Памятник Затопленным кораблям — символ Севастополя. Памятник затопленным кораблям: Севастополь

Памятник затопленным кораблям (Севастополь, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

История этого памятника начинается в один из самых драматичных моментов Крымской войны, когда в сентябре 1854 г. возникла прямая угроза прорыва англо-французской эскадры в Севастопольскую бухту. Опасность ликвидировали, намеренно затопив на рейде 15 судов Черноморского флота. Спустя полвека у берега, где стояла артиллерийская батарея, поставили памятник затопленным кораблям - словно воинам, отдавшим жизни ради победы. Но случилась Цусимская катастрофа, поэтому монумент так и не удосужились торжественно открыть. После революции его сначала хотели снести, но потом лишь переименовали в памятник погибшим морякам и отломали возвышавшийся над ним крест. Во время Великой Отечественной войны рядом с мемориалом падали бомбы, но он уцелел.

Что посмотреть

На искусственной гранитной скале в 20 м от берега высится белая диоритовая колонна, на ее коринфской капители сидит двуглавый бронзовый орел, увенчанный императорской короной. Орлиную грудь украшает орден Георгия Победоносца, в клюве - венок, сплетенный из лавровых и дубовых листьев, а лапы опираются на флотский якорь.

На пьедестале со стороны Приморского бульвара укреплен барельеф со сценой затопления парусных кораблей в бушующих волнах. Автор скульптурной группы - зодчий Амандус Адамсон, создатель мемориала броненосца «Русалка» в Таллине.

Памятник затопленным кораблям давно стал архитектурным символом Севастополя, он красуется на его официальном гербе рядом с золотой звездой города-героя.

Практическая информация

Расположение: Севастополь, Приморский б-р.

Как добраться: троллейбусами №№ 7, 9, 10,12, 13 до ост. «Площадь Нахимова».

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: На главном морском курорте Западного Крыма - в очаровательной и древней Евпатории , пляжи которой славятся своим мелким песком, а вариантов размещения - целая россыпь, от санаториев и курортных отелей до вип-коттеджей. Размещение в Песчаном можно порекомендовать тем, кто устал от «благ» цивилизации, опции - частные гостевые дома и небольшие пансионаты. Николаевка - «пляж Симферополя», она ближе всех к вокзалу. Черноморское подойдёт для отдыха с детьми, в придачу это одно из самых экологически чистых мест Крыма. Остановиться в Севастополе порекомендуем поклонникам «экскурсионки», а в Балаклаве отлично соблюдён баланс «пляж - экскурсии».
  • Что посмотреть: Музей-панорама Севастополя , мемориал на Сапун-горе, Долину смерти, а также руины античного города Херсонес и Военно-исторический музей Черноморского флота. В Балаклаве стоит осмотреть более 50 монументов Крымской, Великой Отечественной и гражданской войн, в том числе блистательный Малахов курган , а также генуэзскую крепость. Must-see Евпатории : турецкие бани, армянская церковь и 600-летний водопровод. В Николаевке можно вдоволь повеселиться в неплохих клубах на набережной или съездить в

Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Общая высота памятника - 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием первой героической обороны, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи.

После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.

В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."

Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.

В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота...

Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям. Последние исследования выявили участие в создании этого памятника архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга.

Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Символ Севастополя - Памятник затопленным кораблям. Фото crimea-voyage.info.

Facebook

Twitter

Заграждение фарватера

В начале Крымской войны, после неудачного для русской армии Альминского сражения, реальная угроза нависла над Севастополем. Для предотвращения прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, по приказу главнокомандующего князя А.С. Меншикова были затоплены устаревшие парусные суда на входе в Севастопольскую бухту.

Вспоминая ту "Предмировую" войну и затопление кораблей Черноморского флота, чаще всего называют дату 11(23) сентября 1854 года, когда на траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил" и два фрегата: "Сизополь" и "Флора". Но после осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре пришлось дополнительно затопить корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". Так общее число парусных судов на линии заграждения достигло девяти.

А 13(25) февраля 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями стали корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав" и фрегаты "Кагул" и " Мессемврия". Через трое суток, 16(28) февраля, к ним присоединился фрегат "Мидия". Так, шестью судами была образована вторая линия заграждения.

Команды 15 затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов.

Многие факты говорят о том, что вопрос защиты Севастопольской бухты обсуждался задолго до начала военных действий. Поэтому ещё с 1853 года начали проводить различные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей. В августе 1854 года для этой цели пожертвовали одним старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нём поставили паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами всех береговых орудий. Но каково же было всеобщее удивление, когда судно получило только незначительные повреждения, а в фортах от учащённых выстрелов, наоборот, появились заметные трещины... Так пришли к не простому, но самому разумному выходу из создавшегося положения: в помощь береговым батареям поперёк фарватера поставить на дно устаревшие парусные суда.

С одной стороны, мысль правильная, а с другой... топить свои собственные корабли страшно даже подумать. Поэтому окончательная формулировка такого решения требовала не столько тактической мудрости, сколько мужества и решительности.

9 сентября на военном совете начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов предложил выйти в море и всеми силами атаковать корабли противника, а в случае неудачи сцепиться на абордаж и умереть со славой, взорвав себя и часть неприятельского флота. Но командир линейного корабля "Селафаил" капитан 1-го ранга Зорин решился высказать иную точку зрения. Он предложил затопить поперёк входа в бухту часть старых судов, а моряков свести на берег, и там, на бастионах, защищать Севастополь. С этим предложением согласились многие, в том числе и командир эскадры вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.

Эффективность такого действия признал и неприятель:

Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями, – писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.

Ключом к быстрой и лёгкой победе была Севастопольская бухта. Но даже явное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая ими морская атака севастопольских батарей закончилась конфузом, многие их корабли получили серьёзные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских бомбардиров.

Позднее для захвата бухты англичане придумали более радикальное средство... Трудно судить, какой бы мог быть толк от их изобретения, и не получили бы они так же "по ушам" как в контрминной войне, однако на этот раз вмешалась сама природа. 2 ноября во время шторма ушёл на дно винтовой пароход "Принц", который вёз секретное оружие для подрыва затопленных русских судов, заградивших вход в Севастопольскую бухту.

Но как это ни покажется странным, самую большую опасность представляли не вражеские корабли и даже не их "секретное оружие", а то искреннее и честное, но всё же ошибочное убеждение, что корабли в бухте вообще не нужно было топить. Некоторые исследователи даже после войны придерживались того мнения, что заграждение фарватера затопленными кораблями было ошибкой.

Поэтому надо отдать должное главнокомандующему князю Меншикову, что он настоял именно на таком поистине спасительном решении.

Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не таким уж фантастическим.

Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором, повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и возможностям неприятельский флот значительно утратил своё опасное преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей стороны.

Затопленные корабли меньше всего заслуживали быть названными потерей. Именно они в обороне больше всех и участвовали, закрыв путь к победе всему неприятельскому флоту.

Когда через 349 дней после начала обороны русское героическое войско оставило южную сторону, неприятельские армии, доведённые за время осады до крайнего морально-психологического истощения, о Крыме уже не мечтали. И европейские политики были вынуждены отказаться от своих "наполеоновских" планов.

11 месяцев слабо укреплённый город сковывал многократно превосходящие силы противника. О беспримерном героизме державших оборону доблестных воинах с уважением писали газеты даже тех государств, которые всё новыми и новыми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы.

349-дневная эпопея Севастополя прославила его защитников на весь мир.

Торжественный монумент

Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей, на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море, в десяти саженях (23 м) от берега возвели монумент. Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года.

С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент.

Например, мало кому известно, что после передачи мемориального сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события русско-японской войны и начало первой русской революции.

В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: "колонна памяти погибшим морякам" (за всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных названий).

Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением. Возможно, именно тогда с короны сняли крест и придумали легенду, что на капители памятника "бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок".

Этот "ветер перемен" был посерьёзнее землетрясения 1927 года, которое Монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей.

Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер "Продромос". На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.

Обратимся к монументу

Стоя на берегу, хорошо любоваться его гранитным пьедесталом и семиметровой диоритовой колонной, но только со стороны моря в символическом образе двуглавого орла можно увидеть, как через много лет после легендарных событий великая держава Россия чествует своих героев. В том числе и тех, чьими усилиями задача обороны Севастопольской бухты была успешно решена с уникальной экономией сил и средств.

По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая – из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

Увенчанный большой императорской короной, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орёл чествует героев.

Он обращён к морю. Поэтому, в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: памятник Затопленным кораблям – торжественный монумент славы.

У всемирно известного мемориального сооружения три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

В газете "Крымский Вестник" удалось обнаружить краткое сообщение о том, что А.Г. Адамсон посетил Севастополь 25 октября 1904 года. Возможно, он привозил отлитые в Петербурге бронзовые детали Памятника и наблюдал за их установкой, ведь работы шли не только до осени 1904 года, но и после этого времени, поскольку празднества были отложены до окончания русско-японской войны, и официальная передача монумента городу состоялась только в 1905 году. Технической стороной дела руководил талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.

Волшебная каpта

В некоторых путеводителях говорится, что на памятнике Затопленным кораблям есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий затопления кораблей.

Однако, если подплыть к памятнику и внимательно его осмотреть, никакой карты вы не увидите. Но зато на бронзовой картине, в правом нижнем углу можно заметить отчетливый автограф Амандуса Генриха Адамсона: "А.Адамсонъ Скульп. 1904".

Амандус Генрих Адамсон

В некоторых источниках говорится, что "автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим, в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке указан и памятник затопленным кораблям".

Видимо, кому-то проплыть 20 метров от набережной и подняться на высоту 7 метров над уровнем моря было сложней, чем добраться до ленинградского архива.

Описание памятника Затопленным кораблям

Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители.

Фото Р. Мустафина 2009г.

Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца.

База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы.

Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". Общая высота памятника – 16,7 м, высота колонны – 7,1 м, средний диаметр колонны – 0,95 м, размах крыльев орла – 2,67 м.

На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом – изображено число "1854", на правом – "1855".

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.

На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей.

Памятник Затопленным кораблям – главный символ Севастополя, сооружён в 1905 году к 50-летию Первой героической обороны.

Севастополь-это особенный город. Уникальная атмосфера, морские пейзажи, яркое солнце-только этого уже достаточно, чтобы привлечь сюда множество туристов.
Но кроме этого город может похвастаться разнообразными архитектурными достопримечательностями, а его многочисленные памятники-рассказать о славных воинских подвигах, которыми так богата его история.

Памятник, о котором пойдет речь – яркая и любимая туристами достопримечательность Севастополя. Монумент можно без преувеличения назвать гордостью Крыма. В 1969 году он был изображен на гербе города-героя, а в 2000-на флаге.

Как добраться к памятнику?

Лучше всего начинать движение от площади Нахимова или с Приморского бульвара. Достопримечательность расположена в Артбухте. Высота монумента-более 16 метров, поэтому его отовсюду хорошо видно.

Устройство памятника

В 23 метрах от берега установлена гранитная скала. Из нее выступает величественный каменный пьедестал, на котором высится семиметровая колонна. На ее вершине сидит двуглавый орел, чья голова увенчана императорской короной. В клюве он держит венок и якорь. Половину венка составляют листья лавра, другую- листья дуба. Лавр символизирует славу, победу и триумф, а дуб-силу, стойкость и зрелость. На груди орла сияет щит с изображенным на ним Святым Георгием Победоносцем. На пьедестале находится барельеф со сценой затопления кораблей. Под изображением выбиты слова: «Въ память кораблей затопленныхъ в 1854 и 1855 г.г.для загражденiя входа на рейдъ». На набережной напротив памятника стоят два якоря с тех самых кораблей.

Проект монумента был создан скульптором А.Г. Адамсоном, архитектором В.А.Фельдманом и военным инженером Ф.О. Энбергом.

Интересно, что орел «смотрит» не на набережную, а на море. То есть увидеть монумент во всей его красе можно только из акватории. В этом заключается символизм Памятника затопленным кораблям: он чествует героев-моряков, поэтому и взгляд его обращен в ту сторону, где началась героическая борьба защитников города.
Высота всей композиции — 16,7 метров, размах крыльев орла — 2,67 метра. Вся композиция выполнена из бронзы.

История памятника

В начале Крымской войны, когда несколько важных сражений были уже проиграны, Севастополь находился под реальной угрозой захвата неприятелем. На военном штабе 9 сентября 1853 состоялось обсуждение, какую тактику выбрать для защиты города.

Выступавший вице-адмирал Корнилов высказал предложение всем кораблям выйти в море, чтобы изо всех сил атаковать неприятеля, а если это не удастся - идти на абордаж и погибнуть смертью храбрых, уничтожив такой ценой и часть флота противника.

Однако командир «Селафаила» Зорин неожиданно предложил другое решение. Он сказал речь, в которой призвал затопить старые суда таким образом, чтобы они преградили вход в бухту. Моряков же поставить на бастионы для защиты города на суше.

Это было сложное для всех решение. Топить свои корабли непросто. Но главнокомандующий князь Меньшиков, собравшись с духом, все же отдал такой приказ. Вице-адмирал Нахимов также поддержал это решение. Оба они знали, что целью неприятельской коалиции, в которую входили Англия, Франция и Турция, был захват всего Крыма. И, конечно, Севастополь просто обязан был устоять, чтобы не дать свершиться этим планам!

Всего затопили 15 кораблей: 9 на первой и 6 на второй линиях. Их экипаж перешел на бастионы и держал оборону там.
Такой маневр русского войска значительно повлиял на ход войны, ведь мощный неприятельский флот был практически нейтрализован, при этом без единого выстрела!
Поэтому те 15 кораблей, которые были затоплены, в полной мере заслужили звание защитников Севастополя.

После этого город оборонялся еще 349 дней, и эта эпопея вошла во все учебники истории и военного дела как пример стойкости и мужества российского войска. После того, как город все-таки пал, у неприятеля уже не осталось сил для захвата всего полуострова.
К 50-летию описанных событий и возведен памятник, о котором идет речь. С тех пор он стал одним из самых любимых достопримечательностей горожан и их гостей.

Война длилась 349 дней

Памятник в годы войны


Хоть памятник и представлял собой отличную мишень, он чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны.

Бомбить Севастополь начали уже 22 июня 1941 года, а одна из бомб даже разорвалась между монументом и берегом. Эта бомба не нанесла монументу вреда, как и многие другие, которые потом не раз падали рядом. Но урон памятник все-таки понес, да и мудрено было остаться невредимым в те страшные годы. Барельеф монумента повредили пули, колонна и капитель тоже были посечены осколками, а в крыльях орла появились пробоины.

Но несмотря на это бойцы советской армии, войдя в город освободителями 9 мая 1944 года, были поражены. Памятник стоял почти целый, а у его подножия горел подбитый немецкий танкер. Эта поразительная картина запечатлена на многих фотографиях того времени.

Памятник Затопленным кораблям в наше время

В канун 100-летия памятника в 200 году его отреставрировали. Укрепили гранитные глыбы, которые за столетие сильно вымыло море, сделали косметический ремонт и заново установили крест на короне орла: в советское время он был варварски спилен. Кроме того, вокруг подводного основания памятника возвели бетонную стену, чтобы создать искусственную преграду для морских волн.

Хотели восстановить и мачту парусного корабля, которая изначально выступала из морских волн. В 1975 году она погибла при сильном шторме. Но, к сожалению, на это финансирования уже не хватило.

Фото Памятника Затопленным кораблям

  • Есть мнение, что крылья орла спроектированы не случайным образом: якобы одно крыло повторяет профиль адмирала Нахимова, а другое-императора Николая I, то есть русского императора и главнокомандующего флота, которые вели ту войну. Многие туристы, рассматривая памятник со стороны моря, уверяют, что так оно и есть, хотя документального подтверждения этой легенде не существует.
  • Памятник затопленным кораблям-это народное название. Так получилось, что этот величественный монумент так никогда и не был открыт официально. В разное время в документах его именовали по-разному. Историки насчитывают от 10 до 17 названий этой достопримечательности! К примеру, 3 августа 1905 года царской канцелярией был издан документ, предписывающий именовать памятник «Местом заграждения Севастопольского фарватера». Однако, как нетрудно заметить, название так и осталось народным-Памятник затопленным кораблям.
  • Монумент возведен на старой устричной банке. Сейчас она, конечно, давно мертва, но в свое время здесь располагался респектабельный ресторан «Поплавок», в центре которого был устроен бассейн. Из него на глазах у гостей доставали свежих устриц прямо к столу.

Любимое место туристов
Сегодня Памятник затопленным кораблям по праву считается визитной карточкой Севастополя. Из всего множества туристов, посещающих город, вряд ли хоть один уехал, не навестив его и не сделав фото на его фоне. Сюда водят экскурсии, как взрослые, так и детские. Ребятам особенно интересно послушать занимательный рассказ экскурсовода о беспримерном мужестве защитников города, которому посвящен этот величественный монумент.

В этом материале мы расскажем вам историю главного военного символа Севастополя – памятника Затопленным кораблям.

О каких исторических событиях напоминает монумент

Он был возведен в 1905 году, в 50-летнюю годовщину окончания Крымской войны. Летом 1854 года коалиция войск Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства блокировала русский флот в Севастопольской бухте. Вражеское объединение планировало взять город за неделю и триумфально завершить войну. Но острота инженерной мысли генерала Эдуард Тотлебена, мужество наших солдат, верная стратегия и тактика полководцев Нахимова и Корнилова не дали замыслам осуществиться.

Павел Степанович Нахимов придумал, как преградить путь в бухту французским и английским кораблям. В сентябре 1854 года на фарватере были затоплены 15 парусников – их устаревшие модификации. Изначально на дно опустили 7, но они пострадали во время разыгравшегося шторма. Затем потопили еще 2, а потом еще 6. Непогода разрушала подводное оборонительное укрепление, и защитникам города приходилось восстанавливать его, добавляя новые суда.

Мачты, скрытые водой, не давали вражескому флоту близко подойти к берегу и открыть артиллерийский огонь по нашим оборонительным укреплениям.

Исследователи военной истории страны осуждают это решение, но оно вовсе не было сумасбродным и необдуманным. Идея приходила на ум многим, в том числе контр-адмиралу флота, Владимиру Ивановичу Истомину.

Перед главнокомандующими стояла практически невыполнимая задача. Силы противника в несколько раз превосходили наши. Решение было правильным. Вражеский флот попытался пройти через препятствие, но был изрешечен береговыми батареями.

Интересно то, что находящиеся на воде русские суда не могли помочь в битве. Более того, перед сдачей города, они тоже были затоплены, но уже из других соображений: они не должны были достаться противнику. После завершения Крымской войны многие из них подняли со дна. Около 20 объектов было отреставрировано и возвращено на воду.

История создания памятника затонувшим кораблям в Севастополе

Высота стелы на гранитном основании достигает 16,5 м. Её установили рядом с площадью, которая носит имя прославленного генерала Крымской войны – Петра Степановича Нахимова. Это самая узнаваемая локация города, объект культурного наследия федерального и национального значения. В 2016 фото памятника погибшим кораблям набрало больше всего голосов в государственном конкурсе и было выбрано для новой денежной купюры номиналом 200 рублей.

Над проектом монумента и его материальным воплощением трудились скульптор А.Г.Адамсон из Академии художеств Петрограда, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер Ф.О. Энберг.

Адамсона ругали за излишний натурализм. У него получилось «оживить» герб страны. Большой двуглавый орел держит в клюве большой венок, левая часть которого лавровая, а правая – дубовая. В верхней части приколот внушительный морской якорь. В геральдике дуб – символ силы, доблести, славы, а лавр – победы, очищения, триумфа. Это сочетание есть и на большом гербе России. Якорь висит на цепи из 15 звеньев. Ровно столько корабельных судов было опущено под воду в стратегических целях.

Гордая птица увенчана императорской короной и андреевской лентой. На груди у него щит с Георгием Победоносцем. Это образ России, которая чествует своих защитников и героев. Запрещенная в советское время символика после революции уничтожалась повсеместно, но севастопольскую стеллу большевики не тронули.

Рьяные приверженцы новой власти возмущались и говорили, что царская корона оскорбляет память погибших во время обороны города. Они предлагали заменить её пятиконечной звездой и провести к ней электроосвещение. Сохранились письменные донесения членов партии, в которых этот вопрос выносился на повестку. Власть не стала вносить серьезных изменений. С короны убрали крест. Он был возвращен обратно только в 2003. После реставрации был установлен латинский символ веры, в то время как изначально там был Георгиевский крест.

Практически в первоначальном виде он успешно просуществовал весь советский период. Более того, в 1969 году фото памятника затопленным кораблям появилось на гербе Севастополя.

Но некоторые перемены все же произошли. В 1905 на гранитном пьедестале была не только стелла, но и корабельная мачта. Она хорошо видна на старинных дореволюционных открытках. Её могли видеть люди, пользующиеся морским транспортом. С берега разглядеть её было невозможно.

Через 50 лет она была утрачена. До 1975 на гранитном монументе сохранялись её остатки, примерно 80%. Люди, занимавшиеся реставрацией памятника, не были подкованы в судомоделизме. Они не обратили внимание на то, что одного элемента не хватает.

В 60-х годах архитектор Адольф Львович Шеффер сделал уникальный фотоснимок. Специалисты могут восстановить первоначальный облик объекта, ориентируясь на это изображение. Но некоторых деталей не хватало уже в тот период, когда было сделано фото. Исследование показало, что мачта была английского типа конца XVIII – начала XIX века.

Если смотреть на стелу с Приморского бульвара, можно увидеть барельеф. На нем в бронзе отлиты контуры затопленных кораблей. Это еще одно творение Адамсона. В правом нижнем углу внимательный взгляд найдет автограф скульптора и год создания бронзовой таблички – 1904. Вероятно, она была отлита в самом начале работ над главным символом обороны Севастополя.

Историк Владимир Салтанов предполагает, что люди, гуляющие по набережной города в начале ХХ века, легко могли разглядеть авторскую подпись. В то время памятник и сушу не разделяла водная гладь. Море было засыпано.

По странному стечению обстоятельств экскурсоводы редко говорят о нем. Упоминания в путеводителях сводятся к цитированию надписи, расположенной под барельефом. Иногда говорится, что на табличке изображена линия затопления парусников.

В годы Великой Отечественной войны стела чудом пережила фашистские бомбардировки. В неё не попал ни один снаряд. Это удивительное стечение обстоятельств. Разъяренные яростным сопротивлением русской армии немцы стремились стереть не желающий сдаваться город с лица земли. Первая мина между стелой и берегом упала 22 июня 1941, а 9 мая у его подножия догорал фашистский танк.

В 2007 году проводилась реконструкция. Памятник затонувшим кораблям был покрыт специальным восковым составов: фото главного символа Севастополя, сделанное в тот временной период, приведено ниже.

Воск должен был оберегать монумент от коррозии и придавать ему золотистое сияние на закате и восходе. Первые полгода все так и было, но потом состав стерся, и стела снова потускнела.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе на карте: как добраться

Бухта, где стоит монумент, находится в черте города. Если вы едете от ж/д вокзала или автостанции, садитесь на общественный транспорт и следуйте до остановки «Площадь Нахимова». Вам подойдут:

  • Троллейбусы № 1, 3, 7, 9.
  • Автобусы № 29, 32, 107, 109.
  • Маршрутки под номерами 4, 71, 109, 110, 112.

В Северной бухте можно сесть на теплоход. Вам подойдут все суда, идущие в Графскую пристань. Они забирают пассажиров каждые 10-15 минут. Первый уходит в 05:10, последний в 23:45.

Когда приедете в город, не удивляйтесь, если местные жители не смогут описать вам памятник правильно. Кто-то думает, что наверху стелы сидит чайка, другие считают – голубь, третьи уверены – самолет. Виной всему удаленность монумента от берега, некачественные путеводители и сувенирная продукция. Благодаря нашему материалу вы узнали все о главной достопримечательности Севастополя и теперь точно привезете домой её правильную миниатюру.