Консультация для родителей цветы вокруг нас. Консультация для родителей «Экология вокруг нас

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в дошкольном учреждении сочетается с воздействием на ребят в семье.

Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, закономерностей жизни, восприятие красоты растений формируется у детей под влиянием взрослых.

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего, на окне, начнет вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у амельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений. Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений! Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть не отрывая взгляда. Каждый цветок - это удивительное явление. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

Умение рассматривать растение, видеть замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.

Приобщаясь к зеленому саду на окне, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления.

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка.

  • рисование. Дошкольники любят рисовать, и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. Важно, чтобы взрослый умел отчетливо видеть отдельные детали предмета, их форму, расположение, пропорции и доступно показал бы малышу, как можно изобразить красивое явление на бумаге. Впервые садясь с ребенком за рисование с натуры, взрослый учит его, как расположить рисунок на бумаге, с чего начать.
  • участие в непосредственном уходе за растениями . Надо, чтобы ребенок занимался этим трудом более или менее регулярно и осваивал различные операции. Путь здесь такой: от действий, производимых совместно со взрослыми, и действиям самостоятельным; от примитивных ко все более усложняющимся трудовым операциям; от разовых, эпизодических поручений к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а неслучайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.
  • Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребенка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника еще не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд - это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Мать или отец периодически дает поручения сыну или дочери: «Осмотри землю в горшках и реши, надо ли поливать растения. Полей цветы, наполни лейки водой и поставь их на место, помой поддоны». Ребенок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет его действия. При этом дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, т.е. получить оценку своего труда. Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показать новые приемы, способы, операции.

Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках, как опрыскивать растения из пульверизатора. В такие моменты из разговоров со взрослым ребенок приобретает новые знания.

Поручения следует все время разнообразить по содержанию и по форме, чтобы они не надоедали ребенку. Чаще и регулярнее ему можно поручать то, к чему он сам тяготеет и в чем приобрел уже навыки самостоятельности. Поручениям, которые получает старший дошкольник, готовящийся к поступлению в школу, можно придать характер регулярного исполнения.

  • выращивание растений . Его могут практиковать и те семьи, которые не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить ее в банку, но и в том; чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.

Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребенком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы . Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какай она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, заставил бы его задуматься на тем, какие условия способствовали появлению зеленого лука.

Дошкольнику интересно проращивать не только лук. В зимнее время на окне в ящике можно сделать настоящую грядку, посадив на нее корнеплоды свеклы, петрушки, моркови, несколько долек чеснока. Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян.

Выращивать новые растения можно и из черенков комнатных растений. Особенно интересно понаблюдать с ребенком, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустов, срезанные в конце зимы и поставленные в воду.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ТЕМА ПРОЕКТА: «Цветы вокруг нас»

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ, НЕОБЫЧНОЙ КРАСОТЫ»

ТИП ПРОЕКТА: творческий, информационно-исследовательский, художественно-эстетический, групповой

ВИД ПРОЕКТА: среднесрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ознакомление с окружающим, формирование мировоззрения детей через красоту цветов, оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ: цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и конечно же знать.

Дети должны видеть связь цветов с окружающей средой, как они вливаются в жизнь человека не только в живом виде, но и как декоративное украшение, украшение нашего города.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: «Зачем цветы на Земле?»

ЦЕЛЬ: развитие экологического и эстетического воспитания детей;

развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ :

v Дать понять, что такое цветы

v Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, поле, сад, город, дом)

v Отметить значение роли цветов для жизни и деятельности человека

v Познакомить детей с профессией людей, связанных с цветоводством

v Дать понять, что цветы могут быть не только в природе, а использоваться как декоративное украшение, цветочные росписи, каменные цветы, волшебные цветы в сказках, украшают ограды и решётки города

v Развивать умение сравнивать и анализировать.

v Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства

v Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, объектов культуры и искусства нашего города

v Развивать умения передавать свои чувства в рисунках и поделках

v Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, полевых, садовых, комнатных, сказочных и декоративных

v Воспитывать бережное отношение к цветам, заботиться о них

v Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

v Информативно-рецептивный метод: проблемные вопросы, наблюдения, рассматривание, демонстрация наглядных средств

v Словесный: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции, развитие наглядно-образного мышления

v Репродуктивный: повторение способов действий, направлен на закрепление и знаний детей

v Эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает самостоятельно выполнить задание

v Исследовательский: опыты, самостоятельные наблюдения, коллективные наблюдения

v Практический: связан с применением знаний в практической деятельности

v Игровой: сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры драматизации, развивающие игры, подвижные игры.

v Эпизодические приёмы: загадки, упражнения, имитации, игровые действия

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

v Познавательные занятия (природный и социальный мир, развитие речи, аппликация, конструирование, лепка, рисование, музыка)

v Дидактические и развивающие игры,

v Викторины

v Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках

v Индивидуальные занятия с детьми

v Слушание музыки

v Разучивание танцев

v Проведение консультаций для родителей

ПРОДУКТ ПРОЕКТА (результат)

v Развитие познавательного интереса детей, расширенное представление о цветах

v Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребёнка

v Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями

v Индивидуальные и коллективные работы в разных видах деятельности

v Конкурс совместных работ родителей и детей

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. 1. Подготовительный этап

Проблема: Зачем цветы на Земле?»

Разработка проекта:

1. Донести до участников проекта данную проблему.

2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

3. Подборка иллюстративного материала.

4. Подборка стихотворений, загадок, сказок, мифов, легенд.

5. Подборка дидактических, развивающих, подвижных игр, весёлых вопросов и упражнений по теме.

6. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

7. Задания родителям по данной теме.

2. Деятельный (основной) этап

v Беседы с детьми

Беседа: «Цветы – краса Земли»; «Почему их так назвали»; «Цветочные сны»; «Цветы – талисманы»; «Цветы в сказках».

Чтение познавательной, художественной литературы;

Заучивание и чтение стихов;

Загадывание загадок, ребусов

Цель: знакомство с цветами моего города.

Беседа:

«Цветы в легендах, стихах, загадках, сказках, песнях»;

«Профессии людей, занятых в цветоводстве»

«Красота спасёт мир»

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

Дидактические игры «Цветочный магазин»; «Сложи цветок»;

«Найди цветок по описанию»

Цель: закреплять умения различать цветы, находить нужный цветок среди других, группировать по цвету, составлять красивые букеты; уточнять знания о строении цветка; закреплять знания детей о комнатных растениях; наблюдать за пробуждением земли, о первоцветах.

Познакомить детей с волшебным миром цветов, через сказки.

v РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ

О цветниках дома, на даче, в городе;

Как вместе с родителями заботятся о цветах;

Какие цветы занесены в «Красную книгу природы»

В каких случаях дарят цветы;

В каких местах цветы украшают наш город

Цель: формировать умение составлять рассказы творческого характера на тему предложенную воспитателем, воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

v ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

О.В. Маринечева, Н.В. Ёлкина: «Одуванчик», «Пчёлка на разведках», «Подснежник», «Под кустом» - сказка, «Незабудка», «Первоцветы», «Май – Цветень»

В. Александров «В рощах секретных» - главы из повести «Мой хутор»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

Алексей Толстой «Иван да Марья»

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Русская народная сказка «Золотой венок»

А. Майкова «Пейзаж»

Т. Нуждина «Мать-и-мачеха»

Ф. Абрамов «На мартовском солнышке»

А. Шевченко «Весна мастерица»

В. Степанов «Летающий цветок»

В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

Ф. Троицкий «От чего завял цветок»

В. Катаев «Цветик семицветик»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

П.П Бажов «Каменный цветок»

Л. Ермолаева «Прогулки по Петербургу»

А. Булах «Каменное убранство Петербурга»

Сборник «Что? Где? Когда?»: «Летний сад»

v ЧТЕНИЕ СТИХОВ

М. Познанская «Ромашка» Д. Михайловский «Цветок»

В. Ивченко «Васильки» В. Боков «Иван-чай»

М. Пронько «Подсолнух» А. Островский «Ландыши»

Г. Новицкая «Ромашки» И. Белоусов «Осень»

А. Фет «Осенняя роза» И. Бунин «Подснежник»

А. Блок «Глушь» С.Я. Маршак «Круглый год»

Е.А. Благина «Черёмуха», «Одуванчик»

З.Н. Александрова «Белая черёмуха», «Подснежник»

А. Ахматова «Я к розам хочу…»

v СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Цветочный магазин», «Аптека», «Продавец цветов», «Садовник»

«Сложи цветок», «Найди растение по описанию», «Цветок – твой талисман», «Угадай цветок по описанию», «Узнай цветок по загадке, иллюстрации», «Собери цветок из геометрических фигур», «Укрась цветочный ковёр», «Посади луговые и садовые цветы», «Назови лишний цветок», «Ошибка художника».

v ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ

Активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

Изготовление цветов из бумаги, бросового материала;

Рисование цветов красками, карандашами, мелками используя разные приёмы и технологии (ладошки, ватные палочки, метод «тычок», рисование по мокрому);

Принимать участие в выставках в детском саду:

ü «Первые цветочки – Мать-и-мачеха»

ü «Красная книга - Ландыши»

ü «Осенние цветы»

ü «Цветы в решётках и оградах города»

ü «Цветы из сказок»

Коллективное рисование и коллективные работы по аппликации, конструированию, лепке, бумагопластике;

Цель: создавать сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы складывания, скручивания, вырезания бумаги; развивать эмоционально-ценностные отношения к художественным образам.

v МУЗЫКА

Слушание музыки:

ü Ю. Антонов «Не рвите цветы»

ü В. Моцарт «Цветы»

ü П. И. Чайковский «Вальс с цветами»

ü Г. Гладков музыкальная пьеса «Добрая пьеса»

ü Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»

ü Композиция на пьесу Поля Мориа «Звёзды в твоих очах»

Разучивание танцев:

ü Ю. Чичков «Волшебный цветок»

ü Г. Гладков «Упражнение с цветами»

ü Ф. Шуберт «Танец цветов и бабочек»

ü Поль Мариа «Лирический танец»

ü «Журавлиный клин»

Цель: формирование основ музыкальной культуры для детей.

v ОПЫТЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Где семена быстрее взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей);

Если долго не поливать цветы, листочки увядают, цветочек падает;

Проращиваем семена –луковица;

Наблюдаем как растёт лук (зарисовываем)

Цель: развивать у детей любознательность, наблюдательность –основы исследовательской деятельности.

v ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ü На участке, в группе – посадка цветов, уход за ними;

ü Собрать коллекцию:

Цветы сделанные из разного материала

Цветы на ткани

Открытки «Букеты цветов»

Цель: формирование положительного отношения к труду. Развитие трудовой деятельности, формирование первичных представлений о труде.

v РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация «Ребёнок и природа» (основы безопасности детей дошкольного возраста);

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной, летом, осенью);

Консультации «Как разводить сады и огороды на подоконнике»;

Оформление фотоальбома «Цветы вокруг детей»;

Участие в выставке поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

Организация экскурсий «Сады и парки Саранска», «Ботанический сад», в «Выставочный зал «Цветы»»;

Помощь в изготовлении костюмов детям;

Сочинение сказок о цветах;

Изготовление книжек-малышек «Мой любимый цветок», «Мои цветы на даче»;

Сочинение стихов, изготовление игр с цветами;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЗТАП

v Выставка детских работ

v Выставка совместных работ на тему «Цветы вокруг нас»

v Фотоальбомы «Цветы вокруг детей»

ВЫВОД

В ходе проекта, мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путём применения научных методов и приёмов;

Собрали материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте;

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений;

Желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями;

Навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развили воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности;

Познакомились с цветами и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного и бросового материала;

Сформировали творческую личность ребёнка, умеющую проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность;

Развили более высокий уровень мелкой моторики, технические навыки и умения;

Развили устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками;

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Материально-техническое:

ü Компьютер, канцелярские принадлежности, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, вата, ткань с рисунком цветов, ножницы, проволока, садово-огородный инвентарь, рассадники.

Наглядный материал:

ü Цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

ü Дидактические игры;

ü Настольно-печатные игры;

ü Развивающие игры;

Оснащение природным и бросовым материалом;

Подготовка развивающей среды для самостоятельной деятельности:

ü Материалы для продуктивной деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка);

ü Подготовка иллюстраций и демонстрационного материала;

ü Сюжетно-ролевые, развивающие игры

ЛИТЕРАТУРА

1. О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «академия развития», 2002г.

2. Н. Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой» Москва, 1978г.

3. Л. Горбань «Народный календарь» Киев, 1990г.

4. О. Дыбина «Неизвестное рядом» Москва, 2001г.

5.М. Лучин «Детям о природе» Москва, 1989г.

6. Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, 1988г.

7. Л. Молодова «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» Минск, 1999г.

8. Н. Новотворцева «Развитие речи детей» Ярославль, 1995г.

9. Т. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

10. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» С-ПБ «Детство-Пресс», 2004г.

11. Т.Б. Ладыгина «Стихи к детским праздникам» М. ТЦ Сфера, 2012г.

12.Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» С-Пб, Паритет, 2008г.

13.А. Таланина «Решётки и ограды Санкт-Петербурга»

14. В.В. Гербова и другие «Книга для чтения в детском саду и дома» Москва, «Оникс», 2001г.

15. С.В. Соколова «Оригами для дошкольников» С-Пб «Детство-Пресс», 2001г.

16. И.М. Петрова «Объёмная аппликация» С-ПБ, «Детство-Пресс», 2001г.

17. Г.И. Долженко «100 поделок оригами» Ярославль, «Аадемия холдинг», 2004г.

18. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия холдинг», 2004г.

19. Т. Сержантова «365 моделей оригами» Рольф, «Айрис-пресс», 1999г.

20. А.П. Аверьянова «Батик»

21. И.А. Лыкова «Лепилка»

22. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мативы» Москва, 2008г.

23. Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала. Цветы» Москва,2008г.

24. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Москва, 2008г.

25. И.М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» С-ПБ, «Детство-пресс», 2000г.

26. Е. Румянцева «Праздничные открытки» Москва, «Айрис-пресс», 2005г.

Чепрасова Ирина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 34
Населённый пункт: г.Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Цветы вокруг нас"
Дата публикации: 20.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Цветы вокруг нас»

Подготовила:

Чепрасова Ирина Борисовна

Нас окружает прекрасный мир- мир природы. Для сохранения этого уникального мира нужно

учить детей понимать, чувствовать и любить родную природу, бережно относиться к ней.

Многогранный

пробуждает

дошкольников

вызывает

удивление.

Именно в этом возрасте, когда дети очень любознательные, добрые и отзывчивые, у них можно

сформировать правильное отношение к окружающей природе, элементарные экологические

знания, экологическую культуру.

Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального

существования и здоровья.

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего, на окне, начнет вызывать к

себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за

таинственным

комнатной

растений.

Ухаживая

отталкивайте

отмахивайтесь от ребенка, если у него проявился интерес к растениям. Наша задача показать

своеобразие и тайну

жизни растений, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Давайте ребенку посильные задания, и вместе с ним, их выполняйте и рассказывайте, для чего

это необходимо делать: полить цветы, протереть листья, порыхлить землю у цветов. Приучайте

ребенка наблюдать за растениями. Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые

показывают ему красоту комнатных растений. Рассказывайте детям, какие комнатные цветы у

вас есть, их особенности.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая,

форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние

которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или

комнатной,

добавлением

удобрений.

взрослых

дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать.

пересаживая,

взрослым,

самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям.

Выезжая с детьми на природу, познакомьте детей с луговыми, полевыми цветами. На дачах

расскажите о садовых цветах.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно

увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в

парке он проявит наблюдательность. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные

знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Это интересно!!!

Наверное, нет такого дома, в котором не красовался хотя бы один комнатный цветок. Люди

издавна убеждены, что живые растения создают домашний уют, улучшают настроение.

В основном эти цветы используют в лечебных целях, а также для очистки кислорода:

Алоэ-

В народе его часто называют столетником. Этот цветок просто кладезь полезных

свойств. Сложно назвать все заболевания и травмы, при которых его используют, но чаще

всего он спасает от простудных заболеваний, расстройств кишечника, при болях в

желудке, а также способствует быстрому заживлению ран и порезов.

Каланхоэ-

Цветок завезен к нам из Германии. Отлично чистит кислород от

болезнетворных бактерий, так, что заболеть простудой будет сложно, если такой защитник

имеется в доме. Прекрасно борется с насморком и ангиной.

Спатифиллум-

Незаменимый «пылесос», для очистки воздуха в помещении. Активно

борется со всеми вредными веществами в воздухе и обогащает пространство необходимым

количеством кислорода. Ко всем плюсам растения можно отнести тот факт, что он очень

бурно и красиво цветет, а это повышает настроение в зимний период.

Герань-

Нет лучшего средства от депрессии, чем наличие этого цветка в доме. Этот

природный антидепрессант улучшит сон и нормализует нервную систему.

Луговые цветы – это отдельный многогранный мир. Это богатая, лечебная кладезь для

человека.

Одуванчик лекарственный –

всем известный желтый цветок. Обладает

широким спектром лечебного действия. Его используют при бессоннице. Молодые листья

растения используют для приготовления весенних салатов, в качестве средства от

авитаминоза.

Ромашка медицинская –

всем знакомый цветок. Из ромашки делают настои,

обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для

полосканий горла, полости рта, делают припарки, компрессы примочки.

Фиалка трехцветная (анютины глазки) –

используют листья, цветки,

стебельки цветка. Отваром фиалки лечат кашель, используют для лечения бронхитов,

заболеваний органов дыхания.

Луговой клевер розовый –

в народе называется кашкой. Используют цветки

клевера в качестве противовоспалительного, потогонного, отхаркивающего,

антисептического, кровоостанавливающего, вяжущего, десенсибилизирующего средства.

Календула-

в народе цветы еще знают под названием ноготки аптечные. Благодаря

своему лечебному составу, календула заслужила признание не только в народной, но и в

традиционной медицине: при простуде, ангине, стоматите, бессоннице, конъюнктивите.

Мать-и-мачеха-

С давних пор славится это растение своей способностью быстро и

эффективно справляться со всевозможными простудными заболеваниями. Мать-и-мачеха

помогает избавиться от насморка, хрипоты, кашля и лихорадки. Очень эффективна она для

лечения бронхита.

Консультация для родителей «Ребенок и природа»

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет собой определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контакте с животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности.

Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

Все вы прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

    развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)

    участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существ, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

    понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

    осознание того, что все живы существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя и родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, что, то, что вредно, то некрасиво). Главное всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

    Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

    Нельзя подходить к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.

    Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

    Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

    Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду.

Консультация для родителей

Тема: «О чем говорят растения»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» - цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».

Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.

Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.

Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.

На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.

Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…

Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.

Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.

Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» - избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см.!

Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.

Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем. Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.

Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле в 9-10 часов раскрывают лепестки лесная фиалка, кислица, в мае – лесная лилия, лилейник, в июне-июле – эшшольция, ноготки.

Если дошкольное учреждение с круглосуточным пребыванием детей, посадите на клумбе душистый табак и маттиолу. Весь день цветки душистого табака будут полураскрыты, а к 20 часам вдруг проснутся, раскроются, засветятся белыми крупными звездами (есть и другие тона – розовый, темно-красный, но белые в сумраках выглядят эффективнее), и «поплывет» над клумбой терпкий аромат. Позднее, в 21 час, нежный и прямо запахнут мелкие лиловатые цветки маттиолы. Очень полезно понюхать на сон грядущий, чтобы сны снились приятнее.

При желании можно составить более подробный список растений, раскрывающих и закрывающих цветки в разное время в разные месяцы, и высадить их на клумбе. Есть еще в XVIII веке любители растений могли устроить такие часы, то у вас должно получиться еще лучше?

Но вернемся к нашему первому провожатому по весенней земле – к золотым цветкам мать-и-мачехи… она может служить не только барометром, это еще и прекрасное лекарственное растение.

Примечание. Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.

У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.

В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно.

В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).

Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный - ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.

Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!