На какой звук начинается слово зонт. Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт
Ирина Ивановская
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт»
Конспект открытого занятия по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте ) в старшей группе.
Тема : звуковой анализ слова «зонт » .
Цель : обучение звуковому анализу слов .
Задачи :
образовательные :
Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки .
Закреплять умение находить слова на заданный звук .
Учить детей вычленять словесное ударение , определять его место в слове .
Закреплять умение детей делить слова на слоги .
Учить составлять предложения из двух и трех слов .
Развивающие :
Развивать речь, внимание, память.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Демонстрационный материал : картина-схема слова зонт , красные, зеленые и синие фишки, указка.
Раздаточный материал : полоски с четырьмя клеточками, пеналы с красными, зелеными и синими и черными фишками, предметные картинки на разные звуки .
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Цель : создание положительного эмоционального настроя.
Дети заходят в группу и выстраиваются перед воспитателем.
Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. (здороваются)
Вы рады их видеть? (да)
2. Мотивация.
Цель : создание интересной мотивации к деятельности.
Ваши родители пришли, чтобы посмотреть на ваши успехи в обучении грамоте и поддержать вас . Давайте покажем, какие вы молодцы, как много вы всего уже умеете и знаете. Присаживайтесь на ковер.
(дети садятся на ковер) .
3. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка ?
(звуки делятся на гласные и согласные)
Какие звуки мы называем гласными?
(звуки , которые можно протянуть и пропеть)
Почему их можно пропеть?
(Воздух на своем пути не встречает преград)
Сколько гласных звуков в русском языке ?
Назовите их
(а, о, у, и, ы, э) .
Угадайте гласный звук по губам .
Д/и «Угадай гласный звук по губам » .
звук ?
(красной) .
Давайте поиграем в игру «Поймай гласный звук » .
Д/и «Поймай гласный звук » .
(Воспитатель перечисляет звуки , дети должны хлопнуть, когда услышат гласный звук ).
Чем отличаются согласные звуки от гласных ?
(их нельзя пропеть и протянуть) .
(нам мешают язык, зубы, губы) .
Какие бывают согласные звуки ?
(твердые и мягкие) .
Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный? (синей)
Мягкий? (зеленой)
Назовите мне мягкую пару звуков…
Д/и «Назови мягкую пару» .
4. Основная часть.
Молодцы, все вспомнили и теперь можем приступать к разбору слова . А какое слово мы будем разбирать , вы узнаете, отгадав мою загадку :
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет,
Сделает наоборот.
Правильно, это зонт . Присаживайтесь за столы, откройте пеналы и приготовьте фишки.
Внимание, произношу первый звук . ЗЗЗЗонт .
Какой звук вы услышали ? (з)
Он какой?
.
(твердый согласный)
(синей)
Внимание, произношу второй звук . Зооонт.
Какой звук вы услышали ? (о)
Он какой?
(Воспитатель спрашивает несколько человек) .
(гласный)
Докажи, пропой.
Какой фишкой на схеме обозначаем гласный звук ?
(красной) .
Внимание, произношу третий звук . Зоннннт.
Какой звук вы услышали (н)
Он какой?
(Воспитатель спрашивает несколько человек) .
(твердый согласный)
Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный.
(синей) .
Внимание, произношу последний звук зонтттт .
Какой звук вы услышали (т)
Он какой?
(Воспитатель спрашивает несколько человек) .
(твердый согласный)
Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный.
(синей) .
Давайте поставим ударение в слове зонт . Приготовьте кулачки, будем ударять как молоточком.
Зонт .
На какой звук падает ударение ?
(на звук о ) .
Обозначим ударный гласный черной фишкой.
А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Найди пару» .
Подойдите ко мне, Возьмите каждый по картинке и внимательно рассмотрите, что нарисовано на картинке и подумайте, с какого звука начинается данное слово .
Пока звучит музыка вы гуляете с картинками, но как только музыка закончится, вы должны найти себе пару, у которой картинка начинается с того же звука , что и у вас.
Д/игра «Найди пару» .
Вот и мы отдохнули. Присаживайтесь за столы.
5. закрепление пройденного материала.
Звуки какого слова мы заселяли в домики?
(слова зонт )
Сколько звуков в этом слове (4)
Сколько гласных звуков нам встретилось в этом слове ?
Сколько согласных звуков встретилось в этом слове ?
Назовите их
(з,н,т)
Они одинаковые по твердости-мягкости?
(да, все твердые)
Правильно, посмотрите, пожалуйста, в этом слове два твердых согласных стоят рядом (нт)
Уберите, пожалуйста, в пенал звук о .
Уберите, пожалуйста, в пенал звук н .
Уберите, пожалуйста, в пенал звук з .
Какой звук остался ? (т)
Правильно молодцы. Давайте определим, сколько слогов в этом слове .
Приготовили руку и считаем. Зоооонт.
Сколько слогов насчитали? (1)
Как еще мы можем определить, сколько слогов в слове ?
(сколько гласных, столько и слогов) .
Верно. У нас один гласный, значит один слог.
Верно. Давайте составим предложение из двух слов со словом зонт .
(Зонт промок . Зонт украли . Красивый зонт .)
Нарисуйте схему этого предложения на доске.
(Первое слово с заглавной буквы . В конце предложения ставится точка.)
6. Подведение итогов.
Какие задания вам понравились?
Какие показались сложными? Почему?
Сегодня на занятии мне понравилось , как работали…., вы молодцы. Надеюсь, остальные ребята будут также активно работать на следующих занятиях .
Занятие окончено . Спасибо за внимание.
Публикации по теме:
Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.
Конспект НОД в старшей группе «Звуковой анализ слова «Роза»» Конспект непосредственно образовательной деятельности №13. Тема: Звуковой анализ слова «Роза» Интеграция образовательных областей: «Речевое.
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Дом» Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звуковой анализ слова «Дом». Цель: Познакомить детей с последовательным звуковым.
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звук [Ч] и буква «Ч» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему: «Звук (Ч) и буква Ч» Задачи: 1.
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» Занятие по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» (старшая группа) Цель - учить составлять предложение из двух слов, называть первое,.
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: - освоение звукового анализа слов; - определять протяженность слов и составлять.
Занятие по грамоте «Звуковой анализ слова «Изба»» Оу ызметіні йымдастырулы техналогиялы картасы Технологическая карта организованной.
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Звуковой анализ слова «гуси» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова Цель: Создать условия по овладению.
Библиотека изображений:
З о н т
з о н т Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса - это разные правила.
Как разбивать слово на слоги
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить
. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать
, а деление слова для переноса - уез-жать
.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
1 ) Транскрипция слова «зонт»: [зонт].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
з | - | [з] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
о | - | [о] | - | гласн., ударный; ниже см. § 20. |
н | - | [н] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Сонорные согласные в отличие от шумных не оглушаются перед глухими (см.: В.Н. Мусатов Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2012. С. 73). Звук [н] произносится мягко только перед мягкими [т❜], [д❜], [н❜], [ч❜], [ш ❜]. |
т | - | [т] | - | согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ([ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо. |
4 буквы, 4 звука
Настройка
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 20
§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: зао́ хать, зао́ чник, поо́ даль, проо́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, цо́ кать.
Наталья Михайловна Шляпникова
Конспект занятия по развитию речи детей «Звук и буква О»
Конспект занятия по развитию речи детей на тему :
«Звук и буква О » .
Тема : Звук и буква «О» .
Цель :
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа .
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением – красным квадратом.
Учить определять место звуков О в словах и обозначать на схеме красным квадратом.
Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком О , которые есть в этом стихотворении.
Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О .
Учить писать печатную букву О , используя образец.
Учить соотносить схему слова с названием изображённого предмета.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия:
1. Организационная часть :1. Приветствие.
2. Посадка.
2. Сообщение темы и целей занятия .
Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком О , и узнаем, какой буквой он обозначается .
3. Игра : «Найди и обведи» .
Откройте ваши тетрадочки вот на этой страничке (педагог показывает нужную страницу) .
Давайте посмотрим внимательно и назовём животных, нарисованных на картинке.
Ответы детей : кошка, слон, заяц, волк.
А теперь давайте попробуем произнести эти слова, интонационно выделяя звук О . Хорошо. Молодцы! Ребята приготовьте ваши волшебные карандашики. Давайте сделаем небольшую гимнастику для ваших пальчиков, чтобы они у вас не ленились.
Мне в стакан налили чай
И сказали размешай,
Ложку дружно взяли,
Сахар быстро размешали.
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял,
Ты качай, качай, качай.
Только хвостик не теряй.
- Все дружно :
Мы карандашик правильно берём,
Кладём на средний палец.
Затем большим его прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы он качался.
Обведите в кружок только тех животных, в названии которых вы услышали звук О .
Какие слова вы обвели?
Ответы детей : Слоон, воолк, коошка.
Какое слово осталось?
Ответы детей : Заяц.
Ребята, звук О – гласный , он произносится плавно, протяжно. Воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звуки мы произносим и слышим.
4. «Отгадай загадку» .
А теперь послушайте и попробуйте отгадать загадки. В каждой отгадке, есть звук - О . Вы должны сказать, где он стоит, в начале слова, в середине или в конце?
1. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Осы.)
2. Рамки деревянные,
А стенки стеклянные.
(Окна.)
3. Я - на том берегу
И на этом берегу,
Через речку перебраться
Я тебе помогу.
(Мост.)
4. Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож.)
5. Без крыльев, а летит.
Без ног, а бежит,
Без паруса, а плывёт.
(Облако.)
6. Что такое?
Каши зачерпнёт,
И отправит в рот.
(Ложка.)
7. Кто в дни болезней,
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(Доктор.)
8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро.)
5. Игра : «Определи место звука в слове » .
Ребята, слова на рисунке обозначены в виде прямоугольника. Звук О мы будем обозначать квадратиком красного цвета. Звук О может находиться в словах в начале, в середине и в конце.
Возьмите карандашик красного цвета и нарисуйте квадратик в прямоугольнике, там где слышится звук О в названии этих предметов.
Давайте назовём слова, в которых звук о слышится в середине слова.
Ответы детей : зонт, бочка.
Назовите слово в котором звук О слышится в конце слова.
Ответы детей : пальто.
6. Игра : «Кто внимательный?»
Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение З. Александровой, послушайте внимательно и запомните слова, в которых есть звук О .
Вышли волки на охоту.
Бродят стаей по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.
Скажите, какие же слова вы услышали в этом стихотворении со звуком О , интонационно выделяя звук О .
Ответы детей : воолки, охооту, броодят, болооту.
7. Физкультминутка – игра «Слушай, делай» .
А теперь немного отдохнём. Тихо встаём все в круг.
Руки в стороны, вперёд.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали,
А потом присели, встали
И на месте побежали.
(Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.)
8. Рисование мячей, письмо буквы О .
Ребята, у звука О есть свой письменный знак, это буква О . Посмотрите внимательно, она написана в левом уголке, а в правом - её шуточное изображение. Послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Блюмкиной про букву О .
Кольцо у мамы на руке,
Обруч гимнастки тоже,
Баранки, бублики – ну всё
На букву О похоже .
В этой букве нет угла ,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан.)
Скажите, на что же похожа буква О ?
Ответы детей : (на кольцо, на обруч, на баранки, на бублики) .
Какая по форме буква О ?
Ответы детей : (круглая) .
Давайте попробуем превратить букву О , с помощью цветных карандашей в солнышко, мячик и арбуз.
(Педагог раздаёт детям листочки с буквой О , а дети выполняют её
превращение.)
Ребята, возьмите карандашики и нарисуйте мяч так, как показано на рисунке, сначала по точкам, а потом самостоятельно.
А теперь давайте попробуем написать букву О , сначала по точкам, а потом самостоятельно.
9. Игра «Схема, слово» .
Посмотрите в тетрадочки и назовите предметы интонацией выделяя звук О .
Ответы детей : Оослик, доом, ведроо.
Хорошо. Соедините схему слова с предметом к которому она подходит.
(Дети соединяют слово – ослик с прямоугольником, где буква О в начале ; дом – с прямоугольником, где буква О в середине ;
Ведро – с прямоугольником, где буква О в конце .)
10. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Дети проверяют, всё ли занятие у них выполнено правильно.
За оценку взяты цвета светофора : Зелёный – всё правильно (можно переходить к следующей страничке, жёлтый – 1,2 – ошибки (исправь ошибки и тоже можешь идти дальше, красный – все задания выполнены не правильно (ребёнку надо позаниматься дополнительно) . Проверяя, ребята закрашивают воздушный шарик, находящийся в правом нижнем уголке в зелёный, жёлтый, или красный цвет.
11 Итог занятия .
Ребята, с каким новым звуком мы познакомились сегодня на занятие ?
Какой буквой он обозначается ?
Что вам понравилось?
Что не понравилось?
На этом наше занятие закончено . До свидания.
Педагог дополнительного образования