Представление о судьбе в христианстве.

В.А. Пустоваров в своей статье говорит, что идеология христианства является более свободной, чем античное мировоззрение. Концепция судьбы в христианстве приобретает совершенно иной смысл и значение. Она вообще приобрела смысл, и этот смысл носил характер нравственного закона, который необходимо соблюдать, чтобы не понести наказание. В христианстве, а отличие от язычества - нет хаоса, где все неясно .

Строго говоря, сами понятия «судьба» и «христианство» несколько чужды друг другу. Само это слово в Библии встречается крайне редко, да и то в таких контекстах, что, скорее его употребление напоминает метафору. Только в одном месте его использование близко к тому смыслу, который в него вкладывает обыденное сознание. «Многие ищут благосклонности лица правителя, но судьба человека от Господа» (Притчи 29, 26).

Иоанн Златоуст заявляет, что рок, судьба, связывает человека, и делают его жизнь пустой и бессмысленной. А сама идея судьбы как таковая, объявляется происками сатаны, который хочет сковать волю людей. То есть, православием проводится отчетливая мысль, что человек свободен в своем выборе. Но как всякая свобода, она может быть основана только на ответственности за свой поступок.

Согласно христианству, свобода воли человека не может быть безграничной, ведь в таком случае в этом мире не остается места для Бога. Воля человека начинает конкурировать с волей Бога. Поэтому в двух крупнейших христианских церквях на смену языческой судьбы появились «Провидение» в католичестве и «Промысел Божий» в православии. Под этими терминами понимается забота Бога о своих творениях. Но Промысел Божий также имеет и управляющий аспект. Мир движется благодаря Божьему Промыслу. Он настраивает на Божественный лад бесчисленное количество человеческих воль, которые движутся в русле Промысла .

Причем, от Бога не может исходить ничего плохого, все, что дает Бог - это хорошо, оно принесет пользу. Все несчастья, все плохое исходит не от Бога, а от дьявола.

Христианское мировоззрение резко отличается от античной детерминированности, когда человек не имел своей воли. Античный рок перечеркивает личность, но Промысел Божий проявляет ее, хотя он и скрыт от человека. Причем цель Промысла Божьего - личное спасение, а не земное счастье на которое направлена человеческая воля. Это путь человека к Богу.

Современный православный мыслитель Александр Мень говорил, что есть множество факторов, которые влияют на жизнь человека и составляют сумму того, что мы называем судьбой. Но судьба -- это не есть жесткая необходимость, детерминированность. Напротив, дух бросает вызов судьбе. И дух человеческий с помощью Духа Небесного, он может взять судьбу в свои руки. Судьба -- это не хозяйка наша, это только наши выходные данные, исходная позиция, а во что все это выльется, зависит во многом от нашей духовной развитости и доброй воли, веры, надежды и любви .

Итак, можно сказать, что в христианской религии как такового понятия судьбы нет. В данном контексте судьбой можно назвать «Божий Промысел» и воздействие злых сил, называющихся в христианстве дьяволом. Человек живет относительно свободно, его ограничивают только эти два начала. Он постоянно выбирает между грехом и добродетелью и строит свою жизнь исходя из сделанного выбора.

В современном мире религия занимает незначительное место в жизни людей, веры в мифических богов давно уже нет. Многие люди считают, что они сами управляют и руководят своей жизнью, что нет никакой предопределенности и обусловленности. Людей не интересуют все те мощные силы, которые формируют их личность и жизненный путь. Если в сказках и мифах судьба является внешней и высшей силой, которую и надо «обойти», то сейчас все, в конце концов, уступает место тому, «что задумал по отношению к нам наш собственный мозг», т.е. все происходит внутри человека. В наше время многие люди считают, что живут собственной жизнью, действуют самостоятельно, в соответствии со своей волей, и не о какой высшей, руководящей силе под названием «судьба» не существует. Но вместе с тем, многие аспекты мифологического и религиозного мышления еще живут внутри нас (об этом говорит К.Юнг в своей концепции об архетипах и коллективном бессознательном; З.Фрейд сводил многие элементы жизненной истории к древнегреческому мифу об Эдипе; Э.Берн отмечает, что частично жизненный путь человека формируется под влиянием сказок и мифов). Поэтому, для некоторых людей судьба остается силой, детерминирующей их (представления о судьбе как о необходимости). Но иногда, в житейском сознании, судьба обозначается просто как жизненный путь или часть жизненного пути человека. В энциклопедии мифов народов мира говорится о том что, судьба осталась действующим элементом народных верований и представлений (рус. пословицы: «Господня воля - наша доля», «Всякую долю Бог посылает», «Воля, неволя - такая наша доля», «Не в воле счастье, а в доле»). Отражением веры в судьбу является и увлечение астрологией, магией, эзотерикой, многочисленные фольклорные о добрых, злых духах, феях, устойчивая традиция рождественских, масленичных и пр.гаданий (в частности, гаданий девушек о будущем супруге - суженом, т.е. предназначенном судьбой) и др. Впрочем, и в официально признанной вере в ангелов в христианстве и джиннов в исламе, многие исследователи склонны видеть отражение ранних представлений о демонах, гениях и др. носителях судьбы. В обыденных представлениях ислама сохраняется в существование особого, несводимого к предопределению и неотвратимого, фатального начала, определяющего личные судьбы людей. На обыденном уровне, понятие судьба используется для обозначения непредвиденного стечения обстоятельств, стихийного хода событий (представления о судьбе как о случайности) .

Мы проанализировали концепцию судьбы в западном мире, далее мы рассмотрим восточный взгляд на этот вопрос, который значительно отличается от западного, но мне он кажется интересным и заслуживающим внимания, кроме того, его отдельные аспекты и вообще восточная философия являются достаточно распространенными в нашем обществе.

Здравствуйте. Помогите разобраться в одном вопросе. Есть ли всё-таки у человека судьба? Или же всё зависит от него самого, от его выбора? Я всегда верила в то, что ко мне пришло решение стать врачом по воле Божьей, значит, это - моя судьба, моё призвание. А однажды мне друг сказал, что он смотрел православную передачу, и там говорилось, что судьбы нет, и получается, всё, что происходит в моей жизни - это только мой выбор. И тогда все мои понимания насчёт своей жизни как-то пошатнулись. Есть ли судьба? И можно ли её сравнивать с волей Божьей? Заранее спасибо за ответ. Даша.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Даша!

В Православии нет понятия судьбы в значении «предопределенность». Господь даровал человеку свободу воли, и потому человеку ежедневно, ежеминутно приходится делать выбор. «Воля Божия» — безусловно, исполнение замысла Божия о человеке, то есть спасение человека. Что касается профессии, то Господь дает человеку определенные таланты, которые можно и нужно в себе развивать, и если у Вас есть склонность к врачебной деятельности, то это, безусловно, дар Божий Вам. Постарайтесь же распорядиться этим даром во благо людям, это и будет способствовать исполнению Воли Божией о Вас.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Ни для кого не секрет, что Бог все видит и все знает! Когда умер отец Шмелева в книге «Лето Господне» и Ваня начинает говорить что-то вроде: «Как Господь мог забрать моего отца, ведь он был таким хорошим человеком и он так нам нужен», то Горкин четко ставит его на место словами типа: «Ты, что думаешь, что Бог не знает, что делает!? Ты, что думаешь, что ты лучше Бога знаешь как должно быть!?». То есть кому суждено умереть, тот умрет, а кому суждено жить, будет жить. На мой взгляд это правильный религиозный подход. Христос знал свою судьбу! В 138-ом псалме Давида сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Но оказывается, что в Православии считается, что человеку дана судьба, но он (человек) может ее изменить, т.к. создан по образу и подобию (или еще по каким-то причинам)!

Объяснение от Святителя Николая.

Тут четко написано, что все что существует — это промысел божий, другими словами Бог все знает, поэтому судьба есть. Вся статья говорит о том, что судьба есть, хотя вроде бы в ней должно это отрицаться. Как вам нравится следующие противоречивые предложения представленные как взаимодополняющие:

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30) . Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна.

Статья «Против веры в судьбу»

В этой статье есть такой кусок:

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24).

Это противоречие.

Святой Иоанн Златоуст: О судьбе и проведении

Этот человек с первых предложений начинает «крыть матерком» учение о судьбе в свойственном ему стиле (кто не знает, он учил бить богохульников по лицу). Конечно хочется ему сказать: «Нет, не это говорит судьба.». Он судя по всему просто не понимал (возможно, в то время люди просто не смогли бы принять то, что они во власти причинно-следственного закона, поэтому он и преподносил «вещи» так) того, что если все предопределено, то это не означает, что не нужно стремиться к лучшему (к добру, к чему-то хорошему). Наоборот судьбой предопределено стремиться к чему-то светлому и все к этому и идет (я постараюсь объяснить потом, почему я так думаю).

Иоанн Златоуст (как и все мы) ни одного действия, ни одного помысла, ничего не совершил сам в своей жизни. Он просто был определенной частью причин и следствий, которые представляют собой этот мир.

___________________________________

Нет похожих статей.

В греческом сознании все определялось достаточно просто: судьба всевластна, у римлян тоже: человек властен над судьбой, человек, вооруженный главной римской доблестью “virtus” (мужество, дерзость, дерзновение, решимость), может победить свою судьбу. А в христианстве все оказывается значительно сложнее. С одной стороны, человек имеет свободную волю, может выбирать между добром и злом, может выбрать между одной и другой дорогой, с другой стороны, человека ведет по жизни Бог, поэтому Бог посылает человеку то, что ему полезно.

Когда мы говорим о христианах и о христианской культуре, о христианском пути, то надо употреблять не слово “судьба”, а “жизненный путь”, и смотреть на жизненный путь Г.Чистяков, Судьба в христианстве, из выступления на Форуме кинематографистов, 2006г. www.damian.ru/Propovedi/Chistakov/sudba.

Жизненный путь и развитие личности от рождения и до смерти и дальше, после смерти, прославление этой личности в веках _ это одна из основных тем и христианской литературы, и христианской культуры, и иконописи, и богослужебной поэзии, это тема, которую можно встретить практически в любом из аспектов церковной жизни.

Но, по христианскому взгляду на мир, мы увидим, что человек скорее побеждает свою судьбу, чем оказывается ее пленником. Человек преодолевает свои слабости. Что такое “судьба”? Это те слабости, от которых не уйдешь, какие-то обстоятельства, от которых не убежишь, а христианин побеждает эти обстоятельства, правда, победа не дается ему так просто и триумфально, как она давалась людям с точки зрения римских историков, где все было очень просто, надо было быть смелым, решительным, надо было обладать всеми римскими доблестями, _ и ты побеждал свою судьбу. В христианстве все гораздо сложнее, одной решительностью, одной смелостью не возьмешь, нужна еще особая чистота, которой всем не хватает, нужно умение слышать Бога и людей вокруг, нужна та решимость, то мужество, та особая черта характера, которую называют смирением.

Вся история христианства, история христиан _ это история удивительных побед над обстоятельствами и немощами, то есть история вырастания из тех страхов перед судьбой, перед своей планидой, перед тем, что выпало на долю, внутри которых, как правило, человек живет.

Христианство рассматривает человека как индивида и как личность. Это две независимые друг от друга субстанции в рамках одного и того же существа. Основа индивидуума - тело. Основа личности - душа. Человек как индивидуум всецело зависит от природы, он часть природы и как таковой не может рассматриваться в качестве цели. Индивид не имеет самостоятельности, он растворен в обществе, с него требуют только безоговорочного повиновения. Он лишен свободы. Иное дело - человек как личность. Бессмертная душа создает в человеке особый, человеческий мир. В известном смысле можно сказать, что душа и личность - это одно и то же. Личность наделена душой, независима от общества. Она сама себе цель и зависит только от бога. Человек как личность является "подобным богу" существом, "образом божьим". Чтобы стать личностью, человеку нужно преодолеть свою индивидуальность. Это возможно только путем общения с богом. Чем чаще человек общается с богом, тем чище становится его природа, тем в большей степени он становится личностью. Он должен ограничить до минимума все другие потребности. Только таким путем можно стать личностью, т.е. "подобным богу" существом.

(Предведение Божие )


Предопределение есть предведение Божие и предуготовление благодеяний Божиих , которыми непреложно спасаются все спасаемые, избрание к благодати и славе, предопределение есть сочетание воедино божественной благодати и человеческой воли, благодати Божией, которая призывает, и воли человеческой, которая следует призыванию
(Св. Илия Минятий ).

Св. Феофан Затворник:

Сими двумя действиями - предведением и предопределением, сходящимися воедино, исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых.

Православное исповедание:

"Предведение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям . Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различны между собой. Предведение есть одно ведение будущего , без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло , ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию - благости.

Итак, справедливо можно сказать, по нашему представлению, что предведение в Боге предшествует, за ним следует предопределение , а после творения возникает и промысл о сотворенном. Этому учит апостол: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8, 29-30). Впрочем, эти слова должно относить только к человеку, поскольку прочие творения (кроме ангелов, находящихся в твердом и неизменном состоянии) не подлежат предопределению, так как не имеют свободы, а потому в них не может быть никакого греха. И все, что они делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются".

Преп. Иоанн Дамаскин:

Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.