Посетить икону николая чудотворца. Значение иконы св

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому - молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай - воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца - поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение - еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца - одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь - рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой - монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа - статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола - такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках - он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

Иконография святителя, архиепископа Мир Ликийских (около 270-около 345), особо любимого русским народом святого угодника Божиего, заступника за всех страждущих, угнетенных, несправедливо осужденных, небесного покровителя путешественников и мореплавателей.

По количеству икон и храмов, освященных в его честь, святитель Николай занимает одно из первых мест после Божией Матери и среди почитаемых в России святых. Первая Никольская церковь была построена неким Ольмой (по некоторым данным, княгиней Ольгой над могилой кн. Аскольда († 882), в крещении Николая, не позднее Х в.

Но уже в 971 г. князь Святослав разрушил ее. В 990 г. этот храм заново воздвиг князь Владимир, а в 1036 е. здесь возник монастырь. Согласно преданию, в 1113 г. великий князь Киевский Мстислав, возвращаясь с охоты, заблудился в дремучем лесу. Вдруг его внимание привлек яркий свет, исходивший от иконы Николая, стоявшей на пне у дороги, по которой князь вышел из лесу. В 1115 г. в память об этом князь Мстислав учредил при Никольской церкви на Аскольдовой могиле монастырь, а на месте обретения святыни установил столп (слуп) с образом св. Николая, указывавшего направление к обители, которая стала называться Никольской Слупской или Столбовой (ныне здесь стоит Свято-Никольский храм, переданный в 1990-х гг. униатам).

Иконография св. Николая сформировалась в Византии, оттуда пришла на Русь и уже на русской почве получила свое законченное и совершенное развитие. Она настолько многообразна, что вряд ли можно найти еще одного святого, имеющего такой широкий круг изображений. Святителя Николая воспринимают как «Архиерея Божьего», наиболее приближенного к престолу Вседержителя и непрестанно молящегося о помиловании людей. Об этом свидетельствуют тексты акафиста и молитв, где св. Николай назван: «Лозо добродетельная винограда Христова», «закона Христова скрижали, Богописанныя», «угодниче преизрядный Господень», «всехвальный и всечестный архиерею» и т. д.

Среди наиболее известных иконографических типов следует выделить: поясные, оплечные и ростовые образы, «Никола зимний» и «Никола вешний», «Никола с Деисусом», Никола Можайский, Никола Зарайский, «Никола на Угреше», житийные иконы.

Древнейшими и самыми распространенными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. Такая композиция сложилась в Византии в IX-ХIII вв. и активно развивалась в домонгольской Руси. В качестве примеров византийского письма можно назвать икону «Святитель Николай» (IX в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае, а среди древнерусских икон, но еще византинирующего направления, - среброфонный образ Николая Чудотворца из Десятинного Успенского монастыря в Новгороде (ГТГ). На обеих иконах лик святителя отмечен строгостью, сосредоточением и самоуглубленностью. .

К ранним изводам относятся двусторонние иконы Богоматери и св. Николая, неизвестные в Византии, но широко распространенные в России с XIV в. и указывающие тем самым на особое почитание Пресвятой Девы и Чудотворца русским народом. Примерами могут служить выносная новгородская икона XV в. (ГМИР), образ из церкви Димитрия Ростовского (XIV в., ГМЗРК), икона из церкви Ризположения с. Бородавы Вологодской области (к. XV-XVI вв., ЦМиАР).

Одеяние святителя Николая на иконах однообразно: это епископское облачение или белая крещатая фелонь, которая чаще всего изображается в ростовых изводах, но встречается и в поясных композициях, напр., на новгородской иконе рубежа XIV-XV вв. (ГРМ). Различия в одеянии свт. Николая составили основу для двух исключительно русских иконографий: «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующих дням почитания святителя - 6/19 декабря и 9/22 мая. «Зимний» Никола представлен в митре , а «вешний» - с непокрытой головой. По преданию, свое название иконография «Николы зимнего» получила благодаря императору Николаю I, который как-то зимой обратил внимание духовенства на то, что его небесный покровитель изображен без головного убора.

Важной деталью иконографии св. Николая является красный поруч - символ уз Иисуса Христа, на благословляющей деснице, расположенной в поясных изводах строго по центру. Другим значимым компонентом иконографии и неотъемлемым святительским атрибутом является Евангелие в левой руке Николая Угодника. Закрытое Евангелие имеет обрез ярко-красного киноварного цвета, который выделяет его в композиции. Обычно рука св. Николая, поддерживающая Евангелие, прикрыта омофором, что указывает на священное назначение книги, возлагаемой на престол в алтаре храмов. Примером можно назвать икону «Никола с житием» из села Каргач (2-я пол. XIV в., ГТГ). Исключение составляют ростовские образа, на которых св. Николай прижимает к груди Евангелие обнаженной рукой. Такая иконография напоминает, что Никола Чудотворец ― наставник в спасении и учитель в жизни - являет своей пастве образ Божий во время Евхаристии. В качестве примеров можно привести извод «Никола Гостунский» с житием (3-я четв. XVI в., ГМЗРК), где алый покровец для потира в руке св. Николая еще больше акцентирует внимание на Евангелии.

Другой тип иконографии - св. Николай с избранными святыми - демонстрирует моление Церкви Христовой перед Спасителем во главе с Ее «Архиереем Божьим», коим является Николай Чудотворец. Как правило, иконография включает Деисус с центральным образом Спаса Нерукотворного на убрусе в верхнем поле и образы святых по бокам и внизу, часто в соответствии с их иерархией: выше апостолы и Отцы Церкви, ниже мученики и целители. Примерами могут служить образа «Святитель Николай Чудотворец с Деисусом и избранными святыми» из Рождественской церкви с. Цылиба Архангельской области (1-я половина XVI в., ГЭ) и из ростовской церкви Одигитрии (XVI в., ГМЗРК). Необычная композиция представлена на вологодской иконе «Свт. Николай Мирликийский, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (XVI в., ЦМиАР). Святитель показан по пояс, благословляющим десницей, держащим открытой рукой закрытое Евангелие. Над его головой в небесном сегменте белым контуром обрисована Троица, по сторонам вверху -«Явление Богоматери преп. Сергию» и пророки Иоанн Предтеча и Илия, а под ними, соответственно - свв. Екатерина и Никита, Стефан и Мина. Такие, дополненные сюжетами и фигурами святых, иконы пришли на Русь из Византии. Они демонстрировали вариант моленных изводов с центральным образом Николая Чудотворца и др. святых - небесных покровителей и заступников владельца иконы и членов его семьи.

С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII-XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым евангелием и благословляющим двуперстием.

Бесспорным шедевром древнерусской иконописи является образ «Святой Николай», написанный царским изографом Симоном Ушаковым(1676 г., ЦАК МДА). На нем святитель запечатлен фронтально, в саккосе и омофоре, благословляющим десницей, держащим закрытое Евангелие и алый покровец в левой руке. Несмотря на реалистическую трактовку образа, соответствующую эстетическим требованиям эпохи XVII столетия, лик святителя подчеркнуто аскетичен. В его пристальном и усталом взгляде, широком открытом челе, изломанной линии бровей, ясно прослеживаются трагические черты, сближающие его изображение с образом Спаса Нерукотворного (1673 г.) - моленной святыней царей Алексея Михайловича и Петра I.

Вверху в небесных сегментах, справа и слева, располагаются соответственно Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Их образы напоминают о I Вселенском Соборе (325 г.), на котором святитель Николай обличил еретика Ария, за что был лишен сана и посажен в башню, но вскоре, по воле Господа и Божией Матери, освобожден и восстановлен в епископстве.

Включение образов Спасителя и Пресвятой Богородицы известно с конца ХIII в., помещение их в круглые медальоны - с ХV-XVI вв., в небесных сегментах - с XVII в., а иногда они изображались стоящими на облаках в полный рост, как на изводе «Святитель Николай Чудотворец, с житием» (2-й половина XVIII в., ЯХМ). Как правило, Богоматерь держит омофор распростертым на обеих руках. Исключением является икона «Никола Гостунский», в которой Божия матерь держит собранный в узел омофор одной левой рукой. На некоторых иконах медальоны с образами Христа и Божией Матери окрашены соответственно в красный, символизирующий высшую власть, и синий, обозначающий духовную чистоту, цвета.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., у старообрядцев. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей. Примерами оплечных изображений можно назвать иконы-пядницы из Георгиевской церкви в Вологде и Благовещенской церкви в Каргополе (1-я половина XVI в., ВГМЗ), и образ Никола с Деисусом избранными святыми (1-я половина XVI в., ГЭ).

Еще один иконографический вариант «Николая Чудотворца» в рост широко известен в русской живописи примерно с XV-начала XVI вв. К нему относятся «Никола Зарайский» и его вариант - « Никола Можайский», самостоятельные ростовые изображения и изводы, входящие в Деисус.

Редкая иконография святителя представлена на иконе «Николай Чудотворец» из Леонтьевской церкви в Вологде (3-я четверть XVI в., ВГМЗ). На ней святой благословляет отведенной в сторону десницей так, как на Зарайских изводах, а левой рукой, прикрытой фелонью, держит Евангелие в несвойственном для русской иконописи резком диагональном ракурсе. Необычными являются асимметричная драпировка одеяния святителя и изображение на концах его роскошно орнаментированной золотой епитрахили фигур святителейВасилия Великого и Иоанна Златоуста. Все это, включая виртуозную иконописную манеру - графическая подчеркнутость линий, округлость форм, живописность и эмоциональное выражение лика говорит об обращении русских иконописцев к опыту византийских изографов, что стало характерным для искусства эпохи Иоанна Грозного и утверждения России как царства.

В Деисусном чине св. Николай изображается в трехчетвертном повороте в сторону Спасителя, с Евангелием или воздетыми в молитве обеими руками, всегда с непокрытой головой. Парным ему может служить образ любого др. святителя, особо почитаемого в храме (районе), для которого писался Деисус. Примером может служить вологодская икона из Леонтьевской церкви, где Николаю Мирликийскому соответствует образ свт. Леонтия Ростовского (1560-е гг., ВГМЗ).

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII-ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности, где, после формирования на раннем этапе в XIII в. основных сюжетов: рождение, обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах активно добавляются новые. Уже к конце XIV - начала XV вв. определяется иконографически устоявшийся круг житийных сцен Николая Угодника, среди которых излюбленными стали его чудеса: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни». Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» - одним из центральных праздников РПЦ. Необычайно широкое распространение житийные иконы св. Николая получили в XV-XVII вв. Сохранился редкий житийный извод свт. Николая Мирликийского из Пскова (2-я половина XVI в., ЦМиАР), представляющий 10 сцен из его жития, написанных на 2-х частях деревянного киота, предназначавшегося для статуи или иконы святителя.

Исключительным образцом иконописания является иконография «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя». Примерами «Николы Отвратного» могут служить изводы из ГМПИ и ЦМиАР.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Лит .: Житие святителя Николая Мирликийского и слава его в России. Текст 1899 года. М., 2003; Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007;

В. Гусакова

По материалам девятого тома Энциклопедии «Святая Русь»

«- Никола Чудотворец – наш главный помощник. Все к нему идут, особливо кто в путь или в море собрался. Девчонки вот прибегают – мужа хорошего просят, — бабушка-свечница заботливо протирает чистой тряпицей икону святого Николая, поправляет лампадку.- Уж Николушка-то самый скорый на исполнение просьб наших. Да и лик какой, посмотри только, простой, русский, борода седая, точь-в-точь как у наших деревенских…»

Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси со времен принятия христианства. Существует развитая иконография этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. Когда обращаешься с молитвой к святому, то, взирая на икону, не особо задумываешься о символическом значении изображения. Но в иконе все не случайно, небольшая деталь может иметь особое значение. Давайте попробуем лучше понять, что хотели донести до нас древние иконописцы, так или иначе изображая святого.

Основные иконографические образы Святителя Николая

Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Тип изображения «Поясной»

Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного цвета фелонь и омофор — широкую длинную полосу материи с изображением крестов — знак архиерейской власти. Омофор символизирует уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых ему для этого.

Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта омофором и ризой – в знак почтения к Божественным Словам.

Никола Липный. Иконописец Алекса Петров. Новгород., 1294 г.

Слева и справа от Святителя часто изображаются фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе 325 г. Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, чье учение определено как еретическое, и за это был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор — знаки святительского достоинства. После этого ему вернули сан архипастыря.

Тип изображения «Ростовой»

В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.

Святитель Николай «Зарайский». 15-16 в. Каргополь

Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Изображение Святителя Николая в полный рост с Евангелием получило название «Николы Зарайского» по названию города, где находился образ.

Другой тип ростового изображения Святителя Николая – «Никола Можайский» . Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления».

Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии. Некоторые исследователи считают такую иконографию заимствованной из Западной Европы, где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке.

Тип изображения «Оплечный»

Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы часто писали по царским заказам, так как Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день - 6 декабря 1533 года - и считал святителя Николая своим покровителем. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.

Св. Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.

Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей.

Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».

«Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»

В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая.

Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего» , соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» - с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.

Св. Никола, 12 в., Великий Новгород, из Никольского собора

История еще одного чудотворного образа Святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищенский».
 Круглые иконы встречаются редко. Imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру.

Тип изображения «Житийные иконы»

Святой Николай, с 16 клеймами жития. 16 век. Ростовская школа

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Известны чудеса, которые происходили на Руси – например, чудо о киевском детище. Могли быть различные перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер иконографии св. Николы.

Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни».

Никола Великорецкий, 16 век. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением — они объединены темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8. Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века. В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Копии с иконы были также посланы в Вологду, Тотьму и другие города. Через год образ был возвращен в Вятку.

Святой Николай, 16 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Чудотворная икона до наших дней не сохранилась — существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря.

В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая, проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу, правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их товары. Новгородские иконописцы не ограничиваются одним изображением, а дают подробный рассказ в нескольких клеймах (новгородская икона 1551-1552 г. из ЦМиАР). Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» – одним из центральных праздников Русской Православной Церкви.

Икона, написанная на основе прижизненного портрета святого Николая Чудотворца. Базилика св. Николая в г. Бари, Италия.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.

Максимова Анна, 1 курс ИО

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник — архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) — символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату — 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая — это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата — это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) — рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто — талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй — с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа — буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» — это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.


Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона Николая Чудотворца в любом православном храме занимает одно из видных мест. На подсвечнике у святого образа Угодника Божьего Николая во время службы тесно от возженных свечей.

И в домашних молельных уголках почти у каждого христианина слева от Спасителя можно увидеть икону святителя Николая.

Почитает и любит его благодарный православный мир вот уже более полутора тысяч лет. И молится, обращаясь к нему в любой нужде, надеясь на поддержку сего доброго и усердного помощника.


Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Икона Николая Угодника подобна залогу ходатайства самого Святителя за ветхого человека перед Силами Горнего Мира. К ней обращаются, помня о доброте того кто, видя нужду человека, приходил при жизни на помощь сам, не дожидаясь просьбы. Того, кто во время земного пути умел угодить Господу, оказать уважение земным правителям и подать спасительную руку поддержки нуждающимся. Того, который всегда спешит на подмогу любому, кто призывает его имя, независимо от вероисповедания и наличия добрых дел. За прижизненные и посмертные многочисленные благодеяния архиепископ Мирликийский Николай еще много лет назад был прозван народом «Угодником Божьим» и «Чудотворцем».



Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник

Примечательно, что почитать Николая Угодника на Руси и молиться перед его иконами начали даже раньше, чем было принято христианство. В крещеной же Руси доверие к Чудотворцу было настолько великим, что призыв к нему молить Бога входил в перекличку стражи. В России дореволюционной насчитывалось около 50 монастырей, открытых в честь Николая Угодника. И только в Москве существовало не менее сотни храмов с именем святого Чудотворца.


Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб.

Иконы любимого народом Заступника были чрезвычайно распространены, и в некоторых местах даже любой святой образ называли «николой».

Вдохновленные иконописцы создавали образы Чудотворца святителя и в древней в Византии, и в более позднее времена по всей русской земле. По этой причине его иконография, пожалуй, самая разнообразная: существует множество различных изображений святого: поясных, огрудных, оплечных, ростовых. Исследователям удалось насчитать двести девять различных типов икон Николая Угодника.


Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Самыми древними считаются поясные образы Святителя, на которых он в левой руке держит закрытое Евангелие, а правой благословляет. Такой тип заимствован из византийской иконографии, где он был распространен в XI и XII веках. Одна из самых древних таких икон сейчас находится на Синае в монастыре Святой Екатерины. А самая ранняя на Руси икона Угодника Николая (XI век) хранится в Киеве в алтаре Софийского Собора. Встречается и более редкий вид икон, появившийся в XIII веке - с открытой книгой Евангелия в руках святого.


Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание

Часто образы Святителя дополнены Деисусом (фигурами Иисуса Христа и Девы Марии наверху), как напоминанием о Никейском соборе. В 325 году на нем разбирался вопрос о ложном арианском учении об исключительной божественной природе Иисуса Христа. Благочестивый Николай, не сдержавшись, ударил Ария по щеке, за что был лишен не только церковного сана, но и свободы. Однако участникам событий во сне было явлено, что Сам Спаситель дал Божьему Угоднику Евангелие, а Небесная Царица - омофор. Конечно же, после таких многочисленных знамений сан архипастыря Святителю вернули. А сам момент Божественного благословения нашел отражение в иконографии: сначала Деисуса изображали на медальонах, позднее - стали размещать сверху.


Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Есть простая народная классификация изображений Николая Чудотворца: Никола «зимний» - в головном уборе и Никола «вешний» - без него. Более традиционным считается изображение лика Святителя с непокрытой головой. Обычай венчать его голову епископской митрой появился после замечания императора Николая I. Он указал церковным служащим на отсутствие убора у своего Небесного Заступника.
Чествование этих святынь проходит в разное время: Никола зимний, день смерти Святителя, отмечается 19 декабря. Никола вешний, праздник исключительно русского православия - 22 мая, в день перенесения в Бари его мощей. Некоторые приходы в России с 2004 года ввели традицию отмечать также и рождество Святителя, которое приходится на 11 августа.


Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Существует еще один пласт древнерусской иконографии - житийные иконы, на которых вокруг расположенного в середине образа (поясного, ростового...) располагаются клейма. В них с хронологической последовательностью иллюстрируются житие Николая Угодника, его деяния и чудеса, в том числе посмертные. Количество таких клейм может быть различным - более двадцати, 14, 12...


Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб.

Никола, Николушка, Помощник Божий - ласковые обращения к ликам изображенного на образах святого, от которого ждут совершаемых по молитве чудес.

С надеждой и верой просят его о преодолении разных бед и нужды, о счастье детей, об успешности путешествий, безопасной службе...

А бывает, являясь человеку, просит оставить грех и сам Никола, по-отечески предупреждает о чем-то, направляет на истинный путь.


Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва.

Полного списка благодеяний, явленных святителем при обращении к его чудотворным иконам, не существует. Составить его, учесть все подобные случаи - задача невыполнимая, как невозможно сосчитать все капли долгожданного дождя, проливающегося на засохшую, растрескавшуюся землю. Но практически у каждого христианина есть свой маленький архив свидетельств его скорой и явной помощи.

Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства


Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.


Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия


Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях.
XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай