Порядок и этика заворачивания покойного в саван. Одежа семейская смерётная (одежда для покойника) Как правильно сшить платье для усопшей

Во все белое. Причем одежду для смерти человек должен был готовить себе заранее: шилась она только на руках иголкой вперед, без узелков, - покойника не дозволялось завязывать. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлый платок. Сегодня в традиции покойного принято одевать во все новое, чистое. Вещи должны хорошо подходить по размеру, не быть большими и мешковатыми или тесно сжимать. Если благосостояние семьи не позволяет приобрести новый комплект , позволяется одеть усопшего во все чистое.

Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для , его желание необходимо исполнить. Но предварительно следует убедиться, что данная одежда чистая, опрятная и подходит покойному по размеру. Хоронить усопшего принято в одежде, которая соответствует сезону и погоде. Обувь заготовьте с задником, мягкую и презентабельную.

Военных людей обычно облачают в парадную военную форму. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы на на них надели все ордена, ведь именные боевые награды все равно никому из родственников не нужны и много лет спустя и могут и вовсе потеряться. Не нарушайте волю почившего, заслужившего эти награды.

Лоб умершего христианина покройте венчиком, символом венца Царства Небесного. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На венце должны быть написаны слова Трисвятой песни. Венчик продается в церковной лавке. Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве - правая поверх левой, это знак Распятого Христа. В руки положите иконку Спасителя или распятие. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя.

Одетое тело по пояс покройте белой простыней или погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, усопший под покровом Христа. Под голову положите плоскую подушечку из ваты или сухой травы (наволочку наполняют освященными в храме в Вербное воскресение или в день Святой Троицы сушеными веточками верб, листьями берез).

По шариату, хоронить покойного в одежде запрещено. В мусульманской религии умершего принято окутывать в саван (кафан). Он должен быть изготовлен из ситца или белого полотна. Кафан традиционно состоит из трех частей: лифофы, изора и камиса. Первая – это ткань, которая будет покрывать покойника полностью, с головы до ног, так, чтобы саван легко завязывался с обеих сторон. Изором (куском ткани) обертывается нижняя часть тела, а камис - это рубаха с вырезом для головы. Для женщин предусмотрен химор - платок для головы и волос размером 2 м на 60 см. Для похорон умерших младенцев используется одна лифофа. Ткань для мусульманского савана должна соответствовать материальному достатку умершего. Тело мужчины запрещено покрывать шелком.

Обратите внимание

Сегодня соблюсти весь христианский или мусульманский ритуал омовения и облачения покойного можно только, если тело не передавалось в морг. Или родственникам усопшего придется приложить максимум усилия, чтобы успеть в короткие сроки подготовить покойного надлежащим образом после формальных процедур. По российскому законодательству, без передачи тела в морг получить свидетельство о смерти невозможно. Однако в морге за дополнительную плату могут произвести ритуал омовения и облачения покойного. Для этого заранее передайте работнику все заготовленные одеяния.

Полезный совет

Нельзя класть в гроб посторонние предметы: книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. Эти суеверные обычаи - пережитки язычества. На покойном может быть одет нательный крест и при желании обручальное кольцо, если он был венчан.

Саван — это ритуальное покрывало, «венчальное платье», в которое заворачивают мертвеца и кладут в гроб. В религиозных течениях используют свои критерии для создания погребальной ткани. Белый саван присутствует в христианской и мусульманской культуре.

Внешний вид савана незначительно отличается в христианстве, мусульманстве. Белый цвет ткани символизирует праведность души, которая предстанет перед последним судом у Бога. В иудаизме и исламе ритуальное покрывало может быть любого оттенка.

В религиозных течениях накрывать покойника саваном разрешено после завершения омовения. Согласно Торе, Библии и Корану, обернув тело покрывалом, его избавляют от части грехов.

Второе предназначение савана белого цвета – защита души от негативной энергии во время путешествия по загробному миру. Представители христианства, иудаизма и мусульманства закрывают тканью тело до уровня сердца. Накрыть покойника целиком разрешено при наличии выраженных телесных повреждений.

Руки усопшего всегда должны быть открыты.

Традиция заворачивания тела в саван

Белый погребальный наряд или так-называемое «венчальное платье» использовали язычники. Они закрывали усопшего от негативных энергетических сущностей. Шили саван родственники покойника. Они наделяли материал защитной энергетикой. Со временем традицию переняли христиане и мусульмане. Несмотря на разность определений, смысл остался неизменным. Светлая ткань защищает душу во время ее путешествия по загробному миру.




У христиан

Христиане не наделяют погребальное одеяние мистической силой. Православного и старообрядца накрывают саваном для защиты души от дьявола. Любая церемониальная ткань приобретет защитную силу после совершения молитвы. Единственное ограничение – материал, из которого пошит мужской или женский похоронный наряд, не используют для других целей.

У мусульман

Мусульмане называют саван кяфаном. Вместо него разрешено использовать светскую одежду. Покрывают тело после завершения омовения. При выборе ткани учитывают социальный статус умершего. Цвет траурного одеяния не регламентирован.

Мусульманина после смерти покрывают полностью.

Каким должен быть саван

Выбирают погребальный саван с учетом религиозных требований. В них прописан размер изделия, его цвет и тип ткани. Ширину похоронного костюма рассчитывают с учетом габаритов покойного. Расстояние между левым и правым плечом умножают на 3.

Для определения длины савана:

  • измеряют тело от головы до ног;
  • умножают полученное значение на 1/3;
  • к длине тела покойного добавляют результат предыдущих вычислений.

Порядок проведения вычислений включает в себя расчет ткани на комплект повязок. Их ширина совпадает с шириной материала. Используют нечетное количество повязок. Цвет савана у мусульман, в отличие от христиан, не регламентирован. Единственная оговорка – использовать черный цвет не стоит.

Представители христианства и ислама едины во мнении. Материал для погребального наряда используют натуральный. Если под рукой нет хлопка, то разрешено взять хлопчато-бумажную. У христиан саван украшен золотой вышивкой на религиозные темы (купола церквей или кресты). Погребальное одеяние мусульман лишено внешнего изыска.




Как заворачивать тело в саван

После того как покойник уложен в гроб, его покрывают белой тканью. Православные и католики не видят разницы между погребальным одеянием для мужчин и женщин. Саван закрывает усопшего от линии сердца до пят. В мусульманской культуре тело заворачивают в белое покрывало различным образом.

Тип Процедура
Женский На ровной поверхности раскладывают широкое полотнище. Поверх него размещают второе. Его размер должен быть таким, чтобы мумия была обернута саваном с головы до пят. На усопшую надевают белую рубашку. Покойнице заплетают 2 косы. Их укладывают на груди. Голову покрывают платком, длина которого доходит до шеи. Завертывают тело вначале в верхний слой.
Мужской Правило предписывает расстелить 2 покрывала. Ритуальная одежда для покойного – рубаха, закрывает умершего от плеч до ступней. Усопшего кладут на расстеленный саван. Вначале его укрывают верхней, а потом – нижней частью. В Исламе запрещено использовать только 1 полотнище. Исключение сделано для бедняков.
Детский Детей до 7 лет заворачивают в 2 чистых полотенца. Их размер должен быть достаточным для того чтобы покрыть малыша с головы до пят. Погребальная одежда для детей старше 7 лет не отличается от той, которую применяют во время похорон взрослых.

У мусульман разработан строгий порядок заворачивания в саван. Размер ткани берут с запасом. После завершения перевязки тело не должно оголиться. Нижнюю его часть связывают в районе ног. Кончик направляют в сторону нижних конечностей.

Как только покойник опущен в могилу, узлы покрывала развязывают.

Как самостоятельно сшить саван

Желание сшить саван для покойника своими руками толкуют в христианстве и исламе как проявление уважения. Выкройку делают самостоятельно. Измеряют ширину и длину тела. Следующий шаг – поиск белого полотна из Х/Б ткани, льна или другого натурального материала. Дальнейший порядок действий:

  • берут отрез светлой ткани, длина которой в 2 раза больше длины тела покойного;
  • ширина отрезка – 1 м;
  • материал складывают пополам;
  • сшивают саван по одной длинной стороне – в результате получится накидка;
  • по линии сгиба прошивают ту часть материала, которую наденут на голову усопшего – используют прочную нить;
  • края вблизи лица должны быть обшиты изображениями религиозной тематики.

После завершения манипуляций «свадебный» или «венчальный наряд» прикладывают к телу. Одеяние покрывает всю длину покойника с незначительным запасом. Второе правило – ткань погребальной постели и савана не совпадает. Рекомендация зафиксирована в христианстве, иудаизме и мусульманстве. Ортодоксальные мусульмане верят, что покойник оживет и покарает тех, кто неподобающим образом отнесся к вопросу создания его погребального одеяния.

Важна длина рукавов рубахи, которую надевают под саван. Специфической символики здесь нет. Длину подбирают так, чтобы она доходила до запястья. Слишком длинная или короткая одежда означает небрежное отношение родственников к похоронам, выражает отсутствие любви к усопшему.

Размер одеяния многократно проверяют. Точность – залог соблюдения традиций.

Погребальный наряд – одеяние, в котором покойника придают земле. В исламе и христианстве используют различные подходы к выбору савана. Образ православного или католика предстает перед Богом исключительно в белом, а мусульманин отправляется к Аллаху в накидке любого цвета.

Если умер близкий человек или родственник, важно не забыть даже о самых мелких деталях, как, например, покрывало для похорон. Это неотъемлемая символика на любых похоронах практически во всех религиях мира. Как выбрать правильный саван?

Смерть близкого человека - это всегда трагедия, которую сложно пережить. После подобного известия у большинства людей начинается паника и растерянность.

Нужно помнить, что очень важно организовать достойные проводы покойнику.

Что такое погребальное покрывало и для чего оно необходимо?

Покрывало для покойников очень часто называют саван. Это достаточно длинное и широкое одеяние для усопших, которое обычно изготавливается в белом цвете. Если говорить проще, таким полотном укрывают тело покойника в гробу наподобие того, как укрываются люди одеялом во время сна. Саваном тело покойника накрывается исключительно после проведения ритуала омовения.

Белый или любой другой светлый цвет савана может символизировать одеяние младенца в процессе обряда крещения.

Благодаря накрытию тела таким покрывалом, по утверждению служителей культа, тело частично очищается от грехов. Белый саван представляет собой некую защиту от всевозможного негатива, который, вероятнее всего, случится в ином мире.

Накрывают покойника саваном только до груди (до уровня сердца), и лишь в редких случаях разрешается накрыть тело полностью, если на теле усопшего есть множество повреждений и ран, которые и являлись причиной гибели.

Руки покойника должны быть открытыми.

После процедуры отпевания батюшка обязан лично накрыть тело покойника покрывалом, после чего только закрывается гроб, и умерший человек опускается в землю. Прежде чем полностью покрыть тело усопшего, все родные и близкие должны попрощаться с покойником, поцеловав его в лоб.


Как вы уже поняли, саван можно назвать практически основным атрибутом в гробу каждого умершего. Экономить на этом ни в коем случае нельзя.

Как подобрать покрывало?

Существует огромное количество разновидностей погребальных покрывал. Обычно такой текстиль продается в комплекте со специальной подушкой, которая кладется под голову покойнику.

Дорогие саваны, само собой, шьются из натуральных, приятных на ощупь тканей. Среди таких материалов можно выделить натуральный шелк, атлас и парчу. Дешевле будут покрывала из хлопка и льняных материалов. Необходимо отметить, что подобные изделия являются экологически чистыми, но в силу отсутствия блеска они, к сожалению, не пользуются спросом и, соответственно, стоят немного дешевле.

Самым экономичным вариантом являются покрывала из синтетических материалов, таких как:

  • тюль;
  • нейлон;
  • полиэстер.

Отдавать предпочтения таким покрывалам нужно только в крайних случаях, если у вас есть серьезные финансовые проблемы.

Также погребальные саваны могут отличаться между собой характером изображения. Обычно на каждом покрывале вышиты кресты, иконы и прочая религиозная атрибутика. Для атеистов существуют специальные аналоги без вышивки. Как правило, цвет ниток, которыми был сделан рисунок, варьируется от желтого до бледно-розового. Более темные цвета лучше игнорировать.


Саван - это неотъемлемый погребальный атрибут, который принято использовать в самых разных религиях. Если у вас есть желание и возможность достойно проводить своего близкого человека в иной мир, не экономьте на этом.

Считалось, что умершие (родители, диды, дзяды) имели большую власть над живыми и могли быть доброй или злой силой для семьи. огребальные обычаи и обряды направлены на то, чтобы задобрить умерших, а вместе с тем оградить себя от действия смертоносной силы. Одежда имела определенную функциональную направленность в погребальных и поминальных обрядах и отличалась характером покроя, материалом, цветом, способом изготовления и др. Одной из особенностей был обычайхоронить в одежде , в которой человек венчался. В Бежецком у. Тверской губ. автором записана поговорка: «В чем венчаться, в том и скончаться». Как говорили, «брашно» (брачное) надо беречь и в нем ложиться в гроб. Венчальная рубаха, обычно сохранявшаяся всю жизнь, часто служила и погребально й. Предметы, в том числе одежда, бывшие в церкви во время обрядового богослужения, по воззрениям крестьян, имели особое значение. Возможно, однако, что корни этого обычая — надевать брачную (обычно лучшую) одежду умершему - восходят еще к дохристианской древности. Погребальную одежду шили и заново. Упоминания о новой одежде для покойника очень часты при описании погребальных обычаев у русских, украинцев и белорусов. Но наряду с новой одеждой был и такой обычай: хоронили в той самой рубахе, в которой человек умер. Или же клали эту рубаху с ним в домовище, а новую одевали на него (Олонецкая губ).

Обычай заранее заготовлять смертную или смерётную одежду был широко распространен и сохранился до нашего времени. Иногда заготовленную рубаху шили не до конца, оставив не вырезанным ворот или не доделав другие детали, которые доделывали покойному уже после смерти (Пермская губ).

Материал для одежды в XIX в. был домотканым, а к концу XIX- началу XX в. и покупным (фабричным), но там, где в какой-то мере сохранялось ткачество, обязательно использовали холст. Шили все «холстовое». Особый способ кройки при этом состоял в том, что не пользовались ножницами, а рвали холст, шили на руках, швейные машины не использовали. Шитье также исполнялось особым способом: обязательно вперед (а не назад) иголкой. До сих пор (в отдельных местах), когда шьют одежду для умершего, «назад не ступают» (Архангельская обл., Каргопольский р-н). В Костромской губ. шили с изнанки, стежками (а не «втачку», не «взахват»), узлов не делали, иначе покойник якобы придет за кем-нибудь из семьи. Так же считали крестьяне Саратовской губ. Было принято шить от себя (от себя строгали доски для гроба).

На Украине сорочку для умершей молодой женщины вышивали более старым способом: вышивка шла по верху ткани, и изготовляли пряжу для сорочки с помощью веретена, а не самопряхи.

Считалось, что умерший мог повредить живым, поэтому стремились предохранить не только людей, но скот и урожай. Для этого в Киевской губ. (в середине XIX в.) после выноса тела хозяина дома завязывали ворота красным поясом, чтобы за хозяином не пошла и «худоба» (скотина). Поясу, особенно красному, придавалась, видимо охранительная сила, что видно и из других обрядов .

Одежду умершему одевали не так, как живым. Например, онучи завертывали не в правую, а в левую сторону, оборы скрещивали не сзади, как обычно, а спереди. Особенность погребальной одежды заключалась в ее покрое и устройстве деталей. Она сохраняла старинный покрой, как правило, повторяла фасоны, давно вышедшие из быта. Старые люди тяготели к формам одежды своей молодости или своих родителей. Рубаху «на смерть» стремились сшить цельной - без подставки. У украинок такая сорочка называлась додшьной, а не на станку, до шдточки, т. е. с подставой. Рукава рубахи чаще шили без обшлагов и без брыжжей - оборок, которые были сравнительно новым явлением. Характерен старинный обычай в качестве застежек использовать завязки. Рубашка, надеваемая «на смерть», не застегивалась ни на запонки, ни на пуговицы, а завязывалась тесьмой или гарусом (Рязанская губ). На Украине умершим женщинам не застегивали сорочки на запонки, а пользовались завязками, как и при венчании.

Старинных форм одежды особенно придерживались старообрядцы. Автором зафиксирована смертная одежда старообрядцев бывш. Олонецкой, Пермской губерний и Сибири - Забайкалья. В Каргополье (Олонецкой губ.) женский комплекс состоял из рубахи туникообразного прямого покроя (в то время как распространенным типом рубахи в XIX начале XX в. была поликовая рубаха-с плечевыми вставками) и широколямошника - широкопройменного» сарафана, который носили в старину, а в конце XIX-начале XX в. другие фасоны сарафана или городское платье (состоявшее из юбки и кофты) вытеснили его из быта. Широкопельный (широколямошный) сарафан из синей ткани оставался преимущественно у старообрядцев в качестве моленной одежды. Погребальный сарафан, как и другую одежду, шили из белого холста.

На мужчин одевали балахон или кафтан, сшитый с клиньями от талии (или со сборами), служивший в жизни только моленной одеждой. В мужской погребальной одежде кержаков Пермской губ. сохранялась рубаха-косоворотка с разрезом на правой стороне, как это было принято в старинных венчальных рубахах этого региона, а не на левой, как стали носить впоследствии. В смерётной мужской и женской одежде семейских Забайкалья сохранились старинный покрой и формы головных уборов.

Для погребальной одежды характерны такие эпитеты, как «новая», «праздничная», «лучшая». На покойника одевали самую лучшую одежду и лапти: женщин клали в нарядном, иногда шелковом сарафане; покойника убирали в парадное платье; у гуцулов заботились, чтоб тело умершего. . . «файно та пишно опочивало». . . чтоб. . .«файний та лишний був на том СВIТI».

Обмыть и обрядить умершего хозяина звали кого-нибудь из деревни: наряжать мог всякий, но не близкий родственник. Были и специальные люди, которые занимались обмыванием и одеванием покойников. Во Владимирской губ. такой человек назывался умывальник, наряжалъник, скуталъник Голыми руками покойника не трогали. Мыли овечьей шерстью. Если человек умер от заразной болезни, одевали рукавицы. У карелов покойника брали обязательно в рукавицах.
Чтобы снять с умершего рубашку, раздирали надвое - «деруть вщ пазухи аж до долини». Если она была неплохой, то, выстирав ее, вывешивали на шесть недель («не шевелили» ее), а потом отдавали кому-нибудь на помин.

Мужчинам одевали рубаху, штаны; женщинам - рубаху и одежду, носившуюся в данном регионе (сарафан, поневу, сподницу и т. д.). У русских женщинам передник не одевали. У украинцев в состав женской одежды входила запаска, выполнявшая функцию передника, а у белорусов - хвартух.

На умершем воротник рубахи надо было оставить расстегнутым, если супруг хотел вступить во второй брак. Для этой же цели покойника перепоясывали красным поясом и трижды перебегали дорогу. На Украине иногда хоронили женщин в «каптанах» с червонными лацканами. Это объясняется тем, что раньше в них венчались. Мужчин и женщин обязательно подпоясывали; иногда подвязывали рубаху у ворота и запястий. Пояс был важной составной частью одежды; даже ребенка хоронили обязательно в подпоясанной рубашечке. Иногда пояс укладывали поперек на две домовины из-за поверья, что при воскресении покойник должен быть подпоясанным. Женщинам голову покрывали чепцом, сорокой или повойником, а сверху платком или наметкой. Мужчинам одевали шапку или клали ее сбоку, когда же священник возражал против одевания шапки, ее прятали под подушку.

Специальной одеждой умерших были саван и куколь. Саван входил в комплекс погребальной одежды у русских и одевался поверх домашнего платья, как бы заменяя верхнюю одежду. Д. К. Зеленин полагал, что этот обычай обусловлен тем, что ранее славяне жили в более теплом климате. Саван шили из двух или трех полотнищ холста, сшитых друг с другом длинными сторонами; сшивали его и с одной поперечной стороны, и получался как бы мешок, одевавшийся на голову. Саваном обертывали человека и накрывали его сверху. Иногда вместо савана тело окутывали куском холста и обвивали длинной полосой ткани. По савану пеленали тесьмой - специальным свивальником, как это было у старообрядцев Пермской губ. Свивали так, чтобы тесьма скрещивалась спереди.

Из описаний украинских погребальных обычаев видно, что гроб (трупу, трумно, деревище, домовище) обивали внутри серпанкой (намiткой) - грубой холщовой или хлопковой рединкой или тонкой рубашкой. Старых женщин, кладя в домовину, завертывали в намiтку поверх свитки. Под голову обычно клали сено, стружки (оставшиеся после изготовления труны), васильки, иногда мак (это имело ритуальное значение). Белый холст или миткаль постилали поверх березовых листьев (распустив новый веник), которыми набивали и подушку, положив в нее ароматические травы (полынь и др.), иногда - кудель. Обычай класть березовые листья (или даже весь веник) был распространен у всех трех народов. Но кудель в некоторых местах не клали, опасаясь неурожая льна.

По-видимому, у украинцев и белорусов в XIX-начале XX в. чаще, чем сшитый саван, применялась ткань, служившая подстилкой и покрышкой. Известное подтверждение этому - сведения об украинцах Курской губ., которые не свивали в саван умерших, в противоположность соседним русским.
Вероятно, значение савана как замены верхней одежды - явление древнее. Но, по данным конца XIX - начала XX в., в ряде мест одевали н верхнюю одежду. Так, например, в Вологодской губ. одевали сначала верхнюю одежду - «оболочку», а потом уже - саван. В украинских материалах о погребальных обрядах нередко упоминаются свитка, жупан, корсетка, киптарь и т. д.

На Европейском Севере специфической частью погребального Комплекса одежды мужчин и женщин был куколь - род мешкообразного головного. убора из холста, который одевался под саван. О погребальной одежде говорится в причитаниях, распространенных в XIX- начале XX в. в восточнославянской погребальной обрядности:
. . .Уж тя платьица нездешний обуточка не прежняя. . .
или
. . .Не во светлое ты платье наряжаешься? Во опально черно кафтанчишко одеваешься,
А на ноженьки-то не сапоженъки козловые, А домашние башмачки ли что холщовые. .
Босыми никогда не хоронили. Обували в чулки, башмаки, чаще всего сшитые из сукна, холста или завертывали ноги в ткань или же обертывали онучами и одевали лапти. Последнее было особенно распространено в центральных русских губерниях и у белорусов. Крестьяне, придерживавшиеся старины, вне зависимости от состоятельности, одевали умершему новые лапти. Обували лапти даже тогда, когда при жизни человек их не носил (Нижегородская, Костромская, Владимирская, Пермская и другие губернии). Сапоги в домовину не клали, считая их «модными»: «на том свете», как говорили, «моды не надо». Правда, в Олонецкой губ. (Петрозаводском, Олонецком, Повенецком уездах) иногда хоронили в сапогах, при этом выдергивали железные гвозди из обуви или же надевали сапоги, сшитые только дратвою. Одной из причин, по которой украинцы обували умерших в постолы (мягкие кожаные туфли, собранные на ремешке вокруг ноги), а не в чоботы или черевики, было то, что в последних много «зелеза» (гвоздей) и «на том свете» в них тяжело будет ходить. Если одевали черевики или «жолтие чоботи», то без подковок. Есть свидетельства о том, что кожаную обувь нельзя одевать умершему. Возможно, что здесь имелась в виду обувь на гвоздях.

Следует вспомнить об изготовлении домовины без железных гвоздей. Наиболее старый тип домовины - это долбленая колода - сохранялся главным образом у старообрядцев. В конце XIX-начале XX в. преобладали уже дощатые гробы. В некоторых местах доски домовины скрепляли деревянными гвоздями или связывали углы лыком и новыми веревками. Не употреблять металлические, особенно железные, предметы - обычай, вероятно, восходящий к глубокой древности. Пока фактический материал о нем еще недостаточен и противоречив. Этот обычай как бы перекликается со свадебными обычаями, о которых говорилось в предыдущей главе: не надевать металлические украшения, запонки при венчании. В Лубенском у. Полтавской губ. умершей женщине одевали очипок, не закалывая его иголкой, как при жизни, - «от зглазу». В Юго-Западной Украине, наоборот, отмечен обычай втыкать иголки в одежду умершего , с целью охраны его от других мертвых. Здесь иголки играли ту же роль, что и на свадьбе. Шейный медный крест часто заменяли деревянным или восковым. Исключением из всех металлических предметов (как и при венчании) были деньги - медные, серебряные, которые клали в домовину или бросали в могилу при опускании покойника; по словам информаторов, чтобы выкупить умершему место «на том свете», или, чтобы отдать деньги за перевоз через огненную реку.

Об украшениях упоминается в украинских материалах. Женщинам одевали пацерки темного цвета (но не красное намисто). Кольцо, в котором венчался человек, одевали на средний палец руки; если не было такого кольца, то покупали. По сведениям из других районов, кольцо делали из воска или совсем не надевали. Украшения девушки были сложнее. Необходимо упомянуть о роли меховой одежды в похоронных обрядах . Покойника обычно клали на солому, иногда еще и на кожух, который оставался лежать (волосом вверх) в переднем углу в течение девяти дней. Так же делали на «сороковины». Душа умершего якобы приходила домой на кожух.

Предметы, которые клали в домовину, по существовавшим представлениям, могли понадобиться умершему «на том свете». Клали мыло и гребень, которыми пользовались при мытье и расчесывании волос покойника. Помещали в домовину полотенце, которым его утирали, и личные вещи покойного. У белорусов, например, клали трубку и табак, табакерку (если он при жизни нюхал табак); к поясу привешивали сумочку - калиту и грибенец, за пазуху затыкали хустку, т. е. все, что могло понадобиться покойному в «дальней дороге» и за что он будет благодарен своим родным. Клали смену белья; женщинам - иголку с ниткой. Обычай класть запасную одежду покойнику имелся и у соседних народов, в частности, он отмечен у коми-пермяков: мужчине клали рубаху и порты, женщине - две-три рубахи и столько же дубасов - сарафанов, а у народов Сибири одевали на умершего все его платья или клали с ним в мешке. Иногда в могилу помещали инструмент, соответствовавший роду занятий умершего. В восточных русских губерниях было в обычае класть лыко и кочедык для плетения лаптей (Костромская, Нижегородская губернии). В Инсаровском у. Пензенской губ. этому давали такое объяснение: чтоб умерший плел лапти для себя для других ранее умерших. Клали хлеб-соль, иногда баранки, яблоки, водку, чему, как правило, противился священник.

Обряды и поверья, связанные с волосами

Покойнику расчесывали волосы и клали с ним гребенец, а в Олонецкой губ. остриженные волосы покойницы клали в домовину. С волосами следовало обращаться с осторожностью. У многих народов, в том числе и у восточных славян, существовало поверье, что при помощи волос можно испортить и извести человека. Принято было не бросать волосы «зря», а собирать их. Так, у белорусов, остригая волосы, клали их в лапоть или сапог или же затыкали в щели избы. Некоторые старые женщины копили волосы, чтобы набить ими подушку для домовины. Не бросали и остриженные ногти, а клали в гроб с умершим, объясняя это тем, что ему предстоит на «том свете» взбираться на гору. По сведениям из Смоленского у., ногти предварительно зашивали в повойник и клали вместе с умершей. Собирание очесок волос и ногтей рук и ног было принято в Европейской России и в Сибири. Весьма интересен факт использования собственных волос умершего для его похоронной одежды. Смертная рубаха (носовка) из д. Городня Духовщинского р-на Смоленской обл., по сведениям Н. И. Лебедевой, была вышита вдоль швов, по сторонам центрального полотнища нитками (черными, синими, желтыми) и собственными волосами хозяйки рубахи. Белорусские женщины ткали себе саван, включая в ткань собственные волосы. Видимо, это было связано с представлением о том, что при помощи волос можно не только было нанести вред человеку, но они могли служить ему и защитой: у многих народов ношение пряди собственных волос служило амулетом. С этой охранительной функцией, видимо, и надо связывать использование человеческого волоса для погребальной одежды.

Одежда в похоронных играх

В трудах, посвященных сложным и интересным обычаям игровых похоронных действий, слабо или совсем не освещается одежда участников игр. В ряде мест Украины, особенно у бойков и гуцулов, проводились в конце XIX-начале XX в. похоронные игры, восходящие в древней общеславянской погребальной обрядности в виде общественного собрания около умершего, сопровождавшегося хмельным питьем и носившим оргийный характер. Принято было при покойнике веселиться: играть на сопелках, трембитах и других инструментах, петь, рассказывать анекдоты, сказки, играть в карты и разыгрывать драматические действа. Этот комплекс обрядов был направлен на противодействие губительному действию смертоносной силы и вместе с тем на обеспечение помощи умершего живым. Игры, разнообразные по своей тематике, связаны были с переодеванием - ряжением и оригинальными атрибутами. Немалое место в играх занимало изображение смерти, похорон. Популярная игра «дед и баба» состояла в том, что мужчину одевали как деда, делали горб из соломы, надевали гуню, широкие гачи набивали соломой, подпоясывали соломенным поясом, лицо мазали сажей, прикрепляли бороду. Другой мужчина одевался бабой. Между дедом и бабой разыгрывалась сцена, дед избивал бабу, и по ней начинали причитать. П. Г. Богатырев отметил фаллические элементы в костюмах «дедов» и эротизм сценок, разыгрывавшихся под общий смех присутствующих. В играх изображалась смерть: одна из женщин надевала белую сорочку, делала из кочерыжки зубы, белилась, брала в руки косу. Иногда смерть изображал парень, который выкликал всех по очереди и валил на пол, как бы в гроб. Игра имитировала похороны. Один из парней ложился на длинную лавку, его накрывали плахтою, и он изображал покойника. Другой парень в женском платке играл его жену, которая посылала за попом. Роль попа выполнял один из присутствующих, навесив на себя платки вместо риз и взяв горшок вместо кадильницы. Когда мужчины брались за скамью и хотели выносить «покойника», последний «оживал» и соскакивал с лавки. Изображались в играх также разные животные и сценки из хозяйственной жизни. Сложный комплекс действ в похоронных играх, видимо, восходит к разным историческим эпохам. Магические охранительные и карпогонические акты сочетались с играми бытового, нередко пародийного характера. Похоронные игры были и у южных соседей украинцев - славянских и балканских народов. Многие черты сближают их с карнавальными (масленичными) играми и ряжением у восточных славян, румын, болгар. Эротические мотивы выражали идею плодородия и, видимо, неслучайно в нарядах деда, бабы и других персонажей большое значение имели солома, а также гуня, соответствовавшая вывернутому кожуху или шубе у других восточнославянских групп.

Цвет погребальной одежды и траур

Белый цвет преобладал в погребальной одежде восточных славян. У мужчин - белые сорочка и штаны, чулки, войлочная шапка; у женщин - рубаха-сорочка, сарафан, сподница, белая свитка, белая намитка или хустка и т. д. Трауром для близких служила обычная одежда, но без украшений: понева «без нарядок», белые рубаха и касталан, белый платок. Так ходили в течение года, но позднее - в начале XX в. - шесть недель. «По печали» надевали горемычную поневу (так же, как под венец) с белой холщовой вставкой - прошвой (Рязанская, Тамбовская губернии). Женские головные уборы, в частности сороки, шили из белого холста; по очелью вышивали белыми нитями (Рязанская, Тверская губернии). В основной белый цвет как бы вкрапливались другие, темные, цвета, в частности, немало упоминаний о черном и синем цветах в погребальной и траурной одежде. В Переяславском у. Киевской губ. мужчин одевали в синий жупан, женщин - в синюю плахту (синятку), зеленую или голубую запаску (Полтавская губ.). В случае смерти близких девушка не носила красных лент и поясов, снимала серьги; девушка-сирота венок носила из голубых и зеленых лент. Белорусы подпоясывали умершего синим пояском. Кисея (рединка) для женского головного убора обычно украшалась тканой красной полосой, а при трауре - синей. Красный цвет в похоронной одежде не был полностью исключен: на девушках или молодых женщинах (у гуцулов) были отдельные части одежды и украшения красного цвета. Убирали их в сорочку с красной вышивкой на плечах. Существовало даже представление, что если кому надеть сорочку с черной вышивкой на плечах. В. В. Данилов поднял вопрос о наличии красного траура у украинцев на основании изучения фольклора, где говорится о казацком быте: . . .Казаченьки поле вкрыли Червоною кытайкою. . . И далее: . . .Очи мои козацкы, молодецки Червоною кытайкою запните. . . В чумацких песнях чаще встречается иное: . . .Нарядили тому чумакови Трупу из рогожи. . . т. е. хоронили чумака, завернув в рогожу, а казака в одежду из красной ткани. В старинной одежде казаков (XVIII-начала XIX в.) преобладал красный цвет. Жупан шили преимущественно из красного сукна или китайки, шили их также и из синей ткани, но с красными лацканами, поясом и на красной подкладке. В начале XX в., как писал В. В. Данилов, в украинской похоронной одежде преобладало белое полотно, а не красная ткань. В походной жизни казаков красная китайка от подкладки или верха жупана употреблялась для разных надобностей, в частности, для обертывания убитых казаков. «Вследствие повторяемости этих случаев могла возникнуть ассоциативная связь между представлением о смерти и красным цветом, и ему придавалось ритуальное значение». Красный цвет для погребальной одежды имел узколокальное бытование и был связан со спецификой казацкого быта, не имея повсеместного значения в украинской похоронной обрядности. Ткань черного цвета применялась главным образом для верхней одежды. В XIX-начале XX в. черный цвет стал более активно проникать из города в погребальную и траурную одежду. Я. Головацкий писал, что горожанки в Галичине во время жалобы - траура повязывали голову черными или синими платками. Черный цвет одежды на умершей старой женщине рассматривался как городское влияние, распространившееся из Польши. Вытеснение белого цвета черным в погребальной и траурной одежде сельского населения усиливалось. Процесс этот происходил и у западных славян. В Чехословакии черный цвет в погребальной и траурной одежде широко распространяется только в XIX в. В начале XX в. новым явлением, проникшим также, видимо, из города, было окрашивание гроба в черный или коричневый цвета, девушки - в розовый, а парня - в голубой. Траур отмечался способом ношения одежды и изменением прически. В знак печали родные ходили в том платье, в котором их захватила смерть родственника; гуцулы-мужчины не надевали шапок до конца похорон. В Мосальском у. Калужской губ. отмечен своеобразный обычай: в знак траура все сопровождавшие покойника повязывали себе голову белыми полотенцами, не исключая мужчин, а иногда и самого духовенства. Девушки после смерти отца или матери распускали волосы и не заплетали кос. При трауре женщины носили платки внакидку, без завязывания. Древность этого обычая зафиксирована в одной из гравюр XVII в., где изображены похороны, и сопровождающие покойника женщины показаны в накинутых платках-покрывалах. Этот же способ покрывать голову внакидку зафиксирован в начале XIX в. в акварельном рисунке с натуры, изображающем поминальный день на кладбище г. Тихвина: женщины представлены

в покрывалах, наброшенных на кокошники. Близкие умершего в трауре расстегивали ворот у рубашки, женщины не надевали передника после смерти близкого человека до 40 дней, а затем носили передник (обязательно белый) до трех лет (Рязанская губ). В траурной, как и в погребальной одежде, заметен возврат к древним формам и способам ее ношения. Так, например, в д. Сумерки Тамбовской губ. в начале XX в. молодые женщины уже переставали носить поневы, но в случае смерти близких обязательно надевали их - «печалились». Шушка - рубахообразная белая полушерстяная одежда, сохранявшаяся в девичьем костюме Скопинского у. Рязанской губ. (надевалась поверх рубахи, с поясом), служила также погребальной и траурной одеждой для девушек и старух. Характерный способ ношения одежды (в знак траура) - накидывание ее на голову. В Рязанской губ. в начале XX в. сохранялось несколько видов такой одежды. Кодман - одежда туникообразного прямого покроя из черной тонкой домотканой шерстяной материи; рукава его не сшивали в нижней части, а ворот не прорезали. Женщины носили его как плащ (накидывая на голову) до шести недель после смерти кого-либо в семье; обычно же, если его надевали, то только старые женщины в ненастье. Пониток (или чекмень) из Михайловского у. другого покроя - сильно расклешенный (в распластанном виде образует полукруг), с длинными рукавами, сшитый из темной шерстяной домотканой материи; в «горе» женщины накидывали его на голову.



Приготовленный старообрядцами погребаль­ный костюм в наиболее полном составе включал:

Рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у муж­чин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку

По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из суро­вого, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем хол­сты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "грехов­ной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы крас­ным льном. Орнаментальные мотивы распола­гались по вороту, поликам, низкам рукавов.

Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали го­ризонтальных швов - так было заведено исста­ри. Обращает на себя внимание и такая особен­ность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах руба­ху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кер­жаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоя­санных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чул­ки-обутки (от славянского "обути") распростра­нился у них не так давно.

У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные ру­бахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.

Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из архе­ологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встре­тилось нам и упоминание о погребальных чул­ках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").

В погребальном костюме старообрядцев Ал­тая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского про­исхождения). Саваны имели некоторое раз­нообразие в покроях, но по форме всегда напо­минали мешок. Они выкраивались в рост чело­века, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое по­перек и сшитое вдоль длинной стороны полот­но. В конце XIX - начале XX вв. были распрос­транены саваны из двух полотен, одно из кото­рых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя ка­пюшон, другое же подшивалось к нему со спи­ны. Швы соединения располагались в этом слу­чае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).

У кержаков одетого в саван покойника, неза­висимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую пе­рекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разре­зали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переход­ная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещи­вали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.

В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцу­лов). Подобные мешкообразные виды одеж­ды восходят, на наш взгляд, к широко распрос­траненным в прошлом у многих народов пла­щам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.

Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, уклады­вали поверх умершего. В случае, если использо­вали одну длинную холстинку, то ее подстила­ли вниз и ею же, обогнув ноги, накрывали свер­ху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.

Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним плат­ком", в похоронах принимали участие одни толь­ко девушки (с. Язово). При этом волосы распус­кали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоми­нание о подобной традиции находим в старооб­рядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что "... при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю...". В случае похо­рон парня весь обряд совершали только мужчи­ны. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенца­ми (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).

К изготовлению обрядовой одежды (свадеб­ной, погребальной) предъявлялись особые тре­бования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребаль­ный комплекс традиционно шили только стеж­ком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заго­тавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожи­данно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возмож­но, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшива­ли не рубчиком, а косым стежком "через крае­шек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйс­кой волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.

При изготовлении погребальной одежды со­блюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действи­тельно, некоторые из наших информаторов счи­тали, что, если заготовленную впрок одежду до­шить до конца, то человек может умереть рань­ше времени (с. Березовка).

Во второй половине XIX - начале XX в. на шею умершим вешали гайтаны - в виде плетешков-косичек из холщевых ниток с "ушекопкой" (ма­ленькой деревянной ложечкой для чистки ушей) и крестом. Эти атрибуты, хорошо известные по славянским археологическим материалам XI -XII вв.
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/traditional.htm.html

На сеновале мы обнаружили старообрядческую домовину. Она представляет собой колоду, распиленную на две части. Каждая из половинок грубо обтёсана. Общий вес внушительный, под 100 килограммов. Никаких украшений. Ни глазета, ни кистей. И никакой краски. Но, несмотря на простоту и крайнюю аскетичность, даже невооружённым глазом видно, сколько потрачено труда на изготовление этого атрибута похоронного обряда.

А как его делали? - задаем вопрос. - Изнутри, наверное, выжигали, как древние люди долблёнки, и потом уже затесывали?

Нет, что вы, - машет руками хозяйка. - Никакого огня. Все с самого начала и до конца мастера делали своими руками.

СЕГОДНЯ старообрядцы Сухоблюдного, правда, уже почти утратили свою историческую память. Никто из старушек уже не может сказать, почему обычай предписывает им хоронить в долблёных гробах. Не могут они объяснить и идущую из глубины веков традицию самолично ткать белый холст для савана. Ссылаются на одно: “Старики так делали и нам заказали”.
http://www.aif-nn.ru/?id=1889&template=print

Первое - гроб у нас не обивается и не красится. Второе - мы не хороним в мирской одежде. Облачение покойника - по старому, древнему обычаю: его одевают в саван из белой ткани, который шьется руками, пеленают в такую же белую материю.
http://www.trud.ru/trud.php?id=200210241921301

Ответить С цитатой В цитатник