Почему мы не помним себя в младенческом возрасте? Человек, который помнил всё.

Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов - он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так:

1. ма ва на са на ва

2. на са на ма ва

3. са на ма ва на

4. ва са на ва на ма

5. на ва на ва са ма

6. на ма са ма ва на

7. са ма са ва на

8. на са ма ва ма на

Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.

Секрет Шерешевского.

Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу ощущений».

К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия.

«Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, - вспоминал он позднее. - Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди - разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.».

Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска».

Волшебник - недоучка.

Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно.

Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений.

Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. «Лица так переменчивы, - жаловался он, - меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений».

В поисках равновесия.

Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию - использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции.

Феномен воспроизведения сна.

Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров - химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории.

Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся.

А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь - пусть даже посреди ночи, - запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном.

Тренировка и развития навыка.

Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: навык развивается благодаря повторяемости действий.

Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы играете на руку обратному навыку.

Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение.

Как вызвать поток образов.

Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами прогона образов:

1. Вы должны описывать образы вслух - либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу.

2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра.

3. Составляйте свои описания в настоящем времени.

Эксперимент Райнерта.

Первоначально я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по вызовам. Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы могли получить на него ответ в мысленных картинах, подобно тому как Элиасу Хове мир его снов помог изобрести швейную машину. Не без гордости отмечу, что метод и в самом деле оказался максимально эффективным для достижения поставленной цели. Подробнее я остановлюсь на этом в последующих главах.

К тому же неожиданно открылись и дополнительные преимущества просмотра образов. Один из наиболее удивительных побочных эффектов проявился в эксперименте, выполненном доктором Чарльзом П. Райнертом, профессором физики при Юго-Западном университете в Маршалле, штат Миннесота. Райнерт предложил семидесяти девяти студентам-первокурсникам принять участие в опробовании методов ускоренного обучения.

В течение зимнего семестра 1988 года часть студентов занималась по методу Уимби (Whimbey), представляющему стандартную программу, использующую для развития аналитических способностей вербальные задания. Остальные студенты опробовали необычный новый метод - просмотр образов.

Каждому из испытуемых Райнерт предложил стандартный тест на уровень развития интеллекта - до и после экспериментального курса. Результаты оказались потрясающими.

В первой группе студенты набирали примерно 0,4 балла IQ за каждый час занятий; а те, кто занимался по методу просмотра образов, - около 0,9 балла в час, то есть целый балл за 80 минут практики! (Результаты Райнерта еще не опубликованы и могут рассматриваться только как предварительные. Окончательные цифры будут приведены по завершении Райнертом его долгосрочного исследовательского проекта.)

По старым каналам.

Почему же метод просмотра образов так повышает IQ? Ответ на этот вопрос кроется в клеточной структуре мозга. Рассмотрим, что происходит при вырабатывании нового навыка, например, езды на велосипеде. Сначала кажется невозможным балансировать на движущейся двухколесной машине, но, овладев ею однажды, вы уже никогда не забудете, как это делается. И даже после двадцатилетнего перерыва можно снова сесть на велосипед и поехать без особого труда.

Все это происходит потому, что навык езды на велосипеде «впечатывается» в наш мозг как обширная сложно переплетенная сеть, охватывающая миллионы различных нейронов. Подобные сети достигают гигантских размеров. Ученые из Нью-Йоркского университета натренировали кота различать две двери, на одной из которых были изображены две концентрические окружности. Кот довольно быстро понял, что миску с кормом можно найти, толкнув дверь с окружностями. Но экспериментаторы были поражены, когда при радиоактивном сканировании мозга животного обнаружилось, что этот простой акт распознавания и выбора одного из двух объектов требует одновременного использования от 5 до 100 миллионов кошачьих нейронов, - то есть до 10% всей массы мозга!

Этот эксперимент показал, что одни и те же нейроны используются во многих сетях памяти одновременно. Иначе всего кошачьего мозга хватило бы только на десять сложных заданий. Объекты сохраняются в памяти не в клетках как таковых, а в виде своеобразных рабочих схем электрохимических сигналов, циркулирующих между клетками. А как сохраняются эти схемы? Неужели, если в течение двадцати лет вы не садитесь на велосипед, ваш мозг все это время держит схему данного навыка включенной? Конечно, нет. Мозг уже давно бы угас, если бы ему пришлось постоянно сохранять все 280 квинтиллионов бит вашей памяти, включая все приобретенные навыки.

В 40-х годах нашего столетия психолог Дональд Хебб открыл, что, когда два смежных нейрона обмениваются сигналами, в обеих клетках происходят нейрохимические изменения, вследствие чего они взаимодействуют друг с другом намного проще, чем с другими нейронами, не вовлеченными в этот процесс. Когда вы учитесь кататься на велосипеде, нейроны формируют связи, описанные Хеббом. Если вы садитесь на велосипед даже после двадцатилетнего перерыва, эти связи еще сохраняются и электрические импульсы распространяются по ним подобно дождевой воде, стремящейся просочиться по уже размытым в почве каналам.

Просмотр образов - такой же вырабатываемый навык, как и езда на велосипеде. Чем больше мы практикуемся, тем сильнее укрепляем миллионы хеббовых связей, соединяющих различные участки нашего мозга.

Сонный паралич.

Шестидесятисемилетнему мужчине периодически снилось, что он едет на мотоцикле, а мотоциклист-соперник пытается столкнуть его с трассы. Он сопротивлялся, яростно отталкивая нападавшего.

К несчастью, его бурные сны прорывались в реальную жизнь. Его жена жаловалась, что во сне он толкал ее и бил кулаками, а иногда вскакивал и неистово метался по комнате.

Психиатры университета штата Миннесота пришли к заключению, что у пациента нарушен механизм сонного паралича.

Ключевые участки нашего мозга не способны отличить сон от реальности. Когда во сне мы видим, слышим, щупаем, пробуем на вкус или нюхаем, включаются все соответствующие области мозга, как если бы это происходило в реальности. Аналогично физические движения во сне активизируют соответствующие моторные механизмы, реализующие движения и в период бодрствования.

«Что касается нейронов, - говорит нейролог Алан Хобсон, - во время REM-фазы сна мозг контролирует зрительные процессы и движение».

Но для того чтобы мы не покалечили себя и других, в стволе головного мозга существует «кнопка безопасности», отключающая во время REM-фазы сна мышечную систему, фактически парализуя нас. В описанном случае с мужчиной механизм подстраховки был нарушен.

Наведение мостов.

В потоке образов, как и во сне, воображаемые картины, звуки и ощущения активизируют соответствующие центры мозга, почти идеально воспроизводя реальность.

Во время таких занятий человек говорит, слушает, смотрит, ощущает запахи и вкус, чувствует, анализирует, размышляет и удивляется, творит и генерирует мысленные образы - и все это одновременно.

Эта необычная ментальная комбинация «наводит мосты» между многочисленными противоположными полюсами мозга. За последние пятнадцать лет попытки достичь равновесия между аналитическим левым полушарием мозга и оперирующим цельными структурами творческим правым полушарием стали почти самоцелью. Во многих престижных корпорациях психологи без устали натаскивают исполнителей-тугодумов в «правостороннем» мышлении. Наиболее отчаянные занимаются тренингом в специальных салонах, где в окружении ярких мигающих огней и модулированных звуковых волн пытаются добиться синхронности работы обоих полушарий.

При просмотре образов каждый из основных полюсов мозга вовлекается в своеобразную игру, формирующую связи между его отделами. В результате наведения мостов развиваются те самые способности, которые помогли Эйнштейну в создании теории относительности.

Однако делению на правое и левое полушарие придается несколько большее значение, чем следовало бы. На самом деле функции мозга с таким же успехом могут быть поделены между верхним и нижним или задним и передним отделами. Практически любая деятельность, связывающая различные полюса мозга, способствует его сбалансированному развитию.

Из всех известных мне методов именно те, что способствуют установлению связей между различными отделами мозга, активизируют наиболее обширные и сбалансированные его части, максимально повышая активность сознательной деятельности и наращивая мощные сети хеббовских связей, пронизывающих мозг не только справа налево, но и во всех направлениях. Просмотр образов - это лишь одна из множества методик, способствующих развитию связей между полюсами мозга, но, бесспорно, наиболее эффективная.

  • 93.5k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы ассоциируем болезни с чем-то неприятным и часто опасным, и на то есть причины. Но существуют и такие заболевания, которые на первый взгляд так и хочется сравнить с суперсилами.

сайт узнал о редких болезнях, которые не только заставляют ученых поломать голову, но и делают людей похожими на героев из комиксов.

1. Суперпамять

Гипертимезия - нарушение памяти, из-за которого человек помнит все события своей жизни до мельчайших подробностей. Всего в мире примерно 60 человек с таким диагнозом. Пациенты могут подробно рассказать о любом дне своей жизни, даже из самого далекого детства, воспроизводить целые отрывки из книг, прочитанных много лет назад, пересказать выпуск новостей любого дня любого года.

Люди с гипертимезией не могут исказить воспоминания или «скрасить» неприятные моменты, которые предпочли бы забыть. Они буквально не забывают ничего .

ВВС рассказало историю Ребекки Шаррок, австралийской писательницы, которая помнит, как ее завернули в розовое одеяло, когда ей было всего 7 дней. Ее память действительно уникальна: , как она воспроизводит отрывки из «Гарри Поттера», не путая ни единого слова. Однако девушка не считает гипертимезию «даром»: она жалуется на головную боль и бессонницу и быстро устает.

2. Невосприимчивость к боли

Врожденная анальгезия - синдром, при котором человек совсем не чувствует боли. Удивительный факт: несмотря на редкость явления, целых 40 случаев этого заболевания зафиксировано в одной из деревень Швеции.

На первый взгляд кажется, что это настоящая суперсила, ведь синдром не влияет на умственные способности или внешность, человек совсем не ощущает боли , максимум - прикосновение. Но это опасно тем, что пациент может не заметить у себя заболеваний, которые вызывают боль. Особенно опасен синдром для маленьких детей: они могут пораниться, играя, или повредить роговицу глаза, откусить кончик языка или не заметить перелома костей.

3. Способность практически ко всему

Синдром саванта - редкое состояние, которое может появиться у людей с нарушениями развития, например при аутизме или синдроме Аспергера. Люди с савантизмом необычайно талантливы в музыке, рисовании, вычислениях, картографии и построении трехмерных моделей.

Саванты могут мгновенно назвать результат умножения трехзначных чисел или сказать, какой день недели будет 5 мая 3017 года. Стивен Уилтшир начертил подробную карту Лондона после всего одного полета над городом.

Многие называют савантов гениями , и они действительно обладают настоящими талантами в некоторых областях. Но несмотря на «островки гениальности» пациенты демонстрируют неполноценность вплоть до умственной отсталости. Вспомните Форреста Гампа из романа Уинстона Грума - всем известный пример саванта.

4. Невосприимчивость к холоду

Кроме людей, которые не реагируют на боль, существуют люди, абсолютно равнодушные к холоду. Например, Вим Хоф - голландец, который поставил в тупик врачей своей способностью спокойно переносить очень низкие температуры. Он выдержал 120 минут в трубе с холодной водой и льдом, взобрался на Монблан в шортах и даже плавает подо льдом замерзших водоемов.

Специалисты утверждают, что он является уникальным феноменом , хотя сам Вим Хоф считает, что невосприимчивость к холоду - заслуга его тренировок.

5. Полное отсутствие страха

Болезнь Урбаха-Вите - редкое генетическое заболевание, которое приводит к полному отсутствию страха . Известно всего 300 подобных случаев, четверть из них - в Южной Африке.

Самый известный пациент - «женщина, не знающая страха», американка S. M. (эти инициалы ей дали для соблюдения анонимности). Как только исследователи не пытались испугать ее: давали в руки ядовитых пауков и змей, показывали фильмы ужасов и запирали в «доме с привидениями» - все попытки были тщетны.

Более того, S. M. рассказала о страшных, но не испугавших ее ситуациях: нападение с ножом в парке ночью, случай домашнего насилия, после которого она чудом выжила. Руководитель группы исследователей посчитал удивительным, что женщина вообще еще жива, ведь она потеряла способность оценивать опасность.

Умение прощать - добродетель, но с умением забывать не у многих из нас все в порядке. «Мы вас простили, но не можем забыть», - звучит парадоксально, но порой воспоминания так глубоко селятся в глубинах и , что превращают жизнь в мучения. Героиня фильма про 50 первых свиданий видится человеку со слишком хорошей памятью счастливой.

Разум человека с нарушенным процессом забывания похож на жесткий диск компьютера, который активно заполняли, но никогда не чистили. В таком хранилище информации задерживается все - даты, отчества, номера случайно увиденных машин, подробности дневного рациона своего и чужого. Мы сегодня располагаем историями четверых граждан США, которые в 21-м веке официально признаны людьми с феноменальной памятью. Это не дар, это - отягощающее дни жизни расстройство, как правило развивающееся на фоне приобретенного синдрома навязчивых состояний или врожденного аутизма.

Нейробиологический центр при Университете Калифорнии спешит познакомить вас с четверкой лучших накопителей данных системы «человек разумный».

  1. Боб Петрелла

Способность к запоминанию цифр и дат дала Бобу Петреллу ту карьеру, к которой он был морально готов. Сегодня он руководит телеканалом, показывающим теннис, и при этом, разумеется, помнит результаты всех мало мальски важных теннисных состязаний. Бобу можно показать любой «замороженный» фрагмент матча с участием его любимой бейсбольной или футбольной команды, и он скажет, что это был за матч, когда, и как сыграли.

Петрелла говорит, что с 5-летнего возраста запоминает всё. В отдельной копилке воспоминаний остаются все пин-коды и телефонные номера. Боб, например, помнит, что потерял мобильный телефон 24 сентября 2006 года, но в памяти аппарата не было ни одного номера, так как Петрелла хранит их все в голове.

  1. Джилл Прайс

Чаще, чем остальные трое « », попадала на экраны и страницы СМИ госпожа Джилл Прайс из Калифорнии, которая с 14-летия помнит в деталях всю свою жизнь. Это началось после физической травмы и психического истощения в ходе переезда с Востока на Запад США. Самой Джилл её мучительный дар напоминает какую-то опостылевшую видеокамеру, которую круглые сутки надо носить с собой включенной. В процессе воспоминания чего-то нужного или нет включается перемотка на требуемый фрагмент. В годы суровой войны в условиях отключенного интернета г-жа Прайс могла бы стать легендарной шпионкой и спасительницей мира.

Джилл Прайс живет вдалеке от Голливуда, ведет непубличный образ жизни, работая в еврейской религиозной школе. Вечеринки в ее жизни случаются нечасто, поэтому г-же Прайс всегда приятно удивить гостей своими феноменальными знаниями. Вместе с тем, по признанию Джилл, жить с грузом неприятных воспоминаний (а у кого их нет?) - это мучительная судьба.

  1. Ким Пик

Прототип Человека Дождя, покойный Ким Пик жил с поврежденным мозжечком, посему считался чокнутым. Еще несколько врожденных аномалий мозга отняли у Пика способность к забыванию. Из того, что прочитывал (за 8 секунд разворот книги), Ким Пик запоминал до 98% информации, словесной и цифровой. К 7 годам он знал наизусть Библию, к 20-ти - полное собрание Шекспира.

Повреждение мозжечка у ходячей энциклопедии, видимо, было обусловлено мутацией генов. Как бывает в таким случаях, хранитель феноменальной памяти плохо ходил (походка его была весьма странной), не мог завязать шнурки или застегнуть . Все «драйвера» этого ходячего компьютера были нацелены на сканирование и запоминание того, что видят глаза и слышат уши. Со временем, правда, на склоне лет Пику удалось научиться и застегиваться, и играть на фортепиано.

Прообраз Человека Дождя Ким Пик не был болен «модным» аутизмом, как не страдал им еще один киногерой без прототипа - математик Макс Коэн из фильма «Пи», за которым охотились ортодоксальные евреи с пейсами и автоматами. В конце фильма уставший от своего дара Коэн высверливает в голове дырку и становится свободным человеком, так как его перестают мучить не только фанатики, но и головные боли.

И еще двое из ныне живущих людей живут с официально зарегистрированным диагнозом «гипертимезия» (т.е. «избыточная память»). Это Брэд Уильямс и Рик Бэрон, оба из США.

Американцы говорят, что на каждую Джилл Прайс найдется свой Брэд Уильямс. Американцы имеют в виду радиоведущего из штата Висконсин, которому, в отличие от Джилл, суперпамять не в тягость. Мистер Уильямс ею хвастается при каждом удобном случае. Если его спросить, что было 31 августа 1986 года, Брэд вспомнит, что в этот день утонул «Адмирал Нахимов» и умер скульптор Генри Мур.

Господин Уильямс прекрасно помнит, в какой день шел снег, а в какой была гроза, что и когда он ел на завтрак или ужин. В телепередаче «Доброе утро, Америка!» Брэда Уильямса обозвали «человеком-гуглом».

Однажды благодаря своему непрактичному таланту Брэд чуть не выиграл в американской версии телешоу «Своя Игра». Говорят, что сразился на спортивных вопросах. В отличие от Боба Петрелла, Уильямс спорт не любит, и его глубочайшие познания наполнены, например, историей поп-культуры. Докторам «человек-гугл» говорит, что ничего сверхъестественного в своих способностях не усматривает.

В отличие от собратьев по гипертимезии, житель Кливленда Рик Бэрон использует свои гениальные способности для зарабатывания денег. Будучи официально безработным, Бэрон принимает участие во всевозможных телевизионных чемпионатах по эрудиции.

Постоянно выигрывая, Рик Бэрон получает в качестве наград скидочные карточки, билеты на спортивные мероприятия, 14 раз он ездил по выигранным путевкам в отпуск в дальние края. Бэрон утверждает, что запоминает всё с 11-летнего возраста. Причем ретроспективно помнит ежедневные хроники всего, что произошло с ним с семи лет.

Сестра хронического победителя конкурсов считает, что у Рика серьезный невроз навязчивых состояний. Это заключается в том, что все вокруг себя г-н Бэрон старается упорядочить и каталогизировать. Кроме того, обладатель суперпамяти не позволяет ничего выбрасывать и аккуратно хранит все оплаченные счета и погашенные билеты на спортивные матчи.

Младенцы впитывают информацию как губка - почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе?

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск. Между прочим, эти люди - ваши родители - потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента - появления на свет - до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада. Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие "зарубки в памяти" получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано ? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин "младенческая амнезия" , и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание? И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери. Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов - слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как "каг" или "сланс", - и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет. В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом. Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже. Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

"Все дело в различии между воспоминаниями "В зоопарке были тигры" и "В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело"", - поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность. Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван - прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет. Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

"В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: "Зачем это тебе?"", - рассказывает она. "Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните", - утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

"Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени", - утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста. Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M. После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

"Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу", - поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации - в точности как младенец. Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях. В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. "У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо", - говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе? Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

"Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем", - поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, - не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

"Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний", - рассказывает она.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне. Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело. На Лофтес нахлынули "воспоминания", однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, - труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся. Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им "воспоминания".

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

"Мы говорили участникам исследования: "Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось"".

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились "вспомнить" это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле. И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео? А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Геннадий Федотов

Вы способны вспомнить, что было у вас на завтрак позавчера или что вы делали в минувшие выходные? Наверняка положительно ответят единицы. Вместе с тем есть люди, которые обладают удивительной способностью - они помнят все, каждый момент своей жизни в любой день!

Одной из них является 37-летняя Луиза Оуэн из Нью-Йорка. Она помнит события каждого дня своей жизни, начиная с 11 лет, то есть на протяжении более чем четверти века.

Недавно американский телеканал CBS News пригласил г-жу Оуэн выступить в шоу «60 минут». И обычная с виду женщина, скрипачка по профессии, не растерялась и в прямом эфире продемонстрировала, что ресурсы человеческой памяти и мозга поистине безграничны, только никто не знает, где находится кнопка, с помощью которой можно было бы включить неисчерпаемый ресурс.

Поначалу ведущий программы телеканала был настроен скептически и выразил сомнения в правдивости утверждений Луизы - ведь никто, кроме нее самой, не может знать, что именно она делала в тот или иной день своей жизни, так что в такой ситуации и приврать недолго. Однако Луиза помнила не только то, что происходило с ней, но и вообще все, что видела и слышала, в частности новости по телевизору и радио.

Ведущий устроил ей блиц-опрос: он называл множество разных событий, начиная с 1984 года, и Луиза, показав свой необыкновенный талант в полном объеме, практически мгновенно вспоминала дату и даже день недели, в который случалось то или иное происшествие.

Вопросы были из самых разных сфер жизни. Так, она вспомнила, когда был освобожден из тюрьмы Нельсон Мандела, когда были показаны первые и последние серии популярного в США телесериала Seinfeld, когда взорвался космический корабль «Челленджер», с каким счетом закончился тот или иной матч по футболу десять лет назад и т. д. При этом Луиза дополняла ответы воспоминаниями о том, что сама делала в тот или иной день.

Например, 16 июля 1999 года ей запомнилось не только тем, что в этот день Джон Кеннеди-младший погиб в авиакатастрофе, но и тем, что в этот день она стояла в очереди в театральную кассу, чтобы попасть на бродвейскую постановку «Ледяная комета», но билет ей так и не достался.

Тогда ведущий сменил тактику: он уже не называл события, а только даты, но женщина легко справилась и с этим заданием, и ведущий был посрамлен.

Оуэн не может объяснить свои способности и предполагает, что у нее в мозгах есть что-то вроде компьютера. По её словам, она перелистывает некий календарь в своей голове. Остановившись на какой-нибудь дате и времени из прошлого, она может рассказать все события, которые она наблюдала и переживала в этот момент.
«Когда я слышу дату, мой мозг сразу же находит эту позицию в моем внутреннем календаре, и я мгновенно вспоминаю все произошедшие в тот день события, - объясняет Луиза. - Я обычно описываю это как путешествие во времени.

Причём не важно, как давно происходили события, 22 минуты назад или 22 года назад».

ДАР ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ?

Оуэн воспринимает свою абсолютно сверхъестественную способность помнить прошлое как дар, а не проклятие. А ученые придумали для обозначения данного состояния специальный термин - гипертиместический синдром (от греческого слова thymesis - память и приставки «гипер» - «сверх») и полагают, что Луиза Оуэн настолько эмоционально воспринимает все происходящее, что буквально все эти события приобретают для нее личную значимость. И поэтому она не может их забыть.

Гипертиместический синдром или, по-другому, «высшая сверхъестественная автобиографическая память» встречается крайне редко, ученым пока известны лишь шестеро людей-феноменов, обладающих схожими способностями.

Согласно выводам ученых, мозг этих людей немного отличается своей формой от мозга обычных людей. Кроме того, четверо «мнемоников» оказались левшами и заядлыми коллекционерами самых разных вещей - театральных программок, старых фильмов...

Вместе с тем эти люди не обладают какими-то феноменальными способностями типа умения перемножать в уме многозначные числа или «фотографически» запоминать целые страницы текста. Обладатели гипертиместического синдрома - нормальные люди с обычными умственными способностями.

Калифорнийские нейропсихологи предполагают, что в США и в мире живут и другие люди с абсолютной памятью. Исследователи разыскивают их, чтобы собрать как можно более многочисленную группу и попытаться выяснить, чем структура и физиология мозга у этих людей отличается от «нормальной». Эта информация может пролить свет на природу множества заболеваний, связанных с нарушениями памяти, а также помочь выяснить фундаментальные механизмы работы мозга.

Кстати, феноменальной памятью на даты обладают и голливудские звезды Мэрилу Хеннер и Энтони Хопкинс.

«Мой мозг устроен таким образом, что я могу быстро запоминать любые числа, а также высчитывать, на какой день недели пришлась та или иная дата, - рассказывает Хопкинс. - Например, 28 июня 1999 года был вторник. 28 июня 1955 года тоже было вторником. В тот год я впервые пошел на актерские курсы. Это было 3 октября, понедельник. Очень жаль, что я не пользуюсь этим талантом. Его просто-напросто некуда применить!»