История развития мировой фотографии. Краткая история фотографии

В жизни все имеет свое начало, так и любая наука и искусство берут свое начало где-то в глубине веков, а далее развиваются, совершенствуются, образуются новые направления, новые течения. Это относится и к фотографии, которую я воспринимаю как искусство, развитие которого напрямую связано с наукой, имею ввиду развитие фототехники. В этой статье под названием «История фотографии кратко» собраны самые главные факты о зарождении и развитии великого искусства фотографии.

Стоит начать с главного определения фотографии, произошло оно от древнегреческих слов «свет» и «пишу», т.е. светопись – техника рисования светом. Это возможность создания и сохранения изображения при помощи светочувствительного материала (матрицы) в фотоаппарате. Так звучит технически правильная формулировка. Если же говорить о фотографии как о виде искусства, то определение может звучать так: творческий процесс поиска и создания теоретически правильной и художественно-артистичной композиции, что в свою очередь, хотя и частично, определяется видением . Сам термин появился в 1839 г.

История фотографии кратко

В 1826 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс удивил многих, сделав первую в истории человечества фотографию, полученную при использовании «камеры обскуры» (пер. темная комната) на оловянной пластине покрытой тонким слоем сирийского асфальта. На этой фотографии был изображен вид из окна мастерской Ж.Н.Ньепса и создавалась она в течение 8 часов, непрерывно находясь под прямым солнечным светом.

Практически в одно время с Ж.Н. Ньепсом над получением устойчивого изображения работал другой француз Луи Жак Манде Дагер. В 1829 г., объединившись с Ньепсом и получив всю подробную информацию о его предыдущих опытах, Луи Дагер начинает активно работать над усовершенствованием процесса. И в 1837 г. он достигает успеха и получает изображение в 30 минут, используя в качестве закрепителя поваренную соль. Этот способ получает название дагеротипия. Однако в отличии от способа Ж.Ньепса копировать изображения было невозможно.

Наряду с французами над созданием устойчивого изображения работал англичанин Уильм Фокс Генри Тальбот и в 1839 г. он создает свой способ получения негативного изображения под названием калотипия (в дальнейшем он стал называться тальботипией). Главное отличие такого процесса- это особый способ подготовки чувствительной бумаги. Этот процесс доминировал в области создания как портретных, так и архитектурных изображений.

История развития фотографии продолжается и в 1850 г.. Луи Бранкар Эрвар находит новый тип фотобумаги — альбумидная, которая в дальнейшем использовалась в качестве основной до конца века.

В 1851 г. француз Гюстав Ле Гре изобрел восковые негативы, что в свою очередь пришло на смену тальботипии. Это нововведение значительно упростило процесс создания изображений на природе.

История фотографии продолжается в 1847 г., когда начинается своего рода новый этап в ее развитии. В этом году начинается эпоха стеклянных негативов, Клод Феликс Абель Ньепс достиг первых впечатляющих результатов в этом процессе. А уже в 1851 г. англичанин Фредерик Скотт Арчер разработал мокрый каллодионовый процесс. В силу юридической незащищенности данного процесса, он достаточно быстро получил распространение и помог увеличить . В 1854 г. появляется название амбротипия запатентованная в Америке, которая являлась своего рода более упрощенным вариантом дагеротипии.

В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение , которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета, с разными фильтрами (красным, синим и зеленым). Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.

Развитие не стояло на месте, из года в год ученые стремились усовершенствовать процесс создания изображения. Так новый этап в истории фотографии начался в 1872 г., когда англичанин Ричард Лич Мэддокс сообщил о создании сухой коллодионновой пластины.

В 1876 г. в Англии начался комплексный подход к изучению фотографического процесса В.Дриффильдом и Ф.Хартером, они сосредоточили свое внимание на исследовании соотношения между временем экспонирования и образующимся в пленке количеством серебра. В 1879 г. Дж. Сван открыл первое производство специальной галогеносеребряной фотобумаги на основе желатина, который стал главным элементом в производстве бумаги для фото и по наши дни применяется в промышленном производстве. К этому времени работники, занимающиеся производством фотоотпечатков уже могли слегка корректировать тональность и контрастность снимка во время производства.

Американский банкир Джордж Истмен в 1880 г. после поездки в Англию открывает в Америке свою компанию под названием «Компания сухих пластинок Истмена», которая в дальнейшем в 1888 г. была переименована и зарегистрирована как компания KODAK. И в этом же году летом был выпущен данной марки.

В 1869 г. Эдвард Джемс Майбридж создал один из первых затворов к фотокамере, который был им использован для фотографирования лошадей. Кроме того, он создал свою систему фотосъемки. В 1881 г. фотографии лошадей принесли Майбриджу всемирную известность.

История фотографии продолжается дальше: в 1884 г. Д.Истмен получает патент на роликовую фотопленку на бумажной подложке и кассете, что явилось большим нововведением в процесс фотосъемки. А уже в 1888 г. Д.Истмен получает патент на портативную фотокамеру, в которой размещалась запатентованная им ранее роликовая фотопленка. И уже в 1889 г. начинается массовый выпуск кинопленок.

В 1911 г. в немецкую компанию «Лейтц» («Leitz») пришел работать Оскар Барнак, который внес огромный вклад в дальнейшее развитие фотографии. Благодаря его усилиям и исследованиям в 1925 г. в продажу поступает малоформатная камера нового типа под названием Leica I (название произошло от слияние двух слов Leitz и Camera), работавшая на стандартной кинопленке. Также в этом году П.Виркоттер закрепил за собой права на изобретенную им первую лампу-вспышку, а в 1931 г. Г.Эджертоном была изобретена первая в мире электронная фотовспышка, которая естественным образом вытеснила лампу-вспышку.

В 1932 г. становится общедоступной первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica II .

Примерно с 1930-х гг. большое распространение получает цветная фотография, все это благодаря компании Кодак, первой выпустившей цветную обратимую пленку Kodachrome. А в 1942 г. компания начала выпуск пленки Kodacolor, ставшей очень популярной среди профессионалов и любителей фотосъемки.

В 1948 г. компания Polaroid совершает прорыв в фотографии, выпустив фотоаппарат «Polaroid Land 95», который открывает эпоху моментальной фотографии.

В 1975 г. инженер компании Кодак Стивен Сассун разработал и представил обществу первую цифровую камеру. имела разрешение 0,1 мега пикселя.

Возрастающий интерес общества к фотографии требовал более удобной модели и большего объема производства и в 1988 г. компания FUJI представила действительно портативную модель цифровой фотокамеры «FUJI DS – 1P».

В наши дни, когда даже мобильные телефоны обладают встроенными фотокамерами, способными сделать достаточно хорошие фотографии, бывает сложно представить, что когда-то люди затрачивали огромное количество времени на создание всего лишь одной фотографии.

Логичным результатом развития фотографии явилось превращение ее в подлинное искусство. И лично я безгранично этому рада, что сейчас есть больше возможности создавать поистине художественные, артистичные фотографии.

Еще несколько интересных фактов из истории фотографии:

— Луи Даггер в 1838 г. сделал фотографию, которая считается первой, где изображен человек.

— В 1839 г. Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет.

— В 1858 г. Гаспар Турнаш сделал первый аэрофотоснимок, где был изображен Париж.

— В 1856 г. Уильям Томпсон сделал первый подводный фотоснимок. Его фотокамера была прикреплена на шесте.

— В 1840 г. профессор Джон Уильям Дрейпер сделал первую удачную фотографию Луны.

— В 1972 г. была сделана первая цветная фотография нашей красивой планеты Земля.

Что? Где? Когда? Краткий обзор

Создает первую фотографию реального окружения - вид из своего окна. Для этого понадобилась 8-часовая экспозиция.

(28 Март 1819 - 8 Август 1869) был пионером в сфере фотографии в Британии, и одним из первых военных фотографов. Он сыграл большую роль в общем развитии фотографии.

История изобретения и развития фотографии

В переводе с греческого языка слово "фотография" означает светопись. Фотография - это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработки этих материалов.

Изобретение "мгновенной" фотографии, то есть технологии, позволяющей запечатлеть мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Мода на фотографирование росла. Создавались ассоциации, объединявшие многочисленных любителей. Это движение получило название пикториализма - от английского слова picture, означающего "картинка". Один из пикториалистов, американец Альфред Штиглиц (1864-1946) продемонстрировал, что фотография позволяет отобразить все нюансы состояния атмосферы и времени года и суток в момент снимка. Эти пейзажи иногда напоминают живопись импрессионистов.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы йолучения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась камера-обскура (прибор - предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает "темная комната").

Еще в 350 г. до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры (стенопа) принадлежит известному итальянскому художнику и ученому Леонардо да Винчи. О камере-обскуре писали также в" своих трудах многие другие исследователи.

На рис. изображен чертеж камеры-обскуры голдандского физика и математика Гемма Фризиуса, с помощью которой он в 1544 г. наблюдал солнечное затмение.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 г. венецианец Д. Барбаро впервые дал подробное описание камеры-обскуры с плоско-выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 г. им была создана оптическая система, со-стоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.

Важное значение имели также наблюдения за химическим действием света на различные вещества.

Известный русский государственный деятель и исследователь А. П. Бестужев-Рюмин наблюдал в 1725 г. изменение цвета хлорного железа, которое под действием света переходило в хлористое.

Первые целенаправленные исследования по изменению свойств солей серебра при воздействии на них света принадлежат немецкому ученому И. Шульце. В 1727 г. он обнаружил, что при пропитывании мела раствдром серебра в азотной кислоте смесь приобретает свойство изменять цвет в тех местах, где на нее действует солнечный свет.

Следующий важный шаг в расширении знаний о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, который в 70-х годах XVIII в. провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны.

Исследования чувствительности различных, соединений к свету проводились в XVIII-XIX вв. и другими учеными.

Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т. Веджвуда и Г. Деви. В конце XVIII в. Т. -Веджвудом был проведен ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра.

Т. Веджвуд был одним из первых исследователей, попытавшихся, хотя и не совсем удачно, получить изображение с помощью камеры-обскуры. Работы Т. Веджвуда были продолжены Г. Деви. Для получения изображения в" камере-обскуре им было использовано хлористое серебро. Несмотря на то что Т. Веджвуду и Г. Деви не удалось найти способа закрепления изображений, их по праву считают предвестниками изобретения фотографии.

Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс. Впервые о новом способе им было сообщено в 1822 г. В 1829 г. была начата совместная работа Нисефора Ньепса с французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером.

Способ Н. Ньепса, названный им гелиографией (солнце-писью), заключался в следующем: раствор, асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластинку, затем на нее накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и на длительное время оставляли его на свету, который задубливал асфальт в освещенных участках. После этого пластинку переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Используя его как клише, можно было делать типографские оттиски на бумаге. В 1826 г. Н. Ньепс применил камеру-обскуру для получения изображения на асфальтовом слое.

Изобретателем первого способа получения фотографических изображений: на фотослоях с галогенидамн серебра считается французский художник и изобретатель Жак Дагер. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в нон изображения. В 1829- 1835 гг. Ж. Дагср проводил эту работу совместно с Н. Нъепсом. После смерти Н. Пьспса Ж. Дагер обнародовал новый оригинальный способ получения фотографических изображений и назвал его дагеротип.

Сообщение о новом изобретении было сделано 7 января 1839 г. известным физиком и астрономом Араго на заседании Парижской академии наук. Сущность способа была изложена 19 августа 1839 г. в докладе Араго объединенному собранию" Парижской академии наук и Академии изящных искусств. IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой - днем изобретения фотографии.

Принцип получения фотографических изображений способом дагеротишш состоял в том, что серебряную пластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим подом. Испаряясь, йод оседал на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро - вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластинку помещали в кассету камеры-обскуры н на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под действием света на пластинке получалось слабое изображение. Его усиливали, т. е. проявляли парами ртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали.

Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки подпетого серебра и закрепить тем самым изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия.

Изображение на дагеротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути п серебра. При определенном угле наклона на дагеротппе было четко видно позитивное изображение.

Таким образом, в результате дагеротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его недостатков. Кроме того, следует указать на высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагероти-пия очень быстро привлекла к себе внимание.

В 1840 г. английский исследователь Д. Ф. Годар сумел значительно повысить светочувствительность дагеротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с бромом, что позволило уменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению выдержек способствовало также совершенствование съемочной оптики. Так, уже в 1840 г., т. е. через год после официального обнародоващш первого способа фотографии, профессором Венского университета И. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов. В этом же году им был рассчитан первый портретный объектив, построенный затем известным немецким оптиком П. Ф. Фохтлендером.

Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Уильям Генри Фоке Талбот. Он получил сравнительно высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Бумагу в сухом виде экспонировали в камере-обскуре. Получаемое изображение закрепляли в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фото-генным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскому. обществу 31 января 1839 г.

Для печати с полученных при съемке бумажных негативов Талбот также использовал очувствленную бумагу, которую экспонировал под бумажным негативом на сильном свету. По достижении достаточной плотности изображения его закрепляли.

К этому периоду относится и появление терминов "фотография", "негатив", "позитив", предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил использовать раствор тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений. Продолжая свои работы в области фотографии, Талбот в 1840 г. изобрел калот.ипнын процесс, суть которого сводилась к следующему. На лист бумаги наносили раствор азотнокислого серебра и после непродолжительной сушки погружали в раствор йодистого калия и высушивали. Далее бумагу покрывали раствором азотнокислого серебра, галловой и уксусной кислот и снова сушили. Этим же раствором бумагу проявляли после съемки. При этом на бумаге получали негативное изобра-oжение. Если негатив по плотностям был слабым, то его усиливали нагреванием. Для закрепления изображения Талбот сначала пользовался раствором бромистого калия, а позже раствором тиосульфата натрия. С получаемого таким способом негатива производилась контактная печать позитивных копий па бумаге, очувствленной и проявляемой таким же способом.

Следует отметить, что вплоть до 1851 г. дагеротипия оставалась наиболее конкурентоспособным способом фотографии. К этому времени английским исследователем Фридериком Скот Арчером был разработан новый способ фотографии - мокрый коллодионныйпроцесс.

Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем. Нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в сме,си спирта и эфира. В полученную массу - коллодион - вводят соли йода и брома, и раствор поливают.на стеклянную пластинку. После того как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с растворим азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничном освещении. В результате химической реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра - вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогалловой кислоты, или пирогаллола, и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.

Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион принтом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты - фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали а собранном виде на тележках.

Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретического характера. В 1855- 1861 гг. английский физик Д. К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.

В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 90-х годах 19 века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее вещество.

Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить, что основной метод современной фотографии также основан на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот способ претерпел значительные усовершенствования. Была повышена общая светочустветельность фотослоя, а также расширена зона его спектральной чувствительности вплоть до инфракрасных лучей. Принцип очувствления фотографических пластинок к длинноволновой области спектра был разработан в 1873 г. немецким ученым Г. В. Фогелем. Для этих целей,- т. е. для ортохроматизации фотопластинок, им был использован кораллин.

В конце 80-х годов XIX в. американской фирмой "Кодак" было освоено производство негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида.

Таким образом, весь период развития фотографии можно условно разделить на три этапа: дагеротипия, мокрый коллодионный процесс и процесс с использованием галогенидосеребряных желатиновых эмульсий.

С давних пор люди хотели запечатлеть прекрасные мгновения своей жизни, явлений природы, выразить чувство прекрасного через материальную форму. Так поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники воплощают прекрасное на холсте. С изобретением фотоаппарата и развитием фотографии это стало более реально. История развития фотографии насчитывает множество попыток, ещё до создания первой фотографии, воспроизвести процесс фотографирования, когда математики исследуя оптику преломления света выясняли, что изображение переворачивается, если пропустить его в темную комнату через маленькое отверстие.

В 1604 г. немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл математические законы отражения света в зеркалах. Эти законы позже положили начало теории линз, следуя которой итальянский физик Галилео Галилей изобрел первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Принцип преломления лучей был установлен, но сохранять полученные изображения на отпечатках ещё могли.

В 1820-е гг.. Жозеф Нисефор Ньепс изобрел способ сохранения полученного изображения в камере-обскуре. В ней падающий свет обрабатывался асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхности из стекла. При помощи асфальтового лака изображение приобретало форму и становилось видимым. Таким образом впервые в истории развития фотографии и всего человечества картину создавал не художник, а падающие лучи света в преломлении.

В 1835 г. английский физик Уильям Тальбот изобрел отпечаток фотографии - негатив и при помощи камеры-обскура Ньепса смог с его помощью улучшить качества фотоизображений. После появления этого новшества снимки стало возможным копировать. Тальбот сделал свою первую фотографию, на котором было изображено его собственное окно с четко просматриваемой оконной решеткой. Позже он написал доклад, в котором называл художественное фото миром прекрасного, так Тальбот заложил в историю фотографии один из будущих принципов печати фотографий.

В 1861 г. фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый в истории фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следующем, на штатив закреплялся крупный ящик с непрониаемой для света крышкой сверху, но через которую была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение.

В 1889 г. в истории развития фотографии появляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую в мире фотопленку в виде рулона, а позже и фотокамеру "Кодак", подходящую специально для этой фотопленки. В будущем, название "Kodak" стало брэндом крупной компании. Самое интересное, что название не имеет сильной смысловой нагрузки, все напросто Истман решил придумать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву.

В 1904 г. братья Люмьер выпустили пластины для цветного фото под торговой маркой "Lumiere". Эти пластины позже стали основоположниками будущего цветной фотографии.

В 1923 г. был изобретен первый фотоаппарат в котором используется 35 мм пленка, взятая из кинематографа. Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения лишь интересующих снимков. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" вышли в массовое производство.

В 1935 г. фотоаппараты Leica 2 стали комплектоваться отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Впоследствии в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Очень долгие годы фотоаппараты Leica были сильными и неотъемлимыми инструментами в искусствае фотографии в мире.

В 1935 г. компания "Kodak" выпустила цветные фотопленки "Кодакхром" в массовое производство. Но еще длительное время при печати их необходимо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки.

В 1942 г. компания "Kodak" начала выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые стали одними из популярных фотопленок для профессиональных и любительских камер последующие полвека.

В 1963 г. переворот в печать фотографий внесли фотокамеры "Polaroid", которые давали возможность печатать фотографию мгновенно после полученного снимка одним нажатием. Всего лишь нужно было подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке появились контуры изображений, а затем проступала целиком цветная фотография хорошего качества. Еще последующие 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid станут занимать ведущие места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.

В 1970-х гг. фотоаппараты стали комплектовать встроенным экспонометром, автофокусировкой, автоматическими режимами съемки, в любительских 35 мм камерах присутствовала встроенная фотовспышка. Позднее к 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться ж/к панелями, которые показывали пользователю программные установки и режими фотокамеры. Эра цифровой техники только начиналась.

В 1974 г. с помощью электронного астрономического телескопа была получена первая цифровая фотография звездного неба.

В 1980 г. компания "Sony" выпустила на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое видео сохранялось на гибком перезаписывающемся флоппи-диске, который можно было много раз стирать для новой записи.

В 1988 г. компания "Fujifilm" официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.

В 1991 г. компания "Kodak" выпускает цифровую зеркальную фотокамеру Kodak DCS10, имеющую 1,3 mp разрешения и набор готовых функций для профессиональной съемки цифрой.

В 1994 г. компания "Canon" снабжает некоторые модели своих фотокамер системой оптической стабилизации изображений.

В 1995 г. компания "Kodak", следом за Canon прекращает выпуск популярных последние полвека пленочных своих фирменных фотокамер.

2000-х гг. Стремительно развивающиеся на базе цифровых технологий корпорации Sony, Samsung поглощают большую часть рынка цифровых фотоаппаратов. Новые любительские цифровые фотоаппараты быстро преодолели технологическую границу в 3Мп и по размеру матрицы легко соперничают с профессиональной фототехникой имея размер от 7 до 12 Мп. Несмотря на быстрое развитие технологий в цифровой технике, таких как: распознавание лица в кадре, исправление оттенков кожи, устранение эффекта "красных" глаз, 28-кратное "зумирование", автоматические сцены съемки и даже срабатывание камеры на момент улыбки в кадре, средняя цена на рынке цифровых фотокамер продолжает падать, тем более что в любительском сегменте фотоаппаратам начали противостоять мобильные телефоны, снабженные встроенными камерами с цифровым зумом. Спрос на пленочные фотоаппараты стремительно упал и теперь наблюдается другая тенденция повышения цены аналоговой фотографии, которая переходит в разряд раритета.

Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.

С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.

Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов.

Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.

Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в 18 веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.

Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.

Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать изобретателями фотографии.

Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839 , когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами время экспозиции сократилось (менее 1 мин). Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что делало невозможным получение копий.

“Вид из окна на Ле-Грас” - фотография была уже самой настоящей.

Исходное изображение на пластине выглядит весьма специфически:

отцифровка

Ньепс сфотографировал вид из окна собственного дома, причем выдержка длилась целых восемь часов! Крыши ближайших строений и кусочек двора - вот что можно на этой фотографии увидеть.

Это был снимок накрытого к пикнику стола - 1829 год.

Метод Ньепса не годился для фотопортретов.

Зато французский художник в этом преуспел - его способ хорошо передавал полутона, а более короткая экспозиция позволяла делать снимки живых людей. Луи Дагер сотрудничал с Ньепсом, но ему понадобилось работать еще несколько лет после смерти Ньепса, чтобы довести изобретение до ума.

Первый Дагерротип был сделан в 1837 году и представлял собой

снимок художественной мастерской Дагера

Дагер. Бульвар дю Тампль 1838г

(Первая в мире фотография с человеком).

Церковь в Холируде, Эдинбург, 1834

1839 - появились первые фотопортреты людей, женщин и мужчин.

Слева - американка Дороти Кэтрин Драпер, чей снимок, сделанный ученым братом, стал первым фотопортретом в пределах США и первым фотопортретом женщины с открытыми глазами

Экспозиция длилась 65 секунд, лицо Дороти пришлось покрыть толстым слоем белой пудры.

А справа - голландский химик Роберт Корнелиус, изловчившийся сфотографировать самого себя.

Его фотопортрет, сделанный в октябре 1839 года и есть самый первый фотопортрет

в истории вообще. Оба этих экспериментальных фотопортрета, на мой взгляд, выглядят выразительно и непринужденно, в противовес более поздним дагерротипам, на которых люди зачастую выглядели истуканами из-за чрезмерного напряжения.


Из сохранившихся дагерротипов

Первый эротический снимок, сделанный Луи Жаком Манде Дагером в 1839 году.

На дагерротипе 1839 года - Порт Рипетта в Италии. Довольно детализированное изображение, правда, местами тень съела все в сплошной черный цвет.

А на этом снимке Парижа можно увидеть знаменитый Лувр со стороны реки Сены. Все тот же 1839 год. Забавно - многие из выставленных в Лувре и ныне считающихся старинными произведений искусства еще не были созданы на момент съёмки.


Уже в первом году своего существования, дагерротипия сохранила немало отпечатков прошлого. Распространение новой технологии шло очень интенсивно, удивительно интенсивно для столь необычной по тем временам новинки. Еще в 1839 году люди уже фотографировали даже такие вещи, как музейные коллекции, такие как, например, эта коллекция раковин.


Настал следующий, 1840 год. Человек все чаще становился темой для фотографий. Это первая фотография человека в полный рост (полноценная, а не мелкий расплывчатый силуэт). На ней мы можем воочию увидеть атрибут жизни элиты прошлого, уже по тем временам бывший старинной традицией - готовую к поездке персональную карету и нарядного слугу, приглашающего пассажиров занять свои места. Правда, приглашает он не нас - мы немножечко опоздали. Лет на 170.


А вот на этом фото того же года - семья великого Моцарта. Хоть это и не доказано, но с вероятностью 90% пожилая женщина в первом ряду - Констанция Моцарт, супруга музыканта. Как эта, так и предыдущая фотографии, позволяют нам хоть немножко соприкоснуться с теми временами, что уже в 1840 году считались глубоким прошлым.


Сразу же возникает мысль о том, что дагерротипы могут донести до нас какие-то следы еще более старой эпохи - 18 века. Кто был самым возрастным из отснятых на старейшие фотографии людей? Можем ли мы увидеть лица персон, проживших большую часть своей жизни в 18 веке? Отдельные люди ведь живут до 100 лет и даже больше.

Дэниел Вэлдо, рожденный 10 Сентября 1762, состоял в родстве с президентом США Джоном Адамсом. Этот человек воевал еще во времена американской Революции, а на фотографии мы можем его видеть в возрасте 101 года.

Хьюч Брэди, прославленный американский генерал, родившийся 29 Июля 1768 - имел честь сражаться в войне 1812 года.

И наконец, один из первых белых людей, родившихся на американском континенте - Конрад Хейер, позировавший для фотографа в далеком 1852 году в возрасте 103 лет! Он служил в армии под командованием самого Джорджа Вашингтона и участвовал в Революции. В те же глаза, в которые мы смотрим сейчас, заглядывали люди из эпохи 17 столетия - из 16xx годов!

1852 - снят самый старый по году рождения из когда-либо позировавших фотографу людей. Позировал фотографу в возрасте 103 лет!

В отличие от Ньепса, Луи Дагер оставил-таки в наследство человечеству и собственный фотопортрет. Вот такой вот он был вальяжный и благообразный господин.

Более того, благодаря его дагерротипии, до нас дошел фотопортрет его конкурента из Англии - Уильяма Генри Фокса Тальбота. 1844 год.

Тальбот изобрел принципиально другую технологию фотографии, гораздо более близкую к пленочным аппаратам 20-го века. Назвал он её калотипией - название неэстетичное для русскоязычного человека, но на греческом оно означает “прекрасный отпечаток” (kalos-typos). Можно использовать название “талботипия”. Общее между калотипами и пленочными фотоаппаратами кроется в наличии промежуточной ступени - негатива, за счет которого можно произвести неограниченное число фотографий. Собственно, термины “позитив”, “негатив” и ”фотография” были придуманы Джоном Гершелем под впечатлением от калотипов. Первый удачный опыт Тальбота датирован 1835 годом - снимок окна в аббатстве в Лакоке. Негатив, позитив и две современные фотографии для сравнения.

В 1835 году был сделан лишь негатив, с производством позитивов Тальбот окончательно разобрался лишь к 1839 году, представив калотипию публике почти одновременно с дагерротипией. Дагерротипы были лучше по качеству, гораздо четче калотипов, но за счет возможности копирования калотипия все-таки заняла свою нишу. К тому же, нельзя однозначно утверждать, что изображения Тальбота некрасивы. Например, вода на них получается гораздо более живой, чем на дагерротипах. Вот, к примеру, озеро Катрин в Шотландии - снимок 1844 года.


19 век прозрел. В 1840-х годах фотография становится доступной всем более-менее состоятельным семьям. А мы, спустя почти два столетия, можем посмотреть как выглядели и во что одевались обычные люди того времени.


Семейная фотография 1846 года - чета Адамс с дочерью. Частенько можно встретить упоминание этой фотографии как посмертной, исходя из позы ребенка. На самом же деле, девочка просто спит, прожила она до 1880-х годов.

Дагерротипы и в самом деле весьма детализированы, по ним удобно изучать моду давно ушедших десятилетий. Анна Минерва Роджерс Макомб была снята 1850 году.

Первыми аппаратами для осуществления полетов людям послужили воздушные шары. На снимке - приземление одного из таких шаров в 1850 году на персидской площади (ныне, территория Ирана).

Фотография становилась все популярнее, новоявленные фотографы снимали не только чопорные портреты с накрахмаленными лицами, но и очень живые сцены окружающего мира. 1852 год, водопад Энтони.


А вот это фото 1853 года - на мой взгляд, и вовсе шедевр. Чарльз Негре снял его на крышах собора Парижской Богоматери, ему позировал художник Генри Ле Сек. Оба принадлежали к первому поколению фотографов.

Совесть русской литературы, Лев Николаевич Толстой - вот так он выглядел в 1856 году. Мы вернемся к нему позже, причем целых два раза, поскольку, несмотря на аскетизм этого человека и его близость к простым людям, передовые технологии на удивление настойчиво тянулись к нему, стремясь запечатлеть его образ.

Появлялись все новые способы фотографирования. Вот ферротип 1856 года - слегка размытое, но по-своему приятное изображение, его мягкие полутона смотрятся естественнее жирных четких контуров дагерротипа.

Раз уж в распоряжении людей появилось фотографирование, значит, когда-то должно было возникнуть и желание внести в полученную картинку изменения, скомбинировать два разных изображения или исказить их. 1858 - год, когда был сделан первый фотомонтаж. ”Угасающая” - так называется эта работа, составленная из пяти различных негативов. На ней изображена умирающая от туберкулеза девушка. Композиция очень эмоциональная, правда, я так и не понял, зачем здесь фотомонтаж. Такую же сцену можно было сделать и без него.


В том же году была сделана и первая фотография с воздуха. Чтобы провернуть это дело, понадобилось прикрепить миниатюрную камеру к ногам ручной птицы. До чего ж беспомощным был тогда человек…

Сцена из 60-х… 1860-х. Несколько человек отправляются в поездку на единственном доступном в те годы виде транспорта.


Бейсбольная команда “Brooklyn Excelsiors”. Да, у любимого вида спорта американцев многолетняя история.


Первое цветное фото - 1861.
Как и большинство других экспериментальных фотографий, по своему содержанию это изображение небогато. Клетчатая ленточка с шотландского наряда - вот и вся композиция, с которой решил поэкспериментировать известный ученый Джеймс Клерк Максвелл. Зато она цветная. Правда, подобно звукозаписям Леона Скотта, эксперименты с цветом так и остались экспериментами, и до регулярного получения цветных изображений с натуры нужно было подождать еще несколько лет.

Кстати, на снимке - сам фотограф.

Для фото пытались найти и практическое применение. Гийом Дюшен, французский ученый-невролог, при помощи фотографии представлял публике свои опыты по изучению природы выражений человеческого лица. Стимулируя лицевые мускулы электродами, он добивался воспроизведения таких выражений как радость или агония. Его фото-отчеты в 1862 году стали одними из первых книжных фотоиллюстраций, имеющих не художественный, а научный характер.

Некоторые из старинных фотографий выглядят очень необычно. Сильный контраст и резкие очертания создают иллюзию, что дама сидит посреди антуража, целиком выточенного из камня. 1860-е года.

В 1860-х годах еще были в строю самые настоящие японские самураи. Не ряженые актеры, а самураи как они есть. Вскоре, после того как фотография была сделана, самураев упразднят как сословие.

Японские послы в Европе. 1860-e годы. Фукузава Юкити (второй слева) выступал в роли англо-японского переводчика.

Сохранились изображения и простых людей, а не только представителей высшего общества. На фото 1860-х годов - ветеран американской армии с супругой.

Как я уже упоминал, старинные фотографии зачастую были очень четкими и детализированными. Фрагмент фотопортрета Авраама Линкольна, снятого в 1863 году - его глаза крупным планом. Целиком, эта фотография кажется отголоском чего-то очень далекого, но при увеличении все меняется. Спустя полтора века после смерти этого человека, его взгляд и ныне кажется мне очень живым и проницательным, как будто я стою напротив живого и здравствующего Линкольна.


Еще немного материалов о жизни выдающегося человека. Первая инаугурация Линкольна в 1861 году - эта фотография разительно отличается от большинства фотоматериалов 19 века. Уютная атмосфера семейных снимков посреди викторианских покоев и монументальность портретов накрахмаленных знаменитостей кажутся чем-то давно ушедшим, в то время как бурлящая толпа оказывается куда более близкой шумным будням 21 века.


Линкольн во время Гражданской войны между Севером и Югом США, 1862 год. При желании, можно найти массу фотоматериалов о самой войне, отснятых непосредственно на поле боя, в казармах и во время переброски войск.

Вторая инаугурация Линкольна, 1864. Самого президента можно увидеть в центре, с бумагой в руках.


И снова Гражданская война - палатка, служащая армейским местным почтовым отделением где-то в штате Вирджиния, 1863 год.


А тем временем в Англии все куда спокойнее. 1864 год, фотограф Валентин Блэнчерд снял прогулку обывателей по Королевской дороге в Лондоне.


Фотография того же года - актриса Сара Бернар позирует Полю Надару. Образ и стиль, который она выбрала для этого фото, настолько нейтральный и неустаревающий, что фотографию можно было бы пометить 1980, 1990 или 2000 годом, и почти никто не смог бы это оспорить, ведь многие фотографы до сих пор снимают на черно-белую пленку.

Первая цветная фотография - 1877.
Но вернемся к фотографии. Пора уже было отснять в цвете нечто более впечатляющее, чем кусочек разноцветной тряпки. Француз Дюко де Орон попытался сделать это методом тройной экспозиции - то есть, фотографируя одну и ту же сцену три раза через светофильтры и комбинируя различные материалы при проявке. Он назвал свой способ гелиохромией . Вот так выглядел городок Ангулем в 1877 году:


Передача цветов на этом снимке несовершенна, например синий цвет отсутствует практически полностью. Примерно так же видят мир многие животные с дихроматическим зрением. Вот вариант, который я попытался сделать более реалистичным за счет подстройки цветового баланса.


А вот еще один вариант, возможно наиболее близкий к тому, как фотография выглядит без цветокоррекции. Можно представить себе, что смотришь через ярко-желтое стеклышко, и тогда эффект присутствия будет наиболее сильным.


Менее известное фото авторства Орона. Вид на город Аген. Вообще, выглядит оно довольно странно - цветовая палитра совсем иная (яркий синий цвет), дата тоже смущает - 1874 год, то есть эта фотография претендует быть старше предыдущей, хотя именно предыдущая фотография считается старейшей из сохранившихся работ Орона. Вполне возможно, от гелиохромии 1874 года остался лишь отпечаток, а оригинал безвозвратно потерян.

Натюрморт с петухом - еще одна гелиохромия Орона, сделана в 1879. Сложно судить, что мы видим на этом цветном фото - снимок птичьих чучел, или фотокопию рисованной картины. По крайней мере, цветопередача впечатляет. И все же, она не настолько хороша, чтобы оправдывать столь сложный фотографический процесс. Поэтому, метод Орона так и не стал массовым методом цветной фотографии.


Зато черно-белая процветала. Джон Томпсон был из породы фотографов, подходивших к своей работе с художественной точки зрения. Он считал, что нарядные и опрятные интеллигенты, чопорные члены королевских семей, суровые генералы и пафосные политики - это еще не все, что может представлять интерес для фотоискусства. Есть и другая жизнь. Одна из его известнейших работ, сделанная в 1876 или 1877 году - фото усталой нищенки, в печали сидящей у крыльца. Называется работа ”Несчастные - жизнь на улицах Лондона”.

Железные дороги были самым первым урбанистическим видом транспорта, к 1887 году они уже имели пятидесятилетнюю историю. Именно в этом году была отснята фотография узловой железнодорожной станции Миннеаполиса. Как видим, товарные поезда и техногенный городской ландшафт не очень-то отличаются от современных.


Зато культура и способы её подачи в те годы были совершенно иными. Радио и телевидение, интернет и мультимедийные библиотеки - все это появится потом, спустя много-много лет. А до тех пор люди, не выходя из дома, могли лишь и газет почерпнуть словесные описания быта, традиций и предметов культуры других стран. Единственная возможность более глубоко соприкоснуться с культурой всего мира, увидев её артефакты воочию - это путешествия и выставки, например Всемирная Выставка, грандиознейшее событие тех времен. Специально для Выставки, по инициативе принца-консорта Англии в середине 19 века построили Хрустальный Дворец - сооружение из металла и стекла, огромное даже по меркам современных торгово-развлекательных центров. Выставка закончилась, а Хрустальный Дворец остался, став постоянным местом для экспозиции буквально всего - от предметов старины и до новейших технических новинок. Летом 1888 года в огромном концертном зале Хрустального Дворца состоялся Генделевский Фестиваль - шикарное музыкальное предствление с участием сотен музыкантов и тысяч певцов и певиц. На коллаже из фотографий - концертный зал в различные годы существования Хрустального Дворца вплоть до его гибели в пожарище 1936 года.

Междугородние пассажирские перевозки 1889


Каналы в Венеции "Venetian Canal" (1894) by Alfred Stieglitz

Очень живой снимок … но не хватало еще кое-чего. Чего же? Ах да, цвета. Цвет все-таки был нужен, причем уже не в качестве экспериментов, а в качестве ….


Saint-Maxime, Lippmann_photo_view