Центральная и южная африка. Боги цивилизации Майя

Боги майя играли важнейшую роль в повседневной жизни коренных американцев. Майянцы были глубоко духовным народом, как и все другие народности Мезоамериканского континента. Пантеон богов майя основывался на знаниях, обретенных за долгое существование этой древней цивилизации. Мысли майянского народа и их действия многие тысячелетия обуславливались представлениями и понятиями о пространстве и времени, о сотворении человека, верой в высокое религиозное значение сельскохозяйственных циклов. Боги племени майя, их религия и мировоззрение в целом представляли собой сложную религиозно-политическую систему. Цивилизация майя, боги - все это было взаимосвязано. Империя майяецев просуществовала достаточно времени, чтобы религия древних майя вобрала в себя основы знаний, накопленных соседними народами, которые представляют собой разнообразие схожих на первый взгляд, но уникальных на деле традиций.

Боги майя: основополагающий аспект жизни мезоамериканцев.

Среди развалин, некогда являвшихся городами майянской империи, доминируют сооружения религиозного типа. И немудрено, ведь боги майя вместе со служителями храмов играли в жизни майянцев ключевую роль. К тому же в период с 300 по 900 года нашей эры во главе всех крупных городов-государств Центральной и Южной Америки стояли правители, являвшиеся представителями богов майя на Земле и выполнявшие значимую религиозную функцию. Знать принимала непосредственно участие во всех крупных религиозных обрядах и церемониях, по крайней мере, об этом свидетельствуют современные археологические раскопки. Гравюры, говорящие какими были боги цивилизации майя, фото, сделанные уже сегодня, наглядно показывают и представляют древних сверх людей.

«Олимп» индейцев был населен невероятным количеством божеств. Общее представление о количестве богов майя было получено из “Ритуалов Бакабов”, манускрипта 18 века, в котором упоминается, по меньшей мере, 166 сущностей божественного характера. Также подробным источником информации, в котором представлена цивилизация майя, боги и обычаи, являются многочисленные кодексы, относящиеся к периоду испанского завоевания Америки. В текстах этих кодексов содержатся различные имена богов майя и их вариации. К сожалению, большая часть этих трудов, кодексов, не дошла до наших дней или дошла, но боги майя подверглась серьезной корректировке в соответствии с представлениями католической церкви.

Боги майя аналогично людям являлись смертными. В пользу этой гипотезы говорят обнаруженные артефакты майянской культуры, на которых встречается одно и то же изображение богов майя в виде старцев и наоборот младенцев. В связи с этим обряд жертвоприношения, получивший широкое распространение в доколумбовой Америке, воспринимался как процесс подпитки, омоложения, обитателей местного олимпа. Крестьянин, рядовой житель мезоамериканской империи, верил в многочисленных идолов для поклонения, олицетворяющих основные аспекты окружающей его реальности. Обожествление сил природы, пожалуй, основная особенность религии древних народов и майянцев в том числе. Легенды майя о богах говорят, что горы и возвышенности являлись местом обитания повелителей стихий дождя, ветра, рек и т.д. Мезоамериканцы считали, что чем выше холм или гора, тем ближе он к небу.

Боги майя требовали возведения храмов устремляющихся к небесам. Земля в свою очередь являлась аспектом божества, ассоциирующегося со смертью. Изображения богов у майя зачастую основывались на силах присущих этим существам. Так идол смерти и земли принимал на большинстве иллюстраций ужасающий вид, по причине нахождения в его чреве подземного царства. Важную роль в повседневной жизни играл культ Ицамны. Согласно некоторым источникам, боги майя, как и сама вселенная, были созданы именно Ицамной. Ицмана в большинстве трудов упоминается как божество неба. Он являлся олицетворением небес, дня и бесконечности. Боги майя, жизнь, небо, солнечный и лунный свет, дождь, ветер, вода - все это зависело от Ицамны. Не менее важное место среди богов майя занимал покровитель кукурузы, Йум Кааш. Маис обожествлялся древними американцами, причем не только майянцами. Согласно древнему писанию, “Пополь-Вух” именно из этой злаковой культуры был создан человек. В кодексе, где описываются боги майя, Йум Кааш представлен в виде юноши, окруженного листьями кукурузы и с головой в форме початка. Особая форма жертвоприношения, с обезглавливанием, связана именно с культом маиса. В большинстве случаев такие обряды были направлены на успокоение Йум Кааша. Другие боги майя предпочитали иные способы жертвования. Еще одной обожествляемой культурой в цивилизации майянского народа являлось какао. Эк Чуах, бог какао, как и другие боги майя, встречающийся на единичных изображениях, представлялся обитателем Центральной Америки, как человек с красным ртом и длинным носом, с большой сумкой за спиной, и посохом в руке. Эк Чуах, воплощение какао, по совместительству также являлся богом торговцев, торговли, путешествий и путешественников. В отличие от большей массы богов майя, Эк Чуах, почитался лишь узкоспециализированной группой людей, состоящей из торговцев, путешественников и рабочих, занятых на плантациях.

Боги племени майя: аспекты окружающей реальности.

Как и в любой религии в верованиях будущих мексиканцев особое место уделялось жизни и смерти, а соответственно и богам племени майя, олицетворяющим эти аспекты существования. Гравюры, древние тексты, говорящие какими были боги майя, фото , сделанные уже сегодня, наглядно показывают, каким был этот древний сверх человек. Ах Пуч, воплощение смерти, изображался в виде скелета или человека с черепом вместо головы. Его кожа была покрыта трупными пятнами, а на черепушке виднелся головной убор в форме головы каймана или совы. Коренные жители Америки верили, что сова являлась предвестником смерти, предсказывающим неминуемую гибель.

Существовали и более комплексные боги племени майя, такие как Кукулькан, одно из главных божеств майянского олимпа. По некоторым данным он являлся существом четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли, согласно другим источникам, Кукулькан - это сущность солнца, самой вселенной. Боги племени майя уникальны, однако, образу Кукулькана соответствовало сразу несколько животных, от ящерицы и орла, олицетворяющих огонь и воздух соответственно, до рыбы и черепахи, являвшихся символами воды и земли. Майянский народ, древние боги майя, рисунки, изображающие этих сверхлюдей, представляли Кукулькана преимущественно в образе Змея. Этому божеству принадлежала одна из великих пирамид древней Америки, пирамида Кукулькана, говорящая о его значимости в жизни и религии мезоамериканских цивилизаций.

Каким еще аспектам поклонялись майянцы, кому покланялись майя и почему? Известно, что индейские жители Америки являлись выдающимися астрономами, поэтому немудрено, что значимое место на их олимпе занимало божество, ассоциирующееся с ночным небом и луною. Богиня Иш-Чель, Великая Луна, свет ночи и радуги, была покровительницей ткачества, деторождения и медицинских знаний. Боги племени майя зачастую связывались с конкретными отраслями или сферами повседневной жизни, так и Иш-Чель была преимущественно богиней женской половины индейского населения, богиней матерей.

Встречаются и более удивительные боги племени майя, как например богиня самоубийств, Иш-Таб. В отличие от христианства в религии майянцев самоубийство являлось благородным способом покинуть этот мир. Наложив руки на себя, человек автоматически обеспечивал себе попадание в местную версию рая. Добровольное жертвование жизни во славу богов племени майя получило такое широкое распространение именно благодаря специфическому, уникальному отношению к самоубийству. Еще одна значимая богиня, именуемая Иш Чебель Йаш, находящаяся в непосредственном в родстве с Иш Чель, была богиней пряжи, вышивки и ткацкого ремесла. Как некоторые другие боги племени майя Иш Чебель Йаш изображалась в пожилом возрасте. Ее образ - это старуха с одним зубом во рту.

Как и боги майя, солнце занимало не последнюю роль в жизни жителей американского континента. Говоря о майянской вере нельзя не вспомнить Кинич Ахау, идола Солнца, солнечного света, тепла и жизни. Боги племени майя обладали уникальной символикой; символ Кинич Ахау - четырехлистный цветок. Главенствующим на олимпе божествам народа майянцев была присуща своя атрибутика, так Ах Кин, Кинич Ахау на изображениях появлялся как человек с глазами необычной формы, квадратными или овальными, с одними лишь резцами во рту и татуировками в форме спирали, иероглифа дня, на носу и в уголках рта.

Редкие гравюры, изображающие богов племени майя представляли Канич Ахау, как юношу в самом расцвете сил. Ах Кин - тот редкий случай, когда богам племени майя не соответствовали их положительные образы. Казалось бы, воплощение Солнца - хорошее божество, прилагающее свои усилия к выращиваемому урожаю. Но нет, по мнению индейских жителей, засуха являлась воплощением гнева стихийного воплощения Солнца. Майя и их боги состояли в особенной связи и чтобы усмирить разбушевавшегося обитателя небес, в его честь устраивались празднования, неотъемлемой частью которых становились жертвоприношения.

Пантеон богов майя: культ стихий.

Для обычного крестьянина, работающего на полях, дождь играл жизненно важную роль, особенно в тех областях, где обыденностью являлись засухи, голодание и уничтожение урожая. Именно поэтому пантеон богов майя полнился существами, являвшимися олицетворением водной стихии. Одним из главных был Чаак, воплощение дождя, ливней и гроз. Легенды о богах майя говорят, что Чаак был владыкой шестого неба, шестой составляющей мира, что указывает на его особую роль в жизни древних майянцев. Всего было 13 миров майя, 13 богов, которые их возглавляли. Характерным признаком идола дождя, отличающим его от других высших существ, являлся знак топора. На гравюрах этот сверх человек изображался всегда стоящим в воде или под ливнем. Частым атрибутом Чаака являлся чан с водой, который он держит в левой руке.

Боги у майя ассоциировались с животными. Обитателями фауны, ассоциирующимися с водной стихией, были лягушки и более редкие черепахи (в некоторых случаях черепаха являлась символом земли и этого аспекта природы). Майянские жители верили, что своим кваканьем лягушка способна вызывать дождь. Жители Юкатана также полагали, что Чаак живет на дне сенота, особого колодца, являвшегося основным источником воды в городах, поэтому на дно сенота регулярно сбрасывались всевозможные подношения, в том числе и в виде человеческих жизней.

Пантеон богов майя был населен привередливыми обитателями. Индейцам регулярно приходилось прибегать к неординарным способам и средствам для того, чтобы получить благословение высших существ. Так, например, для призыва дождя, для получения снисхождения со стороны Чаака, люди разжигали костры при помощи каучука, дым которого был похож на дождевые тучи. Что касается более грозных стихийных представителей пантеона богов майя, то, похоже, что у Юкатанцев не было особых идолов, олицетворяющих молнию или грозу. Ответственность за эти аспекты стихии входила в функции божеств, считающихся покровителями воды. По крайней мере, об этом говорят записи испанцев, прибывших первыми к берегам Америки и изображения, в сочетании с описаниями, повелителей водной стихии. В пантеоне богов майя, такие божества, как Чаак, зачастую изображались с барабанами или топорами в руках, при помощи которых они вызывали гром, молнию и сопутствующие им явления.

Собственные покровители, божества, имелись и у майянских календарей, а также у каждого дня календарной системы. Календарь майя и боги, символизирующие его - это глобальная тема, требующая отдельного обсуждения. Отдельного разговора также заслуживают боги майя, предсказания, основывающиеся на мифологии древних обитателей Америки. Тема 2012 года, связанных с нею пророчеств очень и очень глобальна. По сути, боги майя, декабрь 2012 и древние предсказания имеют между собой много чего общего, но об этом не сейчас и не здесь. Имели своих покровителей и иероглифы, используемые на письме, также как и цифры, используемые индейцами в математике. Собственный идол был даже у числа Нуль, которое к слову было впервые введено в математическую науку именно майянской цивилизацией. Писания, рассказывающие, какими были боги майя, изображение, гравюра или фреска, облачающая их, ничего из этого не было обнаружено, пока.

Сведения, известные нам об обитателях олимпа индейцев Юкатана, получены из богатейших иконографических и эпиграфических источников, коими являются стелы, фрески, гравюры, алтари и другие артефакты, оставленные майянской цивилизацией. не поддаются подсчету, их было множество, в их числе имелись и более древние, принадлежащие предкам классических майянцев и новые, появившиеся на закате империи и даже те, что принадлежали отдельным племенам, локальным группам. Надежды на то, что когда-нибудь науке удастся пролить истинный свет на природу отношений между древними жителями Америки и их идолами, практически нет. Скорее всего, пантеон богов майя навсегда останется чем-то загадочным. Однако, исследования, направленные на получение ответа на вопрос: “боги майя, сколько их?”, - не прекращаются и сегодня. Кто знает, возможно, в недалеком будущем случится чудо и богатейшие наследие культуры народов Юкатана, уничтоженное испанцами, будет восстановлено хотя бы частично. А значит майя, их боги предстанут в истинном свете.

Рассказ написан в годы моего студенчества после нескольких лекций по религиоведению. Полностью является художественным вымыслом, не имеющим целью оскорбить чувства верующих любых конфессий. Все совпадения случайны.

– Это он! – сказал жрец, бесцеремонно схватив младенца за ногу и подняв его высоко над головой. – Потомок Великого Вождя! Избранный! Непобедимый! Он рождён быть богом! И он станет им! Возрадуйтесь, ибо к нам пришло спасение!
Жрец передал мальчика служителю храма и величественным жестом вскинул вверх руку, звенящую золотыми браслетами. Люди племени Наху единым порывом пали ниц, вдавливая свои бренные тела в прибрежный песок. Лишь Избранный продолжал кричать и отчаянно брыкаться, видимо, не понимая выпавшего на его долю счастья и совсем не ценя оказанной ему великой чести; лишь мама божественного младенца не переставала вырываться из крепких рук Священных стражей, проклиная и жреца, и Великого Вождя, и всех тех, кого её малыш должен будет спасти. Глупая, она не могла смириться с тем, что её сын – бог. Она не видела, или не хотела видеть Знака Божественного Предназначения. Для неё это была всего лишь родинка на правом плече. И ей не нужен был бог, она хотела вернуть своего ребёнка.
Женщина не унималась, и первосвященник приказал воинам сбросить её с высокой скалы в объятья холодного моря. Отец мальчика, опытный охотник, хотел заступиться за свою жену, но был смертельно искусан ядовитыми стрелами Священных лучников. Его бездыханное тело упало с обрыва вслед за любимой женщиной. Но волны, как всегда, скрыли беззаконие…
Жрец, сверкая золотыми украшениями в лучах полуденного солнца, подошёл к берегу. Он был доволен. Могущественное морское божество Эрру получило хороший подарок; храброго мужчину и прекрасную женщину. Это значило, что рыбакам племени какое-то время гарантировано безопасное плавание и богатый улов. А само племя снова погрузилось в трусливое молчание. Ничто больше не стояло на пути свершения Великого Пророчества.
– Да будет так! – торжественно провозгласил жрец и ушёл готовиться к очередному жертвоприношению. Люди разошлись. Осталось только солнце, небо и море...

Мальчика отнесли в Безымянный храм, в золотых стенах которого он рос и воспитывался. Его кормилицами были "невесты солнца" ; прекраснейшие из женщин, живущие при храме. Его слугами были преданные рабы и рабыни – пленённые жители соседних островов, помилованные главным жрецом ради Избранного. Его наставниками были храбрейшие из воинов, а учителями – мудрейшие из жрецов. Здесь он впервые осознал смысл своего предназначения и сделал первые шаги на пути своего Божественного Воплощения. И здесь, много лет спустя, должен будет свершиться обряд Божественной Инициации – ритуала превращения Избранного в бога племени Наху.
Но это произойдет позже. А сейчас его ждут долгие годы учёбы и упорного труда. Он должен понять и усвоить главные аспекты своей божественной природы. Во-первых, хороший бог – это сильный бог. Непобедимый, неуязвимый и беспощадный. Само упоминание о нём должно наводить ужас на врагов, сеять панику в их рядах. Во-вторых, бог обязан быть всезнающим и мудрым, чтобы жрец всегда мог спросить его совета. Так же бог должен обладать сверхъестественными способностями, чтобы уметь творить чудеса и исцелять людей от их недугов; и даже лечить от самой противной болезни – всепоглощающего страха перед смертью. И последнее, богу желательно быть красивым, дабы все без исключения любили его, а поклонение приносило бы всем удовольствие и радость. Мальчику нравилось ощущать любовь окружающих и самому дарить это чувство, поэтому он старался учиться изо всех сил.
Вместе с этим, он воспитывался и как настоящий воин. Его дни проходили в постоянных тренировках, изматывающих и жестоких. Он учился плавать, управлять лодкой, владеть копьём, быстро бегать и метко стрелять из лука. Специально для него посадили маленькое деревце, и был приобретён только что родившийся бычок. Каждый день юноша прыгал через дерево и поднимал бычка. Дерево и бычок росли, поэтому прыгать приходилось выше, поднимать – тяжелее. С деревом и бычком росла сила и ловкость Избранного.

Однажды ему предстояло выдержать испытание на выносливость. Он должен был доплыть до соседнего острова. Расстояние, надо заметить, немалое. Где-то на середине пути мальчик почувствовал, что теряет последние силы. Он стал тонуть.
– Помогите! – закричал Избранный.
К нему подплыл дельфин и спросил:
– Чего кричишь?
– Не видишь, я тону, глупая рыба! – ответил мальчик, захлёбываясь солёной водой.
– Будешь обзываться, не стану спасать тебя, – обиделся дельфин.
Мальчик извинился и обнял спасительную шею дельфина, который помог ему преодолеть тяжёлый путь до конца.
– Послушай, разве дельфины разговаривают? – удивился Избранный, когда выбрался на спасительный берег.
– Конечно! – невозмутимо ответил дельфин.
– Но как это возможно? – настаивал мальчик.
– Ты же – бог, – ответил дельфин, – и поэтому – возможно всё.

За нарушение дисциплины и неповиновение божественного мальчика жестоко наказывали. Его били палками, лишали еды и сна, запирали в подземной темнице. Один раз Избранный гулял по берегу моря и встретил девочку, собирающую раковины. Она слушала в них шум прибоя и босыми ногами бегала по кромке моря, разбрасывая блестящие в лучах заходящего солнца брызги. Она была так хороша собой, так мила и приветлива, что будущий бог даже решил пропустить занятия в храме, чего ранее за ним никогда не наблюдалось. Мальчик и девочка провели этот вечер вместе. Они разговаривали, пели песни, бросали в море плоские камешки, ловили крабов и купались. Потом они сели у моря и стали любоваться живописным закатом.
– Интересно, куда ведёт солнечная дорожка? – задумчиво спросила девочка, глядя в розовеющую даль. – И почему она называется дорожкой, ведь по ней же нельзя ходить?
– Кто тебе сказал, что по ней нельзя ходить? – удивился Избранный и взял девочку за руку.
Они шли по воде навстречу гаснущему в море солнцу, и тёплые волны нежно ласкали их ноги. Над головами кричали чайки, а вокруг, сверкая серебристым дождём, плескались рыбы.
– Ты что – бог? – спросила девочка.
– Нет, я только учусь, – ответил Избранный.
Когда пришло время расставаться, они договорились о встрече на завтра. Но девочка не пришла. Она исчезла. Куда? Никто не знает. Ходят слухи, что Жрец подарил её ненасытному божеству огня, чтобы обезопасить деревню от пожаров. А мальчика ждала расплата за прогул уроков. Его долго и мучительно пытали. Простой человек вряд ли выдержал бы подобные издевательства, но мальчик был богом, и поэтому я продолжаю свой рассказ.

Кроме военного искусства, Избранный изучал законы и обычаи своего и чужих племён. Он научился рисовать священные символы и мог легко толковать их. Он умел играть на Священной флейте, сочинять гимны божествам, рисовать на скалах птиц и зверей, ваять из камня гигантские фигуры. Он часто наблюдал за звёздами, давал им названия и умел рассчитывать их путь. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал самым сильным, самым умным и красивым юношей в племени и за его пределами. Его обучение завершилось, и наступил день Божественной Инициации.
Юношу подвели к храму, и он стал подниматься вверх по широкой, украшенной гирляндами цветов лестнице. На каждой ступеньке он переламывал свою священную флейту и бросал обломки в горящие по краям золотые светильники. Поднявшись к алтарю, юноша увидел Жреца и его помощников. Они подвели Избранного к двум перевязанным крест накрест стволам срубленных деревьев. Рядом, на бамбуковом столике, лежали позолоченные гвозди, молоток и нож.
– Что это? – спросил юноша.
Ему ответил жрец:
– Мы долго ждали этого дня. Ты почти готов стать нашим богом. Но прежде ты должен избавиться от своего тела, потому что бог – это дух. Ты должен умереть. Мы прибьём твои руки к деревьям и вырвем твоё сердце.
– Но я не хочу умирать! – сказал юноша и выбежал из храма. Он оторвался от земли и полетел. Да-да, именно полетел. Быстрой птицей, лёгким облаком. А что здесь удивительного? Он же – бог.
– Прощайте, я не хочу быть богом таких жестоких людей, как вы! – крикнул юноша, паря над морем.
– А куда ты денешься, – спокойно произнес жрец, подавая сигнал Священным лучникам.
Тетива прозвенела разорванной струной, и стрела осиным жалом впилась в спину летящего юноши.
– Возрадуйтесь, ибо сбылось Великое Пророчество! – закричал жрец безумствующей в экстазе толпе, смотрящей, как падает в море тот, кто когда-то был человеком...

Так у племени Наху появился бог. С его именем оно свершило великие дела и покорило многие народы. Вот и сейчас, когда я дописываю эти строки, в мою комнату входят солдаты Священной стражи. Я встаю из-за стола, но тут же падаю, сбитый ударом кулака. Жрец ставит свою ногу мне на горло и задаёт вопрос. Я, захлёбываясь кровью, отвечаю:
– Да. Я буду верить в вашего бога. Только не убивайте меня.

Верования дохристианской Европы. Мартьянов Андрей

Что же нам известно о богах древних галлов?

В «Записках о Галльской войне» Юлий Цезарь сообщает, что все галлы «чрезвычайно набожны» и приносят человеческие жертвы своим богам : они думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни, и «выкупают» у богов себя в случае опасности, болезни или войны. «Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени » . Археологическими находками эти ужасы не подтверждены.

Галлы — племена кельтской группы , жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V века до н. э. до римского периода . Они говорили на одном из континентальных кельтских языков - галльском.

Цезарь довольно подробно рассказывает о «галльском пантеоне»: «Из богов они (галлы) больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений: его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводников в путешествиях… Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер учит имеет верховную власть над небожителями, руководит войной…

Галлы все считают себя потомками отца Дита (Дит - Аид, Плутон, божество подземного царства у римлян) и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам ». .

Одно из самых древних определений наименования друиды , основанное на этимологии, дается у Плиния :

«Не должно забывать среди всего этого о том, что глубоко почитают галлы. У друидов , ибо именно так зовутся их маги, нет ничего более священного, чем омела и дерево , на котором она растет, причём считается, что она всегда растёт на дубе . Только лишь по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева, так что вполне возможно, что сами друиды взяли свое имя от его греческого названия δρυς - «drus ». Они в самом деле считают, что всё, что произрастает на дубе, послано небом, и означает, что это дерево было выбрано самим богом…»

Любопытно отметить кельтский след во французском языке : ещё в двадцатом веке оставались области, где для обозначения текущего дня люди употребляли выражение «annuit», «anneue» - «нынче ночью» , а не «сегодня», т.е. «нынешним днём».

Если наименование друидов произошло из и может быть объяснено только исходя из кельтских языков , то составляющие его элементы - индоевропейского происхождения: галльская форма «druides » (в единственном числе «druis »), которую употребляет Цезарь на протяжении всего текста «Галльских войн», так же как и ирландское «drui», восходят к единому прототипу «дру-видес» dru-wid-es », «весьма учёные», содержащему тот же корень, что и в санскрите: Вид, видати - vid – vidati - знать, понимать; латинский глагол «videre» , «видеть»; готтский «witan », германский «wissen», галльское «vidu-» — «знать».

Естественно, из описания «Записок о Галльской войне» невозможно понять, какие конкретно галльские божества имеются в виду под римскими наименованиями. Автор дает лишь самое общее представление о них. Кто такой, например, этот «Меркурий»? У римской мифологии он отнюдь не является верховным божеством…

Римский поэт Лукан в поэме «Фарсалия» называет имена трёх богов, почитаемых в Галлии: Езусе, Таранисе и Тевтате.

Попытки осмыслить этих богов таким образом, чтобы они стали «понятны» человеку, воспитанному в рамках греко-римской культуры, выглядят совершенно провальными.

Езус - бог «гневный», как пишет Лукан, и требует он человеческих жертв, повешенных на дереве. Между тем его имя, как предполагается, означает «добрый бог», «бог-господин». При этом, как полагают некоторые исследователи, Езус является общим для всех галлов божеством. И не исключено, что богом войны.

Отчасти римлянин в состоянии осознать этот конгломерат смыслов: ведь главный покровитель Рима, воинственный ), с одной стороны, благоволит Городу, а с другой - является как раз богом войны, кровавой бойни, опьяняющей резни, в отличие от - покровительницы войны разумной, справедливой, рассудочной.

Езус у галов ещё связан с деревьями . «Дуб» -по галльски — Дерво -«dervo»; ирланд. «daur», «dar»; валлийское — «derw»; бретонское — «derv» . Мало того, что жертвы этому богу вешаются на дереве; он обычно изображается бородатым человеком, стоящим возле дерева с топором в руке. Возможно жест руки, заносящей топор, воспроизводит момент друидического ритуала . На алтаре Езуса можно видеть также изображение быка со стоящими на его голове и спине тремя журавлями.

Таранис - бог-громовержец, бог небесного огня. Соответственно, жертвы ему сжигались. Галльские памятники представляют Тараниса бородатым гигантом с колесом, и пучком стрел, подобных ваджре в руках. И колесо, и огненные стрелы (ваджра) - символ огня, солнца, пламени . На других изображениях Таранис попирает гиганта со змеями вместо ног.

Упоминается бог Тевтат, как будто бы связанный с культом воды. По сообщению Лукана, жертвы богу Тевтату топили в воде. Как ни странно, именно Тевтата римляне пытались ассоциировать с Марсом; в других случаях этого же бога сопоставляли с Юпитером, но и такая попытка выглядит чрезвычайно спорной.

Имя «Тевтат», как считают современные исследователи, происходит от галльского «teuto» — «племя» . Таким образом, бог Тевтат, покровитель огня может быть соотнесен с богом войны Марсом, в древнейшей его ипостаси покровителя плодородия.

Однако при всем этом никто не в состоянии достоверно определить, являлся ли Тевтат покровителем только одного какого-то племени или же он был общим божеством для всех галлов.

Даже если Тевтат и олицетворял как бы универсальную божественную помощь всему племени, у каждого отдельного галльского племени имелся свой личный покровитель. И имён этих богов-покровителей галльских племён до нас дошло великое множество: Аллоброкс - бог племени аллоброгов, Воконтия - богиня племени воконтиев - и так далее. Ученые выяснили около сорока имен местных божеств Британии - и о них неизвестно ничего, кроме имен.

Из галльских богов мы можем назвать Эпону, Цернунна (Кернунноса), Суцелла, Нантосвельту, Розмерту - и ещё нескольких.

Имя «Эпона» (кельт. Epona, от галльского слова *epos «лошадь»), богиня Эпона — покровительница лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков, её изображали сидящей верхом на лошади.

Если одних богов мы знаем по именам, то других — только изображение, их имена не установлены. Например, существовало изображение трехголового божества, божества со змеей, группы из трех богинь-матерей. Как называли их галлы, каков был их культ, в каких ситуациях к ним обращались, были они чисто местными или общими для всей Галлии? Увы, камни на сей счет молчат, а в литературе нет ни слова.

Имён кельтских богов и богинь в общей сложности насчитывается свыше трехсот семидесяти - столько их почиталось на землях, где когда-либо проживали кельты. Примерно триста имён кельтских богов упомянуты лишь один раз, и принадлежат они местным божествам, покровителям определённых племён или родов, из чего можно сделать осторожный вывод о том, что боги эти представляли собой неких обожествленных предков.

Во Франции найден квадратный каменный столб, украшенный барельефами с изображением кельтских, римских и гальских божеств первой четверти I века н.э.

Этот квадратный каменный столб с барельефами богов первоначально стоял в галло-римском храме города Лютеции . Каменный столб создан на общественные пожертвования (publice posierunt) от гильдии матросов Лютеции, (nautae Parisiaci), близ современного Парижа. Эти моряки были бы торговцами, которые путешествовали по Сене.

Квадратный каменный столб с барельефами богов является одним из самых ранних произведений изобразительного галльского искусства, на котором имеются надписи имён всех изображённых богов. (Hatt 1952; Thermes de Cluny)

Надписи на каменном столбе сделаны латинскими буквами, с некоторыми признаками галльского языка , надписи успешно объединяют и смешивают римских богов с явно галльскими богами.

Каменный столб датируется надписью, посвящённой Тиберию Цезарю Августу, то есть Тиберию, который стал императором в 14 году нашей эры.

Основное посвящение на каменном столбе обращено к Юпитеру , в форме Iovis Optimus Maximus («Jove Best and Greatest»).

Имена римского императора Тиберия и верховного божества Юпитера написаны в дательном падеже, то есть они указаны в качестве получателей посвящения.

Остальные надписи и термины написаны в именительном падеже, и фактически называют имена изображённых богов: Юпитер, Тарвос Тригаранос Бык с тремя рогами (от слов ведического санскрита: ; ; гаранос — рог ), Вулканус (Вулкан), Экус — «первый», (от санскрита ), Чернуннос (от чёрно-), Кастор, Смерт-риос (от славянского слова: смерть) и Фортуна.

Египетская цивилизация уже существовала более двух тысяч лет, в течение которых сформировалась определенная систем догм. В конце концов люди настолько уверовали в незыблемость этих догм, что даже небольшие перемены воспринимались почти как революция. Только выдающийся человек, наделенный железной волей и решимостью, мог встать во главе реформ. В те времена, о которых мы пишем, такого человека не нашлось, и старые боги Египта пользовались безраздельным авторитетом.

Наиболее могущественным из всех богов был Амон , главный бог Фив. Первоначально он был местным божеством этого города, но, когда
Фивы стали столицей Египта, он обрел статус государственного бога . В более ранний период главным богом считался солнечный бог Ра или Ра-Хорахти – местное божество Гелиополя – города, располагавшегося неподалеку от современного Каира. Жрецы Амона соединили двух божеств под общим именем «Амон-Ра, царь богов».

Амон может являться в разных обликах. Обычно его представляют как человека с сияющим ликом, в золотом головном уборе с двумя перьями. Иногда, правда, он принимает облик барана с тяжелыми рогами. Кроме того, он может предстать и в образе своего брата, козлоногого бога по имени Мин, которого позже стали отождествлять с греческим Паном. В этой связи следует упомянуть, что греческий бог, возможно, позаимствовал свой козлиный облик у Мина-Амона из Фив.

В ряде случаев Амон мог принимать обличья правящего фараона, выбирая то время, когда сам монарх отсутствовал или спал. В этом образе он получал доступ в спальню царицы. Полагают, что и Аменхотеп III появился на свет в результате подобного союза, хотя сам фараон не отрицал, что его земным отцом был Тутмос IV.

Амону нравилось сражаться, и он охотно помогал фараонам, когда они разбивали головы своим врагам или перерезали им глотки. Вероятно, как и другие египетские боги, он был обожествленным вождем племени, потомки которого увековечили его любовь к битвам.

Богиня Мут, «Матерь» , божественная супруга Амона, иногда спускалась на землю, чтобы понянчить сына фараона. От Амона у нее был свой сын, Хонсу , ставший третьим членом фиванской триады. Он считался богом Луны и отличался божественной красотой.

Таковы были главные фиванские божества, покровительствовавшие царскому двору. Культ солнца, унаследованный от жителей Гелиополя, также играл важную роль. Считалось, что когда-то сам бог Ра был царем на земле, и нынешние фараоны являются его прямыми потомками; впрочем, эти верования возникли не ранее, чем во времена Пятой династии.

Именно в этот период фараона начинают именовать величественным титулом Сын Солнца. Однажды, когда Ра еще правил на земле, его укусила змея; богиня Исида исцелила бога-царя, но в качестве платы потребовала, чтобы он назвал ей свое истинное имя.

Ра пришлось выполнить обещание, но из страха, что тайна откроется его подданным, он решил истребить все человечество. Свершить это деяние он поручил богине , принявшей облик Сехмет , женщины с головой льва, которой нравилось купаться в потоках крови. Но когда половина человечества погибла, Ра раскаялся и прекратил смертоубийство, напоив богиню допьяна смесью крови и вина.

Тем не менее, Ра, уставший от государственных забот, решил удалиться на небеса, где в образе солнца ежедневно проплывает в своей ладье с востока на запад. На рассвете его называют , и он существует в облике жука-скарабея, в полдень он становится Ра, а на закате принимает имя «Атум»; это слово, вероятно, соотносится с сирийским «адон», «господин», более известным нам в греческом написании «Адонис». В своих ипостасях поднимающегося и садящегося солнца он носил имя Ра – Хорахти, и это имя еще встретится читателю в дальнейшем.

Исида , была супругой Осириса , изначально божества Нижнего Египта. Как и Ра, этот бог также правил на земле, но его убил его брат Сет; за его смерть впоследствии отомстил его сын Гор , имеющий обличье ястреба.

Осирис, Исида и Гор составили триаду; центром поклонения им стал Абидос, город Верхнего Египта, где, как считалось, был похоронен Осирис. Прекратив свое земное существование, Осирис стал великим властителем подземного царства, и все стали молиться ему, чтобы обрести благополучие после смерти.

Заметим, что ястреб-Гор был племенным богом сразу нескольких городов. В Эдфу ему поклонялись как победителю Сета, в этой своей ипостати он был мужем Хатхор, покровительницы Дендеры – города, расположенного довольно далеко от Эдфу. В то же время богиня Хатхор стала покровительницей Западных гор и в одном из своих земных обличий, в виде коровы, выходила из пещеры в скалах.

В Мемфисе племенным богом считался карлик Птах , кузнец и гончар богов. В этом городе, так же как и во многих других областях Египта, жил священный бык, которого именовали Аписом ; люди воздавали ему божественные почести и считали его земным воплощением Птаха.

На Элефантине поклонялись богу с головой барана по имени , там также имелось священное животное, баран, которого держали в храме Хнума для ритуальных целей. Поскольку Хнум был также божеством первого нильского порога, расположенного около Элефантины, его считали важной фигурой по всему Египту. Кроме того, многие верили, что это он слепил из грязи, извлеченной со дна Нила, первого человека, поэтому мы находим его в мифологии самых разных областей.

Коршун – была племенной богиней торгового города Нехена; свирепый крокодил Себек считался богом города Омбоса; ибис, Тот, почитался в Гермополе; кошка – Баст была божеством Бубаста и так далее. Следовательно, у каждого города имелся свой бог.

Кроме этих богов, существовали и другие, более абстрактные божества: Нут, олицетворявшая небеса, Себ – землю, Шу – космос… Словом, пантеон египетских богов был весьма разнороден. В него входили божества племен-завоевателей, древние герои и вожди, впоследствии обожествленные или отождествленные с богом, которого почитало их племя, боги, олицетворявшие природные явления, а также обожествленные небесные светила.

ПОЛУБОГИ И ДУХИ – СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА

Священные быки и бараны были реликтами древнего культа, связанного с поклонением животным, происхождение которого совершенно неясно. Египтяне почитали самых разных зверей и птиц; почти в каждом городе или области свой вид животных считался священным. В Гермополе и в других частях Египта объектом поклонения стали бабуин и ибис, как воплощения бога Тота. Во многих местах, прежде всего в Бубасте, где особо почиталась богиня-кошка, поклонялись кошке.
К священным животным причисляли крокодила и некоторые разновидности рыб. Египтяне боялись и почитали змею; в качестве примера можно вспомнить, что Аменхотеп III, отец Эхнатона, поставил в храме в Бенхе агатовое изображение змеи. Кобра считалась символом Уаджет, богини дельты Нила. Цари этой области в древности использовали изображение кобры как свой символ, и со временем земля – урей стала знаком верховной власти фараона.
Не вдаваясь более в детали египетской религиозной системы, следует все же упомянуть о тысячах демонов и духов, которые наряду с богами населяли невидимый мир. Некоторых из них при необходимости могли вызывать колдуны, и со многими человек встречался после смерти. Четыре духа служили Осирису , великому богу мертвых, ему также подчинялись сорок два ужасных демона, в чьи обязанности входило судить души умерших.

Многочисленные двери подземного мира охраняли чудовища, имена которых наводили ужас, и несчастным душам приходилось повторять бесчисленные и невероятно длинные заклинания, прежде чем им разрешали войти.

Чтобы умилостивить всех этих потусторонних обитателей, требовалось огромное количество жрецов. Коллегия жрецов Амона в Фивах обладала таким могуществом и богатством, что во многих случаях могла диктовать свою волю фараону.
Верховный жрец Амон-Ра был одной из самых важных персон в государстве, непосредственно подчинявшиеся ему второй, третий и четвертый жрецы (как они именовались) принадлежали к высшей знати.
Верховный жрец Амона часто являлся также и великим визирем, то есть занимал одновременно высшие светский и духовный посты.
Хотя жрецы бога Ра, отправлявшие культ в Гелиополе, обладали гораздо меньшей властью, чем служители Амона, они также имели большое влияние. Их верховный жрец именовался «Великим Провидцем» и был в большой степени служителем культа, чем политическим деятелем (в отличие от своего фиванского коллеги).
Верховного жреца Птаха в Мемфисе называли «Великим мастером ремесла», поскольку Птах представлял собой двойника греческого Гефеста. Однако ни он, ни жрецы других богов не могли соперничать в могуществе с верховными жрецами Амона и Ра.

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.