На какой звук начинается слово зонт. Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт

Ирина Ивановская
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт»

Конспект открытого занятия по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте ) в старшей группе.

Тема : звуковой анализ слова «зонт » .

Цель : обучение звуковому анализу слов .

Задачи :

образовательные :

Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки .

Закреплять умение находить слова на заданный звук .

Учить детей вычленять словесное ударение , определять его место в слове .

Закреплять умение детей делить слова на слоги .

Учить составлять предложения из двух и трех слов .

Развивающие :

Развивать речь, внимание, память.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Демонстрационный материал : картина-схема слова зонт , красные, зеленые и синие фишки, указка.

Раздаточный материал : полоски с четырьмя клеточками, пеналы с красными, зелеными и синими и черными фишками, предметные картинки на разные звуки .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель : создание положительного эмоционального настроя.

Дети заходят в группу и выстраиваются перед воспитателем.

Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. (здороваются)

Вы рады их видеть? (да)

2. Мотивация.

Цель : создание интересной мотивации к деятельности.

Ваши родители пришли, чтобы посмотреть на ваши успехи в обучении грамоте и поддержать вас . Давайте покажем, какие вы молодцы, как много вы всего уже умеете и знаете. Присаживайтесь на ковер.

(дети садятся на ковер) .

3. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка ?

(звуки делятся на гласные и согласные)

Какие звуки мы называем гласными?

(звуки , которые можно протянуть и пропеть)

Почему их можно пропеть?

(Воздух на своем пути не встречает преград)

Сколько гласных звуков в русском языке ?

Назовите их

(а, о, у, и, ы, э) .

Угадайте гласный звук по губам .

Д/и «Угадай гласный звук по губам » .

звук ?

(красной) .

Давайте поиграем в игру «Поймай гласный звук » .

Д/и «Поймай гласный звук » .

(Воспитатель перечисляет звуки , дети должны хлопнуть, когда услышат гласный звук ).

Чем отличаются согласные звуки от гласных ?

(их нельзя пропеть и протянуть) .

(нам мешают язык, зубы, губы) .

Какие бывают согласные звуки ?

(твердые и мягкие) .

Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный? (синей)

Мягкий? (зеленой)

Назовите мне мягкую пару звуков…

Д/и «Назови мягкую пару» .

4. Основная часть.

Молодцы, все вспомнили и теперь можем приступать к разбору слова . А какое слово мы будем разбирать , вы узнаете, отгадав мою загадку :

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет,

Сделает наоборот.

Правильно, это зонт . Присаживайтесь за столы, откройте пеналы и приготовьте фишки.

Внимание, произношу первый звук . ЗЗЗЗонт .

Какой звук вы услышали ? (з)

Он какой?

.

(твердый согласный)

(синей)

Внимание, произношу второй звук . Зооонт.

Какой звук вы услышали ? (о)

Он какой?

(Воспитатель спрашивает несколько человек) .

(гласный)

Докажи, пропой.

Какой фишкой на схеме обозначаем гласный звук ?

(красной) .

Внимание, произношу третий звук . Зоннннт.

Какой звук вы услышали (н)

Он какой?

(Воспитатель спрашивает несколько человек) .

(твердый согласный)

Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный.

(синей) .

Внимание, произношу последний звук зонтттт .

Какой звук вы услышали (т)

Он какой?

(Воспитатель спрашивает несколько человек) .

(твердый согласный)

Какой фишкой на схеме обозначаем твердый согласный.

(синей) .

Давайте поставим ударение в слове зонт . Приготовьте кулачки, будем ударять как молоточком.

Зонт .

На какой звук падает ударение ?

(на звук о ) .

Обозначим ударный гласный черной фишкой.

А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Найди пару» .

Подойдите ко мне, Возьмите каждый по картинке и внимательно рассмотрите, что нарисовано на картинке и подумайте, с какого звука начинается данное слово .

Пока звучит музыка вы гуляете с картинками, но как только музыка закончится, вы должны найти себе пару, у которой картинка начинается с того же звука , что и у вас.

Д/игра «Найди пару» .

Вот и мы отдохнули. Присаживайтесь за столы.

5. закрепление пройденного материала.

Звуки какого слова мы заселяли в домики?

(слова зонт )

Сколько звуков в этом слове (4)

Сколько гласных звуков нам встретилось в этом слове ?

Сколько согласных звуков встретилось в этом слове ?

Назовите их

(з,н,т)

Они одинаковые по твердости-мягкости?

(да, все твердые)

Правильно, посмотрите, пожалуйста, в этом слове два твердых согласных стоят рядом (нт)

Уберите, пожалуйста, в пенал звук о .

Уберите, пожалуйста, в пенал звук н .

Уберите, пожалуйста, в пенал звук з .

Какой звук остался ? (т)

Правильно молодцы. Давайте определим, сколько слогов в этом слове .

Приготовили руку и считаем. Зоооонт.

Сколько слогов насчитали? (1)

Как еще мы можем определить, сколько слогов в слове ?

(сколько гласных, столько и слогов) .

Верно. У нас один гласный, значит один слог.

Верно. Давайте составим предложение из двух слов со словом зонт .

(Зонт промок . Зонт украли . Красивый зонт .)

Нарисуйте схему этого предложения на доске.

(Первое слово с заглавной буквы . В конце предложения ставится точка.)

6. Подведение итогов.

Какие задания вам понравились?

Какие показались сложными? Почему?

Сегодня на занятии мне понравилось , как работали…., вы молодцы. Надеюсь, остальные ребята будут также активно работать на следующих занятиях .

Занятие окончено . Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД в старшей группе «Звуковой анализ слова «Роза»» Конспект непосредственно образовательной деятельности №13. Тема: Звуковой анализ слова «Роза» Интеграция образовательных областей: «Речевое.

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Дом» Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звуковой анализ слова «Дом». Цель: Познакомить детей с последовательным звуковым.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звук [Ч] и буква «Ч» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему: «Звук (Ч) и буква Ч» Задачи: 1.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» Занятие по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» (старшая группа) Цель - учить составлять предложение из двух слов, называть первое,.

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: - освоение звукового анализа слов; - определять протяженность слов и составлять.

Занятие по грамоте «Звуковой анализ слова «Изба»» Оу ызметіні йымдастырулы техналогиялы картасы Технологическая карта организованной.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Звуковой анализ слова «гуси» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова Цель: Создать условия по овладению.

Библиотека изображений:

З о н т

з о н т Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса - это разные правила.

Как разбивать слово на слоги

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

1 ) Транскрипция слова «зонт»: [зонт].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
з - [з] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о - [о] - гласн., ударный; ниже см. § 20.
н - [н] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Сонорные согласные в отличие от шумных не оглушаются перед глухими (см.: В.Н. Мусатов Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2012. С. 73). Звук [н] произносится мягко только перед мягкими [т❜], [д❜], [н❜], [ч❜], [ш ❜].
т - [т] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ([ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

4 буквы, 4 звука

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 20

§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: зао́ хать, зао́ чник, поо́ даль, проо́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, цо́ кать.

Наталья Михайловна Шляпникова
Конспект занятия по развитию речи детей «Звук и буква О»

Конспект занятия по развитию речи детей на тему :

«Звук и буква О » .

Тема : Звук и буква «О» .

Цель :

Способствовать развитию звуко- буквенного анализа .

Способствовать развитию фонематического слуха.

Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением – красным квадратом.

Учить определять место звуков О в словах и обозначать на схеме красным квадратом.

Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком О , которые есть в этом стихотворении.

Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О .

Учить писать печатную букву О , используя образец.

Учить соотносить схему слова с названием изображённого предмета.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия:

1. Организационная часть :1. Приветствие.

2. Посадка.

2. Сообщение темы и целей занятия .

Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком О , и узнаем, какой буквой он обозначается .

3. Игра : «Найди и обведи» .

Откройте ваши тетрадочки вот на этой страничке (педагог показывает нужную страницу) .

Давайте посмотрим внимательно и назовём животных, нарисованных на картинке.

Ответы детей : кошка, слон, заяц, волк.

А теперь давайте попробуем произнести эти слова, интонационно выделяя звук О . Хорошо. Молодцы! Ребята приготовьте ваши волшебные карандашики. Давайте сделаем небольшую гимнастику для ваших пальчиков, чтобы они у вас не ленились.

Мне в стакан налили чай

И сказали размешай,

Ложку дружно взяли,

Сахар быстро размешали.

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял,

Ты качай, качай, качай.

Только хвостик не теряй.

- Все дружно :

Мы карандашик правильно берём,

Кладём на средний палец.

Затем большим его прижмём,

А указательным ведём,

Чтобы он качался.

Обведите в кружок только тех животных, в названии которых вы услышали звук О .

Какие слова вы обвели?

Ответы детей : Слоон, воолк, коошка.

Какое слово осталось?

Ответы детей : Заяц.

Ребята, звук О – гласный , он произносится плавно, протяжно. Воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звуки мы произносим и слышим.

4. «Отгадай загадку» .

А теперь послушайте и попробуйте отгадать загадки. В каждой отгадке, есть звук - О . Вы должны сказать, где он стоит, в начале слова, в середине или в конце?

1. Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(Осы.)

2. Рамки деревянные,

А стенки стеклянные.

(Окна.)

3. Я - на том берегу

И на этом берегу,

Через речку перебраться

Я тебе помогу.

(Мост.)

4. Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож.)

5. Без крыльев, а летит.

Без ног, а бежит,

Без паруса, а плывёт.

(Облако.)

6. Что такое?

Каши зачерпнёт,

И отправит в рот.

(Ложка.)

7. Кто в дни болезней,

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?

(Доктор.)

8. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

(Метро.)

5. Игра : «Определи место звука в слове » .

Ребята, слова на рисунке обозначены в виде прямоугольника. Звук О мы будем обозначать квадратиком красного цвета. Звук О может находиться в словах в начале, в середине и в конце.

Возьмите карандашик красного цвета и нарисуйте квадратик в прямоугольнике, там где слышится звук О в названии этих предметов.

Давайте назовём слова, в которых звук о слышится в середине слова.

Ответы детей : зонт, бочка.

Назовите слово в котором звук О слышится в конце слова.

Ответы детей : пальто.

6. Игра : «Кто внимательный?»

Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение З. Александровой, послушайте внимательно и запомните слова, в которых есть звук О .

Вышли волки на охоту.

Бродят стаей по болоту.

Между прочим, говорят,

Волки ягоды едят.

Скажите, какие же слова вы услышали в этом стихотворении со звуком О , интонационно выделяя звук О .

Ответы детей : воолки, охооту, броодят, болооту.

7. Физкультминутка – игра «Слушай, делай» .

А теперь немного отдохнём. Тихо встаём все в круг.

Руки в стороны, вперёд.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

(Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.)

8. Рисование мячей, письмо буквы О .

Ребята, у звука О есть свой письменный знак, это буква О . Посмотрите внимательно, она написана в левом уголке, а в правом - её шуточное изображение. Послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Блюмкиной про букву О .

Кольцо у мамы на руке,

Обруч гимнастки тоже,

Баранки, бублики – ну всё

На букву О похоже .

В этой букве нет угла ,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

(Е. Тарлапан.)

Скажите, на что же похожа буква О ?

Ответы детей : (на кольцо, на обруч, на баранки, на бублики) .

Какая по форме буква О ?

Ответы детей : (круглая) .

Давайте попробуем превратить букву О , с помощью цветных карандашей в солнышко, мячик и арбуз.

(Педагог раздаёт детям листочки с буквой О , а дети выполняют её

превращение.)

Ребята, возьмите карандашики и нарисуйте мяч так, как показано на рисунке, сначала по точкам, а потом самостоятельно.

А теперь давайте попробуем написать букву О , сначала по точкам, а потом самостоятельно.

9. Игра «Схема, слово» .

Посмотрите в тетрадочки и назовите предметы интонацией выделяя звук О .

Ответы детей : Оослик, доом, ведроо.

Хорошо. Соедините схему слова с предметом к которому она подходит.

(Дети соединяют слово – ослик с прямоугольником, где буква О в начале ; дом – с прямоугольником, где буква О в середине ;

Ведро – с прямоугольником, где буква О в конце .)

10. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Дети проверяют, всё ли занятие у них выполнено правильно.

За оценку взяты цвета светофора : Зелёный – всё правильно (можно переходить к следующей страничке, жёлтый – 1,2 – ошибки (исправь ошибки и тоже можешь идти дальше, красный – все задания выполнены не правильно (ребёнку надо позаниматься дополнительно) . Проверяя, ребята закрашивают воздушный шарик, находящийся в правом нижнем уголке в зелёный, жёлтый, или красный цвет.

11 Итог занятия .

Ребята, с каким новым звуком мы познакомились сегодня на занятие ?

Какой буквой он обозначается ?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

На этом наше занятие закончено . До свидания.

Педагог дополнительного образования