Никита столпник переяславский, православный святой. Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец

Никита Столпник

Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ)
Смерть:
Почитается:

в Православной церкви

В лике:

преподобных

Главная святыня:

мощи в Никитском монастыре

День памяти:
Атрибуты:
Подвижничество:

столпник

Никита Столпник (? - 24 мая 1186) - святой Русской церкви, почитается в лике преподобных. Прославился подвигом столпничества в Никитском монастыре близ Переславля. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых) и 24 мая.

Честная жизнь

Преподобный Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII веке. Пришедши в возраст, он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей ; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрёл себе богатое имение.

Однажды Никита пришёл в церковь, где на то время читано было при Богослужении из Пророка Исайи следующее: Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших и прочее. (Ис. )

Эти пророческие слова до того тронули Никиту, что он тогда же решился оставить порочную свою жизнь и всецело посвятить себя на служение Богу. Оставив дом, семейство и большое имение, неправедно им нажитое, он ушёл в Никитский монастырь, где показал собою редкий пример самоотвержения и духовного подвижничества. Возложив на себя тяжёлые железные вериги, он заключился в уединённый каменный столп, в котором до самой кончины своей день и ночь пребывая в трудах, посте и молитве, с сердечным сокрушением просил у Господа Бога прощения своих грехов, взывая непрестанно: «Владыко Христе Царю! помилуй мя падшаго; возстави на путь истинный погрязшаго в тине греховной». Вериг было двое: одни из них полегче носил он на теле; другие, весом в два с половиною пуда, возлагал и носил поверх одежды.

Господь услышал покаянную молитву раба своего Никиты, простил ему все прегрешения и, дабы удивить милость свою над ним, ниспослал ему дар врачевания ещё при жизни.

Исцеление святого князя Михаила Черниговского

Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях далеко разнёсся. Отовсюду стали приходить к нему здравые и недужные или для получения назидательных наставлений, или для исцеления.

Из числа немощных, приходивших к преподобному Никите, было одно особенно замечательное лицо - Черниговский Князь Михаил Всеволодович (Чермный ), впоследствии святой мученик и исповедник (отец преподобной Евфросинии Суздальской). Страдая в юных летах телесным расслаблением и не ведая, какими врачевствами укрепить своё здоровье, Князь Михаил нарочито, по одному слуху о преподобном Никите и о его святой и чудодейственной жизни, прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский. Остановясь за версту от Никитского монастыря, Михаил послал одного из своих боляр к преподобному просить у него помощи в своей тяжкой болезни. Преподобный Никита, видя искреннее усердие Князя, дал посланному жезл, сказав, что шлёт его как врачевство для больного; пусть возьмёт его в руки и исцелеет. Посланный возвратился, вручил Князю жезл и, лишь только он принял его в свои руки, тотчас ощутил себя совершенно здравым. В память сего события Князь Михаил тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где последовало исцеление, с означением года, именно: «лета 6694» (1186 год).

Об этом чудесном исцелении Черниговского Князя Михаила и о поставлении им креста в память сего события говорится в Степенной книге и, по свидетельству писателя оной, крест тот был ещё цел в конце XVI века. (Смотри часть 1, страницы 315 и 316.) Ныне на этом месте находится каменная часовня, расстоянием от монастыря Никитского в одной версте, возле Ростовского шоссе, и называется Черниговскою .

Кончина и почитание

Преподобный Никита Столпник скончался насильственною смертию. Однажды пришли к преподобному двое из его ближних за благословением. Железные вериги Никиты, от времени обтёршиеся и получившие блеск, родными его приняты были за серебряные. Желая воспользоваться ими, они лишили его жизни, - что случилось в 1186 году мая 24 дня.

Нетленные мощи преподобного Никиты обретены в XV веке и почивают под спудом в соборной монастырской церкви.

Помощь от Никиты столпника

Ещё при жизни преподобный Никита приобрёл дар исцеления и стал помогать больным.

Около 1515 года переславский дьякон Евстафий лишился рассудка, однако исцелился, когда на него возложили железные вериги святого Никиты столпника.

В 1884 году Иван Фёдорович Турков после молитвы к святому Никите получил исцеление от телесной слабости.

В ответ на молитвы преподобный Никита помогает при параличе, при травмах с потерей конечностей, а также в случае бессонницы.

Ему также молятся, когда нет надежды на выздоровление, и когда надо облегчить мучения больного просьбой, чтобы тот скорее был призван к Богу.

На северной окраине города Переславля-Залеского, на берегу Плещеева озера, окруженный белыми стенами и блистая серебряными куполами, стоит Никитский мужской монастырь. Точная дата его основания не известна, но есть свидетельства, что монастырь берет свое начало от церквей, заложенных в самом начале XI века (примерно 1010 г).

Степенная книга гласит, что эти православные церкви, первые в здешних языческих краях, были заложены епископом Ростовским Иларионом и сыном князя Владимира Святославовича – Борисом Владимировичем. Таким образом, Никитский монастырь является старейшим монастырем Переславля-Залесского и имеет более чем тысячелетнюю историю. Монастырь был основан в честь великомученика Никиты (Никиты Готского), который распространял христианство среди своих соплеменников и принял мученическую смерть через сожжение.

Однако прославился монастырь благодаря молитвенным деяниям Переславского святого Никиты Столпника – раскаявшегося грешника, приобретшего дар исцеления.

Житие святого Никиты Столпника

Ученые относят период жизни святого ко второй половине XII века. В то время князь Юрий Долгорукий основал новый город Переславль-Залесский, и началось строительство Спасо-Преображенского собора . Никита был уроженцем Переславля и сборщиком казенных податей и налогов. Так случилось, что на строительство города и храма потребовалось усилить сборы с местных жителей. Будучи жестоким и жадным, на протяжении многих лет он грабил жителей города, присваивая значительные суммы денег себе. Пришло время, и Господь призвал Никиту к покаянию. Однажды, зайдя в тот самый Преображенский собор, он услышал слова пророка Исаии, произносимые священником, но как будто обращенные к нему самим Господом:

«Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу».

Слова проникли в самое сердце грешника, и не было ему покоя той ночью. Однако на утро бы назначен пир, и вскоре, за веселой беседой с друзьями, он стал забывать свои терзания и ночные кошмары. Тем временем, его жена на кухне готовила угощение для гостей. Когда она помешивала еду в котелке, то увидела там кипящую кровь, а в ней всплывающие человеческие головы, руки и ступни. В ужасе закричала она, и Никита бросился к ней, чувствуя, что это его касается ее крик. Заглянув в котелок, он увидел там то же самое. Никита понял смысл знамения, он – убийца и людоед. Осознав всю бесчеловечность своих деяний, со словами «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!», ни с кем не попрощавшись, он покинул дом.

Раскаяние привело его в монастырь во имя святого великомученика Никиты, неподалеку от Переславля. Припав к ногам игумена монастыря, он просил спасти его душу. Не сразу поверил настоятель в искренность кающегося, он знал кто такой Никита. И повелел ему стоять три дня у ворот монастыря и всем рассказывать о своих прегрешениях. По истечении срока, игумен отправил одного инока посмотреть, что делает у ворот грешник. Но его на месте не оказалось.

Монахи нашли Никиту не у ворот, а в болоте, изъеденного комарами и мошками, которым он отдал себя на съедение, тело его было в крови. Игумен увидел глубину раскаяния просящего, ввел в монастырь и постриг в монахи.

Ни разу не отступил Никита от своего намерения. Он жил затворником, в строгом посте, дни и ночи проводил в молитве и бдении. С благословения игумена он возложил на себя тяжелые кованые вериги – железные цепи с тремя крестами, а голову покрыл каменной шапкой. Но все это казалось Никите недостаточным для искупления своих грешных деяний, и он решается на нечто, до этого не принятое ни в обители, ни вообще на Русской земле. Вырыв в земле глубокую узкую яму, в которой можно было находиться только стоя, он проводил в ней время в молитвах. День и ночь простаивал он в яме, от которой шел подземный ход в Никитский собор, довольствуясь только одной просфорой в сутки и несколькими глотками воды. За это его начинают звать Столпником.

Прошло много лет, Господь принял покаяние Никиты, и ниспослал ему дар исцеления. Слава о его деяниях разнеслась далеко за пределами города.

Одно из чудесных исцелений связано с именем черниговского князя Михаила Всеволодовича, который с детства тяжело болел. Предание гласит, что князь, прослышав про силу монаха Никитского монастыря, немедля отправился в Переславские земли. Вблизи монастыря был разбит шатер, а к Никите было отправлено послание с просьбой явиться. Никита к князю не вышел, но направил ему свой посох. Князь оперся на посох и чудесным образом стал здоров. Получив избавление от болезни, Михаил Всеволодович приказал поставить на месте своего исцеления памятный крест и выбить дату — 16 мая 1186 года.

Жизнь преподобного Никиты Столпника оборвалась мученической смертью. Однажды ночью родственники святого пришли к нему для благословения. Железные вериги, столь долго носимые им, со временем натерлись до блеска, и были приняты пришедшими за серебряные. Жадность овладела ими, они убили святого, забрали его кресты и вериги, завернули их в грубую ткань и убежали. Святой был похоронен на территории монастыря.

В настоящее время мощи святого Никиты Столпника находятся в Благовещенском храме Никитского монастыря.

История монастыря с XVI века до наших дней

Первоначально монастырь был деревянный, поэтому до сегодняшнего дня дошли только те постройки, которые были выполнены в XVI и более поздних веках в камне. Первой каменной постройкой монастыря стала одноглавая церковь, возведенная в 1528 году по приказу царя Василия III. Однако большинство сохранившихся построек – стены, башни монастыря и Никитский собор (1561-1564) были построены по приказу Ивана Грозного. Отстраивая монастырь, царь обеспечивал себе резервную крепость на случай мятежа опричников в соседней Александровской слободе. Другие сохранившиеся постройки монастыря – кельи монахов, Благовещенская церковь с трапезной палатой, часовня над местом столпничества святого Никиты и надвратная колокольня – построены в разное время и считаются более поздними (XVII-XIX век). Никитский собор является самой старой сохранившейся постройкой монастыря. Освящение собора происходило при личном присутствии Ивана Грозного, а его жена преподнесла церкви вышитый собственноручно образ святого Никиты.

В 1611 году монастырь выдержал двухнедельную осаду польско-литовского войска под предводительством Яна Сапеги, после чего пал, был разграблен и сожжен. Восстановление монастыря проводилось на средства семьи Романовых. В 1643-1645 гг. были восстановлены стены и башни монастыря, а также построена Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. В комнатах второго этажа трапезных палат останавливался царь Петр I, когда приезжал в Переславль строить свой потешный флот.

В 1702 году на месте исцеления князя Михаила была построена Черниговская часовня.

Время правления Екатерины II, когда многие святые обители пострадали, монастырь успешно пережил. В XVIII-XIX веках на территории Никитского монастыря продолжается строительство. В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви был пристроен придел во имя святого Николая Чудотворца. В XVIII веке была построена часовня над столпом Святого Никиты и некоторые служебные корпуса. Уже в XIX веке на месте старинной надвратной церкви святого Архангела Михаила, возведенной во времена Ивана Грозного, была построена высокая колокольня.

Большой урон был нанесен монастырю в советское время. В 1923 г монастырь был ликвидирован. Все его хозяйство было национализировано, а постройки долгое время занимали школа, мастерские, дома научных сотрудников и даже женская колония. Исчезли два плодовых сада и старое монастырское кладбище. Некоторые ценные предметы удалось передать в музей. Однако, были сняты колокола с колоколен и позолоченные кресты с Никитского собора. Иконостас XIX века был разрушен и сожжен.

В 1960-70-е годы под руководством архитектора Пуришева И.Б. проводились реставрационные работы Никитского собора. В 1984 году произошло обрушение его центральной главы, и собор долгое время находился в аварийном состоянии. С 1993 года монастырь вновь открыт для посетителей, в том числе и для женщин.

Сегодня в Никитский монастырь не прекращается поток паломников, которые хотят прикоснуться к религиозным святыням. В монастыре хранятся мощи святого Никиты Столпника, частицы облачений, вериги и крест-мощевик с частицами мощей. На территории монастыря находится могила святого Никиты, а часовня на месте его столпничества открыта для посетителей.

Источник Никиты Столпника

В километре от Никитского монастыря находится святой источник, выкопанный самим Никитой Столпником. Первоначально таких колодца было два, но один из них не сохранился, сейчас на том месте находится городское кладбище. Этот же колодец был выкопан у «Студеного потока» и действует по сей день. Никита копал колодцы ночью, после дневных молитв и бдений, в тяжелых веригах и каменной шапке, таково было его искупление. Считается, что вода из святого источника помогает от многих болезней. «От них же человецы почерпающе с верою вкушающи, здравие приемлют». Рядом с источником стоит часовня и обустроены две купели. Источник этот довольно известен, и зимой и летом там много посетителей, которые приезжают, чтобы окунуться в холодную целебную воду и взять ее с собой.

В день кончины

Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь , пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно и благоговейно, с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Между тем убийцы, остановившись на берегу Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо. И бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги, "яко древо в водах волжских плавающие".

С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления.

Обретение мощей

Около - гг. святитель Фотий , митрополит Московский, благословил от­крыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В - гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты. Над мощами была устроена серебряная, чеканной работы, рака. В XIX веке протоиерей А. Свирелин соста­вил акафист святому.

Повторно мощи были обретены летом г. при археологических раскопках, в разрушенном соборе монастыря.

Сейчас они почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Тропарь преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу, глас 4

Православным смыслом юношская возжеления возненавидев / и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Акафист преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Храмы в которых хранятся частицы мощей прп. Никиты Столпника

  • Храм сошествия Святаго Духа на Лазоревском кладбище (Москва)
  • Богородицерождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район)
  • Свято-Никольский мужской монастырь (г. Саратов)
  • Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана
  • Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, с.Совхозное (Кабардино-Балкария).
  • Храм Святого благоверного князя Александра Невского, ст.Александровская (Кабардино-Балкария).

НИКИТА СТОЛПНИК

Икона св. Никиты Столпника

Когда Ростово-Суздальская земля досталась в удел одному из сыновей Владимира Мономаха великому князю Георгию (Юрию) Долгорукому, то с особой силой засветилась в той земле свет Христовой веры. Первой и главной заботой сего князя было построение городов и храмов Божиих.
Великий князь, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок, обнесённый высоким земляным валом. Он возымел желание обостроить его и заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня. Но потом, с течением времени, по расчётам экономическим Георгий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшого речки, названной Трубежом.
Внезапная гибель князя приостановила как устройство города, так и окончательное возведение белокаменной Преображенской церкви. Только при сыне его великом князе владимирском Андрее Боголюбском, она окончательно была отстроена и украшена "в Переяславле новом".
На покрытие издержек князя требовался усиленный сбор податей. Всё это тяжёлым бременем легло на плечи жителей Переславля. Этими сборами руководил уроженец Переславля Никита, с молодых лет отличавшийся жестоким характером. Он нещадно грабил жителей, причинял много зла, собирая огромные суммы денег для князя и для себя. По своей ловкости и умению ладить с властителями города он не боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры, устраиваемые Никитой для властей города, и ценные подарки, делаемые им, давали Никите полную возможность проводить время весело и беззаботно, не обращая внимания на то, что многие от его корыстолюбия, алчности и притеснений проливали горькие слёзы. Таких же, подобных себе он имел друзей. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий спасти всех грешников, и Никиту привёл к покаянию.


Никита Столпник

Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришёл в церковь и услышал следующие прочтённые там слова пророка Исайи: "Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших... Научитеся добро творити... избавите обидимаго, суде сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу" (Ис. 1, 16-17). Эти слова проникли в глубину сердца грешника и потрясли его. В этих словах послышался Никите голос Божий, обращённый прямо к нему, и вот теперь мгновенно предстали перед ним все его неправды и беззакония. Он с ужасом видел теперь перед собою не иконы святых, а скорбные лица обиженных им, слышал уже не чтение и пение, но вопли и стоны тех, которым он причинял страдания. С сердечным трепетом Никита выскочил из храма и глубоко озабоченный возвратился в свой дом.
Всю ночь Никита провёл без сна, волнуемый мыслями о своей грешной жизни. На другой день по своей привычке он отправился к своим друзьям, развеселился в их обществе и просил их отобедать у него. За вкусным обедом с дорогими напитками, в обществе весёлой компании Никита думал окончательно забыть слышанные в церкви слова Пророка, столь сильно взволновавшие его душу, и совсем заглушить мрачные мысли.
Когда его жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела, что в кипящем котле пенится кровь, и всплывают на поверхность то человеческие головы, то рука, то ступни ног. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое Внезапно в нём пробудилась уснувшая совесть, и он ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. И, "великим страхом обдержим быв", оставил жену, детей, несправедливо приобретённое богатство и ушёл из дома.
В трёх верстах от Переяславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты (в настоящее время Никитский монастырь), туда и пришёл потрясённый страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: "Спаси погибающую душу!" Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния, дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем приходящим грехи свои. С глубоким смирением и искренним раскаянием Никита исполнял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нём и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот, но инок не нашёл Никиты на прежнем месте, а обнаружил его лежащем в болоте: он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришёл к добровольному страдальцу и спросил: "Сын мой! Что ты делаешь с собой?" "Отче! Спаси погибающую душу!",- отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввёл в монастырь и постриг в монашество.


Св.прп. Никита Столпник Переяславский и св.вмч. Никита.

В ознаменование тяжести беззаконий прошлой жизни, возложил он на себя тяжёлые железные вериги (цепи) и каменную шапку, без сна проводил дни и ночи, пребывая в молитве и посте. На местах своих монашеских подвигов преподобный Никита выкопал два глубоких колодца (до сих пор сохранились), но, желая больших подвигов покаяния, он устроил для себя столп. Это была круглая столпообразная яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством. И вошёл на него для умерщвления в своей плоти земных желаний и страстей, и для возвышения духа к Богу.


Надкладезная часовня и купальня на источнике Никиты Столпника.

Господь принял от Никиты жертву чистую и благоволил прославить его здесь, на земле, ниспослав ему дар исцелений.
Молва о великих подвигах Никиты и о благодатных дарах его достигла и далёкого Черниговского княжества, где тяжело страдал в это время параличом всех конечностей Великий Князь Михаил Всеволодович. Этот Князь, приснопамятный на Руси по своей мученической кончине от татар за имя Христово, болел почти с юных лет. Поэтому он, как только узнал о преподобном Никите, немедленно собрался, вместе со своим боярином Феодором, в путь к Переславлю.
За несколько километров до Переславля Михаил Всеволодович приказал своим слугам разбить походную палатку, чтобы отдохнуть от усталости, а потом явиться к подвижнику. Но лишь только шатры были раскинуты, как Князь приметил одного инока, направлявшегося к нему.
- Откуда и куда держишь путь, честный отче,- спросил инока князь.
- Из обители, сын мой, из обители той самой, в которой живёт Никита, что на столпе; иду за покупкой для обители; а ты, чадо, откуда и куда идёшь? - спросил в свою очередь инок. Князь сказал кто он, куда и зачем едет.
- Напрасно, княже, ты предпринял такой дальний и трудный путь,- возразил инок,- не может Никита исцелить твоей болезни; он не более, как льстец, только обольщает и обманывает народ,- сказал с уверенностью инок и, поклонившись князю, пошёл далее своей дорогой.
Такой отзыв инока о преподобном Никите не мог не поразить сердца Князя глубокою печалью. Через некоторое время перед Князем появился другой инок и повёл о Никите те же речи. После долгих размышлений и сомнений, князь послушавшись своего боярина, приказал снять свою палатку и двинулся вперёд.
Вот показалась святая обитель, к которой держал свой путь Князь. Немного не доехав до этой обители, князь, видя её на небольшом возвышении приказал снова разбить походную палатку, чтобы отсюда послать своего верного боярина к преподобному Никите и известить его о своём прибытии. Но прежде, чем боярин отправился к преподобному, к палатке князя опять подошёл инок, на вид уже не молодой, с железной лопатой на плече. Князь спросил инока откуда он, куда и зачем идёт. Отвечая на эти вопросы, инок к великому удивлению князя, сообщил, что преподобный Никита умер, и как бы для уверения князя в этом указал на свою лопату, которой будто бы сейчас засыпана была могила преподобного. Боярин Феодор, чтобы рассеять все сомнения, поспешил отправиться в обитель.
По прибытии в обитель, боярин обрёл великого подвижника на его столпе, в каменной шапке, в железных веригах, в непрестанном молитвенном труде, в постоянной работе над собой. Внимательно выслушав боярина6 Никита преподал ему некоторые наставления и вручил ему свой посох для передачи больному князю, чтобы тот, опираясь на этот посох, сам пришёл в обитель. Боярин поспешил возвратиться к князю, и лишь только князь принял от него посох, как тотчас же почувствовал в себе много сил, и без помощи других, опираясь только на посох, к удивлению и радости всех, сам пошёл в обитель к Никите. Дойдя до святой обители, князь в трепете приблизился к чудотворцу и высказал свою благодарность перед ним за исцеление от недуга. Это было 16 мая 1186 года.


Черниговская часовня на кладбище Переславля-Залесского.

Черниговскую часовню возвели в 1702 году на месте, где получил исцеление благодаря молитвенному подвигу переславского святого Никиты Столпника один из черниговских князей Михаил Всеволодович.

Часовня Столп прп. Никиты Столпника



Часовня Столп прп. Никиты Столпника




Икона Никиты Столпника в часовне

В обитель к преподобному, к чудному столпу его, стали стекаться разные люди. Великий сподвижник всем подавал просимое, никто не отходил от него без тех или иных милостей. Ночью пришли к нему некоторые из его родственников с просьбой помолиться за них и, увидев на нём тяжёлые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Они задумали убить святого. И в ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и скрылись.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все болеющие получили исцеление. Убийцы Никиты со своей добычей бежали всё дальше и дальше от Никитского монастыря. Никем не преследуемые, они, тем не менее, не смели остановиться, хотя бы для того, чтобы осмотреть свою добычу. Страх погони за ними гнал их всё дальше и дальше. Измученные страхом, убийцы наконец достигли берегов реки Волги и тут, ещё не переправляясь на другой берег реки, на одном из её возвышений, они решились осмотреть свою добычу. Но, развернув её, к удивлению и ужасу своему, увидели, что вместо серебра они добыли железо. С досадой убийцы бросили свою добычу в волны реки.
В ту же ночь Симеон, старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, собравшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». После этого, с молитвой и с торжеством, извлечены были эти чудесные предметы из реки и перенесены в Петропавловскую обитель. Внесение в обитель этих вериг и крестов сопровождалось многими чудотворениями. С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены у гроба Никиты. При этом произошли новые исцеления.
Около 1420-1425 годов святитель Фотий Митрополит Московский благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыл бересту, которой было обёрнуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землёй, и мощи остались под спудом. Над людьми внезапно разразилась страшная буря и выбросила из могилы всех, копавших её, земля, бывшая наверху могилы, мгновенно посыпалась снова в неё и совершенно сокрыла мощи преподобного. От этой бури многие падали и получали повреждение на теле, а некоторые от великого страха лишались даже рассудка.
Так до 2000 года мощи преподобного Никиты пребывали в земле.
В 2000 году были обретены мощи преподобного Никиты Столпника по благословению Патриарха Алексия II. Теперь они находятся в Благовещенском храме и, вместе с веригами Никиты, доступны для поклонения верующим.


Рака с мощами Никиты Столпника в Никитском монастыре Переславля.

Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника. Вознесенская Давидова Пустынь.

Теперь мощи Никиты столпника почивают в Благовещенском храме, при раке находятся и вериги преподобного. А в сентябре 2004 года трудами и молитвами насельников, прихожан и благотворителей обители были восстановлены обрушившиеся в период атеистического безвременья купола храма и над собором великомученика Никиты вновь засияли золотые кресты.


Благовещенский храм Никитского монастыря.

Сегодня в монастыре подвизается около десяти человек братии. Ежедневно совершается весь суточный круг богослужений, возносится молитва, на которой стоит весь мир. Насельники обители ведут активную духовно-просветительную работу в школах Переславля. Кроме того, много внимания уделяется социальному служению, заботе о бездомных и обездоленных людях.



Вериги преподобного Никиты Столпника в Благовещенском храме


Вериги и ковчег с мощами Никиты Столпника в Благовещенском храме


Малые вериги и крест Прп. Никиты

Сохранностью вериг преподобного Никиты столпника (больших и малых) мы обязаны отцу Феофану – последнему настоятелю находящегося поблизости от Никитской обители храма Живоначальной Троицы. Он жил со слепой женой Клавдией и больным от рождения сыном Борисом в Борисоглебской слободе. Из-за трудных семейных обстоятельств новая власть его некоторое время щадила – не арестовывала. Троицкий храм был закрыт последним. Но в октябре 1939 года отец Феофан был арестован, несмотря на свой преклонный возраст – ему тогда было далеко за восемьдесят. После ареста настоятеля его сын Борис был отправлен в интернат для психически больных, а жена через три месяца умерла.

Незадолго до ареста отец Феофан, зная, что после закрытия Никитского монастыря вериги преподобного Никиты хранятся у сторожа, попросил двух знакомых монахинь, Алфею и Глафиру, взять вериги к себе, и они с риском для жизни берегли эти святыни. Монахиням приходилось скитаться, скрываясь днем у разных знакомых, а ночевать в маленькой келлии под колокольней Троицкого храма. Вериги, тщательно завернутые, благоговейно хранились в особом, плетеном из ивняка коробе, запиравшемся на замок. Верующие люди, тайно приходившие к монахиням, имели возможность приложиться к этим святыням. Скромные приношения этих людей были основным источником пропитания монахинь.

В 1942 году монахиня Алфея была убита, и святыню продолжала хранить монахиня Глафира. Но вскоре вериги были переданы на хранение в Покровский храм, по благословению его настоятеля, отца Алексия Громова, так как он посчитал, что здесь вериги будут сохраннее. Монахиня Глафира вскоре также была убита при невыясненных обстоятельствах и похоронена рядом с монахиней Алфеей возле Троицкого храма. В ее келлии поселилась монахиня Мисаила, возвратившаяся из ссылки. В 1945 году возле могилок монахинь Алфеи и Глафиры появился третий холмик: монахиня Мисаила упокоилась рядом со своими предшественницами.

В Покровском храме вериги преподобного Никиты хранила монахиня Антония. Покровский храм никогда не закрывался, все же остальные храмы города и в его окрестностях были закрыты и многие из них уничтожены (за годы советской власти в Переславле из сорока храмов было взорвано более двадцати, остальные приведены в «нецерковный вид».).

Покровский храм уцелел, видимо, потому, что его настоятель, отец Алексий, присоединился к обновленческой церкви, в то время поощряемой советской властью. Он был прислан из города Владимира, у него была большая семья (матушка Антонида и трое сыновей), и, вероятно, ради спасения своей семьи он проявил малодушие и присоединился к «живой» лжецеркви. Служил священник Алексий Громов практически в пустом храме: православные жители Переславля не признавали обновленческой церкви. Монахиня Антония, профессиональный регент, ради святых вериг согласилась служить с отцом Алексием. Со временем весть о веригах преподобного Никиты стала привлекать в Покровский храм богомольцев, ищущих духовного укрепления по молитвам преподобного Никиты.

Постепенно богослужебная жизнь в Покровском храме становилась все более интенсивной, но это было вызвано прискорбными обстоятельствами: все чаще стали приходить жителям города «похоронки» с фронта, и люди шли отпевать своих погибших родственников в единственный действовавший тогда Покровский храм.

В 1949 году отец Алексий принес публично церковное покаяние, был прощен и уехал с семьей во Владимир. Впоследствии все его трое сыновей – Павел, Борис и Олег стали православными священниками. После него в Покровском храме служили священники, которых присылала Троице-Сергиева Лавра из числа молодых людей, окончивших семинарию.

В 1953 году в течение нескольких месяцев настоятелем Покровского храма был архимандрит Таврион (Батозский). К тому времени большие вериги преподобного Никиты уже были переданы в Переславский музей: тогдашний его директор, хотя и был человеком неверующим, сумел заполучить в музей вериги, понимая, что они имеют большую историко-культурную ценность. Малые вериги оставались в Покровском храме, но хранить их там было рискованно. Вскоре отец Таврион был переведен в Елгаву под Ригой, в Спасо-Преображенскую пустынь. Перед его отъездом из Переславля к нему приехал из Риги знакомый летчик, который увез малые вериги в Елгаву. Многие верующие люди знали об этом и ездили в Спасо-Преображенскую пустынь приложиться к веригам.

К отцу Тавриону приезжал из Ярославля его духовный сын, иеромонах Севастиан, который был секретарем епархии при архиепископе Ярославском и Ростовском Сергии (Ларине, † 1967). Впоследствии отец Севастиан по состоянию здоровья покинул Ярославскую епархию и обосновался в Спасо-Преображенской пустыни возле своего духовного отца. Когда Никитский монастырь был возвращен Церкви, отец Севастиан позаботился о том, чтобы вериги были возвращены на свое исконное место, и святыня была привезена в Никитский монастырь.

Большие вериги хранились в запасниках музея и были недоступны для верующих. После возобновления богослужений в Никитском монастыре тогдашний директор музея Михаил Михайлович Семенов, верующий, благородный человек, передал вериги в обитель.

Так Никитский монастырь вновь обрел одну из своих главных святынь.

Дни памяти: - 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых);
- 6 июня.

Младенцев мужского пола, рождённых 6 июня и в ближайшие дни, по церковной традиции называют в честь преподобного Никиты Столпника.
Никиту просят о прогнании лукавых духов, об исцелении в расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов .

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Никите, столпнику Переславльскому. Тропарь, глас 4 .
Православным смыслом юношская возжеления возненавидев и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 .
Христову мученику тезоименит был еси, преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, Егоже ради вериги носил еси, блаженне, Того ныне о нас моли, Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, верою и любовию почитающих присно память твою.

КОНДАК, ГЛАС 8 .
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвенниче о душах наших.


Преподобный Никита Столпник Переяславский и Преподобный Макарий Унженский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Никита Столпник, преподобный. Мощи Святого и гробница

В мае 2000 г. был произведен поиск и исследование места захоронения преподобного Никиты Столпника , одного из семи святых г. Переславля-Залесского.

Преподобный Никита, уроженец Переславля, жестокий и алчный сборщик податей при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, раскаявшийся после услышанной проповеди и последовавших за этим видений, во второй половине XII в. стал насельником Переславского Никитского монастыря. Искреннее покаяние, телесные подвиги, чудесный дар исцелений прославили преподобного еще при жизни, внезапно оборвавшейся от рук родственников в ночь на 24 мая 1186 г. По инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, в начале XV в. была предпринята попытка эксгумации мощей преподобного Никиты , которая не увенчалась успехом из-за грозных небесных знамений, и мощи остались под спудом .

Археологические раскопки позволили найти гробницу преподобного Никиты Столпника и выяснить, что перед погребением, согласно Студийскому уставу, на преподобного возложили схиму и кожаный парамандный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. Погребение было совершено в нежилой части монастыря под открытым небом в деревянном гробу , покрытом по древнерусскому обычаю пластинами бересты. На дно гроба под голову преподобного положили каменное «возголовьице». Судебно-медицинская экспертиза, проведенная профессором В. Н. Звягиным, подтвердила сведения «Жития» о насильственной смерти преподобного, на черепе которого обнаружены повреждения от сильного удара твердым зубчатым предметом. Были обнаружены и следы эксгумации начала XV в. Ее участники выкопали обширную яму, не совпадающую по ориентации с могильной. Добравшись до гроба, удалив часть бересты и сняв часть крышки в изголовье, они достали череп и завернули его в плат из венецианского камчатного шелка. Внезапно налетевший ураган заставил прекратить эксгумацию. Череп был помещен обратно в гроб. Для защиты от грунта его вновь прикрыли пластинами и лентами бересты и по афонскому обычаю обложили брусковыми кирпичами. Над могилой установили белокаменное надгробие.

После включения гробницы в структуру первого каменного соборного храма постройки 1528 г. над ней была установлена рака, на которой какое-то время лежал дошедший до наших дней шитый покров, выполненный в 1555–1560 гг. в мастерских царицы Анастасии Романовны.

Со временем древняя рака была утрачена, а точное местоположение гробницы забыто , и в XIX в. она оказалась застроенной кирпичным калориферным воздуховодом . Только детальное археологическое исследование позволило обрести и достоверно идентифицировать мощи преподобного Никиты Столпника спустя 814 лет после его кончины.

Следующим этапом работ была реставрация текстильных и кожаных изделий из гробницы. Почти полностью удалось восстановить облик куколя. Его очелье обрамляло вырез для лица, в центре были изображены три контурных косых креста, вышитых тамбурным швом красными нитями. Нижний край очелья украшен полосой золотистого шелка и красными нитями. Над очельем и на его нижних оконечностях в квадратных клеймах, выполненных красными и золотистыми нитями, расположены прямые равноконечные кресты. Оконечности завершаются горизонтальными прямоугольными клеймами, заполненными перекрещенным зигзагом, вышитым красными нитями.

Погребальное облачение (мантия) преподобного Никиты Столпника представлено остатками двухслойной верхней одежды из темной овечьей шерсти. Наружный слой сохранился в виде двух крупных и множества мелких разрозненных фрагментов грубой шерстяной ткани полотняного переплетения. Подкладка из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения сохранилась в виде отдельных фрагментов.

Мантия, сшитая из нескольких полотен ткани, была распашной, отрезной сзади по талии с «борами» на спине, то есть была скроена по типу кафтана или поддевки, которая и в наши дни является молитвенной одеждой старообрядцев Приуралья. В частности, почти полностью сохранилась спинка с подшитым к ней присборенным низом. Если руководствоваться этнографическими аналогиями, данный тип кроя позволяет заключить, что одежда имела подкладку только выше пояса, то есть так называемую подоплеку.

На черепе и под ним находились остатки шелковой венецианской камчатной ткани (пятинитное атласное переплетение репсовой структуры) золотистого цвета, в которую череп был завернут при попытке эксгумации мощей в начале XV в. Ткань сильно истлела и сохранилась лишь в небольших фрагментах, что не позволило реконструировать ее крупный растительный рапорт. Тем не менее, ряд характерных элементов орнамента указывает на время и место изготовления ткани.

В области ног преподобного Никиты находились остатки двух сплющенных под тяжестью грунта сандалий, изготовленных из хорошо выделанной кожи, окрашенной в черный цвет. Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым заостренным носком и закрытым задником, напоминающим нос ладьи. В передней части сандалии имеется отходящий к внутренней стороне стопы язычок для прикрепления лямки, которой сандалия подвязывалась к ноге.

Сандалии чрезвычайно просты и архаичны. Помимо чисто утилитарных требований, сформулированных в IV в. святителем Василием Великим, их специфический крой (подошва с закрытой пяткой и открытыми пальцами) полностью отвечает символическому значению сандалий монаха, объясненному в XV в. святителем Симеоном Солунским: «...дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них...».

В области шеи преподобного Никиты найдены обрывки параманда, сплетенного из четырех узких полосок окрашенной в черный цвет кожи, так называемые «плетцы». Среди праха в срединной части гроба найден также небольшой фрагмент почти полностью истлевшего кожаного пояса, сохранивший тиснение в виде круглых розеток.

После полной реставрации текстильных и кожаных остатков они приобрели экспозиционный вид и были возвращены для молитвенного поклонения в Никитский монастырь .