А.Н. Островский "Бесприданница": описание, герои, анализ произведения

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.

Основная тема

Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

Проблематика

Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

  1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
  2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
  3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

В чем смысл пьесы?

Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

Жанр

Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

Быт и нравы провинции

В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Бесприданница», созданная автором в 1874 – 1878 годах, – яркое повествование, касающееся проблемы «маленького человека». Её действующие лица, в основном, люди, для которых превыше всего стоит земное богатство, и только дочь Огудаловой Лариса пытается противостать общепринятым нормам поведения и мыслит иначе. Ознакомившись с главными героями и описав краткое содержание, можно глубже понять то, что хотел сказать автор в своем произведении.

Главные герои пьесы

Лариса – главное действующее лицо, девушка из небогатой семьи, желающая выйти замуж. Преданная богатым барином Паратовым, она соглашается на брак с Карандышевым, человеком ревнивым и неумным, хотя совсем его не любит. Это, в конце концов, приводит к трагедии.

Харита Игнатьевна Огудалова – вдова, мать Ларисы, женщина властная, которой девушка с детства привыкла подчиняться.

Юлий Капитонович Карандышев – жених Ларисы, эгоистичный, ревнивый и мстительный человек. Чтобы отстоять свою правоту, хватается за оружие. Производит очень неприятное впечатление.

Сергей Сергеевич Паратов – богатый барин, бывший возлюбленный Ларисы. Предпочел ей невесту с большим состоянием.

Василий Данилыч Вожеватов – друг детства Ларисы, богатый юноша.

Мокий Парменыч Кнуров – пожилой человек, в руках которого – огромное состояние. Дает советы матери Ларисы по поводу женитьбы дочери на Карандышеве.

Действие первое: Карандышев – жених Ларисы

Большой город Бряхимов, на Волге. По одну сторону входа в кофейную находится бульвар, по другую – деревья, в глубине – низкая чугунная решетка, за которой открывается вид на Волгу.

Явление первое
На площадке перед кофейной ведут диалог Гаврило – буфетчик и Иван – слуга. Они рассуждают о жизни, о своеобразии поведения богатых, в частности Мокия Парменыча Кнурова, человека в летах, обладающего огромным состоянием и Василия Даниловича Вожеватова, юноши, представителя богатой торговой фирмы.

Явление второе
В кофейню заходят Вожеватов и Кнуров, которые беседуют друг с другом, к разговору иногда подключаются Гаврило и Иван. Сначала речь идет о покупке парохода, затем, собираясь пить шампанское и чай, рассуждают об этих напитках и постепенно переходят к теме, касающейся замужества Ларисы Дмитриевны, дочери Хариты Игнатьевны Огудаловой. Все присутствующие в кофейне считают, что жених – Юлий Капитоныч Карандышев – совершенно не пара девушке.

Конечно, были те, кто сватался к ней раньше, но ни один не удержался. Например, девушка сильно унывала, когда в прошлом году Сергей Сергеевич Пиратов «месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда».

А Карандышев, по утверждению Вожеватова и Кнурова, ведет себя странно.

Явление третье
Среди присутствующих появляются Огудалова Харита Игнатьевна и её дочь Лариса. Мать девушки соглашается выпить чашечку чая. Карандышев приглашает Василия Даниловича и Мокия Парменыча на обед, но последний соглашается только тогда, когда узнает, что на самом деле предложение исходит от Огудаловой, и обед устраивают для Ларисы.

Вдруг Иван говорит, что подходит корабль под названием «Ласточка», но ни Кнуров, ни Вожеватов не желают спуститься к пристани. Огудалова, подойдя к Кнурову, сообщает ему, что, во-первых, свадьба требует многих расходов, а во-вторых, у её Ларисы завтра день рождения, и она не знает, что подарить. Мокий Парменыч понимает намек, обещает зайти. Наконец, Харита Игнатьевна, Кнуров и Вожеватов покидают сцену.

Явление четвертое
Лариса любуется видом на Волгу и вдруг обращается к Карандышеву с просьбой уехать в деревню. Однако, в женихе взыграла ревность, и он задает вопрос: о чем она говорила с Вожеватовым, да еще и называла его просто по имени – Васей. Карандышева не интересуют оправдания Ларисы, что она знакома с Василием Данилычем с детства, что у них ничего плохого не было. Но Юлий Капитонович заявляет, что нужно бросать старые привычки. И попрекает невесту прошлым, говоря, что у них был в доме «цыганский табор». Девушка возражает, что не по своей воле это происходило, так нужно было маменьке. Она изо всех сил пытается полюбить своего жениха, и открыто ему в этом признается, желая поддержки. Карандышев вдруг понимает, что обидел любимую девушку и сконфуженно произносит: «…Это я сказал так…» Лариса просит его быть осторожнее в словах, потому что она очень впечатлительная и ранимая. Девушка боится осуждать даже Сергея Сергеевича, хотя по всему видно, что этот человек в прошлом поступил с ней нехорошо, – и пытается пресечь вопросы, которые по этому поводу задает Карандышев. Но жених не унимается. Тогда Лариса открыто признается: Сергей Сергеевич лучше него. И приводит в пример историю о том, как однажды они с кавказским офицером стреляли из пистолетов – сначала офицер по стакану, который Сергей Сергеевич держал на голове. И выбил его, но побледнел. «Я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего – и не побледнею» – заявил Паратов. И выбил монету, вложенную в руку Ларисы.

Карандышев скрепя сердце согласен признать некоторые достоинства Сергея Сергеевича, ведь, кроме всего, Лариса рассказала, что он помогал бедным, но продолжает ревновать невесту. Однако, она честно говорит, что не любит и никогда не полюбит Юлия Капитоныча, а чувства продолжает испытывать только к Сергею Сергеевичу. Раздается выстрел из пушки в честь Паратова. Нервничая, Лариса собирается домой.


Явление пятое
Иван и Гаврило радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Господа – Паратов с Робинзоном, своим другом, Вожеватов и Кнуров – заходят в кофейную. Иван пытается всячески угодить Сергею Сергеевичу.

Явление шестое
За свою услужливость слуга получает от Паратова рубль. Сергей Сергеевич сообщает, что продал баржи, затем представляет Кнурову и Вожеватову своего друга, актера Аркадия Счастливцева, которого называет Робинзоном, и не без причины. Оказывается, он великодушно подобран на острове, где очутился со своим другом, купеческим сыном: их высадили за непристойное поведение. Теперь артист находится в полном подчинении у Паратова.

Явление седьмое
Робинзон недоволен тем, что Вожеватов обращается к нему на «ты», но узнав о том, что он богат, смиряется и говорит: «Вот это в моем вкусе». А затем предлагает дружбу Василию Данилычу.

Сергей Сергеевич приглашает друзей на обед, но и Вожеватов, и Кнуров вынуждены отказаться, потому что их позвали в дом Ларисы, которая выходит замуж. Узнав эту новость, Паратов падает духом, но делает вид, что искренне рад за бывшую возлюбленную. Что касается обеда, беседующие уверены: на него будет приглашен и Сергей Сергеевич.



Действие второе: отношение окружающих к замужеству девушки

Явление первое

Действие происходит в доме Огудаловой. Мать Ларисы находится в хорошо обставленной комнате с мебелью и фортепиано, на котором лежит гитара. Она держит в руках коробочку и зовет дочку, чтобы показать подарок от Васи. Лариса переодевается, поэтому говорит: «Позже посмотрю». Вдруг в комнату заходит Кнуров.

Явление второе
Огудалова очень обрадована неожиданному визиту Кнурова, не знает, куда его посадить. Они начинают беседовать, и главная тема разговора – замужество Ларисы. Мокий Парменыч убежден в том, что мать Ларисы в корне неправа, выдавая дочь за человека бедного. Лариса, по мнению Кнурова, создана для блеску, а Карандышев не способен обеспечить достойное существование. Он советует в этом случае опереться на сильное плечо богатого человека.

Затем Мокий Парменыч задает Огудаловой вопрос по поводу коробочки, которую она держит в руках.

– Это я хотела дочери подарок сделать – отвечает мама Ларисы. Кнуров советует обеспечить девушку, в первую очередь, хорошим гардеробом и обещает оплатить все покупки. После этого он уходит.

Явление третье
Появляется Лариса, которая, кажется, не разделяет восторг матери по поводу подарка Василия. Огудалова предлагает поблагодарить и Вожеватова, и Кнурова, хотя Лариса не догадывается о том, что Мокий Парменыч хочет для нее сделать. Главное желание Ларисы, о котором она говорит маме – пока не прошло лето, вырваться из города в село, гулять по лесу, собирая ягоды и грибы… «До деревни ли ему?» – возражает Огудалова, зная характер Карандышева.

Явление четвертое
Входит Илья-цыган. Лариса просит его наладить гитару. Илья сожалеет, что у них в цыганском хоре много басов, но только один тенор, Антон, но он теперь заболел. Вдруг сообщают, что приехал барин, и обрадованный цыган поспешно уходит.

Явление пятое, шестое
Ларисе надоело унижаться, и она говорит об этом матери. Когда заходит Карандышев, Огудалова сообщает ему, что Лариса очень хочет уехать из города. Однако, жениху абсолютно не понятно, куда она торопится и зачем. Юлий Капитонович уверяет, что они обязательно будут жить в деревне, но только после того, как станут мужем и женой.

Лариса, желающая, чтобы свадьба была скромной и слышащая возражения и от матери, и от Карандышева, сокрушается, говоря, что все играются с ней, как с куклой.

Юлий Капитонович осуждает нравы горожан. Ему непонятно, что все люди радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Испугавшаяся Лариса, узнав, что это не кто иной как Паратов, и сейчас он приближается к их дому, снова начинает уговаривать Юлия Капитоновича уехать в деревню. Она желает исчезнуть, спрятаться от бывшего жениха.

Явление седьмое
Паратов заходит в дом и подает ручку Огудаловой. Они обнимаются и целуются. Харита Игнатьевна делает вид, что несказанно рада визиту Сергея Сергеевича. Барин сообщает, что намерен выгодно жениться, но ни за что не хочет сообщить, кто его избранница. Затем он желает увидеть Ларису Дмитриевну. Огудалова зовет дочь.

Явление восьмое
Лариса и Сергей Сергеевич остаются наедине. Между ними происходит диалог, в котором Лариса упрекает Паратова, что раньше его ждала, но уже устала. Сергей Сергеевич, в свою очередь, тоже предъявляет претензии девушке, говоря, что она многое потеряла в его глазах. Главная героиня возражает, что выходит замуж не по своей воле. Паратов догадывается, что Лариса все еще любит его, но так сложились обстоятельства. Кроме того, девушка утверждает, что Карандышев питает к ней искренние чувства.

Явление девятое
Огудалова знакомит Карандышева и Паратова. И тот, и другой вроде бы вежливо говорят друг с другом, но в речи сквозит плохо скрываемая ревность. Атмосфера постепенно накаляется. Огудалова пытается примирить господ, каждый из которых испытывает неприязнь к другому. Следуя правилам этикета, Карандышев, по совету Хариты Игнатьевны, приглашает Паратова на обед. Тот холодным тоном произносит, что согласен.

Явление десятое
В комнату неожиданно входит Вожеватов, который спрашивает разрешения у Ларисы и Огудаловой впустить Робинзона. Василий сильно командует Аркадием, и это сразу бросается в глаза. Карандышев приглашает друга Василия на обед.

Явление одиннадцатое
Вожеватов спрашивает у Паратова, понравился ли ему жених Ларисы и получает отрицательный ответ: «кому он может нравиться». Сергей Сергеевич придумывает план, как посмеяться над Карандышевым.



Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным

Явление первое
Действие происходит в комнате Карандышева, обставленной без вкуса. Ковер на одной стене, оружие – на другой. Появляется еще одно действующее лицо – тетя Карандышева, Евросинья Потаповна, женщина властная и жадная. Иван просит у нее лимонов к чаю, она проявляет недовольство и дает вместо этого клюквенный морс.

Явление второе
Во время обеда у Карандышева Лариса сгорает от стыда. Но Юлий Капитонович будто бы ничего не замечает, кроме того, его стараются специально подпаивать, чтобы посмеяться. Девушка болезненно переживает такой позор.

Явление третье
Заходит Евдокия Потаповна, спрашивая, закончился ли обед. Она упрекает, что напрасно переводят купленные дорогие продукты. Лариса остро ощущает удушливую атмосферу происходящего вокруг и снова хочет бежать. Ефросинья Потаповна уходит считать серебро.

Явление четвертое
Кнуров собирается идти кушать в клуб, потому что после так называемого обеда у Карандышева остался голодным. Такое, по его словам, происходит впервые. Присутствующие делают вывод, что Юлий Капитонович глупец. Но Паратов раскрывает замысел: Карандышева специально напоили, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем.

Явление пятое
Робинзону после такого бурного возлияния становится плохо. Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить.

Явление шестое
Робинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое. Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах.

Явление седьмое
Огудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает. Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться.

Явление восьмое
Робинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит.

Явление девятое
Появившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика.

Явление десятое
Вожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой. Хитрый план удается.

Явление одиннадцатое
Появляется Лариса. Ей нездоровилось – так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт. Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг. Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается – противясь Карандышеву, пытающемуся запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня». Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы.

Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем.

Явление двенадцатое
Паратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса. Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах – и получает согласие.

Явление тринадцатое
Все радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать. Девушка прощается с мамой.

Явление четырнадцатое
Карандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает. Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его.

Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту

Явление первое
Робинзон предлагает Ивану играть с ним, однако, денег у него нет. На такие условия слуга не соглашается. Аркадий узнает, что Карандышев сильно возмутился, когда гости уехали с Ларисой и погнался за ними с пистолетом. Он гадает – не его ли хотел убить взбалмошный Юлий Капитоныч.

Явление второе
Появившийся Карандышев требует у Робинзона ответа на вопрос где все «товарищи». Аркадий предлагает ему ждать всех на пристани. Разгневанный Юлий Капитонович уходит.

Явление третье и четвертое
Гаврило и Иван переговариваются между собой, предполагая, что все уже приехали. Заходят Илья с цыганами. Гаврило предлагает им выпить чаю.

Явление пятое
Кнуров и Вожеватов рассуждают о том, что у Ларисы незавидное положение. Бедная девушка снова поверила человеку, уже один раз обманувшему её. А он обручен с очень богатой невестой, и вряд ли у них что-то получится.

Явление шестое
Робинзон и Вожеватов разговаривают между собой. Выясняется, что, когда Василий предлагал Аркадию поездку в Париж, речь шла не о столице Франции, а трактире на площади. Подходит Кнуров, который хочет что-то сообщить Василию Данилычу. Он предлагает Вожеватову спасти Ларису от произвола Карандышева и увезти её в Париж (настоящий).

Явление седьмое
Паратов спрашивает у Робинзона, скоро ли тот едет в Париж. Аркадий отвечает, что уже не доверяет купцам, а вот с ним бы в такое путешествие отправился. Лариса задает вопрос Паратову, серьезные ли у него намерения по поводу женитьбы, но Сергей Сергеевич предлагает ей сначала ехать домой. Девушка очень боится и предпочитает совсем не являться в родные пенаты, говоря, что с Карандышевым как с женихом покончено. Единственный, за кого она хочет выйти замуж, – это Сергей Сергеевич. Однако, Паратов снова предает её, сказав, что произнес неосторожную фразу «я твой» всего лишь в порыве нахлынувших чувств.

Явление восьмое
Робинзон сообщает Паратову, что Карандышев ходил возле кофейной с пистолетом, однако Сергей Сергеевич строго приказывает ему запрячь коляску и отвезти Ларису Дмитриевну домой. Вожеватов тоже предает отчаявшуюся девушку, которая слезно просит друга детства пожалеть её, научить, что делать в такой ситуации. Кнуров предлагает ей ехать в Париж, но расстроенная Лариса молчит.

Явление девятое
У Ларисы кружится голова. Она думает, не броситься ли в Волгу, но затем оставляет эти мысли, потому что боится. Однако, преданная всеми девушка хочет умереть – даже от того, что заболеет.

Явление десятое
Карандышев ищет Ларису. Он хочет, во-первых, отомстить её обидчикам, а во-вторых, если будет нужно, наказать невесту за бегство. «Вот она!» – восклицает Робинзон, увидев девушку. Юлий Капитонович приказывает оставить их одних.

Явление одиннадцатое
Лариса откровенно признается, что Карандышев ей противен. Но он желает во что бы то ни стало отомстить за оскорбление, нанесенное девушке, подмечая, что богатые господа играются с ней, словно с вещью. «Если я вещь, то очень дорогая» – утверждает девушка и просит позвать Кнурова. Лариса умоляет Юлия Капитоновича уйти, но он ни за что не хочет отступить, даже согласен немедленно уехать с ней из города. Однако, девушка непреклонна! Она ни в коем случае не хочет принадлежать Юлию Капитонычу. Отчаявшийся «жених» со словами «так не доставайся же ты никому» стреляет в Ларису из пистолета.

Явление двенадцатое
Лариса умирает. За сценой поет цыганский хор. Девушка, кажется, даже рада такой развязке. Она говорит, что всех любит и прощает. Голос её постепенно слабеет.

“Бесприданница” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание.

5 (100%) 1 vote

1 действие

Все события происходят в небольшом несуществующем городке Бряхимов. Открытая беседка около кофейни на бульваре, находится около реки. Один из героев произведения Кнуров, весьма пожилой мужчина, имеющий большое состояние. Еще один персонаж по фамилии Вожеватов, молодой юноша, является представителей богатого сословия, имеющий в своей собственности торговую фирму. Двое этих торговцев сидят в беседке и, попросив подать к столу шампанское, причем непременно поданное в чайном сервизе, обсуждают известия, в которых описывается о некой красивейшей девушке, у которой отсутствует всякое приданное.

Эту прекрасную юную особу зовут Лариса. Она собирается выйти замуж за небогатого Карандешева. Господин Вожеватов рассказывает историю, что недавно у Ларисы было много поклонников, но она неудачно влюбилась в Паратова, который, сумев вскружить голову даме, уехал в неизвестном никому направлении.

Лариса решила выйти замуж за первого встречного, причем этим встречным стал небогатый чиновник, который давно кружился возле девушки. Вожеватов рассказывает, что он как раз ждет нерадивого сбежавшего жениха, так как они договорились о продаже парохода под названием «Ласточка». Это известие поднимет настроение хозяина заведения.

К кофейне подходят Огудаловы и Карандышев. Госпоже Огудаловой предлагают выпить чаю. Карандышев показывает всем своим видом свою важность и приглашает Кнурова на обед. Огудалова сообщает, что данный обед будет поводиться в честь Ларисы. Карандышев говорит, что Лариса слегка фамильярна по отношению к Вожеватому.

Беседа переключается на Пиратова, которого Карандышев, скажем так, слегка недолюбливает, а Огудалова Лариса относится к нему весьма доброжелательно. Невеста немного возмущена тем, что жених сравнивает себя с Пиратовым. Она говорит, что Сергея Сергеивича считает самым прекрасным мужчиной, которого она встречала в своей жизни.

Раздаются выстрелы из пушек. Огудалова сильно пугается, а Карандышев сообщает ей, что это,вероятнее всего, какой-то самовлюбленный купец причалил к пристани. Лариса и ее жених покидают кофейню.

На пороге появляется Паратов с Аркадием Счастливцевым, который является актером из провинции. Пиратов в шутку называет Аркадия Робинзоном, так как он забрал его с острова, на который тот попал за дебош на пароходе. Кнуров задает вопрос Паратову, в нем говорится о том, что Кнурову было бы жаль продавать любимый пароход.

Но Паратов сообщает, что он может продать все что угодно, лишь бы от этого была выгода, а после этого говорит, что главной причиной его приезда является прощание с вольной холостятской жизнью, и приглашает всех мужчин за столом отправиться с ним на природу. Он зовет к себе официанта, делает очень большой заказ и приглашает всех к себе на обед.

Кнурову с Вожеватовым приходится отказаться от этого приглашения, так как они уже обещали приехать на обед к жениху и Огудаловой.

2 действие

Дом Огудаловых - самое главное достоинство в котором рояль, стоящий посреди комнаты. Кнуров сообщает Огудаловой, что он очень недоволен тем, что Ларису отдают замуж за нищего. После подобного сообщения он предлагает заплатить за приданное и подвенечное платье. Лариса объявляет, что желает уехать в деревню. Карандышев в деревню уезжать пока не намерен. Лариса ведет себя очень своенравно, даже не пытаясь сделать вид, что хоть на каплю его любит, и ворчит на него за данное решение.

Карандышев очень недоволен тем, что весь город как с цепи сорвался из-за приезда барина. Он задает первому встречному вопрос, кто же такой этот барин, на что ему отвечают, что это Паратов. Лариса пугается и уходит.

Госпожа Огудалова спрашивает у Паратова, по какой причине он уехал от ее дочери, а он сообщает, что ему пришлось продать все свое имение, а теперь ему придется жениться на девушке с крупным состоянием. Лариса и Паратов встречаются, он упрекает ее за то, что она его быстро забыла, но Лариса объясняет ему, что она любит, а замуж выходит только для того, чтобы быть избавленной от унижений. Сбежавший жених удовлетворен.

Паратов знакомится с Карандышевым, причем они сразу ругаются, так как Паратов пытается постоянно задеть жениха. Входит Вожатов со своим сопровождением. Паратов с Вожатовым договариваются почудить на обеде у жениха.

3 действие

Начало третьего действия происходит в кабинете у Карандышева. Кабинет обставлен очень бедно. Входят Лариса и ее мать. Они беседуют об обеде. Огудалова сообщает, что гости специально напаивали хозяина и смеялись над его положением. Женщины уходят.

Появляются Кнуров с Паратовым и Вожеватый, они возмущены обедом, но они рады, что напоить Карандышева удалось. Входит жених, причем делает это очень важно, совершенно не замечая того, что его высмеивают. Карандышева посылают за выпивкой, а сами рассуждают о том, что хорошо бы было взять с собой на отдых Ларису.

Ларису уговаривают спеть песню, жених запрещает, после этого невеста все равно поет. Карандышев уходит за шампанским. Паратов остается один на один с Ларисой. Она соглашается поехать с ним, надеясь вернуть Паратова. Возвращается Карандышев и произносит тост. Его вновь посылают за выпивкой.

Вернувшись, он узнает о том, что Лариса уезжает. Он понимает, что все над ним смеялись, и уходит, хватая пистолет.

4 действие.

Кофейня. Робинзон узнает, что жениха Дарисы видели с пистолетом. Карандышев находит Робинзона и спрашивает где его друзья, на что тот отвечает, что он с ними едва знаком. Жених уходит.

Все возвращаются с пикника, на котором Паратов много чего наобещал Ларисе, причем он этого совершенно не собирается выполнять. Лариса желает услышать, что станет женой Пиратова, но он говорит, что не бросит богатую невесту.

Лариса хочет умереть, но не решается. Она встречает жениха, он обещает ей все простить, но она решается уйти к Кнурову, за что Карандышев в нее стреляет. Лариса умирает под цыганский хор. Перед смертью она говорит, что в ее смерти никто не виновен, и она все равно всех любит.

Краткий пересказ "Бесприданница" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Действие драмы происходит в вымышленном городе Бряхимове, который расположен на Волге. В одной из многих открытых кофейных на приволжском бульваре заказывают шампанское двое мужчин. Первый из них - это местный пожилой делец Кнуров, обладающий огромным состоянием. Его собеседник - молодой и амбициозный представитель богатой торговой фирмы Вожеватов, который предпочитает одеваться как европеец. Из их разговора можно понять, что речь идет об известной в городе бесприданнице и красавице Ларисе Огудаловой, которая неожиданно решила выйти замуж за бедного и мелкого чиновника Карандышева. По одной из версий, предложенной Вожеватовым, такой странный выбор объясняется ее предыдущими неудачами с богатыми мужчинами. Человек, которого она любила - барин Паратов, вскружил ей голову, после чего неожиданно уехал. А последнего жениха вообще упрятали за решетку за неуплату налогов.
После этого Лариса Огудалова пообещала, что выйдет замуж за первого встречного. Этим первым встречным и оказался давний поклонник Ларисы Карандышев. Вожеватов, заканчивая свою мысль, также сообщает, что ждет Паратова, так как тот продал ему свой пароход «Ласточка». Эта новость вызывает радостное возбуждение у хозяина кофейни. В этот момент в кофейне появляются Лариса со своим женихом. Карандышев ведет себя очень важно, и как равный предлагает Кнурову посетить их званый обед. Огудалова, тем временем, чтобы скрасить невежество своего жениха, объясняет Кнурову, что этот обед в честь ее, поэтому она присоединяется к приглашению. Карандышев неожиданно выговаривает Ларисе за то, что она себя достаточно фамильярно ведет с Вожеватовым, а также несколько раз плохо отзывается о родном доме Ларисы, чем сильно обижает ее.
Разговор меняется и теперь речь идет о Паратове. Карандышев очень ревностно относится к бывшему возлюбленному Ларисы, в то время как она до сих пор от него в восторге. При попытке Карандышева сравнить себя с ним, Лариса возмущенно говорит ему, что Паратов - это идеал мужчины. Вдруг раздаются пушечные выстрелы, которые пугают Ларису. Карандышев говорит, что это какой-то богатый купец слезает со своей баржи. Тем не менее, из разговора Кнурова и Вожеватова становится понятным, что выстрелы свидетельствуют о приезде Паратова. Карандышев забирает Ларису, и они уходят.
В кофейню заходит Паратов, которого сопровождает провинциальный актер по фамилии Счастливцев. Однако купец называет его Робинзоном, так как снял его с необитаемого острова, куда актера отправили за дебош. Кнуров спрашивает Паратова, не жаль ли ему продавать «Ласточку». На этот вопрос Паратов отвечает, что ему никогда ничего не жаль и продает оно все с максимальной выгодой для себя. Также он рассказывает, что решил жениться на богатой невесте и приглашает на холостяцкий пикник за Волгу. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, так как уже пообещали пообедать с Ларисой и ее женихом.
Действие перемещается в дом Огудаловых. К ним приезжает Кнуров, который начинает упрекать мать Ларисы в том, что она отдает свою дочь замуж за бедного человека. Он предрекает, что Лариса, скорее всего, не выдержит унылую полумещанскую жизнь и, в конце концов, вернется к матери. Он предлагает себя в качестве богатого и влиятельного друга, советую матери заказать богатый подвенечный туалет и достойное приданое, а все счета отправить ему. После его ухода появляется Лариса, которая хочет как можно скорее уехать жить в деревню. Мать пытается ее отговорить, рассказывая о том, насколько тяжелая жизнь в сельской местности.
Лариса берет в руки гитару и пытается на ней поиграть, но она полностью расстроена. Лариса видит в окне цыгана Илью, который работает содержателем хора, она просит зайти его и настроить ей гитару. Однако Илья отказывает ей, объясняя это тем, что приехал барин, которого ждали весь год, после чего убегает с другими цыганами в сторону порта. Приходит Карандышев, и Лариса просит его как можно скорее забрать ее в деревню. Однако Карандышев не спешит, так как хочет удовлетворить свое самолюбие, продемонстрировав всем, что он сумел завоевать сердце такой женщины, как Ларисы. Ларисе это очень не нравится, так как она не раз говорила, что не любит его, а только пытается полюбить. Карандышев начинает ругаться и упрекает всех за проявление излишнего внимания к персоне Паратова, который, по его словам, является промотавшимся кутилой. Он выглядывает в окно и сообщает, что к ним пожаловал сам Паратов, после чего берет за руку испуганную Ларису и ведет ее в другую комнату.
Мать Ларисы очень ласково принимает Паратова, оказывая ему всякие почести. Он объясняет свой неожиданный отъезд тем, что вынужден был спасать остатки своего именья. Также он говорит, что теперь должен жениться на невесте с огромным приданием. Мать зовет Ларису и оставляет их наедине Паратов начинает упрекать ее в том, что она очень быстро его забыла, однако Лариса опровергает это. Она говорит, что до сих пор любит его, и выходит замуж лишь для того, чтобы над ней не смеялись в городе. Паратов чувствует себя удовлетворенным и выражает желание познакомиться с ее женихом. Однако беседы не получается, так как Паратов всячески пытается задеть Карандышева, раз за разом демонстрируя тому свой намного высший социальный статус. Разгоревшийся конфликт улаживает Лариса.
В этот момент появляется Вожеватов, которого сопровождает Робинзон, включенный, как оказалось, в сделку между Вожеватовым и Паратовым о покупке парохода. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина и сговаривается с Паратовым повеселиться на ужине в доме у Карандышева.
Ужин в доме Карандышева. Он убран бедно и безвкусно, поэтому стремление его хозяина выглядеть богато и властно вызывает у гостей лишь насмешку. Мать Карандышева совсем не к месту постоянно причитает о больших затратах на проведение этого обеда. Появившиеся Лариса с матерью обсуждают не только ужасный обед с невкусными блюдами и дешевым пойлом, но и непонимание Карандышевым того, что он находится в унизительном положении. Мать говорит Ларисе, что гости специально спаивают ее жениха и смеются над ним. Кнуров, Вожеватов и Паратов жалуются на дрянной обед. Пить вино Карандышева смог только Робинзон, который и споил хозяина дома. Появляется сам Карандышев, который начинает нелепо хвастаться, не понимая, что над ним смеются.
Чтобы избавиться от надоевшего Карандышева, его посылают за коньяком. Заходит цыган Илья, который сообщает, что для поездки за Волгу все готово. Гости начинают обсуждать возможность взятия с собой Ларисы. Заходит сама Лариса и ее просят сыграть на гитаре, а после уговаривают поехать с ними на пикник. Однако Лариса отказывается. Вошедшего Карандышева снова отправляют восвояси, теперь уже за шампанским. Вожеватов и Кнуров уходят, оставляя Паратова и Ларису наедине. Он начинает крутить ей голову, обещая, что снова ее полюбит и станет ее рабом. Лариса тает и думает, что сможет вернуть Паратова. В конце концов, она соглашается поехать на пикник. Заходит Карандышев и произносит тост в честь Ларисы, однако на него никто не обращает внимание, и посылают за вином еще раз. Когда он возвращается, Лариса с гостями уже уехала. К нему наконец-то доходит, что с него посмеялись, и он в ярости уходит, взяв с собой пистолет.
В кофейной сидит Робинзон, которого не взяли на пикник, и обдумывает полученную от слуги информацию, что Карандышева видели с пистолетом. Внезапно появляется сам незадачливый жених и расспрашивает Робинзона о его друзьях. Однако тот отделывается от Карандышева, говоря ему, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит, и вскоре появляются Вожеватов и Кнуров, которые вернулись с пикника. Робинзон им все рассказывает, после чего они решают, что скоро начнется настоящая драма. Они понимают, что Лариса находится в безвыходном положении - Паратов не выполнит данные ей обещания, так как просто воспользовался ей. Поэтому она полностью скомпрометирована, и вряд ли останется жить здесь. Кнуров и Вожеватов бросают монетку, чтобы решить, кто поедет с Ларисой в Париж, о чем оба уже давно мечтают. Жребий дарит успех Кнурову, и Вожеватов обещает отойти в сторону.
В кофейную приходят Лариса и Паратов. Барин за все благодарит ее и собирается уезжать. Однако Лариса требует от него признания ее его женой. Паратов говорит, что не может порвать с богатой невестой. Он поручает Робинзону отвезти ее домой, но она отказывается. Отчаявшись, Лариса бросается к Вожеватову в надежде получить поддержку, однако молодой человек молча уезжает, оставляя ее наедине с Кнуровым. Тот предлагает Ларисе поездку в Париж и пожизненное содержание, после чего дает время подумать. Расстроенная Лариса подходит к обрыву, так как хочет умереть, однако не решается покончить с собой. Она восклицает в надежде, что кто-нибудь услышит ее мольбы и избавит ее от страданий.
Появляется Карандышев, однако Лариса его отвергает, говоря ему о презрении и том, что она его никогда не полюбит. Карандышев рассказывает ей, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее, как вещь. Шокированная Лариса говорит, что если и быть вещью, то очень дорогой, после чего просит Карандышева прислать к ней Кнурова. Тот пытается ее остановить, говоря, что все прощает. Он хочет увезти ее из города, но Лариса неумолима и не верит ни одному его слову. Взбешенный Карандышев поднимает пистолет и стреляет в нее. Лариса с благодарностью принимает это от Карандышева и кладет рядом с собой его револьвер. Сбежавшимся на грохот выстрела людей она убеждает в том, что застрелилась сама. Внезапно хор цыган начинает петь, и Паратов пытается их утихомирить. Однако Лариса говорит, чтобы они продолжали, говорит, что всех любит и умирает.

Краткое содержание романа «Бесприданница» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Бесприданница». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.