Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки. Конспект урока по математике: "Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине листа."
Занятие полностью
Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета. Дети с общим недоразвитием речи мало используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку преимущественно в направлении справа налево и снизу вверх. Данный факт свидетельствует о том, что у детей имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. У детей имеются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, соблюдение полей, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Целью НОД является формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира (ФГОС ДО).
Согласно ФГОС ДО первичными задачами ДОУ является развитие и воспитание детей дошкольного возраста, что определило последовательность выдвижения задач для реализации поставленной цели НОД:
Коррекционно-развивающие:
- развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
- формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, потрогал - узнал);
- развитие восприятия и познавательных процессов, познания устойчивости своего тела, развитие двигательных умений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание помогать детям младшего возраста;
Коррекционно-образовательная:
- учить ориентироваться на листе бумаги (справа слева, вверху внизу);
- закреплять представление о пространственном расположении правой и левой руки.
Данный конспект НОД основан на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Тема НОД определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, моделью года, моделью месяца. НОД по теме «Ориентировка на листе бумаги» используется в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР III уровня в первом периоде обучения, октябре месяце.
Предварительная работа: в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя и детей использовать браслеты для маркировки левой руки.
Педагогические технологии. Материал НОД отобран таким образом, чтобы реализация поставленной цели происходила с опорой на разные анализаторы детей:
- зрительный;
- двигательный;
- вестибулярный;
- кожный (тактильный).
А также, чтобы зрительные, тактильные, вестибулярные ощущения и представления у детей возникали в процессе движения.
В ходе НОД широко использовались активные методы обучения:
- проблемные вопросы;
- ситуации выбора;
- сопровождение движения речью;
- опора на прошлый опыт детей.
Коррекционное занятие во 2 классе.
Тема занятия: Ориентировка на листе бумаги.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Цель: научить ориентироваться на плоскости листа.
Задачи:
Образовательные:
Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..
Проводить линии в определённом направлении.
Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.
Показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между).
Коррекционно-развивающие:
Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.
Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы в тетрадях.
Развитие мышления посредством включения в урок заданий на умения находить закономерности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской культуре.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, маркерная доска, маркеры, (синий, красный, зелёный, чёрный), лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
Структура урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
2 .Введение в тему.
Сообщение темы и цели урока.
Вводная беседа.
3. Изучение нового материала.
Задание №1.
Работа с массажором Су Джук
Задание №2.
Задание №3.
Физминутка.
Задание №4.
5.Итог урока.
Обобщение.
Анализ деятельности учащихся.
I .Организационный момент.
Прозвенел звонок для Вас,
Все зашли спокойно в класс.
Встаньте все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво!
Не ленитесь – улыбнитесь,
И тихонечко садитесь! (Дети садятся.)
На занятии Вам понадобятся: лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку. (Проверка готовности учащихся к уроку.)
II .Введение в тему.
1). Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на коррекционном занятии мы научимся ориентироваться на листе бумаги, размещать объекты в заданной позиции: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..
2). Вводная часть.
Ой, ребята, тише, тише,
Что – то странное я слышу:
Гость, какой – то к нам спешит
И как будто бы пищит.
Кто бы ни был, заходи
На ребяток посмотри!
Чтобы узнать, кто спешит к нам в гости, надо отгадать загадки.
(Показ слайда №2).
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка
Кто это? (Это петух.) (Показ слайда №3).
(Показ слайда №4).
Зёрнышко клюёт,
Деток зовёт:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Квохчет, хлопочет
Детей созывает,
Всех под крылья собирает!
Кто это? (Это курица.) (Показ слайда №5).
Правильно! Молодцы! Послушайте следующую загадку.
(Показ слайда №6).
Я родился в жёлтой шубке:
«Прощайте, две скорлупки!»
Кто это? (Это цыплёнок.) (Показ слайда №7).
Умницы ребята! (Показ слайда №8).
Петухи, цыплята, куры-
Очень важные фигуры.
По утрам петух поёт,
Будит весь честной народ.
Курица цыплят растит
И яйцом нас угостит. (Показ слайда №9).
III . Изучение нового материала.
Ребята Вы думаете, куриная семья к нам просто так в гости пришла? (Ответы детей).
Они приготовили нам задания, которые мы будем выполнять.
1) Задание №1.
Ребята Вы, наверное, знаете какой большой церковный праздник, мы скоро будем праздновать? (Праздник Пасхи).
Правильно! А главным пасхальным символом воскресения считается яйцо, так как из яйца рождается новая жизнь. При пасхальном целовании и приветствии верующие всегда дарили друг другу крашеные яйца. Вот и вы в первом задании должны раскрасить яйца в нужные цвета.
Возьмите в руки красный карандаш и раскрасьте яйцо с правой стороны.
Возьмите в руки зелёный карандаш и раскрасьте левое яйцо.
Возьмите в руки синий карандаш и раскрасьте им яйцо, которое находиться справа от зелёного.
Возьмите в руки жёлтый карандаш и раскрасьте им яйцо которое находиться между синим и красным находиться.
Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ).
2) Работа с массажором Су Джук.
Теперь мы с вами немного отдохнём. Я раздам Вам массажоры и Вы будите повторять все движения за мной. Всё внимание на меня.
Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое -
Пушистое и золотое!
Я родился в жёлтой шубке:
«Прощайте, две скорлупки!»
(Все движения ребята повторяют за учителем. После того, как массажор откроется, ребята начинают массировать пальцы массажным кольцом.)
3) Задание №2.
Ребята, найдите на своих листочках задание №2. Кто здесь нарисован в середине квадрата? (В середине квадрата нарисован цыплёнок.)
Правильно, цыплёнок. Посмотрите, он только ещё вылупился из своего яичка и очень хочет кушать, но не знает, куда ему идти. Давайте ему подскажем. Возьмите в руки простой карандаш. Приготовьтесь внимательно слушать. Что располагается в левом верхнем углу? (В левом верхнем углу располагается червяк).
Совершенно верно! Это червяк. Проведите дорожку от цыплёнка к левому верхнему углу. (Дети выполняют задания).
Что находиться в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу находиться трава.)
Молодцы, правильно там располагается трава. Проведите линию от цыплёнка к правому нижнему углу. (Дети выполняют задания).
Что цыплёнок найдёт в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу находиться божья коровка-жучок.)
Молодцы! Проведите дорожку от цыплёнка в правый верхний угол, к жучку. (Дети выполняют задания).
А что находиться в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу находиться зерно.)
Правильно, зерно! Нарисуйте дорожку от цыплёнка к левому нижнему углу. (Дети выполняют задания).
Молодцы! С этим заданием Вы тоже справились.
4) Задание №3.
Ребята, а кто из Вас знает, где живут куры? (Куры живут в курятнике.)
Правильно! Они живут в курятнике. Найдите на своих листочках задание №3. Что у Вас нарисовано в середине квадрата? (Ответы детей).
Правильно, ребята, это курятник. Скажите, а курочкам понравиться здесь жить? (Ответы детей).
Сейчас мы с Вами закончим этот рисунок. Я говорю что, а самое главное, где нужно нарисовать. Вы быстро это рисуете. Приступим к работе. В левом углу нашего рисунка нарисуйте солнце. Внизу курятника нарисуйте траву. В правом нижнем углу нарисуйте цветочек. Сверху курятника нарисуйте облако. Слева от курятника нарисуйте забор. Справа от курятника нарисуйте дерево. В левом нижнем углу нарисуйте гриб. В правом верхнем углу нарисуйте ещё одно облако. У Вас должен получиться вот такой рисунок. (Показ рисунка – образца на маркерной доске.)
5) Физминутка.
Сели ровно. Внимание на меня. Положите свою голову на свои ладони. Работаем глазками. Вверх – вниз (2 раза), вправо – влево (2 раза), в правый верхний угол – в левый нижний угол (2 раза), в левый верхний угол – в правый нижний (2 раза). Закройте глаза ладонями и считаем от 5 до 1. Затем открываем глаза. Молодцы!
6) Задание №4.
И последние задание, которое приготовили нам курочки это штриховка. Кто нарисован у Вас в задание №4? (В задании №4 нарисовваны цыплята.)
Правильно! Вам нужно заштриховать этих цыплят в нужном направлении. Возьмите в руки простой карандаш и заштрихуйте первого цыплёнка сверху вниз. (Дети выполняют задания).
Молодцы! Следующего цыплёнка Вам нужно заштриховать слева направо. (Дети выполняют задания).
И последнего цыплёнка Вам нужно заштриховать с верхнего правого угла в нижней левый. (Дети выполняют задания).
Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ.)
IV .Итог урока.
Сели все ровно. Курочкам очень понравилось как Вы работали. Молодцы! Все встаньте. Можете идти на перемену.
Коррекционное занятие во 2 классе.
Тема занятия: Ориентировка на листе бумаги.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Цель: научить ориентироваться на плоскости листа.
Задачи:
Образовательные:
Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..
Проводить линии в определённом направлении.
Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.
Показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между).
Коррекционно-развивающие:
Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.
Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы в тетрадях.
Развитие мышления посредством включения в урок заданий на умения находить закономерности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской культуре.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, маркерная доска, маркеры, (синий, красный, зелёный, чёрный), лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
Структура урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
2 .Введение в тему.
Сообщение темы и цели урока.
Вводная беседа.
3. Изучение нового материала.
Задание №1.
Работа с массажором Су Джук
Задание №2.
Задание №3.
Физминутка.
Задание №4.
5.Итог урока.
Обобщение.
Анализ деятельности учащихся.
I .Организационный момент.
Прозвенел звонок для Вас,
Все зашли спокойно в класс.
Встаньте все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво!
Не ленитесь – улыбнитесь,
И тихонечко садитесь! (Дети садятся.)
На занятии Вам понадобятся: лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку. (Проверка готовности учащихся к уроку.)
II .Введение в тему.
1). Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на коррекционном занятии мы научимся ориентироваться на листе бумаги, размещать объекты в заданной позиции: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..
2). Вводная часть.
Ой, ребята, тише, тише,
Что – то странное я слышу:
Гость, какой – то к нам спешит
И как будто бы пищит.
Кто бы ни был, заходи
На ребяток посмотри!
Чтобы узнать, кто спешит к нам в гости, надо отгадать загадки.
(Показ слайда №2).
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка
Кто это? (Это петух.) (Показ слайда №3).
(Показ слайда №4).
Зёрнышко клюёт,
Деток зовёт:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Квохчет, хлопочет
Детей созывает,
Всех под крылья собирает!
Кто это? (Это курица.) (Показ слайда №5).
Правильно! Молодцы! Послушайте следующую загадку.
(Показ слайда №6).
Я родился в жёлтой шубке:
«Прощайте, две скорлупки!»
Кто это? (Это цыплёнок.) (Показ слайда №7).
Умницы ребята! (Показ слайда №8).
Петухи, цыплята, куры-
Очень важные фигуры.
По утрам петух поёт,
Будит весь честной народ.
Курица цыплят растит
И яйцом нас угостит. (Показ слайда №9).
III . Изучение нового материала.
Ребята Вы думаете, куриная семья к нам просто так в гости пришла? (Ответы детей).
Они приготовили нам задания, которые мы будем выполнять.
1) Задание №1.
Ребята Вы, наверное, знаете какой большой церковный праздник, мы скоро будем праздновать? (Праздник Пасхи).
Правильно! А главным пасхальным символом воскресения считается яйцо, так как из яйца рождается новая жизнь. При пасхальном целовании и приветствии верующие всегда дарили друг другу крашеные яйца. Вот и вы в первом задании должны раскрасить яйца в нужные цвета.
Возьмите в руки красный карандаш и раскрасьте яйцо с правой стороны.
Возьмите в руки зелёный карандаш и раскрасьте левое яйцо.
Возьмите в руки синий карандаш и раскрасьте им яйцо, которое находиться справа от зелёного.
Возьмите в руки жёлтый карандаш и раскрасьте им яйцо которое находиться между синим и красным находиться.
Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ).
2) Работа с массажором Су Джук.
Теперь мы с вами немного отдохнём. Я раздам Вам массажоры и Вы будите повторять все движения за мной. Всё внимание на меня.
Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое -
Пушистое и золотое!
Я родился в жёлтой шубке:
«Прощайте, две скорлупки!»
(Все движения ребята повторяют за учителем. После того, как массажор откроется, ребята начинают массировать пальцы массажным кольцом.)
3) Задание №2.
Ребята, найдите на своих листочках задание №2. Кто здесь нарисован в середине квадрата? (В середине квадрата нарисован цыплёнок.)
Правильно, цыплёнок. Посмотрите, он только ещё вылупился из своего яичка и очень хочет кушать, но не знает, куда ему идти. Давайте ему подскажем. Возьмите в руки простой карандаш. Приготовьтесь внимательно слушать. Что располагается в левом верхнем углу? (В левом верхнем углу располагается червяк).
Совершенно верно! Это червяк. Проведите дорожку от цыплёнка к левому верхнему углу. (Дети выполняют задания).
Что находиться в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу находиться трава.)
Молодцы, правильно там располагается трава. Проведите линию от цыплёнка к правому нижнему углу. (Дети выполняют задания).
Что цыплёнок найдёт в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу находиться божья коровка-жучок.)
Молодцы! Проведите дорожку от цыплёнка в правый верхний угол, к жучку. (Дети выполняют задания).
А что находиться в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу находиться зерно.)
Правильно, зерно! Нарисуйте дорожку от цыплёнка к левому нижнему углу. (Дети выполняют задания).
Молодцы! С этим заданием Вы тоже справились.
4) Задание №3.
Ребята, а кто из Вас знает, где живут куры? (Куры живут в курятнике.)
Правильно! Они живут в курятнике. Найдите на своих листочках задание №3. Что у Вас нарисовано в середине квадрата? (Ответы детей).
Правильно, ребята, это курятник. Скажите, а курочкам понравиться здесь жить? (Ответы детей).
Сейчас мы с Вами закончим этот рисунок. Я говорю что, а самое главное, где нужно нарисовать. Вы быстро это рисуете. Приступим к работе. В левом углу нашего рисунка нарисуйте солнце. Внизу курятника нарисуйте траву. В правом нижнем углу нарисуйте цветочек. Сверху курятника нарисуйте облако. Слева от курятника нарисуйте забор. Справа от курятника нарисуйте дерево. В левом нижнем углу нарисуйте гриб. В правом верхнем углу нарисуйте ещё одно облако. У Вас должен получиться вот такой рисунок. (Показ рисунка – образца на маркерной доске.)
5) Физминутка.
Сели ровно. Внимание на меня. Положите свою голову на свои ладони. Работаем глазками. Вверх – вниз (2 раза), вправо – влево (2 раза), в правый верхний угол – в левый нижний угол (2 раза), в левый верхний угол – в правый нижний (2 раза). Закройте глаза ладонями и считаем от 5 до 1. Затем открываем глаза. Молодцы!
6) Задание №4.
И последние задание, которое приготовили нам курочки это штриховка. Кто нарисован у Вас в задание №4? (В задании №4 нарисовваны цыплята.)
Правильно! Вам нужно заштриховать этих цыплят в нужном направлении. Возьмите в руки простой карандаш и заштрихуйте первого цыплёнка сверху вниз. (Дети выполняют задания).
Молодцы! Следующего цыплёнка Вам нужно заштриховать слева направо. (Дети выполняют задания).
И последнего цыплёнка Вам нужно заштриховать с верхнего правого угла в нижней левый. (Дети выполняют задания).
Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ.)
IV .Итог урока.
Сели все ровно. Курочкам очень понравилось как Вы работали. Молодцы! Все встаньте. Можете идти на перемену.
Приёмы обучения ориентировке на листе бумаги.
В дошкольном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей как в окружающем пространстве, так и на плоскости. От того как ребёнок будет ориентироваться в тетради и клетке, будет зависеть правильность и красота цифр, букв, выполнение графических заданий и т.д. Поэтому очень важно давать детям такие задания, которые будут развивать зрительно-пространственную ориентацию.
Чтобы научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги следует начать с ознакомления с самим листом.
Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
-Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
-Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
-Эта сторона находится справа и называется – правая.
-Эта сторона находится слева и называется – левая.
-Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
-Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
Для закрепления этих понятий можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:
«Падают снежинки»
Цель:развитие умения различать верх и низ листа.
Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».
«Бабочки летят»
Цель: развитие умения различать верх и низ листа.
Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».
«Самолет», «Машина»
Цель: развитие умения различать правую и левую стороны листа.
Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».
«Полет в космосе»
По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.
Нарисуй квадрат в середине листа.
Справа от него нарисуй треугольник.
Нарисуй круг ниже треугольника.
Слева от треугольника поставь точку.
Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.
Можно использовать и другой вариант диктанта:
Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.
Следующая игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:
Что изображено справа от него?
- Что нарисовано под ним?
- Что находится вверху справа от заданного предмета? и т.п.
Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
В правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
«Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться.
Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.
«Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка ; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик . Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции.
Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).
Ещё один вид задания: «Рисование в клетках»
Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.
«Повтори рисунок». После освоения ребенком ориентировки на листе можно предложить ему образец рисунка и попросить его повторить точно такой же рисунок.
«Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.
«Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца..
Вначале ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль
Эти игры способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.
Методика состоит из нескольких этапов
.
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру
– путешествие по листу - «Волшебный лист».
Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.
3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.
4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так».
Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.
5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.
6. Затем детям предлагают «Математический диктант».
Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.
7. «Продолжи ряд».
В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.