образом, нам останется только заучить эти сценарии и постепенно научиться ими ловко "жонглировать".

Артикли (The Article)

Однажды в университете один преподаватель сказала мне: "Не переживай, ты никогда не будешь знать, как правильно употреблять артикли, сколько бы правил ты ни выучила. Даже лучшие из нас (имея в виду себя и других преподавателей, разумеется) постоянно попадают впросак, когда дело касается артиклей. Грамотно пользоваться артиклями могут только носители языка. Но поскольку делают они это интуитивно, то, в общем, вряд ли смогут толком объяснить, как это у них получается". Тогда она привела пример об университетской профессуре, которая отправилась в Германию на стажировку, где благополучно завалила первый же тест по грамматике. Он, к слову, был как раз по теме "Артикли".

"Ну что же, значит, не судьба" - подумала я.

Но шутка, которую на следующий день рассказал уже другой преподаватель, заставила меня передумать и все-таки разобраться с артиклями.

Дело было так. Один молодой человек обратился к прохожему в Гайд Парке, чтобы уточнить, который час. На английском все это звучало приблизительно так:
- Excuse me, sir. Can you tell me what is ___time? (пропущен определенный артикль)
- Well, sir, it"s a very philosophic question…- ответил ему прохожий.

Мораль сей басни такова - без артиклей все слова (объекты и субъекты) превращаются в пустышку, фикцию, слова-призраки или "философские размышления".

Итак, появился повод всерьез задуматься об артиклях:

  1. Основная задача артикля - показать "определенность" или "неопределенность" предмета, человека; сказать, что он "известный" или так себе, "какой-то". Отсюда, кстати, и названия артиклей- "indefinite article" (неопределенный артикль), "definite article" (определенный артикль).
  2. В русском языке артиклей нет. Это факт. Но факт также и то, что и нам не безразлично, о каком предмете или человеке мы говорим. Если он не знаком нашему собеседнику, мы обязательно отметим это в своей речи. К примеру, скажем "одна женщина", "какой-то человек". Или же, наоборот, укажем, что сейчас говорим о нашем общем знакомом/-ой - "эта знакомая", "тот преподаватель". Именно это и делают артикли. Маленькие, короткие слова, которые, к тому же и не имею перевода, несут такую внушительную смысловую нагрузку (вспомните, прохожего из нашего анекдота).
  3. И последнее, но, как говорят англичане, "not the least" - артикли "a" и "the" не являются единственным и множественным числом друг друга , у них в этой жизни совсем другие роли (см. п.1). Что касается числа, то подход следующий:

Согласование времен (The Sequence of Tenses)

Эта тема вызывает почти животный страх у тех, кто учит английский язык, о ней много пишут на форумах, а самое главное, всячески избегают использовать ее в речи.

Могу Вас обрадовать - согласование нужно не всегда, причем не потому, что согласование - это прерогатива книжной речи.

Что же все-таки согласование? Что или кого мы согласовываем?

Согласование происходит в том случае, если:

  1. предложение состоит из двух частей: главной и зависимой (главное и придаточное предложение);
  2. главная часть стоит в прошедшем времени, как правило, в Past Simple.

Другими словами, мы согласовываем зависимую часть с главной. Подгоняем ее под главную, смотрим на зависимую часть с позиции главной...

Согласование не происходит, если:

  1. главная часть стоит в настоящем времени - He says he"s going to be late;
  2. главная часть стоит в прошедшем времени, но зависимая часть выражает факт, универсальный факт, неизменную истину, "universal truth", как пишут в английской грамматике.

По поводу п. 2 приведу такой пример. Так, в одном из эпизодов любовного признания в фильме "Bridget Johns"s Diary. Edge of Reason", герой Колина Фирта в очередной раз произносит "I love you". А героиня Рене Зельвегер, как и всякая уважающая себя девушка, делает вид, что не расслышала и просит повторить еще раз. После очередной, теперь уже третьей попытки, Фирт выкрикивает "I said I love you".

Как видим, главная часть предложения "I said" стоит в прошедшем времени, что по правилу требует сделать согласование. В результате могло получиться что-то вроде "I said I loved you".

Однако этого не произошло. Почему? Надо полагать, что герой Фирта любил не только в тот момент, когда сказал об этом, а любил вообще.

Но вернемся к согласованию по правилу. Итак:

Главное предложение Зависимое (придаточное) предложение
Past Simple: действие произошло одновременно с действием в главном предложении действие произошло раньше действия в главном предложении действие произойдет после действия в главном предложении
Past Simple Past Perfect Would + infinitive
He said he loved Italian music he had been to Italy many times before he would go to Italy this summer
We knew we could rely on them they had never let us down before they would support us in all troubles

То, что в грамматике изучают по теме "Reported Speech", является лишь одним из вариантов согласования времен. На мой взгляд, достаточно понимать последовательность сочетания времен, которая показана в таблице выше.

Страдательный залог (The Passive Voice)

Должна признаться, что английское название этой темы мне нравится больше. Сразу становится понятно, что кто-то или что-то находится в пассивном, т.е. в подчиненном положении, что над ним кто-то или что-то выполняет какое-то действие.

Например, "Поэма "Руслан и Людмила" была написана Пушкиным или "Салат был приготовлен из овощей, сыра, маслин и т.д.".

"Была написана" и "приготовлен" формы страдательного залога в русском языке. Поэму написали, а салат приготовили. Кто? Может быть, и мы с Вами (по крайней мере, салат), но по предложению этого не понять. И это не суть важно, цель не в этом. Всегда ли нужно знать, кто именно выполнил это действие? Конечно, любопытно знать, что месье Оливье совсем иначе готовил свой знаменитый салат, чем мы с Вами, однако, рассказывая рецепт салата своей дочери, мать, скорее всего, скажет "Для салата необходимы...".

Хотелось бы (не дословно) процитировать одного итальянского лингвиста-позитивиста: "Язык существует для человека, а не человек для языка, мы сами создаем свою речь, сами выбираем способы, формы, слова для выражения своих мыслей, главное, быть точным, чтобы форма и содержание совпадали".

Поэтому можно дать скорее подсказки, в каких ситуация страдательный залог будет более уместным:

  1. Устная речь: деловое общение (презентации, описание графиков, любая аналитика), повседневное общение (констатация фактов, например, рассказывая, когда был построен Кремль, или из чего приготовлено блюдо, которое очень хочет заказать Ваш иностранный гость, но согласно старинной русской традиции, меню на английском языке в кафе не оказалось).
  2. Письменная речь: аналогично, но в любом случае всегда добавить оттенок почтительности и уважения к получателю письма.

Существует еще одно затруднение, с которым сталкиваешься при изучении данной темы - построение форм.

Чаще всего приходится запоминать весь список форм по разным временам, но в этом не будет необходимости, если запомнить одну вещь (при условии, что Вы, конечно, хорошо помните, как образуются времена): поставьте глагол to be в нужном Вам времени.

Всегда непросто с формами Continuous и Perfect, они дольше других запоминаются.

Решение: поставьте глагол to be в форме Continuous, как сделали бы то же самое, например, с глаголом to come или to make- I am coming, I am making, I am being и т.д.:

Вот, пожалуй, и все по теме страдательный залог и о подводных камнях английской грамматики.

А вообще-то никаких подводных камней нет, есть те, кто не умеет или боится плавать!

Grammar is the cement that holds the bricks (the vocabulary) in place.

Ronald Green

Грамматика английского языка очень отличается от русского языка и потому вызывает особые трудности у русскоговорящих студентов при изучении и освоении. Как учить английскую грамматику? С кем лучше учить грамматику? Можно ли ее выучить самому? Какой учебник лучше? – на эти и многие другие вопросы мы ответим в сегодняшней статье.

Для написания данной статьи мы опросили нескольких наших русскоговорящих преподавателей и носителей языка. Надеемся, что их ответы вам пригодятся.

Как лучше всего учить грамматику?

Вот, что ответили наши преподаватели на этот вопрос:

Вера : Прежде всего – в среднем темпе, не «галопом», но и не «зависая» на одной теме слишком надолго. И хорошо, когда есть преподаватель, который не только показывает «формулы», но и помогает начать думать их структурами.

Ольга Ингланд : Теория хорошо укладывается на практике, поэтому я предпочитаю практическую грамматику (напр., работать с текстом, в котором встречаются изучаемые правила).

Ольга Френсис : Очень помогает систематизация времен в таблице, где указываются названия времен и их составляющие. Построение некоторых ассоциаций тоже полезно. Добавление маленьких рисунков в табличку делает процесс запоминания времен веселее. Например, если это Present Simple, то можно ассоциировать его с дождем, символизирующим скучную рутину, это действия, которые происходят постоянно, каждый день (I go to work every day). Present Perfect – корочка от съеденного арбуза, показывающая результат действия (My friend has eaten the water-melon). Также постоянные переводы с русского на английский, когда времена сравниваются, т. е. тренируются предложения в похожих временах и тех, которые вызывают путаницу в голове. Когда вы уже овладели всеми временами, очень полезен перевод одного и того же предложения во всех временах. Это помогает ориентироваться в них и запомнить нюансы употребления всех времен. На мой, взгляд, важно понять логику построения предложений, строить ассоциативные связи, запомнить какая структура соответствует какой функции в речи. Например, мы используем Subject + will +Verb для выражения обещаний, предположений, высказывания опасений и т.д. Сначала нужно понять в какой ситуации употребляется структура, ее значение, а затем ее форму, ее составляющие. И, конечно, как можно больше упражнений в современных зарубежных учебниках.

Thea : I firmly believe that each student learns in a specific way that best suits that individual, so this is one of the hardest questions that teachers have to answer. One of the most important steps in your learning journey is to identify which methods work best for you and focus on those areas that do indeed lead to success on a personal level. Some students are able to absorb grammar from texts and listening exercises, while others need to focus on it specifically and devote study time to completing grammar exercises to really understand specific grammar points. By identifying your language learning strengths and weaknesses and discovering the methods which best suit you, you will be able to focus on what works on a very individual level.

Gary Jones: The best way to study grammar is with a teacher. You need someone to tell you when you are speaking correct and to correct your mistakes. It maybe possible to learn the rules for grammar, but to applly them in writing or speach you will need the help of a teacher. They can explain the rules and which ones apply to different situations.

Kate: There are many different approaches to learning English grammar: pay attention, read books, listen to yourself, work meticulously to name a few. Each approach will differ in effectiveness according to the person’s preferred way of learning. With certain grammatical rules and exceptions to the rules it is important to incorporate memorisation into any approach used, and also to try learning grammar one rule at a time.

Jamie: The best way to study grammar is with a local teacher. They will be much better at the technical side of the language.

Таким образом, учить грамматику английского следует:

  • в правильном темпе
  • учитывая ваш стиль обучения (как вы лучше запоминаете материал)
  • в контексте (на реальных примерах из аутентичных книг, тут же применяя изученное правило в своей письменной или устной речи, рассказывая о себе, чтобы были личные ассоциации)
  • системно
  • используя таблицы и наглядные иллюстрации
  • проделывая упражнения из современных зарубежных учебников
  • с преподавателем
  • и стараться, говоря на английском, следить за правильностью своей речи

С кем лучше учить грамматику: носителем или русскоговорящим преподавателем?

Вера: На начальном этапе, «с нуля», заниматься с носителем языка, по-моему, – это искать себе лишние сложности, а впоследствии все зависит от профессионализма преподавателя.

Ольга Ингланд: Я встречала немало иностранцев, преподающих русский язык гораздо доходчивее, чем русскоговорящие. Считаю, что иностранцы, освоившие неродной язык, могут лучше объяснить грамматику, чем носители.

Jamie: A local teacher learns the rules and can communicate the technical subject well in the students language but even a good local teacher does not ‘hear’ the mistakes as well as a native speaker or really understand the idiosyncrasies or exceptions of the English language. Emmersion is essential to move on to the higher levels but native speakers are not normally as good at grammar as a ‘good’ local teacher. To me, English is an art. To the local teacher it is a technical subject. Very different.

Итак, учить грамматику лучше с русскоговорящим преподавателем, а практиковаться в использовании структур с носителем языка.

Можно ли выучить грамматику самому без учителя?

Ольга Френсис: Выучить самому будет очень сложно, нужно быть человеком с большой силой воли, отличным логическим мышлением и желательно знать другие языки. В этом случае можно сравнивать языковые структуры и учить самому. Сами способны учить язык обычно преподаватели языка и переводчики. Все же обычно это малоэффективно и человека не хватает надолго разговаривать с самим собой. Язык нужен для общения с другим человеком, и учить его следует общаясь не только с книжкой. C преподавателем этот процесс будет быстрее, приятнее и эффективнее.

Вера: Можно, но это сложнее, и больше вероятности заработать неуверенность в себе и пресловутый языковой барьер

Ольга Ингланд: Конечно, можно. Сама учу испанский таким образом;

Kate: Certainly it is possible to learn grammar without the aid of a teacher, however this involves being very self motivated and disciplined. Many learners of a new language would find it more beneficial to have first hand information from a native speaker who could guide them in their learning process.

Gary Jones: It maybe possible to learn the rules for grammar, but to applly them in writing or speach you will need the help of a teacher. They can explain the rules and which ones apply to different situations.

Вывод: ответ на этот вопрос во многом зависит от вас: усидчивости, наличия у вас материалов и времени. С профессиональным преподавателем процесс освоения грамматики будет более быстрым и продуктивным.

Сколько упражнений нужно сделать, чтобы усвоить правило?

Ольга Ингланд: Это зависит от способностей студента и/или отведенного времени.

Вера: У всех людей процесс усвоения индивидуален, но обычно – 10-20 упражнений, а дальше лучше вплетать отрабатываемые структуры в практику речи.

Ольга Френсис: Все зависит от сложности правила, т размера упражнения, единого рецепта нет, но это как минимум два – три упражнения для начала. В среднем около пяти. Затем с поялением новых правил, предыдущие нужно освежать проделыванием новых упражнений.

Gary Jones: Every person is different. this is a very difficult question to answer. It depends on the student of how hard they are going to study and how quickly they will understand the material that is being taught.

Kate: It depends on a person’s memory skills. Do the grammatical rule and practise it as many times as it takes for you to remember it. Using it on a daily basis will help.

За какое время можно выучить всю грамматику английского?

Вера : Никогда не задавалась такой целью! Мы и в родном языке всю грамматику не знаем. Но за год – полтора подготовить, например, к поступлению в ВУЗ вполне реально.

Ольга Ингланд: Зависит от уровней мотивации и способностей студента. Английский относится к самой простой языковой группе: нужно всего полгода интенсивных занятий, чтобы научиться читать, писать и говорить на достойном уровне. Вот с арабским или китайским все гораздо сложнее.

Ольга Френсис: Все зависит от цели изучения грамматики и насколько интенсивно занимается человек. При интенсивных занятиях (хотя бы 4 астрономических часа в неделю) – 2 года (при изучении не только грамматики, конечно) Этого будет достаточно для более менее свободного общения и грамотного употребления языка. На овладение грамматики в профессиональных целях уйдет гораздо больше времени.

Kate: Again this depends on the person and how much time they dedicate to memorising and practising the rules. There is no set time for learning a language- any language – or it’s grammar, it is dependant on your self motivation and how often you get to practise using it. The more you use a language the quicker you will acquire the rules for speaking it when actively studying them.

Ответить