Если исключили из сро последствия. Выход и исключение из сро

Саморегулируемые организации выступают одним из видов некоммерческих структур , создаваемых для объединения нескольких субъектов предпринимательской деятельности.

Подобные формирования предполагают наличие членства, конкретные условия для вступления, а также отдельный порядок исключения участников из состава СРО.

Что такое СРО?

Саморегулируемая организация (СРО) представляет собой юридическое лицо , формируемое и существующее по общим правилам гражданского законодательства .

Целью создания СРО выступает объединение нескольких представителей предпринимательской деятельности, если виды осуществляемых членами организации работ относятся к одной отрасли.

Предусматривается несколько вариантов таких организаций, условия членства в которых отличаться не будут.

Это может быть объединение субъектов строительной, аудиторской, оценочной, арбитражной направленности, а также представителей рынка ценных бумаг.

Нормативно-правовое регулирование

Формирование юридических лиц и общие правила , применяемые к организациям, носящим коммерческий или некоммерческий характер, устанавливаются в Гражданском кодексе РФ.

Данный нормативный акт предъявляет общие требования и характеристики различных некоммерческих организаций.

Саморегулируемые организации, хотя и признаются некоммерческими , все же наделяются некоторыми полномочиями , относимыми к структурам, целью которых выступает получение прибыли .

Говоря непосредственно о законах, к которым стоит обращаться в случае формирования объединений, следует остановиться на следующих правовых источниках :

  1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ . Данный акт будет распространяться на СРО в том случае, если организация полностью соответствует требованиям, изложенным в данном законе.
  2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ . Указанный закон отражает все положения относительно правового статуса рассматриваемых структур, порядок формирования, условий членства, оснований исключения и т. д.

Также для регулирования отношений, связанных с работой саморегулируемого объединения, следует обращаться к тем актам, которые предполагают регулирование конкретных видов деятельности .

Для предпринимателей соответствующей отрасли действует Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ .

Причины исключения из состава

Саморегулируемое объединение предполагает определенные условия членства .

Соответственно, при установлении факта нарушений со стороны участников объединения допускается применение мер по исключению их из организации.

При этом следует понимать, что СРО не обязана избавляться от того или иного предпринимателя, поскольку наделяется правом на исключение субъекта, а не обременяется обязанностью.

Если было принято решение исключить субъект из организации, потребуется установление оснований для реализации данной процедуры.

К причинам прекращения членства в СРО относят:

  • несоблюдение правил , установленных техническими регламентами в соответствии с характером работы, если подобные нарушения повлекли ущерб третьим лицам;
  • одно грубое нарушение порядка , установленного в СРО, либо неоднократное несоблюдение правил в течение одного года;
  • неуплата обязательных для членов СРО взносов или неоднократная просрочка внесения платежей;
  • отсутствие у субъекта разрешения на осуществление конкретного вида деятельности;
  • неоднократное несоблюдение миграционных норм , если нарушения были зафиксированы в течение двенадцати месяцев.

Любое другое нарушение обязательств, определяемых при вступлении в конкретную СРО, для субъекта также будет выступать основанием для исключения из рассматриваемой организации.

Практика знает ситуации, при которых нарушения исходят не со стороны участников СРО, а со стороны самой организации. Зачастую это происходит незаконно , когда налицо отсутствие нарушений у субъекта.

Такое безосновательное прекращение членства обычно связано с причинами, которые законом не допускают применения подобных мер воздействия. Защитить свои интересы члены СРО могут только через суд .

Порядок прекращения членства

Процедура прекращения членства конкретного субъекта в СРО предполагает прохождение ряда обязательных шагов .

В части реализации рассматриваемого порядка также нередко встречаются нарушения со стороны органов управления СРО, которые в итоге приводят к аннулированию решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности и возобновлению членства.

Поскольку управление СРО осуществляет специально созданный коллегиальный орган , то и инициатива, а также дальнейшая реализация процедуры исключения предпринимателя из рядов СРО будут исходить от указанного уполномоченного субъекта.

Порядок действий, который необходимо соблюсти для прекращения отношений с предпринимателем-нарушителем, включает три обязательных этапа :

  1. Принятие решения . Коллегиальный орган осуществляет управление путем контроля над членами организации, а также посредством формирования общего голосования уполномоченных лиц. Поэтому инициатором исключения субъекта может быть любой представитель органа управления, после чего предложение рассматривается, а за счет голосования выносится окончательный вердикт.
  2. Направление уведомления . Если было принято решение прекратить отношения с конкретным предпринимателем ввиду установления факта совершения им нарушений, то участнику СРО направляется уведомление. Данный документ должен быть составлен и передан заинтересованному субъекту не позднее, чем через три дня после принятия решения коллегиальным органом.
  3. Прекращение членства . В данном случае предприниматель лишается прав, которыми наделялся, будучи членом СРО. Также автоматически прекращается возможность принимать участие в деятельности организаций. Отдельно следует сказать, что ранее сделанные взносы не возвращаются субъекту, а остаются на счету СРО.

Регламентируется данная процедура непосредственно ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ . Исключения в части возврата взносов могут быть прописаны отдельно в конкретном законе , регулирующем определенный вид деятельности.

Также важно помнить об уведомлении , отсутствие которого повлечет за собой невозможность расторгнуть отношения с нарушителем.

Если трехдневный срок будет упущен, то на основании ранее вынесенного решения исключить субъект из саморегулируемого объединения будет уже нельзя . Для этого потребуются новые основания и повторное заседание коллегиального органа.

Последствия исключения

Законодатель для предпринимателей предусматривает такое понятие, как допуск к осуществлению того или иного вида деятельности.

Не для каждого бизнеса требуется получение подобного разрешения, но необходимость допуска будет определять тяжесть последствий для субъекта, лишившегося членства в СРО.

Если лицо занималось деятельностью, предполагающей оформление допуска или лицензии , то в дальнейшем, после исключения из организации, продолжать работу в конкретной отрасли будет уже нельзя.

Связано это с тем, что сама СРО специализируется на деятельности, требующей разрешения , а нарушение правил, установленных организацией со стороны бизнесмена, означает несоблюдение порядка ведения конкретных работ.

Когда допуск к работам не требовался, для предпринимателей также наступают негативные последствия , но менее тяжкие:

  • понижение уровня лояльности со стороны клиентов и контрагентов;
  • снижение конкурентной способности , ухудшение положения на рынке;
  • потеря поддержки консультационного и информационного характера;
  • самостоятельное представление собственных интересов в случае судебного разбирательства.

Также нередко нарушителям приходится компенсировать материальный ущерб , причиненный в результате несоблюдения установленных правил.

Возможность восстановления

Несмотря на наличие точно определенных негативных последствий, для исключенного субъекта может быть предусмотрена возможность восстановления членства в СРО.

При этом следует иметь в виду, что когда саморегулируемое объединение допускает возможность восстановления, то достаточно подождать год с момента исключения и попытаться снова оформить членство.

Если орган управления не согласен с восстановлением лица, а сам предприниматель считает собственное исключение необоснованным, то разрешить ситуацию сможет только Арбитражный Суд РФ.

Согласно действующим нормам, судебный процесс позволит не только снова стать участником СРО, но также в случае отсутствия нужды в получении повторного членства вернуть уплаченные денежные взносы или перевести на счет новой организации, куда вступает истец.

Также суд может напрямую обязать органы управления СРО восстановить субъекта в организации с упразднением ранее наступивших правовых последствий .

Заключение

Таким образом, СРО создается для объединения предпринимателей одной сферы деятельности и существует в виде некоммерческого формирования.

Основной причиной исключения субъекта из такой организации выступает нарушение правил ведения бизнеса и членства в объединении.

При этом законодатель допускает возможность восстановления статуса предпринимателя в СРО при наличии доказательств незаконного исключения.

Представленный ниже видеоролик содержит подробную информацию о том, на что нужно обратить внимание при вступлении в ту или иную СРО.

Когда участника по определенным причинам не устраивают условия членства в саморегулируемой организации, он может написать заявление на добровольный выход из СРО. Поскольку членство в объединении не является обязательным и оформляется исключительно для нужд организации, препятствий для этого не будет.

Любой компании, входящей в состав СРО, необходимо сопоставить последствия, с которыми придется столкнуться при выходе. Только члены саморегулируемой организации могут иметь допуск на выполнение определенных работ. Без данного документа, многие виды деятельности и выгодные контракты окажутся недоступными.

Причины для выхода

Заявление на добровольный выход из СРО может подаваться по самым разным причинам. Среди самых распространенных компании отмечают:

  • размер ежегодных членских взносов;
  • смена направления деятельности компании;
  • высокие требования саморегулируемого объединения;
  • недостаток информационной, юридической и другой поддержки;
  • неудовлетворительная работа СРО.

Для многих организаций членство в СРО необходимо только для выполнения разового контракта, когда планируется реализовать тип работ, требующих разрешение, или стать участницей тендера. После завершения заказа у таких компаний нет потребности в дальнейшем сотрудничестве.Причиной вычеркнуть организацию из реестра СРО может стать ее ликвидация. В таком случае компания автоматически перестает быть членом партнерства и теряет все уплаченные взносы.

Порядок и правила

В законодательстве установлен определенный порядок выхода из СРО его членов. Любая организация должна подготовить определенный пакет документов, который включает:

  • заявление о выходе;
  • официальный документ о членстве СРО;
  • документы, подтверждающие уплату обязательных взносов.

Все подготовленные бумаги передаются руководителям саморегулируемой организации, и участник теряет членство с момента подачи заявления на выход. С этого времени он несет имущественную ответственность за объединение только ранее уплаченным взносами в КФ ВВ и КФ ОДО.

При отсутствии ошибок в оформлении, разрешение о выходе оформляется в день подачи. После подписания заявления, саморегулятору дается три дня, чтобы уведомить о выходе одного из его членов контролирующие органы – Ростехнадзор и Росреестр, а такде НОСТРОЙ или НОПРИЗ в зависимости от типа СРО.

Исключение из СРО

Организации могут не только покинуть партнерство самостоятельно, но и иметь основания для исключения из СРО. В такой ситуации выход из объединения является принудительным. Решение о нем принимает руководящий состав партнерства.

Основания для исключения

Основания для исключения из СРО должны быть вескими. Они строго оговорены в рамках законодательства ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ и включают:

  • неисполнение двух и более раз в течение года предписаний органов государственного строительного надзора при выполнении работ по строительству и реконструкции;
  • причины, оговоренные внутренними регламентами СРО.

Незаконное исключение из СРО


Бывают случаи, когда причин для исключения из СРО компании нет, а она получает сообщение о прекращении ее членства. Незаконное исключение имеет место быть, но с такими ситуациями можно бороться. Если фирмы была исключена из партнерства с нарушением ГК, то она имеет право обратиться в арбитражный суд с иском. На основании решения суда, ее членство в саморегулируемой организации обязаны восстановить.

Порядок исключения

Прекращение членства и исключение из СРО должно проходить строго в рамках регламента. Он прописан в статье 55.7 ГК РФ и предполагает следующий порядок действий:

  1. Проведение общего собрания участников партнерства.
  2. Рассмотрение документов дела.
  3. Принятие коллегиальным управляющим органом решения об исключении.
  4. Отправка фирме, которая будет исключена, соответствующего уведомления.
  5. Информирование контролирующих госорганов.

Соблюдать порядок очень важно, поскольку при его нарушении, бывший участник СРО может обратиться в суд и потребовать своего восстановления.

Возврат взносов

Компании, которых коснулось исключение из СРО или которые отказались от членства на добровольной основе, должны понимать, что вернуть уплаченные взносы будет практически невозможно. Это касается, как платежей в компенсационный фонд, так и выплат ежегодных членских взносов.

Взносы в комфонд объединения можно получить только в случае, если вид деятельности организации больше нуждается в допуске СРО (регламентируется ФЗ №240).

До июля 2017 года для строительных компаний действовала возможность вернуть платежи или перевести их в фонд нового партнерства.

Последствия выхода или исключения из СРО

Выход из СРО, как и процедура исключения имеют свои последствия для организаций. Часть работ, допуски на которые выдают только саморегулируемые партнерства , станет для них недоступной. Также бывшим членам объединений придется столкнуться с определенными проблемами:

  • потеря вложенных финансовых средств (по закону взносы возвращаются в редких случаях);
  • невозможность участвовать в тендерах и конкурсах на получение крупных контрактов;
  • уменьшение лояльности со стороны партнеров и клиентов;
  • отсутствие юридической и информационной поддержки;
  • полная и самостоятельная имущественная ответственность.

Организации, оставшиеся без поддержки партнерства, несут ответственность только за себя. В этом есть и свои плюсы, поскольку субсидиарная ответственность членов СРО можно негативно сказаться на бюджете многих компаний. Важно учитывать, что организация, которая вновь захотела стать членом СРО, сможет сделать это только через год после выхода. Это накладывает серьезные ограничения на ее деятельность и получение новых контрактов.

В начале лета текущего года Ростехнадзор опубликовал на официальном сайте результаты проведенных проверок деятельности СРО. Напомним, что было привлечено к административной ответственности 5 СРО за несоблюдение информационной открытости, 3 СРО было привлечено к административной ответственности за нарушение сроков по устранению замечаний и одна СРО была исключена из госреестра саморегулируемых организаций во внесудебном порядке.

Что будет с членами этих СРО, если они не устранят нарушения и будут исключены из реестра СРО? Ответить на этот вопрос портал «Саморегулирование» попросил эксперта Группы компаний СРО97 (http://sro97.ru/) Галину Криницину.

- Что делать членам саморегулируемой организации, если СРО, которая выдала им допуск, осталась «за бортом»?

Если СРО исключили во внесудебном порядке, то все допуски, выданные ранее организацией, становятся недействительными. Соответственно, те юридические лица, которые по-прежнему продолжают работать по таким документам, рано или поздно будут выявлены и привлечены к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Таким образом, у членов такой СРО остается 2 пути: либо подавать документы и вступать в другую СРО (если это не было сделано ранее), либо оспаривать исключение СРО Ростехнадзором в Арбитражном суде.

Согласно ст. 55.16 ГК РФ, в случае прекращения членства в СРО вступительные, членские взносы и средства из компенсационного фонда не возвращаются. Тем не менее, тем же Градостроительным кодексом предусмотрено, что в подобных случаях денежные средства из фонда ликвидированной СРО могут быть переведены в НОСТРОЙ, а далее – в фонд организации, куда собираются вступить члены. Парадокс в том, что такой переход должен осуществиться на протяжении месяца.

Решение, безусловно, хорошее, однако эта процедура не так проста, как кажется. На самом деле ни одна ликвидированная СРО не отдаст «без боя» свой фонд, где находится внушительная сумма. Соответственно, даже при исключении сведений о СРО из госреестра во внесудебном порядке, средства из компенсационного фонда будут переводиться только по решению суда (или даже нескольких).

Многие члены, оставшиеся с недействительным допуском на руках, интересуются, кто будет оплачивать убыток, который был причинен в результате внезапного приостановления/ликвидации деятельности СРО…

В ст. 13 ФЗ № 315 «О СРО» устанавливается, что организация несет ответственность только в случае, если ее членом был причинен ущерб заказчику в процессе производства. Там же установлено, что выплата средств из фонда «для обеспечения имущественной ответственности» не допускается. В ст. 55.16 ГК РФ указано, что за счет средств из компенсационного фонда может быть возмещен только вред заказчику и судебные расходы (субсидиарная ответственность).

Следовательно, ликвидированная СРО не сможет материально защитить своих участников. Поэтому, если объединение состоит в группе риска, следует заранее подготовиться к вступлению в новую СРО, чтобы впоследствии не нарушать законодательство по ст. 171 УК РФ.

Какие советы Вы могли бы дать тем, кто планирует вступить в СРО - как обезопасить себя и сделать правильный выбор?

Новый закон: исключать из СРО за долги по членским взносам нельзя. По новому закону делать это можно только на основании внутренних документов

Общественный Совет по развитию саморегулирования продолжает работу по анализу принятого Государственной Думой в третьем чтении законопроекта, который значительно изменит сферу саморегулирования в строительстве, введя не только принцип регионализации (уже подорванный региональными СРО) , но и затронув различные аспекты финансовых взаимоотношений между СРО и ее членами (порядок формирования компфондов, дополнительный компенсационный фонд, рассрочка внесения или возврат средств и т.д.).

Отметим, что поправки в Градостроительный Кодекс, принятые 21 июня, изложили статью 55.7 «Прекращение членства саморегулируемой организации» в новой редакции.

Из данной статьи изъято право саморегулируемой организации исключать членов СРО за долги . Напомним, предыдущая редакция предусматривала как основание для прекращения членства неоднократную неуплату в течение одного года или несвоевременную уплату в течение одного года членских взносов (п.3 ч. 3 ст. 55.7). В настоящей редакции такое право СРО отсутствует.

Саморегулируемые организации и органы надзора подчас по-разному трактовали норму закона о возможном исключении за долги по членским взносам. В отдельных случаях надзорные органы трактовали это как обязанность: раз сказано в законе, что членство прекращается, то СРО обязана прекратить. Хотя СРО трактовали это как право, поскольку законодателями не был указан срок, когда СРО должна принять такое решение о прекращении членства. Но саморегулируемые организации активно пользовались такими правами, ссылаясь на закон.

Новая редакция закона не предусматривает ни такое право СРО, ни ее обязанность, а относит это лишь к внутренним документам саморегулируемой организации.

Таким образом, те СРО, которые закрепили это внутренними документами, продублировав норму закона, как прежде будут иметь право исключать на этом основании. Однако те организации, которые привыкли ссылаться на норму закона, но не провели это дополнительно во внутренних документах, не вправе далее пользоваться этой законодательной возможностью.

Саморегулируемым организациям надо обратить на это внимание и через общее собрание провести у себя те нормативы, которые члены СРО посчитают для себя приемлемыми. Возможно, основанием для исключения будут долги за один месяц, а может за один год, а может быть во внутренних документах и вовсе не будут предусмотрены такие права и обязанности СРО.

Конечно же, члены СРО не заинтересованы, чтобы СРО исключала их без суда и следствия за долги по членским взносам, ведь те задолженности, которые у них возникают, не всегда связаны с игнорированием интересов саморегулируемой организации, а подчас связаны с тем, что они сами не получили средств от заказчиков работ и очень часто сидят на картотеке и начинают платить в СРО только тогда, когда дождутся денег от заказчика.

В настоящее время арбитражные суды завалены исками строительных организаций к своим заказчикам работ о взыскании задолженности по заключенным договорам подряда.

Общественный Совет считает, что только время покажет, какую норму введут члены саморегулируемых организаций сами для себя – жесткую, мягкую или вообще не предусмотрят никакого в этом отношении требования.

О новом законе также читайте:

- Новый закон легализовал рассрочку внесения взноса в компенсационный фонд. Однако ограничил ее 30 днями

- Новый закон: Региональные СРО подорвали саму идею регионализации уже в день принятия закона во втором чте нии

- Новый закон: организации, добровольно вышедшие из СРО, не могут вступать ни в какую СРО России в течение одного года. Несправедливость закона сохраняется

- Новый закон: СРО обязаны возвращать средства компенсационного фонда вышедшим из СРО организациям, но не всем. Экспертное мнение Общественного Совета

Проходя процедуру вступления в саморегулируемые организации компании документально и финансово подтверждают серьезность своих намерений. Но не всегда эти намерения подтверждаются на практике. Решение об исключении из членов СРО это крайняя мера, которая применяется к членам организации, нарушающим основные положения устава или законодательства. Основные правила исключения из СРО регламентированы ст. 55.7 Градостроительного кодекса.

Это явление нельзя назвать массовым, но и редким, к сожалению, оно не является. Какие нарушения могут стать поводом для исключения? Несколько основных самых распространенных:

  • неуплата членских взносов
  • нарушения нормативных требований по обеспечению безопасности строительства
  • явные нарушения технических регламентов, повлекшие за собой серьезные последствия с причинением ущерба
  • проблемы с взносами в компенсационный фонд
  • нарушения миграционного кодекса
  • выполнение работ при отсутствии действующего допуска.

Несмотря на то, что по сравнению с другими платежами не являются высокими, исключение за неуплату членских взносов одна из часто встречающихся на практике причин. По оплате в компенсационный фонд многие саморегулируемые организации предоставляют отсрочки, но и это проявление лояльности, многие компании игнорируют.

Решение об исключении за нарушение миграционного законодательства принимаются в случае, если компания в течении года неоднократно привлекалась к ответственности по этому пункту. Особенно характерен этот вид нарушений для средних по объемам строительства компаний. Крупные участники рынка редко рискуют своей репутацией, массово привлекая к временным работам мигрантов.

Нарушения строительных норм и технических регламентов очень веская причина для исключения без предварительных предупреждений. Такие нарушения напрямую ведут к последствиям с нанесением ущерба. А это значит, что СРО также понесет финансовые убытки и получит минус к своей репутации.

Правила исключения из СРО

Исключение из членов организации и исключение из это не одно и то же. При выходе из организации в добровольном или принудительном порядке одного из членов в реестре делается уточнение о изменении состава участников организации. По законодательству запись в Реестре СРО России делается только в момент регистрации саморегулируемой организации.

Порядок исключения из СРО должен быть записан в уставе. В СРО «МежрегионСтройГрупп» Екатеринбурга, он будет следующим:

  • по итогам проверки отделом технического контроля формируются отчеты с регистрацией фактов нарушения норм и регламентов, после которых может быть вынесено предупреждение, уведомление о приостановке действия допуска и т.д.
  • своевременность уплаты взносов контролируется финансовым отделом и при фактах нарушения даются предупреждения компании или выносится представление для решения общего собрания
  • нарушения миграционного законодательства фиксируются по фактам проверок правоохранительных и других контролирующих органов.

Решение о исключении компании из СРО принимается на Совете организации или общем собрании всех участников сайт . Но для его принятия нужны основания в виде документально подтвержденных фактов нарушений. Какие документы должно предоставить СРО при исключении. В зависимости от вида нарушений, перечисленные в одном из следующих пунктов:

  • представление и проект решения от отдела технического надзора, ранее выданные компании уведомления и предупреждения;
  • выписки из бухгалтерской отчетности и проект решения от финансового отдела;
  • протокола нарушений миграционного законодательства от контролирующих органов.

Для компании исключение из СРО последствия будут серьезными. Принудительное взыскание членских взносов. Потеря доступов на работы, необходимые для продолжения деятельности компании, проблемы с вступлением в другую организацию.