Панорама Сан-Марко (Флоренция). Виртуальный тур Сан-Марко (Флоренция)

В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.

Mонастырь Сан Марко доминиканского ордена




Монастырь Сан Марко.Фреска "Христос и 12 апостолов"

Aнжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.


"Noli mi tangere" (Не прикасайся ко мне) келья 1

Кисти самого Анжелико принадлежат "Noli me tangere" в келье № 1, "Благовещение" в келье № 3, "Преображение" в келье № 6, "Осмеяние Христа" в келье № 7, "Коронование Марии" в келье № 9, "Введение во храм" в келье № 10.

Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым "Мастером кельи № 2".
Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено "Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником", принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены ("Крещение Христа", "Воздвижение креста", "Муж скорбей" и "Бичевание") в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве "Мастера кельи № 2".
"Несение креста" в келье № 28 принадлежит другой руке, "Распятие" в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли.
В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены "Пригвождение к кресту" и две композиции "Распятие со святыми", которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.

"Noli me tangere" (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и "Благовещение" в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.


"Благовещение" келья 3


"Преображение Господне" келья 6


"Осмеяние Христа" келья 7


"Коронование Марии" келья 9


"Принесение во храм" келья 10


"Поклонение волхвов" келья 39

Особое место среди фресок занимает люнет Поклонение волхвов из кельи № 39. По своему замыслу композиция ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник - молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.
Эту келью, превосходящую другие размером, занимали Козимо Медичи, папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря. Она особенно богата украшена Фпа Анжелико в сотрудничестве с Беноззо Гоззоли, его учеником.


"Воздвижение креста" келья 36


"Моление о чаше; Мария и Марта" Келья 34


"Распятие Христа и двух разбойников" келья 37


"Причастие Апостолов" келья 35


"Поцелуй Иуды" Келья 33


"Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада" Келья 31


"Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса" келья 42


"Несение креста" келья 28


"Распятие Христа со святой Марией и святыми" келья 38


"Распятие" келья 43


"Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама "


"Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником" келья 41


"Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной"


"Распятие со святым Домиником " кельи 15-21

В Святом Доминике Перед Распятием представлено довольно натуралистическое изображение Иисуса, в высшей степени приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты.

Мастер кельи №2


"Рождество" келья 5


"Крещение Христа Иоанном" келья 24


"Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием" келья 11


"Бичевание Христа" келья 27


"Муж скорбей" келья 26


"Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом" келья 4


"Воскресение Христа" келья 8


"Положение во гроб" келья 2

План фресок Фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко доминиканского ордена

Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Распятый Иисус изображен здесь вместе с двумя казненными с ним разбойниками - Гестасом и Дисмасом. Некоторые воины изображены коленопреклоненными, ибо они поверили в божественность Христа.
Введение в состав персонажей картины Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложении, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Святыми Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств.


"Распятие"


"Благовещение"

Монастырь Сан-Марко был основан в начале XII века. В 1437 году монастырь был отдан доминиканскому ордену. Реконструкция всего ансамбля была проведена под руководством архитектора Микелоццо, построившего кельи и клуатры, позднее украшенные флорентийским художником и доминиканским монахом Фра Беато Анжелико фресками на религиозные сюжеты. Здесь в одной из келий жил Савонарола, изучал богословие грек Михаил Триволис, позднее прибывший в Москву и прославившийся как Максим Грек. В 1866 году монастырь был закрыт и сейчас здесь действует Музей монастыря Сан-Марко.

Большинство фресок клуатра Св. Антонио принадлежит кисти Бернардино Поччетти, изобразившего сцены жизни св. Антония. Угловые панели расписаны Фра Анжелико. В зале Оспицио (приют для паломников) находится алтарная картина Фра Анжелико "Снятие с креста". Сводчатый Зал Капитула украшен фресками Фра Анжелико "Распятие" и "Св. Доминик". В малой трапезной одну стену полностью занимает фреска Гирландайо "Тайная вечеря". Здесь же находится и знаменитое "Благовещение" Фра Анжелико.

Базилика Флоренции Сан-Марко — одна из церквей центра города. Она возвышается на людной площади, доминируя над окружающей местностью. Первоначально храм был частью одноименного доминиканского монастыря, служившего в свое время домом для многих важных представителей духовенства и культуры пятнадцатого века: Козимо иль Веккио, Фра Анджелико, Амброгио Катарино Полити, Фра Бартоломео, Томмазо Каччини и Джироламо Савонарола. С 1869 года в бывшем монастыре находится Национальный музей. Но ни церковь, ни прилегающая обитель Сан-Доменико не являются его частью. Базилика и музейный комплекс соседствуют во Флоренции на площади Сан-Марко (Италия).

Ранняя история

Бывший доминиканский монастырь занимает место, где с XII века находилась обитель валломброзианского ордена, позже отошедшая к монахам-сильвестринцам. Обе группы являются ответвлениями католического ордена Святого Бенедикта. Во времена сильвестринцев церковь Флоренции Сан-Марко использовалась как для монашеских богослужений, так и для приходских функций. В то время этот район назывался Cafaggio, поэтому в ранних документах базилика упоминается как Сан-Марко al Cafaggio. Недавно в ней были обнаружены ниже уровня пола следы фресок, относящиеся к тому начальному периоду.

Передача доминиканскому ордену

В 1418 году сильвестринцы были обвинены в несоблюдении монашеских правил и плохом содержании монастыря. Им пришлось покинуть обитель, однако для этого потребовалось прямое вмешательство Папы Евгения IV и решение Базельского собора, прежде чем, в 1437 году здания были окончательно освобождены и обитель передана общине из монастыря Сан Доменико города Фьезоле. Решающим моментом стало вмешательство Козимо де Медичи, старшего основателя династии, самого влиятельного человека Флоренции, которому весьма благоволил действующий Папа. Медичи ясно дал понять о своем желании, чтобы монастырь приняла доминиканская община. Кроме того, Евгений IV также принадлежал к этому ордену.

Когда сильвестринцы ушли, переместившись в меньший монастырь Сан-Джорджио алла Коста, доминиканские монахи заняли здания Сан-Марко. Монастырь Флоренции, однако, находился в плачевном состоянии. Новые обитатели вынуждены были жить в течение двух лет в сырых каморках или деревянных хижинах.

Благотворительность Медичи

В 1437 году богатейший итальянский купец и банкир Медичи Козимо по предложению флорентийского архиепископа Антонио Пьероцци решил начать преобразование всего комплекса, включая обитель и базилику. Во Флоренции собор Сан-Марко и монастырь находились в области наибольшего влияния семьи Медичи, поскольку располагались в центре северного района центральной Флоренции. Этим кварталом, куда входил и семейный дворец (современное название Palazzo Medici Riccardi), и базилика Сан-Лоренцо, Медичи владели безраздельно. В те годы влияние Козимо как главы государства было на самой вершине могущества, а «Великий сезон покровительства Медичи» в качестве «отца народа» и мецената достиг самого пика, особенно в связи с переводом в 1438 году Папского совета во Флоренцию и проведения здесь в 1439 году Вселенского собора. Козимо вложил значительную сумму в реконструкцию монастыря, превысившую 40 000 флоринов, как в его жизнеописании указал

Обновленный монастырь

Архитектурные работы были доверены Микелоццо, возводившему и дворец Медичи. Настенная роспись, создавалась в период 1439-1444 годов монахом доминиканцем Фра Анджелико вместе с его помощниками, среди которых работал живописец флорентийской школы Беноццо Гоццоли. Церковь Флоренции Сан Марко освятил в ночь Эпифании 1443 года кардинал и архиепископ Капуи Никколо д"Аччапаччо при Папе Евгении IV.

Помещения для жизни монахов были готовы к 1442 году, но работы продолжались еще десять лет. Монастырь выполнен с элегантной простотой и функциональностью, присущей раннему Ренессансу. 44 кельи братьев располагались вдоль п-образного коридора на втором этаже. Среди них находилась комната, где время от времени уединялся и Козимо Медичи.

Центр обители занимает внутренний дворик, по периметру окруженный крытой галереей, и одной стороной примыкающий к церкви. Первый этаж объединяет зал капитула, две трапезные, гостевые помещения, библиотеку. Белые оштукатуренные стены помещений, почти всех келий, залов и галереи двора содержат уникальную настенную роспись. Архитектором Микелоццо был также спроектирован сад, устроена водная и дренажная система.

Библиотека

Совершенством по тем временам казалась просторная библиотека первого этажа. Ее пространство двумя изящными колоннадами делилось на три прохода. Множественные окна давали обилие естественного освещения, что облегчало чтение, изучение и копирование рукописей. Здесь хранилась коллекция бесценных книг и свитков из самого крупного частного собрания, принадлежавшего гуманисту Никколо Никколи, который завещал свою библиотеку Козимо Медичи, передавшему, в свою очередь, этот дар монастырю.

Дальнейшая участь монастыря

Во времена правления Наполеона монастырь был впервые экспроприирован, однако вновь возвращен монахам с 1808 года. Согласно королевскому указу 1866 года, комплекс был окончательно отчужден в пользу государства и частично преобразован в музей.

В Сан-Марко во Флоренции с 1979 года была создана библиотека «Арриго Левасти» при покровительстве великого католического ученого. Здесь собраны церковные рукописи, книги и копии редких экземпляров. Это крупнейший в мире музей произведений Фра Анжелико. Здесь находится наибольшее количество фресок и темперной живописи на доске, созданных ним и его учениками. Сюда свезены многие картины Беато Анжелико из других и церквей.

До недавнего времени в Сан-Марко Флоренции по-прежнему находилось небольшое сообщество доминиканских монахов, которые занимали западную часть комплекса, прилегающую к более крупной обители. В 2014 году несколько оставшихся братьев присоединились к общине в Санта-Мария-Новелла.

Базилика

Мичелоццо произвел восстановление ризницы и апсиды, но остальные реконструкции происходили гораздо позже. Фасад церкви Сан-Марко переделан с 1777 по 1778 год в неоклассическом стиле фра Батистой Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три уровня, фасад украшен пилястрами, двумя нишами со статуями, лепными лентами и фестонами, с единственными вратами, увенчанными окном. Верхний уровень декоративный барельефом и тимпаном с железным крестом. Церковная колокольня была построена в 1512 году по проекту Баччо Аньоло. Трибуна и резной потолок возведены в конце XVII века. Значительная реконструкция производилась в 1678 году архитектором Пиером Франческо Сильвани.

В плане церкви можно увидеть один неф с многочисленными боковыми часовенками, спроектированными в последней четверти шестнадцатого века. Контрфасад представляет собой лучшие остатки картин четырнадцатого века, в том числе большая работа 1365 года «Распятие», школы Орканьи и «Благовещение» 1375 года. К наиболее древним произведениям искусства, находящимся в базилике, также относится на высоком алтаре распятие 1425-1428 года работы Фра Анджелико.

Фресковая роспись

Бывшая обитель и базилика привлекают не столько архитектурой, сколько настенной живописью и картинами известных итальянских мастеров. Несколько лет, начиная с 1976 года, проходила реставрация фресок в кельях и залах монастыря. Очищенные от последующих покрытий, изображения раскрылись яркой палитрой, чистотой изображения и эмоциональной передачей религиозных сюжетов, присущих великому Анжелико. Вся серия монастырских фресок Сан-Марко Флоренции соответствует единой концепции, в которой ощутим стиль этого художника. Однако техника исполнения, по мнению специалистов, говорит об участии еще нескольких живописцев, среди которых, скорее всего, можно назвать Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

И если монастырь представляет этап живописи только Раннего Возрождения, то в капелле, где дополнения и реконструкции проходили позднее, можно увидеть скульптурные, живописные шедевры и восхитительную лепнину Высокого Возрождения, маньеризма (переходный период к барокко), а также барочного искусства XVII и начала XVIII веков. Здесь гармонично объединились фрески Фра Анжелико с настенной живописью Алессандро Герардини 1717 года и техникой гризайля 1588 года, принадлежащей Алессандро Аллори, представителя маньеризма. Джованни Джамболонья, Джованни Баттиста Нальдини, Санти ди Тито, Бернардино Поцетти, Пассиньяно, Франческо Курради, Алессандро Герардини — это далеко не полный список мастеров, работавших в разное время над украшением храма Сан-Марко. Несмотря на разницу стилей и направлений, примененных в украшении церкви, интерьер базилики Сан-Марко остается гармоничным и создает впечатление единого ансамбля.

Итальянские «piazza» - средоточие культурных памятников и исторически значимых мест. Прогуливаясь по площади Сан-Марко во Флоренции, можно ознакомиться с десятком важнейших достопримечательностей города. Комплекс San Marco включает одноименную церковь, женский монастырь, библиотеку, музей. Каждый архитектурный памятник заслуживает особенного внимания, поэтому на экскурсию по окрестностям площади Святого Марка стоит отвести целый день.

Монастырь: история создания

По версии ученых, церковь и монастырь, являющиеся центральными объектами архитектурного комплекса Сан-Марко, были построены в центре Флоренции в 13 веке. Известно, что реставрацией культовых зданий в свое время занимался талантливый зодчий Микелоццо ди Бартоломео. В 19 веке монастырь был превращен в Национальный музей, сегодня в его стенах хранятся художественные и литературные произведения эпохи Ренессанса.

Точная дата создания комплекса неизвестна, до наших дней дошли лишь упоминания о том, что изначально монастырь принадлежал сильвестринцам - монахам Ордена святого Бенедикта. В 15 веке Сан-Марко был передан монахам-доминиканцам. Пришедший к власти во Флоренции Козимо Медичи затеял реставрацию церкви и монастыря - восстановительные работы были доверены известному архитектору Микелоццо ди Бартоломео. Перестройка длилась вплоть до 1442 года.

Во время реконструкции монастыря Сан-Марко были полностью обновлены помещения, предназначенные для жизни монахов, построены новые кельи и библиотека. На территории постройки был разбит сад с апельсиновыми деревьями. Здание церкви, напротив, практически не изменилось, его дополнили только хор, трибуна, ораторий и капелла. В оформлении монастыря и церкви можно обнаружить символику Медичи, а именно - изображения покровителей семейства (святого Косьмы, Дамиана, Лоренцо, Иоанна Евангелиста).

Музей Сан-Марко

В 1866 году послушники покинули стены монастыря Святого Марка, и через три года постройка превратилась в музей, посвященный творчеству итальянского художника Фра Беато Анджелико. Фрески этого мастера, изображающие Богородицу, Христа и других святых, являются шедеврами иконописного искусства. Среди известнейших картин, которые можно увидеть на монастырских стенах:

  • «Благовещенье»;
  • «Noli Me Tangere» («Не прикасайся ко мне»);
  • «Преображение»;
  • «Страшный суд»;
  • «Снятие с креста».

Особенно выразительны фрески, посвященные распятию святых Косьмы и Дамиана. В обиталище Савонаролы хранится его портрет, выполненный Фра Бартоломео. К числу значимых экспонатов музея принадлежит икона с ликом Святого Максима Грека кисти Доменико Гирландайо.

Библиотека Сан-Марко

В рамках общей реконструкции монастыря в середине 15 века была построена библиотека. Здание стало настоящим шедевром ренессансной архитектуры. Идея возвести библиотеку в центре Флоренции принадлежит гуманисту Колюччо Салютати, именно он обосновал необходимость создания культурного центра, доступного для всех, кто стремится к знаниям. Все книги библиотеки Сан-Марко бережно хранились и исправно заносились в каталоги. В 1500 году собрание составляло более 1200 рукописных книг и инкунабул. Большую часть коллекции представляла, конечно же, церковная литература - произведения отцов церкви, многочисленные экземпляры Библии и Евангелия, 66 трудов Фомы Аквинского. В собрании библиотеки были представлены и философские произведения Платона, Цицерона, Аристотеля, Сенеки.

После смерти Козимо Медичи библиотека Сан-Марко перестала получать значительные благотворительные взносы. Ее развитием стали заниматься частные лица, заинтересованные в просвещении горожан. Устройство библиотеки было достаточно неординарным - важные манускрипты размещались в витринах таким образом, что даже монахи не могли ими пользоваться по собственному желанию. Чтобы использовать нужную книгу, им требовалось разрешение экзекуторов. Инвентаризацию библиотечного собрания проводили ежегодно. Если не доставало хотя бы одной книги, монахи должны были восстанавливать утраченное сочинение вручную.

Что еще посмотреть, гуляя по площади Сан-Марко

Чтобы разнообразить экскурсионную программу, после осмотра достопримечательностей архитектурного комплекса Сан-Марко можно посетить расположенный поблизости ботанический сад. В настоящее время он занимает 2,39 га. В саду находится более 5000 сортов деревьев, в том числе и экзотических. Лучшим временем для посещения флорентийского ботанического сада считается период с начала апреля по конец октября. В это время здесь цветут роскошные азалии, растущие в огромных терракотовых горшках.

Планируя поездку во Флоренцию , составьте список интересных вам достопримечательностей заранее. Этот город предлагает туристам уйму возможностей для организации разнопланового отдыха.

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях и вплоть до окончания 14 столетия.


В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.
Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.


В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.


Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.


Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ