Занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста. Логопедическая викторина

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках

Задачи:

  1. Закрепление и расширение знаний детей о пословицах;
  2. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты, слухового восприятия, развитие умения словообразования, звукового анализа слова;
  3. Активизация и проверка имеющихся учебных знания у детей;
  4. Общее всестороннее умственное развитие учащихся.

Викторина-это отличная возможность получать знания и при этом, развлекаться со своими друзьями. Правила просты, играть легко, главное иметь богатый запас информации, а также уметь быстро принимать решения, поскольку участники викторины также стараются быстро ответить на вопросы. Данный вид работы помогает детям провести время с пользой, чего иногда сделать не получается. Викторина развивает творческую активность учащихся, их смекалку, сообразительность.

Данный вид работы проводился впервые. Задания в основном были подобраны согласно программному прохождению материала на уроках. По результатам проверки викторины все классы достойно ответили на вопросы.

По результатам опроса учителей начальной школы, выяснилось, что данный вид работы очень интересен и полезен, а самое главное нужен! Можно увеличить количество заданий, усложнить их, а где-то наоборот-облегчить. Даже поступали предложения от учителей старших классов с просьбой разработать задания для старших классов. В общем есть над чем подумать и с чем поработать. Главное, что данный вид работы нужен. Поэтому в следующем году логопедические викторины войдут в школьную жизнь на законных основаниях. До встречи!

Логопедическая викторина 1 класс

1 задание. Ответьте на вопросы

✔ Дом для учебников.
✔ Буквы которые не составляют звука.

✔ Яблоко, мандарин, груша - одним словом.

✔ Шкаф, кровать, стол - одним словом.


✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов

✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Необходимо образовать прилагательные от имен существительных.
Пример: Гнездо грача-Грачиное

✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано. Исправьте «неправильные» слова.


Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. Забодал меня котел,
На него я очень зол.

4. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.

5. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

5 Задание. Составить «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите.
Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л» какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок

Логопедическая викторина 2 класс


✔ Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать?
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.

✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов
✔ Не тесто красит человека, а человек тесто
✔ Корова на дворе, молоко на столбе
✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача- Грачиное

✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -

1. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

2. На волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

3. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

4. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

5. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л» . какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???



Логопедическая викторина 3 класс

1 задание. Ответьте на вопросы:
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.

✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача - Грачиное

✔ Гнездо журавля -
✔ Перо гуся -
✔ Перо курицы -
✔ Шуба из меха -
✔ Перчатки из кожи -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. На волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???

Логопедическая викторина 4 класс

1 задание. Ответьте на вопросы
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Площадка для катания на коньках?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.
✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое?
✔ Как называются слова образованные от одного корня?
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Не зная броду, не суйся в моду
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача - Грачиное
✔ Гнездо журавля -
✔ Перо гуся -
✔ Перо курицы -
✔ Шуба из меха -
✔ Перчатки из кожи -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова.

1. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

2. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

3. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

4. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

5. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л». Какое получилось слово???

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок - какое получилось слово???

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА Предмет (направленность) : Логопедия Класс : 1-2 Место проведения: кабинет №14, 2 этаж.
Цель : закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися в течение учебного года. Задачи : Образовательные: -закреплять приобретённые произносительные умения. Развивающие:

Развивать фонематический слух;

Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;

Развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи

Воспитательные:

Формировать умение работать в коллективе сверстников;

Воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование : компьютер, мультимедийная доска, предметные картинки , цифры, бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», «Солнышко», «Лучики», бланк для выставления баллов, 2 конверта для розыгрывания очерёдности, картинка «Солнышко» , песочные часы, развивающие кубики, карточки с заданиями, шариковые ручки, медали для награждения.

Х о д в и к т о р и н ы

Организационный момент : ( слайд 1). Звучит песня « Выглянуло солнышко

из – за серых туч…»

Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину. Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах.

1 Команда «Солнышко».

Девиз: Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде.

2 Команда « Лучики».

Девиз: Мы хотим всегда светить, чтобы лучше было жит !

Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1).

Мы приветствуем так же наших болельщиков! Желаем всем успехов! Итак, начинаем!

Ребята, вы помните правило: чтобы красиво разговаривать нужно правильно все звуки выговаривать!

И в этом нам помогает разминка для язычка ! Предлагаю выполнить музыкальную разминку! Согласны?

Послушав музыку, нужно угадать и показать артикуляционное упражнение. (слайд2)

(“Лопаточка”, “Чашечка”, “Иголочка”, “Качели”, “Индюк”, “Барабан”, “Лошадка”, “Маляр”).

(Звучит музыка для артикуляционных занятий.) За каждый правильный ответ - 1 бал. Команды отвечают по очереди.

Конкурс №1 «Рифмовки» (слайд 3) Логопед :Я буду зачитывать рифмовки,но не буду их договаривать до конца. Сначала будет отвечать первая команда, затем вторая. I . 1. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису). 2. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван). 3. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном). 4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок). 5. Совершает перелёт серебристый….(самолёт). 6. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш). 7. Какие они злючки у кактуса…(колючки). 8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос). 10. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).

II .

    Верещунья, белобока, и зовут её ….(сорока). В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб). У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок). Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка). Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз). Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась). Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат). Быть должны всегда в порядке твои школьные ….(тетрадки). Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот). Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).

Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Конкурс №2 «Заколдованное слово» (слайды 4,5) Логопед : Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс называется «Заколдованное слово». Нужно назвать картинки, определить первые буквы и составить из них слово. (Приложение 2)

Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко (слайд 4)

Кошка буква (слайд 5)

Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Конкурс №3 «Пропавшая буква» (слайды 6)

Логопед: Ребята, в словах пропали буквы. Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. Работа с раздаточными карточками.(приложение № 3)

На экране появляется ответ.

Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Конкурс №4 «Сложи узор» (слайд 7 ) Работа с кубиками. (Приложение 4) Жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания. Конкурс №5 Конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 8)

Логопед: Каждый из капитанов команд выбирает конверт с буквой (К или Г), на которую должен дать ответы. Капитаны отвечают по очереди.

Буква «К» в начале слова.
    Домашняя птица. Имя мальчика. С их помощью птицы летают. Девочка заплетает волосы в… Она даёт молоко. Ловит мышей. Трава, которая больно жжется.
Буква «Г» в начале слова.
    Домашняя птица. Имя девочки. Есть на лице у человека. Растут в лесу под деревьями. Её приносит почтальон. Его забивают молотком. Его строят птицы весной.

Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.

Конкурс № 6. «Подбери цифру» (слайд 9)

- В этом испытании соревноваться будут команды друг с другом. Перед вами картинки и цифры. По очереди ребенок из одной команды берёт картинку, ребенок из другой должен показать цифру, обозначающую количество слогов в названии изображенного предмета. За правильно подобранную картинку начисляется один балл

Конкурс №7 « Найди слова» (слайды 10)

Логопед: Перед вами большое слово ПРОСТОКВАША. Попробуйте отыскать в нем как можно больше новых маленьких слов. Балл получает команда, составившая больше слов. Время работы 5 минут (приложение №5) .

Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.

. Подведение итогов викторины (слайд 11)

Логопед:

Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, я хочу показать вам фильм о наших занятиях. Каждый увидит себя в этом фильме.

Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.

Звучит песня «Дорога к солнцу».

Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Приложение № 1

П Р О Т О К О Л

проведения логопедической викторины «Гласные и согласные»

Название конкурса

Приложение № 2

Приложение №3 Бе..ка

Бу..атино

Раздаточные карточки к конкурсу № 3 «Пропавшая буква»

Теле..он

О..ки

Приложение № 5

ПРОСТОКВАША

Приложение № 6

КАПИТАН КОМАНДЫ « СОЛНЫШКО»

КАПИТАН КОМАНДЫ «ЛУЧИКИ»

К Г

Приложение № 7

СОЛНЫШКО

ЛУЧИКИ

Раз, два, три, четыре, пять - будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять, но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.

Мы собрались сегодня с вами на логопедическую викторину, которая называется «Вопрос на засыпку». Что значит «вопрос на засыпку»? Это значит сложный вопрос, вопрос со смыслом, вопрос, над которым нужно подумать, прежде чем ответить. Цель нашего мероприятия – не показать, кто лучше, а кто хуже, а показать, чему научились ребята. Мы надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.

Пожелаем мы ребятам не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда побыстрее отвечать!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина в старшей логопедической

группе № 4 «Вопрос на засыпку».

Цель : закреплять приобретённые произносительные умения.

Задачи : 1) Развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа;

2) Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;

3) Воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование : миски с наполнителями (декоративный грунт, грунт для растений, камни, ракушки, фасоль, горох); маленькие игрушки из киндер – сюрпризов; два набора пирамидок; шесть комплектов разрезных картинок; медали для награждения; сладкие призы (конфеты).

Ход викторины.

Раз, два, три, четыре, пять - будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять, но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.

Мы собрались сегодня с вами на логопедическую викторину, которая называется «Вопрос на засыпку». Что значит «вопрос на засыпку»? Это значит сложный вопрос, вопрос со смыслом, вопрос, над которым нужно подумать, прежде чем ответить. Цель нашего мероприятия – не показать, кто лучше, а кто хуже, а показать, чему научились ребята. Мы надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.

Пожелаем мы ребятам не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда побыстрее отвечать!

1 раунд – РАЗМИНКА

Я сейчас задам вопросы, отвечать на них непросто!

  1. Ночная птица, которая охотиться на мышей и которую прозвали «пернатой кошкой»

Сова

Зяблик

Аист

2) У мамы есть кошка Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего у мамы детей?

3) Почему рыба – пила получила такое название?

За плохой характер

Похожа на пилу

Ею можно распилить все, что угодно

4) Что всегда побеждает в сказках?

5) Кто держится за внучку в сказке «Репка»?

Дует ветерок, листья закружились, (легкие движения руками в стороны)

Медленно, но верно на землю опустились. (приседаем на корточки с легкими движениями руками)

Подул сильный ветер, снежинки прилетели, (движения рук сильнее, интенсивней)

Наверное, скоро начнутся метели. (быстрые движения руками над головой)

Опять подул вдруг ветерок, на земле лежит снежок. (движения руками вверх-вниз)

Снег находится везде, и на дереве, в дупле, (руками показывать вверх вправо и вверх влево)

На земле и на асфальте, (руками показывать вниз вправо и вниз влево)

Ведь зима пришла, представьте! (растирать себя руками, «ёжится» от холода)

2 раунд – ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

  1. Из чего состоит любое сказанное слово?

Из букв

Из цифр

Из звуков

2) Что мы видим, читая книгу?

Буквы

Цифры

Звуки

3) Что потеряла Золушка в известной сказке Шарля Перро?

Сапоги-скороходы

Ключик

Туфельку

4) На какой звук начинаются все эти слова? Автобус, акула, ананас, апельсин, абрикос.

3 раунд – ИГРУШКИ СПРЯТАЛИСЬ

На столах стоят миски с различными природными материалами: фасоль, горох, грунт, камни, ракушки, песок. Ваша задача – найти ЧТО-ТО и составить предложение, например, в песке я нашел ракушку.

4 раунд – ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ

  1. Игра «Пирамидки». Быстро и правильно собрать пирамидки.
  2. Игра «Он – Она».

Попрошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять.

Он – слон, она - … (слониха), Он – лось, она - … (лосиха)

Он – кот, она…Нет, конечно, это кошка! Ну ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он – морж, она… (моржиха), Он – еж, она -… (ежиха),

Он – заяц, она - …(зайчиха), Он - бык, она - …

Всем знакомо это слово, Да, да, да! Она – корова!

  1. Игра «Собери картинку». Быстро и правильно собрать разрезную картинку.

5 раунд – СПЕЦЗАДАНИЕ

  1. Послушайте внимательно инструкцию: рот открыт, поднимать широкий язык то к верхней губе, то к нижней, то к верхней, то к нижней. Как называется это артикуляционное упражнение?

Карусели

Лопаточка

Качели

2) Пропавшие буквы.

Серый вол, голодный, злой, ходит по лесу зимой (волк)

Стол высокий, метра три, крепко держит фонари (столб)

Землю роет старый кот, под землёю он живёт (крот)

Кран зажёгся голубой, фильм посмотрим мы любой (экран)

Шар на шею повязал и ангину не поймал (шарф)

Лень с ветвистыми рогами мчит навстречу мне и маме (олень)

От весёлой острой утки хохотали мы все сутки (шутки)

Рыбки в лодочке сидят, к поплавку прикован взгляд (рыбаки)

6 раунд – НАОБОРОТ

Скажу я слово ВЫСОКО, вы отвечайте – низко,

Скажу я слово ДАЛЕКО, вы отвечайте – близко.

Молодой – (старый).

Быстрый – (медленный).

Начало – (конец).

Потолок – (пол).

Мокрый – (сухой).

Тихо – (громко).

Белый – (черный).

Широкий – (узкий).

Чистый – (грязный).

Темный – (светлый).

Ночь – (день).

Пустой – (полный).

Хорошо – (плохо).

Твердый – (мягкий).

Трусость – (храбрость).

Богатый – (бедный).

Горячий – (холодный).

Толстый – (тонкий).

Небо – (земля).

Маленький-(большой)

Итог викторины.

Мы думали и веселились, и даже спорили порой,

Но очень подружились за нашею игрой,

Игра игрой сменяется, кончается игра,

Но дружба не кончается! Ура! Ура! Ура!

Награждение медалями всех участников викторины или раздача сладких призов из волшебной коробки (волшебного мешочка).


Данный материал рекомендован учителям – логопедам, воспитателям детского сада, учителям 1-го класса начальной школы для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Такое мероприятие, проводимое в конце учебного года, может стать показателем результативности речевой коррекции или своеобразным итогом годового обучения в первом классе школы. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.

Цель: обобщение, в игровой форме знаний полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

  • Развитие навыка самоконтроля за речью;
  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;
  • Формировать навыки интонационной выразительности речи;
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Для проведения логопедической викторины, создаются две команды по шесть человек. Команда «Апельсин» одевает оранжевые галстуки, а «Волна» - синие. Остальные дети зрители. За каждый конкурс команда может получить:

3 балла – за правильный полный ответ

2 балла - если есть небольшие недочеты

1 балл - за правильный, но неполный и с недочетами ответ

0 баллов - неправильный ответ.

При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Зритель за каждый правильный ответ получает один балл.

1 слайд – Логоцветик

Ведущий: Рада приветствовать Вас на викторине «Логоцветик» . Логоцветик – это любимый цветок всех логопедов. Логоцветик цветёт, когда слышит красивую правильную речь.

2 слайд символика команд

Ведущий: Сегодня на нашем турнире присутствуют команды «Апельсинки» и «Волна» , болельщики этих команд и компетентное жюри (представление членом жюри) .

К сожалению, с моим логоцветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания и показать те знания и умения, которые ребята получили на логопедических занятиях.

3 слайд «Артикуляционная разминка» .

Ведущий: Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать специальную гимнастику для язычка.

Каждая команда по очереди называет своё любимое упражнение из артикуляционной гимнастики, а мы вместе их выполняем (команды называют по три движения) .

4 слайд «Сказочные герои» .

Ведущий: Чтобы получить первый лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки.

Перед вами будут появляться картинки с вашими любимыми сказочными героями. Ваша задача внимательно посмотреть проговорить имена героев сказок и сказать что же общего, с точки зрение не сказок, а звуков.

5 слайд сказочные герои со звуком «С» для команды «Апельсинки» .

6 слайд сказочные герои со звуком «Ш» для команды «Волна» .

7 слайд сказочные герои со звуком «Л» для зрителей.

Ведущий отдаёт первый лепесток жюри.

8 слайд «Лучший Звукознайкин» .

Ведущий: Второй лепесток даст возможность проявить себя одному участнику каждой команды. Продолжим работать со звуками. Этим ребятам необходимо будет сделать звуковой разбор слов.

(по одному участнику из команды получают карточки для звукового разбора, цветные карандаши) .

Желающие из зрителей могут также получить звание «Лучший Звукознайкин» .

9 слайд «Соковыжималка» .

Ведущий: Третий лепесток принес нам задания со словами. Проверим, как вы умеете образовывать слова.

Я буду называть каждому члену команды фрукт или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.

10 слайд с картинками фруктов и ягод для первой команды.

Сок из апельсинов – (апельсиновый)

Сок из груш – (грушевый)

Сок из ананасов – (ананасовый)

Сок из моркови – (морковный)

Сок из помидоров – (томатный)

11 слайд с картинками фруктов и ягод для второй команды.

Сок из яблок – (яблочный)

Сок из слив – (сливовый)

Сок из винограда – (виноградный)

Сок из персика – (персиковый)

Ведущий отдаёт второй и третий лепесток жюри.

12слайд «Из чего это сделано» картинки с предметами

Ведущий: Проверим, как зрители умеют образовывать слова. Свойства предметов вам нужно назвать, одним словом. Например: корона из золота – золотая.

Ведущий: дом из дерева - (деревянный)

дом из кирпича – (кирпичный)

самолётик из бумаги – (бумажный)

стакан из стекла – (стеклянный)

ваза из хрусталя – (хрустальная)

шуба из меха – (меховая)

ложка из металла – (металлическая)

решетка из железа – (железная)

коробка из картона - (картонная) .

13 слайд «Путаница» .

Ведущий: Чтобы выручить следующий лепесток нам необходимо отдохнуть и немного размяться.

Играем в «путаницу» , делаем то, что я говорю, а не показываю.

14 слайд «Рисуем по клеточкам» .

Ведущий: Для получения следующего лепестка вам понадобится внимания и крепкая рука. Каждому участнику нужно повторить рисунок по клеточкам «Цветок» .

(Раздаются образцы и простые карандаши.)

15 слайд «Какой звук чаще слышится» .

Ведущий: Пока участники внимательно чертят, мы будем внимательно слушать. Какой звук чаще слышится в скороговорках.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.

Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Ведущий отдаёт четвёртый лепесток жюри.

16 слайд. «Всех скороговорок не повторишь, не выговоришь» .

Ведущий: Наш предыдущий конкурс подготовил нас к выполнению следующего задания.

Сейчас по два человека из команд вытянут карточку с «настроением» и произнесут свою любимую скороговорку с этим настроением, а мы попробуем догадаться, какое у них настроение.

Ведущий отдаёт пятый лепесток жюри.

Ведущий: Скороговорки надо уметь говорить очень быстро, проверим наших зрителей, кто из них скажет свою любимую скороговорку быстрее всех.

(желающие говорят скороговорку быстро, три раза подряд)

17 слайд. «Кто больше» .

Ведущий: Для получения заключительного лепестка, команды по очереди будут назвать предметы, которые начинаются на заданную букву.

18 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «П» .

19 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «Б» .

20 слайд сюжетная картинка с предметами на букву «С» для зрителей.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего турнира, мы рассмотрим следующую картинку.

21 слайд с изображением логоцветика.

Ведущий: Спасибо, уважаемые команды и зрители за спасение логоцветика. Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить и готовы идти в первый класс (жюри вручает логоцветик ведущему) .

Мы с логоцветиком надеемся, что вы поняли, наш родной русский язык богатый и интересный.

22 слайд «Церемония награждения» .

Жюри подводит итоги викторины, награждает команды и отдельных зрителей грамотами.

юлия сорокина
Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Вопрос на засыпку»

Логопедическая викторина для детей

старшего дошкольного возраста и их родителей «Вопрос на засыпку »

Задачи :

Закреплять приобретённые произносительные умения.

Развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква) .

Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.

Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Логопед . Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос на засыпку » , в которой примут участие две команды, состоящие из детей и их родителей .

Цель нашего мероприятия - не соревнование, не желание показать кто лучше,а продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде вместе с родителями , совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.

В зал под музыку входят команды.

Представляю каждую команду : справа от меня команда «Почемучки» .

Команда, каков ваш девиз?

«Почемучки» задают сто вопросов к ряду ,

Получить на всё ответ

Все мы очень рады.

Знать мы многое хотим!

Вас, друзья, мы победим!

А слева команда «Всезнайки» . Команда, каков ваш девиз?

Мы, всезнайки и друзья,

Победить таких нельзя!

С нами дружба навсегда!

Логопед . Теперь я напомню вам правила игры, состоящей из восьми раундов. В каждом раунде по несколько вопросов . На обсуждение вопроса у каждой команды 30 с. За это время она должна обсудить, принять решение и чей ответ будет правильным, та команда получит волшебную стрелку. Каждая стрелка - это 10 сек. времени, которые будут использованы в финальном раунде.

1 раунд «Разминка»

1. Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому её прозвали «пернатой кошкой» ?

а) сова (+)

б) зяблик

2. Следующий вопрос без вариантов ответа. Будьте внимательны.

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы ?

3. Почему рыба-пила получила такое название?

а) за сварливый характер

б)похожа на пилу (+)

в) ею можно распилить всё что угодно.

Следующий раунд «Буквоград»

1. На мольберте картинка с изображёнными запутанными под различными линиями буквами. Задача : за 30 сек. Узнать и назвать буквы.

2. Что мы видим, читая книгу?

б) буквы(+)

3. На мольберте изображены буквы. Задача : обвести в кружок красным маркером только гласные буквы. За выполнение задания команда получит волшебную стрелку.

Раунд «Звукоград»

1. Рассмотрите фотографию девочки, выполняющей артикуляционное упражнение. Как оно называется?

а) «Горка»

б) «Грибок» (+)

в) «Лопаточка»

2. Из чего состоит любое сказанное слово?

а) из букв

б) из звуков (+)

в) из цифр

3. Послушайте внимательно инструкцию : рот открыть, широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней. Как называется это артикуляционное упражнение?

а) «Карусели»

б) «Лопаточка

в) «Качели»

Раунд «Переменка»

Логопед . Наша переменка покажет, насколько хорошо развита ваша мелкая моторика.

Прошу команды подойти к столам в центре зала. На них миски с различным природным материалом – гречкой, камнями, ракушками, макаронами. Ваша задача найти 6 мелких игрушек, ничего не рассыпая из миски. Искать нужно по очереди, каждый должен найти по одной игрушке.

Раунд «Аппликация»

Логопед . Перед вами на столах разрезанная картинка. Ваша задача собрать целое изображение картинки и наклеить её на лист находящийся на мольберте. После выполнения каждый участник поднимает руку.

Логопед . Думаю, что командам надо немного отдохнуть. А мы пока поиграем с болельщиками в игру «Он-она» .

Игра проходит в быстром темпе.

Посмотрим, какие наши болельщики знатоки слов.

У меня есть для вас игра под названьем «Он-она» .Прошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять.

Он слон-она…слониха.

Он лось-она…лосиха.

Он кот-она…

Нет, конечно! Это кошка!

Ну ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж-она…

Он заяц-она…

Он ёж-она…

Он бык- она…

Всем знакомо это слово?

Да, да,да! Она корова.

Раунд для родителей «Внештатная ситуация» .

Логопед : Пятница, вечер, вся семья собралась у телевизора и смотрит программу «Спокойной ночи, малыши» , и вдруг гаснет свет…. Не ложиться же спать без сказки? Рассказать ребенку сказку, название которой написано на бумаге, которую вытянет капитан команды. («Колобок» , «Репка» ).

Оценка жюри.

Раунд «Самый внимательный» .

Логопед приглашает двух ребят из каждой команды, ставит их лицом к зрителям, перед ними на столе лежит предмет, который необходимо взять на слово «ТРИ» .

Расскажу я вам рассказ,

Состоящий из фраз.

Лишь скажу я слово «три» ,

Предмет немедленно бери.

Когда возьмете предмет?

На слово «три» .

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри ,

А жди команду : «Раз, два, … марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори,

Один, два, но лучше … пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

Ну что ж друзья, предмет не взяли,

Когда была возможность взять.

Оценка жюри.

Раунд «Покажи стихи руками» .

Логопед : У каждой команды есть стихотворение. Необходимо показать стихотворение движениями рук, туловища. Один участник (родитель ) читает стихотворение, остальные показывают стихотворение движениями рук, туловища.

Снег. Снег, снежок кружится, (кружатся с поднятыми руками)

Белая вся улица! (обводят рукой перед собой полукруг)

Собрались мы все в кружок, (обводят рукой круг)

Завертелись, как снежок. (вертятся)

Кому зимой жарко.

Мерзнут ноги, (обхватывают себя руками, стучат ногой об ногу)

Мерзнут руки, (дуют на руки, словно греют их)

Мерзнут шубы, (похлопывают себя по бокам)

Мерзнут шапки, (поправляют «шапку» )

Мерзнут брюки. (показывают на брюки)

Оценка жюри.

Раунд для родителей «Объясни пословицу детям» .

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Оценка жюри.

Проводится подсчёт.

Раунд «Найди картинку со звуком Р» .

На столах разложены предметные картинки, содержащие в названии звук Р (по количеству игроков, и без него. Дети добегают по очереди до столика, выбирают картинку со звуком Р и прикрепляют её к магнитной доске. Для каждой команды – свой набор картинок.

Итог мероприятия.

Логопед : Вот и подошел к концу наш праздник.

Сегодня мы послушали наших ребят и родителей .

Увидели, как дети стараются быть активными и внимательными, выполнять правильно задания.

Старайтесь говорить красиво , четко, ясно и беречь наш великий русский язык!

А сейчас послушаем наше жюри, которое подведет итоги конкурсов.

Жюри подводит итоги конкурсов, награждает победителей и участников.