Как проходит крещение у протестантов. Значение святого водного крещения

Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».

Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.

Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов? Принципиально - нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.

У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда - даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.

Сколько таинств у протестантов? Семь - у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три - у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев - просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии - только обрядами.

Крещение

Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.

Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12-18 лет, у гуттеритов - в 20-30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты - окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.

Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина - виноградный сок).

У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.

Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.

У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ - только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная - в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).

Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:

Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;

Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,

пастор, общинный евангелист, священник;

Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения - присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения - у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) - у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.

После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору - учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).

Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации - публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве - перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 - у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан - епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.

Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.

Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы - произвольные.

Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.

Церемонию похорон проводит пастор, обычно - в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.

Праздники

Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.

Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран - 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации - 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.

Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины - 1 марта, день обновления общины - 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем - 6 июля.

Появился подумать о протестантском водном крещении. Не имея желания отнимать время, предлагая не единожды уже высказанные аргументы, поделюсь своими очередными измышлизмами.

Про ненужность протестанту водного крещения писали многие. И в самом деле: зачем оно ему, если он, покаявшись, уже обретает спасительную веру? Повторяться здесь нецелесообразно. Так же не вижу смысла в очередной раз обосновывать безблагодатность протестантских водных крещений. Я задумался над другим второстепенным аспектом и спросил себя, смогут ли протестанты засчитать действительным самокрещение? То есть вошёл человек в воду и сам себя крестил во имя Троицы. Понятно, что ничего подобного мы в Писании не встретим, но, тем не менее. Почему нет? Что мешает уже имеющему веру протестанту крестить самого себя? Ведь это всего лишь обряд, установленное Христом внешнее свидетельство перед другими. Почему же нельзя самому в присутствии общины погрузиться в воду после декларирования установленной крещальной формулы? Вера есть, есть спасение, а, следовательно, уже есть членство в «небесной Церкви». По мне, так тут не может быть абсолютно никаких прещений. Однако на практике крестят пасторы протестантских общин, присоединяя тем самым крещаемых к своим собраниям. И это на мой взгляд является интуитивно правильным осмыслением сути православного Таинства, в котором мы исповедуем соединение со Христом в Его Теле, в Его Церкви: какие бы благодатные чувства не испытывал человек до крещения, они лишь предваряют тот дар, который он получит в самом Таинстве. Однако протестанты претендуют на полноту богообщения до водного крещения, и здесь у меня возникает вторая порция рассуждений.

Я вспомнил, с какой торжественностью проводят протестанты свои венчания. Очевидно, что протестантский обряд венчания является католическим рудиментом. Писание не упоминает о каких-либо обязательных обрядах, связанных с вступлением людей в брак. Христос присутствовал на свадьбе, но не заповедовал проводить венчаний подобно тому, как Он заповедовал водное крещение. Обосновать необходимость венчания только одним лишь Писанием мне представляется затруднительным. Писание часто говорит о браке, но не даёт критериев легитимности брака, обусловленного каким-либо обрядом.

Тем не менее протестанты считают блудным сожительство молодых людей до обряда венчания. Почему? Ну полюбили молодые друг друга и дали самим себе обещание жить вместе до конца дней. Чувство есть, соединение душ произошло. В чём проблема? Зачем пастор, зачем церемония и регистрация в ЗАГСе? Ну, живут они и живут, сохраняя взаимную верность. Что же в этом плохого? Почему протестанты творят некую обрядовую границу, искусственно отделяя блуд от благочестивого брака? Разве не всё должно быть духовно, по вере? Однако практика показывает, что к живущим в невенчанном браке относятся довольно-таки сурово. И здесь у меня возникает вопрос, отчего же тогда в аналогичной ситуации венчания человека со Христом, протестанты настаивают на дееспособности спиритуализированного подобия «гражданского брака» без обряда водного крещения?

В некоторых храмах практикуют крещение путем опрыскивания святой водой. Но, в большинстве приходов, склоняются к в купели. Предпочтительно полное погружение, с головой. Оно символизирует смерть. После нее верующий воскрешается вместе с Иисусом уже не для плотской, а для духовной жизни.

Водное крещение заповедано Христом. Он сам троекратно погружался в воды Иордана и велел своим ученикам проводить таинство с другими людьми по всей земле. Узнаем же, как сейчас проходит обряд, какой требует подготовки и на какие типы делится.

Водное крещение – видимый знак веры

Обряд образно сравнивают с браком. Если люди любят друг друга и решают идти по жизни вместе, им требуется закрепление данного соглашения. Им становится брак, обвенчаться. При этом, молодые начинают жить по неким правилам, иначе, союз считается греховным.

Так и водное крещение – видео , подтверждающее серьезность намерения служить Богу и другим людям, жить согласно законам Христа, без греха. Как и в браке, это не значит, что не будет оплошностей. лишь значит, что верующий будет стараться не допускать их и каяться, в случае послабления.

Водное крещение в разных конфессиях

Проходят водное крещение протестанты , православные, католики. Но, все они смотрят на обряд по-разному. Приведем в пример пятидесятников. Так называют протестантов, учение которых основывается на датии благодати Святым Духом.

Если истинно поверить в Бога, считают приверженцы христианского «течения», начнешь говорить на неведомых языках. В этот момент и снисходит благодать. Поэтому, водное крещение пятидесятники считают лишь дополнительной формальностью.



Разговоры на неизвестных языках психологи считают последствием расшатанной психики. Верующих во время проповедей доводят до религиозного экстаза. В таких условиях начинаешь выкрикивать, что попало. Из-за этих соображений многие считают пятидесятников сектой.

Но, у них, как и у других протестантов, а так же католиков – подтверждающее наличие внутри Бога. В православии же таинство – путь к Христу. Обретаешь его только после омовений, поклявшись в верности и вкусив плоть и кровь Иисуса в виде хлеба и красного вина.

Подготовка к водному крещению

Подготовка к крещению в купели , или в открытом водоеме едина. От желающего «войти» в храм Божий требуют хотя бы минимального знания религиозных книг. Нужно прочесть одно Евангелие. Без этого, батюшка не даст добро на обряд.

Священник испросит понимания Писания и заповедей, проверит готовность участвовать в жизни общины. Согласно указу патриарха всея Руси Кирилла, требуется минимум две беседы с церковнослужителем и одно посещения храмовой службы.

Проповедь о водном крещении выслушивает решивший пройти обряд, если достиг 14-ти лет. До этого срока, за ребенка ручаются кумовья. Они и проходят оглашение. Так называется процесс духовной подготовки к таинству.

Однако, помимо духовного настроя, из вида не выпускают и материальный аспект. Заранее приобретают крестик, светлые сорочки, или рубашки. Для младенцев берут специальные крестильные наборы. С собой захватывают сланцы и полотенце, чтобы вытереться, выйдя из вод.

Не только в памяти можно запечатлеть водное крещение. Фото и видеосъемка на обряде не запрещены. Поэтому, в подготовку, порой, входит поиск оператора, или складывание в сумку собственной камеры.



Есть в вопросе крещения и физиологический аспект. Не рекомендуется проходить таинство во время месячных. Поэтому, женщины высчитывают дату крещения особенно тщательно. Грязными дамы считаются и после родов. Если готовятся ребенка в первый месяц жизни, понимают, что не смогут присутствовать в храме. В этом случае дитя приобщается к вере и церкви отцом и прочими родственниками.

Но, главное, в подготовке к обряду, все же, вера. Священнослужители выступают против прохождения таинства ради традиции. Путь к Богу – не общественная норма, а осознанное решение и духовная потребность. Иначе, не имеет смысла, где бы и как оно не проводилось. Вода смоет грехи и позволит войти Господу в человека лишь в случае истинной веры. Так что, первый этап подготовки к таинству – обрести ее.

В церкви ХВЕ «Хлеб Жизни» г. Омска прошло водное крещение. В этот день 10 человек решились на важный шаг - заключить завет с Богом.

На библейских курсах, которые проходят в нашей церкви каждую субботу, можно было послушать о том, что же это такое, что говорит об этом Библия, и осознать всю ответственность предстоящего шага. Ниже рассмотрим какие же требования предъявляет Бог к тем, кто желает принять водное крещение.

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Филиппийцам 3:8-11)

Водное крещение является физическим актом, выражающим духовную истину. Принимая водное крещение, мы участвуем с Христом в факте Его смерти и воскресения. Крестясь в воде, человек публично свидетельствует о посвящении себя служению Богу.

Для желающих принять водное крещение Бог предусмотрел определенные требования. Таких требований четыре, и они очень существенны.
Первое требование. Желающему креститься Бог повелевает покаяться: «…Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Покаяние - это основа, фундамент взаимоотношений с Богом.

Покаяние - это не просто слезное исповедание грехов. Покаяться означает переменить мысли, отвернуться от греха. Во многом жизнь человека зависит от его мыслей. Поэтому обращение к Богу начинается с перемены образа мыслей, так как перемена образа мыслей ведет к перемене образа жизни. Итак, покаяние - это внутренняя перемена, в результате которой человек переходит из состояния бунтарства перед Словом Бога в состояние смирения и полного повиновения.

Второе требование - веровать: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар. 16:16). Вера естественно следует за покаянием. Вера является особенностью, качеством новой жизни во Христе, которую мы получаем от Бога. Вера - это свойство жизни возрожденного человека. Вера означает жить по Слову Божию: «Праведный верою жив будет» (Евр. 10:38).

Бог есть Дух, и все, что связано с Ним, духовно. Поэтому Сам Бог и мир, окружающий Его, недоступны нашим органам чувств. Вера же, как категория духовная, способна видеть то, что невозможно прочувствовать. Вера - это выбор руководства: Словом Божиим или временными переживаниями.

Вера приходит через общение с Богом посредством Его Слова. Сколько в человеке Слова Божия, столько в нем и веры. Писание говорит, что Бог каждому уделил меру веры, то есть каждый из нас имеет столько веры, сколько ему необходимо для того, чтобы исполнить Божие предназначение: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3). Бог дает нам инструкцию взращивания веры: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:8).

Нашу веру формируют также и наши собственные слова. Слова имеют духовную силу - могут поднять, могут убить: «Смерть и жизнь - во власти языка» (Пр. 18:22). Вера человека может быть вдохновлена словами веры, по Слову Божию; вера может быть разрушена словами неверия, сомнения и страха, которые противны Слову Божию. Свою речь необходимо контролировать и сверять по Писанию.

Следует также заботиться о своем окружении, «чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес. 3:2). Только здоровое общение способствует укреплению веры: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
Третье требование - иметь добрую совесть. Бог конкретно говорит, что Его дети должны иметь добрую совесть: «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:18-19).

Крещение - это не просто окунуться в воду, но обещать Богу добрую совесть: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). Без доброй совести наша вера не будет иметь твердости, без доброй совести наша молитва будет тяжкой ношей, без доброй совести нет дерзновения, нет решительности, нет уверенности.

Добрая совесть - совесть чувствительная, способная отличить добро от зла. Если мы не заботимся о своей совести, однажды она перестанет говорить к нам, и, как следствие, грех уже не будет нас беспокоить и появится препятствие во взаимоотношениях с Богом. Добрая совесть не просто влияет на наше хождение пред Богом, но и побуждает нас к честным и правильным поступкам.

В основе обещания Богу доброй совести, при крещении, лежит смиренное признание своих грехов, исповедание веры в смерть и воскресение Христа ради искупления наших грехов - в этом суть библейского значения крещения.

И последнее условие, которое Бог предъявляет перед крещением: посвятить свою жизнь Богу. Таким образом, крещение - это посвящение в ученики Иисуса Христа, это акт согласия со стороны учеников посвятить себя Учителю.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР!

Вся жизнь наша принадлежит Иисусу Христу. Несмотря на трудности, проблемы, поражения, которые будут встречаться на нашем пути, важно оставаться верным своему обещанию. Каждый раз, когда жизнь будет ставить вас перед выбором с теплотой и благодарностью вспоминайте те минуты, когда вы стояли в воде и отвечали на простой вопрос: «Является ли Иисус Христос твоим Господом?»

19 января протестанты отмечают праздник Крещения Господня, который также называют Богоявлением. Праздник Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником и посвящен Крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Свое название "Богоявление" праздник получил потому, что при крещении Христа миру явилась Святая Троица: был глас Отца, было сошествие Духа Святого в виде голубя и произошло крещение Сына от Иоанна Предтечи. Протестанты иногда называют его "Большим новым годом".

Этот праздник непереходящий, т.е. с фиксированной датой празднования.

В протестантских церквях крестят, как правило, уже взрослых , хотя в некоторых церквах протестантизма сохраняется крещение младенцев (лютеранство, реформаты). Протестанты не крестят младенцев, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно (поскольку, по убеждению протестантов, крещение возможно только на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников). Поэтому протестанты, не практикующие детокрещения, в этот праздник специально подчеркивают, что Христос крестился в сознательном возрасте.

Протестанты по-разному представляют себе суть Таинства Крещения . Протестанты из "Церкви Христа", кэмпбеллиты и ряд других протестантских деноминаций, видят в Крещении средство спасительной благодати Божьей. Они согласны с православными и католиками в том, что Крещение - это начало спасения, и без него спасение человека в принципе невозможно.

Лютеране, пресвитериане, реформаты, англикане и представители других протестантских деноминаций, практикующие крещение младенцев, видят в Крещении знак и печать Завета с Богом. Как правило, в таких церквах человек, крещенный в младенчестве, должен пройти конфирмацию (подтверждение веры). Это своеобразный экзамен, которому подвергаются подростки, после которого можно считаться полноправными членами церкви.

Евангельские христиане, баптисты, меннониты и другие видят в Крещении символ спасения. Они уверены, что спасение происходит исключительно по вере в Иисуса Христа, а крещение всего лишь символ, действие, выражающее послушание спасенного человека Богу. Поэтому крещение они совершают только над взрослыми людьми, способными исповедовать свою веру в Христа.

У протестантов обрядовая сторона крещения также неоднозначна. В основном есть три формы крещения : полное погружение в воду, обливание водой и окропление водой. Причем даже эти формы крещения могут варьироваться. Например, погружение может быть как однократным, так и троекратным.