Критерием соц стратификации является. Критерии стратификации

Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю.Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии.

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

  • 1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;
  • 2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;
  • 3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного описания каждого слоя.

П. Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» ?5?. Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты ) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:

    низшие слои всегда намного шире высших,

    количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,

    толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

  • 1. Одномерная стратификация . В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:
  • 1) половозрастные;
  • 2) национально-языковые;
  • 3) профессиональные;
  • 4) образовательные;
  • 5) религиозные;
  • 6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

  • 1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);
  • 2) этнические общности (племя, народность, нация);
  • 3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);
  • 4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);
  • 5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);
  • 6) общественные классы.

Современный английский исследователь Э. Гидденс предлагает ряд отличий классовой системы от рабской, кастовой и сословной:

  • 1. Классы не образуются на основе религиозных убеждений. Принадлежность к классу не определяется приверженностью к тем или иным обычаям, традициям и нравам. Классовая система более подвижна, чем другие типы стратификации. Основой классового деления выступает труд.
  • 2. Принадлежность человека к тому или иному классу достигается зачастую им самим, а не дается от рождения.
  • 3. Экономический признак является основой для отнесения индивида к тому или иному классу.
  • 4. В других типах социальной структуры неравенство выражает, главным образом, личную зависимость одного индивида от другого. Классовая структура общества, наоборот, характеризуется личной независимостью индивидов друг от друга?6?.

В социологии существует несколько основных подходов к стратификационной структуре.

  • 1. Экономический подход , сторонники которого (К. Маркс, Э. Дюркгейм и др.) рассматривали разделение труда в качестве главной причины социальной дифференциации. К. Маркс первым разработал теорию экономической основы классов. Он связывал существование классов лишь с определенными историческими формами развития производства, где собственность на средства производства распределена равномерно между различными слоями населения, в результате чего одни эксплуатируют других, и между ними неизбежна борьба.
  • 2. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер. Политическая стратификация – это различия между политически господствующими группами и массами, при которых сама вертикаль политической иерархии выстраивается сквозь призму принадлежности к определенным политическим силам, а основным критерием выделения той или иной политической страты служит уровень обладания политической властью. Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.
  • 3. Функционалистская концепция социальной стратификации, которая основывается на идеях Т. Парсонса, К. Дэвиса, У. Мура. Т. Парсонс считает стратификацию аспектом любой социальной системы. Он исходит из того, что любое действие неизбежно связано с выбором и оценкой. Общепринятые стандарты оценок позволяют ранжировать позиции как выше- и нижерасположенные. Так как желаемых позиций недостаточно, то для сохранения системы необходима институализация неравенства, позволяющая взаимодействиям протекать без конфликтов. Обобщенность и общепринятость оценочной шкалы предполагает охват всех типов вознаграждений, из которых самым важным считается «уважение».

Каждое данное лицо, по Парсонсу, фактически пользуется уважением, соотнесенным с градуированной иерархией, его относительное уважение в упорядоченной тотальной системе дифференцированной оценки – это престиж, что означает сравнительную оценку. В свою очередь, дифференцированный престиж является основой стратификации.

Дэвис и Мур справедливо полагают, что некоторые позиции в социальной системе важнее в функциональном отношении, чем другие, и требуют для своей реализации специальных умений. Однако количество индивидуумов, обладающих этими способностями, ограничено. Следовательно, этим позициям должен придаваться стимул в виде дифференцированного доступа к ограниченным по количеству и желаемым вознаграждениям общества, для того, чтобы заставить талантливых лиц принести жертву и приобрести необходимую подготовку. Эти дифференцированные вознаграждения ведут к дифференциации престижа слоев и, следовательно, к социальной стратификации.

Современные исследования социальной стратификации используют теоретическую базу указанных выше подходов, а также исходят из принципа многомерности стратификационных измерений. Основы такого подхода были заложены уже в работах М. Вебера, который исследовал взаимозависимость между различными критериями стратификации. Вебер считал, что классовая принадлежность определяется не только характером отношения к средствам производства, но и экономическими различиями, не имеющими прямого отношения к собственности: например, квалификация, умения и навыки, образование.

Другими критериями стратификации, по Веберу, являются статус и партийная принадлежность (группы индивидов, имеющие общее происхождение, цели, интересы).

Американский социолог Б. Барбер, исходя из многомерности и взаимосвязанности измерений, предложил следующую концепцию структуры социальной стратификации.

  • 1. Престиж профессии, занятия, должности, оцениваемый по функциональному вкладу в общественное развитие.
  • 2. Власть, рассматриваемая как институционально определенное право влиять на действия других людей, вопреки или независимо от их желания.
  • 3. Доход или богатство. Различные профессиональные статусы в обществе обладают разной способностью к получению дохода и к накоплению богатства в виде капитала; имеются различные шансы на получение богатства в наследство.
  • 4. Образование. Неодинаковый доступ к образованию предопределяет возможности индивидов занять то или иное положение в обществе.
  • 5. Религиозная или ритуальная чистота. В некоторых обществах решающее значение имеет принадлежность к определенному вероисповеданию.
  • 6. Ранжирование по родственным и этническим группам.

Таким образом, доход, власть, престиж и образованиеопределяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе.

В современной социологической науке сосуществуют различные подходы к анализу социального расслоения (деятельностный, концепция «эмерджентности» возникновения неожиданных критериев социального неравенства и др.).

С точки зрения деятельностно-активистского подхода к анализу социальных неравенств (Т.И. Заславская) социальная иерархия современного российского общества может быть представлена следующим образом?7?:

    элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%;

    верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;

    средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;

    базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;

    нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;

    социальное дно – до 5%.

Марксистская традиция в классовом анализе

Понятие класс используется в разных научных дисциплинах для обозначения любого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всех свойством. Термин же социальная классификация (от лат. сlassis – разряд, класс, и facio – делаю) означает единую систему больших групп людей, расположенных в иерархическом ряду, образующих в совокупности общество в целом.

Понятие «социальный класс» ввели в научную лексику в начале XIX века французские историки Тьери и Гизо, вкладывая в него, главным образом политический смысл, показывая противоположность интересов различных общественных групп и неизбежность их столкновения. Несколько позже ряд английских экономистов, в числе которых Риккардо и Смит, предприняли первые попытки раскрыть «анатомию» классов, т.е. их внутренние строение.

Несмотря на то, что социальный класс является одним из централь­ных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал.

Мож­но сказать, что социальные классы у Маркса - это экономически де­терминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе - это антагонистические классы, ко­торые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющем сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты. Изучая природу соци­альных классов, Маркс сделал следующие предположения:

1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляют­ся и не являются на настоящий момент необходимыми. Такие ресур­сы рассматриваются как частная собственность.

2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью.

3. Классовые отношения предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт , который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.


4. Существуют объективные (например, обладание ресурсами) и субъективные признаки класса (чувство классовой принадлежности).

Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Маркса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур. Это в первую очередь относится к си­туациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. В связи с этим уче­ние Маркса оклассовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователей среди социологов и политологов многих стран мира.

Наиболее влиятельную,альтернативную марксистской теорию со­циальных классов представляют работы Макса Вебера. Вебер в принципе признавал правильность разделения населения на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и на средства производства. Однако он считал такое разделение слишком грубым и упрощенным. Вебер полагал, что у социальной стратификации существуют три различных показателя неравенства.

Первый – экономическое неравенство, которое Вебер назвал положением класса. Второй показатель – статус , или социальный престиж, и третий – власть .

Класс трактуется Вебером как группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Вебер рассматривает отношение к власти (политическим партиям) и престиж как один из важнейших признаков социального класса. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

Таким образом, Вебер впервые закладывает в основу классового раз­деления систему стратификации, существующую в данном общест­ве.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.

Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

В разное время существовали различные подходы в определении причин социального неравенства и социальной стратификации.

Марксистская школа социологии указывает, что в основе социального неравенства лежат отношения собственности, степень, форма, характер владения средствами производства.

Функционалисты (У. Мур, К. Дэвис) считают, что распределение людей по стратам зависит от вклада, привнесенного их трудом в достижение целей общества и значимости их профессиональной деятельности.

Представители теории обмена (Дж. Хоманс) показывали, что на возникновение социального неравенства в обществе оказывает влияние неэквивалентный обмен результатами человеческой деятельности.

М. Вебер предлагал выделить следующие критерии социальной стратификации : экономический (уровень доходов, отношение к собственности), социальный престиж (приобретенный или унаследованный статус), принадлежность к тем или иным политическим кругам.

П. Сорокин выделял политическую (по критериям власти и влияния), экономическую (по критериям дохода и богатства) и профессиональную (по критериям профессиональных навыков, мастерства, успешного исполнения социальных ролей) стратификационные структуры.

Т. Парсонс, основоположник структурного функционализма предложил группы дифференцирующих признаков: качественные характеристики, приписываемые людям с рождения (половозрастные особенности, родственные связи, этническая принадлежность, личные способности); ролевые характеристики (образование, профессионально-трудовая деятельность, должность); характеристики, показывающие владение материальными и духовными ценностями (собственность, богатство, привилегии и т.д.)

Основные критерии социальной стратификации

В современной социологии выделяют следующие критерии социальной стратификации, относительно которых происходит деление на страты населения:

  1. Власть – возможность диктовать свои решения и волю другим людям вне зависимости от их желания; измеряется количеством людей, на которых она распространяется.
  2. Образование – совокупность умений, знаний, навыков, приобретенных во время обучения; измеряется числом лет обучения в государственных или частных школах/вузах.
  3. Доход – зависит от количества денежных поступлений, получаемых отдельным индивидуумом или семьей на протяжении определенного срока времени, например, одного года или месяца.
  4. Богатство – накопленные доходы (наличные или овеществленные деньги).
  5. Престиж – уважение, общественная оценка значимости должности, профессии, статуса, которое сложилось в общественном представлении.

Замечание 1

Вышеперечисленные критерии социальной стратификации являют собой наиболее универсальные для всех нынешних обществ.

Дополнительные критерии социальной стратификации

Существуют определенные, специфические критерии, которые оказывают влияние на позицию индивида в обществе, определяют, прежде всего, его «стартовые возможности». К дополнительным критериям социальной стратификации относятся:

  1. Социальное происхождение. Именно семья осуществляет ввод индивида в систему социума, определяя при этом во многом его доход, профессию и образование. Несостоятельные родители воссоздают вероятно бедных детей, что обуславливается их образованием, здоровьем, приобретенной квалификацией. Дети из несостоятельных семей в три раза чаще гибнут из-за недосмотра, болезней, насилия и несчастных случаев, чем дети из обеспеченных семей.
  2. Гендер. На сегодняшний день в Российской Федерации прослеживается усиленный процесс феминизации бедности. Вне зависимости от того, что женщины и мужчины живут в семьях, которые относятся к различным социальным ступеням, состояние, доход женщин и престижность их профессий, зачастую меньше, чем у мужчин.
  3. Этничность и раса. К примеру, в Соединенных Штатах Америки люди с белым цветом кожи получают более качественное образование и обладают более высоким профессиональным статусом, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность равным образом имеет свое влияние на социальное положение.
  4. Вероисповедание. Например, в американском обществе члены пресвитерианской и епископальной церквей и иудеи, занимают самые высокие социальные позиции. Баптисты и лютеране на более низкой ступени.

Социальное пространство

Весомый вклад в изучение статусного неравенства привнес П. Сорокин. Для определения суммы всех общественных статусов он ввел такое понятие, как социальное пространство.

Замечание 2

В своем труде «Социальная мобильность» (1927 г.) П. Сорокин указывал на невозможность смешивания или сравнения таких тезисов, как «социальное пространство» и «геометрическое пространство». Человек низшего сословия может соприкоснуться с состоятельным человеком на физическом уровне, но данное обстоятельство ничуть не понизит престижные, экономические или властные различия, существующие между ними, то есть никак не сократит имеющуюся социальную дистанцию. Следовательно, два человека, между которыми имеются ощутимые должностные, родственные, имущественные или другие социальные различия, не имеют возможности пребывать в одном социальном пространстве.

Социальное пространство Сорокина имеет трехмерную модель. Оно характеризуется тремя осями координат – политическим статусом, профессиональным статусом, экономическим статусом. Социальная позиция (общий или интегральный статус) всякого индивида, который является составной частью этого социального пространства, представляется при помощи трех координат (x, y, z).

Статусная несовместимость – такая ситуация, при которой индивид, имея высокий статус по одной из осей координат, в тот же момент обладает невысоким статусным уровнем по другой оси.

Индивиды, имеющие высокий уровень полученного образования, обеспечивающий высокий социальный статус относительно профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность, и, вследствие этого, будут иметь более низкий экономический статус.

Существование статусной несовместимости благоприятствует росту недовольства среди людей, вследствие чего они будут содействовать радикальным социальным изменениям, направленным на изменение стратификации.

6.4. Социальная стратификация

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum – слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Цж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П. Сорокин (2.7) выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства); 2) политическую (по критериям влияния и власти); 3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс (2.8) выделил три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т. д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т. д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т. д.).

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение;

образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения (так, в советской школе было принято: начальное образование – 4 года, неполное среднее образование – 8 лет, полное среднее образование – 10 лет);

престиж – общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Доход, власть, образование и престиж определяют совокупный социально-экономический статус, который является обобщенным показателем положения в социальной стратификации. Некоторые социологи предлагают и другие критерии выделения страт в обществе. Так, американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знание; 4) религиозная или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Французский социолог А. Турен, напротив, считает, что в настоящее время ранжирование социальных позиций проводится не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации: господствующее положение занимает тот, кто владеет наибольшим объемом знаний и информации.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса составляет примерно 5–7 %, среднего – 60–80 % и низшего класса – 13–35 %.

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это влиятельные политики и общественные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.

В состав среднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.

По мнению большинства социологов, средний класс представляет собой своеобразный социальный стержень общества, благодаря которому оно сохраняет устойчивость и стабильность. Как подчеркивал известный английский философ и историк А. Тойнби, современная западная цивилизация – это прежде всего цивилизация среднего класса: западное общество стало современным после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т. д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

? высший – высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

? низший – высший класс («новые богатые», не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные родовые кланы);

? высший – средний класс (адвокаты, предприниматели, менеджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

? низший – средний класс (клерки, секретари, служащие и другие категории, которые принято называть «белыми воротничками»);

? высший – низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

? низший – низший класс (хронические безработные, бездомные, бродяги и другие деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Так, одни социологи считают, что рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами. Другие включают высококвалифицированных рабочих в средний класс, но в низшую его страту. Третьи предлагают выделять в рабочем классе два слоя: верхний и нижний, а в среднем классе – три слоя: высший, средний и низший. Варианты разные, но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из трех основных классов – богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, социальная стратификация отражает неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и приобретает характер иерархического ранжирования различных видов деятельности. Объективная потребность в таком ранжировании связана с необходимостью мотивировать людей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Социальная стратификация закрепляется и поддерживается различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модернизируется, что является важным условием нормального функционирования и развития любого общества.


| |

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа.

1. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

2. Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.

3. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

4. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

Основные типы социальной стратификации

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.

1. Рабство.

2. Кастовый строй

3. Сословия

Рабство, касты и сословия характеризуют закрытое общество, т.е. социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Классы характеризуют открытое общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально не ограничены.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.

Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Бедные версты населения зачастую уровнем власти довольно сильно ограничены, вплоть до полного отсутствия права управлять. Так же они имеют низкий уровень образования и незначительные доходы.


31.10.2011

Существуют различные типы соц структур:

1. Социально-демографическая – все общество можно разделить на группы по сходственным признакам. По полу, возрасту и образованию

2. Социально-этническая. Различие по национальному признаку

3. Соц-территориальная

4. Соц-классовая. Принадлежность к классу

5. Религиозная, конфессиональная

Т.о. соц структура общества является гетерогенным явлением, т.е. каждый индивид в один момент времени одновременно включен в целую совокупность соц общностей.

Соц стратификация

Соц дифференциация – разделение общества (индивидов) по различным признакам. Признаки, которые отличают одного человека от другого, неисчислимы. Но часть из этих признаков не приводит к неравенству между людьми, но некоторые приводят: власть, образование, достаток, престиж. О соц дифференциации говорят, когда рассматривают признаки, не затрагивающие неравенства, а когда говорим о стратификации – наоборот.

В развитых западных обществах эти 4 признака дополняют друг друга. Но в России не так. Поэтому стратификация в России отличается от стратификации в других странах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность – переход индивидов и групп из одной страты в другую (вертикальная мобильность) или внутри одной страты (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность: переезд в другой город, смена семейного положения, смена профессии (с одним уровнем дохода). Вертикальная мобильность предполагает либо повышение, либо понижение соц мобильности.

Выделяют вертикальную восходящую и нисходящую мобильность. Как правило, восходящая мобильность добровольная, а нисходящая – вынужденная.

Мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Два основных вида стрт. Систем:

1. Пирамидальная – развивающиеся страны

2. Ромбовидная - европа

Они отражают распределение страт в обществе

А – высший слой, элита (составляет не более 3%). Элита бывает экономическая, политическая, духовная, научная, а бывает, что это сочетание.

С – низший слой – люди с низким уровнем образования, дохода, культуры. Он неоднородный по своему составу

Андерсласс – люмпенизированный класс. К нему относятся бродяги, преступники. Находится в самом низу пирамиды.

B – средний слой, средний класс.

Средний слой. Средний класс.

Впервые средние слои упоминал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет средние слои, тем устойчивее будет развиваться общество

В капиталистическом обществе к среднему слою относили крестьян, ремесленников и интеллигенцию (прослойка).

На настоящий момент средний слой выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1. Функция соц стабилизатора. Люди, входящие в этот слой, склонны поддерживать существующий соц строй.

2. Функция экономического донора. Это основная масса, которая обеспечивает быт и услуги. Так же это основные потребители. Это налогоплательщики, инвестировщики.

3. Средний слой является культурным интегратором, т.к. является носителем традиционных для данного общества культурных ценностей

4. Функция административно-исполнительного регулятора. Именно из среднего слоя формируются органы власти всех уровней, представители среднего слоя (менеджеры среднего звена) – источник ресурсов для кадров муниципального и других направлений.

Средний слой не однороден. В нем выделяются в западных обществах группы:

1. Старый средний класс. К нему относятся мелкие и средние предприниматели.

2. Новый средний класс. К нему относятся высококвалифицированные специалисты, служащие и рабочие высокой квалификации.

Критерии выделения среднего класса в России:

1. Уровень дохода. В США более 2000$ в месяц. В странах западной Европы +-5%. В России выше, чем средний по региону (19-20 тыс.)

2. Образование и культурные ценности. В России носителей культурных ценностей 80%. Высшее образование только у 25%

3. Самоотнесение – 60%.

Полноценный средний слой в России является малочисленным, однако имеются, так называемые, протосредние слои (которые могут трансформироваться в средний)

Социальные общности

Определение (см. тему общества).

Характеристики соц общностей:

1. Соц общности существуют реально. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

2. Соц общность обладает системными свойствами.

3. Соц общности являются самостоятельными субъектами соц взаимодействий.

Классификация соц общностей:

Обшности могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

1. По базовому системообразующему признаку:

1) Соц демографический (муж и жен)

2) Соц этнические

3) Соц профессиональные (пример - железнодорожники)

4) Соц-территориальные

5) Культурные и т.д.

2. По размеру:

1) Крупные: нация, народность

2) Средние: студенты СГУ

3) Малые: семья, бригада

3. По продолжительности существования

1) Групповые или социальные группы. Они более-менее стабильны. В них наблюдаются непосредственные личные взаимодействия. В них существуют критерии членства: вы сами осознает себя членом конкретной и остальные это признают. Малые группы: от 2 до 15-20. Основной критерий малой группы – непосредственное взаимодействие. Если не взаимодействуют, то это уже средняя группа. Большие группы6 демографические, этнические

2) Массовые. Для них характерен ситуативный способ существования, отсутствие четкой структуры, непродолжительное существование. Они бывают большими, средними и малыми. Малой является, к примеру, очередь в магазине. Средними общностями являются толпа, зрители кинотеатра, футбольного матча. Большие общности: зрители 1-го канала, поклонники певицы или певца.

Группы бывают:

1. Первичные – непосредственное окружение индивида. Это обычно неформальные группы. К ним относятся семья, друзья, соседи

2. Вторичные – формальные группы. По размеру они средние или большие. Это, к примеру, университет, производственная организация и т.д.

Референтные группы – группы, к которой индивид не принадлежит, но она является для индивида эталоном, образцом, идеалом и индивид либо очень сильно хочет попасть в эту группу (тогда это позитивная референтная группа), либо индивид туда очень не хочет (негативная референтная группа).

Группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы зарегистрированы органами власти. Это могут быть организации, партии, объединения. Неформальные группы не зарегистрированы и отношения в ни строятся на основе личной симпатии и антипатии


14.11.2011

Соц институты

Каждый человек подчиняется воздействию общества, которое оказывается через соц институты. Это воздействие не осознаваемо человеком, оно всеобщее и иногда категория «социальность» заменяется термином «институциональность». Считается, что соц институты возникли вместе с возникновение общества. Социальные институты для человека компенсируют недостаток инстинктов. В животном мире институтов нет, и они там не нужны, т.к. регуляцию обеспечивают мощные врожденные инстинкты. Животные не нуждаются в обучении, сохранении норм. Поэтому возникает ряд институтов.

Под соц институтом понимается совокупность общественно-значимых ценностей, норм, правил поведения, шаблонов и образцов поведения, соц статусов и ролей, удовлетворяющих основные общественные потребности.

Ключевых или фундаментальных институтов 5:

1. Институт семьи. Удовлетворяет комплекс потребностей. Ключевая – воспроизводство общества.

2. Политические институты. Их много, один из ключевых – государство.

3. Экономические и социальные институты. Экономические: рынок, капитализм, деньги и т.д.

4. Образовательные: институт высшего, среднего, профессионального образования, институт гувернерства и т.д.

5. Религиозные институты.

В случае исчезновения общественной потребности (диактуализации) институт может еще некоторое время существовать, но он неизбежно перестает функционировать.

Соц институты нельзя отождествлять с соц группами и организациями. Они являются составляющими частями института, но ключевым его элементом являются нормы и ценности. О принадлежности к тому или иному институту можно судить по наличию определенного соц статуса.

Процесс формирования института называется институционализацией. Он состоит из этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Если потребность может быть организована одним человеком, то институт не возникает.

2. Формирование общих целей.

3. Появление норм и правил в ходе стихийных социальных взаимодействий методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, ритуалов, шаблонов поведения, связанных с нормами и правилами.

5. Закрепление норм и правил, их принятие и практическое применение.

6. Появление и закрепление системы норм и санкций, которые гарантируют исполнение норм. Санкции бывают позитивные и негативные. Негативные отвечают за нарушение норм.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов и институтов.

ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ СОЦ ИНСТИТУТ И ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕ ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИЛИ КОМПОНЕНЫТ: ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЕ ОН УДОВЛЕТВОРЯЕТ, НОРМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ, САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭТИХ НОРМ И СИСТЕМУ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЭТОЙ ССИСТЕМЕ.

Функции соц институтов.

Они делятся на явные и скрытые или латентные.

Латентные функции индивидуальны для каждого института. К явным общим для всех институтам функциям относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она реализуется: каждый институт имеет систему норм и правил, которые закрепляют, стандартизируют человеческое поведение и делают его предсказуемым.

2. Регулятивная. Институты регулируют поведение людей через выработку шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Заключается в объединении людей на базе общих для них соц институтов.

4. Транслирующая функция. Передача соц опыта каждому последующему поколению.

5. Коммуникативная. Заключается в распространении информации внутри соц института и в обмене информацией между соц институтами.

Соц организации

Термин организации имеет три значения:

1. Деятельность по выработке определенных норм и правил взаимодействия и координации усилий отдельных индивидов или групп.

2. Свойства объекта иметь сложную упорядоченную структуру.

3. Целевая группа институционального характера, имеющая четкие границы и ориентированная на реализацию определенных функций.

В традиционном обществе эту роль играют общины, а в индустриальном и постиндустриальном – организации.

Организации можно классифицировать по различным основаниям.

1. По размеру: большие, средние, малые.

2. По сфере деятельности: торговые, производственные, образовательные, медицинские и т.д.

3. Фрегожин выделил 4 типа организаций: деловые (характеризуются тем, что членство в таких организациях приносят человеку доход), союзные или ассоциативные (участие в них человеку не приносит дохода, но дает удовлетворение иных потребностей: культурных, религиозных, политических), семейные, территориально-поселенческие организации.

4. По способу строения: линейные (армия), функциональная (некоторые строительные организации), проектные (нет стабильной структуры и рабочие группы формируются по определенным заказам), матричные (синтез проектной и функциональной структуры), дивизиональные (организации, имеющие филиалы), смешанные или конгламеративные (включают в семя множество функций)


28.11.2011.

1. Социология личности

1. Понятия «человек», «индивид» и «личность».

Термин «человек» используется для обозначения присущих всем людям качеств и способностей. Под человеком понимается биосоциальное существо с биогенными и социогенными чертами.

Индивид – отдельный конкретный представитель человеческого рода, обладающий уникальной совокупностью качеств и характеристик. Все люди разный и в связи с этим каждый человек обладает индивидуальностью.

Термин «личность» изучается многими науками. Основная из них психология.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему соц отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Для того, что индивид превратился в личность необходимо наличие двух условий:

1. Биологически, генетически заданные предпосылки

2. Наличие соц среды и взаимодействия или контакта с ней.

Существуют в социологии несколько теорий личности, которые объясняют ее структуру и поведение:

1) Наше представление о том, каким меня видят другие.

2) Наше представление о том, как другие люди реагируют на то, что они видят.

3) Наш ответ на воспринятую реакцию других. J

Если образ, который мы видим в зеркале, благоприятен, наша «я» - концепция получает подкрепление и действия повторяются, если этот образ не благоприятен, «я» - концепция пересматривается, а поведение изменяется.

3. Статусно-ролевая. Автор: Мертон. Каждый человек одновременно обладает совокупностью социальных позиций, которые называются статусами. Эта совокупность называется статусным набором. Статусы делятся на 2 основные группы: социальные (принадлежность к большой соц группе: студент, профессор), личностные (друг, семья). Во всей этой совокупности можно выделить главный или базисный. Чаще всего он связан с основным родом деятельности. Статусы бывают достигаемыми и приписанными.

Приписанный статус дается при достижении конкретного возраста, но происходит это автоматически без участия человека.

Достигаемы требует хот бы минимальных действий. Пример: студент.

Для каждого статуса существует определенный имидж (совокупность манер поведения, речи). Каждому статусу соответствует определенная модель поведения, называемая соц ролью. Соц роль описывается в двух аспектах:

ролевые ожидания – поведение, ожидаемого от человека, занимающего определенный соц должность,

ролевое поведение – реальное поведение.

Если они не соответствуют, то наблюдается ролевой конфликт. Успешность исполнения той или иной соц роли зависит от:

1. Правильное усвоение ролевых ожиданий. Если они сформированы неправильно, то его ролевое поведение будет смешанное.

2. Соответствие индивидуальных характеристик требованиям роли. Чувствительность к требованиям роли.

Социализация личности – процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, а так же процесс адаптации к соц среде, осознание своего места и роли в обществе.

Выделяют два основных этапа социализации:

1. Первичная. Охватывает два этапа взросления: детство и юность

2. Вторичная. Охватывает два периода: зрелость и старость.

Социализация не заканчивается никогда и протекает в течение всей жизни человека, но различается на разных этапах. В процессе первичной социализации индивид способен выстраивать нормы и ценности в структуру личности. В процессе вторичной происходит изменение внешнего поведения, а структура остается неизменной.

Смелзе выделяет три основных этапа первичной социализации:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых

2. Игровая. Дети осознают поведение, как исполнение роли.

3. Групповая игровая стадия. Дети начинают понимать что ждет от них группа.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации. Первичные агенты: семья, друзья, т.е. самый близкий круг общения. Вторичный: школа, трудовой коллектив, сми.

Социология семьи

Семья в социологии рассматривается в двух аспектах:

1. Как малая группа. Речь идет о конкретных семьях.

Семья – основанные на огромном родстве браки или усыновлении объединения людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья включает в себя три системы отношений

1) Супружество, брак

2) Родительство

3) Родство.

2. Соц институт.

Семья – соц институт воспроизводства и развития соц статуса, духовный и физических ценностей, соц здоровья, благополучия индивидов и общества в целом.

Типы семьи: нуклеарная семья, суженная семья и расширенная и расширенная

Традиционная семья, неотрадиционная семья, матриархальная семья, эголитарная семья.

Функции семьи (не менее 5)

Соц контроль (29,30) – самостоятельно.