Идеи и варианты как покрасить вагонку внутри дома. Отделка вагонки внутри помещения

Покрасить деревянную вагонку, которой обшиты поверхности стен или потолка в доме – вроде бы совсем несложно. Главное – определиться с выбором краски или других средств, способных преобразить древесину. Однако, ассортимент лакокрасочных составов в специализированных магазинах – весьма разнообразен, и, наверное, поэтому покраска вагонки внутри дома и вызывает некоторые вопросы.

Древесина традиционно характеризуется как прочный и долговечный материал, но при условии ее правильной просушки и обработки различными составами, в том числе и краской. Эти средства способны защитить вагонку от порчи насекомыми или грибком, загрязнений, чрезмерной увлажненности и, наоборот, пересыхания. Кроме этого, обработка этого натурального облицовочного материала антипиренами значительно снизит его горючесть.

Поэтому и стоит рассмотреть не только само окрашивание, но и подготовительные мероприятия к этому процессу, а также материалы, используемые для этих процедур.

Самыми популярными типами вагонки для отделки стен и потолка внутри помещений являются изготовленные из хвойных пород, а среди них доступнее всех по цене считается сосна. Эта древесина имеет некоторые особенности, поэтому требует индивидуального подхода при ее окрашивании. Эти нюансы тоже будут рассмотрены при подробном описании технологии процесса.

Для окрашивания натуральной вагонки подходят практически все краски, представленные в ассортименте строительных магазинов. Однако, для внутренней отделки стоит выбирать те, которые в максимальной степени безопасны для жильцов дома, как при окрашивании, так и в процессе эксплуатации отделки. Кроме этого, важно подобрать и защитные средства, не наносящие вреда экологической атмосфере в жилых помещениях.

Так как на начальном этапе вагонку обрабатывают защитными средствами, то и стоит в первую очередь рассмотреть именно их.

Защитные средства

Растворы для подготовки вагонки к окрашиванию предназначены для ее защиты от плесени, вредных насекомых, деструктивного действия ультрафиолетовых лучей, а также от излишнего влагопоглощения. Кроме этого, некоторые из них снижают пожароопасные свойства древесины.

Эти вещества, как правило, не меняют цвет и не закрывают фактурного рисунка дерева, так как являются полупрозрачными. Тем не менее, в этом ряду есть и составы, выполняющие в определенной мере еще и дополнительную декоративную функцию.

Подготовка к окрашиванию натуральной вагонки разделяется на несколько этапов – это очистка и шлифовка древесины, грунтование и пропитка. Для этих операцией могут применяться специальные составы разного предназначения:

  • Антисептики используются для предотвращения поражения древесины грибком, для «лечения» и прекращения разрастания уже присутствующих пятен плесени, для защиты от разрушающих структуру дерева насекомых. Эти средства подразделяют на две группы:

Покрытия, образующие на поверхности вагонки защитную пленку, используются в том случае, когда древесина будет контактировать с водой, например, при обшивке банных помещений.

Пропитки, проникающие в структуру древесины, требуют в дальнейшем дополнительного покрытия, во избежание вымывания средства, а также в силу токсичности некоторых составляющих растворов.

Кроме этого, антисептики подразделяются на четыре типа по основе, на которой они изготовлены:

— Средства на основе органических растворителей отличаются высокими защитными свойствами и подходят для древесины, закрепленной как снаружи, так и изнутри строения. Но применяются они крайне редко, так как достаточно токсичны и огнеопасны.

— Растворы на масляной основе подходят для древесины, подвергающейся статической нагрузке, а также в сложных климатических условиях, поэтому их чаще всего применяют для внешней облицовки или для вагонки, которой облицованы балконы или лоджии.

— Водорастворимые средства защиты используются для покрытия внутренней деревянной облицовки под дальнейшее нанесение лакокрасочных составов на водной основе. Они нетоксичны и быстро просыхают, но со временем их антисептические свойства значительно снижаются;

— Комбинированные антисептики содержат высокоуглеродистые и масляные компоненты. Растворы могут быть применены для внешней или внутренней отделки, а также используются в помещениях с повышенной влажностью, создавая высокий уровень защиты древесины. Стоимость комбинированных растворов значительно превышает цену на другие типы антисептиков.

  • Биовлагозащитные антисептики имеют в принципе то же самое предназначение, однако, еще и создают на вагонке защитный влагоотталкивающий барьер, а также способны придавать ей дополнительную декоративность, подчёркивая фактуру древесины. Поэтому, использовав такой антисептик, можно решить сразу несколько проблем, так как не придется наносить средства с разными предназначениями – это сэкономит время, так как не придется ждать пока будут просыхать слои. Именно такие качества выводят биовлагозащитные пропитки в разряд наиболее популярных.

  • Антипирены - это растворы, делающие древесину более огнестойкой. Их также можно разделить на две группы:

— Составы первой группы работают на блокировку пламени, так как при нагревании вспениваются и образуют защитный слой на вагонке.

— Вторая группа составов содержит соли, которые при контакте с огнем выделяют газы, препятствующие горению и распространению пламени.

Самыми действенными антипиренами можно назвать те, которые содержат триполифосфорную, ортофосфорную и пирофосфорную кислоту и соли натрия.

  • Биопирены - это пропитывающие составы с антисептическим и огнезащитным эффектом, которые подходят для внутренних и наружных обработок древесины. Такие составы помогут сократить срок предварительной подготовки деревянной отделки, и нередко – еще и сэкономить средства, так как нужно будет приобрести не два отдельных раствора, а один, который выполнит обе основных функции.

  • Отбеливающие средства применяются для деревянной вагонки в том случае, если на ней присутствуют нежелательные темные или синюшные полосы или пятна. Кроме отбеливающего эффекта, такие составы создают и защитный антисептический слой, который будет противостоять возникновению плесени.

Отбеливающие средства обычно состоят из двух компонентов, которые смешиваются перед нанесением их на древесину. Такие растворы могут состоять из разных химических соединений, и некоторые из отбеливателей через определенное время должны быть смыты с поверхности вагонки, а другие не требуют подобного смывания. Поэтому, перед приобретением таких средств, на этот фактор нужно обратить особое внимание.

  • Грунтовки – это растворы, которые тоже можно назвать защитными. Но кроме этих качеств, грунтовка придает поверхности дерева гладкость и хорошую адгезию, что упрощает дальнейшее покрытие вагонки красочными составами или лаком.

Грунтовка обычно производится на водной основе и может быть прозрачной или непрозрачной. Если планируется сохранить фактурный рисунок древесины, то выбирается прозрачный раствор грунта. В том случае, когда есть намерение нанести плотной декоративный слой краски, может быть использована любая из грунтовок, но непрозрачная создаст более ровную и гладкую основу под покраску.

Прозрачные грунтовки не создают на поверхности древесины защитной пленки – они проникают в структуру материала. Обработка поверхности вагонки, проведенная грунтовочными составами, значительно снижает расход краски и увеличивает долговечность нанесенной отделки.

Лаки – защитные и декоративные составы

Не только в качестве декоративного покрытия, но и для обеспечения защиты древесины используются и некоторые лаковые составы. Их производят на разных основах:

  • Масляные лаки содержат в своем составе природные или же искусственные смолы, натуральные модифицированные масла, а также растворители и сиккативы. Такая разновидность лаков после просыхания образует на поверхности достаточно прочную пленку, которая придает древесине натуральный охристый оттенок. Масляные растворы используются для покрытия вагонки, досок пола и других деревянных поверхностей внутри дома.

  • Алкидные лаки производятся из пентафталевых и глифталевых синтетических смол, с добавлением в них сиккативов. Эти составы достаточно часто тоже называют масляными, так как масла используются в них качестве растворителя. Однако, по своим эксплуатационным характеристикам алкидные лаки превосходят масляные, поэтому могут быть использованы для внешних работ.
  • Алкидно-карбамидные растворы лаков состоят из амиформальдегидной и алкидной смолы. Они способны высыхать при нормальных температурах только в том случае, если в их состав вводятся кислотные отвердители, которые добавляются в смесь непосредственно перед началом работ, так как после замешивания срок их жизни ограничен. Такие лаки образуют на поверхности древесины твердую прочную пленку, обладающую высокой износостойкостью. Благодаря этим качествам, алкидно-карбамидные лаки хорошо подходят для внутренних работ и не только для обработки вагонки, но и для лакировки паркета.
  • Политуры и спиртовые лаки придают поверхности особую прочность и блеск, но самым большим их минусом можно назвать то, что они недостаточно хорошо защищают древесину от влаги, поэтому их не рекомендовано применять для вагонки, установленной на неотапливаемом балконе или лоджии.

Растворы производятся на натуральных смолах, поэтому имеют высокую цену и не пользуются популярностью.

  • Нитроцеллюлозный лак производится из нитрата целлюлозы и смеси органических растворителей. Кроме них, для достижения необходимых защитных качеств составов в них добавляются синтетические смолы. Эта разновидность лака создает на поверхности дерева прочное жесткое покрытие, которое отличается прозрачностью и практически не изменяет цвет древесины. Лак предназначен для использования внутри помещений.
  • Акриловые лаки - это вододисперсионный раствор полиакрилатов. Средство отличается своей экологической чистотой и почти полным отсутствием запаха. Еще применяют для покрытия деревянных покрытий и изделий, используемых в жилых помещениях. Однако, пленка, образованная на поверхности, все же не отличается высокой стойкостью к истиранию.
  • Полиуретановые лаки производятся на водной основе, но характеризуются высокой прочностью и стойкостью к истиранию. Эти лаки – экологически чистый материал, и если они выбираются для покрытия вагонки, то это значительно поднимет долговечность защитного слоя.

Полиуретановые растворы применяют для покрытия полов, а также других элементов отделки из дерева внутри помещений. Эти лаки имеют достаточно высокую цену, что вполне оправдано их высокими эксплуатационными характеристиками.

Краски для покрытия деревянной вагонки

Для декоративного покрытия вагонки используются составы, произведенные на разных основах. Некоторые из них – универсальны и применяются как для внутренней, так и для внешней отделки, но существуют и такие, которые предназначены исключительно для внутреннего применения. Поэтому, покупая этот декоративный материал, нужно обязательно изучить его основные характеристики, которые обычно указываются на упаковке, а также проконсультироваться с продавцом.

Итак, в продаже можно найти следующие красочные составы:

Масляные краски подойдут для вагонки внутри помещений, но недостатков у них — немало

  • Масляные краски можно назвать универсальными, так как они достаточно глубоко проникают в структуру дерева, повышая ее устойчивость к различным воздействиям внешней среды, делая ее влагостойкой. Недостатками масляных красок можно назвать их долгое высыхание, быстрое выгорание под воздействием ультрафиолетовых лучей и снижение воздухопроницаемости древесины. Поэтому применять ее все-таки лучше для внутренней отделки, да и то – не всегда.
  • Акрилатные красочные составы – это водные растворы, по большинству эксплуатационных характеристик превосходящие краски на масляной основе, способные создать древесине надежную защиту, сохраняя её цвет. Этот тип растворов достаточно эластичен, поэтому имеет хорошую адгезию с поверхностью, не растрескивается и не деформируется при изменении температур. Благодаря своим качествам краска может быть применена для внешних и внутренних работ.
  • Эмалевые краски на алкидной основе используют для окрашивания вагонки как снаружи, так и внутри строения, образуя защитный глянцевый слой для древесины. Поэтому только что окрашенная поверхность выглядит очень эстетично. Однако, со временем цветная краска имеет свойство выцветать, а белая желтеть. Кроме того, высыхание алкидных красок – достаточно длительный процесс, который всегда сопровождается не слишком приятным запахом из-за входящих в состав органических растворителей.

  • Водоэмульсионные краски способны сохранить фактурный рисунок, не закрашивая его плотным слоем – для этого их необходимо развести водой до нужной консистенции. При необходимости нанести на вагонку плотный красочный слой, краска не разбавляется.

Это экологически чистые растворы, не имеющие неприятного запаха и не выделяющие вредных испарений. Краска быстро высыхает и хорошо держится на загрунтованной поверхности, но все-таки по своим характеристикам уступает лакам. Неустойчива к абразивному воздействию.

  • Силикатные краски изготавливаются на основе жидкого стекла, поэтому имеют достаточно много положительных характеристик. Такие составы не подвержены воздействию ультрафиолетовых лучей, повышенной влажности и перепаду температур, способны повысить огнестойкость древесины. Это – экологически чистый материал, он не выделяет вредных веществ и не имеет запаха.

Благодаря своим характеристикам силикатные краски могут быть применены для окрашивания разных поверхностей, так как обладают высокой адгезией, и вагонка не является исключением. Особенно хорошо подойдут эти краски для деревянной облицовки лоджии или балкона. Недостаток – в дальнейшем, при необходимости перекрашивания, потребуется использовать опять же силикатную краску – никакая другая уже не ляжет. Еще один «минус» – достаточно узкий диапазон возможных расцветок.

  • Силиконовые краски производятся на основе силиконовых смол, и являются одним из самых долговечных типов красочных составов, но и самым дорогостоящим. Эта разновидность краски обладает высокими эксплуатационными характеристиками: создаваемое покрытие стойко выдерживает механические воздействия, в том числе – и истирающую нагрузку, обладает хорошей паропроницаемостью, устойчивостью и выгоранию цвета, влагостойкостью и длительным сроком эксплуатации, который составляет около 25÷30 лет. Кроме этого, силиконовые краски не только способны защитить древесину, но и скрыть небольшие дефекты на ее поверхности.

  • Восковые краски, изготовленные на основе льняного масла, являются традиционным материалом для внутренней обработки деревянной вагонки. Эти составы придают вагонке матовый блеск, сохраняя цвет и рисунок древесины. Особенно хорошо такая краска подходит, когда дерево изначально имеет красивую фактуру, которую просто жалко скрывать иным непрозрачным или полупрозрачным составом. Восковые краски стали использовать вместо мебельного воска, так как они легче наносятся на поверхность и имеют ряд других преимуществ:

глубоко проникают в структуру древесины, что делает поверхность водоотталкивающей;

не изменяют натурального цвета дерева;

характерный для воска цвет проявляется после просыхания и натирания вагонки щеткой;

краска не содержит никаких «химических» растворителей и является экологически чистым материалом;

при желании восковый состав можно колеровать в нужный оттенок;

отличается экономичный расход состава.

Теперь, после рассмотрения основных составов, используемых для подготовки и окрашивания натуральной вагонки, можно переходить к инструкциям по выполнению работ.

Калькулятор расчета количества краски для вагонки

При расчете количества краски для проведения отделочных работ многие неопытные потребители путаются, принимая за единицу измерения единицы объема. Однако, плотность краски значительно отличается от плотности воды, и килограмм состава вовсе не означает привычный литр. Как правило, и расфасовка производится, и средний расход лакокрасочных составов измеряется в весовом эквиваленте — в килограммах. Калькулятор выдаст именно эту величину, с учетом 10% запаса.

Введите запрашиваемые данные и нажмите «Рассчитать количество краски для вагонки»

Расчет произвести по:

Площадь окрашиваемой поверхности, м²

Длина стены или потолка (периметр комнаты или длина подлежащего окраске участка), м

Высота стены или окрашиваемого участка (ширина потолка), м

ДВЕРНЫЕ ПРОЕМЫ, ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ИЗ РАСЧЕТА

Количество дверных проемов

Высота дверного проема, м

Ширина дверного проема, м

ОКОННЫЕ ПРОЕМЫ, ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ИЗ РАСЧЕТА

Количество оконных проемов

Высота оконного проема, метров

Ширина оконного проема, метров

ТИП КРАСКИ И ПЛАНИРУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОЕВ ЕЕ НАНЕСЕНИЯ

Тип краски:

Планируемое количество слоев

один два три

Технология покраски вагонки

С процессом окраски деревянной вагонки справится даже новичок, тем более, если будет следовать советам мастеров, так как даже в простом нанесении краски есть некоторые нюансы, которые стоит учесть.

  • Несмотря на то, что этап подготовки не является обязательным, опытные мастера не рекомендуют от него отказываться, так как древесина некоторых пород имеет в области сучков так называемые «смоляные карманы», а смола, выделяющаяся из них время от времени, значительно снижает защитные свойства красочных составов. Грунтовки же способны нейтрализовать активное выделение природных смол, что значительно продлевает срок эксплуатации декоративного слоя.
  • Наиболее уязвимым местом в вагонке является торцы ламелей, так как влага, попадая на неприкрытую древесину, начинает может запустить свой разрушительный процесс. Поэтому, если планируется обшить поверхность новой деревянной вагонкой, то лучше всего подготовку материала провести до его монтажа на стену. При этом обрабатывают не только лицевые и тыльные поверхности, но и торцевые части обрезанных в нужный размер досок.
  • Краска или лак наносится тонкими слоями, непрерывными движениями, вдоль волокон древесины. Производя окрашивание, важно следить за тем, чтобы поверхности древесины касались только кончики щетины кисти, то есть на нее нельзя сильно давить.
  • Если при проведении по вагонке кистью не вся поверхность будет охвачена краской, не стоит утолщать ее слой, так как, проведя окрашивание в несколько этапов, можно добиться более долговечного покрытия, чем при нанесении одного толстого слоя.
  • Для окрашивания труднодоступных областей на уже закрепленной на стене вагонке, лучше всего использовать более тонкую кисть в 12÷15 мм.
  • Чтобы избежать следов неровностей на прокрашенной поверхности, финишный слой краски рекомендовано наносить сверху вниз. Этот прием способен максимально сгладить все возможные дефекты.
  • Очередной слой краски наносится только после полного просыхания предыдущего.
  • Перед началом операции окраски, красочный раствор необходимо тщательно перемешать, иначе слой получится неравномерным.
  • Чтобы убедиться в том, что цвет подобран верно, нужно произвести пробный окрас небольшого участка неиспользуемой доски, или же установленной в области нижней части угла облицовки.
  • Специалисты рекомендуют слегка заколеровать грунтовку, наносимую перед окрашиванием, в близкий по тону красочному декоративному составу цвет.
  • Не рекомендовано осуществлять окрашивание вагонки в жаркую погоду и при попадании на нее солнечных лучей – эти факторы будут способствовать чрезмерно быстрому высыханию краски, и покрытие получится неравномерным. Благоприятной комнатной температурой для проведения окрашивания считается 20÷25 градусов.
  • Вагонку, перед окрашиванием или брашировкой, необходимо хорошо просушить, иначе на ней могут появиться трещины вдоль волокон. Если времени на просушку материала нет, то её следует перед закреплением на стену покрыть грунтовкой.

Пошаговая инструкция проведения покраски вагонки

Окрашивание вагонки может проходить по-разному, в зависимости от того, планируется ли сохранить или выделить ее структурный рисунок, или же нанести красочный состав плотным слоем и сделать ламели облицовки идеально гладкими. Способ придания цвета с выделением фактуры древесины называется брашировкой. Далее будет рассмотрено и как проводить этот процесс, и как выполняется обычное окрашивание.

Проведение обычного окрашивания

При проведении обычного окрашивания, перед началом работ все поверхности вокруг, закрепленной на стене вагонки рекомендовано обезопасить, закрыв полиэтиленом или малярным скотчем.

Иллюстрация
Первым шагом любая вагонка, старая или новая, требует подготовки.
Если на облицовке еще осталась старая краска, то ее необходимо удалить. Этот процесс проводится с помощью строительного фена и скребков разных форм, или же электрической дрелью со специальной абразивной насадкой.
Еще одним способом избавления от старого покрытия может стать 2% содовый раствор, однако, не для всех красок этот метод будет эффективен.
Без проведения этого операции, новая окраска будет выглядеть неаккуратно, поэтому очистка должна быть проведена очень тщательно.
После очистки вагонки от старой краски, ее поверхность необходимо хорошо отшлифовать.
Шлифовку удобнее всего производить с применением шлифовальной машинки.
Если же электроинструмент отсутствует, то для этой цели может быть использована наждачная бумага, которая для облегчения работы закрепляется на деревянный брусок или же на малярную гладилку.
Если же вагонка новая, то ее все равно следует обработать шлифовкой – наждачной бумагой с разной фракцией зерен.
Для первичной зачистки древесины используется наждачка, зернистостью Р80÷Р120, для финальной шлифовки Р180÷Р220.
После шлифовки вагонку нужно очистить от пыли с помощью пылесоса или широкой мягкой кисти. Даже мельчайший налет тонких опилок может резко снизить качество покраски поверхности.
Далее, древесину нужно обработать антисептическими составами – этот процесс проводится с помощью кисти, валика или пульверизатора.
После просыхания антисептического слоя, вагонка обрабатывается грунтовочным раствором.
Здесь будет уместным вспомнить уже упомянутую выше информацию, что грунтовка может включать в себя и антисептический эффект, и свойство антипирена. Поэтому чаще всего в целях экономии эти процессы совмещают, покрывая древесину только грунтовкой с выше названными возможностями.
Особенно тщательно следует обрабатывать грунтом срезы сучков хвойных пород древесины, иначе есть риск выделения из них смолистых веществ – для этого часто используется специальный лак.
Под нанесение масляной краски, вагонку часто покрывают олифой, но это делают, как правило, при проведении внешних работ.
Когда грунтовка просохнет и создаст условия для хорошей адгезии краски с поверхностью, можно переходить непосредственно к процессу окрашивания.
Процесс следует начинать сверху.
Если потолок уже отделан, то во избежание попадания на него красочного состава, следует разделить поверхности малярным скотчем.
Самым оптимальным вариантом будет использовать для нанесения краски валик и кисть.
Сначала определенный участок поверхности, например, 3-4 доски, окрашивается валиком – он значительно ускоряет работу, так как охватывает сразу большую площадь облицовки.
Затем сразу же углубления между ламелями вагонки докрашиваются узкой кистью.
Окрашивание лучше всего проводить в два-три этапа, нанося в каждом из них тонкий слой краски.
Прежде чем наносить следующий слой, необходимо дождаться окончательного просыхания предыдущего, иначе будет нарушено равномерное распределение краски.

Однако, по вполне объяснимым причинам, далеко не все собственники планируют закрывать красивую фактуру дерева толстым слоем краски. Некоторые просто мечтают об облицовке хотя бы одной из комнат натуральной древесиной.

Окрашивание с брашировкой вагонки

Чтобы рисунок дерева был выделен и стал в какой-то мере даже рельефным, используется метод брашировки (от английского слова «brush», что дословно означает «щетка»). Смысл его в том, что с помощью специальной механической обработки с древесины удаляются поверхностные мягкие волокна, чем подчеркивается структура дерева.

Этим способом чаще всего обрабатывается новая вагонка, но если планируется применить его к ранее окрашенной облицовке, то старую краску придется предварительно счистить. Однако, в этом случае, снимается только основная масса краски, а оставшиеся небольшие участки могут быть очищены с помощью брашировки.

Кроме этого, перед проведением основных операций, после очистки вагонку следует покрыть антисептиком и хорошо просушить.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Для проведения брашировки поверхности древесины потребуется электрическая дрель и специальный абразивный шар, который может быть разного размера и формы.
Эта насадка позволит мягко произвести обработку вагонки, выделяя более жесткие волокна структуры дерева.
Вместо абразивного шара, может использоваться специальная насадка в виде цилиндрической шлифовальной щетки с металлической или пластиковой щетиной.
Этот вариант, зачастую, более жестко воздействует на дерево, и может оставить нежелательные следы.
Поэтому, если не удалось найти абразивный шар, то шлифовальную щетку следует выбирать с тонким ворсом, с абразивностью примерно Р120÷Р150.
Боковой стороной абразивного шара проходятся по всей лицевой поверхности древесины.
От того, насколько планируется углубить рельеф, зависит количество этапов обработки дерева абразивом.
Если необходима легкая брашировка, то по ламелям достаточно пройтись пару раз.
Абразивный шар выполняет сразу две функции: он не только браширует, но сразу и шлифует поверхность ламелей вагонки, поэтому дополнительной обработки древесине не потребуется.
Завершив брашировку, поверхность очищают от пыли с помощью сухой кисти или пылесоса, если обрабатывается несколько длинных ламелей сразу.
Следующим шагом идет окраска поверхности вагонки.
Перед покраской состав необходимо тщательно перемешать - этот процесс проводится с помощью узкого шпателя. Смешивание нужно осуществлять аккуратно, не взбалтывая краску, иначе в массе могут образоваться воздушные пузыри, которые останутся и на поверхности дерева, после высыхания состава.
На показанных иллюстрациях мастер вообще применил для первичного окрашивания масло на водной основе YS М300, которое ярко проявит структуру дерева и придаст ему богатый оттенок.
Краска наносится вдоль волокон древесины, достаточно сухо - это необходимо соблюсти для более эффектного выделения и подчеркивания рисунка структуры дерева.
Когда вагонка будет хорошо прокрашена, ее необходимо оставить для просушивания на 3÷4 часа, при температуре не менее 20 градусов.
Следующим шагом с просушенной поверхности вагонки необходимо снять ворс.
Этот процесс осуществляется мягкой губкой или мелкозернистым шлифовальным блоком (зернистость – порядка Р180).
Ворс снимается без нажима, легкими движениями.
После завершения очистки поверхности от ворса, ее еще раз необходимо обеспылить мягкой кистью шириной в 100÷120 мм.
Следующим, уже завершающим шагом идет нанесение еще одного тонкого слоя краски.
Он должен быть также нанесен легкими движениями, иначе тонировка будет неравномерной.
Второй слой должен сушиться не менее 11÷12 часов.

Этот способ окрашивания с применением брашировки применяется только для вагонки, используемый для облицовки внутренних помещений.

Итак, процесс окрашивания вагонки – не столь уж и сложен. И если следовать всем рекомендациям и советам, то можно создать надежное защитное покрытие, сохранив при этом фактурный рисунок древесины или, при желании, полностью закрыв его слоем краски.

И в завершение публикации – еще один интересный подход к окрашиванию деревянной вагонки – с эффектом «старения» древесины.

Видео: Как достичь эффекта старения на сосновой вагонке

Поверхность, отделанная натуральным деревом, тоже может нуждаться в покраске. Зачем это нужно и как делается -мы постараемся разобраться. Итак, тема нашей сегодняшней статьи — как покрасить вагонку.

Зачем это нужно?

В самом деле, зачем нужно красить древесину с ее прекрасной фактурной поверхностью?

Сценария два:

  1. Вагонка красится защитным лаком (зачастую колерованным) именно для того, чтобы сохранить ее внешний вид максимально долгое время.
    Лак приостанавливает процесс ферментации древесины при контакте с атмосферным кислородом. В результате внешний слой остается светлым не год-два, а десятилетия.
  2. Если древесина уже потемнела, краска сделает довольно непривлекательную поверхность пусть не столь естественной, но хотя бы выглядящей пристойно.

Совет: темнеет только тонкий наружный слой древесины. В большинстве случаев достаточно обработать поверхность потемневшей вагонки шлифмашинкой и покрасить колерованным в темный цвет (чтобы скрыть огрехи шлифовки) лаком.

Выбор материала

Начнем с одного из камней преткновения в спорах о покраске дерева: нужна ли грунтовка?

Ответ можно дать вполне однозначный: она не необходима. На пористой поверхности дерева любая краска или лак прекрасно держатся без грунта. Грунтовка лишь сократит расход лакокрасочного материала при нанесении первого слоя.

Что с выбором собственно лакокрасочного материала?

Лаки

Вдумчивое чтение тематических форумов принесет нам целый ворох рекомендаций, основанных на личном опыте.

  • Олифа . Традиционное покрытие будет недорогим и эффективным способом защиты дерева. Олифить вагонку нужна как минимум на два раза, с полным высыханием каждого слоя.
    Увы — во время сушки придется держать окна открытыми. Олифа пахнет, и довольно сильно.

  • Яхтенный лак — не самый дешевый, но очень долговечный вариант.
  • Бесцветные водорастворимые лаки на акрилатной основе не только защитят дерево от потемнения, но и не будут раздражать вас резкими запахами в процессе высыхания.
    Типичный представитель — матовый лак Панели-Ясся от Тиккурила.
  • Полиуретановый лак особо прочен и дает возможность надежно защитить поверхность вагонки от загрязнений и износа там, где ее часто задевают. Основной недостаток — стоимость.

Краски

Тут все зависит от ваших целей.

  • Алкидные эмали (ПФ-115 и аналоги) дадут плотное глянцевое покрытие.
  • Водоэмульсионные краски на акриловой основе сделают поверхность матовой. При этом два тонких слоя жидкой краски позволят сохранить текстуру древесины: неровности, сучки и слои в досках будут достаточно хорошо видны.

Окраска

  1. Очищаем поверхность вагонки . Пыль и грязь можно смыть любым моющим средством. Неплохой идеей будет осветлить и обезжирить древесину.

Совет: щелочные моющие средства могут выполнить все перечисленные функции сразу.

Вооружившись губкой и емкостью Белизны, вы через короткое время получите чистую обезжиренную поверхность, максимально осветленную содержащимся в жидкости хлором.

  • Шлифуем поверхность. Подойдет обычная пемза; еще лучше вооружиться шлифмашинкой с парой видов наждака — крупного и мелкого.
  • Антисептическая грунтовка станет следующим этапом. Она наносится валиком или краскопультом; в первом случае в углублениях и неровностях придется браться за кисть.
  • Прозрачные лаки и краски наносятся одинаково — как минимум двумя тонкими слоями. При этом последний слой наносится вдоль волокон древесины, чтобы не были видны полосы.
    Красить лучше кистью, поскольку валик не прокрасит пазы и щели между досками.

Лучший инструмент — обычная кисть

Заключение

Напоследок — еще один совет. Оптимально красить и лакировать вагонку в отсутствие прямых солнечных лучей, при умеренной температуре и постоянной влажности. Тогда покрытие будет наиболее прочным и долговечным. Успехов в ремонте!

Уложенная вагонкой поверхность стен со временем может терять свою привлекательность: на материале стают заметными следы потемнения, проявляются поверхностные задиры и микротрещины, покрытие теряет свой блеск. Приходится думать о нанесении защитного покрытия – лака или краски. Так чем покрасить вагонку внутри дома либо обновить цвет покрытия стен дачного дома?

Вагонку можно и нужно окрашивать

Стоит ли вообще красить вагонку

Разумеется, ответ на такой вопрос следовало бы искать намного раньше – при установке покрытия. Тогда необходимо было бы принимать следующие меры:

  1. Защищать поверхность от прямых солнечных лучей, для чего использовать плотные шторы или рольставни (в частности, если окна выходят на юг или юго-восток).
  2. Приобретать вагонку более высоких сортов (Экстра или А), которая отличается минимальной плотностью поверхностных дефектов.
  3. Заказывать поверхностную обработку материала антипиреновыми составами, повышающими устойчивость вагонки к неблагоприятным изменениям климата (температуры и влажности), а также ее огнестойкость.
  4. Не допускать вредного воздействия на древесину насекомых, например, жуков-древоточцев, для чего стоило произвести антимикробную обработку поверхности перед укладкой вагонки.

Качественная обработка вагонки ее окрашиванием тоже поможет делу. Правда, единожды окрасив поверхность, через 5-6 лет придется выполнять эту операцию вновь.

Вариант отделки вагонки декоративной глазурью

На более редко посещаемой даче вероятность постепенного разрушения поверхностного слоя вагонки вообще высока. Тем более, что, окрашивая вагонку, можно выжать из конечного результата и некоторые преимущества – например, изменить цвет помещения, добавить ему фактурности за счет применения покрытия декоративных лаков и красок и т.д.

Выбор лакокрасочного состава для внутреннего окрашивания

Правильно выбрать вид краски – значит на длительный срок позабыть о вышеупомянутых дефектах покрытия. Выбирать придется из следующих вариантов:

  1. Водный акриловый лак. Такие составы наиболее экологичны, поскольку дают возможность материалу «дышать», регулируя параметры собственной влажности.
  2. Масляная краска. Отличается большей поверхностной прочностью, хотя и довольно медленно сохнет.
  3. Восковой состав. Довольно дорог, но зато обеспечивает отличный защитный эффект и восстанавливает первоначальный блеск поверхности.
  4. Алкидный лак. Позволяет проводить защитную обработку «два в одном» – одновременно выполняя и окраску, и противогрибковую обработку вагонки.

Особенно критично стоит отнестись к применению алкидных лаков, которые отличаются наибольшей стойкостью, но в то же время и высокой токсичностью своих основных компонентов. В связи с этим они используются исключительно для наружных работ вне помещения.

Средства для обработки вагонки

Главными критериями выбора лака и краски считаются:

  • степень токсичности: некоторые состав вызывают аллергию при своем применении;
  • удобство нанесения – ряд быстросохнущих красок делает невозможным использование кисти или валика, для таких составов лучше применить краскопульт или пульверизатор;
  • универсальность условий применения – ряд красок и лаков не допускают использование при пониженных температурах, что следует учитывать, например, при окраске помещений на даче;
  • сочетаемость красок с грунтовочными и защитными покрытиями (антисептиками), которыми предварительно необходимо обработать вагонку.

Материалы для внутренней окраски

При подборе необходимого инструмента необходимо учесть, что до окраски поверхность необходимо обработать противогнилостными составами. С учетом этого следует запастись материалами:

  1. Крупнозернистая шкурка, чтобы очистить поверхность от загрязнений и инородных включений. Особенно это необходимо для вагонки низших сортов, техническими условиями на которую предусматривается наличие смоляных карманов – если их не зачистить, окраска качественной не будет.
  2. Набор малярного инструмента. Кроме традиционной плоской кисти, необходимы еще шерстяной валик, ведро, пульверизатор/краскопульт. Для высоких помещений, возможно, потребуется и стремянка.
  3. Защитные очки и марлевая повязка – при невозможности работать в хорошо проветриваемом помещении.
  4. Для грунтовки и обработки антисептиком лучше иметь отдельный набор малярных принадлежностей, поскольку заранее неизвестно, как будут взаимодействовать между собой разнородные покрытия.

Подготовительные работы

Антисептиком необходимо обрабатывать вагонку даже Экстра-класса. Ведь после окрашивания естественная регулировка материалом показателей своей влажности резко затруднится (за исключением лаков и красок на водной основе).

Антисептик лучше наносить следующим образом:

  1. Подготовленная поверхность вагонки зачищается грубозернистой шкуркой, чтобы слой грунтовочного покрытия ложился более равномерно.
  2. Двухслойное нанесение нежелательно, поскольку при последующем окрашивании заметны будут ступеньки краски. Исключение составляют лаки-морилки: они хорошо впитываются древесиной, а некоторое потемнение загрунтованной поверхности особого влияния не оказывает, поскольку сверху будет наноситься краска.
  3. Все антисептики довольно токсичны, поэтому обработку в помещении необходимо производить, пользуясь марлевой повязкой, а еще лучше – респиратором.
  4. На время работ необходимо убрать из помещения комнатные цветы, домашних животных (включая и аквариумных рыбок).

Обработка антисептическим средством

Нюансы внутреннего окрашивания вагонки

Технология малярных работ определяется видом краски. Определяясь, чем покрасить вагонку внутри дома, нужно выяснить, каким образом это делать:

  1. Масляными красками не стоит пользоваться в жаркие дни – они быстро сохнут, и исправить дефект бывает просто невозможно.
  2. Лак на основе акриловых составов, наоборот, допускает употребление и при повышенных температурах, поскольку не имеет специфического запаха.
  3. Весьма эффектно применение для окрашивания декоративной жидкой глазури, в которую можно добавлять различные цветовые добавки.
  4. Той же особенностью обладает и алкидный лак, но он хорошо укладывается лишь на абсолютно сухую поверхность.
  5. Наиболее долговечны непрозрачные эмали – после их нанесения поверхность вагонки очень долго сохраняет механическую прочность. Правда, для этого рекомендуется наносить эмаль в несколько слоев.

Окрашивание краской – хороший способ сохранить свежесть отделки стен внутри помещений. При этом лучше предварительно применять антисептик. Чем покрасить вагонку и какой состав для этого принять, зависит от желаемого результата и финансовых возможностей исполнителя.

Отделка вагонкой – один из самых удобных способов оформления интерьеров. Этот материал отлично смотрится и в городской квартире, и в частном доме, подходит практически для любых помещений. Поскольку от времени древесина темнеет и заметно теряет свою привлекательност ь, многие хозяева задумываются о том, чем покрасить вагонку внутри дома, чтобы сохранить текстуру покрытия.

Средства для обработки древесины делятся на защитные и декоративные. Первые помогают продлить срок службы, вторые предназначены для оформления интерьера. Перед обшивкой стен вагонка проходит необходимую обработку для защиты от плесени, влаги, ультрафиолета, но со временем такое покрытие стирается и требует обновления. Именно поэтому периодически древесину следует пропитывать антипиренами, бактерицидными составами и покрывать различными лаками.

Составы для покрытия вагонки Описание
Антипирены Антипирены снижают уровень горючести древесины, что особенно важно в жилом помещении. В случае пожара это замедлит распространение огня и поможет быстрее его затушить. Антипирены не выделяют вредных веществ и практически не влияют на внешний вид отделки.
Бактерицидные составы Эти средства помогут избежать заражения грибком и остановить уже развивающуюся плесень. Даже в сухом помещении между швами панелей могут скапливаться пары, а в сочетании с пылью – это идеальные условия для развития микроорганизмов. Со временем антисептики вымываются или испаряются, поэтому необходима повторная обработка. Существуют специальные биовлагозащитные составы, которые одновременно убивают плесень, отпугивают вредителей, придают дереву водоотталкивающие свойства и декоративность. Стоимость такого состава достаточно высокая, но при этом он заменяет антисептик, морилку и лак.
Морилка Пропитки также выполняют антисептические функции, но дополнительно меняют оттенок древесины. Одной из популярных пропиток считается морилка, которая окрашивает поверхность в более темный цвет. Морилка не создает на поверхности пленку, а впитывается в поры материала на определенную глубину, благодаря чему текстура вагонки хорошо видна. Пропитанную морилкой поверхность необходимо покрывать лаком, иначе панели будут казаться грязными.
Льняное масло Льняное масло также отлично впитывается в дерево, упрочняя его поверхность в несколько раз. Вагонка, пропитанная льняным маслом, не боится влаги, очень долго не поражается грибком, имеет красивый матовый оттенок и ярко выраженную текстуру.
Олифа А вот олифа, которая раньше широко использовалась для обработки вагонки, постепенно сдает свои позиции. Пропитанная олифой поверхность быстро темнеет и через 2-3 года начинает липнуть.
Отбеливатели Если на вагонке появились темные пятна, полосы, участки синеватого оттенка, проводят обработку отбеливателями для дерева. Есть несколько разновидностей этого средства, которые отличаются способом применения и эффективностью. Для удаления древесных пятен отбеливающие составы наносят на поверхность на определенное время, после чего смывают водой. В большинстве случаев потемневшие участки приобретают первоначальный цвет.
Лаки для дерева Для внутренних работ нужно использовать акриловые лаки, которые являются наиболее безвредными. Такие лаки выполняют двойную функцию – защищают поверхность и делают ее декоративнее. Первый слой покрытия обязательно прозрачный, а во второй добавляют красящие пигменты. Хорошей альтернативой лаку являются восковые смеси, которые также эффективно защищают древесину и придают вагонке полуматовый блеск.
Масляная краска Масляная краска часто используется для декоративной обработки древесины, и вагонка – не исключение. Такая краска глубоко проникает в поры материала, не пропускает влагу, отличается высокой устойчивостью к внешнему воздействию. Но при этом ее паропроницаемость слишком низкая, на высыхание требуется много времени, а цвет быстро тускнеет.
Акрилатная краска Акрилатная краска превосходит масляную по всем параметрам: она долго не теряет блеск и насыщенность цвета, отлично проникает внутрь вагонки, быстрее сохнет. Ее пароизоляционные свойства очень высокие, а покрытие, которое она создает, не растрескивается при температурных деформациях панелей. Единственный недостаток акрилатных красок – это их высокая стоимость.
Акриловые аквалаки Акриловые аквалаки - это наиболее оптимальный вариант для обработки вагонки. Они безвредны, создают долговечное декоративное покрытие с высокой устойчивостью к влаге и стиранию, не тускнеют от времени. Вагонка, обработанная таким средством, выглядит очень привлекательно и дорого.

Подготовка вагонки к покраске

Если средство для окрашивания выбрано, следует правильно подготовить поверхность панелей. От качества подготовки зависит качество покраски, поэтому данный этап является очень важным.

Для работы понадобится:

  • пемза;
  • чистая тряпка;
  • малярная кисть;
  • грунтовка.

Шаг 1. Очистка панелей

Сначала следует очистить вагонку от загрязнений. Берут 5 л теплой воды, разводят в ней 150г соды, а затем полученным раствором промывают всю поверхность. Для более качественного сцепления краски с деревом предыдущий слой покрытия рекомендуется полностью снять, особенно, если имеются отслоения и трещины. Для облегчения этого процесса можно использовать строительный фен и металлический шпатель: покрытие нагревают феном, после чего слой краски легко поддевается шпателем. Есть и специальные жидкости в магазинах: немного средства наносят на поверхность, ждут указанное на упаковке время, а затем трут вагонку жесткой щеткой и промывают.

Старую масляную краску можно убрать с помощью куска фольги и утюга: фольгу прикладывают к поверхности, медленно проглаживают утюгом и в течение 20 секунд снимают слои краски шпателем. После очистки внимательно осматривают всю вагонку: удаляют пятна плесени, обрабатывают потемневшие участки специальными отбеливателями. В завершение протирают доски чистой тряпкой, чтобы удалить малейшие кусочки краски и грязь. Если есть панели с повреждениями, их следует заменить.

Шаг 2. Шлифовка

Чистую вагонку нужно тщательно ошлифовать, и лучше всего для этого подходит пемза или мелкозернистая наждачная бумага. Чтобы при шлифовке не пропустить ни один участок, рекомендуется поделить обшивку на небольшие квадраты и обрабатывать их последовательно. Не стоит сильно давить на поверхность панели или долго тереть один участок, шлифовать следует по возможности равномерно.

Шаг 3. Грунтование

После шлифовки вагонку протирают от пыли и наносят кистью или краскопультом грунтовку, тщательно обрабатывая швы между досками. Одного слоя грунтовки будет достаточно. Очень часто грунтование поверхности производят тем же составом, который предназначен для покраски.

Шаг 4. Покраска вагонки

Наносить краску на деревянную вагонку нужно кистью или краскопультом. Кисти понадобится две – средней ширины и узкая, чтобы прокрашивать труднодоступные участки. Чтобы покрытие было более прочным и долговечным, наносить краску следует в 2-3 слоя минимальной толщины.

Порядок работ при покраске:


Начинать нужно сверху, чтобы случайные потеки не испортили окрашенную поверхность. Когда этот слой краски полностью высохнет, можно наносить второй. Финишный слой должен быть самым тонким; он наносится сверху вниз легкими равномерными движениями. По такой же технологии наносят и аквалак, но его необходимо периодически размешивать во время работы.

Видео — Чем покрасить вагонку внутри дома

Видео – Лакирование вагонки

Чем может быть выполнена покраска вагонки на даче или в городской квартире? Какими свойствами должны обладать красители и лаки? Наконец, как их правильно нанести? Попробуем ответить на эти вопросы.

Функции

Покраска или лакировка совмещает несколько функций:

  • Скрывает пороки древесины. Далеко не всегда поверхность вагонки идеальна; часто на ней в большом количестве присутствуют сучки, косослой, да и внешний вид текстуры наиболее дешевых ели и сосны не отличается выразительностью;

  • Защищает древесину от температурных воздействий и колебаний влажности , существенно уменьшающих срок ее службы;

Обратите внимание: это особенно важно, если деревянная вагонка используется для наружной отделки — облицовки стен дачного домика, подшивки крыши открытой террасы или свесов кровли.

  • Препятствует ферментации — процессу, который приводит к потемнению дерева на ярком свету. Непрозрачные краски полностью блокируют воздействие губительного для внешнего вида древесины ультрафиолета; прозрачные лаки для этой цели включают специальные добавки, объединяющиеся под общим названием — ультрафиолетовый фильтр.

Кроме того, многие декоративно-защитные пропитки включают антипирены (добавки, препятствующие возгоранию) и антисептики (убивающие грибок, плесень и отпугивающие насекомых).

Как вариант, антисептическая и антипиреновая обработка может выполняться на стадии подготовки к покраске: прозрачный водорастворимый состав наносится по всей поверхности вагонки кистью или погружением отдельных досок в емкость с антисептическим грунтом.

Если древесина потемнела на ярком свету или поражена грибком, она предварительно обрабатывается еще одним составом — отбеливателем. Активные хлор или кислород окисляют продукты ферментации и убивают плесень, осветляя (и, увы, частично разрушая) поверхностный слой доски.

Материалы

Чтобы хорошо представлять стоимость и функциональность разных красок, грунтов и лаков, мы исследуем наиболее популярные составы из каждой категории.

Антисептики

Наиболее выгодны для приобретения сухие антисептики, перед применением разводящиеся водой до необходимой концентрации.

Примером нам послужит отечественный антисептический грунт ХМФ от ООО «Огнебиозащита».

  • Порошок разводится водой в объемной пропорции 1:12;
  • Срок службы грунта оценивается в 40 лет;
  • Порошок и его водный раствор не имеют запаха и не вымываются водой, химически соединяясь с клетками древесины;
  • Грунт не препятствует паро- и воздухообмену через деревянные конструкции.

Обратите внимание: антисептическая обработка ХМФ придает древесине зеленоватый оттенок. Если вагонка в дальнейшем будет покрыта прозрачным лаком, стоит предпочесть прозрачный антисептик.

Декоративно-антисептические пропитки

Чем и как покрасить вагонку на даче, если вы хотите сохранить внешний вид древесины?

Прекрасным решением станет декоративно-антисептическая пропитка Акватекс.

  • Состав в атмосферных условиях обеспечивает надежную защиту вагонки на срок до 5 лет (до 7 лет при условии предварительного грунтования поверхности составом «Акватекс — Грунт»;
  • Он позволяет тонировать древесину в один из базовых цветов (белый, махагон, палисандр, груша, желтый и т.д.). При этом для получения промежуточных оттенков разные тонирующие составы могут смешиваться. Покраска оставляет видимой текстуру древесины;

  • Акватекс может использоваться как самостоятельное покрытие и как грунт перед нанесением алкидных или масляных красок, эмалей и лаков;
  • Пропитка впитывается в древесину; однако часть Акватекса остается на поверхности вагонки, образуя прозрачную гидрофобную пленку;
  • Покрытие после просушки сохраняет эластичность, что позволяет ему переносить значительные колебания влажности и температуры.

Что еще полезно знать об Акватексе?

Отбеливатели

Как покрасить вагонку в белый цвет тем же Акватексом, если на солнечном свету она заметно потемнела? Очевидно, придется предварительно отбелить ее поверхность.

В качестве примера эффективного отбеливателя, способного восстановить внешний вид дерева после многолетней эксплуатации на ярком свету, мы используем состав Сенеж Эффо.

  • Эффо может применяться в помещениях и на открытом воздухе. Он используется для осветления древесины, ранее не обрабатывавшейся лакокрасочными материалами;
  • Состав наносится на потемневшую поверхность щеткой, кистью или распылителем. Расход должен составлять не менее 150 г/м2;
  • Время осветления — 2-3 часа;
  • Сенеж Эффо продается в канистрах емкостью 5 и 10 литров. Розничная стоимость литра составляет 80 — 90 рублей.

Масляные краски

Не так давно пользовавшиеся высочайшей популярностью, ныне масляные краски для древесины почти не востребованы рынком.

Причин несколько:

  1. Длительная сушка. При заявленных 24 часах один слой сохнет не менее 3 суток;
  2. Долго сохраняющийся неприятный запах;
  3. Умеренная стойкость покрытия к атмосферным условиям и небольшой срок службы.

Объектом для нашего исследования станет отечественная МА-15.

  • В качестве грунтовки используется олифа (натуральная или композитная);

Впрочем: многие производители допускают ее замену на более быстросохнущую акриловую грунтовку для дерева.

  • Срок службы в атмосферных условиях оценивается туманным «до года и более»;
  • Рекомендуется нанесение как минимум в два слоя.

Алкидные эмали

Красители на пентафталевых и глифталевых лаках гораздо долговечнее масляных и более износостойки. Они создают на поверхности древесины тонкую и прочную водонепроницаемую пленку, которая, впрочем, не пропускает и воздух.

Наиболее известна и востребована в этом семействе производящаяся уже более полувека ПФ-115.

  • Эмаль может наноситься непосредственно на сухую древесину или по глифталевой грунтовке ГФ-021;
  • Время сушки одного слоя при комнатной температуре составляет 24 часа. Допускается ускоренная сушка — 1 час при температуре 100 — 110С.

Акриловые краски

Водно-дисперсионные акриловые краски заметно дороже алкидных и масляных, несмотря на более дешевую основу — воду. Стоимость покраски вагонки за м2 составляет 70 — 150 рублей против 20 — 25 у ПФ-115.

Что покупатель получает за разницу в цене?

  • Полное отсутствие запахов при нанесении и дальнейшей эксплуатации покрытия;
  • Срок службы в 7 и более лет в атмосферных условиях;
  • Стойкость к мытью любыми неабразивными чистящими средствами;

Уточним: мы говорим об . Интерьерные красители для минеральных оснований обладают меньшей стойкостью к влажному износу.

  • Время сушки не более 1 — 2 часов на слой.

Автору наиболее привлекательным решением кажутся так называемые резиновые краски, модифицированные добавкой латекса: они представляют собой полноценное гидроизолирующее покрытие, совместимое с любыми поверхностями и большинством старых лакокрасочных покрытий.

Примером такого состава нам послужит краска Резэл+ севастопольского ООО «Акцент».

Она привлекает дешевизной и износостойкостью: производитель допускает ее применение для гидроизоляции пола и эксплуатируемых кровель.

Алкидные лаки

Они обладают всеми свойствами алкидных эмалей, оставляя, однако, текстуру древесины видимой.

Наиболее распространенный на постсоветском пространстве представитель семейства — пентафталевый лак ПФ-170.

  • Лак подходит для наружных и внутренних работ;

Впрочем: его стойкость к атмосферным воздействиям ограничена. Автор использовал лак для отделки журнального столика в мансарде и дворовой скамейки. Если столик после двух лет эксплуатации выглядит безупречно, то лак на скамейке частично облез и потемнел.

  • На сухое дерево может наноситься без грунтовки;
  • При комнатной температуре сохнет 72 часа.

Вот прочие характеристики ПФ-170:

Главное достоинство решения — его дешевизна: при нанесении в два слоя стоимость покраски лаком вагонки составит не более 40 рублей/м2.

Алкидно-уретановые лаки

Эта категория лаков привлекательна исключительной атмосферостойкостью: при постоянном контакте с водой производитель обещает не менее трех лет службы. В реальности покрытие служит гораздо дольше: даже внешняя облицовка дома большую часть времени стоит сухой.

Давайте изучим свойства алкидно-уретанового яхтного лака от российской компании Неомид.

На фото — яхтный лак от компании Неомид.

  • Лак стоек к воздействию воды (в том числе соленой) и любых неабразивных чистящих средств;
  • После лакировки вагонка имеет глянцевую стекловидную поверхность;
  • Стоимость литра лака составляет около 300 рублей;
  • Он не требует обязательного грунтования и может наноситься непосредственно на сухую древесину.

Технология

Новая вагонка

Покраска начинается с обработки антисептиком. Подчеркнем: обрабатывать доску лучше до монтажа, уделяя особое внимание торцам и тыльной стороне, которые в дальнейшем будут недоступными.

Нюанс: вагонка может поставляться прошедшей антисептическую обработку. Перед закупкой антисептика изучите сопроводительную документацию.

После монтажа фронтальная поверхность покрывается одним — двумя слоями совместимого с краской грунта с промежуточной просушкой. Собственно покраска выполняется широкой мягкой кистью, валиком со средним ворсом (позволяющим прокрашивать швы между досками) или распылителем.

Удобнее всего прокрашивать швы кистью, а поверхность досок — валиком.

При использовании декоративно-антисептических пропиток и лаков грунтование обычно пропускают.

Старая вагонка

Несколько иначе выглядит алгоритм покраски в том случае, если мы имеем дело со старой вагонкой.

Покрытая старыми ЛКМ древесина зачищается от них. Для зачистки удобнее всего использовать строительный фен и стальной шпатель. Фен размягчает краску, после чего она легко снимается шпателем; остатки покрытия зачищаются шлифовкой.

Отбеливание нами уже изучено: древесина обрабатывается кислородным или хлорным отбеливателем и выдерживается 2 — 3 часа. Дальнейшие работы выполняются после полной просушки поверхности.

Полезные мелочи

Нанося краску или лак своими руками, стоит уделить внимание ряду на первый взгляд мелких деталей.

  • Если производителем не оговорено иное, все покрытия наносятся при температуре от +5 до +30С. При низкой температуре лак или краска станут вязкими и дадут потеки (а краски на водной основе и вовсе будут замерзать). При чрезмерно высокой слишком быстрая сушка может сделать слой краски неравномерным;
  • При покраске стены кистью или валиком двигайтесь по ней сверху вниз. Инструкция связана с тем, что в этом случае вы сможете избежать появления потеков;

  • Разбавляйте краски до консистенции жирного молока. Большая вязкость заставит вас нанести избыточно толстый слой, который будет долго сохнуть и опять-таки даст потеки;
  • Края поверхностей, которые окрашивать не планируется, лучше защитить малярным скотчем. Примыкающие к защищенным скотчем участки нужно окрашивать кистью с небольшим количеством краски, удерживая ее перпендикулярно поверхности: так легче избежать затекания под скотч.

Заключение

Надеемся, что наш миниатюрный обзор защитных и декоративных покрытий поможет читателю в выборе, а описание технологии покраски позволит избежать ошибок при отделке. Заметьте, что покраска вагонки в белый цвет способна не только украсить помещение, но и сделать его просторнее и светлее.

Как всегда, дополнительные материалы вашему вниманию предложит видео в этой статье. Мы будем признательны за ваши комментарии и дополнения. Успехов!