Новенький в классе: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе. Адаптация ребенка к новой школе: советы психолога

Иногда случается так, что родители переводят ребёнка в новую школу. Безусловно, это сильный психоэмоциональный стресс для школьника в любом возрасте. Помочь ребёнку справится с появившимися трудностями – задача взрослых, которые его окружают.

Мотивы перехода в новую школу и особенности адаптации

При переводе ребёнка в другую школу у родителей появляется множество новых проблем. Для того чтобы грамотно подойти к решению вопроса адаптации, необходимо понимать, что стратегия помощи напрямую зависит от обстоятельств перехода в новую школу.

  • Перевод в другую школу ради углублённого изучения определённых предметов. В этом случае ребёнок меняет привычный коллектив, но остаётся в родном городе, поэтому адаптация пройдёт значительно легче. Психологи советуют поддерживать общение ребёнка с прежними одноклассниками, приглашать их в гости – так ваш школьник примет ситуацию как нечто естественное, меняющее только коллектив, но не весь образ жизни. Также нужно поощрять общение в новом коллективе, приглашать новых одноклассников в гости, одобрительно относиться к совместному времяпрепровождению вне школы.

Это интересно: По статистике, каждому третьему школьнику приходится сталкиваться с переходом в новую школу

  • Новая школа в связи с переездом в другой город. Эта ситуация сложнее предыдущей. Дело в том, что с переходом в другую школу ребёнок меняет привычный образ жизни: знакомые лица, привычные домашние условия, любимые улицы – всё остается в прошлом. Эта ситуация не только вызывает стресс, но и, если ребёнок не получает поддержки со стороны родных, может привести к депрессии. Чтобы помочь школьнику привыкнуть к новой школе, следует наладить тесный контакт с учителями, как можно чаще появляться в школе и первое время присутствовать на уроках, особенно если ребёнок – младший школьник. Также будет очень полезным, если время позволяет, до начала учебного года устроить ребёнка в пришкольный лагерь. Там он сможет наладить контакт с одноклассниками в более свободном общении, чем это происходит в классе. Если же ребёнок уже вышел из младшего школьного возраста, не лишним будет узнать, какие секции есть в новой школе. Это не только позволит раскрыть способности вашего чада, но и поможет ему познакомиться с местными ребятами.

Важно объяснить ребенку причины перехода в другую школу

  • Переход в новую школу из-за конфликтной ситуации. Иногда случается так, что возникший конфликт между ребёнком и учителем или другими детьми лучше всего решить переходом в другую школу. Конечно, для родителей это должно быть крайней мерой, только если другие способы разрешения сложившейся ситуации не помогли. Однако в любом случае нужно постараться помочь ребёнку справиться с новыми условиями жизни. Важно объяснить мотивы перехода, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась.

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться в школе

Как известно, дети сложнее переживают адаптационный период, чем взрослые. Это связано с тем, что у детей на первом месте стоит эмоциональное осмысление ситуации, и им трудно понять новые условия жизни разумом. Поэтому задача родителей – приложить максимум усилий и помочь ребёнку справиться с данным этапом. Для этого психологи разработали ряд рекомендаций, облегчающих адаптацию.

  • Не нужно давить на ребёнка. Это касается абсолютно всех аспектов жизни маленького человечка: от оценок в школе до домашних обязанностей. Не нужно требовать отличной успеваемости с первых дней в новой школе – это просто невозможно. Учителя ещё не знают ребёнка, а он, в свою очередь, не рвётся проявлять свои знания и способности – они присматриваются друг к другу. Для этого нужно время – проявите терпение.
  • Подружитесь с ребёнком. Естественно, что между родителями и детьми существуют определённые доверительные отношения. Но в период адаптации мама и папа должны стать друзьями своему малышу. Ведь пока в новом коллективе у него ещё нет друзей-сверстников, а приятельское общение ребёнку необходимо.
  • Общайтесь с учителями, регулярно наведывайтесь к классному руководителю. Лучше родителей никто не объяснит особенности характера ребёнка, его слабые и сильные стороны. Особенно это важно, если у вашего школьника есть какие-то проблемы со здоровьем. Тем более, что учитель знает, как помочь адаптироваться в новом ученическом коллективе.
  • Заинтересуйте ребёнка. Кроме школьных занятий, ваше чадо должно иметь какое-то занятие по душе: кружок, секция, студия. Так у него будет меньше времени на переживания и тоску по прежнему месту учёбы и приятелям.

При правильной стратегии поведения близких людей адаптация в новой школе может стать безболезненным жизненным этапом, просто очередной ступенью развития. А главным принципом взаимоотношений с детьми должна быть родительская любовь. Именно она помогает и поддерживает ребёнка в любых жизненных переменах в любом возрасте.

С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?

Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.

Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.

ФОТО GettyImages

  • Адаптация к школе начинается за несколько недель до официального 1 сентября . Прежде чем перейти на новое место, поговорите с ребенком. Зарядите его оптимизмом! Напомните, что это время, несомненно, пройдет хорошо. Правда, по началу, ему, возможно, придется набраться терпения. Но никакой драмы!
  • Следите за тем, чтобы он приходил на занятия чуть раньше , так сказать, «разведать обстановку». Объясните, что ребенок в новом классе должен вести себя спокойно, но при этом оставаться самим собой и не бояться заводить разговор, проявлять инициативу, если это потребуется.
  • Мероприятия вне школьной программы, кружки и секции помогают более быстрой интеграции. Чем бы ему хотелось заняться? Музыкой, программированием, танцами, а может стать вратарем в футбольной команде?

ФОТО GettyImages

    Налаживайте контакт с родителями одноклассников - на детских днях рождениях или просто на выходе из учебного заведения. Участвуйте в общественной деятельности и организации праздников, сотрудничайте с педагогами. Помните, что стараетесь в этот момент ради своих детей.

    Будьте готовы к тому, что поначалу оценки станут ниже: иная методология, внимание класса и тот факт, что малыш может злиться на происходящие изменения и родителей, безусловно, отражаются на учебе. Не опускайте руки и подбадривайте его ежедневно.

    Серьезно поговорите дома, объясните, что все мы в жизни встречаемся с препятствиями на пути, и это абсолютно нормально. Находите положительные стороны и меняйте фокус восприятия: «Вот увидишь, как тебе повезло!» В тоже время никогда не навязывайте свое мнение и не давите (фразы, в духе, «подружись вон с тем мальчиком» - отставить!).

    Как адаптироваться в новой школе. Одними уроками и переменами дело не ограничивается, чтобы ускорить процесс, пригласите домой его новых друзей, пусть проводят больше времени в неформальной обстановке. Только пусть своих гостей он выберет сам.

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Стресс для ребенка, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что другого выхода просто нет. Первое время ребенок в новой школе , скорее всего, будет чувствовать себя не слишком уютно. Как облегчить и сократить период адаптации ребенка к новому учебному заведению?

Первое время после перехода в новую школу нужно снизить планку требований к ребенку . Ребенок в новой школе и так испытывает давление: ему приходится привыкать к новым учителям и их требованиям, вливаться в новый коллектив. Естественно, что его успеваемость может снизиться, а поведение - измениться не в лучшую сторону. Если еще и родители будут к нему слишком требовательны, период адаптации к новой школе рискует затянуться очень надолго.

Задача родителей - поддержать ребенка в этот непростой период жизни. Интересуйтесь его школьной жизнью, помогайте, если возникает такая необходимость. Причем имеется в виду не только помощь в выполнении домашних заданий. Может быть, ребенку понадобится ваш совет относительно взаимоотношений с одноклассниками.

Также нужно следить, чтобы ребенок соблюдал : в первые недели в новой школе его нагрузка и так будет большой, если же он еще и будет недосыпать, ему придется гораздо сложнее. Помогите ребенку спланировать рабочий день так, чтобы хватало времени и на учебу, и на отдых (в том числе и активный). .

Первое время ребенку будет не хватать общения, ведь большинство его друзей остались в старой школе. Если вы остались жить в том же районе, он сможет общаться с ними после уроков, но при смене школы из-за переезда ребенок зачастую оказывается в одиночестве: со старыми друзьями связь потеряна, а новых у него еще нет. Поэтому нужно поощрять общение ребенка с новыми одноклассниками , участие во внеклассных мероприятиях, поездках, экскурсиях и т. п.

Время от времени интересуйтесь, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками , но при этом делайте это ненавязчиво, не устраивайте допрос. Важно установить с ребенком доверительные отношения, чтобы он не боялся обращаться к вам за советом относительно общения со сверстниками или просто делиться подробностями своей жизни.

Возможно, стоит устроить дома небольшую вечеринку , чтобы ребенок мог пообщаться с одноклассниками в неформальной обстановке, а вы, в свою очередь, смогли увидеть, с кем учится ваш ребенок. Однако если ребенок отказывается от этого, не настаивайте: ему виднее, какие порядки заведены в классе, возможно, такая вечеринка будет не слишком уместна.

Если у ребенка что-то не получается, подбадривайте его. Обязательно поощряйте его за успехи и достижения , даже, казалось бы, самые незначительные: не нужно воспринимать их как что-то самой собой разумеющееся. Ребенок в новой школе обычно чувствует себя не слишком уверенно, так что ему важна любая похвала, особенно если она исходит от вас.

Поддерживайте отношения с педагогами, посещайте родительские собрания, не бойтесь участвовать в жизни класса : чтобы получить действительно правдивую картину того, как у ребенка складывается жизнь в новой школе, информацию нужно получать из разных источников.

Адаптация ребенка к новой школе займет какое-то время , она не может быть мгновенной: каким бы умным и общительным ни был ребенок, смена обстановки все равно выбьет его из колеи. Пусть все идет своим чередом: помогайте ребенку, поддерживайте его, но не форсируйте события.

Однако период адаптации не должен затягиваться , иначе несобранность и проблемы с учебой могут из временного явления превратиться в постоянное. Если ребенок очень долго не может привыкнуть к новой школе, завести друзей, если успеваемость и не думает повышаться, а ребенок жалеет о том, что поменял школу, нужно поговорить с ним и выяснить, что конкретно ему не нравится, что не получается. Возможно, в этом случае может помочь детский психолог.