Советский спортивный велосипед спутник. Велосипеды спутник

При всем уровне развития современной техники и ее материальной доступности находится немало любителей, например, старых пленочных фотоаппаратов и современной им оптики – подобное явление существует и в среде велосипедистов. Причем эти люди вовсе не обязательно являются коллекционерами велораритетов – многие действительно катаются на своих советских байках, таких как, скажем, велосипед "Спутник", преодолевая порой довольно значительные расстояния, увлеченно обсуждают их с единомышленниками на форумах, ремонтируют и апгрейдят.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • "Украина" , пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • "Спутник" – велосипед для широкого круга любителей, настоящий "спутник" туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • "Турист" – еще один универсальный байк, но, в отличие от "Украины", с ручным тормозом;
  • "Старт-шоссе" – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили "малым тиражом" две модели велосипедов: трекинговый "Рекорд" и шоссейный "Чемпион Шоссе", ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой "ВОДАН" – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Серия "Спутник" и ее особенности

Серия велосипедов "Спутник", состоявшая из шести моделей спортивно-туристического назначения, ориентированных на взрослых людей, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 60-е – 80-е годы прошлого века. Несмотря на то, что завод относительно благополучно пережил распад державы и работает по сей день, "Спутники" в капитализм не шагнули, так и оставшись целиком и полностью атрибутом СССР.

Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

В-34 "Спутник" – легкодорожный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Спортивный руль, ручные тормоза, три передачи, стандартная комплектация – подрамная сумка с инструментами и велонасос.

В-37 "Спутник" – выпускался с 1964 по 1968-й, в отличие от предшественника, обладал усовершенствованной тормозной системой и обновленным седлом, а также трещоткой на задней втулке. На него можно было поставить спортивный руль и контактные педали с тем, чтобы использовать в режиме усиленных тренировок. Производитель прилагал к нему, кроме насоса и сумки, также звонок, электрооборудование и запчасти к трещотке.

В-39 "Спутник" (1968-1973) – обновленная версия В-37, в целом характеризовавшаяся аналогично.

В-301 "Спутник" – выпускался в 1973-75 годах, назначение указано как "спортивно-туристический велосипед для деловых, туристических и прогулочных поездок". Четыре передачи, мягкое седло, педали с туклипсами, стандартная и расширенная комплектация. В первом случае – обязательные сумка и насос, а также катафот на заднее крыло, звонок и задний багажник; дополнительно можно было заказать и поставить передний, а также зеркало заднего вида, электрогенератор и фару.

ХВЗ 153-414 "Спутник" (1976-1977) – еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педалями-"топталками" и вариативной задней втулкой (на 3 или 4 звезды). Комплектация предусмотрена заводская и расширенная и в целом и общем отличается от предшественника лишь наличием масленки.

ХВЗ 153-424 "Спутник" – модель 1978-82 годов для занятий велоспортом, а если установить задний багажник – то и для туристических поездок. От предшественников этот байк отличался тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему способствовало также облегченное пластиковое седло. Из конструктивных новшеств можно отметить и то, что количество передач возросло до восьми.

"Спутники" и современность

Велосипеды "Спутник" давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких "железных коней" в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество "спутниковых" рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным "шимановским" навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.

Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.

Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед "Спутник" в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.

Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный "недошоссейник".

Ну и, конечно, байки "Спутник", хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.

Велосипеды постоянно изменяются и совершенствуются - это факт. Но среди их любителей находятся и те, кто отдает предпочтение нестареющей классике. Об одном из таких раритетов сейчас и пойдет речь.

Особенности

Велосипеды «Спутник» привлекают внимание не только коллекционеров и ценителей старины. На них реально ездят и даже проходят существенные расстояния. Нетрудно найти форумы и объединения любителей таких байков. Люди интересуются, как починить их, как усовершенствовать даже. Ведь характеристики серии «Спутник» вполне добротны.

ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) начал свою деятельность в очень насыщенный и неординарный исторический период - в середине 1920-х годов.

Предприятие за короткий срок достигло ведущих позиций в стране. Был развернут выпуск самых разных велосипедов:

  • детских с тремя колесами;
  • трековых;
  • предназначенных для подростков;
  • шоссейных моделей;
  • изделий для профессиональных спортсменов.

Говоря про саму серию «Спутник», надо сказать, что она предназначена для широкой непрофессиональной аудитории.

Это туристские велосипеды, отличающиеся относительно мягким седлом и прочностью рамы.

Конечно же, инженеры позаботились и о надежности механических компонентов изделия.

Сегодня Харьковский велосипедный завод продолжает работать, но уже под брендом «ВОДАН».

Конкретные модификации

Выпускалась данная серия велосипедов в 1960-80-е годы. Все они предназначались для взрослых людей. С наступлением новой эпохи «Спутники» постепенно сняли с производства.

Самой первой среди них оказалась модель «В-34» . Ее собирали с 1961 по 1964 годы. Характерными особенностями были:

  • руль спортивного формата;
  • ручные тормоза;
  • 3 скорости;
  • вхождение в типовую комплектацию сумки с инструментами для ремонта и насоса.

В 1964-87 годах производилась модель «В-37». На ней, по опыту эксплуатации предшествующей версии, провели модернизацию тормозной системы и сиденья. Другой важной новинкой оказалась добавка трещотки на заднюю втулку. Допускалась конструктивно установка спортивного руля и контактных педалей; эти опции помогали заниматься усиленно. Комплект поставки включал:

  • те же насос и сумку;
  • электрическое оборудование;
  • звонок;
  • запчасти для трещотки.

С 1968 года начался и до 1973 года продолжался выпуск модификации «В-39» , которая довольно мало отличалась от предшествующей версии. Только специалисты и могли разобраться, в чем между ними разница.

Тем не менее на «В-39» ставили ободья из дюралюминия либо стали. Педали работали более эффективно. Переключатель передач модернизировали. Для украшения рамы, передней вилки и колесных щитков использовали разноцветные эмали, изящные наклейки. Металлические детали покрывали слоем хрома.

Технические параметры следующие:

  • высота рамы 0,56 м;
  • колесная база 1,09 м;
  • колеса диаметром 27 дюймов;
  • покрышки шириной 1,25 дюйма;
  • чистая масса 14,5 кг.

А вот в 1973-м появилась принципиально новая модель «В-301». По официальной спецификации производителя она предназначалась для:

  • деловых поездок;
  • туризма;
  • прогулок.

Велосипед мог ехать уже на 4 разных скоростях. Его оснастили мягким сиденьем, а к педалям добавили туклипсы. Появились типовая и расширенная комплектации. В базовом варианте потребителям доставались те же сумка и насос, кормовой светоотражатель, звонок, багажный ящичек, устанавливаемый сзади. За дополнительную плату Харьковский велосипедный завод готов был предоставить передний багажник, зеркало заднего обзора, динамо-машину и фару.

У велосипеда «В-301» использована рама закрытого типа . Величина колесной базы составляет 1,07 м. Высота велосипеда может составлять 0,54, 0,56 или 0,58 м. Оба тормоза ручные, клещевого типа с прижимом к ободу. Масса байка 14,2 кг.

Но «В-301» перестал сходить с конвейера уже в 1975 году.

В течение двух последующих лет производилась версия 153-414. Ее заслуженно считают классическим байком для туристов-любителей. Сиденье довольно жесткое, а педали относятся к типу «топталки». Задняя втулка могла быть рассчитана на 3 или 4 звезды.

Как и у «301-го», есть 2 комплектации. Базовый набор поставки отличается только добавкой емкости для смазочного масла. С 1978 по 1982 годы производилась версия 153-424. Изначально она предназначалась для любителей велосипедного спорта, но после установки заднего багажника была пригодна и для туристических выездов. Раму делали из более тонких труб, использовали пластмассовое сиденье, что позволило облегчить конструкцию; новацией стали и 8 скоростей.

Как обстоят дела сегодня

Итак, «Спутники» перестали сходить с заводских конвейеров еще до наступления перестройки. Но у них по-прежнему есть довольно много фанатов. Знакомство с тематическими форумами показывает, что доработка и усовершенствование «Спутников» вызывает бурные продолжительные дискуссии. Все сходятся во мнении, что у этих велосипедов прочные рамы. Даже спустя 40-50 лет они сохраняют свою надежность и работают стабильно.

Встречается ряд вариантов модернизации:

  • установка усовершенствованных рулей;
  • замена сидений на более эргономичные;
  • использование навесного оборудования последнего поколения.

Но некоторые фанаты стараются, напротив, максимально воспроизвести прежние образцы во всей их полноте. Они не только соблюдают изначально заданный диаметр колеса, но и стараются отыскать аутентичные запасные части.

Есть и полностью противоположный подход, когда не ограничиваются заменой заднего колеса, а стараются переделать байк максимально глубоко. Тотальное преобразование само по себе раскрывает творческие наклонности.

Стоит заметить, что «Спутники» также используют в фотосессиях, и они привлекают внимание коллекционеров.

Перед началом кардинальной модернизации нужно разобраться, подойдет ли заводское крепление для обновленных вилок, тормозов и прочих деталей. Необходимо учитывать, что модели с трещотками и стальными рамами непригодны для установки «кассет». Модернизация нужна, когда планируется ездить по пересеченной сложной местности или развивать большую скорость. Для катания в пределах города можно ограничиться поверхностным тюнингом . Вполне можно обойтись и заводским рулем, не меняя его, а приводя в порядок (впрочем, это зависит от личного вкуса).

Обзор велосипеда "Спутник" В-39 можно посмотреть ниже.

  1. Задание 1 из 15

    1 .

    Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

    Правильно

    е) буксировать велосипеды;

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    г) во время движения держаться за другое транспортное средство;

    е) буксировать велосипеды;

  2. Задание 2 из 15

    2 .

    Кто из велосипедистов не нарушает правила?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    б) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;

  3. Задание 3 из 15

    3 .

    Кто должен уступить дорогу?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  4. Задание 4 из 15

    4 .

    Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    22. Перевозка груза

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.4. Велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

    22. Перевозка груза

    22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:

    б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;

  5. Задание 5 из 15

    5 .

    Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    д) перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);

  6. Задание 6 из 15

    6 .

    В каком порядке проедут перекресток транспортные средства?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков


    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются справа.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

  7. Задание 7 из 15

    7 .

    Движение на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам:

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);

  8. Задание 8 из 15

    8 .

    Кто имеет преимущество при проезде пересечения с велосипедной дорожкой?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  9. Задание 9 из 15

    9 .

    Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.3. Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м.

  10. Задание 10 из 15

    10 .

    Транспортные средства проедут перекресток в следующем порядке

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.

  11. Задание 11 из 15

    11 .

    Велосипедист проедет перекрёсток:

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

    16. Проезд перекрестков

    16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев.

  12. Задание 12 из 15

    12 .

    Мигающие красные сигналы данного светофора:

    Правильно

    8. Регулирование дорожного движения

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:

    а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

    б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.

    На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

  13. Задание 13 из 15

    13 .

    Водитель какого транспортного средства проедет перекресток вторым?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    16 Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:

    Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;

    е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.

    Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;

    16 Проезд перекрестков

    16.9. Во время движения в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.

Меня давно привлекает эстетика спортивных велосипедов, выпускавшихся 30-50 лет назад. Они выглядят тонко, чисто и аккуратно. По этой причине я очень обрадовался, когда узнал, что у тещи в подвале лежит никому не нужный “Спутник”. Вот он, мой шанс получить то, что я хочу, бесплатно! Почти.

Эксгумация 💀

Итак, мы с Лизой (женой) спустились в городской погреб, вырытый специально для хранения солений и старых велосипедов.

На верхней полке (а как иначе?) мы нашли не один, но полтора Спутника! У второго не было некоторых важных деталей. Например, заднего колеса.

Спустив велосипед вниз, я понял, что на улице начался дождь, и что первоначальные работы придется проводить тут же, в подвале. Что за работы? Я снял крылья и багажник: как уже говорилось, велосипед мне интересен только тем, что у него красивая стальная рама и узкий руль-баран. Для того, чтобы ездить, а не кататься, у меня есть современный и надежный Trek. Тридцатилетний хлам ХВЗ – не совсем то, на чем мне хотелось бы гонять по делам, и совсем не то, что можно эксплуатировать, почти не задумываясь.

Итак, я снял крылья и багажник, постепенно осознавая количество ржавчины и предстоящих работ. В подвале было очень сыро, и это не могло не сказаться на состоянии велосипеда. Быстро стало понятно, что колеса находятся в плачевном состоянии: не только резина, но и спицы пришли с годами в негодность. Обода тоже гнутые, но само по себе это – не проблема. В разваливающейся сумочке нашлись “семейные” ключи и велоаптечка. Седло поначалу вызвало чувство, похожее на надежду. Но, наверное, на самом деле у меня просто урчало в животе – “сидушку” я беспощадно отложу в сторону пару дней спустя.

Следующей задачей была доставка велосипеда в Москву из Коломны. К счастью, заднее колесо более-менее крутилось, так что велосипед можно было катить, поставив на попа. Так это выглядело:

Солнечный свет беспощадно выявлял все новые и новые признаки преклонного возраста, умноженного на небрежное хранение:

Оживление

На ближайшие две недели я был захвачен работами над моим будущим новым старым велосипедом (именно так). Руль был обмотан загадочно осыпающейся асбесто-содержащей изолентой:

Ржавые мелочи были замочены в уксусе. С рамой такой трюк не прокатит – слишком большая. Поэтому она была очищена в два этапа. На первом она была намазана кашей из пищевой соды и воды и оставлена на час-другой. После вытирания насухо рама была усердно обработана фольгой. Алюминий не царапает ни сталь, ни даже краску, а вот ржавчину – охотно. Это-то нам и надо!

После чистки все открытые от краски места были намазаны прозрачным лаком для ногтей, чтобы предотвратить повторную коррозию или хотя бы отложить ее. Фольгой я также оттер все прочие ржавые детали, попутно отмывая некоторые из них от векового солидола. Постепенно велосипед начал походить на что-то нормальное. Многие черные детали оказались серыми 🙂

Много полезной информации почерпнул в сообществе “ХВЗ клуб Екатеринбург ” и на форумах. Почти все узлы я разобрал и собрал заново, душевно смазав. Исключение – рулевая колонка (не смог открутить) и задняя втулка (точнее, наименее интересная ее внутренняя часть). Благо что работали эти соединения хорошо. А вот капризная трещотка с ее семьюдесятью шариками была пересобрана, хотя и вызвала у меня некоторое… раздражение .

Важным этапом была сборка колес на новых спицах. Это сложное дело прошло на удивление легко. Главное – быть внимательным и не пытаться сделать все за один присест. Хорошая инструкция по сборке есть у Шелдона Брауна, существует ее перевод на русский.

Естественно, кое-какие детали пришлось заменить на новые: резина, тросы и рубашки, седло и редкий подседельный штырь на 25,0 мм, разные мелочи и инструменты. В итоге было потрачено около шести тысяч рублей. Не так уж и бесплатно! После протяжки тросов, настройки тормозов и переключателя и еще кое-какой возни я внезапно получил нечто красивое:

Визуально – это практически велосипед моей мечты. Возникли некоторые проблемы с закреплением педалей клиньями и с тем, чтобы заставить покрышку сидеть на месте. А еще я пока не освоился с переключателем скоростей, расположенным на раме. У него нет “делений”, передачу нужно нащупывать на слух и по ощущениям. Очень интересный опыт, заставляющий больше ценить современные технологии.

Вообще, если быть честным, то ХВЗ 1981 года, вынутый из сырого подвала – это ржавый хлам. Многие узлы на нем давным-давно морально устарели. Но ведь ездили же раньше люди как-то! И походы были, и гонки, и просто катались. Заставляет задуматься о том, как вещи, улучшающие нашу жизнь и кажущиеся поначалу необязательными, хитро становятся необходимыми. Будь то водопровод, интернет или индексированные манетки на руле.

Так или иначе, удовольствие от приобретения Спутника – выше крыши. Ощущение, когда приезжаешь на работу на таком красавце под звуки психоделик-рока, в то время как у всех вокруг скучные маунтин-байки – непередаваемое. Я люблю этот велосипед!

Покатавшись какое-то время в таком виде и забив наконец клинья так, чтобы они больше не вылетали, я столкнулся с реальностью.

  1. Вот-вот должен был начаться дождливый сезон, а ездить на работу в метро я больше не хочу: это и тяжелее, и дольше: 45 минут “от двери до двери” вместо 25 на велоспеде.
  2. На моем туристическом Trek есть крылья для плохой погоды, но ежедневные поездки означают ежедневное мытье – бр-р-р! – только для того, чтобы спрятать его на ночь домой. В подъезде что-то ценное я больше никогда не оставлю! У меня от этой фигни Гуф умер так прошлый велосипед и украли.

Решение было очевидно и неминуемо, как выход очередного несмешного сезона “Теории большого взрыва”: нужно всего лишь поставить на ХВЗ крылья, нормальный замок – и можно не заносить его домой! Кому придет в голову красть колесо с ржавого “Спутника”? Полнейший неликвид для вора. Так что я купил U-lock, привез из Коломны железо – et voilà!

Я начал оставлять велосипед на улице, что сразу же обеспечило +100500 к удобству его использования. Знаю, что решение спорное, но разница в практичности однозначно перекрыла все риски. Сродни тому, как дополнительная опасность падения с велосипеда в 20 раз меньше (стр. 24) той пользы здоровью, что приносят ежедневные поездки на нем.

Иногда бывает непросто делить дорогу с машинами, особенно когда грязь летит не только снизу, но и сбоку :

После такого хочется напиться и больше никогда не выезжать в снег. Когда погода совсем плохая, я так и поступаю – нет, не напиваюсь – еду на трамвае и читаю книгу. Это даже дольше, чем на метро, но без суеты.

Зато уж когда осадков нет, некоторые вещи становятся в разы проще. И никакого душного метро! (Я уже говорил, что не люблю ездить в метро?)

Да, это мультиварка. Нет, не для меня. У нее есть функция Master Chief (sic!).

А еще я недавно ездил на нем на зимний велопарад . Холодно, и классно. Я по-прежнему люблю этот велосипед!