Общие правила езды на велосипеде. Как правильно ездить на велосипеде, чтобы не навредить здоровью

Весной и летом так приятно покататься по улицам и дворам на велосипеде!

Как только растает снег, на дорогах появляются первые велосипедисты. Наверное, и тебе хочется мчаться вместе с ними наперегонки! Ведь это так несложно — сел на велосипед, взялся за руль и крути педали...

Но не всё так просто. Существуют требования Правил дорожного движения, которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно выполнять.

Прежде всего, необходимо запомнить: детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено ! Почти все это знают, но, к сожалению, не все это правило выполняют. А ещё дети и подростки нередко забывают, что на велосипеде нельзя кататься внутри дворов — там, где разрешено движение автомобилей. Тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам.

Есть ещё несколько правил, которые должен знать каждый велосипедист:

1. Необходимо хорошо знать устройство велосипеда и содержать его в хорошем состоянии. Особенно внимательно надо следить за креплением руля и надёжностью тормозов.

И уж совсем не стоит демонстрировать другим свою «ловкость» и ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или совсем «без рук».

А ещё очень важно научиться ездить на велосипеде медленно. Не удивляйся, именно — медленно. Ведь в городе не всегда удаётся ездить быстро. Да и за городом, на пересечённой местности или в лесу приходится ездить не спеша. А удерживать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь.

Существуют и специальные правила перевозки пассажиров на велосипеде:

1. Если водителю велосипеда не исполнилось 14 лет, ему нельзя перевозить пассажиров, которым не исполнилось 7 лет.

2. Только если тебе исполнилось 14 лет, можно перевозить в качестве пассажира ребёнка возрастом до 7 лет на дополнительном сиденье с надёжными подножками.

3. Велосипедист, который перевозит пассажира, должен иметь документ, подтверждающий знание им Правил дорожного движения.

4. У велосипеда должны быть специальное пассажирское сиденье и подножки для пассажиров.

По улицам городов на велосипеде можно ездить только с 14 лет и без пассажиров.

Это оправданная строгость. Ведь велосипед не слишком рассчитан на дополнительный вес пассажира. Он становится менее устойчивым, им труднее управлять, и это влияет на безопасность движения.

Езда на велосипеде, за исключением некоторых специальных велосипедных видов спорта, предполагает движение по дорогам и улицам. Собственно, велосипед для этого и создан.
Живем мы в Кирово-Чепецке, так что велодорожек велосипедистам не дождаться, в обозримом будущем.
Движение на велосипеде по тротуарам запрещено Правилами дорожного движения (о чем многие и автолюбители, и велосипедисты не слышали) и крайне неудобно - пешеходы, бордюры, битое стекло.
На дорогах и улицах – год от года повышающаяся интенсивность автодвижения.
Куда же бедному велосипедисту податься?
Собственно, вариантов всего два.
Первый – кататься на специализированных горных велосипедах по пустым проселкам и тропинкам, когда не слишком сыро и не заметено снегом. Но и до этих мест добираться придется по автодорогам общего пользования.
Второй – кататься на любом велосипеде по любым дорогам, позаботившись о собственной безопасности.

Дорога – место повышенной опасности. Как же не стать пострадавшим или виновником ДТП?

Сначала – пассивная безопасность.

Разумеется, велосипед полностью исправен. Цепь и звезды не изношены, тормоза в порядке, втулки крутятся без перетяжки и люфта. Тросики тормозов и переключателей не разлохмачены, рубашки тросов внутри чистые. Ручки (грипсы) на руле не проворачиваются. Все болты и гайки затянуты. Шины соответствуют дорожному покрытию и накачаны по норме.
Сзади на велосипеде или на одежде, рюкзаке закреплен яркий фонарь красного цвета, впереди – яркая фара с белым светом, на спицах – оранжевые катафоты. При малейшем ухудшении видимости включаете фонари, не стесняетесь.
У вас удобная посадка. Не имеет смысла ехать по городу на шоссейном велосипеде в нижнем хвате – обзорность уменьшается, а аэродинамика в городе явно не на первом плане.
Вы одеты в специализированную велоодежду ярких цветов – и удобно, и на дороге вас за версту видно. Рекомендуемые цвета – лимонный, желтый, оранжевый, красный и т.п. А в темноте на вашей одежде сияют отражающие полоски – спереди, сбоку, сзади.
На голове – велошлем. На лице - спортивные очки. Мошка или песчинка в глазу на дороге опасны.
Помимо вашей заметности яркие велоодежда и велошлем говорят автомобилистам, что вы на дороге всерьез и надолго. Всего лишь изменение одежды с обычной на велосипедную повышает боковой интервал от обгоняющих слева машин на полметра-метр. А вам это и нужно.

А теперь - об активной безопасности.

Что и говорить, раз вы выезжаете на дорогу, то изучили Правила дорожного движения.
Вы знаете, что, согласно Правилам, помимо общих обязанностей, установленных для водителей транспортных средств, велосипедист должен выполнять и следующие:

ПДД пишет:


24.2. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Но, Правила - Правилами, а есть и неписаные законы. Один из них – ДДД - дай дорогу дураку. Будь вы сто раз правы, но если при свой правоте окажетесь на больничной койке, вам будет не легче.
Старайтесь видеть ситуацию на дороге и предугадывать ее развитие.
Все еще значительная часть водителей считает, что поскольку они едут на машине, а вы - на велосипеде (дурачок, беднота), постольку у них перед вами преимущество независимо от того, что указано в ПДД. Некоторые еще помнят пункт в давнишней редакции Правил, предписывавший велосипедистам двигаться не далее 1м от правой обочины.
Третьи полагают, что раз они едут по делу, а у вас на велосипедиках детство на седле играет, то вам на дороге не место.
Этих людей с низкой культурой, не владеющих знанием ПДД либо откровенно их нарушающих, можно узнать по нетерпеливым сигналам за вашей спиной либо по хамскому поведению на дороге.

Всем нам - и велосипедистам, и автомобилистам, и мотоциклистам, и трактористам - надо понимать: на дороге мы все равны, как в бане. Независимо от того – на чем, зачем, и с какой скоростью мы двигаемся. Все мы – участники дорожного движения.

Еще одна ваша задача – быть предсказуемым на дороге для других участников движения. Что это значит? А значит – никаких рывков влево-вправо, резких торможений, перестроений, запрыгивания на бордюры и спрыгивания с них. Видим на дороге яму – обозначаем направление поворота рукой и плавно, заранее, смещаемся в сторону для ее объезда, затем плавно возвращаемся обратно.
Чаще всего ямы, трещины, кучки песка и мусора тянутся по асфальту вдоль обочины. Если вы будете ехать, не прижимаясь к обочине, а заранее сдвинувшись ближе к середине правой полосы, то и поводов для виляний при объезде препятствий будет значительно меньше.
Это и будет называться – возможно правее. Зимой этим возможно правым местом будет колея от правого колеса автомашин. Ямы, песок, снег вдоль обочин не дают вам возможности двигаться еще правее.
Что будет делать разумный, соблюдающий ПДД водитель автомобиля в ситуации, когда он подъезжает к вам сзади, а вам правее некуда? Будет сигналами сгонять вас с дороги? Или попытается протиснуться в узкий зазор между вами и встречной машиной, тем самым создавая опасную для вашей жизни или вовсе аварийную ситуацию? Вовсе нет. Он подождет, когда пройдут встречные машины, когда закончится сплошная белая разделительная полоса, и затем спокойно вас обгонит. Ваша задача в этой крайне распространенной ситуации - ехать прямолинейно и сохранять спокойствие. При этом поглядывая назад – не все водители разумные.

Еще несколько распространенных аварийных ситуаций.

1. Автомобиль обгоняет велосипедиста слева и тут же поворачивает направо, в проезд, или на пересекаемую улицу, подставляя правый бок. Исходов два. Или столкновение, или вы тормозите от души и перелетаете через переднее колесо. И тут уж как повезет – в машину, под машину, или недолет. Ясно, виновник – водитель. А как избежать? Выход один – по городу не гнать на своей обычной скорости.

2. Велосипедист двигается возможно правее в правом ряду. У обочины – припаркованные авто. Когда велосипедист поравнялся с машиной, водитель или задний пассажир открывают дверь и встречают велосипедиста у себя в салоне. Понятно, кто виноват. Но что делать? Увидел стоящий у обочины автомобиль – покажи рукой сигнал поворота налево и перестройся, с тем, чтобы интервал от велосипеда до машины составлял метра полтора. И не торопиться, опять же.

3. Частая ситуация на трассе Чепецк – Киров. Велосипедист едет по правой полосе. Сзади – никого. Навстречу по своей полосе идут машины. Вдруг одна из них выезжает на встречную для себя полосу, на вашу, и пытается обогнать впереди идущие авто. Вы яркий и заметный, как клоун на манеже, но ваше присутствие на дороге игнорируется водителем обгоняющей машины. Лобовая атака. Таран. Можете почувствовать себя Гастелло супротив камикадзе. Или собакой – подрывником танков. Но без присвоения звания Героя.
Спастись можно, только спрыгнув на обочину. Что еще можно противопоставить суицидальному поведению?
К теме. Съехав на обочину, попытайтесь не упасть, устоять в песке или грязи, нужно плавненько остановиться. Не пытайтесь сразу же заехать обратно на проезжую часть. Там могут за это время появиться сзади машины. Кроме того, проезжая часть часто бывает выше обочины – без запрыгивания упадете на левый бок.

Много пунктов осталось за рамками, но для того, чтобы с вами на велосипеде все было в порядке, одним словом лучше Козьмы Пруткова не сказать: «Бди!».

Каждый, кто двигается по любому участку проезжей части, несет свою долю ответственности за безопасность. И не важно, каким средством движения он управляет: крутым автомобилем, сверхскоростным мотоциклом или крутит педали простенького велосипеда. «Правила дорожного движения» существуют свои для каждого.

По каким правилам должны ездить велосипедисты

Велосипедист – полноправный участник дорожного движения. Но иногда по сравнению с автомобилистами он оказывается в заведомо проигрышной позиции по одной причине: зачастую он даже не знает свои права, обязанности и правила, которым должен следовать. А их не столь уж и мало. Отыскать их не сложно, они все описаны в брошюре для курсантов автошкол и водителей.

И да, велосипедисты не обязаны сдавать экзамены на их безупречное знание. Но, как ни крути, велосипед – это тоже транспортное средство. Соответственно, его водитель несет абсолютно ту же ответственность, что и те, кто управляет другими машинами, от грузовика до гужевой повозки.

Где ездить: на проезжей части или по тротуару

Сегодня существует несколько вариантов «пути» для велосипедистов. Однако это вовсе не означает, что у любителей крутить педали всегда будет большой выбор. Каждая дорога предполагает только один ответ на вопрос, где же проехать:

  1. по выделенной специально для велосипедистов полосе или по велосипедным дорожкам, которые есть не в каждом городе;
  2. по правому краю проезжей части;
  3. по обочине;
  4. по тротуару.

Эти варианты расположены в порядке предпочтения. То есть, при наличии спецполосы, не стоит даже смотреть на дорогу для автомобилистов. Обочина становится открытой для двухколесных только тогда, когда «выделенки» нет и в помине, а движение по проезжей части невозможно: она завалена снегом или мусором, заставлена машинами и т.д.

Соответственно, съезжать на тротуар, где снуют пешеходы, велосипедист имеет право лишь изредка, если других вариантов нет. К сожалению, это правило в России соблюдается далеко не всегда. По незнанию или специально, из-за удобства, многие велосипедисты предпочитают ездить именно по тротуарам, нередко создавая не только помехи для пешеходов, но и опасно: наезд на пешехода может обернуться серьезными травмами. В любом же происшествии, произошедшем на тротуаре с участием пешехода, по определению будет виноват велосипедист.

Может ли велосипедист ехать по проезжей части

Существующие «Правила дорожного движения» довольно лояльны к велосипедистам. Им не нужно получать медицинские справки, учиться и демонстрировать свои знания и умения, чтобы получить права. Достаточно приобрести транспортное средство. ПДД даже разрешают не облачаться в защитную экипировку. Хотя многие из тех, кто всерьез занимается развитием велодвижения, призывают не пренебрегать этой мерой.

И все же закон предъявляет ряд требований к любителям механического транспорта. Действующие на сегодняшний день «Правила…» разрешили выезжать на проезжую часть только тем, кто:

  • достиг 14 лет (детям младше этого возраста «Правила…» разрешают движение только по специальным дорожкам или по тротуару);
  • пребывает в адекватном состоянии, то есть не находится под воздействием алкоголя, наркотиков или тех или иных лекарственных препаратов;
  • передвигается на полностью исправном, подготовленном и проверенном транспортном средстве;
  • оснастил велосипед специальными фарами на передней части и габаритными огнями на задней. Их использование обязательно в темноте, в тумане, в условиях сильного дождя и т.д.

Что же конкретно говорят ПДД про велосипедистов

Обладателям этого транспортного средства особенно полезно заглянуть в 12-ый раздел этой брошюры. Он содержит правила, написанные именно для них.

Согласно им такие участники движения обязаны:

  1. Двигаться исключительно по правому краю проезжей части, стараясь держаться как можно ближе к границе дороги. Велосипедистам выстраиваться в один ряд и не мешать другим участникам движения;
  2. Подавать сигналы:
    ● при повороте налево левым поворотником, а при его отсутствии вытянутой вверх левой рукой либо согнутой под углом в 90 градусов и направленной вверх правой;
    ● при повороте направо правым поворотником, а при его отсутствии вытянутой вверх правой рукой либо согнутой под углом в 90 градусов и направленной вверх левой;
    ● при торможении левой или правой рукой, вытянутой вверх.
  3. Уступать дорогу пешеходам в соответствии с правилами, действующими для автомобилистов. То есть, оставлять им преимущество на нерегулируемых пешеходных переходах. На регулируемых начинать движение только после того как включится разрешающий сигнал светофора и удастся убедиться, что все пешеходы успели покинуть переход.

Запрещено велосипедисту на проезжей части

Каждому велосипедисту, выехавшему на проезжую часть, запрещается:

  • разворачиваться или поворачивать налево, если дорога, по которой осуществляется движение, имеет более двух полос. В таком случае велосипедист обязан доехать до пешеходного перехода, слезть со своего транспортного средства и в качестве пешехода, на разрешающий сигнал светофора, перейти на другую сторону;
  • разворачиваться или поворачивать налево на тех дорогах, где присутствуют действующие трамвайные пути;
  • пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде;
  • перевозить пассажиров, если конструкция велосипеда не предусматривает оборудованных мест для них. Детей младше 7 лет разрешается перевозить только в специальных устройствах;
  • перевозить большой груз, который будет выступать за габариты самого велосипеда более чем на 50 см по любой стороне, в длину или в ширину, а также груз, способный помешать управлению транспортным средством.

Если велосипедист не соблюдает правила, ему придется оплатить штраф. Выписать его имеет право представитель ГИБДД.

Езда на велосипеде – отличный способ поразвлечься, а также замечательная возможность поддерживать свое тело в хорошей форме. Тем не менее, у этого занятия есть свои опасности, особенно, если вы ездите по автомобильной дороге. Чтобы обезопасить себя, очень важно поддерживать свой велосипед в лучшем состоянии и придерживаться некоторых очень важных правил управления велосипедом при езде в общем потоке транспортных средств. Эта статья для езды по дорогам с правосторонним движением; если вы проживаете в странах с левосторонним движением, пожалуйста, учитывайте этот факт, когда будете читать статью.

Шаги

Часть 1

Проверка состояния вашего велосипеда

    Проверьте наличие снаряжения для прогулок на велосипеде. Прежде чем начать ездить, важно убедиться в том, что ваш велосипед безопасен и пригоден для езды по дороге. Это в первую очередь относится к старым велосипедам. Тщательно проверить ваш велосипед, значит обратить внимание на следующие детали:

    • Воздух – колеса вашего велосипеда хорошо надуты?
    • Тормоза – они работают, они чистые?
    • Цепь – она чистая, на ней нет грязи, можно ли совершать переход на другую скорость без осложнений?
  1. Проверьте тормоза. Проведите свой велосипед по кругу на плоской поверхности, при этом нажимая и отпуская тормозные рычаги. Если они не работают, и вы не знаете, как починить их, свяжитесь с местным магазином велосипедов и обратитесь к ним за помощью.

    Проверьте колеса велосипеда. Полностью опустите шину в небольшую емкость с водой. Посмотрите, не появляются ли пузырьки. Если вы заметили пузырьки, это означает, что в шине дырка и вам следует заклеить ее в магазине или самому. Повторите то же самое с другим колесом.

    Проверьте, подходит ли вам велосипед по высоте. Это легко проверить – достаточно сесть на сиденье и убедиться, что кончики пальцев ног касаются земли (и только кончики). Отрегулируйте сиденье велосипеда, а также высоту руля.

    Часть 2

    Подходящая одежда
    1. Наденьте яркую одежду, светоотражающий жилет или горящие огоньки. Все это сделает вас более заметным на дороге. Когда будете выбирать футболку, проявите благоразумие и приобретите одежду яркого или на крайней случая белого цвета. Вы также можете прикрепить отражатель к вашему рюкзаку, если вы поедете с ним.

      Наденьте удобную обувь. Прокатиться на велосипеде надев туфли с высоким каблуком или шлепки – вряд ли это хорошая идея. Выберите удобную обувь с плоской подошвой, у которой нет никаких свисающих частей, которые могут зацепиться за детали велосипеда в процессе езды. Спрячьте шнурки.

      Наденьте эластичные штаны, либо используйте завязки. Они удержат длинные штаны, которые могут застрять в спицах колеса или испачкаться от смазки цепи.

      Не повязывайте одежду вокруг вашей талии. Одежда может неожиданно свеситься и намотаться на колесо, после чего вы полетите на землю головой вперед. Одежда также может запутаться в цепи или заслонять катафот.

      Лучше всегда надевать шлем. В некоторых местах у вас нет выбора, так как вы обязаны надеть шлем по закону, если хотите ездить на велосипеде. Но, если даже это не оговорено законом, в любом случае лучше наденьте его, чтобы обезопасить себя, ведь травмы головы вследствие аварии – это основная причина смертей среди велосипедистов.

      Наденьте очки. Грязь, галька или даже жуки могут попасть вам в глаза и временно вывести ваше зрение из строя. Велосипедные очки защитят вас от этого.

    Часть 3

    Правила дорожного движения и «чувство дороги»

    Следуйте правилам дорожного движения и выберите наиболее безопасный стиль вождения. Хотя технически виноватым может оказаться и другой участник движения, в результате лишь вы получите повреждения или даже погибните. Следуйте этим базовым правилам для вашей безопасности:

      Знайте правила дорожного движения и доверяйтесь своим чувствам. Обязанность каждого велосепедиста - знать правила дорожного движения, которые касаются вас, как велосипедиста и те, которым следуют другие участники движения. В обязанности также входит обучение детей правилам, которые им необходимо знать (смотрите ниже). Также важно руководствоваться здравым смыслом, двигаясь в общем потоке – полагайтесь на все ваши чувства, которые помогут вам оставаться в безопасности. Предвосхитите неожиданные ситуации, чтобы избежать сюрпризов.

      Двигайтесь по направлению движения потока. Движение навстречу потоку незаконна и повышает опасность для велосипедиста, так как увеличивается вред от встречных скоростей, а автомобилист даже не сможет уследить за велосипедистом, двигающимся ему навстречу.

      Прежде чем перестроиться вправо или влево, сначала обернитесь назад, чтобы убедиться, что дорога свободна, а затем подайте условный сигнал о том, что вы собираетесь делать. Научитесь поворачивать голову назад так, чтобы это не приводило к потере контроля над велосипедом. Можете попрактиковаться в повороте головы назад, двигаясь вдоль линии на пустом парковочном месте. Этот навык будет необходим вам каждый раз, когда вы будете поворачивать налево или направо, например, когда вам потребуется объехать припаркованный на обочине грузовик или другие препятствия. Только потому вы перестраиваетесь вынужденно, не означает, что вам не нужно уступать дорогу. Если по смежной полосе движется автотранспорт, вам сначала следует уступить им путь или ехать с правой стороны полосы (смотрите ниже). Крайне важно научиться оборачиваться на ходу, поэтому многие велосипедисты, даже опытные, не осознают, как сильно они виляют, когда оглядываются. Бесполезно оглядываться назад, чтобы убедиться в том, что путь свободен, если вы при этом вильнете вправо или влево.

      Дайте знать о своих намерениях другим участникам дорожного движения. Это касается поворотов или смены положения на дороге. Держите руку прямо параллельно земле с открытой ладонью, обращенной вниз – этот жест понятнее, чем согнутая в локте, чуть приподнятая рука. Прежде чем убрать руку с руля, убедитесь, что впереди нет никаких препятствий: камней, ям или других помех, в которые может попасть колесо велосипеда. Покажите, каково будет ваше следующее движение – так вы не только сделаете ваши действия очевидными для других участников движения, но и зарекомендуете себя как вежливый человек.

      Останавливайтесь на знаки остановки движения и следите за потоком.

      Следуйте указаниям дорожных знаков.

      Не следует слушать музыку во время езды на велосипеде. Музыка не дает вашим ушам услышать приближающиеся машины, а некоторые песни могут побудить вас рискованно вести себя на дороге!

      Займите наиболее просматриваемый правый ряд. Большинство автомобилистов могут и не замечать велосипедистов, особенно тех, которые незаметно передвигаются у обочины. Некоторые автомобилисты недовольны присутствием велосипедистов на дороге и стараются создать дополнительное препятствие, лишь бы они не ехали рядом с машиной. Не злитесь; если они сигналят, это значит, что они вас заметили! Поблагодарите автомобилиста улыбкой, кивком или взмахом руки. Оставайтесь спокойны, будьте начеку и сосредоточьтесь. Зеркало может помочь вам определить, когда к вам приближается автомобиль. Своевременный взгляд назад, кивок или сигнал остановки, показанный рукой, могут быть очень полезными во взаимодействии с автомобилистами, которых вы, возможно, даже не заметили, хотя и оказываете определенное влияние на них – только это может пресечь в корне потенциальную опасную ситуацию на дороге.

      Держитесь на расстоянии в полтора метра от машин, припаркованных на обочине, чтобы избежать возможного столкновения с открывающейся дверью и отклонения от заданного маршрута в сторону попутных машин. Помните, что даже со скоростью 15 км/ч вы проезжаете расстояние равное длине одной машины за одну секунду. Если перед вами вдруг откроется дверь машины, вам, вероятно, не хватит времени для того, чтобы среагировать и уж тем более затормозить. А если вы инстинктивно вильнете влево или будете откинуты ударом двери, вас может сбить автомобиль, двигающийся в том же направлении. Конечно, по правилам, прежде чем открыть дверь, они сначала должны оглянуться, но готовы ли вы рискнуть своей безопасностью (а, возможно, и жизнью), рассчитывая, что все так делают? Если вы постоянно двигаетесь в этой зоне, когда вас собьют дверью - это всего лишь вопрос времени. Так как длина открытой двери автомобиля или грузовика достигает одного метра, держитесь за полтора метра от транспорта, что позволит держать корпус вашего тела шириной в полметра на безопасном расстоянии. Если вы подъедите ближе, чем на полтора метра к автотранспорту – вы подвергнитесь серьезному риску. Не делайте ошибку, передвигаясь по выделенной полосе для велосипедов, если она пересекается с дверной зоной. Разметка на асфальте не защитит вас!

      Не пытайтесь ехать на одной полосе со слишком широкими машинами. Передвижение по крайне правой полосе шириной меньше чем 4 метра может вызвать конфликтную ситуацию на дороге. Велосипедист может быть незаметен для других участников движения, и автомобилист будет вынужден прижимать велосипедиста, либо сближаясь на чересчур опасное расстояние, либо слишком поздно осознав, что перестраиваясь на смежную полосу, автомобиль может помешать велосипедисту. Заранее дайте знать, что у вас нет возможности ехать по этой полосе рядом с автомобилем – сдвиньтесь на середину полосы или даже левее от центра, так остальные смогут заранее продумать, как и когда им можно вас обогнать и перейти на соседнюю полосу.

      Уступайте дорогу разумно. На пространстве между перекрестками, когда движение быстрее, если полоса довольно широка, чтобы можно было пропустить автомобили, не подвергая себя опасности, сдвиньтесь в сторону и дайте водителям свободно проехать, оставив для вас достаточно места на дороге. Однако в течение длительных интервалов наиболее разумной позицией будет положение на полосе движения – так вы привлечете внимание автомобиля, двигающегося сразу за вами, и он не потеряет бдительность до тех пор, пока не обгонит вас с осторожностью. Зеркало заднего вида поможет вам определить, когда к вам стремительно приблежается транспортное средство, даст понять, когда следует сдвинуться в сторону – в большинстве случаев это следует делать после того, как автомобиль притормозит, таким образом, показывая, что вас заметили, но перед тем, как вывести автомобилиста из себя. Никогда не пользуйтесь зеркалом заднего вида в тех местах, где следует обернуться, чтобы оценить дорожную ситуацию.

      Учтите, что больше опасностей вас подстерегает впереди, а не сзади, особенно, что касается поворачивающих автомобилей и транспортных средств, идущих вам наперерез. Когда вы будете подъезжать к перекресткам, железнодорожным переездам или поворотам, независимо от направления движения, вы берите такое положение на полосе, которое позволит вам сохранить достаточно места вокруг вас. Опытные велосипедисты занимают безопасную и предсказуемую позицию на полосе движения за 30-60 м до перекрестка, если они не сделали это еще раньше.

      Следите за автомобилями на правой полосе движения, которые собираются поворачивать направо. Поворачивающие автомобилисты зачастую смотрят по сторонам лишь тогда, когда ожидают увидеть автомобили справа, иногда совершенно забывая про пешеходов и велосипедистов, которые могу быть где угодно. Но бывает, что они упускают из виду даже тех велосипедистов, которые правильно передвигаются по дороге (также как мотоциклистов или даже другие машины) – вот почему важно обеспечить себе достаточно свободного места для маневра. Убедитесь, что вас заметили – зрительный контакт не считается (некоторые могут бросить взгляд на вас, но все еще не «видеть» вас) – пока не будете в точности уверены, что вас заметили. Обращайте внимание на то, куда они смотрят, куда повернуты их колеса, если они едут или стоят и т.д. Это только вопрос времени – когда вас не заметят и подрежут … так что будьте готовы и не удивляйтесь, когда это случится!

      При движении по дороге иногда требуется не только оглядываться назад и указывать сигналами о ваших намерениях, но часто и «взаимодействовать». Помните, что заявив о своих намерениях двигаться в какую-либо сторону, вы не получаете автоматически право совершать маневр. Автотранспорт, который уже движется по данной полосе, прежде должен уступить вам дорогу. Поэтому вам следует четко дать понять, каковы ваши намерения и оглянуться назад, ожидая, когда вас пропустят, прежде чем двигаться дальше. Если вам нужно перестроиться сразу через несколько полос движения, следует оглядываться назад, показывать ваши намерения и взаимодействовать с другими участниками движения на каждой отдельной полосе, так, словно вы едете на мотоцикле.

      Если вам нужно повернуть налево, следует использовать для этого левую полосу движения. Заблаговременно подготовьтесь к повороту, так чтобы у вас было достаточно времени и места для того, чтобы пересечь одну полосу за раз, соблюдая необходимые правила взаимодействия на дороге. Если вы считаете, что у вас не выйдет, лучше съедьте на обочину, сойдите с велосипеда и перейдите дорогу, используя пешеходный переход, придерживаясь правил для пешеходов.

      Если вам нужно ехать прямо, не следует двигаться по правой полосе движения или по дороге, которая обычно используется для автотранспорта, поворачивающего направо. Другие участники движения вряд ли будут ожидать, что кто-то поедет прямо. Перед перекрестком сдвиньтесь левее, если вы не уверены, что машины в крайне правой полосе едут прямо.

      Не обгоняйте справа медленное или остановившееся движение, которое может и имеет право поворачивать направо. Вместо этого, сдвиньтесь левее (или даже сильно влево) и держитесь за ними, чтобы обогнать их с левой стороны. Опасайтесь автомобилей, обгоняющих вас, а затем притормаживающих так, что вы догоняете их и начинаете обгон… справа. Наиболее вероятно, что они останавливаются, чтобы повернуть направо… поэтому вам нужно обернуться назад и сдвинуться левее, чтобы обогнать вас слева. «Не подрезайте!» Если вы обгоняете остановившиеся автомобили справа, опасайтесь того, что пассажирские двери могут внезапно открыться – особенно, если это такси. Движение слева на расстоянии более метра обычно наиболее безопасный и быстрый вариант.

      Соблюдайте скоростной режим. Для вас как для велосипедиста крайне важно избегать превышения скорости и следовать скоростному режиму в местах, которые предполагают медленное движение(например, около пешеходных переходов и школ).

      Знайте, когда следует двигаться по дороге, когда по обочине, а когда по велосипедной дорожке. Опасайтесь стекол, камней и другого мусора, который часто скапливается на обочине и велосипедной дорожке, потому что их не очищают так часто как обычные дороги. Учтите, что вы берете на себе дополнительный риск, когда передвигаетесь по обочине или велоспиедной дорожке, потому что велосипед становится менее заметным (менее заметный как для водителей впереди, так и сзади). Передвигаясь справа, учтите, что вы становитесь ближе к возможным угрозам, которые могут возникнуть впереди и сокращаете необходимую безопасную зону между велосипедом и возможными препятствиями у края дороги. Короче говоря, принимая решение о том, где вы будете ехать, представляйте, где бы вы поехали, если бы не было полос движения, и передвигайтесь именно таким образом. Запомните, что полосы закреплены в определенном месте, а лучшее расположение на дороге для вас зависит от конкретной дорожной ситуации и дорожных условий, поэтому не стоит слепо доверять разметке велосипедной дорожки.

      Не передвигайтесь по велосипедной дорожке, которая пересекается с зоной дверей припаркованных автомобилей. Учтите, что велосипедные дорожки обычно 1,2 - 1,5 м шириной, поэтому, даже если относительно широкая полутораметровая велосипедная дорожка расположена рядом с припаркованными машинами, вам не следует ехать по этой дорожке. Ваш максимум для передвижения вблизи припаркованного автотранспорта – левая полоса велосипедной дорожки – не ближе.

      Закон редко требует использования велосипедной дорожки за пределами основной дороги, но это может быть предпочтительно, особенно для относительно медленного прогулочного катания. Всякий раз, когда вы приближаетесь к перекрестку или проезжей части, вам нужно быть предельно осторожным при езде по этой полосе, даже больше чем по велосипедной дорожке на дороге, так как водители редко обращают внимание на транспорт за пределами проезжей части.

      Не передвигайтесь по тротуару. Вообще, это не очень хорошая идея - ездить по тротуару, а во многих местах это и вовсе незаконно. Есть одно исключение – это когда тротуар имеет разметку велосипедной дорожки, но будьте осторожны, ведь вам все равно придется делить тротуар с пешеходами, а также другими велосипедистами, двигающимися навстречу вам. В целом, вам по многим дорогам вам будет легче, быстрее и комфортнее передвигаться, чем по обочине с ее неровностями и препятствиями.

      Соблюдайте большую осторожность при влажных погодных условиях. Особенно, если прошел первый дождь спустя некоторое время: масло и смазка поднимаются из гудронированного покрытия на поверхность дороги. Поэтому не прижимайтесь к краю тротуара и не ездите по разметке и крышкам канализационного колодца. Соблюдайте предельную осторожность при перемещениях по ледяной поверхности, а лучше по возможности отложите вашу поездку до послеполуденного времени или откажитесь от нее вовсе.

      Переезжайте железную дорогу/рельсовые пути под правильным углом. В противном случае ваши колеса застрянут в путях или будут скользить по рельсам в дождливую погоду.

      Всегда имейте при себе удостоверение личности, например, паспорт (или копию паспорта) или медицинский полис. Оно понадобится для установления вашей личности медицинсими работниками в случае, если вы будете без сознания.

  2. В течение дня мигающий свет спереди необходим для привлечения большего внимания к вам.
  3. Ночью, вместо мигающей фары, следует использовать постоянное освещение спереди. Этот постоянный световой поток обеспечит достаточную видимость, в то время как мигающий свет будет раздражать, так как вы можете испытать на себе действие стробоскопического эффекта.
  4. Когда стемнеет, используйте налобный осветитель. Наденьте его в тот момент, когда вашим глазам придется излишне напрягаться, чтобы видеть дорогу, даже если небо еще не потемнело; помните, что водителям тоже необходимо видеть вас в сумерках, так что лучше перестрахуйтесь и включите свет раньше, чем позже.
  5. Поместите красный светодиодный стробоскоп или маячок на задней части вашего велосипеда или шлема. Вполне нормально для заднего света мигать или иметь специальную форму, потому что таким образом он в меньшей степени, чем переднее освещение, режет глаза водителям, и потому что автомобилисты учитывают не только лишь ваш задний свет при расчете дистанции.
  6. Займите четко просматриваемое положение на дороге. Казалось бы, нет особой разницы - сдвинетесь ли вы на пару десятков сантиметров в одну сторону или в другую, так как вы в любом случае должны попасть в поле зрения водителей. Но это заблуждение исчезает в тот момент, когда вы берете в расчет не поле зрения водителя, а «зону внимания». Находиться в их поле зрения порой недостаточно для того, чтобы вас заметили - вам нужно быть именно в том месте, в котором они вас обязательно заметят – быть там, куда обращено их основное внимание. В то время как «положение мотоциклиста» на полосе движения не гарантирует того, что вас заметят, тем не менее, гораздо менее вероятно и то, что вы останетесь незамеченным, кроме того, вы займете выгодное положение на дороге и сохраните безопасную зону вдали от различного рода препятствий. Также, если у вас есть зеркало заднего вида, вы сможете определить «когда» вас заметили, так как автомобилист, очевидно, притормозит, когда заметит велосипедиста впереди на «своей полосе». Если вы стоите на обочине, они вряд ли будут притормаживать, даже если заметят вас, таким образом, у вас не будет возможности определить, кто вас заметил, а кто нет. Вы всегда можете временно отъехать в сторону, чтобы пропустить быстрый поток, так как лучше всего, чтобы вас видели на полосе движения, а не на обочине.

    Предупреждайте соответствующе. Когда вы обгоняете пешехода или другого велосипедиста, важно предупредить их об этом. Это не только вежливый жест, но и способ предотвратить возможные аварийные ситуации. Хотя пешеходы вряд ли резко преградят вам дорогу, вам лучше обратить на себя внимание, чтобы они могли вовремя отойти и дать вам проехать. Хорошие способы привлечь внимание: звонок, громкий возглас «Сдвиньтесь направо/налево», «Иду на обгон».

  7. Следите за припаркованным транспортом. Когда вы проезжаете за параллельно припаркованными машинами, сохраняйте необходимую дистанцию между вами и зоной дверей. Столкновение с дверью может привести к серьезным травмам или даже смерти.

    Предупреждения
    • Автомагистрали могут представлять серьезную опасность для велосипедистов, особенно если они едут не по обочине. Кроме того кое-где это может быть и вовсе запрещено.
    • Не передвигайтесь бок о бок, пока не достигните предельной скорости. Если у вас нет спидометра, предположите какая у вас может быть скорость, но, конечно, лучше меньше, чем больше.
    • Высматривайте собак. Некоторым собакам не нравятся велосипедисты, и они могут расценивать вас как угрозу.
    • Большинство проишествий случается на перекрестках. При интенсивном движении лучше остановиться и катить велосипед через дорогу, даже если есть светофор. Вы никогда не предугадаете, захочет ли водитель проехать на красный свет или сорваться с места так быстро, что даже не заметит вас.
    • Некоторые дороги совершенно не предназначены для безопасной велосипедной езды. Например, шоссе Лопес Матеос в городе Гвадалахара, Мексика очень опасное место, с автобусами и перегруженными фурами, которые едут 100 км/ч и машинами, которые передвигаются со скоростью 120 км/ч. Будьте настороже на таких дорогах, избегайте их по возможости, а если вы вынуждены ехать по таким дорогам, тогда лучше передвигайтесь по обочине, но пропускайте пешеходов. На многих автострадах и шоссе вовсе запрещено передвижение на велосипеде.
    • Учтите, что звук машин перед вами перекрывает звук приближающихся машин за вами.
    • Если вам некомфортно ехать справа из-за автомобилей, которые едут позади вас, сдвиньтесь на обочину и едьте там, но всегда пропускайте пешеходов. Никогда не едьте против движения, так вы сможете избежать лобового столкновения.
    • Если вы едете по велосипедной дорожке или по обочине, соотносите свою скорость со скоростью передвижения других участников движения на вашем пути. Как только вы поймете, что двигаетесь быстрее, чем 16 км/ч или вдруг окажетесь на обочине с большим скоплением пешеходов, возможно лучше будет сместиться на более спокойную и широкую часть улицы.
    • Крайне полезным окажется знание об управлении автомобилем. Таким образом, вы сможете избежать ситуаций, когда водитель будет вынужден совершать экстренные маневры, чтобы избежать столкновения с вами.
    • Знайте правила, когда отправитесь в путешествие. В большинтсве городов Европы есть велосипедные дорожки справа вдоль улицы. Полоса движения, примыкающаяй к проезжей части, отведена для велосипедистов; следующая полоса для пешеходов. Водители рассчитывают, что вы будете двигаться строго по выделенной полосе и не планируете выезжать на дорогу.

Думаю, каждый из нас с уверенностью скажет, что у нас в России принято правостороннее движение. И на вопрос «По какой стороне дороги должен ехать велосипед (автомобиль/автобус/мотоцикл)?» каждый ответит: «По правой стороне дороги» .

Более того, сейчас в школах дают основы ПДД для пешеходов и велосипедистов. А велосипедист, решивший выехать на проезжую часть, просто обязан перед этим изучить касающиеся его пункты ПДД. Благо, их немного.

И тем не менее, каждое лето я сталкиваюсь с нерадивыми велосипедистами, которые едут по краю правой полосы дороги во встречном направлении. Причем сталкиваюсь я обычно с такими несознательными гражданами, будучи сам верхом.

А что пишут в ПДД?

Согласно ПДД, при отсутствии тротуаров и обочины пешеход может передвигаться по дороге во встречном направлении. Но если вы едете на велосипеде, то являетесь транспортным средством и обязаны передвигаться только в попутном направлении!

“ При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. „

Стоит обратить внимание и на лиц, ведущих велосипед. Согласно ПДД, они должны вести велосипед в попутном направлении. Хотя, этот вопрос я бы оставил открытым.

Почему велосипедисту нельзя ехать по встречке?

  1. Разница скоростей

    Допустим, в городском режиме средний велосипедист едет с максимальной скоростью 30 км/ч, а автомобиль – 60 км/ч. При встречном движении их относительная скорость составляет 90 км/ч, а при попутном – 30 км/ч. Разница относительной скорости – в 3 раза! Риски для велосипедиста, соответственно, тоже.

  2. Внезапность маневров велосипедиста

    Представьте, вы летите со спуска на велосипеде по правому (а для вас – левому) краю встречки. И на высокой скорости внезапно вам под колесо попадает камень/масло/лужа, в результате чего можно упасть или резко вывернуть вбок. Результат: вы на полной скорости влетаете в несущийся на вас встречный автомобиль. В случае попутного движения, шанс того, что водитель успеет увернуться, гораздо выше.

  3. Препятствие для других водителей:

    велосипедистов, водителей мопедов и других тихоходных транспортных средств. Движением против шерсти вы мешаете другим велосипедистам, тихоходным транспортным средствам и формируете негативное отношение к среде велолюбителей со стороны автомобилистов. Нередки ситуации, когда я еду по краю правой полосы в попутном направлении, слева – сплошной поток транспорта, справа – отбойник, а на встречу против шерсти едет довольный велосипедист, искренне уверенный в своей правоте. Честно, хочется стукнуть в лоб. Каждому.