Потемкина ф социальные психологические установки. Тест Потемкиной

СПб.: Речь, 2006 - 524 с.

Вопросы изучения рисунков, почерка, речи человека всегда были в поле зрения специалистов различных областей (философов, лингвистов, историков, литературоведов, искусствоведов), однако только психология обладает уникальной возможностью во всем объеме представить личность и особенности ее характера.

Книга предназначена для психологов, философов, искусствоведов, специалистов по коммуникациям, а также для широкого круга читателей, интересующихся изобразительной деятельностью и психологией.

Формат: pdf / zip

Размер: 3,6 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 7
Ч а с τ ь 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО А Н А Л И З А РИСУНКА И ТЕКСТА.. 11
Психологический анализ как метод научного познания 25
Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна 28
Практические возможности применения психологического анализа
рисунка и текста 40
ГЛАВА 2. ОТ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ К АНАЛИЗУ РИСУНКА И ТЕКСТА: 42
История вопроса 42
Концептуальная структура сознания и способы ее функционирования 45
Семантическое пространство и проблемы смыслообразования 52
Сигнальные системы как механизмы развития психики 58
Структура и генезис сигнальных систем 60
Первый уровень сигнальных систем 62
Второй уровень сигнальных систем 66
Третий уровень сигнальных систем 70
Речевая сфера и особенности ее развития 74
Метафорическая сфера и особенности ее развития 77
Ч а с τ ь 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА РИСУНКА
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКА 85
Методы психологического анализа рисунка 91
Графические методы в психодиагностике 99
Тест «Свободный рисунок» 99
Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур 1 1 9
Интерпретация различий личности п о Р. Ассаджиоли 1 2 7
Методика «Пиктограмма» 1 2 9
Диагностика и развитие творческих способностей 1 4 1
Автопортрет в искусстве и психологии 1 4 4
Тест «Автопортрет» 1 5 3
Рисунок и его изменение 1 5 9
ГЛАВА 4. ОБ ИСКУССТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ 167
Художник о б искусстве 1 7 1
Романтический стиль эпохи 1 8 0
ГЛАВА 5. РИСУНОК ЛИЦА 1 9 2
Основные типы лица 202
Лицо и судьба 207
1. Интуитивно-этический интроверт 208
2. Интуитивно-логический интроверт 209
3. Сенсорно-этический интроверт 210
4. Сенсорно-логический интроверт 212
5. Этико-интуитивный интроверт 213
6. Этико-сенсорный интроверт 214
7. Логико-интуитивный интроверт 215
8. Логико-сенсорный интроверт 216
9. Интуитивно-этический экстраверт 217
10. Интуитивно-логический экстраверт 218
11. Сенсорно-этический экстраверт 219
12. Сенсорно-логический экстраверт 220
13. Этико-интуитивный экстраверт 221
14. Этико-сенсорный экстраверт 222
15. Логико-интуитивный экстраверт 223
16. Логико-сенсорный экстраверт 224
Тесты на определение типа личности 226
Цифровой тест 226
Поэтапный тест 227
Дихотомический тест 229
ГЛАВА 6. ПОЧЕРК И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ 234
Развитие почерковедения 234
Метод психографического анализа Д. М. Зуева-Инсарова 244
Почерк и личность 266
С. Есенин 268
Л. Толстой 270
Л. Собинов 272
Наполеон 272
О секретах графолога 275
Анализ почерка по Д. Сара 277
Наклон 279
Строка 280
Поля 281
Форма букв 283
Нажим 285
Размеры букв 286
Особенности личности, отраженные в почерке 287
Непроизвольные рисунки или каракули 294
ГЛАВА 7. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА СИМВОЛОВ 296
Словарь образов и символов 304
Ч а с т ь 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА
ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 333
Психологический анализ речевых высказываний 333
От психологии проигравших к психологии победителей 340
Системное описание текста 347
Текст и контекст 350
Авторство текста и образ автора: 354
Знание и понимание 355
ГЛАВА 9.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 3 6 4
Психологическое направление в литературоведении 364
О категории психологизма 366
Типологический подход к анализу литературно-художественного
произведения 375
А. Пушкин 377
А. Блок 392
О. Мандельштам 400
А.Ахматова 405
ГЛАВА 10. ТАЙНЫ ТВОРЧЕСТВА: ДОСТОЕВСКИЙ И ЧЕХОВ 410
«Кроткая» Ф. М. Достоевского 422
«Три года» А. П. Чехова. 423
Анализ почерка А. П. Чехова, выполненный Д. М. Зуевым-Инсаровым 428
ГЛАВА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА 432
Методика свободных описаний литературно-художественных текстов.... 432
Экспериментальное исследование динамики и взаимосвязи
психодиагностических показателей 437
Результаты корреляционного анализа психологической
диагностики учащихся старших классов 440
Анализ полученных данных 444
Алфавит чувств 450
Тридцать три несчастья. Причины деструктивного поведения, или Игры для проигравших 451
1. Извлекайте уроки из своих ошибок! 456
2. Мне всегда не везет 458
3. Долгий ящик 459
4. Гнев, который трудно обуздать 460
5. Прежде чем сказать «Да» 462
6. В надежде на понимание 464
7. Снова те же грабли 466
8. Риск ради риска 467
9. Уверенность в своей правоте 468
10. Есть время на примирение 469
11. Излишняя опека родителей 470
12. Изменяйтесь сами, и другие изменятся 471
13. Страдания из-за упрямства 473
14. «У меня всегда все хорошо!» 474
15. Избавляйтесь от навязчивых мыслей 475
16. С протянутой рукой 477
17 . Неоправданные надежды 478
18. Учитесь делать комплименты 479
19. Будьте самим собой! 480
20. Нежелание «играть в игры» 481
21. Зависть - не самое приятное чувство 482
22. Не подавляйте своих желаний 484
23. А разве жизнь не удалась? 485
24. На что мы тратим свои силы? 487
25. Не занимайтесь самоедством 488
26. Начинайте, чтобы победить! 489
27. Удача ждет вас 490
28. В плену у страха 491
29. Не делайте себе больно! 493
30. Боль уйдет! 494
31. Невысказанные просьбы 495
32. Притормозить, пока не поздно 496
33. Устраняйте излишние волнения 497
34. Жизнь прекрасна! 498
35. Лучше действовать, чем реагировать 501
ГЛАВА 12. ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ 503
Стили мышления и их диагностика 5 0 7
Краткие характеристики стилей 507
Сопоставление стилей и типов 517
Литература 519

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной состоит из 80 вопросов, дающих ответы на вопросы "Что важно в жизни?"

Первая часть, 40 вопросов, показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть, следующие 40 вопросов, направлены на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной:

Инструкция к методике Потемкиной.

Ответьте на каждый вопрос "да", если он верно описывает ваше поведение и "нет", если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Стимульный материал (вопросы):

Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»

  1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?
  2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
  3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
  4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
  5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?
  6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
  7. Вам легче просить за других, чем за себя?
  8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
  9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
  10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
  11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?
  12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
  13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
  14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
  15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
  16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
  17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
  18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
  19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
  20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
  21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
  22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
  23. Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?
  24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
  25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
  26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
  27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?
  28. Вы можете назвать себя эгоистом?
  29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
  30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
  31. Ваша отличительная черта бескорыстие?
  32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?
  33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
  34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
  35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
  36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
  37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?
  38. Стремление к результату в любом деле Ваша отличительная черта?
  39. Ваша отличительная черта умение помочь другим людям?
  40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода – власть», «труд – деньги»

  1. Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?
  2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
  3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
  4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
  5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
  6. Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
  7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?
  8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
  9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
  10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
  11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?
  12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
  13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
  14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
  15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?
  16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
  17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
  18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
  19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
  20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
  21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?
  22. Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?
  23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
  24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
  25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
  26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
  27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
  28. Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они заработаны?
  29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
  30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
  31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
  32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
  33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
  34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?
  35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?
  36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
  37. Труд наибольшая ценность для Вас?
  38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?
  39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?
  40. Наиболее сильное потрясение для Вас отсутствие денег?

Ключ к методике Потемкиной.

Часть первая: выявления установок на "альтруизм – эгоизм", "процесс – результат":

  • "Ориентация на процесс": 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
  • "Ориентации на результат ": 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
  • ""Ориентация на альтруизм"": 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
  • ""Ориентация на эгоизм"": 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Часть вторая: выявления установок ""свобода – власть"", ""труд – деньги"":

  • ""Ориентация на труд"": 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
  • ""Ориентации на свободу"": 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
  • ""Ориентация на власть"": 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
  • ""Ориентация на деньги"": 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка и анализ теста Потемкиной.

За каждый ответ ""да"" начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Интерпретация полученных результатов.

Люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля ""разумного эгоизма"" не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей ""интеллигентных профессий"" встречается довольно часто.

Люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния.

Главная ценность для людей, ориентирующихся на свободу – свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание ""свободы"" и ""деньги"".

Для людей с ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Графическое изображение к тесту Потемкиной.

Rating 4.75 (2 Votes)

Исследование социально-психологических установок личности проводилось с помощью методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной .

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной предназначена для выявления степени выраженности различных социально-психологических установок, среди которых присутствует установка, направленная на «альтруизм-эгоизм».

Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию - готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.

Таблица 5

Уровень мотивации

Результат

Альтруизм

Соотношение социально-психологических установок

Полученные нами результаты показывают что большинство сотрудников рекламного агентства имеют установки на свободу, процесс, результат и альтруизм. Это может говорить о том, что сотрудники стремятся выполнить работу, при этом получают удовольствие от процесса, что может гарантировать достаточно быстрое и качественное выполнение поставленной задачи. При этом высокая установка на свободу говорит о стремлении к независимости и максимально самостоятельному выполнению работы. (см. таб. 5)

Таблица 6

Основные значения социально-психологических установок

Максимум

25 процентиль

75 процентиль

Результат

Альтруизм

Согласно полученным результатов отмечаем, что сотрудникам рекламного агентства наиболее присущи социально-психологические установки на свободу, процесс, результат и альтруизм, при этом обращая внимание на низкую установку на власть и деньги, можно сказать, что сотрудникам свойственна высокая работоспособность, не только ради материального вознаграждение, а скорее ради личностного самоутверждения (см. таб. 6)


Рис. 2.3

Предполагается, что люди более ориентированы на процесс, менее ориентированные на результат, что может негативно сказаться на эффективности работы сотрудника.

Анализируя имеющуюся выборку, отмечаем, что действительно присутствуют сотрудники с ярко выраженной ориентацией на процесс (на графике 4 точки в левом верхнем углу, значение результата мало, значение процесса велико). Работа с такими сотрудниками требует особенного внимания.

Еще одну группу, которая с точки зрения эффективности работы сотрудника требуют особого внимания, это люди с низкой мотивацией как к процессу, так и к результату (левый нижний угол графика). Для увеличения эффективности работы таких сотрудников требуется их дополнительная мотивация на результат (рис. 2.3)

Предполагается так же наличие связи между ориентацией к труду и к деньгам.


Рис. 2.4

На рисунке 2.4 отмечаем выраженную положительную корреляцию. Рассчитав значение коэффициента корреляции Спирмена получаем: r s =0,505, p=0,004

Таким образом с ростом показателей ориентации на труд растет и ориентация на деньги (и наоборот). При этом значения с высокой мотивацией к труду и низкой мотивацией к деньгам отсутствуют (пустой левый верхний угол).

Таким образом для нормальной эффективности работы сотрудника рекламного агентства необходимо, чтобы люди, ориентированные на труд имели достойную денежную компенсацию.

Особого внимания с точки зрения эффективности работы персонала требуют сотрудники с низким значением ориентации на труд и особенно в сочетании с высоким значение ориентации на деньги (правый нижний угол).

Когда понадобится: для диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере и для получения ответа на вопрос «Что важно человеку в жизни?».

Тест Потемкиной

Инструкция

Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение, и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовое задание

Часть I. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»

Вопрос Ответ
Да Нет
1 Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?
2 Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
3 Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
4 Вы обычно много времени уделяете своей особе?
5 Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам неинтересно, даже если это необходимо?
6 Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
7 Вам легче просить за других, чем за себя?
8 Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
9 Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
10 Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
11 Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?
12 Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
13 Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
14 Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
15 Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
16 Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
17 Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
18 Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
19 Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
20 Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
21 Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
22 Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
23 Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
24 Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
25 Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
26 Вам часто удается довести начатое дело до конца?
27 Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других людей?
28 Вы можете назвать себя эгоистом?
29 Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
30 Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
31 Ваша отличительная черта – бескорыстие?
32 Свободное время Вы используете для своих увлечений?
33 Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому- то обещали что-либо сделать?
34 Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
35 Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
36 Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
37 Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?
38 Стремление к результату в любом деле – Ваша отличительная черта?
39 Ваша отличительная черта – умение помочь другим людям?
40 Вы способны прилагать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Часть II. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги»

Вопрос Ответ
Да Нет
1 Вы согласны, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела?
2 Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
3 Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
4 Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
5 Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
6 Основное стремление в Вашей жизни – свобода, а не власть и деньги?
7 Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность?
8 Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
9 Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
10 Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
11 Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти – это ее сила?
12 Вы уверены, что все можно купить за деньги?
13 Вы выбираете друзей по деловым качествам?
14 Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
15 Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?
16 Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
17 Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
18 Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
19 Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
20 Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
21 В жизни Вас радует только отличный результат работы?
22 Самое главное стремление в Вашей жизни – быть свободным?
23 Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
24 Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
25 Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
26 Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
27 Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
28 Вы согласны, что деньги не пахнут, и не важно, как они заработаны?
29 Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
30 Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
31 Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
32 Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
33 Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
34 Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?
35 Власть может заменить Вам многие другие ценности?
36 Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
37 Труд – наибольшая ценность для Вас?
38 Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?
39 Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?
40 Наиболее сильное потрясение для Вас – отсутствие денег?

Спасибо за ответы!

Ключ к методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Потемкиной

Описание

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной состоит из 80 вопросов о том, что важно в жизни.

Первая часть (40 вопросов) показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть (следующие 40 вопросов) направлена на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Ключ к тесту

Часть I. Выявление установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

  • ориентация на процесс: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на результат: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на альтруизм: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на эгоизм: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Часть II. Выявление установок «свобода – власть», «труд – деньги»:

  • ориентация на труд: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на свободу: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на власть: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на деньги: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Обработка и анализ

За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически.

Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Интерпретация результата

Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.

Ориентация на процесс

При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс, например, игра в театре.

Обычно люди более ориентированы на процесс, меньше задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат

Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам... Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»).

Ориентация на альтруизм

При больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной, а человек, обладающий ею, – заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма – но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно загонять человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и при этом чувствовать себя от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно... Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм

Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде – просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся разумного эгоизма. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля разумного эгоизма не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей интеллигентных профессий встречается довольно часто.

Ориентация на труд

Большое значение по шкале говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс здесь человеку важно чувствовать, что он не просто занят, а именно работает. При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка – одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.

Ориентация на деньги

При больших значениях по шкале человек имеет установку на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у такого человека денег нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть – как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя, скорее всего, обратит внимание на зарплату, чем на интересность.

Ориентация на свободу

При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него – главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности). Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание свободы и денег.

Ориентация на власть

Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может стать и неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Человек с любой установкой (точнее с набором установок, довольно редко лишь одна установка оказывается полностью доминирующей, т. е. значения по остальным шкалам резко меньше) может найти как свое вполне полезное место в обществе, так и свой способ разрушить все вокруг себя. Но то, зачем (и частично – каким образом) человек сделает то или другое, и показывается результатами данного теста и опросника Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению». Знание особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности, семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.