Спал цветок и вдруг проснулся загадка. Физминутка цветы

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Физминутка Цветы

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух

У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

Пальчиковая гимнастика «мак».

На пригорке вырос мак (Пальцы левой руки собрать в щепоть)
Он склонил головку так (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары
стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка. (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).

Физминутка на лугу

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания - руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка - клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо - влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание - руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

Цветок

Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

Мы цветы в саду сажаем

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы! (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

Гвоздика

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Руки прижаты к груди)
Солнце луч ему подарит
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на цыпочки, руки поднимают вверх)


Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. Над цветком цветок летает, И порхает, и порхает...

Назовите из стихотворения физкультминутки слова-си­
нонимы.

(Взвился вверх, кружится, вьется, летает, порхает.) 5. Нахождение синонимов в контексте. Работа с текстом

Прочитайте текст на доске.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.

Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия. Отечест­вом мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.

Родиной мы зовет ее потому, что в ней родились, в ней го­ворят родным нам языком, и все в ней для нас родное; мате­рью - потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила сво­ими водами, выучила своему языку...

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших госу­дарств и земель, но одна у человека родная мать - одна у не­го родина.

(КД Ушинский.)

Назовите слова-синонимы. (Отечество - Родина - матушка.)



В чем сходство этих слов? Есть ли различия?

Почему родную землю называют по-разному? Как отве­
чает К.Д. Ушинский на этот вопрос?

Почему мы зовем Россию Отечеством? Составьте пол­
ный

Мы называем Россию Отечеством потому, что «в ней жили испокон веков отцы и деды наши».

Почему мы зовем Россию Родиной? Составьте полный
ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.

Мы называем Россию Родиной потому, что в ней роди­лись, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное»-.

Почему мы зовем Россию матерью? Составьте полный
ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.

Мы называем Россию матерью потому, что «она вскор­мила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила сво­ему языку...».

На доске:

Родина - мать, умей за нее постоять. ,

От Родины веет теплом, от чужбины холодом.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Объясните смысл пословиц.

Прочитайте пословицу, в которой есть слова-антонимы.
Назовите слова-антонимы.

От Родины веет теплом, от чужбины холодом. (Роди­на - чужбина, теплом - холодом.)

6. Дифференциация слов-синонимов и слов-антонимов. Обобщение пройденного

На доске деформированный текст:

Богатство словаря.

В русском языке множество слов. Среди них есть слова, которые одно и то же называют по-разному. Например: смелый, храбрый, ... веселый, ... Это слова - ...

Есть слова, противоположные по значению. Например: весе­
лый - .... храбрый - ... Это слова - ... :

Прочитайте текст. Дополните незаконченные предло­
жения.

Прочитайте восстановленный текст.
У 2 ю*


Лексика»



11 занятие

Антонимы Синонимы -

7. Итог занятия

Как называют слова, близкие по значению?

Для чего в тексте употребляют синонимы?

ТЕМА,

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

формировать умения подбирать синоним к сло­
вам различных частей речи, редактировать текст,
устраняя повторяющиеся слова;

Развивать звукобуквенный анализ и синтез слов,
слуховое и зрительное внимание, способность к
переключению.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, «Словарик синонимов и антони­мов. 1-4 классы». М.Р. Львова.

ХОА ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Сядет тот, кто выделит в ряду слов «лишнее» слово и
определит в этом слове количество букв:

Думать, мыслить, соображать, сказать. (7 6.) Замечательный, большой, крупный, гигантский. (13 б.) Молчаливый, неразговорчивый, болтливый, безмолвный. (9 6.)

Тревожить, волновать, радовать, беспокоить. (8 б.) Красный, румяный, желтый, алый. (6 6.)

Объясните, как вы исключали слово? («Лишнее» слово
имеет другое лексическое значение, не сходное с остальны­
ми словами-синонимами.)

2. Запись числа, темы занятия

Закончите предложение:



- это слова, это слова,..

3. Работа с текстом. Слуховое восприятие текста. Редактирова­
ние текста

Послушайте рассказ. (Логопед медленно, выразительно
читает текст.)

Пришли животные к человеку.

Я буду утром петь и будить всех, - сказал петух.

А я давать шерсть,- сказала овца.

Я стану охранять дом, - сказала собака.

А я буду детей молоком поить, - сказала корова.

Какое слово повторяется в тексте слишком часто?
(Сказал.)

Подберите синонимы к слову СКАЗАТЬ.
СКАЗАТЬ - произнести, добавить, молвить, сообщить,

изрекать, заявлять, проговорить, пообещать и т.д.

Какой текст вам понравился больше? Почему?

4. Физкультминутка

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо - влево, взад-вперед -

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. Дети садятся за парты.

Сядет тот, кто из стихотворения физкультминутки на­зовет слова-синонимы

(Гнет, вертит, крутит.)


Лексика»


5. Работа с текстом. Зрительное восприятие текста. Редактирование текста

Ребята, Незнайка написал заметку в газету. Заметку не­
обходимо отредактировать, т.е. проверить, исправить; Да­
вайте попробуем отредактировать заметку Незнайки.

На доске текст:

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами. Чтение текста учениками вслух, (1-2 ученика).

Что главное в рассказе?

Предложите название статьи. (Летом.) Запишите на­
звание статьи в тетрадь.

Какое слово повторяется в тексте? (Жаркий.)

Подберите синонимы к слову ЖАРКИЙ.
Запись на доске:

Жаркий - палящий, знойный, жгучий.

Сколько в тексте предложений?

Прочитайте первое предложение. Нужно ли его редак­
тировать? (Нет.) Запишите первое предложение в тетрадь.

Прочитайте второе предложение. Какое слово из ряда
си (Дни знойные.) Прочитай­
те отредактированное предложение. Запишите отредактиро­
ванное предложение в тетрадь.

Дни были очень знойные.

Прочитайте третье предложение. Какое слово из ряда си­
нонимов подойдет лучше всего? (Солнце палящее.) Прочитайте
исправленное предложение. Запишите предложение в тетрадь.

С утра до вечера светило палящее солнце.

Прочитайте четвертое предложение. Какое слово из ряда си­
нонимов подойдет лучше всего? (Лучи жгучие.) Прочитайте отре­
дактированное предложение. Запишите предложение в тетрадь.

Дети загорали под его жгучими лучами.

Прочитайте еще раз статью Незнайки на доске. (Читает
1 ученик.)

Прочитайте отредактированную статью в тетради. (Чи­
тают 1-2 ученика.)

Какая статья вам понравилась больше? Почему?

Сделайте вывод, для чего используют в речи слова-си­
нонимы?


12 занятие

ВЫВОД: синонимы употребляются в речи сХЩ более точного выражения мысли и чувства, для исключения повторений одних и тех же слов. Овладение синоними­ческими средствами языка делает нашу речь образной,

выразительной, красочной.

6. Итог занятия

Прямое и переносное значение

ЦЕЛИ:

формировать умения определять прямое и пере­
носное значения многозначных слов, правиль­
ного словоупотребления;

Воспитывать интерес к языковым явлениям;
совершенствовать звукобуквенный анализ и син­
тез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске.

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

Над цветком порой замрет

Разноцветный самолет.

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет - и полетит. (Стрекоза)

Полосатая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

Она изящна и легка,

Как брошь на шапке у цветка.

Летела, сделала виток

И снова села на цветок.

Цветок за украшение

Ей дарит угощение. (Пчела)

Что за домик, мне скажите?

В нем летает каждый житель.

Славно трудится народ,

Собирая сладкий мед. (Улей)

Не мотор, а гудит,

Не пилот, а летит,

Не змея, а жалит. (Шмель)

Домик маленький, а жителей - счету нет. (Пчелы в улье)

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится? (Муха)

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук)

Муха ахнула сперва:

Ах, какие кружева!

А попала в кружева -

И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в... (паутине).

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка,

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

Не зверь, не птица,

В носу спица.

Летит - кричит,

А сядет - молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет. (Комар)

Не солнце, не огонь, не фонарик, а светит. (Светлячок)

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит - воет,

Сядет - землю роет. (Жук)

Жу-жу-жу-жу,

Я на ветке сижу.

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (Оса)

Потешки

Жук жужжит:

Я шел и шел,

Желтый камешек нашел.

Это желудь!

Ты не прав!

Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук,

Говорит жирафу жук.

Т. Рождественская

По дорожке, по тропинке:

Шел жучок в больших ботинках:

Но беда - ботинки жали:

Ножки у жучка устали:


Тра-ля-яя!

Т. Рождественская

По дорожке, по тропинке:

Тра-ля-ля!

Шел жучок, но без ботинок:

Тра-ля-ля!

На горбатой толстой спинке:

Тра-ля-ля!

Нес жучок свои ботинки:

Тра-ля-ля!

Считалки

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем - водишь ты.

«Жу» да «жу» -

Слетались в круг

Майский жук,

Июньский жук,

Жук-носорог,

Жук-плавунец,

Жук-сынок

И жук-отец.

Жужелица,

Жук-жучок -

Все попались

В мой сачок.

Пословицы и поговорки

На всяк цветок пчела садится, да не со всякого поноску берет.

Невелик сверчок, а громко поет.

Стихи

Бабочки-капустницы

П. Соловьева

Мы куколками спали,

Дремали мы, и вот

Чехольчики с нас сняли,

И сразу мы попали

В весенний хоровод.

Как белые клочочки

Летаем мы втроем.

Мелькают травки, кочки,

Где крылья, где листочки

Никак не разберем.

Г. Глушнев

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется -

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мед или чай

В этой беленькой чашке?

Божья коровка

Ф. Грубин

Точка, точка, два крючочка -

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа - точка, слева - точка,

В черных крапинках бока.

Я подую на жука -

Улетай за облака!

Словно красный вертолет,

Прямо в небо он уйдет.

Стрекоза

М. Шаповалов

Стрекоза, стрекоза -

Любопытные глаза.

То летит она вперед,

То висит, как вертолет,

Над водой голубой,

Над травой луговой,

Над поляной лесной.

В. Викторов

Где сладко, там она кружит, как пчела.

Она и жалит и жужжит, как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает, как пчела.

Кузнечик

3. Мошковская

Он прыгнул на дорогу -

А я уж ставил ногу

И чуть не наступил!

Как подпрыгнул тот кузнечик!

Он веселый! Он живой!

Хорошо, что я заметил!

Хорошо, что он живой!

Л. Модзалевский

Расскажи, мотылек,

Чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской все порхать?

Я живу средь лугов

В блеске летнего дня,

Ароматы цветов -

Вот вся пища моя!

Но короток мой век -

Он не долее дня.

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!

Пчелка

В. Паспалеева

Села в полдень искристый

Пчелка в клевер душистый.

Снял шалун колпачок

И накрыл им цветок. «Ж-ж! -

И пчелка мальчонку

Укусила в ручонку.-

Не ломай мой цветок,

Дай собрать мне медок!

Им ведь всех - и тебя