Гора кармил в библии. Библейская гора кармель на северо-западе израиля

В Святую Землю мы вылетели 25 февраля в день Иверской Божией Матери. На взлете молились Илье пророку, вспоминая его восхождение на огненной колеснице, а на посадке - пророку Елисею, вспоминая получение им милоти Ильи на земле.
В аэропорту Бен-Гурион нас встретил Александр Фрел (о нем я расскажу позже).
Еще с прошлой поездки у нас остался должок: мы так и не смогли тогда посетить место подвигов св.пророка Ильи - гору Кармил. И поэтому прямо из аэропорта направились на эту священную гору.
Через час пути перед нами предстала растянувшаяся к морю вершина, которая издали напоминала огромный холм. Именно на вершине этой горы великий пророк Илья совершил жертвоприношение Истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
Об этом рассказывается в 18 главе 3-й Книги Царств. Илья пророк, видя, что нечестивый царь Ахав насадил культ Ваала в Израиле, повелел собрать весь народ на гору Кармил, а также жрецов Ваала. Илия обличил отступление народа, сравнив его с хромотой: «Долго ли вам хромать на оба колена?» Он предложил испытание веры: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте», - и повелел жрецам Ваала принести в жертву тельца: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Это была духовный поединок. Жрецы Ваала призывали имя идола от утра до вечера. Илия пророк не был лишен чувства юмора и иронично комментировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Тогда Илия восстановил разрушенный и поруганный жертвенник Господень из двенадцати камней, повелел трижды обильно полить жертвенного тельца водою, чтобы ни у кого не осталось сомнения, и вознес молитву: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В это время с неба снизошел огонь на жертву и не оставил ничего от нее, ни дров, ни камней. Пораженный народ, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог»! Жрецы были преданы смерти.
Это была битва вер. Какую же крепкую и неколебимую веру нужно было иметь, чтобы решиться на такое состязание?! Какую нужно было иметь уверенность, что Господь не оставит в решительную минуту?! Господь не посрамил своего пророка, дал ему по его вере! Илья победил 850 жрецов. Это была духовная битва Давида и Голиафа. Этот день можно назвать ветхозаветным днем Торжества Православия.
Могли ли забыть это святое место?! Оно сохранилось в памяти потомков. Сейчас это место называется Мухрака, что в переводе с арабского означает «огненное место», то есть «место жертвоприношения».
На вершине находится латинский монастырь кармелитов с таким же названием.
Монастырь возник в XII веке в эпоху крестоносцев. Монахи взяли своим названием не только имя горы, но и само их облачение первоначально также походило на милоть Ильи: с белыми и темными полосами, напоминавшими следы опалений во время падения с огненной колесницы.

При входе в монастырь первым нас встретил Илья пророк в виде статуи, вознесенной на высокий постамент.

Силуэт памятника видишь на фоне неба. Илья изображен с высоко поднятым коротким и закругленным мечем в руке, типа ятагана, напоминает полководца, вставшего в атаку. Илья поражает жрецов Ваала. Видеть святого с мечом непривычно, у нас такая иконография не известна. (У нас, кажется, только Николая Чудотворца изображают на иконах с открытым мечем).
У этой статуи интересная история. Жрецы Ваала все же попытались взять реванш спустя две с половиной тысячи лет.
Она была создана в Германии в начале I Мировой войны, и, видимо, должна была вдохновить немецкие войска на ратные подвиги. Ее привезли сюда и установили перед монастырём. Однако турецкие войска, после поражения Германии, ограбили монастырь, разрушив его строения и сбросив статую. Только после II Мировой войны статую нашли в роще за монастырем причем в плачевном состоянии: оторванные голова, правая рука, проржавевшая железная часть остова. Главу статуи обнаружили в колодце, а руку с мечом так и не нашли. Такова была месть жрецов Ваала спустя тысячелетия.
Но статуя была восстановлена, а рука с мечем воссоздана по сохранившимся фотографиям. Это была очередная победа Ильи.
В монастыре проживает сейчас около 10 монахов, но мы никого из не видели, кроме двух «братьев» в свечной лавке.
В храме, представляющем собой небольшую по размерам базилику, престол в алтаре сложен из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля, точно так как у пророка Ильи: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля» (Царства 3:18-31).
Смотровая площадка расположена на крыше здания, примыкающего к храму.

Когда мы взошли на эту площадку, дух захватило. Перед взором открылась одна из самых красивых панорам Святой Земли. На западе был виден краешек Средиземного моря - Хайфский залив, на севере горы Галилеи с возвышающейся вершиной Фавора, а за ним в далекой дымке и самая высока вершина - Хермон. На западе - Изреэльская долина. На юге - открывались просторы Самарии. Здесь вся Святая Земля была как на ладони.
Здесь становится понятным, почему пророк Илья выбрал для своего подвига именно гору Кармил. Во-первых, потому, что язычники именно здесь помещали своих идолов, и Илья хотел победить врага, как говорится, на «его же поле». Но также и потому, что это место само своею красотой прославляло истинного Творца. Гора Кармил, густо покрытая могучими лесами, с высокой вершиной, возносящейся над морем, сама была нерукотворным храмом Бога Живого. Исповедание истинной веры пророка Ильи было пред «лицем всея земли».
Мы послужили молебен пророку Илье. Молитва здесь невольно получается какая-то особая, энергичная. Здесь нельзя молиться иначе. Это был первый наш молебен на Святой Земле. Он сразу задал высокую планку горячей сердечной молитвы на все дни нашего паломничества.
Здесь на Кармиле делаешь еще одно открытие. С Кармила хорошо виден Фавор и наоборот с Фавора также виден Кармил. А ведь Илья явился на Фаворе вместе со Христом во время Преображения Господня. И беседовал с ним. Беседа была о жертве Христа. Нужно помнить, что время этой беседы гора Кармил, на которой Илья явил прообраз жертвы Христа, была в поле зрения небесных собеседников. В этом смысле гора Кармил является своего рода предтечей горы Фавор.

Из Мухраки мы доехали до Хайфы, проезжали через друзские поселения Далия, эль-Кармель и Усфия. В черте города на склонах Кармила расположена главная обитель Ордена кармелитов Стелла Маррис.
Историческое предание свидетельствует что на месте нынешнего латинского монастыря была древняя византийская обитель, основанная еще равноапостольной царицей Еленой. Раскопки археологов подтверждают это предание.
Главная святыня обители - Пещера пророка Ильи, в которой он молился о ниспослании дождя. Мы спускались в эту небольшую пещеру, в которой устроен престол с скульптурным изображением св.Ильи на горнем месте.

Мы помолились о благорастворении воздухов как здесь, так и у нас на Руси. Сохранилось предание, что в этой пещере останавливалось Святое семейство, возвращаясь из Египта в Назарет. Это предание отражено в росписи купола храма, возведенного над пещерой, а также в особой рождественской инсталляции в притворе храма.
В этот день мы постоянно вспоминали пророка Илью и невольно назвали его - Ильин день. Завершился он в русском храме в Хайфе, и это стало главным открытием нашего Ильина дня.
В ограду русского храма мы входили, когда вечерняя мгла быстро ложилась на склоны Кармила. Клумбы вокруг небольшого храма благоухали весенними цветами и свежей зеленой травой. Нас встретил гостеприимный настоятель протоиерей Мирослав с матушкой, арабкой по происхождению. Храм не так часто посещают паломники, поэтому батюшка нас встретил с неподдельным радушием. Храм оказался небольшим, без центрального купола, что, как оказалось, имеет вполне конкретное историческое объяснение.
Отец Мирослав рассказал нам непростую историю храма.
В 1909 году Русской духовной миссией в Иерусалиме удалось приобрести покрытый густым лесом участок земли в верхней части города Хайфы.
Однако местные турецкие власти категорически воспротивились строительству русского храма. Разрешили построить только дом с трапезной для паломников, прибывавших из России морем в Хайфу. В 1912 году начальник миссии архимандрит Леонид (Сенцов) вновь просил о разрешении строительства храма. Но турецкие власти также были против.
Тогда архимандрит Леонид на свой страх и риск пристроил к зданию «столовой» алтарь, сделал иконостас из мрамора, поставил колокольню. Он решил воспользоваться юбилеем 300-летия Романовых в храмоздательных целях. Чтобы усилить значимость храма, он объявил его памятным в честь 300-летия Дома Романовых, в честь которого русский участок в Хайфе предложено было именовать «Романовским подворьем». Запрет на строительство такого храма грозил Турции уже дипломатическими проблемами. Власти не смогли отказать и выдали разрешение в начале 1913 года. А 14 ноября 1913 г., в день священного бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и и Государыни Имератрица Александры Федоровны, храм во имя Ильи Пророка был торжественно освящен патриархом Иерусалимским Дамианом.
Так юбилей Дома Романовых помог воздвигнуть последний до 1917 года русский храм на Святой Земле.
О существовании Романовского подворья на горе Кармил я даже не подозревал. Рассказ отца Мирослава для всех нас стал настоящим открытием. Представьте себе, отправиться в «царское паломничество» и попасть в первый же православный храм на «Романовское подворье»!
- Сегодня утром мы были на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, а вечером оказались на Романовском подворье на Кармиле! Дивны дела Твои, Господи! Значит мы на верном пути.
Отец Мирослав благословил послужить молебен с отверстыми Царскими вратами. Мы молились Илье пророку, соединив эту молитву с молебном Царственным мученикам, виновникам создания этого храма.

Потом я совершил литию памяти Романовых, на которой назвал всех государей Дома Романовых.
Во время молитвы я подумал, что посвящение Романовского подворья Илье пророку тоже символично. Не только потому, что Илья подвизался на этой горе, но ведь он был еще и наставников и обличителем царей. Здесь Илья пророк открылся как царский пророк, небесный покровитель Романовского подворья.
Храм весь украшен росписями на тему жития пророка Ильи. Со всех стен на нас смотрел великий пророк, и мы сразу ощутили себя у него в гостях.
После молебна отец Мирослав провел нас по парку храма. Нас конечно заинтересовало, как уроженец Прикарпатских гор оказался женат на арабке. О.Мирослав удовлетворил наше любопытство. Оказалось, что он учился в нашем городе - в Петербургской духовной семинарии, где и познакомился со студенткой регентских курсов юной арабской красавицей Ириной, родом из Иерусалима. Рукоположен во священники отец Мирослав был в 1991 г. прямо в храме Гроба Господня. Это уже была судьба. Он был направлен в Хайфу, возрождать в храм Илии Пророка. После революции в храме какое-то время служил арабский священник о.Николай, в последние десятилетия службы в храме проводились редко. Регулярные службы возобновились только с приездом о.Мирослава. Он подвизается здесь уже более 20 лет. В первые годы службы проходили в пустом храме, приходской жизни как таковой не было, но шли годы, и храм пополнялся новыми прихожанами. В 2000-летию Рождества Христова храм был обновлен и освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Вместе с о.Мирославом нас провожал его сын Николай, который прекрасно говорит как по-русски, так и по-арабски. Я на прощание взял у него краткий урок арабского, спросил, как будет по-арабски «Христос воскресе». Отрок Николай тут же научил меня: «Аль-Масих кан!» С этим возласом мы и покинули Романовское подворье на Кармиле.

Гора Кармель является частью одноименного горного хребта на северо-западе Израиля. Всего несколько десятков метров отделяют ее в самом узком месте побережья от Средиземного моря. Название происходит от слов «Керем Эль», что означает «виноградник Бога». Здесь действительно были виноградники, однако их уничтожили мусульмане во время арабского завоевания. Самая высокая точка горы возвышается на 546 м над уровнем моря. На одной из вершин Кармеля находится телебашня. На другой расположен знаменитый университет «Технион». Также на возвышении находится маяк. Склоны горы покрыты хвойно-лиственным лесом. В основном это сосны, дубы, фисташковые деревья, маслины. Весна в Израиле наступает рано, среди травы можно увидеть множество ярких красивых цветов.

Гора Кармель имеет вулканическое происхождение. Большая часть породы состоит из мела и известняка, поэтому здесь еще в древние времена образовались пещеры. Археологи обнаружили следы присутствия человека, относящиеся к 45-60 тыс. лет до н.э. Кармель упоминается в Библии в связи с рассказом о пророке Илии. Считается, что пророк Илия жил в одной из пещер. Сейчас это место паломничества как иудеев, так и христиан.

У подножия горы и на ее склонах находится один из крупнейших городов Израиля – Хайфа. На одном из склонов также расположен небольшой город Зихрон Яаков. В средней части горы – один из старейших районов Хайфы – Адар (1909 г.). На самой вершине – престижный район Кармель. Хайфа знаменита своим единственным в Израиле метро из 6 станций, проложенным прямо в горе. Кроме того, здесь есть канатная дорога. И, наконец, главная достопримечательность города – Бахайские сады.

На склонах Кармеля сейчас раскинулся национальный парк-заповедник. Здесь разнообразная фауна: водятся дикие кабаны, шакалы, средиземноморские лисы, дикобразы, олени, даманы. Некоторые животные иногда забредают в жилые кварталы города. В парке проложены прогулочные и велосипедные маршруты, а у его границы имеется оборудованный кемпинг.

H G Я O L

Наименование горы, возможно, происходит от др.-евр. כרם (керем ), со значением «виноградник ». Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Исфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение [ | ]

Внешне хребет Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа - Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа - Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан: давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель [ | ]

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных.

Пещера Илии-пророка в Хайфе.

В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца , жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то учёные были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью .

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Кармель в Библии [ | ]

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илия (Элияху ). Сейчас (англ. Cave of Elijah ), в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы , практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи. Место, в котором Илия-пророк победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник [ | ]

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовавшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это лес из сосны алеппской , высаженный фондом. Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В декабре 2010 года на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов. В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС , попавшего в зону пожара, погибло 44 человека. В ходе пожара было эвакуировано 15 000 жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран.

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить средиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель , муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить даманов .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена медоносная пчела . Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух .

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар Кармель », целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

С давних времен желанным местом паломничества для христиан стала гора Кармил на Святой Земле. Игумен Даниил еще в 1104–1107 годах побывал в тех местах. В своем «Хожении» он записал: «Пришли в Хайфу, а оттуда – к горе Кармильской. В этой пещере находится пещера Илии-пророка. Мы поклонились ей».

Через 800 лет Русская духовная миссия приобретет здесь земельный участок, на котором построит русскую церковь во имя пророка Илии, которую в середине ноября 1913 года освятит патриарх Иерусалимский Дамиан.

Ежегодно в престольный праздник помолиться великому пророку собираются православные христиане не только из Хайфы и окрестных селений, но и со всех городов Израиля. Настоятелю Ильинского храма отцу Мирославу приходится в престольный праздник совершать крещение детей, так как православные христиане, живущие на Святой Земле, считают для себя великой честью именно в день пророка Илии подняться на гору Кармил и в русском храме крестить новорожденных. Именем пророка часто нарекают детей. Особым почитанием пользуется пророк Илия среди русских паломников. На это указал в своей проповеди Святейший Патриарх Алексий II, когда 18 июня 1997 года посетил русский храм на горе Кармил.

«Избранный Богом на обращение Израиля от прелести Вааловы»

С горой Кармил связаны важные события ветхозаветной истории. Именно здесь стоял пророк Божий Илия перед всем Израилем и царем Ахавом, когда вызвал ханаанских пророков на состязание и посланным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» (3 Цар 18: 39). Здесь он бросил вызов ложной религии и посрамил жрецов Ваала, поддержав веру в Бога Израиля. Не случайно имя Илия означает – «мой Бог – моя крепость».

История его жизни излагается в 3-й и 4-й Книгах царств Ветхого Завета. Но нам почти ничего не известно о его родителях и его занятиях до призвания к пророческому служению. Святитель Епифаний Кипрский, ссылаясь на церковное предание, сообщает, что отец Илии «видел ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень». Священное Писание называет пророка Илию «фесвитянином, из жителей Галаадских» (3 Цар 17:1). Родом он был, по-видимому, из селения Фесви (другое название – Тишбе). Точное местоположение этого селения до сих пор остается неизвестным: Галаад, или Гилеад, в ветхозаветные времена была большой областью к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Сведения о ней также скупы: известно лишь, что область изобиловала пастбищами, славилась скотоводством. Кроме того, в древние времена был знаменит так называемый галаадский бальзам – смесь из смолы и пряностей, которую использовали для заживления ран.

На свое служение пророк Божий Илия был призван тогда, когда народ Израиля был развращаем «волхованиями Иезавели» (4 Цар 9: 22). Дочь сидонского правителя, она была выдана замуж за царя Ахава. Иезавель поклонялась богам природных стихий и плодородия Ваалу и Астарте. Она убедила Ахава принять свою религию и повелела истребить пророков Божиих, заменив их пророками Ваала. Пророк Илия на горе Кармил доказал, что Иегова есть истинный Бог, молитвой сведя огонь с неба, который попалил выложенный им из камней жертвенник и жертвенного тельца. По преданию, это происходило на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара, что по-арабски означает «сожжение». Предание об Илие-пророке сохраняется и у мусульман, воздающих ему похвалу в Коране. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия.

По другой традиции, гора называется Керен Кармель, и ее название отождествляют с «виноградником Божиим» и «садом». На ее вершинах растет много дубов и сосен, а у подошвы – оливы и лавры. С горы стекают несколько потоков, самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии. В Ветхом Завете воспевается красота и плодородие горы. И сегодня, находясь тут, на горе Кармил, начинаешь понимать, что сама природа помогала жившим здесь в оные времена усваивать уроки Бога – Создателя и Промыслителя.

На горе Кармил

Cеверо-западный хребет плоскогорья, бывшего когда-то центром древнееврейских царств, доходит до самого побережья Средиземного моря, обрываясь горой Кармил. У ее северного склона расположен израильский порт Хайфа. Почва Кармила рыхлая, подвержена эрозии, и потому в горе образовались пещеры. В одной из них и скрывался от царя Ахава и Иезавели Илия. (Иудеи, правда, указывают на другую пещеру, находящуюся ниже по склону горы.)

Гора Кармил дала название католическому ордену кармелитов, основанному в XII веке. Сегодня здесь, на горе, располагается возобновленный в XIX веке мужской монастырь этого ордена «Stella Maris» («Звезда моря»). Это уже четвертый по счету христианский монастырь на этом месте. По преданию, некогда здесь же была обитель во имя пророка Илии, основанная равноапостольной царицей Еленой. Археологические раскопки подтверждают это.

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.

Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии.

На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище.

В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4).

Там, где были Самария и поток Хораф

В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка.

Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6).

Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана.

Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9).

В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили во роны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

Спасаясь от царицы Иезавели

Когда поток Хораф высох, пророк Илия услышал голос, повелевавший ему идти на северо-запад – в Сарепту. Сегодня этот город находится на побережье Средиземного моря, на юге Ливана, и называется он Царпата (Царфат). Во времена пророка Илии это было маленькое селение на Финикийском берегу, почти на середине пути между городами Тиром и Сидоном. Сначала Сарепта принадлежала Сидону, а потом – Тиру. Сидон был финикийским (хананейским) портовым городом на побережье современного Ливана, где его жители поклонялись сидонским богам Ваалу и Астарте. Царица Иезавель, вводившая в Израиле культ Ваала, была дочерью сидонского царя. Сидоняне были врагами Израиля, а пророки предсказывали их городу падение.

В Сарепте пророк Илия жил во время трехлетней засухи. Здесь он находился в доме одной бедной вдовы и своими молитвами вернул к жизни ее умершего сына (см.: 3 Цар 17: 8–24). Во времена блаженного Иеронима († 420) на месте дома вдовы находилась башня, а «в позднейшие времена стояла церковь, где показывали комнату пророка Илии. Мука и масло у вдовы, приютившей пророка Илию, чудесно не истощались во все время его пребывания. На месте бывшего селения Сарепта сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников.

Спустя три года, когда бедствие от голода в Самарии достигло высшей степени, пророк Илия явился сначала начальнику царского двора Авдию, а потом и царю Ахаву, предложив ему собрать весь народ Израильского царства и жрецов Ваала и Астарты на гору Кармил для молитвы об окончании засухи и голода.

Услышав о смерти своих пророков, царица Иезавель пришла в ярость. Пророку Илии ради спасения своей жизни пришлось бежать на юг. Пророк предсказал, что Иезавель умрет насильственной смертью. Так оно и случилось в городе Изреель, расположенном на севере Израиля поблизости от горы Гелвуй, что восточнее современного шоссе Афула-Дженин. В настоящее время здесь находится маленькая деревня Зераин у северо-западной части горы Гильбоа. У царя Ахава в Изрееле был дворец, из окна которого выбросили царицу Иезавель.

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.

В пустыне пророк Илия с горечью размышлял о том, что даже такие великие чудеса, которые произошли на горе Кармил, не могут обратить к вере народ. Он сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Но Господь отправил его в «путь еще превосходнейший» (1 Кор 12: 31). Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, пророк пошел дальше.

Известно, что пророк Илия был в Вирсавии – древнейшем израильском поселении, основанном еще праотцем Авраамом. В наши дни этот город находится юго-восточнее современного Беер-Шевы, а точнее – Тель-Шева, как об этом сообщили в музее Негева, расположенном в Беер-Шеве. Музей, посвященный истории и археологии пустыни Негев, обладает редкими экспонатами, рассказывающими о всех периодах заселения Негева. От бывшей Вирсавии в Тель-Шеве остался большой курган, где когда-то была крепость, возведенная еще во времена царя Соломона. Сам город был построен в форме концентрических кругов. Здесь когда-то был израильский храм, посвященный Адонаю, рядом с которым сохранился жертвенник, углы которого напоминают четыре рога. У внешних ворот бывшего города был вырыт узкий колодец глубиной около 30 м, который связывают с именем праотца Авраама. Кстати, Беер-Шева неоднократно упоминается в Ветхом Завете и это название переводится как «семь колодцев»: здесь надолго останавливались пастухи-скотоводы. По данным музея Нигева, здесь жил и пророк Илия. По дикой, каменистой и опасной дороге, ведущей к горе Хорив на Синайском полуострове, пророк Божий шел в продолжение 40 дней. Тут же, у подножия горы, он нашел себе убежище и провел одну ночь. Значение топонима «Хорив», то есть «сухость», «пустынность», указывает на скалистую пустыню. Другие названия этой горы – Синай и Божия гора, где Моисей получил от Господа скрижали Завета. Однако Синай рассматривается некоторыми исследователями как «многовершинная гора», среди вершин которой трудно определить конкретную гору Хориф.

Пещеру-храм пророка Илии показывают паломникам, когда они спускаются с горы, она находится на ее склоне, ведущим в Иофорову долину. Господь повелел пророку выйти из пещеры и стать на гору в ожидании откровения Божия. Здесь пророк ощущал оставление Завета израильтянами и скорбел об их беззакониях. На горе Хорив Господь явил Себя пророку не в буре и огне, а в веянии тихого ветра («глас хлада тонка»), повелел сделать израильским царем достойного мужа по имени Ииуя, а также призвать на пророческое служение Елисея (см.: 3 Цар 19: 11–13).

После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии, а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.

В день, когда Бог захотел вознести Своего пророка на небо, перед Илией и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. В Иордании, в районе Вади Харрар, где согласно преданию, находится «Вифавара, при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1: 28) и где принял крещение Иисус Христос, можно видеть плоский невысокий «Холм святого Илии», с которого пророк взошел на небеса: явились «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11–12). Этот библейский рассказ послужил основой для народного представления о пророке Илии, разъезжающем по небу на колеснице во время летней грозы.

Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию, беседовавшего со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Мф 17: 3).

Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой (он был первым совершенным девственником в Ветхом. Завете), своей ревностью о славе Божией, своей любовью к молитве, своим аскетическим, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен перед Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию, которую имел пророк. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка.

Отложить Отложено

Последние трагические события вернули наше национальное сознание к горе Кармель, к месту, которое уже с древних времен стало символом верности в наследии нашего народа. Говоря о прошлом можно сожалеть, можно с ностальгией вздыхать, однако в еврейской традиции исторический рассказ становится не просто воспоминанием, а служит пробуждению духовной силы и заложенного в древности потенциала. Ведь Земля Израиля сочетает в себе и прошлое и настоящее, и будущее, ведь о ней сказано: «непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года». (Дварим 11,12).

Местоположение и природная красота горы Кармель превратила ее в одно из любимых мест семейного отдыха и пеших прогулок для многих израильтян. Гора достигает высоты 550 метров, величественно возвышаясь над окружающими ее низменностями и равнинами.

Дождевые осадки просачиваются через скалистые породы, образуя многочисленные пещеры. Источники воды (и современные насосные станции) находятся у подножия горы, а наверху практически нет постоянных водных ресурсов. С началом сельскохозяйственной революции, в древние времена, человек оставил Кармель и поселился у его подножия. Только преследуемые группы населения поднимались на вершину горы, так было с евреями в христианский — Византийский период, так было и с друзами 300 лет тому назад.

Благодаря природным условиям и незначительному присутствию человека, вершину и склоны горы в течение веков покрывал густой естественный лес. Уже в 30-ых годах 20-ого века евреи-олим из Германии сравнивали этот район со Швейцарией. А в 70-ых годах более 100 тысяч дунамов естественного леса были объявлены государственным парком. Для Израиля Кармель имеет большое значение, ведь только 3% страны покрыто естественными лесами. С началом сионистского движения лесные посадки стали символом возвращения еврейского народа и возрождения Страны Израиля. Не случайно, многие израильтяне воспринимают пожар на Кармеле и последовавшие за ним поджоги по всей стране как экологический арабский террор, направленный против всего народа.

По форме Кармель напоминает большой треугольник. Каждая из его «вершин» имеет свое название, историю и особенность. Южная упоминается уже в древних египетских хрониках под названием «Нос лани» (сейчас — «Нос Кармеля»), здесь утопает в зелени Зихрон Яаков — первое еврейское поселение в этом районе. Неподалеку находится сад и пещера, в которой похоронен барон Ротшильд, «отец еврейской общины Израиля», 100 лет тому назад отдавшего все свои силы и богатство на возрождение Страны Израиля.

Крутой склон горы, как верный спутник, идет вдоль моря на протяжении 25 километров с юга на север. Гору и море разделяет узкая прибрежная полоса, называемая «Берег Кармеля». Только в одном месте гора соприкасается с морем, буквально входит в него, и именно здесь располагается Хайфа, третий по величине город в Израиле. Наверное, эта картина стояла пред глазами пророка Йермияу, говорившего: «… и как Кармель в море войдет» (Йермияу 46,18). Здесь, на северной вершине Кармеля, называемого «Глава Кармель», соединяются голубизна моря и неба с зеленым покровом горы и с городом, сбегающим по склону. Центральная часть Хайфы называется haдар — великолепие, по словам пророка Йшааяу — «… великолепие Кармеля и Шарона» (Йешааяу 35,2).

Однако третья и менее посещаемая восточная вершина Кармеля олицетворяет историческую память, связанную с этой горой. По-арабски эта вершина называется Мухрака — «опаленная», а на иврите — Керен а-Кармель — «Угол Кармеля». Как высокая башня вершина горы возвышается над всей округой. С горой Кармель царь Шломо сравнил свою возлюбленную (символ еврейского народа) — «Голова твоя, как гора Кармель …» (Песня Песней 7,6). Именно здесь 2800 лет назад разыгрались события, ставшие символом стойкости и приверженности вере.

В то время в северном Израильском царстве правил царь Ахав. Его жена Изевель, дочь финикийского царя, насаждала в народе культы Бааля (бога дождя) и Ашторет (богини плодородия), центральных кнаанейских идолов, а пророков В-севышнего преследовала и убивала. Против этого выступил пророк Элияу (Илья), в качестве наказания с Небес остановивший дождь на 3 года. А в конце долгой засухи и голода, здесь, на вершине Кармеля, в присутствии царя и всего народа, он вышел один на «состязание» с 450 жрецами Бааля — чтобы все увидели, кто является настоящим «живым» Б-гом.

Идолопоклонники принесли в жертву быка и до вечера взывали, танцевали и секли себя до крови, но Бааль им не ответил. И тогда Элияу восстановил разрушенный жертвенник Б-га, принес свою жертву и приказал обильно облить ее водою. И В-севышний ответил ему огнем, пожравшим и жертву, и дрова, и всю воду. Выражением этого Б-жественного проявления стало провозглашение всего народа: «В-севышний — Он Б-г» и уничтожение жрецов Баала у протекающей у подножия горы речки Кишон. Вслед за этим В-севышний ответил долгожданным дождем, оросившим и оживившим всю Землю Израиля. (Мелахим 1,18).

Те древние события во многом напоминают события последних дней. Долгая засуха, огонь и дождь сплелись в один клубок. И все это во время Хануки, олицетворяющей борьбу еврейского народа за духовную независимость и верность своей культуре, в период внутренних споров о продаже домов и Земли Израиля арабам.