Фотографируем городские пейзажи. Как фотографировать пейзаж правильно и что нужно знать, чтобы получить шедевры

Съемка городских пейзажей имеет свои особенности. Во-первых, в городе нет ни полей, ни холмов, которые присущи сельской местности. Во-вторых, в городе присутствует совершенно иной тип антропогенного ландшафта, который ложится в основу снимка. Несмотря на то, что сюжет городского пейзажа иной, многие положения остаются прежними.

Особенности съемки городских пейзажей

При съемке городского пейзажа фотограф должен выбрать смысловой центр кадра или нечто, что могло бы передать масштаб и глубину. В противном случае снимок будет лишен какого-то бы ни было смысла.

Отличительной особенностью городского пейзажа является то, что в нем очень интересны детали. Это его сильно отличает от традиционных ландшафтных снимков и панорамного подхода. Фотограф должен уловить гармонию в расположении зданий, примыкающих друг к другу, орнаменте оконных проемов в стене.

Эксперименты с углами съемки, наклонами фотокамеры могут принести подчас поразительные результаты. Различные подходы к фокусировке на изображении позволят выделить отдельные детали, такие как дверные ручки или фрагменты барельефа на зданиях старинной постройки.

Снимок 1. Внимание к деталям в городском пейзаже позволяет получить интересные снимки.

Наружная световая реклама может сложиться в интересный узор, в качестве фона к которому можно использовать небо или фасад здания. Можно поэкспериментировать с отражением зданий или отдельных предметов в панорамных окнах современных высотных зданий.

Нерезкость совместно с длинными выдержками может оказаться оригинальным приемом, подчеркивающим оживленность движения современного города.

Снимок 2. Съемка на длинных выдержках позволяет получить нерезкую картинку городской суеты.

Зачастую, смена точки съемки позволяет увидеть фотографу заинтересовавший его городской пейзаж совершенно по-другому. Например, здание стоящее на краю пустыря, поросшего бурьяном на снимке будет выглядеть совершенно иначе в зависимости от того, с какой стороны была произведена его съемка.

При съемке со стороны города оно окажется стоящим в бурьяне, а при съемке со стороны пустыря будет являться элементом города.

Роль света при съемке городских пейзажей

Свет играет исключительную роль при съемке сцен на улице и архитектуры. Он оказывает различное действие на разнообразные поверхности зданий. Отражение солнца от стеклянных поверхностей окон и витрин под разными углами создает разнообразие эффектов. Бетонные поверхности лучше всего снимать при ярком солнечном освещении, когда на них отбрасываются густые тени.

Кирпичная кладка хорошо проявляет свою фактуру при боковом освещении. Рисунок литых или кованых металлических решеток идеально проявляется при контровом освещении, выделяющем контуры со светлыми линиями по краям. Рельефный орнамент элементов украшений зданий прекрасно выявляется при рассеянном свете. Боковой свет помогает усилить контраст смежных сторон зданий.

Снимок 3. Боковое освещение позволяет максимально проявить фактуру кирпичной кладки.

Применение объективов при съемке городских пейзажей

Для изменения передачи изображения городского пейзажа фотографы используют различные объективы. Телеобъективы позволяют сузить перспективу, и становится возможным получить изображение зданий как бы смыкающихся вверху. Широкоугольные объективы, наоборот, расширяют перспективу, но возникает проблема схождения вертикальных линий.

Снимок 4. Искажение перспективных линий при съемке широкоугольным объективом.

Данная проблема решается двумя способами:

  1. вводить корректировку вертикалей;
  2. использовать этот эффект на снимке.

Чтобы скорректировать вертикали необходимо применить объектив, который корректирует перспективные искажения. Если такого объектива нет, то можно попытаться изменить точку съемки, например, выбрать ее как можно дальше от фотографируемого здания или попытаться подняться на высоту, снимая с которой устраняется эффект перспективного искажения, например, из окна здания, стоящего напротив.

Может возникнуть ситуация при которой фотограф не в состоянии поменять точку съемки. В этом случае профессионалы поступают следующим образом. Съемка задания проводится широкоугольным объективом так, чтобы его оптическая ось была параллельна горизонтальной плоскости.

В таком положении здание в кадре займет только его верхнюю половину. При дальнейшей обработке фотограф производит кадрирование снимка и получает искомый результат.

Данный прием позволяет получить протокольно точное изображение здания, но если фотограф стремиться к получению художественного снимка, то эффект схождения вертикалей можно использовать во благо. Для этого необходимо использовать широкоугольный объектив с минимально возможным фокусным расстоянием.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Город обретает чарующий облик с наступлением ночи. В этом уроке мы поговорим о съемке городских пейзажей после захода солнца, ведь с приходом сумерек фотографии становятся невероятно атмосферными.

По-настоящему завораживающие снимки получаются не ночью, а во время сумерек, когда солнце только село, но ночь еще не наступила, и по-прежнему присутствует естественный свет, который позволяет нам сохранять на фотографиях детали. В это время уже зажигаются огни ночного города, придающие особый шарм. Сумерки длятся недолго, поэтому вы должны быть готовы к съемке прежде, чем сядет солнце.

Чтобы сделать эти снимки мы отправились в самый центр Лондона к Собору Святого Павла и мосту Миллениум, пересекающему Темзу. Желательно, чтобы фотография города в вечернее время включала в себя либо красивое историческое здание, либо мост с подсветкой, перекинутый через реку; должно быть что-то, что приковывает основное внимание зрителя на себя.

Вам понадобится штатив и нейтральный фильтр, позволяющий снимать при более длинных выдержках. Фильтр позволит вам не только создать интересные эффекты, но и поможет очистить кадр от повсюду снующих туристов. Для этого установите плотный нейтральный фильтр и выставите выдержку примерно на 15-30 секунд.

Как фотографировать вечерний город

1. Место и время

Чтобы в полной мере воспользоваться сумеречным освещением и отснять хороший материал, подготовьте всё заранее. Узнайте, в какое время в городе вашего пребывания наступают сумерки. Для съемки выберете точку, с которой открывается вид на хорошо освещенную часть города, где будут гореть огни и иллюминации.

2. Используйте штатив

Установите фотокамеру на штатив, чтобы фотографировать при длинных выдержках. Для съемки найдите место, где вас не будут тревожить прохожие. При ветреной погоде во избежание качания штатива, необходимо добавить дополнительный вес. Для этого многие штативы оснащены специальным крючком, на который можно подвесить сумку или любой другой утяжелитель.

3. Настройки камеры

Установите на камере режим приоритета диафрагмы (Av) и выставите диафрагму равную f/16. В сочетании с длинной выдержкой источники света на фотографии примут очертания звезд. При длинных выдержках может появиться шум, поэтому снимайте при ISO100 и в формате RAW.

4. Нейтральный ND фильтр

Чтобы снимать при достаточно длительной выдержке и получить на фотографии размытые облака или воду, необходимо использовать нейтральный фильтр. Мы пользовались вариативным нейтральным фильтром, плотность которого регулируется поворотом колеса. Самая оптимальная выдержка, на мой взгляд, 30 секунд.

5. Композиция и фокусировка

Включите режим живого просмотра (Live View), чтобы было удобнее компонировать снимок и определять зону фокуса. Чтобы привлечь внимание зрителя, компонируйте кадр, используя основные линии сцены: линии зданий, моста или реки. Для настройки фокуса переключитесь в ручной режим, увеличьте основной объект вашей фотографии, наведите на него фокус, чтобы получить его максимально резким.

6. Пульт дистанционного спуска затвора

Используйте пульт дистанционного спуска затвора, чтобы не касаться корпуса фотоаппарата и вызывать тем самым колебание и тряску во время экспонирования. Если у вас нет такого пульта, то вы можете воспользоваться таймером и снимать с задержкой в 2 секунды. Главное не касаться камеры во время экспонирования.

Не забывайте о правиле третей, которое сослужит вам хорошую службу при съемке, как простых пейзажей, так и городских. Для нашей фотографии мы заполнили верхнюю треть небом, а нижнюю водой и поместили купол собора пол левую вертикальную линию. Диагональная линия моста также имеет свое значение, она приводит внимание зрителя к центральному объекту фотографии.

Постобработка ночных городских пейзажей

1. Редактор Adobe Camera Raw

Загрузите исходное изображение. Сдвиньте слайдер, отвечающий за Температуру (Temperature), до значения 7650, чтобы сделать снимок теплее. Чтобы сделать фотографию чуть светлее, исправим значение Экспозиции (Exposure) на +0.95, ползунок, отвечающие за Яркие тона (Highlights) уведем влево до -60, чтобы исправить переэкспонированные области, а ползунок Тени (Shadows) вправо до +60, чтобы добавить заполняющий свет в теневые области. Для контраста (Contrast) выставляем значение +30, для четкости (Clarity) +35 и для насыщенности (Saturation) +10.

2. Кадрирование и выпрямление

На панели управления кликните по иконке инструмента Кадрирования (Crop tool) и удерживайте, выберете масштаб 2: 3 и кадрируйте фотографию, убрав все лишнее, в нашем случае в нижнюю часть кадра влез забор, от него-то мы и избавились. Далее выбираем инструмент Выпрямление (Straighten) и рисуем линию, параллельную любой прямой линии на фотографии, это может быть стена, река, мост и др. Нажимаем клавишу Enter, чтобы кадрировать и выпрямить изображение.

3. Исправляем цвет неба

Мы хотим затемнить верхнюю часть неба, для этого воспользуемся градиентом. Создаем новый слой, кликаем по переднему цвету в образце рабочих цветов (в столбце инструментов), чтобы открыть палитру цветов. Переместите курсор на часть фотографии с небом, курсор примет вид пипетки, и кликните по самому темному участку неба, далее в появившемся окне смещаем кружок к более темному и насыщенному синему.

4. Рисуем градиент

Выбираем инструмент Градиент (Gradient Tool). На панели параметров кликаем по кнопке Изменить (Edit) и выбераем опцию От переднего плана к прозрачности (Foreground to Transparent), затем выбераем Линейный Градиент (Linear Gradient). Нарисуйте короткий градиент от верхней границы изображения до купола собора и смените режим наложения на Перекрытие (Overlay).

Для настройки контраста создайте новый корректирующий слой Уровни (Levels) и установите слайдер Тени (Shadows) на 8, а Средние Тона (Midtones) на 1.05.

Примечание: В конце создайте объединённый слой, используя комбинацию клавиш Ctrl+Alt+Shift+E и примените к нему фильтр Контурная резкость (Unsharpen Mask).

Как еще фотографировать город во время сумерек?

Фотографируя городские пейзажи, можно реализовать множество творческих возможностей.

Городские пейзажи прекрасно подходят для панорамных изображений. Мы кадрировали эту фотографию до масштаба 16:9, чтобы создать эффект панорамы. Вы можете сделать длинную панораму, отсняв заранее заготовки, которые объедините во время постобработки.

Также вы можете придать жизнь городской фотографии, снимая на длинной выдержке многолюдную улицу или площадь, это создаст эффект движения. Для лучших результатов установите выдержку от 1 до 5 секунд. Эта фотография была сделана при выдержке в 2.5 секунды и диафрагме f/10.

Особенности фотосъемки городского пейзажа

Фотографу в городе очень часто попадаются на глаза интересные здания и архитектурные сооружения, дороги, мосты, уличные фонари, столбы и прочие объекты, которые непременно хочется сфотографировать на память. Он достает фотокамеру, наводит резкость на объект съемки, нажимает на кнопку спуска и …. в итоге разочаровывается в полученном результате.

Почему так получается? Возможно, фотограф неправильно кадрировал кадр, взял не тот ракурс или просто не обратил внимание на настройки камеры и работал в автоматическом режиме. Так как же тогда фотографировать городские пейзажи ? На самом деле не так сложно, как кажется. Нужно лишь учесть некоторые особенности фотосъемки городского пейзажа:

Читайте тут:

1. Освещение

Считается, что самое лучшее время для городской фотосъемки – это утро, вечер или ночь, но только не день. Днем яркие лучи полуденного солнца освещают городские здания и достопримечательности сверху. Здания при таком освещение визуально теряют детали и поэтому кажутся на фотографии плоскими и невыразительными. Утром и днем освещение становится боковым. А боковое освещение, как известно, создает тени, благодаря которым объект съемки становятся визуально объемными и более контрастным.

Опытные фотографы предпочитают фотографировать городские пейзажи в утренние и ночные часы, потому что в это время суток поток людей и машин в городе значительно меньше, чем днем и вечером. Этот немаловажный фактор позволяет им почти беспрепятственно фотографировать городские здания и улицы с разных ракурсов. Кроме этого, ранним утром фотограф может сделать великолепные кадры просыпающегося солнца между многоэтажными зданиями. Только в этом случае ему придется надеть на объектив бленду или UV-фильтр, чтобы избежать появления бликов на изображении.

2. Особенности съемки ночного города

Настоящие фотографические шедевры с изображением города можно получить ночью. Но у ночной съемки есть свои определенные особенности, которые должен учитывать каждый фотограф.

Во-первых, для съемки ночного города, утопающего в свете ночных фонарей и прожекторов, вам понадобится штатив, т.к. фотографировать придется на длинных выдержках, чтобы пропустить на матрицу фотокамеры как можно больше света. Для лучшей стабилизации фотоаппарата вам так же может пригодиться пульт дистанционного управления. Но можно справиться и без штатива, если найти в городе подходящую опору для рук или плоскую и стойкую поверхность для камеры.

Во-вторых, из-за яркости освещения система встроенного измерения экспозиции может выдать недоэкспонированное или переэкпонированное изображение. В этом случае вам может помочь встроенная функция брекетинга , которая есть почти в каждой современной зеркальной камере. Если в вашем фотоаппарате нет такой замечательной функции, тогда воспользуйтесь другой не менее полезной функцией “Коррекция экспозиции” , кнопку которой не сложно найти на панели камеры. Компенсация экспозиции в плюс сделает кадр светлее, в минус – темнее.

Кстати, функции брекетинга и коррекции экспозиции могут понадобиться во время съемки городских объектов в любое время суток, не только в ночное.

Фотографировать ночной город можно как в полуавтоматическом режиме “Приоритет диафрагмы”, так и в режиме “Приоритет выдержки”. В любом из этих режимов вы сможете при необходимости воспользоваться коррекцией экспозиции и, таким образом, добиться хорошего результата.

3. Точка съемки

Для того чтобы сделать по-настоящему хорошие фотографии города необходимо найти правильную точку съемки. Вы можете фотографировать городской пейзаж с уровня своего роста, с уровня земли или с крыши какого-либо дома. Но при этом помните, что каждый уровень съемки тоже имеет свои нюансы. Например, если вы фотографируете городской пейзаж с самой нижней точки, то рискуете получить некоторое искажение высоких зданий. Зрителю будет казаться, что они вот-вот упадут. Но некоторые фотографы именного этого эффекта и добиваются, поэтому во время съемки в городе они используют вместо стандартного объектива широкоугольный.

4. Композиция

Композиция городского пейзажа напрямую зависит от точки съемки. Если вы фотографируете город с уровня земли или с рук, то старайтесь включить в кадр только те элементы, которые могут вызвать интерес у зрителя и исключить все лишнее. Хороший пример – фотография ниже. Ничего лишнего. На переднем плане находится скульптура – изюминка фотографии. Явно не главный объект съемки, но, тем не менее, вызывающий интерес у зрителя.

Не забывайте и о точке интереса, фотографируя город с высоты, иначе ваша фотография будет казаться одним сплошным полотном, особенно ночью. Точкой интереса для вашей фотографии может послужить самая высокая башня в городе или самый освещенные участок, например, центральная улица, освещенная фонарями и уходящая вглубь города.

Так же очень важно не терять передний план изображения, чтобы фотография не казалась обрезанной. Если вы фотографируете ряд зданий, то обязательно включите в кадр проезжую дорогу, клумбу с цветами, кустарники и другие привлекательные объекты. В том случае, если вы фотографируете вид на город с теплохода, тогда на переднем плане вам необходимо разместить водную гладь реки.

5. Кадрирование

Если во время съемки вы допустили ошибку при построении композиции кадра, и в итоге на вашей фотографии оказалось слишком много неба над главными объектами съемки или в край кадра вошли неприглядные объекты, которые вы хотели бы исключить, то исправить эти оплошности вам поможет Фотошоп. С помощью инструмента “Рамка” (клавиша С) вы сможете за считанные секунды довести вашу фотографию “до ума”, и в результате получить потрясающую фотографию городского пейзажа! Успехов!

Читайте другие материалы

Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Некоторые фотолюбители считают пейзаж одним из самых элементарных жанров съемки. В какой-то степени я разделяю их точку зрения: ходи себе, где нравиться, да снимай все, что взбредет в голову.

Плюс, в отличие от студийной съемки, которая требует немалых финансовых затрат, природа не исчезнет и не потребует взамен ничего, кроме бережного отношения к ней, да и обстановка меняется в зависимости от времени года, даруя простор фантазии.

Но так ли пейзаж на самом деле прост? Давайте разбираться вместе.

А начнем разбор полетов, пожалуй, с определения данного жанра и его места в человеческой реалии.

Пейзаж в фотографии

Пейзаж – это жанр, в котором центром изображения является природа.

Данное направление зародилось еще в эпоху отсутствия фотоаппаратов, когда известные и не очень художники выезжали на пленер и передавали уведенное с помощью кистей и красок.

Именно поэтому пониманию смысла данного жанра, следует учиться у художников-реалистов.

Картины, как ничто иное, позволяют прочувствовать всю красоту природы, они неразрывно связаны с внутренним миром человека, с его чувствами, настроением и любовью к жизни, в целом.

И в фотографии пейзаж – это не досконально точная перерисовка того или иного уголка природы, а собственное мировосприятие.

Современные пейзажные фотографии довольно разносторонни. Выставки подобных материалов прививают зрителю художественный вкус и развивают воображение, путем проведения ассоциативных параллелей между реальной жизнью и снимками.

Взаимосвязь между фотоискусством и жизнью породило новое направление – городской пейзаж, в котором доминантой становиться не природа, а детище общества – город с его многочисленными улицами, объектами архитектуры, площадями, а также нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов.

Городской и классический пейзаж увлекает даже самых скупых фотографов! И этому есть объяснение: снимая в этом жанре можно получить отличные кадры, не используя дорогостоящей техники.

Все что нужно – это желание, терпение, штатив, зеркальный фотоаппарат, и некоторые навыки его использования.

Съемка в этом жанре, как, собственно, и в любом другом, – это, в первую очередь, творческий процесс, сопровождающийся собственным видением происходящего, но, как ни странно, существует множество правил, соблюдение которых избавит от неудач.

Фотосъемка пейзажа

Закройте на мгновение глаза и представьте: перед вами раскинулись небывалой красоты просторы и кажется, что стоит только нажать на спуск, как на дисплее фотоаппарата появится самое прекрасное изображение, которое не видывал свет…

Запечатлейте в памяти данный эпизод и откройте глаза, ваша фантазий так и останется фантазией, и вы никогда не узнаете, как фотографировать пейзаж, если пренебрежете нижеперечисленными правилами.

  • Максимальная резкость . Многие фотографы практикуют съемку пейзажа при открытой диафрагме, тем не менее «многие» — не показатель хорошей работы.

Классическим приемом во время пейзажной съемки считается наведение резкости на все изображение (съемка на прикрытой диафрагме).

Обычно достаточно произвести простые настройки камеры, чтобы получилось резкое и в меру экспонированное фото: ползунок в районе f/11-16, а можно доверить автомату, если снимать в . Однако, во избежание шевеленки, лучше проводить съемку пейзажа при помощи или .

  • Наличие смысла . Для любого фото важно наличие смыслового центра композиции, чтобы, как говориться, глазу было за что зацепиться. Центром внимания может служить что угодно: интересной формы строение, дерево, гора, корабль посреди мора и т.д.
  • Правило третей в общей композиции кадра. Расположение смыслового центра относительно всех элементов и деталей снимка также важно, как наличие резкости.

Эталонное гласит: фото выглядит наиболее выигрышно, когда фотографируемые предметы, условно разделены линиями, которые делят изображение на три части, как вдоль, так и поперек.

  • Продуманный передний план . Располагайте смысловые центры на фронтальной части фото, оставляя «воздушное пространство» спереди, таким образом удастся создать эффект легкости и передать глубину.
  • Доминирующий элемент . Секрет удачной природной фотографии раскрыт – на снимке должно доминировать либо небо, либо передний план.

Если ваши фотографии не подходят под данное описание, скорее всего, их сочтут скучными и обыденными.

Если случилось так, что небо во время проведения фотосессии неинтересное и однотонное – сместите линию горизонта в верхнюю треть, так вы не позволите ему превалировать над остальным.

Но если создается впечатление, что воздушное пространство вот-вот взорвётся или обрушиться на землю потоками лавы – отведите ему 2/3 кадра и вы увидите, насколько может измениться сюжет происходящего.

  • Линии . Существует бескрайнее множество способов отразить красоту природы в полном объеме. Один из них – прием включения активных линий в композицию. С помощью линий можно перенаправлять взгляд зрителя с одной смысловой точки фота в другую, создавая при этом некую замкнутость пространства.

Линии не только создают узоры на фото, но и добавляют объем. Это касается и линии горизонта, за которой постоянно нужен глаз да глаз.

  • Движение . Многие считают пейзажные снимки спокойными и пассивными. Но это не обязательно так! Добавить жизни в фото можно при помощи воды или ветра, так например, зафиксируйте зеркальным фотоаппаратом буйство океана или струящийся водопад, дуновение ветра или падение листьев с дерева, взлет птиц или ход людей.

Влияние погоды и времени на качество ландшафтной фотографии

Золотое правило пейзажа: «Сцена и сюжет могут кардинально измениться в одночасье, в зависимости от погодных условий и времени года»

Ошибочно полагать, что лучшее время для природных снимков — солнечный день.

В пасмурную погоду, в плане световых эффектов, снимать одно удовольствие: град, дождь со снегом и гроза могут наполнить зловещим, таинственным настроением любой пейзаж.

Однако есть побочка – вероятность промочить ноги, заболеть и навсегда распрощаться с зеркалкой, поскольку влага может разрушительно сказаться на всей электронике.

Чтобы этого избежать, заранее планируйте свой день, серьезно отнеситесь к сборам: продумайте, что надеть на себя и во что завернуть камеру. Для этих целей лучше всего приобрести водонепроницаемый чехол или хотя бы , защищающую объектив от попадания капель на линзу.

Снимать в дождь не обязательно – это просто один из способов добиться художественности изображений.

Таким образом создается очень мягкий рассеянный свет, придающий снимкам легкость и особый сонный вид.

Лес, затянутый туманом будет выглядеть куда таинственней и привлекательней, нежели в солнечный день.

Хотя если съемка происходит в летний или осенний период, свет пробивающий сквозь листву может создать интересный , на открытой диафрагме.

Во время заката же, используя , можно сфотографировать не менее интересные пейзажи, особенно если передний план будет немного подсвечен сзади.

Чтобы избежать зайчиков используйте бленду или . Данный фильтр в пейзажной фотографии просто незаменим.

Ночная съемка в техническом плане, самая сложная. Снимать природу в полном естестве бессмысленно из-за отсутствия света. Поэтому нужно идти туда, где есть искусственные источники света – город.

Бесперебойно использовать вспышку в данном случае не стоит, поднимите значение до 800-1600 и вперед, навстречу городскому пейзажу!

Краткий ликбез на тему ландшафтной съемки подошел к своей точки не возврата! Надеюсь, данная статья была хоть сколько-нибудь поучительна и полезна. Я думаю, что я донес до вас смысл, как правильно фотографировать пейзаж, чтобы добиться нужных результатов.

Если вы начинающий фотограф, который хочет достичь положительных успехов в фотографии, тогда все в ваших руках. Для начала лучше всего начать с понятия своего зеркального фотоаппарата. А помощником может стать один из видеокурсов ниже. Большинство начинающих фотографов, после изучения данного курса, стали по-другому относится к зеркальному фотоаппарату. Курс поможет раскрыть все важные функции и настройки зеркалки, что очень важно на начальном этапе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.

Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь ссылками на статьи с друзьями.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Возможно, глядя на пейзажи именитых мастеров, вы задавались вопросом, как же у них получается даже самые простые виды передать выразительно и необычно. Часть ответа на этот вопрос вы уже получили в предыдущих уроках, где познакомились с основными композиционными приёмами (ритм, линии, симметрия), узнали, как работать с цветом и светом, а также разобрались с принципами построения гармоничной и сюжетной фотографии. Вся эта информация вам пригодится, а в этом уроке мы разберёмся со специфическими пейзажными приёмами, которые позволят вывести ваши снимки на более высокий уровень.

Съемка пейзажей и динамический диапазон

Камера во многом похожа на человеческий глаз, но, к сожалению, не способна абсолютно идентично передать то, что вы видите. Например, часто бывает, что хотите сделать снимок прекрасного вида, но на фотографии вместо голубого неба получается пересвеченное, белое пятно. Или тени уходят в черноту и детали там не читаются. Это объясняется тем, что у матрицы фотоаппарата ограниченный динамический диапазон. Если просто, если сцена контрастная по свету, то у фотоаппарата не получится передать и светлые участки, и тёмные одинаково хорошо, обязательно что-то потеряется.

Как видите, тени провалились в черноту, а небо стало белым, то есть ушло в пересвет.

Вообще, провалы в тенях и пересветы не являются браком. Просто далеко не всегда они смотрятся уместно и красиво. Поэтому, чтобы облегчить себе и фотоаппарату жизнь, нужно искать условия, при которых свет будет менее контрастным и можно будет добиться некоторого компромисса между деталями в тенях и светлых тонах. Самый простой способ - фотографировать в режимное время.

Съемка природы в режимное время

Выдержка в камере во всех режимах ограничена тридцатью секундами, но часто бывает нужно намного более длинное значение. Можно использовать режим bulb, но тогда придётся держать пальцем кнопку затвора, что чревато сотрясениями фотоаппарата и, как следствие, смазанностью. Тут пригодится пульт дистанционного управления. Существуют простые версии пультов ДУ с одной кнопкой (она блокируется, то есть держать не нужно), есть дополнительно с таймером, который позволяет отслеживать значение выдержки. Кроме того, существуют более продвинутые модели, которые позволяют выставить время экспонирования, количество кадров и даже промежуток между ними. Все параметры контролируются на мониторе, после настройки останется только нажать кнопку и ждать, пока снимок будет готов.

Ещё один не менее полезный фильтр - нейтрально-серый. Он имеет затемнённое стекло, что позволяет ограничить поток света, поступающий на матрицу и, как следствие, использовать более длинные выдержки для смазывания, например, воды. Подробности об этом фильтре есть в этой статье.

Также есть ещё один фильтр, который является подвидом нейтрально-серого - градиентный. У него часть стекла затемнённая, а оставшаяся прозрачная. Это нужно для того, чтобы выровнять экспозицию, если сцена имеет большой динамический диапазон. Тут лучше использовать не круглые фильтры, а прямоугольные, так как у них есть возможность, двигая стекло, смещать границу затемнения вверх-вниз (горизонт ведь может быть расположен не по центру снимка).

Границу затемнения лучше располагать на какой-то тёмной области, чтобы её было не так видно. Сложнее, точнее почти невозможно, использовать градиенты, если местность имеет неровный ландшафт. В этом случае появится полоса на фотографии.

Настройки всему голова. Основы фотографии. 2 ступень: Урок 1 (12 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)